Необычные техники работы с полимерной глиной. Полимерная глина — техники

Рассмотрим виды техник используемых при работе с полимерной глиной. Не уверен. что я описал все виды техник. Возможно, что-то упустил.

1 Соляная техника

Это, пожалуй, самая простая техника лепки из пластики. Название говорит само за себя: при изготовлении изделий с ее помощью используется обычная соль (мелкая или крупная, пищевая или косметическая), а также может использоваться сахар.

2 Техника Миллефиори (millefiori), cane, трость, колбаса.

Если говорить просто, то это техника составления сложного рисунка из более простых элементов. Принцип техники следующий: из кусочков пластики на поверхности выкладывают рисунок, затем равномерно ужимают его и нарезают тонкими «ломтиками», получая на срезе одинаковый рисунок. Миллефиори (millefiori) (от итальянского «milli» – тысяча и «fiori» – цветы) – старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра. 1981 Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. Она провела мастер-класс по изготовлению декоративных миниатюрных конфет из пластики с использованием принципов стеклодувной техники. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning» (кэнинг) от английского «cane» («кейн» - трость). В русском эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами. Это наиболее популярная и основная техника работы с полимерной глиной. Колбасы делают не только цветочные, но и с самыми разными рисунками.

3 Техника калейдоскоп

Эта техника очень похожа на предыдущую, только в работе колбаса еще разрезается и ужимается по-разному в треугольники, квадраты и т.п

4 Техника Мокуме-гане (mokume gane)

Метод заимствован из техники японских оружейников, где использовались металлы разных цветов. методы получения своеобразного рисунка путем складывания цветных слоев. Эти слои потом продавливаются различными штампами, формами. И затем уже аккуратно срезаются сверху лезвием и в результате мы каждый раз видим неповторимый рисунок.

5 Техника мика-шифт (mica shift)

— этот термин объединяет различные способы получения рисунка в металлических глинах. Рисунок образуется за счет различной ориентации металлических включений. В переводе означает «сдвиг слюды», ведь для исполнения работы в этой технике вам понадобятся так называемые металлики. За счет того, что частицы слюды по разному отражают свет, можно создавать объемные узорные эффекты на абсолютно плоской поверхности. Например, на рисунке мы видим выпуклое изображение, хотя на самом деле пластиковый кабошон абсолютно гладкий.

6 Техника баргелло (bargello)

В переводе название этой техники обозначает «щепки». Узко нарезанные полоски полимерной глины, смещаясь относительно друг друга, образуют различные рисунки.

7 Техника филигрань

Филигранные изделия из пластики создаются следующим образом: цветную полимерную глину раскатывают в тонкие – претонкие колбаски (толщиной около 1 мм), затем эти колбаски можно сплющивать либо переплетать между собой. Полученными шнурами декорируют камни, бусины, либо другие изделия из пластики. Важным дополнением является «зернь» – маленькие шарики из полимерной глины, которые прикрепляются в тех местах, где необходимо сделать акцент.

9 Техники имитации

Из полимерной глины можно сделать невообразимое количество различных имитаций: бирюза, янтарь, опал, малахит,стекло, дерево, кожа, слоновая кость, асфальт, мозаика и даже кондитерские изделия. Саму эту технику можно разделить на множество полноценных по своей значимости подразделов.

10 Техника акварель.

Принцип этой техники следующий: раскатываем сначала цветной пласт глины, под него помещаем белый и черный тонкие пласты, раскатываем все вместе, а затем рвем на кусочки. Полученные рваные кусочки лепим на наше изделие, прикатываем и получаем интересный эффект.

11 Техника «чечевички»

Такие красивые бусины можно получить, если особенным образом раскатывать бусину с помощью небольшого квадратика стекла.

12 Техника перевода изображений на глину.

Название говорит само за себя. Особенность этой техники в том, что при переводе изображений используется специальный гель для полимерной глины.

13. Плавный переход цвета (Skinner blend)

Свое название техника Skinner Blend получила по фамилии дизайнера по полимерной глине Джутит Скинер, впервые применившей эту технику в своих работах. Эта техника позволяет получать изделия с плавным переходом одного цвета в другой.

14. Сквозная

Техника, позволяющая получать бусины, кабошоны и т.д., полые внутри. Материалы, используемые в технике, разнообразны - клей, воск, бумага… Но конечный результат одинаков - ажурное, полое внутри изделие.

