Ласточка из пластилина. Урок лепки

Урок изобразительного искусства во 2 классе

Тема: Творческая мастерская. Лепка птиц.

Цели и задачи . Знакомство с правилами личной гигиены и безопасностью труда при работе с пластилином, с материалами, инструментами и приспособлениями для лепки, организацией рабочего места; знакомство с простыми приёмами лепки, развитие глазомера, воображения, творчества, смекалки.

Объект труда: ласточка, снегирь

Инструменты и приспособления: доска, пластилин, стеки, салфетка для рук.

Ход урока

I .Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

На места все тихо сели

На меня все посмотрели.

II. Основная часть

1.Проверка готовности к уроку

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе,

Все конечно молодцы!

– Всё ли у вас подготовлено к уроку труда?

– Посмотрите, правильно ли вы сидите: руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.

2. Целеполагание

Ребята, мы с вами на уроке технологии приготовили пластилин. А кто знает, что такое пластилин?

Это материал для лепки. Изготавливают его из очищенного и размельченного порошка (глины) с добавлением воска, сала и других веществ препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит пластилин для выполнения различных фигур и изображений.

Какие же работы можно выполнить из пластилина?

Кто догадался что сегодня будем делать? Правильно, сегодня попробуем себя в роли художников, работающих с помощью пластилиновых шариков! Будем делать…

Загадки от Самоделкина и Карандаша:

Быстро над землёй порхает,
Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.
Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины.
(Ласточка)

Ласточки являются перелётными птицами. Дважды в год они совершают длительный перелет с мест обитания к зимовкам и обратно.


ЭТО ИНТЕРЕСНО!

    Ласточки способны ловить свою добычу на лету (даже на лету способны кормить своих птенцов).

    Ласточки питаются насекомыми (мухи, кузнечики, сверчки, стрекозы, жуки и другие).

    Кормление птенцов ласточки происходит до 400 раз в день (птенцы остаются в гнезде около 20 дней, пока не научатся летать). Даже если они научились летать, родители еще неделю помогают им, кормя и показывая им обратный путь к гнезду.

    В среднем, ласточки живут около 4 года (могут дожить и до 8 лет).

Ласточка у нас живёт летом, а эта птица появляется у нас зимой.

Прилетели на зимовку

Птицы, что в морозы ловко

Скачут по деревьям, веткам

В красно-огненных жилетках.

Не узнать нам их нельзя -

Любим птичку –

(Снегиря)

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

    Запоминающимся красным цветом грудки могут похвастать только самцы снегирей, у самочек грудь коричневого цвета.

III. Творческий этап. Практическая работа

Повторение техники безопасности

Прежде чем мы приступим к работе, Самоделкин и Карандаш проверят готовность к уроку и правила поведения на уроке технологии при работе с пластилином.

    На уроке соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать учителя. Работай руками, а не языком.

    Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.

    Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин, не сори обёрткой от пластилина.

    Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи. Грязным пластилином никогда не работай.

    Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды.

    Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.

    Научился сам - помоги товарищу.

2. Разминка для рук - Для того чтобы хорошо выполнить работу, надо размять ручки.)

Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту жмем, жмем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трем, трем.

3.Разминка для глаз - А для того, чтобы выполнить работу аккуратно, надо сделать разминку для глаз.

4. Поэтапное объяснение выполнения работы

Итак, мы сегодня будем лепить ласточку и снегиря. Рассмотрим внимательно птиц.

1.Поэтапное объяснение с демонстрацией лепки ласточки.

2.Поэтапное объяснение с демонстрацией лепки снегиря.

5 .Самостоятельная работа

Самостоятельное выполнение работы

6. Итог урока

Посмотрите на свои работы. Мы достигли своей цели, вылепили птиц из пластилина? Какой у нас получился урок? Что вам особенно понравилось, что нового вы узнали? Молодцы! Работы у всех красивые, все старались!! А сейчас убираем свои рабочие места.

    Положи готовое изделие на выставку.

    Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.

    Стек и принадлежности протри и убери в папку.

    Тщательно вытри руки влажной салфеткой

    Все принадлежности убери.

Всем спасибо за урок!

Конспект интегрированной НОД по экологии и лепке в старшей группе «Перелетные птицы весной. Ласточка.»

Программное содержание:

Познавательное развитие

Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, развивать интерес к жизни птиц, воспитание бережного отношения к окружающей природе. Речевое развитие Развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики, творческого воображения. Обогащать словарь, формировать умение вести диалог. Закрепить способности отгадывать загадки.

Социально-коммуникативное развитие Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, развивать фантазию, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. Учить доводить начатое дело до конца.

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить с техникой мозаичной пластилинографии, учить лепить ласточку, учить видеть красоту создаваемого объекта. Совершенствовать навыки работы с пластилином.

Физическое развитие Формировать у детей организованность, выдержку.

Предварительная работа:

1. Разучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах.

2. Чтение рассказов о птицах.

3. Заучивание наизусть стихотворения «Ласточка» Майкова.

5. Наблюдение на прогулке за птицами.

Воспитатель:

Как приятно проснуться, встать,

Синее небо в окно увидать

И снова узнать, что повсюду весна,

Что солнце и утро прекраснее сна.

Сегодня я проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц.

Дети: из теплых стран, с юга.

Воспитатель: Почему птицы прилетели к нам?

Дети: они вернулись на свою родину, наступила весна, стало тепло.

Воспитатель: наступила весна, а какая она?

Дети: теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.

Воспитатель: какие изменения происходят весной?

Дети, наступили теплые дни,появляются первоцветы - подснежники, лопаются почки, появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробившейся травки и т. д.

Воспитатель: но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши первые друзья и приносят весну на своих крыльях

Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно?

Дети: - перелетные.

Воспитатель: - а теперь отгадайте загадки о них!

Всех прилетных птиц черней,

Чистит землю от червей.

Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовется птица (грач)

На шесте дворец,

Во дворце певец.

Издалека прилетел

Песню нам свою запел. (скворец)

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Рано-рано на рассвете

Средь листвы затрепещет

То споет на зависть флейте,

То как кошка, запищит. (Иволга)

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко. (ласточка)

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете пословицы о птицах?

Дети: Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.

Грач на горе- весна на дворе.

Где ласточке не летать, а к весне опять прибывать.

Больше птиц - выше урожай.

Воспитатель: Послушайте стих о ласточке.

Ласточка. (Плещеев.)

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей.

Прощебечь с дороги,

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

Воспитатель: Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями.

Воспитатель: Ребята. А теперь давайте с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, вы услышите что- то другое, то можно хлопать в ладоши.

Начинаем. Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи, стрижи (хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны (хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы (хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи

Галки и стрижи,

Кукушки, комары, (хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Ласточки, скворцы.

Все вы молодцы!

Воспитатель: А сейчас проведем физминутку.

«ЛАСТОЧКИ»

Координация речи и движении, развитие моторики

Чуб Анжелика Николаевна
Воспитатель МБОУ СОШ №18
г.Асбест Свердловской области

Конструкт
Вид НОД: лепка
Тема: « Ласточка»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Формы НОД: фронтальная, индивидуальная
Цель: развивать творческое воображение в процессе лепки ласточки конструктивным способом.
Планируемый результат:
Демонстрируют умение доводить дело до конца, самостоятельность, инициативность, самоорганизацию посредством решения личностных (интеллектуальных) затруднений, демонстрируют бережное отношение к птицам
Проявляют творческое воображение, мышление, наблюдательность, визуальную память пространственное воображение в процессе расположения деталей на плоскости,
Демонстрируют умения выполнять декоративную картинку по теме «ласточка», делить пластилин стекой на части, приемы: раскатывание, скатывание, сплющивание, работа со стекой.
Демонстрируют умение правильно располагать детали приемом налепа.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип активности.
Методы воспитания: беседа, поощрение.
Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, игра, чтение художественной литературы, стимулирование занимательным содержанием.

