По страницам газет и журналов второй половины XIX века. По страницам старых газет

Стоит всего два дня почитать газеты, хотя бы отдельные параграфы, взятые наугад, и признаки надвигающегося будущего человеческого рода становятся тревожно угрожающими. Президент Соединенных Штатов вел переговоры в столице Союза Советских Социалистических Республик с его лидером об ограничении гон-кн атомных вооружений, и все это закончилось соглашением об ограничении обороны гражданского населения, но не ограничением развития и производства атомного вооружения, по крайней мере на последующие одиннадцать лет. Я сказал об этом первому человеку, с которым мне удалось поговорить в тот день. «Разве можно, – воскликнул он, -" оставить население беззащитным, когда продолжается неограниченное наращивание все более и более совершенного атомного оружия? Он подумал, что я ошибся, пересказывая ему то, что прочел. Но я не ошибся. «Я бы понял соглашение о развитии средств защиты мирного населения путем прекращения производства более мощных и более изощренных видов оружия массового уничтожения», – сказал он, словно читая мои мысли. Но, как мм поняли, нет никакой логики, когда обе стороны ведут переговоры за столом, под которым зияет пропасть, когда обе стороны в основе своей иррациональны. Человек как вид иррационален, и те, кто наиболее восприимчив к атавистическому импульсу самоуничтожения, имеют только тонкую кожу, под которой пульсирует вожделенное желание разжечь мировую катастрофу.

Газеты сообщают: Советская Россия располагает атомным оружием большой разрушительной силы; Соединенные Штаты разработали боеголовки, которые превосходят коммунистический арсенал. И коммунистический лагерь настаивает на более продолжительном периоде неограниченного производства ракет с боеголовками.

Ребенка и юношу ведут к одновременной общей гибели в огне; и я не могу не вспомнить груду сгоревших лошадиных тел в конюшне, в которую меня, тогда, вероятно, четырехлетнего ребенка, привели через несколько дней после пожара.

Еще одна заметка почти с радостью сообщает читателям газеты: через несколько лет в «клубе» атомной бомбы будет уже две дюжины членов. Ричард Никсон во время своего квазимирного и триумфального визита на Средний Восток пообещал атомный реактор Египту. Индия, которая получила плутоний из Канады для мирных целей, недавно произвела взрыв атомной бомбы, и в это время Индира Ганди, все еще заявляющая, что атом существует исключительно для мирных целей, обещает, согласно другой газетной заметке, вскоре испытать термоядерную бомбу. Большинство индийского населения в 600 миллионов человек стоит у черты голода. Бедные, несчастные и голодные, лишенные крыши над головой, протягивающие свои исхудавшие дрожащие руки за горстью риса – это несовместимо с вступлением в самый дорогой «клуб» для избранных. Через несколько лет он уже не будет «клубом» для избранных. Еще одна крайне перенаселенная страна, Египет, ликует в связи с перспективой атомного реактора, горючего и бомбы. По какой же тогда причине Иди Амин, Большой Папочка из Уганды, не допускается в этот «клуб»? Амин, который пользовался ледорубами, чтобы снимать скальпы с тех, кто пришли в немилость: стоит ли отказывать ему в возможности устроить «Ыд Ьапц», если членство в клубе достигнет двух дюжин?

Это поколение также не имеет пророка, или чрезвычайно бедно лидерами. Нет никого, кого стоило бы послушать. Поколение развивающейся технологии, где нет никого, кто обладал бы этическим авторитетом, чей голос был бы воспринят. Предшествующие поколения имели таких лидеров.

Александр Солженицын увидел беззаконие в грандиозных масштабах, когда человеческие существа обесчелове-чивались диктаторским режимом в камерах инквизиции, в тюрьмах, в рабских трудовых лагерях, в психиатрических больницах. Но он видел спасение в возврате к мифическому славянофильскому движению: Россия, как третий Иерусалим, крестьянская община, как будто цивилизация – от дьявола, как считал в последние годы и Лев Толстой, пророк судного дня.

По телевидению, незадолго до того, как были сообщены новости с московской конференции глав правительств, американского зрителя приветствовал, молодой шестнадцатилетний гуру со словами «Бог», написанными на его голове и троне, который только что завел себе невесту. Это не только не было сочтено кощунством, но ему были сделаны денежные пожертвования, а его доход освобожден от налогов, как это принято в Соединенных Штатах, где по кон-ституцни церковь отделена от государства.

«Вы никогда еще так хорошо не поступали, – воскликнул президент. – Вы самая процветающая нация». Некоторые престарелые граждане поменяли привычную еду на еду для кошек и сабак, так как их доллары, вложенные в спасительные боны, ибо таков был их патриотический долг, теряют свою стоимость день ото дня, почти по часам. Перевернем газетную страницу. Еще одна маленькая заметка: департамент торговли понес два миллиона долларов убытков за год от магазинных краж. По статистике, если разделить эту сумму на число жителей Америки, эта цифра означает, что каждый из нас, включая детей, украл за год товаров на сумму в десять долларов. Насильников-рецидивистов освобождают после их чистосердечного признания или дают им условные приговоры по решению суда. Что делать президенту с такой страной? Атомная кнопка всегда у него под рукой.

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с информацией о прошлых и современных взрослых и детских журналах и газетах.
  2. Способствовать развитию интереса к чтению газет и журналов, удовлетворению потребности читать и узнавать новое.
  3. Стимулировать интеллектуальную и творческую активность, развивать культуру чтения учащихся.

Подготовительная и конкурсная работа.

Участвуют учащиеся 2-3х. классов. Выявляется 2 победителя из каждого класса, 2 – вторых места, 2 – третьих места

1. Выставка журналов и газет прошлого и настоящего времени.

2.Анкета для участников.

“Самый …….”

  1. Любишь ли ты читать газеты и журналы?
  2. Какая твоя самая любимая газета или журнал?
  3. Какие журналы и газеты выписывает твоя семья?
  4. Какие журналы и газеты тебе известны?

3. Конкурс “ Обложка моего любимого журнала” (можно пользоваться помощью родителей”.

4. Конкурс “ Самая лучшая статья”.

