Недостатки и проблемы в социальном обслуживании населения. Проблема социального обслуживания инвалидов

В. Ш. Шайхатдинов

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 442-ФЗ

Опираясь на положения Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и принятых на его основе правовых актов, автор предлагает теоретическую модель системы социального обслуживания граждан, выделяя в ее структуре государственную и негосударственную части, а также ряд подсистем (информационную, правовую, подсистему финансирования, подсистему управления и т. д.).

В числе проблем системы социального обслуживания автор указывает такие: законодатель не выделяет в ней муниципальную часть, хотя органы местного самоуправления находятся ближе всего к населению и выполняют ряд функций в сфере социального обслуживания; наблюдается несовершенство разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере социального обслуживания граждан (правовое регулирование осуществляется преимущественно на уровне Федерации); есть проблемы в понимании места права социального обеспечения в системе российского права, а также места правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения.

Подчеркивается, что у исследователей нет единства мнений в этих вопросах. С точки зрения автора, право социального обеспечения представляет собой комплексную отрасль права, испытывающую на себе влияние как публично-правового, так и частноправового регулирования.

Ключевые слова: социальное обслуживание, система социального обслуживания, право социального обеспечения, субъекты социального обслуживания, виды социального обслуживания

Социальное обслуживание представляет собой сложную целостную систему, эффективность которой зависит от ее структуры и выполняемых функций. К сожалению, до сих пор остаются нерешенными проблемы распределения полномочий в рассматриваемой сфере между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, споры о месте законодательства о социальном обслуживании в системе российского законодательства, о месте правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения, а также некоторые терминологические вопросы. Рассмотрим их.

1. Проблемы определения содержания социального обслуживания и его структуры.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее -ФЗ № 442) имеет ряд серьезных недостатков. Так, наименование Закона не соответствует его содержанию. Речь в нем идет лишь о некоторых видах социального обслуживания. В Законе отсутствуют правовые нормы о таких видах социального обслуживания, как протезирование и ортезирование, предоставление специальных транспортных средств инвалидам, профессио-

нальная реабилитация и абилитация, ритуальные услуги. Такое широкое понимание социального обслуживания поддерживается в российской юридической литературе [Право социального обеспечения России 2014: 411-425; Право социального обеспечения 2017: 380-422] и литературе ряда зарубежных стран . На наш взгляд, ФЗ № 442 следовало бы назвать «Об основах предоставления гражданам отдельных социальных услуг в системе социального обслуживания», а в будущем ввести в него правовые нормы о других видах социального обслуживания. Указанный недостаток ФЗ № 442 свидетельствуют об отсутствии в правотворчестве связей между разработчиками федеральных законов, представителями науки права социального обеспечения и представителями юридических вузов, а также учета опыта зарубежных стран в данной сфере.

Проведем анализ ФЗ № 442 и принятых в его развитие федеральных подзаконных нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов субъектов РФ. Начнем с того, что данное в ст. 3 ФЗ № 442 определение понятия социального обслуживания как деятельности по

предоставлению социальных услуг гражданам не выдерживает никакой критики. Мы согласны с Е. А. Токаревой, считающей, что родовым признаком социального обслуживания является «вид социального обеспечения», а не деятельность по предоставлению социальных услуг [Токарева 2017: 99]. К тому же содержание социального обслуживания ограничено предоставлением социальных услуг, что не соответствует реальности.

В ст. 5 ФЗ № 442, к сожалению, мы вновь сталкиваемся с тем, что название статьи не соответствует ее содержанию. В ней речь идет не о системе социального обслуживания, а лишь об одной из ее подсистем - управлении. Что касается определений понятия этой системы, ее основных частей и подсистем, то с учетом имеющихся исследований системы социального обеспечения и пенсионной системы и содержания ФЗ № 442 представляется целесообразным определить систему социального обслуживания как систему взаимодействующих и взаимосвязанных финансовых источников, органов и организаций, субъектов и видов социального обслуживания, информационных сведений и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в сфере социального обслуживания.

В системе социального обслуживания Законом выделяются две части: государственная и негосударственная, а также (исходя из логики законодателя) подсистемы финансирования, управления, субъектов социального обслуживания, видов социального обслуживания, информационная и правовая подсистемы (они присутствуют как в государственной, так и в негосударственной частях системы социального обслуживания.)

При этом законодатель не выделяет муниципальную часть системы социального обслуживания (в Законе нет даже упоминания о муниципальных организациях социального обслуживания). Хотя, с нашей точки зрения, она должна быть, и остается только гадать, по каким причинам она отсутствует. Возможно, чтобы не перегружать органы местного самоуправления полномочиями, которых у них и так достаточно, а соответствующих материальных и финансовых ресурсов явно не хватает.

