Опасен ли интернет. Чем опасен Интернет и компьютерные игры? Влияние на личность

Всемирная сеть в том виде, в каком мы привыкли её видеть, существует уже достаточно времени, чтобы подвести некоторые итоги. Сегодня практически не осталось области человеческой деятельности, которая бы не почувствовала на себе влияние этого феномена. Однако всегда ли это влияние было положительным?

Когда-то давно, когда интернет присутствовал только на страницах фантастических книг, будущее казалось блестящей и волшебной сказкой. Единая информационная сеть, связавшая воедино каждого жителя планеты, сулила не только небывалые выгоды для личного развития, но и мощный толчок для всей мировой экономики. Сегодняшние технологические достижения в сфере информационных технологий превзошли даже самые смелые прогнозы фантастов-идеалистов прошлого. Однако действительно ли они принесли нам пользу?

Далеко не всегда и не везде. И вот почему.

1. Вместо конкуренции — монополии.

Мы ожидали создания благотворной среды для конкуренции и предпринимательства, а получили монстров в лице Google, Amazon, Apple. Они сосредоточили в себе огромные силы и средства, конкуренция с ними является совершенно бессмысленным занятием. Как только появляется какой-то свежий и неординарный проект, то он тут же поглощается монополиями. Или умирает.

2. Вместо новых рабочих мест — безработица.

Никого уже не удивляет ситуация, когда машины заменяют людей в местах, требующих монотонной физической работы. Но чем умнее становятся технологии, тем более расширяется список "лишних" профессий. Сегодня компьютеры уже вытесняют нас даже из тех видов деятельности, которые всегда считались прерогативой человека.

3. Разрушение приватности и секретов частной жизни.

Ни один ваш шаг сегодня не остаётся без внимания и фиксации. Ни одно ваше письмо, документ, фотография никогда не пропадёт, они всегда будут доступны заинтересованным людям. Это происходит уже сегодня, а что предложит нам ближайшее цифровое будущее, даже подумать страшно.

4. Вместо подтягивания отстающих мы получили ещё одну степень неравенства.

Цифровые технологии обещали нам эпоху всеобщего равенства, в которой каждый человек и каждая страна получают равные условия для развития. На самом деле технологически продвинутые страны становятся ещё богаче, а отстающие вообще не имеют никаких шансов в этой гонке.

5. Вместо культурного ренессанса мы получили уничтожение музыки, книг, искусства.

Первый удар нанёс интернет с его культом бесплатного доступа к любому контенту. В результате была разрушена вся система производства и распространения объектов творческого труда. А добивает современную культуру повсеместная доступность инструментов для творчества. Сегодня для создания и публикации романа, песни, картины достаточно обычного компьютера, подсоединённого к Сети. И миллионы людей не преминули этой возможностью воспользоваться, утопив в океане посредственного "креатива" немногие достойные произведения.

6. Вместо внимания к каждой личности и толерантности мы получили власть толпы.

Да, вы можете высказать своё мнение по любому поводу. Да, вы можете возражать, свергать авторитеты и спорить. Проблема только в том, что в общем хоре голосов вас, скорее всего, не услышат. Интернет привёл к власти агрессивных анонимусов, полностью игнорирующих любое мнение, отличное от общепринятого.

7. Вместо образования — отупление молодёжи.

Google знает ответы на все вопросы. Зачем что-либо учить, если можно посмотреть в интернете? Там же найдутся бесплатные рефераты, исследования британских учёных на любую тему и много-много симпатичных котиков.

8. Вместо знаний — сомнение.

Свободный доступ к любой информации должен был, по логике, привести к торжеству науки и исчезновению всяческого мракобесия. Однако произошло с точностью до наоборот. Сегодня сайты различных экстрасенсов, магов и оккультистов собирают приверженцев гораздо успешнее, чем представительства серьёзных научных заведений. Интернет является идеальной и совершенно бесконтрольной средой для распространения спорных идей, альтернативных теорий, тоталитарных культов и прочих позорных штук, с которыми реальный мир научился бороться.

9. Вместо роста экономики — её ослабление.

