Психология и этика делового общения. Под ред

  • Оглавление
  • Введение
  • РАЗДЕЛ I. Психология и ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК НАУКА 15
  • Глава 1. Предмет, основные категории и задачи психологии и этики делового общения 16
  • 1.1. Основные принципы и понятия дисциплины «Психология и этика делового общения» 16
  • 1.2. Русские мыслители о духовно-нравственных аспектах хозяйственной деятельности 20
  • 1.3. О духовно-нравственном потенциале развития рыночных отношений в современной России 24
  • 1.4. Приоритет психологического аспекта в трехмерной модели управления 28
  • РАЗДЕЛ II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 31
  • Глава 2. Проблемы этики и психологии общения в истории философской и психологической мысли 32
  • Мыслители древности и Нового времени о людях как о субъектах общения 32
  • Психологическое направление в социологии 34
  • Психология народов 38
  • Психология масс 42
  • Психология межличностного общения 44
  • Глава 3. Проблемы психологии личности и межличностного общения в трудах российскихученых 46
  • П. Лавров, Н. Михайловский. Анализ мотивов деятельности людей 46
  • Е. Де-Роберти, Н. Кареев. Психология межличностного общения 48
  • Г. Плеханов, В. Ленин о психологическом складе социальных групп 49
  • Коллективная рефлексология В. Бех¬терева 50
  • А. Ухтомский о доминанте психической деятельности человека 51
  • Д. Узнадзе об установках психической деятельности людей 52
  • Деятельностный подход в психологии. С. Рубинштейн 52
  • Культурологическая теория развития психики. Л. Выготский 53
  • Развитие психологии личности и межличностных отношений в трудах других российских ученых 53
  • Глава 4. Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения 56
  • Бихевиоризм 56
  • Когнитивная психология 59
  • Гештальт-психология 62
  • «Теория поля» К. Левина 63
  • Психоанализ 64
  • Гуманистическая психология 68
  • Интеракционизм 71
  • РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 73
  • Глава 5. Психическая структура личности и практика делового общения 74
  • 5.1. Структура психики по Фрейду
  • 5.2. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Юнга
  • 5.3. Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности
  • Глава 6. Детерминация поведения личности в деловом общении 99
  • 6.1. Факторы детерминации поведения личности 99
  • 6.2. Макро- и микросреда личности 108
  • 6.3. Динамика человеческого поведения 114
  • 6.4. Ролевое поведение в деловом общении 119
  • Глава 7. Психология общения 122
  • 7.1. Общение: виды, структура, функции 122
  • 7.2. Восприятие и понимание в процессе общения 128
  • 7.3. Общение как коммуникация 138
  • 7.4. Общение как взаимодействие 154
  • Глава 8. Деловые переговоры 168
  • 8.1. Переговоры как разновидность общения 168
  • 8.2. Стратегии ведения переговоров и динамица переговоров 170
  • 8.3. Подготовка к переговорам 174
  • 8.4. Введение переговоров 179
  • 8.5. Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей 192
  • 8.6. Тактические приемы ведения переговоров 194
  • Глава 9. Деловое общение и психодиагностика 200
  • 9.1. Психодиагностика и тесты 200
  • 9.2. Классификация тестов 205
  • Глава 10. Деловое общение в рабочей группе 216
  • 10.1. Рабочая группа: социально-психологические особенности 216
  • 10.2. Профессиональная зрелость рабочей группы 218
  • 10.3. Типы взаимоотношений в системе руководитель - подчиненный 221
  • 10.4. Морально-психологический климат коллектива 222
  • 10.5. Классификация психотипов личностей 226
  • 10.6. Проблема лидерства 228
  • 10.7. Роль руководителя в становлении коллектива 230
  • Глава 11. Стиль и социально-психологические проблемы руководства 234
  • 11.1. Стиль руководства 234
  • 11.2. Классическая типология Курта Левина 236
  • 11.3. Выбор оптимального стиля руководства: ситуационный подход 238
  • 11.4. Многомерные модели стилей руководства 243
  • 11.5. Психологические проблемы руководства 247
  • Глава 12. Конфликты и пути их разрешения 264
  • 12.1. Конфликты: виды, структура, стадии протекания 264
  • 12.2. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения 268
  • 12.3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации 271
  • 12.4. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере 279
  • 12.5. Правила поведения в условиях конфликта 281
  • 12.6. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта 282
  • Глава 13. Стрессы. Обретение стрессоустойчивости в деловом общении 285
  • 13.1. Понятие и природа стресса 286
  • 13.2. Причины и источники стресса 290
  • 13.3. Профилактика стрессов в деловом общении 292
  • 13.4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения 296
  • РАЗДЕЛ IV. ЭТИКА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 307
  • Глава 14. Этика делового общения 308
  • 14.1. Ключевые понятия 308
  • 14.2. Этика делового общения и общественно-экономический строй общества 310
  • 14.3. Общие этические принципы и характер делового общения319
  • Глава 15. Этикет и культура делового общения 332
  • 15.1. Деловой этикет 332
  • 15.2. Правила этикета 334
  • 15.3. Правила вербального этикета 337
  • 15.4. Правила общения по телефону 342
  • 15.5. Правила деловой переписки 347
  • РАЗДЕЛ V. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ 353
  • Самооценка деловых качеств руководителя. Определение индивидуального стиля межличностного общения 354
  • Самооценка практических навыков искусства общения и решения конкретных деловых ситуаций 394
  • Словарь важнейших терминов и понятий 398
  • Литература 411

