Классный час о моей будущей профессии. Классный час «Моя будущая профессия

На данном занятии дети знакомятся с типами профессий (Климов) и рассматривают профессию с разных точек зрения. Получают информацию как не ошибиться в своём выборе.

Слайд 1 Классный час «Моя будущая профессия»

Цель : создать благоприятные условия для самоопределения к типу профессии и способствовать выбору будущей профессии;

Задачи: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности, формировать умения ориентироваться в современном мире профессий.

Оборудование: ПК, Презентация, мультфильм о профессиях, песня «Иди дорогою добра»

Ход занятия.

1.Просмотр мультфильма «Калейдоскоп профессий»

Эпиграфы:

Слайд 2

« Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп)

Слайд3 «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн)

2.Вступительное слово классного руководителя.

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться?

На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. От этого выбора может зависеть вся дальнейшая жизнь. Выбрать профессию - это не столько выбрать себе работу, сколько выбрать определенный образ жизни.

Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно?

Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.

Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - ума или скорости реакции, третьи – общительности, аккуратности или сдержанности.

Итак, чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах:

Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, т.е. желания и потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением «Я хочу»;

Оценить свои профессионально важные качества, которые определят, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности условно выражают словами «Я могу»;

Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, что сегодня «Надо».

Слайд 4 Если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию которая:

Слайд 5

1. интересна и привлекательна для вас;

2. соответствует вашим способностям;

3. пользуется спросом на рынке труда.

2. Типы профессий

Слайд 6

Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, специалисты условно объединили их в группы по различным типам. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий.

Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека.

Слайд 7 1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

Слайд 8 2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы - ткани, пластмассы, пищевое сырье.

Слайд 9 3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей или взаимодействия с другими людьми. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

Слайд 10 4. Человек - знаковая система. Есть профессии, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Слайд 11 5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Художник, актер, писатель. Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и много часов работает над совершенствованием своего мастерства, строго соблюдает специальный режим.

Слайд 12 3. Факторы, влияющие на выбор профессии

Какие же факторы обуславливают выбор человеком той или иной профессии?

1. Позиция старших членов семьи.

Родители несут прямую ответственность за то, как складывается жизнь их детей. Эта забота распространяется и на вопрос о вашей будущей профессии.

2. Позиция друзей, подруг.

Дружеские связи в вашем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.

3. Позиция учителей, школьных педагогов.

Наблюдая за поведением, учебной и внеурочной активностью учащихся, опытные педагоги знают много такого о вас, что скрыто от непрофессиональных глаз.

4. Личные профессиональные планы.

Под планом в данном случае подразумеваются ваши представления об этапах освоения профессии.

5. Способности.

О своих способностях надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Информированность.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые вами сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

7. Склонности.

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

К неправильному выбору профессии могут привести две причины:

1. искаженное представление о будущей профессии (незнание требований к человеку, превратные представления об условиях работы);

2. искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков).

Классный час «Моя будущая профессия»

Аннотация. Проблеме самоопределения подрастающего поколения всегда уделялось достаточно много внимания. Однако в последнее десятилетие она стала особенно актуальной. Это связано прежде всего с тем, что переход страны с командной экономики на рыночную поставил россиян перед сложной проблемой переквалификации с «ненужной» специальности на востребованную, хорошо оплачиваемую. Проблема безработицы не решена до сих пор, и в годы экономического кризиса, стала ещё более острой. В связи с этим, современным старшеклассникам необходима помощь в выборе будущей профессии не только со стороны родителей, но и конечно же со стороны школы. Ведь зачастую бывает так, что занятые на работе родители учащегося не могут уделить время на беседу с психологом по вопросу самоопределения подростка и основная нагрузка ложится на школу. Поэтому в нашем образовательном учреждении классный руководитель старших классов совместно с психологами проводит курс классных часов по профориентации и личностному развитию школьников. Мы представляем одно из занятий из серии «Профориентация», которое направлено на выявление у учащихся способностей к определённому виду деятельности. Функции классного руководителя при подготовке классного часа: подбор соответствующей литературы по теме занятия, подбор с помощью психолога тестов по профпригодности, разработка методики деловой игры и игровых ситуаций занятия. Функции учащихся-помощников классного руководителя: подготовка слайдов презентации по теме занятия, анализ ситуации на бирже труда по городу Орску и по России в целом, позволяющий сделать вывод о наиболее востребованных профессиях на ближайшее десятилетие.