15. Поталь

Поталь - это тонкие, практически невесомые металлические листы, используемые для декора различных изделий. Поталь бывает серебряного, золотого и медного цвета, а так же с разводами различных цветов и вариаций. Естественно, мастерицы, занимающиеся изготовлением украшений из полимерной глины, не обошли вниманием этот чудный материал, который дает ни с чем не сравнимый эффект растрескивания. Методик применения потали в изделиях из пластики довольно много, можно экспериментировать и выбирать, что больше по вкусу. Однако, все они объединены одним важным условием: поталь нужно закрепить, после того, как изделие доделано. Для этого подойдут разнообразные лаки для пластики, прозрачные затвердевающие полимерные гели, эпоксидная смола.

16. Штампы и текстуры

Отличный вариант для декорирования ровных, гладких поверхностей изделий из пластики. Сейчас в специальных магазинах можно найти готовые штампы на любой вкус. Но можно поискать в интернете мастер-классы и сделать штамп самому, именно таким, каким вы его хотели бы видеть.

17. Брейн Кейн (Мозговая техника)

Техника тоже принципиально не сложная, смысл которой заключается в накладывании на черный и белый раскатанные пласты слоя пластики с градиентной растяжкой двух, трех и более цветов, которого не сложно добиться на паста-машине. Впоследствии из полученного пласта выкладывается узор.

18.Шприцевая (экструдерная) техника

В этой технике используется экструдер - прибор позволяющий выдавливать глину колбасками нужно формы на срезе.

19. Рваный край

Техника «Рваный край» основана на принципе рваных краев пластов полимерной глины. Получается такой эффект (или все-таки деффект?) благодаря прокатыванию остывшей полимерной глины в паста машине.

Анатольевич

Сегодня термопластика – весьма популярный материал в мире рукоделия. Лепка из полимерной глины применяется для изготовления украшений и небольших сувениров.
Предлагаем в нынешней статье рассмотреть несколько самых распространенных техник лепки из термоплоастики, основанных на использовании двух и более цветов.

1. Техника создания плавного перехода цвета. Настоящая техника достигается путем смешивания в разных пропорциях двух или нескольких цветов глины.

Так называемая, акварельная техника дает возможность добиться особенно плавного перехода цвета. При лепке из термопластика, к примеру, бусин в этой технике необходимо раскатать три листа разных цветов. Эти листы следует наложить друг на друга и слегка прикатать. Когда пластика полностью остынет, нарвите ее на небольшие кусочки и облепите кусочками заготовки бусин.

2. Техника лепки цветов.

3. Четырёхугольник с полосатым узором.

4. При работе с пластикой в технике филигрань на заготовку наклеивают мельчайшие кусочки глины, которые и образуют ажурный узор. Вам потребуются много терпения и аккуратности, дабы создать нужный узор.

5. Ромб из треугольников.

6. Выдавливание из шприца.

7. Колбасная техника также может встречаться под названиями трость, millefiori, сane, колбаса. Из кусочков выложенных слоями в разных сочетаниях пластики скатывается рулет, при разрезании которого на срезе получается составленный из разных элементов рисунок. При некоторой сноровке, используя настоящую технику, можно получить довольно-таки сложные узоры из большого количества элементов.

8. Техника калейдоскоп на колбасную технику — готовому рулету из пластики путем прижимания придается различная геометрическая форма.

Глина широко распространена в природе, она залегает на небольшой глубине, служит дешевым видом минерального сырья во многих видах промышленности, применяется в народном хозяйстве. Используется она и в искусстве. С ее помощью при создании скульптуры делаются макеты. Инструменты для лепки из глины в первую очередь должны быть удобны при работе и полностью удовлетворять требованиям по обработке этого пластичного и податливого материала.

Применение

В старину из специальных сортов глины мастера делали крынки, горшки, кувшины и другие предметы кухонной утвари. После обжига такая посуда сохраняла форму, не пропускала воду и была довольно крепкой.

Самые подходящие виды глины для лепки - это пластичные разновидности серых, серо-зеленых и зеленых сортов. Именно их применяют в моделировании и создании скульптур. Мастера первоначально изготавливают из этого материала объемные модели с последующей отливкой в гипсе или бронзе.

Если глиняная скульптура подвергается обжигу, то такая работа называется терракотой, а если ее дополнительно покрывают глазурью, то это уже будет майолика.