Мы все очень довольны, когда нам удаётся заполучить что-то совсем бесплатно или хотя бы в обмен. В Сети существуют сервисы обмена книгами, играми, вещами, услугами, путешествиями. Родилось даже новое направление экономики, которое называется sharing economy (совместное потребление). Новые торговые площадки, такие как TaskRabbit, ParkatmyHouse, Zimride, Swap.com, Zilok, Bartercard и thredUP, позволяют обмениваться навыками, вещами, услугами и деньгами. Вот только потребление от этого падает, производства закрываются, а люди… люди вынуждены экономить и начинают искать новый способ получить что-либо бесплатно. Вот такой замкнутый круг.

10. Вместо свободы — рабство.

Цифровые технологии позволяют нам работать в любое время и в любой точке планеты, и преподносится это как огромное достижение. Однако если раньше вы могли чётко отделить своё рабочее время от отдыха, то теперь это невозможно. Вы всегда доступны, всегда готовы выполнять новые поручения и всегда можете продолжить работу. 40-часовая рабочая неделя, которую отстояли чумазые рабочие прошлого века, оказалась недоступна их чистеньким компьютеризированным потомкам. Ну не смешно ли?

Да, проект "Интернет" оказался совсем не таким, каким его представляли в прошлом. Цифровая экономика медленно, но верно делает нас беднее, глупее и уязвимее. Процесс этот только начался, и совершенно непонятно, до каких бед он ещё способен нас довести.

Не надоедаем! Только самое важное - подписывайся на наш

Поиск информации в Сети меняет нейронные связи, утверждает невролог Гэри Смолл (Gary Small)*. «Команда ученых нашего университета работала с добровольцами в возрасте от 55 до 78 лет, – рассказывает он. – До начала исследования половина его участников использовала интернет ежедневно, другая имела лишь общее представление о нем. Мы обнаружили, что у пожилых людей с минимальным опытом взаимодействия с интернетом поиск информации в Сети может изменить шаблоны мозговой деятельности. Интернет делает ее более эффективной буквально за одну неделю». Те, кто живет в эпоху интернета, думают в буквальном смысле иначе, чем предыдущие поколения. Однако, задавая бесконечную цепь поисковых запросов, перепрыгивая с одного ресурса на другой без конкретной цели, мы оказываем мозгу медвежью услугу. «Каким бы увлекательным ни был этот процесс, – продолжает Гэри Смолл, – он приводит лишь к «компьютерной усталости». Мозг переживает повышенный стресс и в том случае, когда мы одновременно работаем с несколькими сайтами, отвечаем на почту и говорим по . В результате многие из тех, кто так работает в течение нескольких часов, жалуются на усталость, раздражительность и сложности восприятия. Постоянное воздействие гормонов стресса может изменить нейронные цепи тех зон мозга, которые отвечают за познание и контроль настроения. Поэтому имеет смысл делать усилие и время от времени отрываться от экрана, возвращаясь из виртуальной в реальную жизнь.

* Гэри Смолл возглавляет центр изучения памяти и старения Калифорнийского университета (США), bri.ucla.edu

Он перегружает нашу память?

«Интернет (как и газеты, журналы) – это средство массовой информации, – рассуждает нейрофизиолог Александр Каплан*. – Но его отличает интерактивность, причем индивидуальная. Пользователь может управлять всем, мгновенно выбирая информацию, способ ее подачи, видеоряд, музыкальное сопровождение. Но эволюционно мозг не приспособлен к такой высокой скорости переключения с одной темы на другую. Мы можем удерживать в поле своего внимания только 6–7 источников информации». А интернет умножает число каналов восприятия, сюжетов, типов данных. Именно это создает сложности для нашего мозга, «перегревая» оперативную память: «мозг не справляется с поступающей информацией, не может сопоставить ее с нашим личным опытом, потому что тот несоизмеримо беднее». Интернет часто требует от нас многозадачности, которая нашему мозгу (и памяти) не под силу. Но с другой стороны, благодаря интернету нам уже не нужно «помнить все»: достаточно знать, где искать нужную информацию.

* Александр Каплан руководит лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Его лекцию «Интерфейс мозг–компьютер» можно услышать на сайте univertv.ru

Он вредит нашему критическому мышлению?