Наглядные: картинка ласточки
Литературные:
Учебно-методический комплект: голубой картон, стека, черный, белый и красный пластилин,влажные тряпочки, доски для лепки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Примерная программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования рлд ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Задачи
Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательная: воспитывать умение доводить дело до конца,
Воспитывать самостоятельность, инициативность, самоорганизацию посредством решения личностных (интеллектуальных) затруднений, воспитывать бережное отношение к птицам
Развивающая: развивать творческое воображение, мышление, наблюдательность, визуальную память, развивать пространственное воображение в процессе расположения деталей на плоскости.
Обучающая:
Изобразительная: учить выполнять декоративную картинку по теме «ласточка»
Техническая: учить детей делить пластилин стекой на части, совершенствовать приемы: раскатывание, скатывание, сплющивание, работа со стекой.
Композиционная: учить детей правильно располагать детали приемом налепа
Цветовая: закреплять знания детей о черном,сером, красном и голубом цветах.

Софью- учить правильно располагать детали приемом налепа
С Димой и Викой закреплять знания о черном
Лера- учить приему скатывание
Степа- учить работать со стеком

Средства воспитания и обучения:
Наглядные: картинка ласточки

Этапы деятельности
Методы
Деятельность педагога
Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый результат

1.Мотивация на совместную деятельность
Задача: заинтересовать детей на предстоящую деятельность, воспитывать бережное отношение к птицам.

Беседа
Демонстрация

Ребята, посмотрите какое время года наступило?.(весна)
-А что весной бывает? (ручейки бегут, птички поют.)
-Верно, а еще весной птицы прилетают, которые осенью улетели в теплые края И называют таких птиц Перелётные одна из таких птиц это ласточка. Семейство птиц отряда воробьиных. Ласточки внешне похожи на стрижей. Семейство ласточек объединяет более 100 видов. Ласточки распространены по всему земному шару,кроме Арктики и Антарктики. Около половины всех видов обитает в Африке. В России встречается 7 видов Ласточек. Наиболее часто встречаются Ласточка городская, ласточка беговая и деревенская ласточка. Гнезда ласточки устраивают из глины или земли смешанной со слюной. Свои гнезда ласточки прикрепляют к скалам или стенам построек. Питается Ласточка почти исключительно насекомыми, находящимися в воздухе.
-Ребята я вам предлагаю слепить из пластилина ласточку, для того что бы в нашей группе еще больше стало тепла и чувство весны!Вы хотите? (даа)
Показываю картинку ласточки.
Слушают
Высказывают свое предположение

Дети смотивированы, принимают внутреннюю позицию к предстоящей
деятельности,
демонстрируют бережное отношение к птицам

2.Актуализация знаний, необходимых для предстоящей деятельности
Задача:!° Создать у детей зрительный образ ласточки
2.1. Восприятие
Ласточки
Рассматривание готового образца
Задача: развивать творческое воображение, мышление, наблюдательность, визуальную память, дать представление о конечном продукте деятельности

Объяснение
Беседа
Демонстрация
Формирование
готовности восприятия материала

Ребята, посмотрите что есть у ласточки?(туловище, голова,клюв, глаза, крылья)
-А туловище у ласточки какой формы? (у ласточки туловище овальной формы)
-Голова какой формы у ласточки? (у ласточки голова круглой формы)
-Клюв какой формы у ласточки?(клюв у ласточки треугольной формы, широкий и плоский)
А рот у ласточки широкий.
-Какой формы крылья у ласточки?(узкие и длинные)
-Какой хвост у ласточки? (хвост двойной, не такой как у сороки). Верно!
Показываю готовую работу ласточки.
Таким образом, мы с вами слепим рельефным способом ласточку у ласточки овальное туловище, круглая голова, тоненький клювик, маленькие глазки, узкие и длинные крылья.
Сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают
Рассматривают
Сравнивают
Устанавливают соотношение частей

Проявляют заинтересованность,
самостоятельность, мышление воображение,наблюдательность, визуальную память.
Имеют представление о ласточке.