Сорта

Огнеупорные глины при обжиге выдерживают без размягчения температуру выше 1500 градусов. Их применяют в производстве кислотоупорных фарфорово-фаянсовых изделий и при изготовлении форм для металлургического литья.

Легкоплавкие сорта применяют в производстве кирпича и в процессе получения портландцемента. Бентонитовые виды глины для лепки подходят меньше всего. Их используют при очистке нефтепродуктов, растительных и смазочных масел, а также при бурении скважин.

Полимерная глина

Искусственно созданный материал, в основе которого заложен поливинилхлорид с добавлением пластификаторов, пигментов и наполнителей, называют термопластикой.

Материал внешне и по свойствам похож на пластилин в процессе лепки, но меньше пачкает руки, не растекивается от избыточного тепла ладоней. Некоторые инструменты для лепки из глины такого типа используются только в этом виде прикладного искусства. К примеру, для раскатывания пластов и смешивания разных оттенков материала применяется специальная паста-машина.

Полимерная глина выпускается разными производителями и подразделяется по способу твердения на два вида:

  1. Самотвердеющая.
  2. Запекаемая (термопластика).

Самотвердеющая полимерная глина

Характерная особенность такого материала в том, что после лепки он набирает прочность при комнатной температуре за сутки без дополнительной термообработки. Самотвердеющая полимерная глина (пластика) после высыхания имеет достаточную крепость, хорошо держит форму, подвергается обработке, если нужно подправить некоторые детали. Поверхность в таком случае размачивается водой, после чего вносятся нужные коррективы.

Такой вид полимерной глины идеален в процессе создания кукол, особенно элементов их одежды и аксессуаров. Другое важное направление его применения - создание цветочных композиций. Тонкие листья, и особенно лепестки цветов с истонченными до минимума краями, смотрятся как живые после придания изделию характерной текстурной поверхности.

Необходимый минимальный для лепки должен включать скалку, чтобы можно было раскатывать пласты, и удобный для раскроя из тонких слоев деталей композиции. Также могут пригодиться приспособления для оттиска форм и выдавливания текстурных элементов. При работе с мелкими деталями удобно использовать стеки.

Запекаемая полимерная глина

Такой материал при нагревании до температуры 110-130 градусов приобретает свойства пластика. Готовые изделия не боятся воздействия влаги, их можно согнуть без боязни сломать.

Работать с термопластикой удобно. Это мягкий материал, пластичный, хорошо смешивается. После термообработки поверхность приобретает бархатистый вид. Набор инструментов для лепки из термопластики такой же, как и для самотвердеющей глины. Используется материал для изготовления кукол, сувениров, небольших скульптур, цветочных композиций, всевозможной бижутерии.

Некоторые производители выпускают термопластику двух видов: одна - мягкая, которая больше подходит для детского творчества; другая - более жесткий материал, требующий тщательного разминания перед моделированием, но и отличающийся повышенной прочностью готового изделия.

Лепка из полимерной глины: инструменты и материалы

Рабочая поверхность подбирается из керамики или стекла. Для раскатывания исходного материала в пласты пользуются скалкой, роллерами или специальной паста-машиной. Экструдером со сменными насадками выдавливают простые или фигурные «колбаски».

Для придания поверхности особого вида пользуются штампами, текстурными листами и щеточками. Материалы и инструменты для лепки подбираются индивидуально каждым мастером. Молды нужны для формовки повторяющихся Для вырезания из пласта пользуются катерами. Стеки с различным профилем незаменимы при лепке мелких деталей. Для проделывания отверстий пользуются иглами.

В отдельных случаях может пригодиться фольга для создания облегченного каркаса и экономии материала. Наждачной бумагой можно шлифовать готовые изделия после термообработки. хорошо сохраняет материал от высыхания.

Нужны и вспомогательные инструменты для лепки из глины. Пассатижи, круглогубцы и кусачки незаменимы при работе с проволокой для создания фурнитуры будущих изделий. Для разрезания сформированных пластов подходят канцелярские резаки и острые ножницы.

Самодельные приспособления и формы

Необходимые инструменты для лепки своими руками может изготовить любой желающий. В отдельных случаях не нужно даже ничего делать, можно просто приспособить подходящий по форме предмет для лепки, формовки, выдавливания или фигурной обработки.