«Любую новую информацию наш мозг старается моментально опознать: кто это; что это; как это устроено, – поясняет Александр Каплан. – Так мы удовлетворяем свою потребность в знаниях. Система гиперссылок, которые есть на всех интернет-ресурсах, рассчитана на наше рефлекторное любопытство. Но, переходя от одной ссылки к другой, мы порой забываем, ради чего на сей раз обратились к интернету». Те, кто увлекается интернет-серфингом, сведущи во многих областях, но их знания обычно поверхностны. Кроме того, сомневаясь в точности интернет-контента, мы не всегда в состоянии его анализировать и критиковать – во многих вопросах нам не хватает компетентности. Так возникает риск потерять способность критически мыслить. «Со временем это может привести к тому, что человек станет все больше доверять популярным веб-ресурсам, потребляя то, что они предлагают, – предупреждает Александр Каплан. – Система подачи информации регулируется числом запросов, поэтому наиболее востребованным может стать все среднее, массовое – и фильмы, и литература, и журналистика». Но поток сведений, который обрушивается на нас, имеет и положительную сторону: «мы можем упражнять свой критический ум, вырабатывать свою точку зрения и отстаивать ее перед другими», полагает биолог Франсуа Таддеи (Francois Taddei)*. Лишний повод для нашего мозга стать еще пластичнее!

* Франсуа Таддеи, инженер и генетик, научный сотрудник Национальной академии медицинских наук Франции (INCERM).

«Разбей свой материал на три части и опубликуй как отдельные статьи», – такое указание я услышала однажды от главного редактора интернет-ресурса. Заметив мое недоумение, он продолжил: «Больше в интернете внимание читателя не удерживается. И не забудь вывести главные мысли в начало статьи, не нужно никакой интриги». С сожалением признаем, что нам все реже доводится читать вдумчиво и не торопясь, расслабляться воскресными днями, вести неспешный разговор со своими гостями, подробно и участливо слушать рассказы близких об их делах и заботах. Мы виним в этом постоянную гонку нашей жизни, стрессы на работе... и забываем про интернет. Действительно ли он спровоцировал невидимую революцию в наших головах, отнюдь не безобидную для сознания, памяти и ментальности?

Он мешает нам читать?

«Нам понадобилось больше тысячи лет, чтобы научиться читать, – говорит когнитивный психолог Тьерри Бассино (Thierry Baccino). – В процессе чтения все – расстояние между словами, форма букв – требует от мозга активных усилий. Кажется, что чтение с экрана ничем не отличается от «бумажного», но это не так».Работа мозга (если говорить схематически) заключается в том, чтобы перехватить, запомнить и обработать информацию, которую он получает от органов чувств. Перед экраном нагрузка на глаза значительно выше. «Компьютеры существуют всего несколько десятилетий, и мозг еще не успел приспособиться к такому способу чтения, – продолжает Тьерри Бассино. – В привычных условиях, когда мы читаем книгу, наши глаза могут четко различить только 4–6 символов одновременно. Перед монитором они начинают метаться, скорость реакции на визуальную информацию вырастает на 30%! Символов значительно больше, они различных цветов и форм. К ним добавляются всплывающие окна и множество ссылок, которые возникают внезапно и отвлекают наше внимание». Тем, кто часами читает в интернете, стоит время от времени успокаивать свой мозг чтением по старинке, благо бумажных книг никто не отменял.

* Тьерри Бассино, профессор университета Париж VIII и научный руководитель Лаборатории технологического применения цифровой информации (Lutin), lutin-userlab.fr

Читайте также:

Он формирует новый разум?

Он формирует новый разум?

Интернет объединяет миллионы компьютеров, а человечество состоит из миллиардов умов. Если связать их должным образом, может ли в результате появиться новый и совершенно независимый интеллект? И если такое случится, то как мы об этом узнаем?

«В настоящее время единственная сила, способная соединять людей в мировом масштабе, это интернет, – считает писатель Майкл Хорост (Michael Chorost). – Вместо того чтобы сражаться с ним или поклоняться ему, нам следует «распространиться» в нем, чтобы расширить свои границы и стать сильнее, развивая в себе сочувствие к другим людям. Нам нужно помнить, что Всемирная сеть – не порождение враждебных сил, повелевающих извне. Интернет – это мы сами: наши надежды и желания, материализованные в оборудовании и программном коде... Пытаться обойти Сеть или оставаться где-то в стороне от нее – заведомо проигрышный вариант. Единственный путь к преодолению интернета – пройти через него».