Обратим внимание на то, что отсутствие в ФЗ № 442 муниципальной части системы социального обслуживания заметили не все исследователи. М. Г. Чельцова, например, утверждает, что в России муниципальные социальные службы существуют. Они якобы включают учреждения и предприятия социального обслуживания,

органы местного самоуправления (в статье -«органы местного самообслуживания») [Чель-цова 2015: 51]. Ряд авторов полагает, что отсутствие в Законе муниципальной части системы социального обслуживания РФ не согласуется с существующей в части регионов практикой, когда государственные полномочия субъектов РФ по социальному обслуживанию делегируются органам местного самоуправления [Карпова 2015: 230; Макарова 2017]. Мы убеждены, что так как граждане проживают в муниципальных образованиях, то ближе всего к ним находятся именно органы местного самоуправления.

2. Несовершенство разграничения полномочий между РФ и ее субъектами в сфере социального обслуживания граждан.

Весьма важен вопрос о том, каким образом распределены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания. Согласно п. «ж» ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. В соответствии со ст. 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - ФЗ № 184) «к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей». Из данного текста трудно понять, кому из указанных выше граждан должно оказываться социальное об-луживание, а кому - социальная поддержка. Не случайно ряд авторов, исследовавших вопросы социального обслуживания [Новохац-кая, Кручек 2016: 273; Ивашкина 2016: 102; Шкатулла 2016: 5, 8], связывают социальное обслуживание с социальной поддержкой и даже с государственной социальной помощью, игнорируя тот факт, что здесь мы имеем дело с тремя самостоятельными видами общественных и правовых отношений: социальным обслуживанием, социальной поддержкой и государственной социальной помощью (подробнее о содержании понятий, их соотношении можно прочитать у Е. А. Токаревой [Токарева 2017: 98-99; 108-110]).

Как отмечалось ранее, в ст. 263 ФЗ № 184 указано, что социальное обслуживание осуществляется субъектами РФ самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Число полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ также сопоставимо (25 и 24 соответственно). Чем же тогда можно объяснить высокую степень федерального правового регулирования в данной сфере?

Теперь непосредственно о некоторых полномочиях федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. В п. 1 ч. 1 ст. 7 ФЗ № 442 к полномочиям федеральных органов отнесено установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания. Сначала поговорим об основах государственной политики. Согласно п. «е» ст. 71 Конституции РФ к ведению РФ относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития. В соответствии со ст. 80 Конституции РФ основные направления внутренней политики (в том числе социальной) определяет Президент РФ. Однако исходя из п. 1 ч. 2 ст. 7 ФЗ № 442 выработка государственной политики в сфере социального обслуживания возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Минтруд России. На наш взгляд, основные направления государственной политики в рассматриваемой сфере должен определять Президент РФ, а Правительство РФ на их базе должно разрабатывать государственные программы развития социального обслуживания, Минтруд России - реализовывать их. Такую последовательность необходимо соблюдать и в субъектах РФ. Отдельные элементы государственной политики в исследуемой сфере следует воплощать в нормативных правовых актах федерального и регионального уровней.

Исходя из изложенного, мы пришли к выводу, что теоретическая модель системы социального обслуживания граждан должна включать государственную, негосударственную и муниципальную части, а также различные подсистемы. Государственная часть анализируемой системы охватывает федеральный уровень и уровень субъектов РФ, а негосударственная - коммерческий, некоммерческий и индивидуальный уровни. Каковы же особенности функционирования различных подсистем системы социального обслуживания граждан в государственной и негосударственной частях данной системы и на различных ее уровнях?

Подсистема финансирования федерального уровня включает средства федерального бюдже-

та, благотворительные взносы и пожертвования, средства получателей социальных услуг, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой федеральными организациями социального обслуживания, а также средства из иных, не запрещенных законом источников. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Минтруд России (ч. 5 ст. 30 ФЗ № 442) - вправе привлекать иные источники финансирования социального обслуживания, в том числе для реализации совместных проектов в данной сфере.

Подсистема финансирования регионального уровня состоит из средств бюджетов субъектов РФ, благотворительных взносов и пожертвований, средств получателей социальных услуг, доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой региональными организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников. Уполномоченный орган субъекта РФ вправе привлекать иные источники финансирования социального обслуживания, в том числе для реализации совместных проектов в данной сфере (ч. 5 ст. 30 ФЗ № 442).

Коммерческий уровень негосударственной части в качестве финансовых источников имеет собственные средства коммерческих организаций, субсидии из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, средства, выделенные для проведения закупок социальных услуг, средства получателей социальных услуг. Кроме того, уполномоченные государственные органы вправе привлекать иные (негосударственные) источники финансирования социального обслуживания, в том числе для реализации совместных проектов в данной сфере.

На некоммерческом уровне негосударственной части финансирование осуществляется из собственных средств некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, а также из тех же источников, что имеются на коммерческом уровне негосударственной части.

Финансирование индивидуального уровня негосударственной части осуществляется как из собственных средств индивидуальных предпринимателей, так и из тех же источников, что имеются на коммерческом и некоммерческом уровнях негосударственной части.