Так, кухонная лапшерезка может быть использована для создания ровных полосок из раскатанного пласта. можно выдавливать тонкие нити. Головками шурупов с пазами под фигурную отвертку можно создавать на поверхности декоративные элементы. Ситом удобно делать текстуру в виде решетки. Можно применять для выдавливания кусочек пемзы, эффект «соляной текстуры» можно достичь, использую жесткую зубную щетку.

Подходящие инструменты для лепки из глины находятся повсюду, нужно просто их заметить. Формочки для печенья, крышки от бутылок, фигурные пуговицы - все можно использовать для формовки, выдавливания или штампования. Для раскатывания материала можно использовать простую стеклянную бутылку, а вместо стеки для тонкой работы можно взять зубочистку.

Перед началом работы стоит позаботиться о защите поверхности стола, на котором планируется заняться творчеством. Отделив кусочек пластики, его следует немного размять в руках, чтобы он прогрелся и приобрел необходимую мягкость.

Чтобы познакомиться с материалом, получить первые навыки работы с новым видом сырья, а также освоить инструменты, для лепки из глины лучше выбрать простую модель. Раскатав размятый кусочек пластики по рабочей поверхности, можно попробовать вырезать что-то из него, придать заготовке различную фактуру с помощью молдов, трафаретов или специальных текстурных листов.

Можно слепить небольшую скульптуру, попробовать сделать простую композицию в виде цветка или другой объемной формы. Первый пробный урок желательно довести до логического завершения. Самотвердеющая глина просто высушивается, а термопластику следует запечь.

Для этого изделие выкладывается на фольгу, пергамент, или тарелку и ставится в разогретую до 110 градусов духовку на необходимое для запекания время, указанное в инструкции к глине. После термообработки модель остывает в духовке, извлекается, красится и покрывается лаком.

Как называется лепка из глины?

Предприимчивые люди с творческим потенциалом легко могут реализовать свой талант с практической выгодой, изготавливая и реализуя оригинальные бусы, серьги, браслеты, а также всевозможные сувениры и разнообразные приятные мелочи. Название этого вида творчества определяется техникой исполнения готового изделия.

Существующие техники лепки из полимерной глины настолько разнообразны, что дают возможность новичку выбрать себе занятие для любого уровня сложности. Название того или иного вида лепки определяется приемами и методами, применяемыми при изготовлении декоративных элементов. Для простого цветочка или несложной скульптуры используется одна технология, многослойная филигрань или миллифиори в создании авторских украшений - совсем другая специфика работы.

Техники работы с полимерной глиной

Сколько хороших мастеров, сколько уникальных изделий, столько и техник существует на данный момент. Некоторые пользуются особой популярностью и могут быть взяты за основу начинающими лепщиками.

Техника «акварель» предполагает использование контрастных слоев цветной пластики, раскатанных в паста-машине. В «переходе цвета» - наоборот, используются плавные и размытые границы.

Техника «баргелло» имитирует флорентийскую вышивку, «сдвиг слюды» создает объемные эффекты на плоской поверхности. Позаимствованная у японских оружейников техника «мокуме-гене» сочетает текстуру дерева и металл, а «имитация» создает подобие природных минералов, натуральных и драгоценных камней.

«Филигрань» и «миллифиори» - техники составления сложного рисунка из тонких пластов, нитей или шариков. Это происходит в процессе ужимки, вытягивания и раскатывания на поверхности тонкого среза сложной композиции.

Удивительные по красоте украшения получают в результате применения техник: «калейдоскоп», «многослойная», «сквозная», «соляная», «шприцевая», «мозговая», «перевод изображения».

Кроме перечисленных видов? существует еще кукольная, скульптурная и цветочная технологии. Они, в свою очередь, имеют свои особенности и разновидности приемов лепки и формовки, тонкости монтажа составных элементов. Инструменты для лепки из глины для каждого конкретного случая выбираются мастером индивидуально.

Почти 90 лет назад в Германии была создан прекрасный материал для лепки. Изначально из него планировали делать кукольные головы, но скульптурная масса позволяла передавать тонкие детали лиц, поразительно имитировала различные текстуры поверхности, становилась крепкой после обработки.

Кукольные лица не выгорали, оставались милыми надолго. Так появилась чудесная пластичная масса, которую так полюбили мастерицы и рукодельницы.

Что такое полимерная глина?