Прошкин Роман Владимирович, Карякина Юлия Николаевна – учителя истории и обществознания МОАУ «Гимназия № 2 г. Орска»

Классный час «Моя будущая профессия»

Цель: дать учащимся представления о наиболее востребованных на сегодняшний день профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности.

Задачи:

    Формирование актуального для подростков «информационного поля»;

    Развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;

    Формирование мотивов саморазвития и личностного роста.

Оборудование:

    Листы для проведения анкетирования;

    Компьютер с проектором для демонстрации презентации;

    Доска с мелом для выполнения заданий.

Используемая литература:

    Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М.: - Вако, 2005.

    Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.:Просвещение, 2003.

    Материалы сайта www . orsk . ru , рубрика «Вакансии».

Ход мероприятия:

    Типы профессий.

    « Мозговой штурм». Работа в группах по составлению памятки «Это важно при выборе профессии»

    И гровая ситуация

    Тест «Профпригодность»

    Д еловая игра

    Подведение итогов

    Вступительное слово классного руководителя.

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно?

    Типы профессий

Нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках. Сегодня мы постараемся узнать основные типы профессиональной деятельности человека.

Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

I .Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых - за 50 часов.

    «Мозговой штурм». Составление памятки «Это важно!» или 5 правил, чтобы не ошибиться.

Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов это и есть призвание. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сегодня попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии.

Предлагаю разделиться на две группы: юноши и девушки. В течении 5 минут, составьте памятку, которая на ваш взгляд, поможет вам не ошибиться в выборе своей профессии.

По окончании работы в группах, подводятся итоги. Группы дополняют памятки друг друга и соотносят свои предложения с памяткой, заготовленной классным руководителем, которая проецируется на экран. Запись памятки учащимися в тетрадь, комментируется учителем.

Памятка.

Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

П ри выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

    Диагностика «Мой выбор»

Проанализируй профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нём знания профессии, оценка своих возможностей? Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.

Если вы не ответили на все вопросы или у вас возникали затруднения, обязательно нужно посоветоваться с родителями, психологом, старшими товарищами и т.п. Возможно, это не ваша профессия.

    Игровая ситуация «Скептик и оптимист»

Я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другому - все отрицательные качества профессии, отнестись к данной профессии достаточно скептически. А вы, ребята, также попытайтесь помочь им. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия журналиста. Проверим, насколько реально мы можем её оценить, каков уровень осведомлённости о ней.

Оптимист:

    работа имеет огромное общественное значение;

    высокая зарплата;

    встреча с интересными людьми;

    командировки, дающие возможность многое увидеть;

    использование современной техники.

С кептик:

    трудности, связанные с устройством на работу;

    частые командировки, осложняющие личную жизнь;

    трудности получения образования (например, наличие печатных работ);

    большая ответственность;

    нервные перегрузки;

    ненормированный рабочий день;

    постоянное общение с людьми.

Скептик вполне обоснованно назвал нам на 2 отрицательных момента больше, чем смог найти положительных качеств оптимист. Значит ли это, что нужно подумать о другой специальности? Возникает мини-дискуссия, в ходе которой дети приходят к выводу, что простых и лёгких профессий, где всегда всё «гладко», не бывает, и трудности будут возникать в любом виде деятельности.

    Рейтинг востребованных профессий

Чтобы быть успешным, необходимо быть востребованным. Для этого нужно «попасть» в тот разряд профессий, в котором будут искать вас, как специалиста, а не вы будете сбиты с ног в поиске работы. Предлагаем вашему вниманию анализ ситуации на рынке труда, подготовленный заранее вашим товарищем. Эта информация необходима для правильного выбора будущей профессии.

Как бы ни менялся рынок труда, высококвалифицированный специалист востребован всегда. Каким именно специальностям работодатели отдают предпочтение, зависит в первую очередь от того, какая ситуация складывается в стране.
Единого рейтинга "самых нужных" профессий не существует. Каждая компания, занимающаяся трудоустройством и подбором персонала, составляет свой рейтинг, напрямую зависящий от клиентов, с которыми агентству приходится работать. Кроме того, ситуация на кадровом рынке меняется ежедневно.
Так, например, по данным агентства Zarplata.ru, самыми востребованными сегодня являются специалисты в области бухгалтерии и аудита - для них предлагается более 3500 вакансий, далее идут специалисты в области информационных технологий - более 2800 вакансий, работникам кадровых служб предлагается около 1000 вакансий.
По данным электронного банка профессиональных резюме, самыми востребованными являются специалисты по IT, финансисты, бухгалтеры и аудиторы делят между собой второе место, на третьем - специалисты в области торговли, на четвертом - специалисты по недвижимости.
Впрочем, несмотря на непостоянство рейтингов, о высокой востребованности специалистов в области бухучета, IT-технологий и торговли можно судить по тому, что спрос на эти профессии был также и в минувшем году. В рейтинге самых востребованных профессий 2009 года, составленном компанией "РБК", в "горячую десятку" вошли главный бухгалтер, директор по персоналу, руководитель департамента IT, менеджер по продажам.