Оформление: посередине стол с газетами и журналами, на доске название газет и журналов, обложки журналов, выполненные детьми.

Заметка – небольшое газетное сообщение.
Статья – большое газетное сообщение по какой либо конкретной теме.
Рубрика – раздел в газете или журнале, посвященный какой либо конкретной теме.

1.Вступительное слово.

Уважаемые ребята! Наш информационный час мы посвятим важным предметам, которые можно встретить без преувеличения в каждом доме. Эти

предметы пользуются вниманием президента и рабочего, учителя и врача, военного и инженера.

Отгадайте загадки, о чем будет идти речь сегодня на нашем классном часе.

Чтоб узнать про то и это,
В руки мы берем …. (газету)

Он красивый, толстый очень.
В нем узнаешь что захочешь.
Я читал, его устал,
А зовут его …. (журнал)

(Дети читают стихи)

1.Все узнать про то, про это
Помогает нам газета.
В доме все ее читают,
Утром ранним ожидают.
Ждем, когда доставит в дом
Газету местный почтальон.

2.Читаю газету, читаю газету
И радуюсь я этим фактом при этом.
Газета расскажет о добрых делах,
Газета расскажет о наших мечтах,
О честных и преданных, искренних людях,
О наших победах сказать не забудет.

3.Я бегу в киоск газетный.
В нем изданий просто тьма,
Только нужен мне конкретный
Интересный мой журнал.
Все про спорт, соревнованья
Я всегда читаю в нем.
Лучше нет, друзья, изданья,
Лучший друг на свете он.

4.Очень много потрудился?
Очень сильно ты устал?
Если хочешь разрядиться-
Открывай скорей журнал!

5.Информация – на выбор!
Только успевай читать!
Что душе твоей так мило,
В журнале можешь ты узнать.

6.Здесь и кроссворды, статьи, адреса,
Здесь нас научат творить чудеса,
Можешь проникнуть в научные тайны,
Встречи с учеными в нем не случайны.

7.Словом ты хочешь себе развлеченья,
Чтобы оно сочеталось с ученьем?
Друг, торопись, не томись, не скучай!
Встречу с журналом себе назначай!

Перед вами большая разновидность газет и журналов. Сейчас время назвать победителя нашего самого первого конкурса в номинации “ Газеты и журналы прошлого и настоящего”

Беседа с учащимися.

– Кто может показать мне на столе газету, журнал?

– Чем отличается газета от журнала?

– Для чего людям нужны газеты и журналы?

– Где можно купить газету или журнал?

– Какие газеты и журналы читают ваши родители?

– Как, вы думаете существуют ли профессиональные газеты?

– Может ли современный человек обойтись без газет и журналов?

– Какие чувства, на ваш взгляд, испытывает человек, прочитавший хорошую новость в газете или узнавший из журнала о хороших людях?

– Ребята, вам была предоставлена анкета. Жюри ознакомилась с вашими ответами и сейчас сообщит нам результаты второго конкурса “ Самый….

А сейчас вы ознакомитесь с историей возникновения журналов и газет.

1-й участник.

Первая газета не была похожа на современную. Она больше напоминала письмо, в котором содержались новости.

В V веке до нашей эры в городе Риме жил человек, который занимался тем, что писал письма – сообщения и рассылал их людям, которые жили далеко от столицы.

При известном римском императоре Юлии Цезаре возник первый информационный бюллетень, который был посвящен объявлениям правительства и назывался “ События дня”. Впервые газета появилась в 16 веке. Ее основали немецкие банкиры Фаггерсы, которым нужна была информация о происходящих в мире событиях.

В это же время в Италии, в городе Венеции, знаменитом своими каналами, появилась первая городская газета. На больших площадях этого города вывешивались листки бумаги, из которых горожане узнавали о самых важных событиях, происходящих в нем.

Некоторые люди очень хотели взять листки домой, чтобы прочитать их в семейном кругу, вместе с родными и близкими. Однако власти города опасались, что люди возьмут листки почитать и не вернут их обратно. Тогда

Они решили взимать плату с тех, кто хотел взять газету домой. В качестве оплаты взималась маленькая монетка под названием “ гадзетте”. Отсюда и пошло название газеты как печатного издания.

Первая регулярная газета вышла в Лондоне. Она называлась “ Информатор” Это событие произошло в 1663 году.

А как же газета стала издаваться в России? Это произошло благодаря Петру 1. Царь Петр очень много ездил по разным странам и городам Европы и пытался перенести в Россию все то самое лучшее, что он видел в других странах. Увидев в Европе издавшиеся газеты, он решил немедленно сделать газету достоянием России. С 1702 года по его распоряжению стала издаваться газета “Ведомости”, в которой печатались указы и распоряжения правительства, а также различные любопытные случаи, которые происходили в стране.

Сейчас в России выходит более 10 000 газет.

2-й участник.

Впервые в России детские журналы начали издавать в начале 19 века.

Первый детский журнал получил название “ Детское чтение для сердца и разума”, он был приложением к газете “ Московские ведомости”. В этом журнале были стихи для детей, загадки, описывались явления природы, печатались произведения детских писателей.

В XIX веке появились такие журналы, как “Детский музеум” и “ Пред-ты полезных упражнений для удовольствия детей”. В этих журналах можно узнать о вышивании и лепки детей, раскрашивании, найти описание различных фокусов.

У каждого из нас, взрослых людей, был в детстве любимый журнал. Есть любимый журнал и у вас, ребята. Кому-то он приходит на дом, кто-то покупает его на почте. Мы ждем его появления у себя на столе, иногда хочется уединиться и прочитать все то, что приготовили авторы журнала своим читателям.

– Рассказать о своем любимом журнале

Я вижу, у многих из вас лежат ваши любимые журналы. Покажите их своим одноклассникам и расскажите, что вам нравиться в этих журналах.

– Ребята, а сейчас мы полистаем журнал и заодно проверим, насколько вы внимательны и наблюдательны. Я прошу вас внимательно рассмотреть журнал, а потом ответить на мои вопросы.

– Правда ли, что это журнал, а не газета?