ПСИХОЛОГИЯ

ДЕЛОВОГО

ПСИХОЛОГИЯ

ДЕЛОВОГО

Под редакцией проф.В.Н.Лавриненко

Москва

"Культура и спорт"

Издательское объединение "ЮНИТИ" 1997

ББК 88.5я73

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Ректор акад. А.Н. Романов

Председатель Научно-методического совета проф. Д. М. Дайитбегов

В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, Э.В. Островский, В.П. Ратников, Л.Г. Титова, И.А. Уледова, Л.И. Чернышева, В.В, Юдин

Рецензенты:

кафедра общественных дисциплин Академии налоговой полиции ФСНП РФ и д-р филос. наук проф. Е.В. Попов

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Психология и этика делового общения: Учебник для ву-П86 зов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.;

Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с. ISBN 5-85178-046-0

Одна из основных задач современного руководителя - решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Поэтому в вузах вводится учебная дисциплина "Психология и этика делового общения", носящая во многом прикладной характер. Ее цель - способствовать формированию у дело­вых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности.

Учебник поможет будущим специалистам в формировании психоло­гической и нравственной культуры делового общения (1-е изд. - ЮНИТИ, 1995).

ISBN 5-85178-046-0 ББК 88.5я73

ЮНИТИ, 1997

ВВЕДЕНИЕ

Наука доказывает, а жизнь подтверждает, что успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от ка­чества производимого товара или услуги, но в не меньшей сте­пени и от качества жизни людей, производящих этот товар или услугу

Именно поэтому сегодня опытный руководитель тратит большую часть рабочего дня не на решение финансовых, техни­ческие или организационных проблем, а на решение психологи­ческие задач, возникающих в процессе общения с подчиненны­ми, коллегами и начальством.

Этой двуединой задачей современного хозяйственного управления - необходимостью ориентации не только на резуль­тат, но и на людей, обеспечивающих этот результат, - и обу­словлено включение в программы профессиональной подготов­ки современных экономистов, менеджеров наряду с дисципли­нами „о технике и организации производства также и опреде­ленное минимума гуманитарных, психологических дисциплин.

Так, в Государственном стандарте высшего профессиональ­ного Образования по специальности "Экономика", утвержден­ном Правительством России, указывается, что экономист дол­жен понимать природу человеческой психики, знать основные психические функции, понимать значение воли, эмоций, по­требностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека, уметь дать психологическую характеристи­ку личности, ее темперамента, способностей, интерпретации собственного психического состояния, владеть простейшими приемами саморегуляции, а также осуществлять социально-психическое регулирование в трудовых коллективах" .

" Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. _ М., 1995 - С. 258-262.

Далеко до сих пор у нас сохраняется некоторое скептическое отношение к этому аспекту профессиональной деятельности. И в этом нет ничего удивительного: ведь значимость психологиче­ских факторов в хозяйственной деятельности обнаруживается далеко не просто.

Не сразу утвердилось понимание роли этих факторов и в на­учном мышлении.

Крупный сдвиг в этом направлении произошел только в 30-х гг. XX в., когда американский социолог Элтон Мейо (1880-1949) обосновал доктрину "человеческих отношений". Согласно этой теории, именно человеческий, психологический фактор играет решающую роль в производстве. С тех пор в поле зрения эко­номистов, управленцев попали такие казалось бы эфемерные понятия, как чувства, настроения работников, взаимоотноше­ния, возникающие в процессе труда. Роль этих представлявших­ся ранее несущественными моментов оказалась не столь при­зрачной. Э. Мейо экспериментально доказал, что господство­вавшая долгое время в западных странах теория Фредерика Тей­лора (1856-1915), ориентировавшая бизнесменов на материаль­ную выгоду как на единственный двигатель производства, заво­дит в конце концов в тупик. Выяснилось, что на предприятиях, следовавших принципам тейлоризма, стали получать массовое распространение среди высокооплачиваемых работников явле­ния так называемой "промышленной тоски", апатии, подавлен­ности, повышенной раздражительности, потери всякого интере­са к работе, участились конфликты между рабочими и админи­страцией.

Теория "человеческих отношений" как раз и явилась ответом на возникновение в сфере производства психологических про­блем. Отметим ее основные положения.

1. Согласно этой теории решающее воздействие на трудовую активность людей оказывают не столько материальные, сколько психологические факторы, чувства, настроения работников.

2. В формировании этих факторов весьма велика роль как рациональных, сознательных, так и "нерациональных", подсоз­нательных факторов, глубинных инстинктов, влечений.