Масса для лепки со специфическим запахом, внешне напоминает пластилин. Содержит пластификаторы, которые придают пластичность заготовкам, и облегчают создание необходимой первоначальной формы.

Во время нагрева эти химические добавки улетучиваются. Полимеризация изделий из такой глины необратима, масса затвердевает настолько, что в дальнейшем не меняет свою форму.


Для чего используется полимерная глина?

Простоту работы с такой глиной и доступность технологий её обработки используют мастера декоративно-прикладного искусства и дизайнеры малых форм. Продажа красивых изделий из глины ручной работы стала источником доходов.

Полимерная глина применяется для изготовления:

  • женских украшений, бижутерии;
  • сувениров
  • малоразмерных предметов интерьера;
  • ёлочных игрушек;
  • авторских кукол.

Сделать красивые изделия может не только профессиональный дизайнер или скульптор, превратить любимую кружку в неповторимый и уникальный арт-объект поможет эта статья. Достаточно посмотреть мастер класс по лепке глиной своими руками, и сделать украшение в виде аппликации на стенку кружки.

Типы глины

В составе полимерных масс для лепки встречаются разные пластификаторы, но все они требуют нагрева для полимеризации. Иногда полимерной глиной называют пластические самозатвердевающие массы, которые не требуют нагревания для закрепления формы.

Полимерная глина продается в различной по весу расфасовке и цветовой гамме. Производители выпускают эти поделочные массы с разными свойствами: цветными, прозрачными, блестящими, матовыми и другими эффектами. Все эти свойства маркируются на упаковке глины, так же как и срок хранения.

Важно: Если срок хранения глины подходит к концу, откажитесь от такой покупки. Масса может при подготовительном размятии рассыпаться, ничего из нее сделать не удастся.

Инструменты

Инструмент для лепки продается в магазинах для творчества и рукоделия, расположен на полках рядом с полимерной глиной. Новичкам не обязательно что-то срезу же покупать, можно обойтись подручными средствами.

Прежде чем приступить к созданию собственного шедевра, надо подготовиться. Для полноценной работы понадобятся:

  • рабочая поверхность, можно взять керамическую плитку или стекло;
  • ПВА клей, который пригодится для склеивания деталей;
  • острые ножи, можно канцелярские резаки;
  • наждачные листы для обработки неровностей;
  • кусок замши для полировки;
  • зубочистки для помощи в создании эффектов;
  • скалка для раскатывания массы в плоский лист, лучше взять стеклянную бутылку.


Формочки-каттеры для вырезания можно заменить на пробки от пластиковых бутылок, это будут самые простые шаблоны фигурок для начинающих.

Способы лепки и фактурирования поверхности

Перед началом лепки массу надо размять в руках, слегка согреть ее, аналогично пластилину. Одноцветные работы требуют лишь проверки однородности массы при создании деталей изделия, например, при изготовлении авторских кукол.

В многоцветных работах, как при изготовлении бусин или мелких сувениров, используют разные техники. Новичкам можно посоветовать техники, которые покажут как научиться лепить полимерной глиной:

  • плавный переход, самая простая и распространенная техника, когда берутся два бруска и разминаются одновременно, после формуются нужные детальки;
  • сапе, при которой накладываются друг на друга слои разного цвета, потом аккуратно скатываются в рулетик, детали нарезаются поперёк.

Остальные техники, такие как филигрань, калейлоскоп, соль можно освоить в последствии.

Обратите внимание!

Закрепление формы деталей

Полимеризация требует соблюдения условий производителя глины. Важно следовать инструкциям, не нарушать показатели температуры запекания, которые обозначены на упаковке. Недогревшиеся изделия не сохранят форму, перегревшиеся – потеряют цвет, станут темными.

Плоские детали запекаются на керамической плитке в духовке. Мелкие детали типа бусинок накалывают зубочистками на шар из фольги. Остывать запеченные детали должны постепенно, в естественных условиях.

Соединение деталей

Иногда, при сложных техниках выполнения изделий, детали склеиваются между собой сразу после обжига. Для этого используют клей ПВА, наносить его надо точечно, так детали точнее подгоняются друг к другу.

Конечная обработка поверхности

Перед тем, как покрыть полимеризованное изделие специальным лаком, поверхность зачищают от неровностей наждачной бумагой и, при необходимости полируют замшей.