– Как называется журнал?

– Действительно ли это познавательно-развлекательный детский журнал?

– Какой номер журнала мы читаем?

– Как часто выходит журнал?

– Сколько в журнале страниц?

– Кто главный редактор журнала?

Спасибо, ребята. Молодцы! Вы внимательны и правильно ответили на вопросы. Вы правы, ребята, журнал отличается от газеты.

Вот его основные отличия:

  • В журнале страниц больше, чем в газете.
  • Журнал выходит реже, чем газета.
  • Журнал может быть познавательно-развлекательным или посвященным одной теме или направлению: музыкальный, спортивный и т.д. В то же время, как правило, публикуются материалы разной направленности, как в газете.
  • Журнал может быть ориентирован на людей разного возраста: детский, юношеский, женский.
  • В журнале на первой странице можно узнать тематику статей данного журнала.

А сейчас прозвучит имя победителя в номинации “Обложка моего любимого журнала”

Обратимся опять к нашим журналам. Я думаю, вам этот журнал понравился. Он интересный, яркий, красочный, в нем много полезной информации. Какая статья вам больше всего понравилась?

Слово гостям.

Появляется Почтальон. Он дарит детям на память эмблемы за участие в празднике.

Используемая литература:

“Информационные классные часы в школе” Н.И. Дереклеева.

Урок-путешествие «По страницам газет и журналов»

Внеклассное занятие во втором классе

Цели: создать условия для актуализации знаний учащихся о творчестве Виталия Валентиновича Бианки; развивать речевые умения и творческие способности; способствовать развитию интереса к литературному чтению; побуждать детей бережному отношению к окружающей природе.

Оборудование: выставка книг Виталия Бианки; портрет писателя; иллюстрации животных и растений; карточки с загадками, телеграммами, отрывками стихотворений.

Ход занятия

1.Введение

Прочитайте названия произведений и фамилии писателей. Из второго столбика выберите фамилию автора к хорошо знакомым вам произведениям:

«Про Томку» Виталий Бианки

«Передышка» Евгений Чарушин

«Пчёлки на разведках» Георгий Скребицкий

«Первые цветы» Константин Ушинский

Что объединяет эти произведения?

Сегодня мы поговорим о творчестве писателя, чьи произведения посвящены природе.

Виталий Валентинович Бианки любовь к природе принёс из своего детства- от родственников-зоологов и путешественников.

Виталий Бианки был активным сотрудником детских журналов. В произведениях писателя содержаться познавательные сведения о природе. Автор показывает, что законы

Природы надо знать, умело их использовать. Читая произведения Виталия Бианки, мы сопереживаем героям в их напряжённых приключениях. О внимательном отношении к природе, заботе о ней писатель рассказал в «Лесной газете». «Лесной год» - «колесо с двенадцатью спицами», «вращается колесо - идут годы».

О каких спицах идёт речь?

Сколько номеров в «Лесной газете»?

Главные герои - лескоры. Кто они?

Лесные корреспонденты - ребята, охотники, учёные, лесники- все, кто ходит в лес, интересуется жизнью зверей, птиц, насекомых, записывает разные лесные происшествия.

Читателям «Лесной газеты» надо знать жизнь природы, чтобы, став взрослыми, они умели правильно управлять жизнью леса на пользу своей Родине.

Давайте мы отправимся в это увлекательное путешествие по страницам «Лесной газеты».

II .Путешествие по страницам «Лесной газеты».

Класс разделен на четыре группы. Каждая группа имеет название одного из времен года.

Страница1. «Лесой год».

-С какого времени года начинается первый номер газеты?

-С какого числа?

-Вспомните, как называется каждый месяц в «Лесной газете»

-Соедините название каждого месяца с месяцем по порядку :

Команда «Весна»

Первый месяц-месяц возвращения перелетных птиц (2)

Второй месяц-месяц песен и плясок (3)

Третий месяц-месяц пробуждения от спячки (1)

Команда «Лето»

Первый месяц-месяц стай (3)

Второй месяц-месяц гнезд (1)

Третий месяц-месяц птенцов (2)

Команда «Осень»

Первый месяц-месяц прощания перелетных птиц с Родиной (1)

Второй месяц-месяц зимних гостей (3)

Третий месяц- месяц полных кладовых (2)

Команда «Зима»

Первый месяц-месяц лютого голода (2)

Второй месяц-месяц дотерпи до весны (3)

Третий месяц-месяц первых белых троп (1)

У нас получился лесной календарь. Он мало похож на обыкновенные календари. Ведь у зверей и птиц календарь свой, особенный: в лесу все живут по солнцу. За год солнце делает широкий круг по небу. Каждый месяц оно проходит одно из созвездий, один из знаков Зодиака, как называют эти двенадцать месяцев.

Новый год в лесном календаре не зимой, а весной,- когда солнце вступает в созвездие Овна. Веселые праздники бывают в лесу, когда там встречают солнце;грустные дни- когда его провожают.

Месяцев в лесном календаре мы насчитали столько же, сколько в нашем,- двенадцать. И вспомнили «лесные» названия этих месяцев. Отправляемся в наше путешествие дальше .

Страница 2. «Телеграммы из леса »

- Восстановите текст телеграмм.

- Какие знаки препинания нужно проставить?

- В каких предложениях необходимо поставить восклицательный знак?

Команда «Весна»

«Открыли весну грачи на всех проталинах появились их стаи зиму грачи провели на юге нашей страны по дороге они не раз попадали в жестокие метели первыми долетели самые сильные теперь они отдыхают они важно расхаживают по дорогам и ковыряют крепкими носами землю».

Команда «Лето»

«Очень часто ребята разоряют птичьи гнезда какой огромный вред приносят себе и Родине каждая птичка за лето приносит огромную пользу в каждом гнезде от четырех до двадцати четырех яиц или птенчиков никому не давайте разорять гнезда птицы охраняют наши леса, поля, и сады они спасают наш урожай от насекомых»

Команда «Осень»

«Исчезли все птицы в ярких и пестрых нарядах они отлетают ночью в темноте их не трогают птицы – хищники дорогу на юг перелетные птицы найдут и в темную ночь крылатые путники делают остановки на тех местах, что и весной вот и пришел месяц Прощания с Родиной».