3. Настроения, чувства работников являются не только ре­зультатом развития их индивидуальной психики, но и продуктом воздействия групповой, коллективной психологии, результатом так называемого морально-психологического климата коллектива.

Доктрина "человеческих отношений" быстро получила при­знание среди предпринимателей и стала широко применяться в практике управления производством.

На практике теория "человеческих отношений" использова­лась в разных направлениях.

Одно из таких направлений - внедрение чувства принад­лежности к своему трудовому коллективу как к единой семье, которое различными средствами массовой пропаганды стало внедряться в сознание работников. Это чувство подкреплялось изданием заводских газет, проведением совместных праздников, спортивных соревнований, "семейных дней", когда на рабочее место, где трудится, например отец семейства, приглашались его близкие. Особых успехов на этом направлении добились япон­ские предприниматели, интересный опыт которых освещен в книге "Сделано в Японии", написанной президентом фирмы "Сони" Акио Морита.

Психология и этика делового общения. Под ред. Лавриненко В.Н.

4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2005. - 415 с.

Одна из основных функций современного руководителя - решение психологических проблем в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Поэтому в вузах введена учебная дисциплина «Психология и этика делового общения», носящая во многом прикладной характер. Ее цель - способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности и поведения. В четвертое издание учебника включены специальные главы, касающиеся психологии и этики ведения деловых переговоров, а также таких актуальных вопросов, как манипулирования с сознанием людей, в том числе деловых партнеров; внесены новые разработки других проблем теории и практики делового общения.

Учебник поможет будущим и нынешним специалистам в формировании психологической и нравственной культуры делового общения (предыдущие издания - ЮНИТИ, 1995, 1997, 2000).

Формат: pdf / zip ( 4-е изд., 2005. - 415 с. )

Размер: 2 ,09 Мб

/ Download файл

Формат: doc / zip ( 2-е изд., 1997. - 279 с. )

Размер: 938 Кб

/ Download файл

Оглавление
Введение
РАЗДЕЛ I. Психология и ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК НАУКА 15
Глава 1. Предмет, основные категории и задачи психологии и этики делового общения 16
1.1. Основные принципы и понятия дисциплины «Психология и этика делового общения» 16
1.2. Русские мыслители о духовно-нравственных аспектах хозяйственной деятельности 20
1.3. О духовно-нравственном потенциале развития рыночных отношений в современной России 24
1.4. Приоритет психологического аспекта в трехмерной модели управления 28
РАЗДЕЛ II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 31
Глава 2. Проблемы этики и психологии общения в истории философской и психологической мысли 32
Мыслители древности и Нового времени о людях как о субъектах общения 32
Психологическое направление в социологии 34
Психология народов 38
Психология масс 42
Психология межличностного общения 44
Глава 3. Проблемы психологии личности и межличностного общения в трудах российскихученых 46
П. Лавров, Н. Михайловский. Анализ мотивов деятельности людей 46
Е. Де-Роберти, Н. Кареев. Психология межличностного общения 48
Г. Плеханов, В. Ленин о психологическом складе социальных групп 49
Коллективная рефлексология В. Бех¬терева 50
А. Ухтомский о доминанте психической деятельности человека 51
Д. Узнадзе об установках психической деятельности людей 52
Деятельностный подход в психологии. С. Рубинштейн 52
Культурологическая теория развития психики. Л. Выготский 53
Развитие психологии личности и межличностных отношений в трудах других российских ученых 53
Глава 4. Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения 56
Бихевиоризм 56
Когнитивная психология 59
Гештальт-психология 62
«Теория поля» К. Левина 63
Психоанализ 64
Гуманистическая психология 68
Интеракционизм 71
РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 73
Глава 5. Психическая структура личности и практика делового общения 74
5.1. Структура психики по Фрейду
5.2. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Юнга
5.3. Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности
Глава 6. Детерминация поведения личности в деловом общении 99
6.1. Факторы детерминации поведения личности 99
6.2. Макро- и микросреда личности 108
6.3. Динамика человеческого поведения 114
6.4. Ролевое поведение в деловом общении 119
Глава 7. Психология общения 122
7.1. Общение: виды, структура, функции 122
7.2. Восприятие и понимание в процессе общения 128
7.3. Общение как коммуникация 138
7.4. Общение как взаимодействие 154
Глава 8. Деловые переговоры 168
8.1. Переговоры как разновидность общения 168
8.2. Стратегии ведения переговоров и динамица переговоров 170
8.3. Подготовка к переговорам 174
8.4. Введение переговоров 179
8.5. Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей 192
8.6. Тактические приемы ведения переговоров 194
Глава 9. Деловое общение и психодиагностика 200
9.1. Психодиагностика и тесты 200
9.2. Классификация тестов 205
Глава 10. Деловое общение в рабочей группе 216
10.1. Рабочая группа: социально-психологические особенности 216
10.2. Профессиональная зрелость рабочей группы 218
10.3. Типы взаимоотношений в системе руководитель - подчиненный 221
10.4. Морально-психологический климат коллектива 222
10.5. Классификация психотипов личностей 226
10.6. Проблема лидерства 228
10.7. Роль руководителя в становлении коллектива 230
Глава 11. Стиль и социально-психологические проблемы руководства 234
11.1. Стиль руководства 234
11.2. Классическая типология Курта Левина 236
11.3. Выбор оптимального стиля руководства: ситуационный подход 238
11.4. Многомерные модели стилей руководства 243
11.5. Психологические проблемы руководства 247
Глава 12. Конфликты и пути их разрешения 264
12.1. Конфликты: виды, структура, стадии протекания 264
12.2. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения 268
12.3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации 271
12.4. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере 279
12.5. Правила поведения в условиях конфликта 281
12.6. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта 282
Глава 13. Стрессы. Обретение стрессоустойчивости в деловом общении 285
13.1. Понятие и природа стресса 286
13.2. Причины и источники стресса 290
13.3. Профилактика стрессов в деловом общении 292
13.4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения 296
РАЗДЕЛ IV. ЭТИКА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 307
Глава 14. Этика делового общения 308
14.1. Ключевые понятия 308
14.2. Этика делового общения и общественно-экономический строй общества 310
14.3. Общие этические принципы и характер делового общения319
Глава 15. Этикет и культура делового общения 332
15.1. Деловой этикет 332
15.2. Правила этикета 334
15.3. Правила вербального этикета 337
15.4. Правила общения по телефону 342
15.5. Правила деловой переписки 347
РАЗДЕЛ V. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ 353
Самооценка деловых качеств руководителя. Определение индивидуального стиля межличностного общения 354
Самооценка практических навыков искусства общения и решения конкретных деловых ситуаций 394
Словарь важнейших терминов и понятий 398
Литература 411