Проанализировав рейтинги профессий, востребованных в прошлом и в начале этого года, социологи составили пятерку самых востребованных специальностей: бухгалтеры, менеджеры по продажам, специалисты в области информационных технологий, HR-менеджеры (от human resource, «человеческие ресурсы»), инженеры.

Б ухгалтерия

Чрезвычайно востребованы специалисты по международной финансовой отчетности (МСФО).
Напомним, что согласно постановлению правительства РФ система бухгалтерского учета реформируется, к 2007 году все российские компании должны были перейти на МСФО.

Умеющие продавать

Сегодня на рынке труда спросом пользуются узкие специалисты, умеющие продавать не только снег зимой, но конкретные товары и услуги. Они должны досконально знать специфику товара и иметь большую клиентскую базу. Главным фактором при приеме на работу и назначении зарплаты менеджеру по продажам является опыт работы. Кроме того, менеджеру по продажам необходимы коммуникабельность, целеустремленность, знание иностранного языка. Имея все в совокупности, можно рассчитывать на зарплату от 1000 долларов в месяц.

IT-технологии

В компаниях, которые занимаются внедрением программного обеспечения, очень востребованы профессиональные программисты, специалисты по IT-технологиям.
Зарплата IT-специалиста в Москве может достигать 3500 долларов в месяц.

Охотники за ресурсами

Кроме того, сегодня руководители многих российских компаний приходят к выводу, что залог успешности компании - в структурировании персонала. Поэтому востребованными являются HR-менеджеры - это люди, которые в комплексе выстраивают систему управления компанией, занимаются оценкой личностных компетенций сотрудников, разрабатывают систему вознаграждения персонала, организовывают различные тренинги и семинары по повышению квалификации сотрудников. Подчеркнём, что сегодня востребованность каждого специалиста измеряется не только степенью владения теми или иными знаниями, но и умением применять их на практике.

Инженеры

В последние год-два, как говорят сотрудники кадровых агентств, наблюдается дефицит инженеров, причем в совершенно разных областях. Так что те, у кого инженерный диплом пылится на полке, могут смело вспомнить азы профессии. Но работодатели рады даже выпускникам технических вузов без опыта работы. При этом важно знание английского языка (особенно профессиональных терминов) и способность постоянно учиться и переучиваться в процессе работы. Средняя зарплата инженера - 1500 долларов.

Система поощрений

Заметим, что востребованность профессии и высокие заработки - не всегда синонимы. В первую очередь зарплата зависит от занимаемой должности: руководитель всегда получает больше подчиненного. Немаловажную роль играют и статус компании, и личностные качества самого кандидата.
Кроме того, рекрутеры отмечают, что сегодня уровень зарплаты зависит от прежнего места работы. Например, если специалист приходит в коммерческую структуру из государственной, руководство компании понимает, что этот работник стоит не так дорого, как работник, перешедший из коммерческой структуры.
Тем не менее представители востребованных профессий могут смело рассчитывать на повышенную заботу работодателей. Если сотрудник успешно справляется со своей работой, начальство понимает, что его необходимо поощрять: спрос на специалистов в его области высок, а значит, высок и шанс, что работник захочет перейти к конкурентам. В качестве поощрения используются премиальные, соцпакет, дополнительные профессиональные тренинги и курсы повышения квалификации за счет компании.

Д анные приведённые в моём сообщении, конечно же в большей степени актуальны для крупных городов страны. Однако хочется заметить, что проанализировав сайт www . orsk . ru , раздел «Вакансии работы в Орске», я пришла к выводу, что и в нашем провинциальном городе наблюдается похожая тенденция: есть вакансии менеджеров с опытом работы и высшим образованием, инженеров разных специальностей, управленцев разных профилей. Наряду с этим требуются крановщики, токари, сварщики и другие рабочие специальности. Причём заработанная плата, которая предлагается рабочим специальностям, не уступает, а иногда даже превышает предлагаемую заработанную плату, например, директора большого магазина. Стоит это принять во внимание – а нужно ли при такой ситуации на рынке труда поступать в юридические и экономические ВУЗы, тем более на коммерческой основе.