Команда «Зима»

«Настал последний месяц лесного года у всех жителей леса к концу подошли запасы в кладовых от долгой жизни впроголодь много поубавилось силы в этот месяц помни о своих маленьких и слабых друзьях – птицах вместе с товарищами сделайте домики – кормушку для птиц надо спасти их от голодной смерти».

Страница 3. «Отгадайте загадки»

- О ком или о чем эти загадки?

Команда «Весна»

Весной веселит, летом прохлаждает,

Осенью питает, зимой согревает. (Лес)

В новой стене в круглом окне

За день стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь)

Не шит, не кроен, весь в рубцах.

Без счету одежек и все без застежек.(Капуста).

Команда «Лето»

Кругла, да не луна.

Зелена, да не дубрава.

С хвостиком, да не мышь. (Репа)

Стоит Ермак, на нем колпак:

Ни шит, ни бран, ни поярковый.

(Пень, на нем снежная «шапка».)

Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает.

От матери рожден и мать рождает.(Лед.)

Команда «Осень»

Росло - повыросло, из куста вылезло.

По рукам покатилось, на зубах очистилось. (Орех.)

Не княжеской породы, ходит с короной.

Не всадник, а со шпорами.

Сам рано встает и другим спать не дает. (Петух.)

Маленький воришка в сером армячишке

По полю шныряет, корм подбирает. (Воробей.)

Команда « Зима»

На бору, на юру стоит старичок-

Бурый колпачок. (Белый гриб.)

Выпуча глаза сидит, не по-русски говорит.

Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка.)

Лежит мужичок в золотом кафтане,

Подпоясан поясом.

Встать не может - люди поднимают. (Сноп.)

Страница 4. «Клуб колумбов»

- Подготовьте выразительное чтение стихотворений о природе, обращая внимание на знаки препинания.

Команде «Весна»

Сколько длинных, острых язычков

У прибрежной любопытной ивы!

А ведь тайн полно у берегов…

Хорошо, что ивы не болтливы.

Команде «Осень»

Чутко дремлют под солнцем кувшинки.

Вдруг тревога - бежит ветерок!

И мгновенно над сонной водою

Поднимаются листья- щиты.

Команде «Осень»

Солнце вернулось!

Ветер - небесный дворник-

Начисто небо подмел

И спать завалился.

Команде «Зима»

Да здравствуют колумбы

И Вечно- Новый Свет!

Привет ему, привет!

Пытливый глаз и ум бы

Сберечь нам до ста лет.

Страница 5. «Лесные соревнования»

-Подумайте, кто из лесных жителей победил в соревнованиях :

Бег на сто метров Заяц, белка, лось, волк, лиса.

Воздушные акробаты Заяц, белка, лось, волк, лиса.

Бег с горы с препятствиями Заяц, белка, лось, волк, лиса.

Прыжки в высоту Заяц, белка, лось, волк, лиса.

А кто дольше всех проспит?

В соревнованиях участвовали:

    медведь. Залег в своей хорошо устроенной берлоге под двумя друг на друга поваленными елями.

    барсук. В собственной глубокой, сухой и теплой норе, вырытой в песчаном холме среди леса.

    ушан - крупная летучая мышь. В глубокой пещере, зацепившись коготками задних лапок за потолок пещеры.

    мышь – малютка. В своем травяном гнездышке на кустарнике в полутора метрах от земли. Вход в гнездо заткнула пучком сухого моха.

-Кто же первым проснется? Восстановите порядок пробуждения:

Медведь(3.)

Мышка-малютка(1.)

Барсук(2.)

Ушан(4.)

Задание 6. «Лесные пословицы и поговорки»

-Соберите пословицы и поговорки:

    Солнце на лето тепло сулит, что-то еще будет.(6.)

    Ноябрь с гвоздем а сам на печь полезай.(5.)

    Июль устали не знает под февраль полетели.(7.)

    Макушка лета все прибирает.(3.)

    Май - коню сена дай а зиму начинает.(8.)

    Апрель спит, да дует декабрь с мостом.(2)

    Вьюги да метели через прясла глядит.(4.)

    Декабрь год кончит зима на мороз.(1.)

Страница 7. «Как сберечь природу»

-Нарисуйте знаки – правила поведения в лесу, которое можно повесить при входе в парк.

Команде «Весна»

Не разоряйте птичьи гнезда!

Команде «Лето»

Не ломайте ветки деревьев!

Команде «Осень»

Не оставляйте мусор»

Команде «Зима»

Не рвите цветы!

III . Итог занятия

- Что нового узнали о природе леса и его жителях?

К чему призывают рассказы в « Лесной газете»?

Какое пожелание вы дадите читателям « Лесной газеты»?