Тема 1. Предмет и задачи психологии и этики делового общения

1.1 Практические и теоретические предпосылки становления психологии и этики делового общения

Сегодня опытный руководитель тратит большую часть рабочего дня не на решение финансовых, технических или организационных проблем, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством.

Этим обусловлено включение в программы профессиональной подготовки современных экономистов, менеджеров определенного минимума гуманитарных, психологических дисциплин. Экономист должен понимать природу человеческой психики, знать основные психические функции, понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека, уметь дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей, интерпретации собственного психического состояния, владеть простейшими приемами саморегуляции, а также осуществлять социально-психическое регулирование в трудовых коллективах.

Не сразу утвердилось понимание роли этих факторов и в научном мышлении. Крупный сдвиг в этом направлении произошел только в 30-х гг. XX в., когда американский социолог Элтон Мейо (1880-1949) обосновал доктрину "человеческих отношений". Согласно этой теории, именно человеческий, психологический фактор играет решающую роль в производстве. С тех пор в поле зрения экономистов, управленцев попали такие казалось бы эфемерные понятия, как чувства, настроения работников, взаимоотношения, возникающие в процессе труда. Роль этих представлявшихся ранее несущественными моментов оказалась не столь призрачной. Э. Мейо экспериментально доказал, что господствовавшая долгое время в западных странах теория Фредерика Тейлора (1856-1915), ориентировавшая бизнесменов на материальную выгоду как на единственный двигатель производства, заводит в конце концов в тупик. Выяснилось, что на предприятиях, следовавших принципам тейлоризма, стали получать массовое распространение среди высокооплачиваемых работников явления так называемой "промышленной тоски", апатии, подавленности, повышенной раздражительности, потери всякого интереса к работе, участились конфликты между рабочими и администрацией.

Теория "человеческих отношений" как раз и явилась ответом на возникновение в сфере производства психологических проблем. Ее основные положения.

1. Согласно этой теории решающее воздействие на трудовую активность людей оказывают не столько материальные, сколько психологические факторы, чувства, настроения работников.

2. В формировании этих факторов весьма велика роль как рациональных, сознательных, так и "нерациональных", подсознательных факторов, глубинных инстинктов, влечений.

3. Настроения, чувства работников являются не только результатом развития их индивидуальной психики, но и продуктом воздействия групповой, коллективной психологии, результатом так называемого морально-психологического климата коллектива.

Доктрина "человеческих отношений" быстро получила признание среди предпринимателей и стала широко применяться в практике управления производством.

На практике теория "человеческих отношений" использовалась в разных направлениях. Одно из таких направлений - внедрение чувства принадлежности к своему трудовому коллективу как к единой семье, которое различными средствами массовой пропаганды стало внедряться в сознание работников. Это чувство подкреплялось изданием заводских газет, проведением совместных праздников, спортивных соревнований, "семейных дней", когда на рабочее место, где трудится, например, отец семейства, приглашались его близкие.

Другое направление - разработка и осуществление на производстве целой системы мероприятий по повышению уровня взаимоотношений между руководителями и подчиненными. Особое значение придавалось налаживанию человеческих отношений между рабочими и младшими администраторами, мастерами, бригадирами как ключевыми фигурами, обеспечивающими морально-психологический климат в фирме. Мастеров обязывали еженедельно беседовать с каждым рабочим, расспрашивая о домашних делах, занятиях вне предприятия.

