Котенок и скворец. Басня котенок и скворец - крылов иван андреевич

В каком-то доме был Скворец,
Плохой певец;
Зато уж философ презнатный,
И свел с Котенком дружбу он.
Котенок был уж котик преизрядный,
Но тих, и вежлив, и смирен.
Вот как-то был в столе Котенок обделен.
Бедняжку голод мучит:
Задумчив бродит он, скучаючи постом;
Поводит ласково хвостом
И жалобно мяучит.
А философ Котенка учит
И говорит ему: "Мой друг, ты очень прост,
Что терпишь добровольно пост;
А в клетке над носом твоим висит щегленок:
Я вижу, ты прямой Котенок".-
"Но совесть..." - "Как ты мало знаешь свет!
Поверь, что это сущий бред
И слабых душ одни лишь предрассудки,
А для больших умов - пустые только шутки!
На свете кто силен,
Тот делать все волен.
Вот доказательства тебе и вот примеры".-
Тут, выведя их на свои манеры,
Он философию всю вычерпал до дна.
Котенку натощак понравилась она:
Он вытащил и съел щегленка.
Разлакомил кусок такой Котенка,
Хотя им голода он утолить не мог.
Однако же второй урок
С большим успехом слушал
И говорит Скворцу: "Спасибо, милый кум!
Наставил ты меня на ум".

Мораль басни Котенок и Скворец

Наставил ты меня на ум".
И, клетку разломав, учителя он скушал.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Котенок и Скворец

Советы иногда идуд во вред. Надо понимать когда совет нужен, а когда нет.

Анализ басни Котенок и Скворец. Краткое содержание.

В данной басне задействованы два героя. Вежливый, смирный котенок и скворец. Они подружились и скворец, считая себя философом, многому учил котенка. Он думает, что у него большой жизненный опыт. Кот, в свою очередь, прислушивался к его советам.

Котенок остался без еды и поэтому думает, чем же ему полакомиться. Скворец же предлагает съесть щегленка. Сначала кот отказывается, ведь его совесть не дает его съесть. После уговоров скворца поведение кота резко меняется, и он съедает щегленка. До этого кот не смог бы себе позволить такого, но чужие уговоры, порой заразительны. Он понимает, что он не наелся и решает съесть своего учителя. Ну, а почему бы и нет? Ведь он такая же птица. Скворец явно не ожидал такого исхода событий.

В итоге скворец, который учил котенка пользоваться силой, сам оказался жертвой. Так случается и среди людей. Не надо учиться человека чему – то, ведь вам же потом может это плохо и обернуться. Если не хотите такого исхода, то лучше предоставить человеку самому право выбирать чего он хочет. В большинстве случае ваши же советы могут пойти против вас. Скворец, сказав коту, что он сильный сам себя обрел на смерть.

Герои басни (персонажи)

  • котенок
  • скворец

Слушать Басню Крылова Котенок и Скворец

Басня «Котенок и Скворец» – реальное отображение жизни и участи горе-учителей и их учеников, причем не только в педагогике и сферах, нуждающихся в учителях, но и в обычной жизни. Это сказ о том, как опасно иногда лезть в чужие дела, отношения, семьи со своими бесконечными нравоучениями и советами.

Басня «Котенок и Скворец»

В каком-то доме был Скворец,
Плохой певец;
Зато уж философ презнатный,
И свел с Котенком дружбу он.
Котенок был уж котик преизрядный,
Но тих, и вежлив, и смирен.
Вот как-то был в столе Котенок обделен.
Бедняжку голод мучит:
Задумчив бродит он, скучаючи постом;
Поводит ласково хвостом
И жалобно мяучит.
А философ Котенка учит
И говорит ему: “Мой друг, ты очень прост,
Что терпишь добровольно пост;
А в клетке над носом твоим висит щегленок:
Я вижу, ты прямой Котенок”.-
“Но совесть…” – “Как ты мало знаешь свет!
Поверь, что это сущий бред
И слабых душ одни лишь предрассудки,
А для больших умов – пустые только шутки!
На свете кто силен,
Тот делать все волен.
Вот доказательства тебе и вот примеры”.-
Тут, выведя их на свои манеры,
Он философию всю вычерпал до дна.
Котенку натощак понравилась она:
Он вытащил и съел щегленка.
Разлакомил кусок такой Котенка,
Хотя им голода он утолить не мог.
Однако же второй урок
С большим успехом слушал
И говорит Скворцу: “Спасибо, милый кум!
Наставил ты меня на ум”.
И, клетку разломав, учителя он скушал.