    Тест «Профпригодность»

Итак, мы попытались разобраться типом профессий, с важными правилами, на которые нужно ориентироваться при выборе, с ситуацией на современном рынке труда и в заключении давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

а) выспаться; б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания; б) коньки или лыжи; в) турпутевку или билет на интересное представление.

3 . Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку; б) с семьёй или друзьями; в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4 . Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу; б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать; б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

    Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

    Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

    Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о бухучёте, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

Прошкин Роман Владимирович, учитель истории и обществознания

МОУ «Гимназия № 2 г. Орска»

Басикова Марина Фанаульевна
Учебное заведение: МОБУ СОШ №1 с. Инзер
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-09-04 Классный час по профориентации на тему » Моя будущая профессия» Басикова Марина Фанаульевна В мире насчитывается более 40 тысяч профессий, но современная жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Море профессий необозримо. ВЫБОР ПРОФЕССИИ - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность

Просмотреть свитедельство о публикации

Классный час по профориентации на тему » Моя будущая профессия»

Классный час по профориентации

в 9б классе

«Моя будущая профессия»»

Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.

Вольтер

Цель классного часа:

Активизировать мотивацию профессионального самоопределения учащихся.

Расширить знания учащихся о мире профессий, формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений.

Задачи классного часа:

1) Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии ;

2) Стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;

3) Помочь в отношении профессионального самоопределения.

Оборудование : фото с изображением профессий, поговорка «Все работы хороши – выбирай на вкус»

Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный классный час.

У нас сегодня – гости! Поприветствуем наших гостей! Поприветствуем друг друга!

Ребята! Вы разглядели фото на доске, почитали надписи, сделанные мною, но я хочу классный час наш начать с неожиданного для вас вопроса.

Что такое счастье? (ответы учащихся)

Как вы думаете, связано оно с темой нашего занятия? Какая связь?

(Ответы учащихся)

Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в жизнь. Средние учебные заведения, училища, лицеи, колледжи, работа — такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет ещё 2 года, чтобы подумать. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий, но современная жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Море профессий необозримо.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ — один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

Сейчас попрошу вас назвать профессии, известные вам, только не повторяясь. (Каждый учащийся называет по одной профессии)

Молодцы!

Скажите, ребята, а где можно узнать о профессиях? (Ответы детей).

Если вас заинтересует какая либо профессия, на какие вопросы вы будете искать ответы? Сформулируйте, пожалуйста, эти вопросы.

Учащиеся формулируют вопросы.

1.Практический блок. Подбери примеры профессий.

Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:

(Классификация по Климову):

«человек — природа» (садовод, животновод)

«человек — человек» (переводчик, адвокат)

«человек — техника» (слесарь, пилот)

«человек — художественный образ» (пианист)

«человек — знаковая система» (программист, экономист)

Сейчас вы будете работать в группах (5 групп).

— Задание: Подберите как можно больше примеров профессий определённого типа.

(1 группа: ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и др.

2 группа: водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и др.

3 группа: учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и др.

4 группа: бухгалтер, экономист, учёный, лингвист, математик, программист, нотариус и др.

5 группа: художник, актёр, режиссёр, артист, дизайнер, скульптор, дирижёр, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и др.).

Типы профессий

Человек-человек

Человек-природа

Человек-техника

Человек знаковая система

Человек художественный образ

Парикмахер

Продавец

Врач

Учитель

Судебно-медицинский эксперт

Социолог

Педагог

Тренер

Экскурсовод

Воспитатель

Организатор торговли

Адвокат

Инспектор милиции

Психолог

Менеджер по продажам

Торговый представитель

Администратор

Агроном

Зоотехник

Ветеринар

Зооинженер

Егерь

Биолог- исследователь

Флорист

Садовник

Геолог

Пчеловод

Почвовед

Инженер-механик

Инженер-электрик

Слесарь-ремонтник

Инженер-конструктор

Водолаз

Водитель

Радиотехник

Швея

Связист

Токарь

Программист

Чертежник-картограф

Математик

Редактор

издательства

Языковед

Финансист

Бухгалтер

Нотариус

Фотограф

Делопроизводитель

Маркетолог

Специалист по налогообложению

Аудитор

Плановик

Художник-декоратор

Художник-реставратор

Настройщик музыкальных инструментов

Артист

Искусствовед

Цветовод-декоратор

Дизайнер интерьера

Композитор

Бренд-менеджер

Имиджмейкер

3. Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Посмотрите вокруг себя, и вам всё станет ясно.