Окончательный вид рукотворным шедеврам придает лакирование, что видно на фото лепнины из полимерной глины. Матовые и глянцевые лаки выбирают по замыслу поделки. Производители полимерной глины делают и собственные лаки, наиболее выигрышно подходящие по химическому составу.

Обратите внимание!

Наносят лак послойно двумя способами:

  • Кисточкой, покрывая изделие привычным образом.
  • Окуная сразу все изделие в лак. Для этого его надо закрепить, например, на зубочистке, окунуть в раствор и поворачивать в нем. Потом вынуть, зубочистку воткнуть в пенопласт, дать излишкам лака стечь.

Идеи и инструкции для лепки из глины принесут радость творчества, только при соблюдении правил техники безопасности. Следует помнить, что в обычных условиях полимерная глина не токсична. Но процесс полимеризации сопровождается выделением из-за нагрева вредных летучих соединений.

Важно: При обжиге изделий обеспечить проветриваемость помещения, в котором идёт запекание полимерной глины.

Фото лепки из полимерной глины

Обратите внимание!

Находит все больше признания среди рукодельниц. Она обладает отличной пластичностью, работать с ней легко. Изделия, получаемые обжигом пластичной глиняной массы, отличаются высокой прочностью и эстетической привлекательностью. Замечательным хобби для современных девушек становится такое занятие, как лепить из полимерной глины украшения, фигурки и декоративные мелочи.

Подготовительный этап

Задаваясь вопросом как пользоваться полимерной глиной, в первую очередь необходимо провести подготовительную работу. Вам понадобится специальные инструменты и материалы: острые ножи и лезвия, наждачная бумага, замшевые лоскутки, клей ПВА, миски. Для работы необходимо выделить ровную поверхность достаточной площади.

Существует множество техник лепки из полимерной глины. Выбор способа зависит от вида изделия, типа глины, а также собственных навыков.

Лепка для начинающих

Работа с глиняной массой похожа на лепку из пластилина. Если вы только начинаете осваивать техники работы с глиной, вам нужно научиться лепить простые элементы, являющиеся основами. Скатайте шарик, раскатывая его по рабочей поверхности, придерживая за один край, сформируйте каплю. Изогнув конец капли можно получить фигуру, напоминающую запятую. С помощью округлого инструмента из капли можно делать полые фигуры. Если шарик раскатывать между ладонями получится колбаска. Из нее легко вылепить острые углы.

Техника трости

Данный вид техники предусматривает выкладывание кусочков пластики слоями в определенном сочетании. Затем делается рулет, который разрезается на кусочки. Срез отдельного кусочка имеет выложенный узор.

Соляная техника

Выполняется с применением крупной соли. Из глины нужно скатать шарики, или любые другие элементы. Затем каждый шарик обваливается в соли и запекается. После остывания соль необходимо смыть. Вы получите причудливую рельефную поверхность.

Филигрань

На заготовку любой формы наклеиваются мелкие кусочки разноцветной полимерной глины. Узоры могут быть абсолютно любыми. Существуют целые каталоги с примерами рисунков и орнаментов. Данная техника требует усидчивости.

Калейдоскоп

Формуются колбаски различного размера и цвета, которым придается определенная форма: квадрат, треугольник, круг. Далее выкладываются слои в определенном наборе колбасок. Получившейся брусок разрезают на элементы нужной формы. На срезах образуется интересный узор.

Акварель

Отличной идеей, как работать с полимерной глиной и получать плавные цветовые переходы, станет применение техники Акварель. Из глиняной массы изготавливается три полоски различного цвета. Накладывая одну на одну, их необходимо слегка прижать. Получившийся элемент выдерживают некоторое время, а затем разделяют на кусочки. Этими кусочками облепливают заготовки. Как правило, такую технику применяют для изготовления бусин или шариков.

Термическая обработка

Свежеслепленные изделия нуждаются в термической обработке. В зависимости от вида полимерной глины, изделия подвергают запеканию или варке. Запекают изделия в духовке, а варят в микроволновке или на обычной плите. Главное соблюдать временной и температурный режим.

Меры безопасности

В состав глины входит сложное химическое соединение – пластификатор, за счет которого глиняная масса легко обрабатывается. Изделия при обжиге начинают выделять вредные соединения. Концентрация этих соединений невелика, однако пренебрегать мерами безопасности нельзя. При обжиге или варке изделий помещение должно хорошо проветриваться.