Он влияет на наши решения?

Мы уже точно знаем, что мозг не единственный мыслительный орган: мы думаем нашим телом целиком. «Действительно, мозг не одинок перед монитором, он постоянно ведет диалог с различными органами нашего тела, – объясняет нейропсихолог Марсьял Мермийо (Martial Mermillod)*. – Это приводит к общему возбуждению мозговых структур, из которого и возникает мысль. То, что происходит потом, еще более удивительно. Для того чтобы усвоить информацию, нам необходимо имитировать с помощью мышц то, как мы выражаем эмоции – например, страх или гнев». Иными словами, мы производим неуловимые мышечные движения, которые посылают сигналы в мозг, и эти сигналы, возможно, играют решающую роль в принятии решения. Кино и телевидение показывают нам жизнь крупным планом, оказывая мощное воздействие на наше сознание и, конечно, определяя многие наши действия, считает Марсьял Мермийо. Интернет менее эмоционально нагружен, так что не стоит переоценивать опасность: у нас нет оснований полагать, что мы вскоре окажемся в его власти.

* Марсьял Мермийо работает над созданием сетей искусственных нейронов Лаборатории социальной и когнитивной психологии (Lapsco) в Клермон-Ферранe (Франция).

Наш мозг, уникальный приспособленец

Многочисленные исследования подтверждают исключительную пластичность нашего мозга. И все же эта способность адаптироваться к новым обстоятельствам недостаточно оценена. Это доказал, в частности, эксперимент с участием добровольцев, которые согласились жить с завязанными глазами и ежедневно интенсивно осваивать чтение по Брайлю (азбуке для слепых)*. Спустя всего пять дней магнитнорезонансная томография мозга показала, что зоны, ответственные за зрение, уже «переключились» на тактильное восприятие. А. А.

Современные дети с малых лет знакомы с Интернетом. Многие родители знают, что в сети ребят подстерегают различные опасности. В статье мы собрали материал о том, какие существуют угрозы в интернете и как родители могут защитить своих детей от этих опасностей путем установления правил, бесед и при помощи специальных программ.

Чем опасен Интернет для детей и подростков: виды угроз

Основные виды угроз в интернете для детей:

  • Сайты, связанные с сексом. В интернете полно сервисов, где пропагандируют нездоровые сексуальные отношения: секс за деньги, разные развращения, гомосексуализм. От этого нужно оградить своих детей, особенно, если они еще маленькие и многого не понимают.
  • Сайты, распространяющие информацию о запрещенных вещах и понятиях. К таким относятся терроризм, сектантство, фашизм и т. д. Такой контент может сильно навредить слабой психики ребенка.
  • Игры. Во-первых, во многих играх присутствуют насилие, убийства. Во-вторых, игры начинают заменять реальный мир, ребенку все тяжелее выходить из игры, особенно, если он чувствовал себя настоящим героем в игре и у него там куча друзей.
  • Азартные игры . Они обещают большие деньги за короткий срок. А ведь ребенку гораздо сложнее устоять перед таким соблазном, чем взрослым. Под влиянием жажды выигрыша ребенок может начать спускать родительские деньги.
  • Форумы, социальные сети, сайты знакомств затягивают ребенка в виртуальный мир. У него в сети возникает дружба с кучей людей, он там отлично общается. А в реальности у ребенка могут проблемы с общением со сверстниками.
  • В сети много мошенников и им легче подобраться к нам и нашим детям. Есть много способов обмануть человека. Рассмотрим один из популярных способов обмана в сети. На сайте просят ввести номер сотового, потом приходит смс-ка о выигрыше крупной суммы денег. Чтобы их получить, мошенники просят отправить смс со своего телефона на другой номер. В итоге с вашего мобильного счета списывается приличная сумма.
  • Обман в реальном мире . Через интернет любой человек может познакомиться с вашим ребенком, например, под видом симпатичной девушки и назначить ему свидание. Ваш ребенок приходит на место встречи, а к нему подходит неизвестный мужчина, представляется отцом девушки и уговаривает отвезти его к ней, так как она заболела. В этом случае с ним может произойти всякое. Поэтому, учите своего ребенка не доверять незнакомцам.