Согласно ч. 8 ст. 30 ФЗ № 442 одним из источников финансирования являются компенсации поставщикам социальных услуг, если граждане получают у них услуги, предусмотренные индивидуальной программой, а данные поставщики включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ, но не участвуют

в выполнении государственного задания (заказа). Размер компенсации и порядок ее выплаты определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Подсистема управления федерального уровня состоит из уполномоченного федерального органа исполнительной власти - Минтруда России, организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, а также органов федерального государственного контроля в данной сфере и общественных организаций. Кроме того, на наш взгляд, в данную подсистему управления следует внести Минздрав России, Минобрнауки России, Минобороны России, МВД России и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в сфере социального обслуживания, а также их территориальные органы и находящиеся в их ведении организации.

На региональном уровне подсистема управления включает органы исполнительной власти субъектов РФ, их территориальные органы, находящиеся в их ведении организации социального обслуживания, региональные органы государственного контроля в данной сфере.

Кроме уполномоченных исполнительных органов государственной власти в деятельности по социальному обслуживанию принимают участие и иные органы исполнительной власти, в том числе на региональном уровне Так, согласно Регламенту межведомственного взаимодействия органов государственной власти Свердловской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 18 декабря 2014 г. № 1158-ПП, в перечень органов государственной власти области, осуществляющих межведомственное взаимодействие, входят Министерство социальной политики; Министерство здравоохранения; Министерство общего и профессионального образования; Министерство культуры; Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики; Департамент по труду и занятости населения; Управление записи актов гражданского состояния. В Регламенте перечислены виды деятельности, которыми должны заниматься указанные органы в рамках межведомственного взаимодействия.

В подсистему управления государственной части федерального и регионального уровней входят организации социального обслуживания,

находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти или в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ (региональный уровень). В соответствии с ч. 1 ст. 23 ФЗ № 442 организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание. Организационно-правовые формы организаций социального обслуживания закреплены в Правилах организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденных приказом Минтруда России от 24 ноября 2014 г. № 940н.

Подсистема управления негосударственной части включает негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

Подсистема субъектов социального обслуживания во всех частях этой системы включает граждан-получателей социальных услуг. Исходя из содержания ст. 15 ФЗ № 442 можно выделить следующие группы получателей социальных услуг: престарелые граждане (пожилые граждане); инвалиды; дети-инвалиды; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети и подростки с ограниченными возможностями; одинокие пенсионеры; женщины, пострадавшие от домашнего насилия; ветераны войны и труда; взрослые граждане с ограниченными возможностям; лица без определенного места жительства и занятий.

Подсистема видов социального обслуживания закреплена в ст. 20 и 21 ФЗ № 442. Согласно ст. 20 видами социальных услуг являются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги, оказываемые в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, а также срочные социальные услуги. Последние включают обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения, юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг, экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; иные срочные социальные услуги.

Информационная подсистема законодательно закреплена в ст. 13, 24, 25 и 26 ФЗ № 442. Согласно ст. 13 поставщики социальных услуг формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о своей деятельности, и обеспечивают доступ к данным ресурсам. В ст. 24 указывается, что информационными системами в сфере социального обслуживания осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации о поставщиках социальных услуг (реестр поставщиков социальных услуг) и о получателях социальных услуг (регистр получателей социальных услуг). Содержание реестра поставщиков социальных услуг представлено в ст. 25, а регистра получателей социальных услуг - в ст. 26. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. № 1239 утверждены Правила размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 886н -Порядок размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержание указанной информации и формы ее предоставления).

Правовая подсистема существует во всех частях системы социального обслуживания. При этом нормативные правовые акты федерального уровня могут распространяться на всю систему социального обслуживания, а нормативные правовые акты регионального уровня - на органы государственной власти и организации социального обслуживания субъектов РФ, на негосударственные организации социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание. Что касается локальных актов организаций федерального и регионального уровней, негосударственных организаций, то они действуют лишь в пределах этих организаций. То же относится к локальным актам индивидуальных предпринимателей.

В развитие ФЗ № 442 Правительство РФ и Минтруд России приняли подзаконные нормативные правовые акты. Так, Правительство РФ постановлением от 24 ноября 2014 г. № 1236 утвердило Примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг; от 24 ноября 2014 г. № 1239 - Правила размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; от 1 декабря

2014 г. № 1285 - Методические рекомендации по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг и др. Минтруд России, реализуя свои полномочия, утвердил Порядок направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием (приказ от 6 ноября 2014 г. № 870н); Примерный порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания (приказ от 24 ноября 2014 г. № 935н); Примерный порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (приказ от 24 ноября 2014 г. № 939н) и др.

3. Место права социального обеспечения в системе российского права и место правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения.

Говоря о правовой подсистеме, отметим, что о месте законодательства о социальном обслуживании в системе российского законодательства единого мнения не существует. Так, Т. А. Анбрехт полагает, что законодательство о социальном обслуживании относится к административному законодательству [Анбрехт 2001]. Г. Г. Пашкова убеждена, что ФЗ № 442 перевел социальное обслуживание в договорную сферу, т. е. в сферу действия гражданского законодательства [Пашкова 2015].