— Задание: Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов: школьная парта, школьный учебник, булочка, фарфоровая чашка, джинсы. (По группам, письменно)

4. Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в 18 веке. Известный русский историк и государственный деятель В. Н.Татищев ещё в 18 веке предложил такое распределение профессий:

Нужные науки — образование, здравоохранение, экономика, право;

— полезные науки — сельское хозяйство, биология, физика, математика;

— щегольские (увеселяющие) науки — литература и искусство;

— тщетные науки — алхимия, астрономия;

— вредительские науки — колдовство.

— Задание: Какие современные профессии вы бы отнесли к полезным и нужным, какие — к щегольским и увеселяющим, а какие — к вредительским и тщетным? (устно)

5. Вопросы:

— Кто такой веб — дизайнер? (специалист по созданию Интернет — сайтов).

— Провизор? (специалист по производству, хранению и продаже лекарств).

— Кинолог? (специалист по размножению, выращиванию и воспитанию собак разных пород).

6.Тестирование «Ты и твоя профессия» (учащиеся получают индивидуальные карточки с вопросами теста, выполняют задания теста)

1. Новогодняя ночь для вас — лучшее время, чтобы:

а) выспаться; б) посмотреть телевизор вместе с семьей; в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков вы предпочли бы: а) удочку, набор для вышивания; б) коньки или лыжи; в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку; б) с семьей или друзьями; в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то: а) почувствовали бы полную свободу; б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В свое свободное время вы любите: а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать; б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Учитель: Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» — 2, «в» — 3 баллами.

От 8 до 12 баллов — вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании

От 12 до 15 баллов — в вас огромный потенциал энергии и сил, которой хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег.

7. Как выбрать профессию?

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Ответьте себе на вопросы, учитывающие три основных фактора стратегии выбора профессии:

«ХОЧУ»

Чем тебе интересно заниматься?

Представляешь ли, каким делом ты хотел бы заниматься каждый трудовой день?

Какие профессии тебе нравятся?

«МОГУ»

Знаешь ли ты о своих способностях и умениях?

Знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая тобой профессия?

Соответствуют ли твои способности, физические возможности выбранной профессии?

«НАДО»

Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии?

Знаешь ли ты, где можно получить интересующую тебя специальность?

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

— Неумение разобраться в своих личных качествах и интересах.

Необъективная оценка своих способностей.

Незнание требований профессий, увлечение какой-либо одной
стороной профессии.

Ориентир на «престижную» профессию.

Выбор профессии «за компанию», под давлением родственников.

Перенос увлечения школьным предметом на профессию.

Чтобы правильно выбрать профессию, не ошибиться в правильности выбора, необходимо прежде всего знать самого себя. Для этого предлагается вам опросник «Знаешь ли ты себя?»

Знаешь ли ты себя?

Перед тем как ты начнешь целенаправленно себя изучать, проверь, что ты знаешь о себе. Если самому тебе это сделать сложно, посоветуйся со школьным психоло­гом, почитай психологическую литературу, которая имеется во всех библиотеках. А главное, начни думать о себе, прислушайся к своим чувствам и желаниям и попытайся осознать их. Попробуй хоть иногда посмотреть на себя как бы со стороны, - каким тебя могут увидеть люди, соответствует ли это тому, каким ты сам считаешь себя.

Нарисуй схему, в центре, куда сходятся все стрелки-вопросы, поставь свое «Я». Внутреннее «Я» - самая глубокая, самая тонкая и труднодоступная для понимания сущность че­ловека. «Я» - это целый мир, принадлежащий именно тебе или только тебе. Ты по-своему ощущаешь и воспринимаешь окружающий мир, у тебя свои особенности памяти, мышле­ния, внимания; у тебя своеобразное воображение, способнос­ти, интересы, потребности, симпатии, привязанности, осо­бенности настроения; тебе присуща большая или меньшая сила эмоциональных переживаний. У тебя сильная или сла­бая воля, «легкий» или «трудный» характер, своя мера доброты, обаяния, чистосердечия, бескорыстия, благородства; свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, оби­ды, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба.