Как обеспечить безопасность детей в интернете – советы для родителей

Таблица. Как защитить детей от опасностей интернета?

Виды опасностей в интернете Как родителям предупредить столкновение ребенка с опасностями в интернете? Как действовать родителям при столкновении ребенка с определенной опасной ситуацией в сети?
Нежелательный контент Расскажите своим детям, что в интернете много неправдоподобной информации. Научите их интересоваться у вас, если они что-то не так поняли.

Обязательно спрашивайте, что ребенок видел в Интернете. Часто происходит так, что ему становится интересен один сайт, он начинает открывать другие подобные сайты.

Стоит включить программу родительского контроля и безопасного поиска. Они помогут в борьбе с нежелательным контентом.

В семье должны быть правила по пользованию интернетом. Благодаря этому ребенок четко будет знать, что делать, если он столкнулся с нежелательным контентом.

Интересуйтесь у ребенка, что он ищет в интернете.

Интернет — знакомства Вы должны знать, с кем ребенок общается в интернете, проверяйте его контакты, чтобы знать с кем он общается.

Если вы заметили, что ребенок часто общается с людьми старше своего возраста, то следует с ним об этом поговорить.

Не стоит позволять ребенку встречаться со знакомым из интернета без вашего разрешения. Если он горит желанием встретиться с кем-то из виртуальных знакомых, то вам стоит обязательно сопроводить своего ребенка.

Вы должны знать где бывает ваш ребенок, с кем он туда ходит.

Объясните ребенку следующие правила:

1)Не стоит давать знакомому личную информацию о себе. А знакомство с виртуальным знакомым должно проходить под присмотром родителей.

2) Если становится не по себе при общении со знакомым в интернете, убедите его порвать такое общение.

Кибербуллинг Поговорите с ребенком и убедите его общаться в интернете вежливо и без грубостей.

Учите его адекватно реагировать на сообщения от других людей. Объясните ему, что не стоит продолжать общение с человеком, который проявляет агрессию.

Если ребенка обидели, то помогите ему выйти из этой ситуации. На любом форуме или сайте можно заблокировать этого человека либо написать на него жалобу модератору.

Объясните ему, что в интернете нельзя угрожать либо распространять сплетни.

Следите, чем занимается ребенок в сети. Наблюдайте за его настроением после использования интернета.

Если ребенок получает на электронную почту или другие сервисы оскорбления, стоит поменять контакты в интернете.

Если вы обнаружили в сети картину киберунижения вашего ребенка, обязательно обратитесь в администрацию сервиса либо позвоните на горячую линию.

Кибермошенничество Расскажите ребенку о видах мошенничества и убедите его обращаться к взрослым за советом, если он желает воспользоваться какой-то услугой в сети.

Стоит установить на свой компьютер антивирус либо персональный брандмауэр.

Если ваш ребенок хочет сделать покупку в интернет-магазине, то расскажите ему о правилах безопасности.

Стоит проверить все данные о магазине (реквизиты, название юридического лица).

Узнайте, доставляет ли интернет-магазин кассовый чек.

Внимательно ознакомьтесь с правилами магазина.

Уточните, сколько точно надо будет заплатить за товар.

Расскажите ребенку, что не стоит давать всю информацию о себе, когда покупаешь вещь в интернет-магазине.

Игровая и интернет- зависимость Понаблюдайте за ребенком и проанализируйте, сколько времени он находится в интернете ежедневно.

Пообщайтесь с ребенком, поинтересуйтесь чем он занят в сети. Не пренебрегает ли он своими реальными увлечениями в жизни: занимается ли любимым спортом, читает ли и др.

Посмотрите на его настроение после каждого выхода из интернета. Если он в плохом настроении, агрессивен, раздражителен и не хочет ни с кем разговаривать — это говорит об интернет — зависимости.

Почаще общайтесь с ребенком, проявляйте интерес к его личной жизни, играйте с ним.

Нельзя запрещать ему использовать интернет, но стоит ограничить его пребывание в нем.

Разрешайте ему пользоваться только своим компьютером или компьютером, который находится в общей комнате для лучшего контроля пребывания ребенка в интернете.

Если вы видите, что ребенок привязался к интернету и практически не может без него. Убедите его в том, что ничего такого не будет, если он несколько часов отдохнет от интернета.