3.Физминутка
Задача: снять мышечное напряжение (смена видов деятельности)

Объяснение
Показ
Воспитатель показывает движения а дети повторяют.
Ласточки летели, Все люди глядели. Ласточки садились, Все люди дивились. Сели, посидели, Взвились, полетели. Полетели, полетели, Песенки запели.
Слушают
Повторяют за воспитателем
Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.Приседают, сложив руки за спиной.Делают ритмичные наклоны головы. Опять бегут по кругу, взмахивая руками.
Дети расслаблены, отдохнули
Готовы к дальнейшей деятельности

4.Совместное планирование и реализация способов действий
Задача: учить выполнять декоративную картинку по теме «ласточка», делить пластилин стекой на части, приемы: раскатывание, скатывание, сплющивание, работа со стекой.
Учить детей правильно располагать детали приемом налепа.
учить лепить ласточку, рельефной техникой

Объяснение
Беседа
Демонстрация
Упражнение
Частично-поисковый
Формирование понимания
предложенного материала
С начало возьмем небольшой кусок белого пластилина,раскатываем его в ладошках,как колбаску,затем налепливаем на грудку и растягиваем по контуру. Внимание,за контур не заезжаем так как спинка у нас будет черная. Сейчас берем небольшой кусок черного пластилина и так же раскатываем затем налепливаем на спинку ласточки колбаску и растягиваем по контуру.
-Как вы думаете что мы будем дальше делать? (Крылья) Правильно!
Для этого нам нужен серый цвет. А как его получить,вы знаете? (да, смешать белый и черный пластилин).Молодцы,значит мы возьмем немного белого и столько же черного пластилина и начнем тщательно смешивать,что б получился серый цвет. Затем так же берем не большой кусочек серого пластилина и раскатываем, прикладываем к верхнему контуру и разглаживаем. Так же делаем нижнее крыло.
Мордочка у ласточки будет красного цвета, для этого мы совсем немного берем красного цвета и скатываем шарик,затем прикладываем аккуратно на место мордочки и растягиваем,не выходя за контур. Вот так.
-Ребята, что еще не хватает ласточке? (глаз и клюва) Правильно. Сейчас мы сделаем нашей ласточке глаз, он у нас будет только один потому что птичка к нам боком летит. И так, возьмем маленький кусочек белого пластилина скатаем в шарик и аккуратненько прижмем,вот так. И осталось сделать нам что? (клюв)
Что б сделать клюв мы так же возьмем маленький кусочек пластилина скатаем в маленькую колбаску и на конце немного сплющим, вот так, затем наложим на место клювика.
Вот такая ласточка у нас получилась.
Сотрудничают с воспитателем

Выражают свои мысли

Владеют монологической и диалогической речью

Заинтересованы в приобретении и расширении знаний в ходе выполнения рельефной техники. Умеют доводить дело до конца
Умеют располагать
предмет в центре листа. Умеют лепить рельефной техникой. Развивается творческое воображение, мышление, наблюдательность, речь, визуальная память. Демонстрируют знания о черном,сером, белом, красном цветах.

5. Анализ продуктов действия детских работ
Задача: самооценка результатов деятельности; осознание методов построения и границ применения нового способа действий проанализировать работы детей

Беседа
-Ребята,вы такие молодцы. У вас получились очень красивые ласточки!Теперь мы украсим группу вашими работами и у нас будет в группе самая настоящая весна!
Какой техникой мы лепили?(рельефной)
Как называются приемы лепки?(скатывание, налеп)
Рассматривают работы

Отвечают
Анализируют
Умеют сравнивать свою работу с образцом
Демонстрируют умение контроля, коррекции

6.Открытость
Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.
Беседа
Формирование понимания личностной значимости умения
-Ребята теперь вы умеете лепить ласточек
-Ребята, кого вы можете научить лепить ласточек? (маму папу..)