Еще одно направление - в практике хозяйствования стало уделяться много внимания даже таким "мелочам", как форма общения между руководителями и подчиненными, вплоть до структуры общего языка, который не разъединял бы, а объединял рабочих и предпринимателей. Так, рекомендовались слова "буржуазия", "рабочий класс" заменять более нейтральными, "администрация", "наемные работники" и т.п.

Расширение практики использования психологических факторов в производстве повлекло за собой два важнейших последствия в развитии духовной сферы общественной жизни:

    быстрыми темпами стала развиваться система психологических наук, в том числе социальная психология и такие прикладные дисциплины, как психология труда, управления и др.;

    успехи развития психологической теории и практики привели к усилению внимания к этой проблематике и в системе образования. Психологические дисциплины стали активно изучаться в университетах и школах бизнеса западных стран, особенно в США. Постепенно во всех развитых странах серьезная общая и профессиональная психологическая подготовка стала неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки квалифицированных специалистов в области экономики и управления.

В результате развертывания всех этих процессов в области психологической науки, образования и бизнеса западных стран сложился определенный стиль управления как совокупность навыков, отличающих современного менеджера: современный руководитель избегает при общении с сотрудниками грубых окриков, высокомерия, всегда приветлив, постоянно улыбается, старается обращаться к работникам по именам, умеет внимательно выслушать каждого подчиненного и даже одевается подобно им, не носит дорогих вещей.

С переходом к рыночной экономике западный и отечественный опыт психологической подготовки руководителей производства стал все шире применяться и в России. В частности происходят серьезные изменения в подготовке кадров, занимающихся организацией и управлением производством во всех его сферах и на всех уровнях, что, в частности, предполагает введение в соответствующих вузах дисциплины психология и этика делового общения.

Эта научная и учебная дисциплина носит во многом прикладной характер. Ее цель - способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности, которая протекает не иначе, как на почве их общения друг с другом. Культура общения, в том числе его психологическая и нравственная культура, во многом определяет его эффективность - будет ли оно успешно развиваться в интересах партнеров или же станет малосодержательным, неэффективным, а то и совсем прекратится, если партнеры не найдут взаимопонимание друг у друга.

Объект дисциплины психология и этика делового общения - идеальная психическая реальность: интеллектуальные, эмоциональные и волевые проявления сознания людей, а также подсознательные проявления их психики. А ее предмет - психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.

Поскольку психология делового общения - составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают психические, процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).

Важнейшими принципами, которыми руководствуется общая психология и все ее отрасли, являются следующие:

Принцип причинности, детерминизма, т.е. признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений как с другими, так и с материальными явлениями;

Принцип системности, т.е. трактовки отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;

Принцип развития, признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.

Конечно, в психологии и этике делового общения речь пойдет не столько об абстрактных общепсихологических категориях и принципах, сколько о профессиональных психологических и в то же время практически ориентированных знаниях, которые могут обеспечить успех той или иной деятельности. Под деловым понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идет об интересах физических и юридических лиц.

Поэтому основной категорией данной учебной дисциплины, впрочем как и общей психологии, является категория "психология личности", включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидуально-психических процессах, свойствах и состояниях, их проявлениях в деловом общении. Без этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами управления человеческими ресурсами.

Именно знания психологии личности помогут предпринимателю, бизнесмену достаточно четко представить себе степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

Но основные процессы, состояния и свойства личности проявляются в межличностном общении, происходящем по формулам "Я - Ты" "Я - Мы", "Мы - Они". Если, по мнению философов, общение является одной из важнейших предпосылок становления человека, то, по мнению современных теоретиков менеджмента, высокий уровень делового общения - решающее условие успешного предпринимательства.

Но для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, например, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, и т.п. Таким образом, еще одной важнейшей категорией рассматриваемой учебной дисциплины является психология общения.

Важнейшей категорией психологии и этики делового общения является психология рабочей группы, команды или трудового коллектива. Ведь деловая активность невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в процессе формирования и жизнедеятельности любой группы реальны такие явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые "мы-чувства" и т.д. Современный менеджер не только обязан учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании, ибо групповая деятельность протекает достаточно эффективно только тогда, когда учитываются некие этические правила и нормы, принимающие характер неписаных законов.

Нравственная сторона делового общения имеет очень большое значение. Как отмечалось, в практике деловой жизни люди стремятся к достижению не только общих, но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не допустить в деловых отношениях забвения золотого правила морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Существенно важно строить деловые отношения на своего рода нравственных регуляторах, при постоянно включенном внутреннем контроле, препятствующем беспредельному эгоизму в партнерских отношениях, который может не только повредить, но и разрушить их.

Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм - укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Практика делового общения разработала немало кодексов чести предпринимателя, профессиональных кодексов банкира и т.п. Жизнь постепенно убеждает, что бизнес на нравственной основе в конечном счете оказывается более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения.