Вредоносные программы Надо установить на все компьютеры специализированные почтовые фильтры и антивирусные программы.

Стоит использовать лицензионные программы и данные только из проверенных мест.

Поясните ребенку, что не стоит скачивать все подряд, а только проверенную информацию.

Каждую неделю проверяйте компьютеры на наличие вирусов.

Обязательно копируйте важные документы на флешку или диск.

Раз в три месяца меняйте пароли в своих аккаунтах и не пользуйтесь излишне простыми паролями.

Общайтесь с ребенком благожелательно. Расположите его к себе, он должен вам доверять.

Внимательно слушайте ребенка, если что-то произошло. Попытайтесь понять насколько сильно это повлияло на него.

Если же ребенок совершил ошибку и его взломали в социальной сети или он решил что-то купить в интернете и наткнулся на обман, то не стоит его сильно ругать. Надо просто вместе разобраться и спокойно объяснить ему правила действий в интернете.

Если ребенку угрожают в интернете, то надо узнать всю информацию об этом человеке. Спросить у ребенка, встречался ли он с ним. Обязательно стоит настаивать на том, что с незнакомыми людьми встречаться нельзя.

Можно попробовать собрать побольше информации об этом человеке, скопировать сообщения, которые он присылал и обратиться в полицию.

Если вы заметили, что ребенок чего-то не говорит или вы не можете понять, что произошло, обратитесь к специалистам, где вам подскажут, какие действия предпринять в этой ситуации.

Программа «Родительский контроль» — помощь в обеспечении безопасности ребенка в интернете

Программ для родительского контроля детей в интернете достаточно много. Рассмотрим некоторые из них.

  • Платная программа KinderGate Родительский контроль б локирует сайты для взрослых, есть настройки для ограничения доступа к игровым сайтам, сайтам с насилием или наркотиками и т. п. Можно установить расписание, когда ребенок сможет сидеть в интернете. Можно увидеть на какие сайты он заходит.
  • Бесплатный браузер детский интернет фильтр КиберПапа. Тут включается фильтр и ребенок заходит только на детские сайты, которые тщательно проверены. Выключить его смогут только родители, зная пароль.
  • Платная программа КиберМама. Можно создать время, когда ребенок может находиться в сети. Все это контролируется. Также можно заблокировать доступ в интернете.
  • Бесплатный детский браузер Гогуль. В этом браузере есть свои детские сайты. Здесь составляется время, когда ребенок может посидеть в интернете. Можно ограничить посещение интернета. Родители получают полный отчет, на каких сайтах были их дети.
  • NetKids. Родители просматривают все сайты, которые посещает их ребенок. Также они могут блокировать опасные сайты.
  • Платная программа KidsControl. Тут можно вручную ограничить доступ к сомнительным ресурсам, контролировать время нахождения ребенка в интернете.

Советы специалистов по безопасности детей в интернете

Первое, что необходимо сделать родителям, научить ребенка никому не сообщать пароли. Скажите ребенку: «Никогда не сообщай свои пароли другим, даже друзьям. Храни записанные пароли в недоступном месте. Никогда не сообщай свой пароль по электронной почте.» (А.Левченко , помощник Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, директор НП Мониторинговый центр по выявлению опасного и запрещенного законодательством контент)

Немаловажно научить ребенка не делиться информацией личного характера в сети, не публиковать конфиденциальные данные. Излишняя откровенность в Интернете чревата. При этом важно помнить, что персональные сведения могут стать доступными ненамеренно: используя функции автозаполнения, разрешая приложениям отслеживать местоположение, заполняя графы с указанием адреса и телефона, ребенок подвергает себя дополнительной опасности. Контакт родителей с детьми - ключевой фактор, от которого зависит поведение подростка в виртуальной жизни. Родители должны ориентироваться в социальных сетях, знать, на каких сайтах и как проводят время их дети, а, кроме того, совершенствовать собственный уровень технической осведомленности.(Р. Вераксич, эксперт в области безопасности McAfee, подразделения Intel Security)

Побольше общайтесь со своими детьми, завоевывайте их доверие, интересуйтесь их делами, вовлекайте их в семейные игры, ходите с ними на . Тогда ваш ребенок не захочет подолгу сидеть в интернете, потому что реальная жизнь для него будет интереснее виртуальной.