С нашей точки зрения, в данном случае имеет место комплексное правовое регулирование общественных отношений. Иными словами, отношения в сфере социального обслуживания граждан регулируются нормативными правовыми актами нескольких отраслей законодательства, и речь должна идти о межотраслевом, комплексном регулировании. Административное законодательство, например, распространяется на отношения между федеральными органами исполнительной власти и организациями социального обслуживания, находящимися в их ведении, а также органами исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, оно распространяется на отношения органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций, находящихся в их ведении. Отношения по финансированию социального обслуживания находятся под воздействием финансового законодательства, а отношения по предоставлению гражданам отдельных видов социального обслуживания - нормативных правовых актов жилищного, семейного, трудового законодательства, законодательства о социальном обеспечении, о занятости населения. Если же речь идет о получении гражданами отдельных видов социального обслуживания за полную стоимость, то здесь мы имеем дело с гражданским законодательством [Майфат, Шипулина 2012].

Вопрос о месте правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения решать лишь в контексте ФЗ № 442 нельзя, ибо (как уже отмечалось ранее) социальное обслуживание включает не только предусмотренные в ФЗ № 442 виды обслуживания, но и другие. К тому же следует решить: 1) составляют ли нормы права о социальном обслуживании правовой институт отрасли права социального обеспечения либо генеральный институт или подотрасль; 2) какова структура этого правового образования?

Значительное развитие правовых норм о социальном обслуживании за последние годы позволяет согласиться с мнением ряда юристов о том, что эти нормы в совокупности составляют генеральный институт в составе особенной части отрасли права социального обеспечения. Сложнее обстоит дело со структурой этого генерального института. Одни ученые за основу его структуры берут субъекты обеспечения и выделяют правовые институты социального обслуживания престарелых, инвалидов и детей [Буянова 2003: 28], другие - как формы и виды социального обслуживания, так и его субъекты.

Они выделяют следующие правовые институты: стационарное и полустационарное обслуживание; социальная помощь на дому; срочная социальная помощь; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации; протезно-ортопедическая помощь; социальное обслуживание детей [Проблемы Общей части 2017: 118]. С такой классификацией можно согласиться лишь отчасти. Конечно, найти одно основание классификации (формы, виды или субъекты социального обслуживания) трудно. В связи с этим, на наш взгляд, следует объединить некоторые формы и виды социального обслуживания, а также ввести в эту сферу более современную терминологию.

С учетом изложенного считаем, что в состав генерального института социального обслуживания должны входить такие правовые институты, как стационарное социальное обслуживание; социальное обслуживание на дому; протезирование и ортезирование; обеспечение граждан специальными транспортными средствами; профессиональная реабилитация и абилитация; ритуальные услуги.

Список литературы

Cerna J., Trinnerovâ D., Vacik A. Pravo socialniho zabezpeceni. Plzen: Canek, 2007. 230 p.

Dupeyroux J. J. Droit de la sécurité social. P.: Dalloz, 2005. 1245 p.

Eichenhofer E. Sozialrecht. Tubingen: Molz Siebeck, 2010. 335 s.

Анбрехт Т. А. Организационно-правовые проблемы деятельности органов государственной социальной службы в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2001. 20 c.

Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М.: МГЮА, 2003. 63 с.

Ивашкина Ю. Ю. Структура и субъекты системы социального обслуживания семей с детьми // Проблемы развития территории. 2016. № 3. С. 100-118.

Карпова Е. Ю. Новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации // Наука и современность. 2015. № 35. С. 228-232.

Макарова Е. Ю. Нормативно-правовое регулирование социального обслуживания инвалидов // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. 2017. Т. 6. № 1-1. C. 192-198.

Майфат А. В., Шипулина Л. Н. Гарантии и стандарты социальных услуг: некоторые спорные вопросы правового регулирования // Российский юридический журнал. 2012. № 3. С. 199-203.

Новохацкая И. П., Кручек И. В. Платные социальные услуги в контексте проблем организации социального обслуживания в сельской местности // Вопросы российского и международного права. 2016. № 9. С. 271-282.

Пашкова Г. Г. К вопросу о социальном обслуживании граждан // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. ст. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. Ч. 64. С. 46-49. Doi: 10.17223/9785751123604/24.

Проблемы Общей части права социального обеспечения: моногр. / под ред. Э. Г. Тучковой. М.: Проспект, 2017. 416 с.

Право социального обеспечения России: учеб. для бакалавров / под ред. Э. Г. Тучковой. М.: Проспект, 2014. 456 с.

Право социального обеспечения: учеб. / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. М.: Юстиция, 2017. 552 с.

Токарева Е. А. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения: моногр. Екатеринбург: Ажур, 2017. 121 с.

