Как закрыть некоммерческую организацию. Этапы ликвидации некоммерческой организации

Ликвидация некоммерческой организации - пошаговая инструкция 2018 – 2019 года, которой посвящена наша статья. Мы расскажем обо всех основных действиях при ликвидации и особенностях, предусмотренных для НКО. Они касаются имущественных вопросов.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО в 2018 - 2019 году

Общие положения о ликвидации НКО

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

  • налоговых;
  • трудовых и т. д.

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:

  1. Принятие решения о ликвидации оформляется в виде протокола общего собрания участников (учредителей). Целесообразно включить в этот же протокол пункт об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора, п. 4 ст. 62 ГК РФ). Подробности — в статье «Ликвидационная комиссия - формирование, состав, полномочия» .
  2. В течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется территориальный орган Минюста РФ (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ, уведомление по ф. P15001, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее — приказ № ММВ-7-6/25@). Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим. В этот же орган представляется уведомление по ф. P15002 о создании ликвидационной комиссии или избрании ликвидатора.
  3. Сообщение о ликвидации публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Направляются письменные уведомления кредиторам, определенным по данным бухучета.
  4. Утверждается промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ), который представляется с уведомлением по ф. Р15003.
  5. Проводятся расчеты с кредиторами, формируется ЛБ (пп. 4, 6 ст. 63, ст. 64 ГК РФ). В Пенсионный фонд представляются сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.
  6. В Минюст подается заявление по ф. Р16001 для внесения записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ.

Особенности ликвидации НКО отдельных видов

Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:

  • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2018 по делу № 2-1124/18).
  • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл. 27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см. апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 по делу № 33-28666/2016).

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.

Полномочие

Срок осуществления

Уведомление Минюста об избрании ликвидатора

После ее создания

П. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Публикация объявления о начале процедуры

После направления уведомления о ликвидации

П. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Управление делами НКО, выступление от ее имени в суде

В период от назначения до завершения процедуры или возбуждения дела о банкротстве

П. 4 ст. 62, п. 7 ст. 63 ГК РФ

Выявление и уведомление кредиторов в индивидуальном порядке

По истечении 2 месяцев после публикации

Получение дебиторской задолженности

П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Подготовка промежуточного ЛБ, его представление в Минюст

Не ранее обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ

П. 3 ст. 19 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Проведение расчетов с кредиторами

П. 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, пп. 4, 5 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Исполнение налоговых обязательств

П. 1 ст. 49 НК РФ

Обращение с заявлением о банкротстве, уведомление кредиторов о банкротстве

При недостаточности имущества

Пп. 3, 4 ст. 63 ГК РФ

Подготовка ЛБ и его представление с заявлением по ф. 16001 в Минюст

П. 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ, ст. 21 закона № 129-ФЗ, прил. 9 к приказу № ММВ-7-6/25@

В отношениях с третьими лицами ликвидатор действует на основании решения (протокола) о его избрании.

Участники (учредители) обязаны:

  • В 3-дневный срок сообщить о принятом решении (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ).
  • Утверждать ЛБ (пп. 3, 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ). При уклонении от этого ликвидатор вправе обратиться в суд (см. решение Снежинского горсуда Челябинской обл. от 21.09.2017 по делу № 2а-482/2017).

Решения при недостаточности средств ликвидируемой НКО

Очередность погашения долгов определяется ст. 64 ГК РФ. Также в ГК РФ есть указание о том, что при отсутствии средств у НКО затраты по процедуре несут солидарно участники или учредители (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

При установлении нехватки средств ликвидационная комиссия уполномочена распродавать имущество НКО, руководствуясь при этом процедурой, установленной для исполнения судебных решений (п. 4 ст. 19 закона № 7-ФЗ). Однако вырученных средств также может не хватить.

Возникает вопрос: как поступить в этом случае?

Существует общее правило, предусматривающее отдельную имущественную ответственность юрлица и его учредителей без возможности возложения ее друг на друга (п. 2 ст. 56 ГК РФ). Однако для некоторых НКО сделаны исключения и установлена дополнительная ответственность учредителей:

  • для потребкооператива — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциации или союза — согласно уставу (п. 4 ст. 11 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);
  • частного, казенного учреждения — всегда (п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ), бюджетного, автономного — по требованиям физлиц, вытекающим из деликта (пп. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Предъявление требований в порядке применения субсидиарной ответственности относится к полномочиям кредиторов, но не ликвидатора (см. п. 7 ст. 63 ГК РФ, статью «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?»). Ликвидатор вправе только инициировать банкротство.