Постарайся искренне ответить на вопросы. Ты можешь дополнять их, изменять по мере углубления в целенаправленную работу по воспитанию самого себя. Нач­ни с таких раздумий о себе:

Какие способности я у себя нахожу?

Какие учебные предметы мне нравятся?

О чем я мечтаю?

О чем мне приятно и о чем неприятно вспоминать?

Какой у меня Характер?

Какое настроение у меня бывает чаще всего?

Как я отношусь к себе?

Что мне нравится и что хотелось бы изменить в моем внешнем облике?

Что в жизни мне кажется наиболее привлекательным?

Чем я люблю заниматься больше всего?

Кем я хочу стать в будущем?

Люблю ли я и умею ли я трудиться?

Часто ли я в чем-либо сомневаюсь?

Чего во мне больше: уверенности в себе или робости?

- Понимаю ли я юмор, шутки?

Испытываю ли я иногда чувства стыда, раскаяния?

Ощущаю ли в себе хотя бы минутную злобу, зависть, подозрительность?

Вопросов можно задать много и самых разных. Ты, очевидно, будешь задавать их себе, исходя из того, каким ты хочешь стать, ради чего ты хочешь себя познать, что в себе хочешь воспитать.

Но при всех вариантах следует помнить, что познание собственного внутреннего мира - это лишь одна из составляющих самовоспитания. Оглянись вокруг. Ты постоянно находишься среди людей: очень близких, родных - дома, в кругу друзей; хорошо или не очень хорошо знакомых - в школе, в гостях, в различного рода клубах, кружках и секциях; совсем незнакомых - на улице, в автобусе и трамвае, в театре и кино, в музее и магазине, в столовой и кафе, в лагере летнего отдыха, на катке и на пляже, в поезде и самолете - везде и всегда. Еще древнеримский полководец и философ Марк Аврелий говорил: «Если бы ты и хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».

8. Заключительная беседа.

Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Как вы его понимаете? (Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования. Узнать, что тебе нравится, чем ты хочешь заниматься. Найти своё призвание.)

Поиски себя — это длительный процесс. Но выбор когда — то нужно будет делать.

Ищите себя! Найдите себя!

Рефлексия:

Я узнал сегодня…

Полезного я сегодня извлёк …

Я возьму с собой сегодня…

Заключительное слово учителя : Возвратимся к вопросу в начале урока.

Однажды на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье – это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой», а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

, . .

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края

специальная (коррекционная) школа – интернат, ст-цы Николаевской

Классный час

на тему: « Моя будущая профессия».

Подготовила:

учитель – дефектолог

Туровская Л.Э.

Тема: «Моя будущая профессия».

Цель классного часа: дать учащимся представления о профессиях и основах самоопределения , помочь выявить способности к определённому виду деятельности, формировать умения ориентироваться в мире профессий.

Задачи:

1) Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;

2) Помочь учащимся выявить свою профессиональную направленность;

3) Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;

4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

5) Развитие навыков группового общения;

6) Сформировать готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

7) Сформировать психологическую готовность учащихся к трудовой деятельности.

Время: 40 мин.

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация к уроку, раздаточный материал для учащихся.

Ход классного часа:

I. Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Рада всех Вас вновь видеть….. Посмотрите, пожалуйста на доску и прочтите следующие слова: водитель, столяр, дворник. (слайд №2) А теперь скажите: «Что же общего между этими словами»? Правильно. Это все профессии. (слайд №3)

Наш классный час мне хочется начать с известных строк В.В. Маяковского:

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься? (слайд №4)

Выбор профессии у вас, ребята, впереди. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. В мире насчитывается более 50 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определенности. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но еще и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы. Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор.(слайд №5)

II. Основная часть:

На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. От этого выбора может зависеть вся дальнейшая жизнь. Выбрать профессию - это не столько выбрать себе работу, сколько выбрать определенный образ жизни.

Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно? В вашем возрасте это сделать нелегко. Помочь вам могут ваши родители, учителя, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером. Для того, чтобы начать наш серьезный разговор хотелось бы предложить вам вопросы с элементами юмора. Самая-самая…..

Назовите профессии:

Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор...)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая волосатая (парикмахер...)

Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

Самая смешная (клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

Спасибо. Мы часто задаем себе вопрос - Что такое профессия? (слайд №6)

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода.

Что такое специальность? Специальность - вид занятий в рамках одной профессии. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - ума или скорости реакции, третьи – общительности, аккуратности или сдержанности.