Мораль басни Крылова «Котенок и Скворец»

В басне «Котенок и Скворец» автор решил оставить без строго прописанной морали, однако пронес ее через все произведение. В первую очередь это касается последних строк басни, в которых Котенок благодарит Скворца «за науку», а после съедает наставника. В жизни такие ситуации тоже не редкость: очень часто те, кто учит плохому, от этого плохого потом сами же и страдают. Отсюда совет: никогда не лезьте к другим со своими советами! Кто знает, чем это потом для вас может обернуться.

Также нельзя оставить без внимания слова Скворца: «На свете кто силен, тот делать все волен». С их помощью Крылов открывает перед читателями истину деспотического самодержавия, которая, с учетом развязки ситуации, можно сформулировать следующим образом: оказывая помощь и сочувствуя «сильным», не стоит надеяться, что за это они вас «пощадят», совесть и сочувствие – не свойственные им чувства.

Анализ басни «Котенок и Скворец»

В басне «Котенок и Скворец» автор показывает нам весьма милого и доброго Котенка, которому нравилось жить спокойно, в ладу с окружающими. Но в один момент, считающий себя великим философом, Скворец решает научить доброго хищника «правильной» жизни и призывает своего ученика воспользоваться силой и съесть менее слабого и такого доступного щегленка, что тот в конечном счете и делает. Ощутив свою силу власть, Котенок перестает думать о чем-либо кроме собственных потребностей (неутолимого голода) и съедает своего учителя.

Аллегорическая ситуация имеет место быть и в современной жизни, где многим просто необходимо стать вечно поучающим звеном чьей-то жизни, минуя все изначальные принципы и убеждения потенциального ученика. Но мало кто осознает, что в чужой жизни, а уж тем более в ситуации, в которой сам не был никогда, разобраться вряд ли представляется возможным. И уж тем более не стоит побуждать к недобрым, а порой и противоправным действиям, ведь рано или поздно бумеранг таких советов вернется к вам в самый неподходящий момент.

Крылатые выражения из басни «Котенок и Скворец»

В настоящее время ни одна из фраз басни «Котенок и Скворец» не используется вне авторского текста Крылова.

Басня Крылова «Котенок и скворец» - произведение о плохих учителях и о том, к чему могут привести их ошибки. На примере самоуверенного Скворца мы ясно видим, что иногда любители поучать, давать советы, сами становятся жертвами собственных заблуждений.

Басня Котенок и Скворец читать

В каком-то доме был Скворец,
Плохой певец;
Зато уж философ презнатный,
И свел с Котенком дружбу он.
Котенок был уж котик преизрядный,
Но тих, и вежлив, и смирен.
Вот как-то был в столе Котенок обделен.
Бедняжку голод мучит:
Задумчив бродит он, скучаючи постом;
Поводит ласково хвостом
И жалобно мяучит.
А философ Котенка учит
И говорит ему: "Мой друг, ты очень прост,
Что терпишь добровольно пост;
А в клетке над носом твоим висит щегленок:
Я вижу, ты прямой Котенок".-
"Но совесть..." - "Как ты мало знаешь свет!
Поверь, что это сущий бред
И слабых душ одни лишь предрассудки,
А для больших умов - пустые только шутки!
На свете кто силен,
Тот делать все волен.
Вот доказательства тебе и вот примеры".-
Тут, выведя их на свои манеры,
Он философию всю вычерпал до дна.
Котенку натощак понравилась она:
Он вытащил и съел щегленка.
Разлакомил кусок такой Котенка,
Хотя им голода он утолить не мог.
Однако же второй урок
С большим успехом слушал
И говорит Скворцу: "Спасибо, милый кум!
Наставил ты меня на ум".
И, клетку разломав, учителя он скушал.