Распределение имущества НКО после ликвидации

Общее правило, действующее при распределении остатков имущества НКО после завершения расчетов, установлено п. 8 ст. 63 ГК РФ: они должны быть направлены на уставные или благотворительные цели. Правило, предусмотренное ст. 20 закона № 7, гласит, что при невозможности направления на уставные цели средства должны быть обращены в доход государства.

Для некоторых НКО существуют изъятия из общего порядка:

  1. Общественная организация. Оставшиеся после погашения требований средства направляются на уставные цели, а при их отсутствии — на цели, которые будут определены общим собранием или конференцией участников общественной организации. В спорных случаях цели определяются решением суда. Принятое решение подлежит опубликованию ликвидационной комиссией. В случае ликвидации по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, оно обращается в собственность РФ (ст. 26 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
  2. Некоммерческое партнерство. Оставшиеся средства распределяются между членами в размере имущественных взносов. Остаток направляется на уставные цели (п. 2 ст. 20 закона № 7-ФЗ, данное правило не распространяется на иные ассоциации и союзы, к числу которых (как отдельный вид) относится некоммерческое партнерство согласно подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ).
  3. Учреждение. Оставшееся имущество передается собственнику (пп. 3, 4 ст. 20 закона № 7-ФЗ).

Полное распределение имущества должно быть проведено до завершения процедуры путем регистрации ликвидации. При наличии между участниками спорных вопросов о вещи она продается ликвидатором с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Порядок регистрации ликвидации НКО

Завершая процедуру, ликвидатор обязан представить в Минюст:

  • заявление по ф. 16001, подпись в котором должна быть заверена нотариусом;
  • квитанцию или платежное поручение, подтверждающее оплату госпошлины в размере 400 руб. (подп. 1, 3 п. 1 ст. 333 НК РФ);
  • подтверждение подачи в ПФ РФ сведений пенсионного учета (согласно п. 3 ст. 11 закона «Об индивидуальном учете…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ представляются в течение 1 месяца после утверждения промежуточного ЛБ) и информации о допвзносах, перечисленных в соответствии с законом «О дополнительных страховых взносах…» от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

Существует также вариант запроса этого документа по системе межведомственного взаимодействия в случае непредставления заявителем. В любом случае данная обязанность должна быть исполнена до обращения с заявлением.

Административный регламент Минюста РФ, утв. приказом от 30.12.2011 № 455 (далее — Адмрегламент), предусматривает для процедур регистрации единый срок в 33 дня для общественной организации и 17 рабочих дней для иных НКО (п. 22 Адмрегламента), не включая срок для регистрации ФНС РФ (5 рабочих дней, ст. 8 закона № 129-ФЗ). Порядок взаимодействия Минюста и ФНС РФ утв. приказом Минюста РФ от 12.11.2010 № 343.

Отказ в приеме документов не допускается (п. 47 Адмрегламента), однако возможен отказ в предоставлении госуслуги по регистрации ликвидации в случае, если решение принято неуполномоченным органом и по др. основаниям, предусмотренным ст. 23 закона № 129-ФЗ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Таким образом, добровольная ликвидация НКО проводится на основании решения ее учредителей (участников). Основные действия при проведении процедуры (публикация, расчеты, распродажа имущества, представление документов и др.) возлагаются на избранного участниками ликвидатора.

При недостатке имущества он обязан инициировать банкротство. Оставшееся после ликвидации имущество, как правило, не распределяется между участниками, а направляется на уставные или благотворительные цели, если иное не предусмотрено специальными нормами.

Ликвидация некоммерческой организации представляет собой процесс прекращения её существования без права передачи права собственности третьим лицам. При этом вносятся изменения в ЕГРЮЛ, а объект прекращает свое существование в качестве юридического лица.

О том, какими нормативами регулируется ликвидация НКО и каков порядок проведения процедуры, мы сегодня и поговорим.

Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц регулируется статьями 7 и 82 ФЗ «О некоммерческих организациях». Их ликвидация проводится в установленном порядке по Гражданскому Кодексу (статья 50).

Так как некоммерческие организации приравниваются к юридическим лицам, то прекращение их существования признается только после внесения изменений в ЕГРЮЛ. До этого момента организация считается действующей, её работа регулируется законодательными актами.

Возможные причины

Согласно законодательным нормативам, основанием для инициализации прекращения деятельности могут выступать следующие факторы:

  • добровольное решение юридического лица (или уполномоченной на то личности с предоставленными ей полномочиями);
  • решение суда о ликвидации недействующих некоммерческих организаций;
  • банкротство (могут инициировать при накоплении долговых обязательств).