Итак, чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах: (слайд№ 7)

Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, т.е. желания и потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением «Я хочу»;

Оценить свои профессионально важные качества, которые определят, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности условно выражают словами «Я могу»;

Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, что сегодня «Надо».

Если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», ваш профессиональный выбор будет удачным.

(Просмотр мультфильма про выбор профессии)

Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию которая: (слайд №8)

Интересна и привлекательна для вас;

Соответствует вашим способностям;

Пользуется спросом на рынке труда.

Ребята, предлагаю немного поиграть .

Игра « Пантомима» Задание: Приглашаю 7 человек. Вам необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Остальные ребята должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Прилагаемый список профессий:

ПЛОТНИК

ДВОРНИК,

ВОДИТЕЛЬ,

ШТУКАТУР-МАЛЯР,

ШВЕЯ,

ДОЯРКА,

ПАРИКМАХЕР.

Типы профессий (слайд №9)

Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, специалисты условно объединили их в группы по различным типам. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий. Может кто – то сможет назвать эти типы. Требуется 5 человек (Читают карточки) (слайд №10)

1. Человек-природа . (слайды №11-14)Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника .(слайды №15-17) Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы - ткани, пластмассы, пищевое сырье.

3. Человек-человек . (слайды №18-21)Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей или взаимодействия с другими людьми. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек - знаковая система .(слайды № 22 -25) Есть профессии, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек - художественный образ .(слайды №26-29) Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Художник, актер, писатель. Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и много часов работает над совершенствованием своего мастерства, строго соблюдает специальный режим.

Молодцы ребята! Сейчас для вас простое задание: Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов: которые я вам назову.

Повар (колпак, белый фартук, половник)

Кто готов ответить. О какой профессии идет речь?

Как легко приготовить обед,

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого,

Это раз и готово!

Швея (сантиметровая лента, ткань, ножницы)

Шей машина, платье шей

Для больших и малышей,

И с уменьем со сноровкой

Шьет швея наряды ловко.

Две умелые руки

Кроят, строчат лоскутки.

Почтальон (сумка, газета, журналы)

Почту – письма и журналы

По домам разносит он,

Ходит он во все кварталы

И заходит в каждый дом.

Техслужащая (халат, ведро, тряпка, швабра)

Дел немало у меня,

Много и работы

И прибраться в уголке

Помогу детишкам.

Оботру окно и стол,

Вымою посуду, подмету я в группе пол, приберусь повсюду.

И в конце любого дня

Радостно бывает, ведь помощницей меня дети называют.

Дворник (метла, рукавицы, совок)

Метлу взяла и двор подмела.

Всюду нос метла совала,

Ну и я не отставала,

Начала я от крыльца,

Подмела я до конца.

Выходи, погляди

Ни соринки не найти.

Штукатур-маляр (мастерок, кисть, халат)

Но не с кистью и ведром

Наш маляр приходит в дом.

Вместо кисти он принес

Механический насос.

По вашим ответам я вижу, что вы знаете профессии.

А вот ребята, для Вас еще задание : «Анаграммы».

Из предложенного набора букв, нужно составить слово и назвать профессию, которой принадлежит данный предмет.

1. ПЕРСНАТОК (наперсток)

2. ЦЫНИНОЖ (ножницы)

3. ИПЛА (пила)

4. ЛТОМООК (молоток)

5. АТЕЛМ (метла)

6. ВЛОНПКИ (половник)

Готово? А теперь давайте проверим правильно ли вы отгадали? Вы справились с этим заданием, а помните ли вы пословицы, давайте проверим, я начну, а вы продолжите пословицу.(слайды №30 -33) Потом продолжить задание

Задание: «Продолжить пословицу»:

Сделал дело….(гуляй смело)

Дело мастера….(боится)

Что посеешь… (то и пожнешь)

Делу время… (потехе час)

Терпенье и труд…(все перетрут)

Поспешишь…(людей насмешишь)

Семь раз отмерь…(один раз отрежь)

Ребята, наш классный час подошел к концу, в итоге, наверное, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? И ответы на эти два вопроса каждый из вас должен найти сам. Профессий много на Земле, Но выбирай, любя Решай, мой друг, кем быть тебе, Ведь каждая из них важна. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Для того чтобы разговор закончился на доброй ноте предлагаю разгадать кроссворд «Все профессии важны».

1.В белоснежном колпаке,

Перепачканный в муке,

Булки сдобные печет

И ребятам раздает.

Продавец или аптекарь?