Чельцова М. Г. Социальное обслуживание как институт права социального обеспечения // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. 2015. Т. 6. № 1. С. 48-51.

Шкатулла В. И. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: постатейный науч.-практ. комментарий. М.: Редакция «Рос. газеты», 2016.

Владимир Шамильевич Шайхатдинов - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой социального права, государственной и муниципальной службы Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург). 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: [email protected].

Problems of the Russian System of Social Services in the Context of the Federal Law No. 442-FZ

In December 2013 the Federal Law No. 442-FZ «On the bases of social services for citizens of the Russian Federation» was adopted. Taking into account its provisions and regulations adopted in accordance with this Federal Law, the author proposes a theoretical model of a system of social services and identifies state and non-state parts of the system as well as a range of subsystems (informational, legal, financial, administrative etc.).

Among the problems of the system of social services the author defines the following: an absence of a municipal part within the social services system, though the local governmental bodies are the nearest to citizens public authorities therefore they have some functions in the field of social care; imperfect mechanism of allocation of powers in the social care field between the Russian Federation and sub-federal entities (legal regulation in this field is carried out mainly at the federal level); problems connected with defining a position of social security law within the Russian legal system as well as a position of rulings concerning social service within the social security law as a branch of Russian law.

It is emphasized that scholars do not have a consensus regarding to these questions. In author"s opinion, social security law is a complex branch of law influenced by both public-law and private-law regulation.

Key words: social service, system of social services, social security law, subjects of social service, kinds of social service

Anbrekht T. A. Organizatsionno-pravovye problemy deyatel"nosti organov gosudarstvennoi sotsial"noi sluzhby v Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk , Tyumen", Izd-vo TyumGU, 2001, 20 p.

Buyanova M. O. Sotsial"noe obsluzhivanie grazhdan Rossii v usloviyakh rynochnoi ekonomiki (teoretiko-pravovoi aspekt): avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk . Moscow, MGYuA, 2003, 63 p.

Cerna J., Trinnerova D., Vacik A. Prâvo socialniho zabezpeceni, Plzen, Canek, 2007, 230 p.

Chel"tsova M. G. Sotsial"noe obsluzhivanie kak institut prava sotsial"nogo obespecheniya , Interekspo GEO-Sibir", 2015, vol. 6, no. 1, pp. 48-51.

Dupeyroux J. J. Droit de la sécurité social, Paris, Dalloz, 2005, 1245 p.

Eichenhofer E. Sozialrecht, Tubingen, Molz Siebeck, 2010, 335 p.

Ivashkina Yu. Yu. Struktura i sub"ekty sistemy sotsial"nogo obsluzhivaniya semei s det"mi , Problemy razvitiya territorii, 2016, no. 3, pp. 100-118.

Karpova E. Yu. Novye aspekty zakonodatel"stva o sotsial"nom obsluzhivanii grazhdan v Rossiiskoi Federatsii , Nauka i sovremennost", 2015, no. 35, pp. 228-232.

Вып. 23. 175 с.

Makarova E. Yu. Normativno-pravovoe regulirovanie sotsial"nogo obsluzhivaniya invalidov , Vestnik Novgorodskogo filiala RANKhiGS, 2017, vol. 6, no. 1-1, pp. 192-198.

Maifat A. V., Shipulina L. N. Garantii i standarty sotsial"nykh uslug: nekotorye spornye voprosy pravovogo regulirovaniya , Rossiiskii yuridicheskii zhurnal, 2012, no. 3, pp. 199-203.

Novokhatskaya I. P., Kruchek I. V. Platnye sotsial"nye uslugi v kontekste problem organizatsii sotsial"nogo obsluzhivaniya v sel"skoi mestnosti , Voprosy rossiiskogo i mezhdunarodnogo prava, 2016, no. 9, pp. 271-282.

Pashkova G. G. K voprosu o sotsial"nom obsluzhivanii grazhdan . Pravovye problemy ukrepleniya rossiiskoi gosudarstvennosti: sb. st. , Tomsk, Izd-vo Tom. un-ta, 2015, vol. 64, pp. 46-49, doi: 10.17223/9785751123604/24.

Shayhatdinov V. Sh. Pravo sotsial"nogo obespecheniya: ucheb. , Moscow, Yustitsiya, 2017, 552 p.

Shkatulla V. I. Federal"nyi zakon «Ob osnovakh sotsial"nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossiiskoi Federatsii»: postateinyi nauch.-prakt. kommentarii , Moscow, Redaktsiya «Ros. gazety», 2016, vol. 23, 175 p.

Tokareva E. A. Voprosy terminologii v prave sotsial"nogo obespecheniya: monogr. , Ekaterinburg, Azhur, 2017, 121 p.

Tuchkova E. G. (ed.) Pravo sotsial"nogo obespecheniya Rossii: ucheb. dlya bakalavrov , Moscow, Prospekt, 2014, 456 p.

Tuchkova E. G. (ed.) Problemy Obshchei chasti prava sotsial"nogo obespecheniya: monogr. , Moscow, Prospekt, 2017, 416 p.