Так случилось, что родился он точно в первую годовщину нашей несокрушимой и легендарной Красной Армии, а свое столетие отмечает в сто первую ее годовщину.
Герой Советского Союза Владимир Карпов как-то пошутил: «Ты, Семен, рожден не в сорочке, а в защитной гимнастерке». И, наконец, наш юбиляр носит имя и отчество маршала Советского Союза Буденного.
В армии Борзунов с тридцать девятого года. А летом сорокового командующий Киевским особым военным округом генерал армии Жуков проводил масштабное военное учение, в котором Борзунов выполнял обязанности наводчика 76-миллиметрового орудия.
И надо же такому случиться: именно к этому орудийному расчету подошел Георгий Константинович.
- Молодцы, артиллеристы! Стреляли вы отлично. Объявляю всему расчету благодарность и награждаю ценными подарками.
В сорок первом году Семен Борзунов, окончательно решивший стать военной косточкой, завершает обучение в военно-политическом училище, назначается младшим политруком 32-й танковой дивизии. А уже 22 июня лицом к лицу встречается с врагом на западной границе.
Жизнь военкора - и на ногах, и на колесах. Как-то узнал Борзунов о подвиге снайпера, на счету которого было много уничтоженных фашистов. Ну как не написать о таком!
А было это под Белгородом в канун знаменитой Курской битвы. Так случилось, что капитан Семен Борзунов, военный корреспондент газеты «За честь Родины», в один из июльских дней сорок третьего года повстречался в Щебекенском лесу с военкором «дивизионки» гвардии старшим лейтенантом Михаилом Алексеевым, будущим выдающимся русским советским писателем. А потом был - Днепр. И военкор Борзунов решает форсировать реку на лодке с разведчиками.
Вернувшись в редакцию, Борзунов узнает, что разведчики, с которыми он форсировал Днепр, стали Героями Советского Союза. У Семена Михайловича хранится копия наградного листа. Он тоже представлялся к этому званию. Но, увы, видимо, не судьба...
А впереди - освобождение Киева, выход наших войск на западную государственную границу, стремительный поход по странам Восточной Европы, штурм Берлина... И обо всем этом, немало повидав, писал в свою фронтовую газету теперь уже майор Борзунов.
И, наконец, бросок Берлин - Прага через реки, горы и леса. Население Праги восстало, на улицах столицы Чехословакии шли кровопролитные бои, необходимо было спасать Злату Прагу. Вот что рассказывал мне Семен Михайлович:
-Двадцать шестого апреля победного сорок пятого мы с военным корреспондентом Александром Верхолетовым, находясь в оперативной группе 3-й гвардейской танковой армии генерала Рыбалко, передали в редакцию нашей газеты информацию о том, что советские танки в Берлине. А несколькими днями спустя вместе с частями той же танковой армии буквально «верхом на танках», через Рудные горы добрались до столицы Чехословакии. О том, как протекал этот стремительный бросок, как слаженно действовали подразделения танкистов и десантников, мы девятого мая уже из Праги передали очередную расширенную информацию, которая была последней за долгие годы Великой Отечественной.
Орден Красного Знамени венчает смелый бросок Борзунова к Берлину, а затем от Берлина к Праге.
Свой новый боевой орден Семен Борзунов получил уже в московских стенах Военно-политической академии имени В. И. Ленина, куда был направлен на учебу с доброй характеристикой главного редактора фронтовой газеты.
Окончив академию, Борзунов утверждается главным редактором журнала Главпура Советской армии и Военно-морского флота «Блокнот агитатора». За тем занимает должность заместителя главного редактора «Воениздата».
После сорока календарных лет службы в армии он выходит в отставку в звании полковника и работает заместителем главного редактора литературно-художественного журнала «Знамя», а позднее в такой же должности, - народного журнала
«Роман-газета». Он автор более двадцати документально-художественных книг, в том числе - романа о маршале Коневе. Уже в возрасте далеко за семьдесят Семен Михайлович вместе с такими же журналистами московских газет - участниками войны, не пожелавшими после выхода на пенсию сидеть без дела, принимает участие в создании объединенного совета ветеранов журналистики России и почти двадцать лет на общественных началах - знай наших! - работает членом редакционной коллегии десятитомной книги большого формата «Живая память». В широко известную книгу вошли очерки, воспоминания, солдатские мемуары о наиболее ярких событиях Великой Отечественной войны.
Семен Михайлович и автор этих заметок, возможно», последние военкоры Великой Отечественной, еще живущие на земле. И мне хочется пожелать своему старшему другу доброго здравия и бодрости духа.

Свобода человека

Современные люди в большинстве своем упорно стремятся к свободе. Но стремление их оказывается только на словах. Ведь человек отдает себя в плен разным зависимостям. Многие в наши дни воспринимают свободу как возможность говорить, поступать, выстраивать свою жизнь так, как им хочется. При этом они не очень-то учитывают или вообще не считаются с интересами, чувствами, мнением близких людей, «забывая» о своих обязанностях по отношению к ним... Молодежь и подростки традиционно стремятся все решать сами, не желая жить по указке. Социально активные люди добиваются новых общественных и политических свобод. Даже в Церкви иным хотелось бы большей свободы, и каждый опять-таки понимает это по-своему.
По мере взросления человек все больше трудится, размышляет, набирается опыта преодолевая трудности и переживая внутренние борения. Не бывает жизни без радостей, как не обходится и без проблем в какой-то момент, на каком-то этапе своей судьбы молодой человек впускает в свою жизнь сигареты, алкоголь или другие вещества, вызывающие зависимость. Проходит время, и эта зависимость уже управляет человеком, а смысл жизни замыкается на ее удовлетворении.
О какой свободе можно говорить, если несколько затяжек определяют настроение, управляют эмоциями, а при отсутствии возможности покурить человек ни о чем, кроме сигареты, уже не способен думать? О какой свободе может идти речь, если без принятия спиртного или банки энергетика уже не обходится ни один вечер? Человек, подверженный вредным привычкам, совершенно точно несвободен. Он зависим от табака или спиртного гораздо больше, чем сам себе в этом признается. Не он определяет свою жизнь, а зависимость от сигарет или алкогольных напитков тянет его за собой. Все вредные зависимости губят здоровье, отнимают годы жизни, заставляют напрасно тратить время и деньги. Они разрушают человеческую личность, лишают человека множества возможностей. Они коварны: сначала заставляют человека верить, что он в любой момент остановится и бросит, создают иллюзию, что нет никаких проблем, а потом заставляют считать, что уже ничего нельзя поделать, что уже не сможешь обойтись без курения или алкоголя, или другой греховной привычки, что остается только свыкнуться с ними и продолжать потакать им до могилы. То и другое ложно, но человек, впавший в пагубную зависимость, часто этого не видит. Человеку не следует становиться рабом греховных зависимостей. Он свободен от них, когда приходит в этот мир, и таким же свободным должен оставаться. Апостол Павел увещевает нас: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» греха. Этой свободой надо дорожить более всего, хранить ее как дар Божий, ибо нам всем предстоит держать ответ перед Господом. И не вредные привычки должны определять жизнь человека, а он сам, памятуя о Боге; и не грех должен управлять нами, а Благодать Христова.
Митрополит Калужский и Боровский Климент излагает основы христианского вероучения. Газета «Вечерняя Москва» №219 от 26.11.2018г.