Необходимая документация

Для инициализации процесса ликвидации потребуется протокол собрания НКО, где и было принято решение о прекращении существования организации. Подписывают его все управляющие, после чего протокол закрепляется подписью секретаря (если таковой присутствовал на собрании).

Основные требования к протоколу собрания НКО о ее ликвидации следующие:

  • указаны место и дата проведения собрания;
  • есть содержательная часть протокола, где и указаны рассматриваемые вопросы;
  • есть приложение к протоколу (где отражаются результаты голосования, а также перечень всех тех, кто присутствовал в зале);
  • документ подписан всеми членами руководящего состава.

Только после этого отправляется уведомление о принятии решения в ФНС – именно этот орган уполномочен вносить изменения в ЕГРЮЛ и прекращать деятельность юридического лица.

Порядок ликвидации НКО: пошаговая инструкция

Порядок действий при ликвидации НКО включает следующие шаги:

  1. Принятие решения на общем собрании.
  2. Уведомление ФНО о прекращении деятельности. Для этого подается документ по форме РН0005, к нему прикрепляют копию протокола собрания вместе с результатами голосования.
  3. Оповещение кредиторов и должников о ликвидации организации. Все имущественные претензии принимаются в течение последующих 2-х месяцев.
  4. Ликвидация автономной некоммерческой организации с последующим созданием ликвидационного баланса – он будет использоваться для заключительных финансовых расчетов с должниками и кредиторами.
  5. Расторжение всех договоров, в том числе с сотрудниками, как того требует Трудовой Кодекс РФ.
  6. Составление окончательного ликвидационного баланса, получение извещения от налоговой (об окончании процесса ликвидации).
  7. Подача сводки о ликвидационном балансе в ФНС, после чего вносятся окончательные сведения в ЕГРЮЛ.

Все оставшиеся финансовые средства после прекращения деятельности распределяются между участниками, прописанными в уставе организации. Это допускается только при отсутствии имущественных претензий и активных рассматриваемых в судовом порядке дел.

Порядок использования имущества

Имущество частного учреждения, оставшееся после ликвидации некоммерческой организации, должно быть направлено на выполнение уставных целей, то есть распределено между дольщиками уставного капитала ранее существовавшей организации. Если по каким-то причинам выполнение этого обязательства невозможно, то имущество передается в обиход государству (оно, в свою очередь, направляет его на благотворительные цели). Все это указано в 8 пункте статьи 63 ГК РФ.

Стоимость

Госпошлина за начало процесса ликвидации НКО составляет 800 рублей. Не взимается эта сумма только в тех случаях, когда прекращение деятельности было вызвано банкротством юридического лица.

Сроки

Внесение изменений в ЕГРЮЛ после получения всего пакета документов от НКО выполняется в течение 5 рабочих дней. В течение следующего дня подготавливается справка для УФРС по СК, которая выдается заявителю в качестве подтверждения, что организация полностью прекратила свою деятельность. В последующие 3 дня справка передается ответственному лицу, стоявшему за регистрацией процесса ликвидации.

Указанные выше сроки не регулируются только в том случае, если прекращение деятельности некоммерческой организации инициализировано в судебном порядке. При таком раскладе внесение изменений в ЕГРЮЛ производится после полного прекращения судебного процесса.

Судебная практика

В течение 2 месяцев с момента получения извещения ФНС ведется прием имущественных претензий со стороны кредиторов и должников. Если есть спорные моменты, они рассматриваются в судебном порядке, а завершение ликвидации осуществляется только после решения всех споров и исполнения обязательств.

Вопрос-ответ

Нарушение нормативов процесса ликвидации влечет за собой не только отказ во внесении изменений в ЕГРЮЛ, но и наложение штрафов, санкций. Поэтому все неясные моменты лучше уточнять заблаговременно.

Где найти решение суда о ликвидации некоммерческой организации?

Получить копию решения суда о ликвидации НКО можно только лично непосредственно в представительстве суда. Для обращения потребуется паспорт, так как копия выдается только причастным к деятельности организации лицам (фигурантам дела).

Информация о прекращении деятельности НКО также публикуется в СМИ (согласно законным нормативам), без этого завершить ликвидацию не получится.

Кто может быть ликвидатором при ликвидации НКО?

Ликвидатором может выступать абсолютно любое лицо, полномочия для которого были установлены общим решением собрания руководителей некоммерческой организации. Естественно, в некоторых случаях такие полномочия берут на себя судебные исполнительные органы.