Нет, конечно, это… (слайд №34)

2. Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

(лайд №35)

3.Кто в дни болезней

Всех полезней,

И лечит нас,

От всех болезней? (слайд №36)

4. Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз –

И помнит вас.(слайд №37)

5. Он учит детишек

Природу любить,

Стариков уважать.(слайд №38)

6. В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он…(слайд №39)

7.В горячем цехе,

В доменной печи

Он варит сталь,

А это ведь не щи!

8. Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота -

Всех отвозить

По утрам на работу.(слайд №40)

9. И спросила Ната тихо:

«Разве плохо быть…

Кто штаны ребятам шьет?

Ну, конечно, не пилот».(слайд №41)

Ответы: 1. Пекарь. 2. Маляр. 3. Доктор. 4. Фотограф. 5. Учитель. 6. Артист. 7. Сталевар. 8. Водитель. 9. Портниха.

Ключевое слово: Профессии.

У каждого своя мечта, и каждый знает «Кем он хочет стать?». Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно, слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта может стать реальностью.(слайд №42)


Классный час "Моя будущая профессия"

Цель мероприятия: знакомство учащихся с технологией выбора профессии, подготовка к

поступлению в вузы и выбору профиля обучения.

Эпиграф:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас

отыщет»Константин Дмитриевич Ушинский (слайд 2)

Учитель: Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных,

определяющих вашу судьбу выборов –выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в

молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно

информации для принятия этого жизненно важного решения. В мире насчитывается более

40 000 профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу

людям и обществу?!

(Слайд 3)Во все времена люди по- разному относились к своей работе, к труду, что им

приходилось выполнять. Послушайтелегенду. Давным -давно во французском городе Шартре

строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень,

спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие

мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок

хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?

Учитель:В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же

деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники,

телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от

труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того,

чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему.

Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей

интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех

тогда, когда он по душе.

Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много

денег, сформулировалитри главных требования, которым должна удовлетворять профессия,

чтобы потом не разочароваться в ней: (слайд 4)

1.профессия должна быть интересной,

2.профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,

3.профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе

Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.

Формула выбора профессии (слайд 5)

Потребности рынка

труда –наличие

рабочих мест по

избранной

специальности

самому процессу того, что человек делает.

Личные качества

деятельность, направленная на пользу общества,

деятельность, требующая профессионального обучения,

деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Игра «Отгадай профессию по описанию?»

К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в

земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во

двор не придут –требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские

требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей

смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер) (слайд 6)

Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада.

Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В

современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми».

Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства.

управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни –вот что

требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер) (слайд 7)

«Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения.

Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного

ансамбля, только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник

обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы

планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как

у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки

или хризантем) –размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые,

золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо

различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест.

(Цветовод) (слайд 8)

Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об

отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у

мужчин длина шага 60- 90 см, а у женщин и стариков 50- 70; а если длина шага метр и

больше, значит, человек бежит. (Криминалист) (слайд 9)

В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие

от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А

вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному

экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их

задача –установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять

самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его

воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей

будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный способностях

экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой

профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец) (слайд 10)

Игра "Закончитьпредложения" (слайд 11)

1.Люди работают ради…

3.При выборе профессии люди часто не учитывают…

4.В любом профессиональном труде самое важное…

(Записали, зачитали).

Учитель:Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравнимваши высказывания с мыслями

на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают радиудовлетворения своих потребностей, ради самовыражения

собственного "Я".

3. При выборе профессии люди частоне учитываютпонятия, которые выражаются тремя

словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.

Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо - потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное–знания, и умение их применять на

практике.

5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" (слайд 12) прозвучал такой ответ:

возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастьяявляется правильный

выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

Игра «Что это за профессия?» (слайд 13)

Учитель: За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их?

Вот сейчас мы это и проверим.

Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.

1. Логист - ...

а) занимается логикой;

б) специалист по управлению транспортировкой продукции;

в) организует конференции и научные саммиты.

Комментарий.Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия

приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и

курсы специализации.

2. Веб- мастер - ...

а) работает на компьютере;

б) разрабатывает программы;

в) разрабатывает проекты сайтов.

Комментарий.Веб- мастер - разрабатывает проекты сайтов.

В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем

упадет, но веб- мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным

технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.

3. Маркетолог - ...

а) работает на рынке ценных бумаг;

б) тот, кто изучает рынок;

в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Комментарий. Маркетолог - тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий.

Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его

результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-