Опираясь на анализ психологии личности рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные взаимосвязанные задачи:

Овладение методами психологической диагностики, приемами описания психологических состояний субъектов производственной деятельности, отдельных работников, руководителей, рабочих групп;

Выработка умений и навыков изменения психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий.

На этой основе обеспечивается, например, поддержание устойчивости, стабильности организаций, рабочих групп, совершенствуются методы подбора и использования персонала, разрешаются внутри- и межгрупповые конфликты, вырабатываются способы оптимизации морально-психологического климата в коллективах, определяются методы стимулирования труда, способы психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.д.

Жизнь настоятельно требует от руководителей, действующих в условиях рынка, неустанного поиска способов удовлетворения в процессе трудовой деятельности не только материальных, но и постоянно изменяющихся социально-психологических потребностей людей. Отсюда становится понятным, что отечественной практике деловых отношений никак не обойтись без овладения принципами и методами психологического обеспечения хозяйственной деятельности. Из области благих пожеланий психологическая подготовка и для современно отечественного руководителя переходит в область суровой необходимости.

Однако, приступая к изучению методов психологического обеспечения хозяйствования, следует также с самого начала предупредить об опасности преувеличения, а тем более абсолютизации этих методов в деловых отношениях. Современный менеджер должен постоянно обеспечивать баланс в распределении усилий между разными направлениями работы, не допуская перекосов в ту или иную сторону.

Современная наука с этой целью выработала в качестве оптимальной модель трехмерного управленческого мышления, которая включает в себя в органической целостности решение организационно-технических задач, задач социально-психологических и задач обеспечения общей эффективности производства, его прибыльности. Опираясь на эту трехмерную модель, современная практика пришла к выводу, что потребители товаров и услуг покупают все же не персонал фирмы, сколь бы благополучен психологически он ни был, а товар, производимый фирмой, или ее услугу. Именно качество продукта поддерживает уровень продаж, а улыбка продавца, официанта или оператора банка - лишь дополнительное вознаграждение.

Навыки общения, психологическая культура должны быть напрямую связаны с продуктами и услугами, обеспечивать их высокое качество.

Нужен баланс между умением управлять людьми и умением производить продукты.

Однако этот комплексный подход к управленческой деятельности не исключает необходимости понимания своеобразия, особой значимости, уникальности ее гуманистического аспекта. Дело в том, что среди многочисленных ресурсов, обеспечивающих успех дела, человеческие ресурсы отличаются одним, но очень существенным качеством: если все ресурсы (финансовые, материально-технические, информационные) истощаются, то человеческие при соответствующем управлении наращиваются, становятся более качественными, ценными. Это делает человеческие ресурсы особенно значимыми и привлекательными в предпринимательстве.

История хозяйства богата как позитивными, так и негативными примерами отношения к человеческим ресурсам. В современном экономическом мышлении все прочнее утверждается идея о том, что вложения в человеческие ресурсы, их профессиональную и общекультурную, в том числе и психологическую подготовку - самое выгодное вложение капитала. Именно поэтому гуманистический менеджмент, нацеленный на развитие свойств и качеств человеческой личности, остается и сегодня приоритетным направлением управленческой деятельности.

Итак, в трехмерном пространстве управления, измеряемом параметрами - продукт, человек, эффективность - управление по параметру "внимание к человеку" является приоритетным. Этим обстоятельством и обусловлены повышенные требования к подготовке менеджера в области знания человеческой психологии.

Изучение курса психологии и этики делового общения призвано обеспечить специалистов, руководителей хозяйственных организаций новейшими психологическими технологиями, методами их использования в целях повышения эффективности производства.

1.2 Деловое общение и психодиагностика

Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности, ее реальное состояние и возможности, степень конфликтности и коммуникабельности. Разумеется, серьезные исследования человеческой психики требуют сложного и многоаспектного анализа, использования разнообразного набора конкретных методик. И осуществлением его могут заниматься лишь профессиональные психологи.

Но для диагностики личности, ее интеллекта, межличностных отношений в коллективе, в семье широко используются и популярные психодиагностические методики, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую ценность. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностные особенности, наконец степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют.

Естественно, что наиболее высокие требования предъявляются к психической организации, личностным качествам и интеллекту человека, являющегося руководителем. Современный руководитель обязан обладать элементарной социально-психологической культурой и уметь диагностировать не только личностные характеристики, но и коллективные, например такие, как нарастание уровня конфликта, изменение и формирование общественного мнения, и многие другие.

Именно психодиагностика позволит проанализировать и найти конструктивный подход к разрешению таких проблем, как психологический климат в коллективе, динамика настроения, конфронтация лидеров. Включенность современного человека в сложные социальные зависимости диктует насущную потребность для каждого члена рабочей группы в психодиагностике своего состояния, своих возможностей и перспектив своей деятельности.

Психодиагностика определяется как область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуальных психологических особенностей личности.