Страшно короткая память

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Сотни девчонок самых разных национальностей прислали свои фотографии на конкурс одной из групп социальной сети «ВКонтакте» «Мисс Гитлер». Публико-вали селфи и писали, «почему они любят и чтят Третий рейх». Естественно, демонстрировали «зигу» и фашистскую символику. Дурочки? Безусловно. Не думаю, что они вообще знают про Третий рейх, а про Гитлера только то, что у него были усики и характерная прическа. Все. Остается только поражаться, как коротка у человечества память. Семьдесят лет с небольшим прошло с Великой Победы над фашизмом. И вот вылупилось поколение некст, для которого ужас войны-это некая научная фантастика. В семье об этом не говорят, ведь даже уже не деды их воевали, а прадеды или даже прапрадеды-так далеко в прошлое заглядывать юным явно не хочется. В школе патриотическое воспитание отсутствует, а теме Великой Отечественной уделено уроков пять от силы. Вот и «зигуют» красивые девчонки на фото. Косая челочка, фуражка. Каждая хочет стать «Мисс Гитлер». Позабыв, а может, и не зная, как Адольф закончил свою жизнь.

Не одни россиянки хотели стать «Мисс Гитлер»: жительницы Германии, Италии, Америки тоже радостно участвовали в конкурсе. Так бы он и прошел с аншлагом, и победительницу бы выбрали, если бы не израильская компания Vocative , которая занимается исследованием контента на 15 языках. Представители израильского телевидения связались с администрацией «ВКонтакте»: спохватились, страничку с конкурсом заблокировали и внесли в реестр запрещенных ресурсов.

В Израиле к фашизму отношение однозначное. Ау нас память оказалась короткой. Настолько, что диву даешься. Политические лидеры видят эту нарастающую угрозу фашизма, поднимающего голову то там, то здесь. Греческий лидер Прокопис Павлопулос сказал на днях журналистам после саммита Arraiolos в Риге, что сегодня главная мировая угроза - это неонацизм. Неоднократно выражал обеспокоенность «ползучей реабилитацией нацизма» и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Фотки в интернете - это так, цветочки, демонстрирующие всеобщее легкомыслие по очень серьезному вопросу. Так же легкомысленно и терпимо относился мир к фашизму в тридцатые годы прошлого века. Его слишком долго не воспринимали как самостоятельную силу и самостоятельную угрозу. И сейчас вот это. Страшные и тревожные симптомы - здесь шуточка, здесь мемасик. Парубий недавно назвал Гитлера «самым большим демократом», а теперь вот – девочки - «гитлеры» демонстрируют свою любовь к Третьему рейху. История повторяется?

Екатерина Рощина «Вечерняя Москва»№172

Крах идей КАРЛА МАРКСА

5 мая исполнилось 200 лет со дня рождения философа и политического деятеля Карла Маркса.
До конца своих дней Маркс верил в идеи, которые, с его точки зрения, послужат на благо человечества – бесплатное образование, всеобщее избирательное право, запрет на эксплуатацию детского труда, прогрессивный налог, национализация земли и многое другое. Но не всё сложилось так, как хотел Маркс, – ни одна страна так и не смогла построить коммунизм. В том же Китае, которым правит Коммунистическая партия, уже давно отошли от классических идей коммунизма.
– Жизнь и прежде всего Россия блестяще доказали, что учение Карла Маркса – это утопия, которую нельзя осуществить, – рассказывает доктор исторических наук, профессор Наталия Басовская. – Но Маркс до конца жизни верил, что в его руках ключ к счастью всего человечества. И с этой святой верой во всеобщее счастье, в коммунизм и справедливость он и ушёл из жизни. Остался его друг и соратник Фридрих Энгельс, который пережил его на несколько лет. После смерти Маркса Энгельс уже чувствовал, что не всё складывается так, как мечтал автор "Капитала". Поэтому Энгельсу достались одни разочарования. И он попытался даже как-то скорректировать теорию Маркса. Однако оголтелые социалисты воспротивились этому. Дети Маркса тоже осознавали, что идеи отца не воплощаются в жизнь. Элеонора, самая младшая, даже ожидая ребёнка, выступала на митингах, но видела, что дело Маркса с места не сдвигается. Лаура покончила с собой вместе с мужем Полем – когда оба решили, что больше не могут участвовать в классовой борьбе. В общем, все дети Маркса были разочарованы в жизни, хотя и верили, что после их смерти наступит светлое счастье...
КАК УЧЕНИЕ СТАЛО РЕЛИГИЕЙ
Отец Карла Маркса был раввином, при этом он настоял, чтобы его маленького сына окрестили в евангелической церкви. Позднее Карл Маркс отрёкся от религии вообще, при этом многие адепты его идей последовали примеру своего кумира. С другой стороны, невольно автор "Капитала" создал свою собственную религию, которой на протяжении многих лет поклонялись, в том числе и граждане СССР.
– Карл Маркс плавно, естественно и легко отрёкся от религии, – отмечает Наталия Басовская. – Он не видел в ней смысла, считал, что религия не даст людям того счастья, которое даст его теория. Поэтому отречение не стало для него жертвой. Маркс и Энгельс, конечно же, были абсолютными атеистами. При этом не воинствующими, нет! Но к лону церкви отношения не имели. Впрочем, ни Маркс, ни Энгельс не заметили, что их учение тоже превращается в религию. Хотя и верили, что в группе европейских стран произойдут революции. Они думали, что весь мир пойдёт за ними, но этого не произошло. Зато в СССР Карла Маркса боготворили, из его учения сделали новую религию. Что интересно, Маркс не видел исторической роли России – просто не успел понять её и оценить.
ЛЮБОВЬ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО
Карл Маркс был женат на аристократке Женни фон Вестфален, они прожили в браке почти 40 лет, у них было семеро детей. Но жизнь их была полна тягот и лишений. Кроме того, в биографии Карла Маркса есть одно тёмное пятно: экономка Елена Демут родила ребёнка, и ходили слухи, что его биологическим отцом был не кто иной, как Маркс. И в этой непростой ситуации ему вновь помог старый верный друг, взявший весь огонь на себя.
– У Карла Маркса и Женни фон Вестфален была страшная любовь! – утверждает Наталия Басовская. – Она – красивая знатная дама, он – незаметный еврейский мальчик. Но как же они любили друг друга! В молодости Карл был очень красивым мужчиной. Его духовная красота сочеталась с красотой физической. Он был благороден и полон идей. Это тоже повлияло на выбор Женни – в конце концов, девушка выпрыгнула к нему в окно и они поженились. Но дальше их судьба складывалась трагически. Они жили в нищете. А ещё эта печальная история про экономку. В той сложной ситуации Энгельс взял вину на себя! Сказал, что это он завёл роман с экономкой. Знаете, это образец какой-то сказочной дружбы... А мальчик, родившийся от экономки, в результате бездарно сгинул в Европе. Жил скромненько, тихонько, под чужим именем, под именем этой экономки. Что касается Елены Демут, то она была обыкновенной женщиной. После рождения ребёнка она продолжила работать в доме Маркса, её не выгнали. Энгельс же всё на себя взял!
ЗОЛОТОЙ ДРУГ КАРЛА МАРКСА
Фридрих Энгельс, безусловно, играл особую роль в жизни Карла Маркса и, когда автору "Капитала" становилось совсем тяжко, всегда подставлял соратнику своё дружеское плечо. Даже после смерти Маркса Энгельс продолжал помогать ему.
– У Карла Маркса умерла дочь, и не было денег, чтобы её похоронить, – рассказывает Наталия Басовская. – Если бы не удивительный друг Энгельс, Маркс просто пропал бы в той ситуации. Энгельс дал денег – его отец был фабрикантом – и спас друга. Вообще, Энгельс был золотым другом для Карла. Марксу всегда не хватало средств, потому что родители ничего ему не давали, а жить на гонорары от работы в газете с такой толпой детей было невозможно. И Энгельс содержал их семью. А когда шли последние, арьергардные бои французской революции 1848 года, Энгельс отправился на баррикады, тогда как Марксу говорил не ходить, дабы сберечь свою драгоценную жизнь и голову. А после его смерти в 1883 году Энгельс работал над рукописями второго и третьего томов "Капитала". Он понял, что должен переводить труд Маркса, так как обязан развивать его теорию. При этом у Маркса был очень сложный почерк, язык тоже очень сложный, как и сама теория. Но Энгельс был трудягой и в целом справлялся.
Станислав Купцов, газета «Метро»Этот вечер стал первым в цикле мероприятий, посвященных знаменитому полководцу, которые пройдут в 2018 году. Завершится этот памятный марафон в ноябре - традиционными «Панфиловскими днями».