Мораль басни Котенок и Скворец

Мораль басни Крылова «Котёнок и скворец» заключена в финальной части произведения. Фраза «наставил ты меня на ум», с которой Кот съедает Скворца – это отражение перемен, произошедших в герое. «Раз можно съесть Щегленка, то почему бы не полакомиться и Скворцом? Невелика птица!» - думает Котенок. В итоге тот, кто учил пользоваться силой, сам становится жертвой силы.

Так часто происходит и в жизни – тот, кто учит плохому, кончает плохо. Иными словами – чтобы тебя не съели, лучше позволить людям жить так, как они хотят. Вдруг твои убеждения окажутся неправильными?

Басня Котенок и Скворец - анализ

Анализируя басню Крылова «Котёнок и скворец», нужно обратить внимание на то, как меняется характер Котенка от слов Скворца. В начале герой «тих, и вежлив, и смирен». Ему совестно съедать щегленка. Но самодовольный Скворец, уверенный в своем знании жизни, убеждает Котенка пойти на подлость. «Кто силен, тот делать все волен» - не правда ли, знакомая фраза? Как часто ею прикрываются бессовестные люди – и как часто потом учат других поступать так же!


В каком-то доме был Скворец,
Плохой певец;
Зато уж философ презнатный,
И свел с Котенком дружбу он.
Котенок был уж котик преизрядный,
Но тих, и вежлив, и смирен.
Вот как-то был в столе Котенок обделен.
Бедняжку голод мучит:
Задумчив бродит он, скучаючи постом;
Поводит ласково хвостом
И жалобно мяучит.
А философ Котенка учит
И говорит ему: "Мой друг, ты очень прост,
Что терпишь добровольно пост;
А в клетке над носом твоим висит щегленок:
Я вижу, ты прямой Котенок".-
"Но совесть..." - "Как ты мало знаешь свет!
Поверь, что это сущий бред
И слабых душ одни лишь предрассудки,
А для больших умов - пустые только шутки!
На свете кто силен,
Тот делать все волен.
Вот доказательства тебе и вот примеры".-
Тут, выведя их на свои манеры,
Он философию всю вычерпал до дна.
Котенку натощак понравилась она:
Он вытащил и съел щегленка.
Разлакомил кусок такой Котенка,
Хотя им голода он утолить не мог.
Однако же второй урок
С большим успехом слушал
И говорит Скворцу: "Спасибо, милый кум!
Наставил ты меня на ум".
И, клетку разломав, учителя он скушал.


О том, как философствующий Скворец поплатился жизнью за свои поучения голодному Котенку, поведает басня «Котенок и Скворец» Крылова.

Читать текст басни:

В каком-то доме был Скворец,
Плохой певец;
Зато уж философ презнатный,
И свел с Котенком дружбу он.
Котенок был уж котик преизрядный,
Но тих, и вежлив, и смирен.
Вот как-то был в столе Котенок обделен.
Бедняжку голод мучит:
Задумчив бродит он, скучаючи постом;
Поводит ласково хвостом
И жалобно мяучит.
А философ Котенка учит
И говорит ему: \"Мой друг, ты очень прост,
Что терпишь добровольно пост;
А в клетке над носом твоим висит щегленок:
Я вижу, ты прямой Котенок\".-
\"Но совесть...\" - \"Как ты мало знаешь свет!
Поверь, что это сущий бред
И слабых душ одни лишь предрассудки,
А для больших умов - пустые только шутки!
На свете кто силен,
Тот делать все волен.
Вот доказательства тебе и вот примеры\".-
Тут, выведя их на свои манеры,
Он философию всю вычерпал до дна.
Котенку натощак понравилась она:
Он вытащил и съел щегленка.
Разлакомил кусок такой Котенка,
Хотя им голода он утолить не мог.
Однако же второй урок
С большим успехом слушал
И говорит Скворцу: \"Спасибо, милый кум!
Наставил ты меня на ум\".
И, клетку разломав, учителя он скушал.

Мораль басни Котенок и Скворец:

Мораль басни – дающий плохие наставления сам попадется в их ловушку. Скворец науськивает Котенка утолить голод, съесть щегла. Тот идет на сделку с совестью, но щегол лишь слегка дает ему ощутить сытость. И тогда Котенок съедает и философа-Скворца. Баснописец учит читателей: если не хотите оказаться «съеденными», позвольте другим людям жить согласно их принципам. Поменяв эти принципы, человек рискует получить непредсказуемые последствия.