Психодиагностические методы достаточно быстро и надежно обеспечивают сбор данных для формирования психологического диагноза. Они предполагают обязательное сравнение, сопоставление получаемых данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение о выраженности психологических или психофизиологических особенностей одного испытуемого или групп.

В психодиагностике выделяют малоформализованные и высокоформализованные методики.

К малоформализованным относятся наблюдения, опросы, беседы, с помощью которых фиксируются виды поведенческих реакций испытуемых в разных условиях, личностные особенности и многое другое, что трудно выявить другими способами. Так как использование малоформализованных методов требует высокого профессионализма, то применяются они совместно с методиками высокоформализованными, поскольку дают результаты, мало зависящие от личности психолога.

Малоформализованные методы дают возможность познакомиться с биографией человека и его жизненными ценностями, удовлетворенностью своим местом и ролью в коллективе. Лишь на первый взгляд этот метод прост, он требует особого мастерства расположить к себе людей, уметь задавать вопросы и определять степень искренности исследуемого.

Высокоформализованные методики - это тесты, анкеты, проективные методики и психофизиологические методики.

Показатели качества психодиагностических методик - надежность и валидность. Надежность показывает, насколько точно производится измерение и насколько можно доверять получаемым результатам, а валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств и насколько она эффективна.

Несомненно самые популярные методики в настоящее время - это тесты. Что же такое тест? В психодиагностике тест - проба, испытание - это кратковременное, стандартизированное задание, позволяющее измерить уровень развития определенного психологического качества личности.

Существующее представление о доступности теста не соответствует действительности. Анализ результата теста предполагает наличие социально-психологической культуры, даже если определяются простейшие характеристики личности, объективно способствующие общению с людьми или достижению успеха. Тесты позволяют за короткое время получить индивидуально-психологические характеристики личности по определенным параметрам.

В зависимости от способов предъявления материала и испытуемых вспомогательных средств выделяют и различные типы тестов.

Различают тесты, выполняемые индивидуально и группой, устно и письменно, вербально и невербально.

Вербальные - это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме. Невербальные тесты - представленные чертежами, графиками, картинками.

Различают тесты интеллекта, способностей и достижений, и личностные.

Современная деловая жизнь выдвигает задачи измерения различных по степени сложности переменных, характеризующих внутренний мир человека. Области применения как профессиональных, так и популярных психологических тестов можно обозначить так:

Самопознание - тесты формируют объективную оценку личных и деловых качеств, корректируют стереотипы восприятия самого себя и других людей, определяют цели и средства профессионального роста;

Оценка взаимоотношений с близкими - тесты позволяют оценить потребность в принадлежности и любви, чувствовать себя защищенным;

Оценка психологических проблем коллектива - тесты позволяют определить степень конфликтности в коллективе, стиль руководства, анализировать производственные ситуации.

Люди, часто и много общающиеся с представителями разных социальных групп, разных возрастов, разных профессиональных групп, могут получить важную психологическую информацию о человеке, если обратят внимание на такие его особенности, как:

    избегает ли он смотреть в глаза при разговоре;

    часто ли говорит о себе в третьем лице;

    никогда не говорит и не признается в своих ошибках;

    боится ли невыгодно выглядеть в глазах других;

    всегда ли видит все в черном свете,

    вечно ли поучает других как жить;

    постоянно пониженное настроение и др.

Следует отметить, что психологический портрет другого человека объективно составить подчас проще, чем составить представление о себе как члене коллектива, выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Эти задачи решаются в процессе тестирования по методике Т. Лири - диагностике межличностных отношений. Это опросник состоит из 128 характерологических утверждений.

Он дает описание характера человека и предназначен для измерения степени выраженности свойств, проявляющихся в межличностном общении: доминантность, уверенность в себе, непреклонность, независимость, зависимость, неуверенность в себе, общительность, отзывчивость.

Эта методика позволяет решить три задачи:

    установить степень выраженности свойств характера;

    описать зоны потенциального внутреннего конфликта;

    изучить психологическую совместимость людей, проанализировать причины конфликта, предпочтений, ожиданий.

Существует несколько вариантов выполнения этого теста. Все они требуют умения взглянуть на себя со стороны и дать адекватную оценку своему характеру. Человек должен понимать, что нередко он сам - источник своих проблем, следовательно, он сам должен сделать первые шаги в преобразовании своей личности.

История возникновения тестов такова. Английский ученый Фрэнсис Гальтон (1822-1911) в конце прошлого века провел первые научно обоснованные испытания тестированием. В своей лаборатории в Лондоне за небольшую плату он тестировал всех желающих определить свои физические и психологические способности. Ф. Гальтона иногда называют первым практикующим психологом. Он собирался охватить все население Англии, чтобы определить уровень психических ресурсов страны. А свои исследования он назвал словом "тест", которое широко вошло в психологический лексикон.

Настоящую популярность тесты получили после опубликования в 1908 г. французскими психологами А. Бине, Г. Симоном шкалы умственного развития для детей и школьников. Позднее эти тесты стали очень популярны в Германии, России и США. А. Бине искал психологические средства, с помощью которых удалось бы отделить детей способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдал врожденными дефектами. Его опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены среди многих людей разных возрастов.