Vladimir Shayhatdinov - doctor of juridical sciences, professor, head of the Chair of social law, state and municipal service, Ural State Law University (Yekaterinburg). 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol"skaya str., 21. E-mail: [email protected].

3.1 Проблемы социального обслуживания и пути их решения

Социальное обслуживание - это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания.

Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.

В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, мало обеспеченность, безработица.

Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.

Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.

Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций др.).

Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако, здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах.

В области защиты инвалидов - одной из самых уязвимых категорий, необходимы: увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации; увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве; оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.

В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию.

В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся, уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.

Социальное обслуживание населения это механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека. Поэтому важно, что бы в законодательстве были прочно закреплены социальные приоритеты и гарантии. Постепенно должна выстраивается новая модель системы социального обслуживания, отвечающая актуальным потребностям общества и экономическим возможностям государства. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

Анализ правовых основ государственного и муниципального управления в России (IX-XVIII вв.)

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершения

Возбуждение уголовного дела в российском уголовном судопроизводстве

Проблемы, споры связанные со стадией возбуждения уголовного дела являлись весьма актуальными в советское время и остаются таковыми в современной России. После распада СССР, как известно...

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: общая характеристика источников и методы формирования

Несмотря на более чем десятилетнюю историю российская модель выстраивания национальной пенсионной системы все еще далека от завершения. Наряду с очевидными успехами реформирования...

Защита конфиденциальной информации

Обеспечение информационной безопасности требует решения целого комплекса задач. Важнейшая задача в деле обеспечения информационной безопасности России - осуществление комплексного учета интересов личности...

Особенности дееспособности несовершеннолетних

Характеризуя дееспособность несовершеннолетних, ученые используют такие определения, как "частичная", "неполная", "ограниченная", "исключительная", чтобы подчеркнуть разницу в правовом статусе лиц до 14 лет и с 14 до 18 лет ...

Особенности осуществления предвыборной агитации

Требует дальнейшего урегулирования вопрос о перечне помещений, которые могут выделяться для проведения публичных агитационных мероприятий. Необходимость в данном, официально утвержденном перечне, очевидна...

Пути совершенствования социального обслуживания населения как элемента социальной политики на примере муниципальных образований "Котлас" и "Котласский район"

Ритуальное хозяйство муниципального образования: проблемы и пути решения

Состояние услуг, как категории гражданского права на современном этапе

Первая проблема в изучении услуг носит скорее цивилистический, научный характер. Изучение услуг как объекта гражданских прав может проходить по двум направлениям. В одном случае возможно выявление общих...

Трудовые пенсии по инвалидности

правовой инвалид социальный В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около тринадцати миллионов инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны...

Введение


Актуальностью данной темы является совершенствование защиты в сфере социального обслуживания населения в РФ. Целью моей курсовой работы является рассмотрение социального обслуживания население в Российской Федерации. На сегодняшний день социальное обслуживание населения играет не мало важную роль, в большинстве случаев у лиц пожилого возраста и инвалидов. Ухудшение условий жизни в частности у лиц пожилого возраста выявили неспособность обеспечить социальную защиту и гарантировать достойную жизнь каждому человеку. В связи с переменами происходящими в нашем обществе в сфере экономики, отразились на социальном обслуживании в частности у лиц пожилого возраста и инвалидов. Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов её реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. В соответствии с концепцией развития социального обслуживания населения в РФ (1993 г.), одним из важнейших элементов этого механизма является создание системы социального обслуживания, которое бы обеспечивало разнообразие формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне. Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, уход за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации досуга, проблемы связанные с конфликтностью в отношениях, чаще всего в семье снижающей способностью к самообеспечению, способствующей к другим социальным явлениям. Социальное обслуживание является относительно самостоятельным элементом государственной системы социального обеспечения. В обобщённом виде оно представляет собой комплекс разнообразных услуг, предоставляемых престарелым, инвалидам, нетрудоспособным, семьям с детьми в «натуральной форме». Правовое регулирование отношений по социальному обслуживанию указанных категорией граждан в соответствии с федеральными законами «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г., «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г., «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995г. Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, которое осуществляется в денежной форме. Поэтому его рассматривают как дополнение к денежным выплатам и как вспомогательное звено в системе социального обеспечения. Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг), предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Социальное обслуживание и услуги могут осуществляться бесплатно и за плату. Социальной услугой можно признать лишь такую услугу, которая предоставляется бесплатно или за неполную её стоимость, т.е полностью либо хотя бы частично за счёт средств общества. Поэтому она и называется «социальная» услуга. Следовательно, богатые и состоятельные граждане, имеющие возможность купить такие услуги, по нашему мнению, не должны рассматриваться в качестве лиц, нуждающихся в бесплатных или частично оплачиваемых социальных услуг.


ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Основные понятия социального обслуживания в Российской Федерации 1.1 Понятие и принципы социального обслуживания населения 5 1.2 Цели и задачи социального обслуживания населения 6 1.3 Субъекты социального обслуживания 9 Глава 2. Виды и формы социального обслуживания 15 2.1 Виды социального обслуживания населения 15 2.2 Формы социального обслуживания 17 Глава 3.Правовые проблемы социального обслуживания населения и пути их решения 22 Глава 4. Перспективы развития социального обслуживания населения в Российской Федерации 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 Список использованных источников 39 Приложения…………………………………………………………………...…41

Список литературы


1)Конституция РФ; 2) Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195 - ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». 3)Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122 - ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». 4)Федеральный закон от 24.11. 1995 г. № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 5)Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178 - ФЗ «О государственной социальной помощи». 6)Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» 7)Аверин А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. Издание второе, стереотипное. - М.: Изд-во РАГС, 2015. 8)Баркер Р. Словарь социальной работы. - Москва,2013 г. 9)Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования/ М.Н. Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014 10)Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. 11)Введение в профессию «Социальная работа»: учебное пособие/ М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова, И.В. Наместникова.- М.: КНОРУС, 2011. 12)Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Владос, 2014. 13)Захаров М. Л. Тучков э. г. «Право социального обеспечения» учебник 2014 г. 14)Зайнышев И. Г. «Технология социальной работы» Владос 2013 г. 15) Кирьянова Т.П., Козлова М.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской Федерации: организация и контроль со стороны государства // Вестник Росздравнадзора, №1. - 2011.

Отрывок из работы


Глава 1. Основные понятия социального обслуживания в Российской Федерации 1.1 Понятие и принципы социального обслуживания населения Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Впервые именно в отечественном законодательстве сформулировано понятие социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация. Трудная жизненная ситуация – ситуация, нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может разрешить самостоятельно. Причинами возникновения такой ситуации могут быть самые различные жизненные обстоятельства: инвалидность, старость, профессиональные заболевания, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и многое другое. Право на социальное обслуживание имеют граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства, граждане постоянно проживающие в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Социальное обслуживание базируется на следующих принципах: 1) Адресность, предоставление социальных услуг конкретному лицу в соответствии с его потребностями. Работа по выявлению и созданию банка данных ведётся органами социальной защиты населения по месту жительства. Информацией о детях-сиротах, многодетных и неполных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах – миграционная служба, о лицах без определенного места жительства – органы внутренних дел. 2) Доступность, оказание социальных услуг бесплатно или с частичной оплатой стоимости, утвержденными высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Качество услуг должно соответствовать установленным государственным стандартам. 3) Добровольность означает, что социальное обслуживание осуществляется только на основании обращения заинтересованного лица или его законного представителя. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг. 4) Гуманность подразумевает, что лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается в целях наказания использование лекарственных средств, средств физической силы, а также изоляция. Работники стационарных учреждений, допустившие данные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. 5) Приоритетность предоставления несовершеннолетним обусловлена повышенной социальной уязвимостью детей в силу их возраста. Социальное государство ставит своей приоритетной задачей особую заботу обо всех детях, в том числе тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию.

  • Владимиров Игорь Александрович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Шаламберидзе Шорэна Нугзариевна , аспирант
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
  • ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В данной статье я рассмотрела основные проблемы в сфере социального обслуживания в РФ.

  • Государственное регулирование некоммерческих организаций в сфере предоставления социальных услуг
  • Информационные технологии в управлении системой медицинского страхования в Российской Федерации
  • Система управления медицинского страхования в Республике Башкортостан: актуальные проблемы и пути их решения
  • Профилактика правонарушений и борьба с преступностью на территории муниципального района
  • Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях стационарного учреждения социального обслуживания

С инициативой нового закона о социальном обслуживании выступил еще в 2010 году Дмитрий Медведев, занимавший на то время пост главы государства. Тогда политик заявил, что новый законопроект должен коснуться не только людей пожилого возраста, но и остального населения страны.

Работа над законом проводилась в течение двух лет, что свидетельствует о его важности, так как социальным обслуживанием в России ежегодно охватывается более 34 млн человек. И, наконец, с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Основная задача нового закона – развитие системы социального обслуживания граждан, повышение качества и эффективности предоставляемых услуг. Новый правовой акт определяет правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, полномочия органов власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Основные преимущества нового закона:

  1. возможность выбора поставщика социальных услуг (это могут быть и государственные учреждения социального обслуживания населения, и другие социально ориентированные организации различных форм собственности);
  2. широкая информационная открытость поставщиков социальных услуг;
  3. определение обстоятельств, при которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании;
  4. закрепление принципа осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах;
  5. введение социального сопровождения граждан при предоставлении социальных услуг (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основанное на межведомственном взаимодействии структур и организаций);
  6. введение государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, расширение понятия общественного контроля.

Рассмотрев преимущества, хотелось бы так же отметить и недостатки данного закона.

Например, с 1 января 2015 года граждан лишили возможности получать от государства материальную помощь в виде денежных средств, топлива, реабилитационных услуг.