Перед началом концерта гости могли ознакомиться с небольшой выставкой, где были представлены фотографии из семейного архива Ивана Васильевича Панфилова. Эту небольшую, но памятную экспозицию подготовила внучка прославленного генерала - Елена Козырькова.
Открылся вечер показом документального фильма «Панфилов» режиссера Елены Ковардаковой. Это уже не первая ее работа, посвященная знаменитому генералу и 316-й стрелковой дивизии, которой генерал И.В.Панфилов командовал. Особое место в ней уделено бою у разъезда села Дубосеково. Лента была отмечена на 13-м Международном кинофестивале военно-патриотического фильма «Волоколамский рубеж».
После завершения кинопоказа перед гостями Московского дома ветеранов войн и Вооруженных сил выступили ветераны-панфиловцы, а также имам Московской Соборной мечети, представители посольств Киргизии и Казахстана.
Организаторы тематического вечера вручили почетные грамоты гражданским активистам за помощь в проведении «Панфиловских дней» в 2017 году.
После окончания церемонии награждения зрители увидели концерт с выступлением творческих коллективов образовательных учреждений Москвы и Московской области. Завершился торжественный вечер выступлением певицы Роксаны Февралевой, исполнившей композицию «Гляжу в озера синие» и гимн Панфиловского движения.
«Концерт произвел на гостей памятного мероприятия сильнейшее впечатление. У людей - и молодого, и старшего поколения - в глазах стояли слезы,» - рассказал один из организаторов мероприятия, директор Центра поддержки добровольцев «Единство» Алексей Галицкий.
Корреспондент «ВМ» Александр Кожохин, "Вечерняя Москва" http://vm.ru/news/452680.html.

Галичские промыслы.

Рыбный промысел, которым живут многочисленные рыбные слободы, значительно понизился. Сами рыбаки уверяют, что рыбы в Галичском озере с каждым годом становиться се меньше и меньше. Рыбаки винят крестьян, живущих по берегам р. Вексы, куда заходит летом вся озерная рыба. Действительно, когда озерная вода цветет (загнивает), то рыба из озера уходит по всем рекам, втекающим в озеро, а также по Вексе. Здесь её истребляют всевозможными способами. Но не менее виновны и сами рыбаки: они рыбу не берегут. Так с осени приготовляются канавы, которые и соединяются с озером. Зимой (приблизительно с половины января) рыба заходит в эти канавы такой массой, что, прорубив во льду отверстие, рыбак вылавливает её руками и лопатой. Некоторые неопытные рыбаки прорубают не вовремя, когда рыба в канавах успеет уже задохнуться, такой массой забивается они в эти узкие канавы. При таком способе ловли рыба вылавливается огромным количеством, и, вполне естественно, что её с каждым годом становиться все меньше и меньше.

*** *** ***

На базарах появляются шкуры волков, лисиц и мелких зверей: куниц, хорей, горностаев и больше всего белок. Охотники говорят, что такого количества белок давно уже не бывало. Но цены на меха очень низкие, потому что они всецело зависят от тех галичских меховщиков, которые умеют ловить удобный случай для наживы; и простого охотника так обманывают, что тот иногда очень ценную лису продает не дороже волка. А шкурки горностая, которые всюду так дороги, галичские меховщики покупают за бесценок. Кроме Галича здешним охотникам сбывать меха почти негде.

Поволжский вестник. Суббота 9 января 1910 года. - С. 4.

Театр и музыка.

«Сатана» Гордина.