Слушают
Отвечают

Вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы.


Лепка из пластилина – это удивительное творчество обучающего характера, которое позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Создание всевозможных скульптур из мягкой массы позволяет обучить ребенка формам, цветам и размерам. Также подобные занятия воспитывают целеустремленность и усидчивость, развивают мелкую моторику и творческие способности.

Конечно, лучше дать возможность ребенку самостоятельно передать свое видение объекта в процессе лепки, но помощь взрослых обязательно нужна. Чтобы максимально упростить процесс лепки ласточки из пластилина, в данной статье приведена подробная инструкция для взрослых и детей.

В работе можно обойтись черно-белой гаммой. Из двух брусочков вполне реально создать ласточку.


Если есть желание творить, то можно показать, что оперение ласточки имеет более сложный цвет, с легким синим отливом. Туловище ласточки можно создать из смеси черного и синего кусочков.

Поделите подготовленный материал на порции. Необходимо сделать один большой шарик и четыре мелких. Это заготовки для лепки туловища, головы, крыльев и хвостика.


Самый большой черный шарик превратите в валик, чтобы показать продолговатое туловище ласточки.


Слегка изогните валик и подготовьте один из мелких шариков.


Соедините две детали, пластилин разровняйте, чтобы скрыть место крепления.


На мордочку налепите красную лепешку. Но можно создавать поделку и без нее, ведь бывают разные виды ласточек.


Далее продублируйте красную лепешку черной полосочкой.


На самую острую часть мордочки прикрепите клюв, вплотную к нему приблизьте глаза. Вообще, глаза у ласточки тоже черные, но желательно получить немного отличающийся оттенок. Вначале используйте для лепки глаз капельки белого и коричневого пластилина, впоследствии их можно будет смешать по желанию, чтобы сделать их более заметными на общем фоне.


Овальную лепешку налепите на грудь птичке.


Смешайте белый и коричневый пластилин на глазах.


Из двух оставшихся шариков сделайте продолговатые крылья. Придавите детали, а полученные лепешки слегка вытяните.


Сделайте симметричные крылья и покажите стекой перышки.


Аналогичным образом смастерите хвостик из последнего шарика. Длинную лепешку овальной формы разрежьте стекой вдоль, но одну сторону оставьте нетронутой.


Присоедините хвостик. Скройте место стыка.

Прикрепите крылышки по бокам.


Из серого или черного пластилина сделайте маленькие лапки и прикрепите их к брюшку с помощью спички или проволоки.


Ласточка из пластилина готова.



1. Из черного пластилина лепим шар и вытягиваем его стороны. Получилась основная деталь тела Ласточки.
2. Из черного пластилина лепим 2 больших конуса и соединяем их между собой.
3. Сплющиваем конусы - это будет хвост.
4. Прикрепляем хвост к основной детали тела Ласточки.

5. Из белого пластилина лепим шар среднего размера и сплющиваем полученную деталь, придавая форму овала. Получилась передняя часть тела.
6. Присоединяем переднюю часть к основной детали тела.
7. Из желтого пластилина изготавливаем маленький конус - это будет клюв.
8. Прикрепляем клюв к голове.
9. Из белого пластилина лепим 2 очень маленьких шарика и сплющиваем их. Получились глазные яблоки.
10. Прикрепляем глазные яблоки к передней части головы.
11. Стекой с острым концом выполняем отверстия в глазных яблоках - это будут зрачки. Получились глаза.
12. Из красного пластилина лепим 2 очень маленьких шарика и одну сторону каждого из них делаем плоской - это будут щеки.
13. Прикрепляем щеки с 2 сторон к месту соединения головы и передней части туловища Ласточки.
14. Из черного пластилина лепим 2 шара среднего размера и сплющиваем их, придавая каплевидную форму. Получились крылья Ласточки.
15. Прикрепляем крылья с 2 сторон к туловищу.
16. Ласточка готова.