Согласно ч. 2, ст. 12 нового закона о социальных услугах, поставщики таких услуг не могут применять оскорбление, грубо вести себя с гражданами России, ограничивать права получателей социальных услуг. Странно, но принятый закон не устанавливает требований к кадровому обеспечению социальных служб. Ранее стать социальным работником могли только специалисты, имеющие профессиональное образование и опыт работы в сфере социального обслуживания.

Закон должен содержать принципы, прозрачные критерии и механизмы государственного и регионального финансирования социальных услуг, устраняющие региональные различия в нормах выделения бюджетных средств и предоставляющие равные возможности пользователям социальных услуг из различных регионов Российской Федерации.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что принятый закон регулирует достаточно узкий круг правоотношений - помощь нуждающимся в тяжелых жизненных ситуациях.

Более того, в соответствии с данным законом, все остальное (помимо тяжелых жизненных ситуаций) к социальным услугам не относится, и соответственно выпадает из сферы регулирования законом, так что в отношении развития индустрии для пожилых людей как таковой этот проект отношения не имеет. Закон все же предусматривает, что поставщики социальных услуг, могут оказывать услуги сверх "социального задания".

Само понятие «социальная услуга» определяется следующих образом: "действие по оказанию неденежной поддержки гражданам и (или) семьям в целях содействия решению проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией" . В моем понимании для развития социальных услуг в широком плане закон не охватывает все сферы социального обслуживания. Я считаю что закон нужно дорабатывать, конкретно рассматривая каждую сферу.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (28 декабря 2013 г.)
  2. НАСТОЯЩИЙ НАЧАЛЬНИК. ОПЫТ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Ханнанова Т.Р. Российское предпринимательство. 2007. № 10-2. С. 72-76.
  3. ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т.Р. Человек и труд. 2009. № 4. С. 45-46.
  4. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68). С. 79-82.
  5. АГРАРНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2008. № 4. С. 933-940.
  6. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
  7. КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
  8. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  9. ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ, ВВЕДЕНИЯ НОРМ ГТО Погорелова Д.С., Шапошникова Р.Р. сайт. 2014. № 26. С. 200-201.
  10. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Мухаметшин А.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) Материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: В.И. Долгий (ответственный редактор), А.Е. Махметова, М.А. Еремеев. 2011. С. 52-53.
  11. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ Тукаева И.О., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 165-166.
  12. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007
  13. ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.
  14. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Абрарова А.Ф., Галимьянова Л.Ф., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 17-22.
  15. ПРОБЛЕМА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ Старикова А.С., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 122-125.
  16. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Рафикова Н.Т., Валишина Н.Р. В сборнике: Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике". МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. С. 36-38.

Согласно российскому законодательству, социальное обслуживание -- это деятельность соответствующих служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся и трудной жизненной ситуации.

Очередным законодательным регулятором вопросов доступности среды жизнедеятельности стало Постановление Правительства РФ от 25.11.1995г. № 1151, где был уточнен федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. В настоящем акте перечислены услуги, предоставляемые инвалидам и пожилым в условиях стационарного учреждения и на дому: материально-бытовые, социально-медицинские, правовые, ритуальные, образовательные услуги, а также услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией.

Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. № 473 регулирует порядок предоставления социальных услуг. Ими могут воспользоваться бесплатно:

Одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

Инвалиды, имеющие родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;

Инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

Социальное обслуживание инвалидов включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Такие услуги оказываются только при условии добровольного согласия инвалидов, за исключением случаев, когда это необходимо сделать, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Оказание социальных услуг, может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государством в федеральном перечне, относятся:

Организация питания, в том числе доставка продуктов на дом;

Помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

Содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

Поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

Содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

Содействие в организации ритуальных услуг;

Другие надомные социальные услуги.

Полустационарное социальное обслуживание включает:

Социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов;

Организацию их питания, отдыха;

Обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности;

Поддержание активного образа жизни.

Оно предоставляется нуждающимся в нем инвалидам, сохранившим способность обслуживать себя и активно передвигаться, не имеющим медицинских противопоказаний к предоставлению такового, осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Оно включает меры по созданию для инвалидов наиболее удобных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, способствующей достижению такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в домах-интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, здоровьем и социальным положением. Инвалид, выбравший проживание в подобном учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату согласно действующим тарифам, встречаться с родственниками, друзьями практически в любое время. Супруги из числа проживающих в доме-интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.

Комплекс мер, которые связаны с социальным обслуживанием населения, также предполагает соблюдение норм права, распространяющихся не только на инвалидов, но и на всех граждан. В частности, это касается обслуживания населения в магазинах, ателье, домах быта и иных организациях подобного рода. Правда, и в этих случаях законодательство ориентирует лиц, занимающихся оказанием таких услуг, на особое отношение к гражданам, признанных инвалидами. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди в предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, которые занимаются обслуживанием населения.