В пятницу на прошлой неделе в городском театре шла пьеса еврейского драматурга Як. Гордина «Сатана». Пьеса гораздо легче смотрится и более понятна, чем «Анатема» Л. Андреева - слышались суждения публики и почему то многие говорили, «Сатана» и «Анатема» почти одно и тоже. Но как же согласить «почти одно и тоже» и «легче смотрится» . В том то и разница, что «Сатана» Гордина и «Анатема» Л. Андреева очень и очень далеки друг от друга. Смотря на «Анатему», приходится, поневоле, вдумываться, мыслить, искать смысла, напротив, здесь мы видим обыкновенного чорта, который хочет доказать Началу всех начал, что деньгами он может совратить любого человека и как, например, бедного честного писца торы Гершеле. Сатана в штатском костюме врывается к нему в дом и достигает многого, но, в конце концов, писец понимает, что не в деньгах счастье, пробуждается, как бы от сна и, благодаря этому, вешается. Сатана посрамлен. И никакого, почти, усилии не надо, чтобы понять пьесу. Конечно, я не хочу сказать, что Сатана Гордина ничто, нет у него есть моменты, когда можно сказать, что он оригинален, далеко, конечно, Гордину и до Гете, и до А. Толстого, и до Андреева.

Конечно, как у еврейского писателя хороши бытовые картинки. Нельзя не сказать, что пьеса не сценична. Режиссерская часть в данном спектакле очень хорошо была поставлена.

Из отдельных исполнителей г. Кречетова, хорошо передавшего роль Сатаны и г. Арказанова, в роли Гершеле писца торы. Артист вполне заслужил те аплодисменты, которыми публика награждала исполнителей. Г-ну Зорину нужно было согласовать свой голос с гримом. По гриму дряхлый старик, а по голосу нельзя сказать этого. Справились с своими ролями г. Линская и Сабинин.

Ф. В.

Наши корреспонденции

г. Чухлома

Керосино-калильные фонари

Благодаря деятельности нашего уездного исправника Г. Лаврентьева, мы, горожане, переходим из царствия мрака к царству света. Перед великой Новогодней всенощной был поставлен на площади первый керосино-калильный фонарь, который невидимой до сего времени здесь силой света озарял тут идущих в храм и из уст каждого слышалось русское спасибо. Это дело этим не ограничилось, и как мы слышали, г. Лаврентьев собрал необходимую сумму для постановки второго фонаря, который, кажется, решено поставить против казначейства при соединении двух почтовых больших трактов, который гостеприимно будет освещать путь приезжающих и главную Судайскую улицу. На призыв к свету откликнулись с большим сочувствием горожане и уже внесен вопрос в городскую думу о приобретении необходимого числа фонарей для всего города и теперь начало сделано, фундамент заложен, а дальнейшее зависит от отцов города, почему и пожелаем им чтобы они, идя в думу для обсуждения этого дела, были озарены светлыми, а не мрачными мыслями.

Жизнь идет вперед, нужна энергия и воля, а средства у каждого города на дело всегда найдутся.

Местный житель.

Поволжский вестник. № 1085-й. С. 3.

Пожар в Костроме

Кострома. 18-го мая в гор. Костроме произошел страшный пожар. По предварительным сведениям, собранным в последнее время, пожаром истреблено 115 домов, принадлежащих 87 владельцам. Пожар начался в полдень, в доме Логинова, на Мшанской улице, и, при сильном северо-западном ветре, быстро распространился по направлению к Богоявленскому монастырю и далее, оставив за собою почти сплошное поле развалин, с обгорелыми остатками домов и стен. Сгорели части улиц Мшанской (до перваго переулка), Царевской, Богоявленской, Власьевской, Ново-Троицкой, Сергиевской, Кадуевский и Пятницкий переулки и часть Вознесенскаго. На этом пространстве сделались жертвою огня в старом женском монастыре - здание школы и несколько деревянных построек, в новом - три башни, колокольня и два корпуса келий, затем - дом духовной консистории и 2-я полицейская часть; значительно пострадала также зимняя Троицкая церковь. Уцелело, среди сгоревших домов, здание попечительнаго комитета о бедных. Сумма понесенных убытков простирается приблизительно, до 2 милл. рублей; частьсгоревших домов застрахована в 11-ти страховых обществах. Причиною пожара, как выяснило дознание, было неосторожное обращение с огнем прислуги. Остановить распространение огня удалось только около 10-ти часов вечера; дымящияся же стены и головни замечались несколько дней. На пожаре все время присутствовал костромской губернатор, наблюдая за действиями полиции и пожарной команды.

«Костр. Губ. Вед.» сообщают, что в виду случившагося бедствия, с целью принятия мер для пособия погорельцам, образован, под председательством губернатора, комитет из начальников отдельных частей, представителей думы, земства и лиц, известных своей благотворительностью. С своей стороны, костромския дамы заявили желание прийти на помощь погорельцам сбором пожертвований и раздачею их наиболее пострадавшим. С этой целью было открыто поочередное дежурство дам, с 11 до 2 часов дня, при канцелярии губернатора, где производится прием пожертвований и записываются фамилии получивших пособия. Дамы и другия лица, с кружками, посещают также магазины, лавки и городской сад. Местная дума, в заседании 19-го мая, постановила предоставить бедным погорельцам помещение в казармах и неимущим выдавать хлеб при управе с 10 до 2 час. дня; кроме того, управе поручено немедленно привести в порядок инструменты и пожарный обоз, учредив особую коммисию для приспособления лучших средств к тушению пожаров. В помощь Богоявленскому монастырю, городское управление предложило один из свободных городских домов, для помещения богадельных сестер монастыря.

26-го мая, в 12 часов дня, при перенесении из Ипатьевскаго монастыря в кафедральный собор иконы Феодоровской Божией Матери, преосвященным Александром совершено молебствие на Сусанинской площади, по случаю постигшаго город пожарнаго бедствия. При богослужении присутствовали: начальник губернии, должностныя лица и множество публики. («Пр. В.»)

Олонецкие губернские ведомости. Год 50-й. Среда, 10-го Июня 1887 г. - С. 342.