Психология и этика делового общения. Под ред. Лавриненко В.Н.

Введение
РАЗДЕЛ I. Психология и ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК НАУКА 15
Глава 1. Предмет, основные категории и задачи психологии и этики делового общения 16
1.1. Основные принципы и понятия дисциплины «Психология и этика делового общения» 16
1.2. Русские мыслители о духовно-нравственных аспектах хозяйственной деятельности 20
1.3. О духовно-нравственном потенциале развития рыночных отношений в современной России 24
1.4. Приоритет психологического аспекта в трехмерной модели управления 28
РАЗДЕЛ II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 31
Глава 2. Проблемы этики и психологии общения в истории философской и психологической мысли 32
Мыслители древности и Нового времени о людях как о субъектах общения 32
Психологическое направление в социологии 34
Психология народов 38
Психология масс 42
Психология межличностного общения 44
Глава 3. Проблемы психологии личности и межличностного общения в трудах российскихученых 46
П. Лавров, Н. Михайловский. Анализ мотивов деятельности людей 46
Е. Де-Роберти, Н. Кареев. Психология межличностного общения 48
Г. Плеханов, В. Ленин о психологическом складе социальных групп 49
Коллективная рефлексология В. Бех¬терева 50
А. Ухтомский о доминанте психической деятельности человека 51
Д. Узнадзе об установках психической деятельности людей 52
Деятельностный подход в психологии. С. Рубинштейн 52
Культурологическая теория развития психики. Л. Выготский 53
Развитие психологии личности и межличностных отношений в трудах других российских ученых 53
Глава 4. Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения 56
Бихевиоризм 56
Когнитивная психология 59
Гештальт-психология 62
«Теория поля» К. Левина 63
Психоанализ 64
Гуманистическая психология 68
Интеракционизм 71
РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 73
Глава 5. Психическая структура личности и практика делового общения 74
5.1. Структура психики по Фрейду
5.2. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Юнга
5.3. Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности
Глава 6. Детерминация поведения личности в деловом общении 99
6.1. Факторы детерминации поведения личности 99
6.2. Макро- и микросреда личности 108
6.3. Динамика человеческого поведения 114
6.4. Ролевое поведение в деловом общении 119
Глава 7. Психология общения 122
7.1. Общение: виды, структура, функции 122
7.2. Восприятие и понимание в процессе общения 128
7.3. Общение как коммуникация 138
7.4. Общение как взаимодействие 154
Глава 8. Деловые переговоры 168
8.1. Переговоры как разновидность общения 168
8.2. Стратегии ведения переговоров и динамица переговоров 170
8.3. Подготовка к переговорам 174
8.4. Введение переговоров 179
8.5. Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей 192
8.6. Тактические приемы ведения переговоров 194
Глава 9. Деловое общение и психодиагностика 200
9.1. Психодиагностика и тесты 200
9.2. Классификация тестов 205
Глава 10. Деловое общение в рабочей группе 216
10.1. Рабочая группа: социально-психологические особенности 216
10.2. Профессиональная зрелость рабочей группы 218
10.3. Типы взаимоотношений в системе руководитель - подчиненный 221
10.4. Морально-психологический климат коллектива 222
10.5. Классификация психотипов личностей 226
10.6. Проблема лидерства 228
10.7. Роль руководителя в становлении коллектива 230
Глава 11. Стиль и социально-психологические проблемы руководства 234
11.1. Стиль руководства 234
11.2. Классическая типология Курта Левина 236
11.3. Выбор оптимального стиля руководства: ситуационный подход 238
11.4. Многомерные модели стилей руководства 243
11.5. Психологические проблемы руководства 247
Глава 12. Конфликты и пути их разрешения 264
12.1. Конфликты: виды, структура, стадии протекания 264
12.2. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения 268
12.3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации 271
12.4. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере 279
12.5. Правила поведения в условиях конфликта 281
12.6. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта 282
Глава 13. Стрессы. Обретение стрессоустойчивости в деловом общении 285
13.1. Понятие и природа стресса 286
13.2. Причины и источники стресса 290
13.3. Профилактика стрессов в деловом общении 292
13.4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения 296
РАЗДЕЛ IV. ЭТИКА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 307
Глава 14. Этика делового общения 308
14.1. Ключевые понятия 308
14.2. Этика делового общения и общественно-экономический строй общества 310
14.3. Общие этические принципы и характер делового общения319
Глава 15. Этикет и культура делового общения 332
15.1. Деловой этикет 332
15.2. Правила этикета 334
15.3. Правила вербального этикета 337
15.4. Правила общения по телефону 342
15.5. Правила деловой переписки 347
РАЗДЕЛ V. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ 353
Самооценка деловых качеств руководителя. Определение индивидуального стиля межличностного общения 354
Самооценка практических навыков искусства общения и решения конкретных деловых ситуаций 394
Словарь важнейших терминов и понятий 398
Литература 411