Как снимать рассвет. Как снимать рассветы и закаты

В этой статье вы получите несколько проверенных советов для планирования и реализации портретной фотосессии на закате. Узнайте, как делать фотографии, которые понравятся вам и вашим клиентам.

Планируйте фотосессию на закате заранее

Многие фотографы чувствуют себя растерянными, когда начинают снимать портреты, будь то профессионально или для развлечения.

Где мне следует снимать? Как должны позировать люди? Какой объектив выбрать? Какие настройки использовать? Когда мне следует подойти ближе или отойти подальше? Что я должен сказать, чтобы вызвать сильные эмоции?

План придаст вам уверенность и поможет смягчить давление принятия решений. Он не является ограничением, ведь часто лучшие снимки спонтанные, а скорее даст вам уверенность и направление, которому можно следовать, когда вы не чувствуете вдохновения.

Вот наш приблизительный план для съемок на закате, будь то помолвка, часть свадьбы, семейные портреты, фотосессия материнства или новорожденных на открытом воздухе. Портретная фотосессия всегда планируется примерно за час до захода солнца.

Этот план имеет двойную цель – он не только поможет вам чувствовать себя более уверенно, но также поможет максимально использовать местность и закатное освещение.


Шаг первый: придите заранее, чтобы разведать местность

Планируйте прибыть на место на 20-30 минут раньше, чтобы осмотреть новую местность. Вы никогда не знаете, какие удивительные тропы или поляны могут быть поблизости, поэтому стоит потратить на это время и разведать. Также хорошо прибыть раньше ваших клиентов, чтобы они почувствовали, что вы ждете их и рады их прибытию.

Шаг второй : оцените местоположение

Начните оценивать местоположение, используя следующие вопросы:

Где находятся красивые затененные участки, с которых можно начать? Начинать стоит именно с тенистых уголков, так как солнце все еще яркое.

Где самая высокая точка местности? Если вы находитесь на холмистой местности, то сможете запечатлеть финальные моменты заката и максимально использовать золотой свет.

Где самое впечатляющее место для заката? Здесь будет ваша завершающая сцена – она должна быть в самом конце маршрута.

Ответив на эти вопросы, вы приблизительно можете составить маршрут. А это означает, что вы всегда будете знать направление и вести своих клиентов по местности с уверенностью.


Шаг третий: съемка в лучшем свете

Чтобы абсолютно максимально использовать закатное освещение, вы можете следовать такому же плану на каждой съемке (в таком порядке):

  • Съемка в тени
  • Снимки с рассеянным светом
  • Силуэтные снимки
  • Снимки на закате
  • Снимки в сумерках

Давайте применим этот план на практике, предполагая закат в 18.00 (в вашем случае это скорее всего будет другое время, но интервалы будут совпадать):

16:40 – прибытие, осмотр местности и оценка местоположения.

16:00 – прибывает ваш клиент и получает краткую информацию о том, как весело вы проведете время!

17:10 – Съемка в тени

Непосредственно переходите к съемке в красивом затененном месте, которое вы нашли заранее. Мы любим делать вот такие обычные снимки, как эти, так как зачастую клиенты предпочитают именно их. Сберегите более впечатляющее освещение для пейзажных фотографий.



17:25 – Съемка с рассеянным светом

Затем вы можете переместиться в другое место, чтобы задействовать солнце в снимках, но вы можете рассеять его с помощью деревьев. Вот такие фотографии:



17:40 – Съемка силуэтов

Примерно за 10-20 минут до заката можно попробовать силуэт. Поскольку силуэт требует снимать под очень низким углом, вы не сможете сопоставить высоту солнца с ногами клиентов, если будете ждать.




17:50 – Съемка на закате

На этом этапе свет станет золотым, поэтому вам нужно быть на последней локации. Сделайте все возможное, чтобы максимально использовать этот красивый мягкий свет – вы даже можете разместить своих клиентов на открытом пространстве, если знаете, как управлять солнечными бликами. В это время мы стараемся сделать множество фотографий – пейзаж, портреты по пояс, крупный план. Таким образом можно создавать сет для украшения стен, где фотографии имеют одинаковый окрас заката.




1 8 :00 – Съемка в сумерках

Солнце село, но у вас еще есть великолепное окно в 15 минут, когда вы можете запечатлеть красивые цвета сумерек. Поскольку солнце больше не источает яркий свет, теперь вы можете использовать всю местность целиком! Участки, ранее освещенные ярким солнцем, теперь находятся в мягком свете сумерек.




1 8 :10 – Готово !

Этот план разработан для того, чтобы дать вам некую структуру, если вам не хватает уверенности и направления в портретных фотосессиях на закате. Он поможет вам получить максимум от солнечного света и эффективно управлять временем во время съемки. Конечно, будучи фотографами, мы креативны, и нарушение правил всегда прекрасно, если вы уверенны в себе.


Самые удачные кадры, как скажет большинство фотографов, получаются на закате и рассвете. Мы взяли на вооружение опыт профессиональных фотографов-пейзажистов и собрали все их рекомендации по съемке на закате в одну Магистратуру Nikon. Итак, сегодня вам помогут раз и навсегда научиться ловить последние (или первые) солнечные лучи фотографы Влад Соколовский, Станислав Савин, Сергей Рыжков, Александр Атоян, Вадим Малышев и Евгений Жмак.

И, как обычно, объявляем конкурс в рамках Магистратуры: ждем ваши самые лучшие закаты и рассветы в комментариях! Наши эксперты выберут победителя, и мы подарим ему фирменные призы от Nikon! Также будем рады увидеть в комментариях ваши дополнения к советам.

Напоминаем, что от одного участника мы ждем до 7 фото с указанием используемой при съемке техники. На конкурс принимаются работы, снятые на Nikon. И не забывайте добавлять нас в друзья !

Ни для кого не секрет, что утренние и вечерние часы (так называемое «режимное время», «golden hour») наиболее удачны для пейзажной съемки. И, на самом деле, нет нужды пытаться снять красивый пейзаж в совершенно не режимное время (если, конечно, у вас нет определенной творческой задумки или же погода все-таки благоприятствует этому).

«Золотой час» - это промежуток времени в первый час после восхода солнца и в последний час перед его заходом. В это время небо еще имеет красивый красновато-золотой оттенок (вследствие чего и появилось название этого времени съемки).
Чем ближе солнце к горизонту, тем мягче и рассеяннее свет; меньшая вероятность получить недо- или переэкспонированный кадр; при правильно выбранной точке съемки менее контрастные, но длинные тени придают кадрам дополнительный объем и выгодно подчеркивают рельеф.

Осенью, когда солнце поднимается относительно невысоко над горизонтом, этот период несколько увеличивается, что дает дополнительное время и шансы сделать удачный кадр.

Мне больше нравится съемка на закате: на рассвете солнце все-таки встает достаточно быстро, а вот на закате оно садится медленнее, и к тому же есть шанс застать последний фееричный “пых”.

Но, помимо возможностей увидеть красивый закат или рассвет, наша задача состоит в том, чтобы успеть его запечатлеть. И есть небольшие, но, на мой взгляд, полезные рекомендации на этот счет. Постараюсь перечислить их по максимуму.

1. Для определения времени, наиболее удачного для съемки в вашем регионе, можно воспользоваться сайтом http://www.golden-hour.com , http://www.timeanddate.com/sun или же схожим приложением для мобильных устройств. К сожалению, ни один ресурс вам достоверно не подскажет, будет ли в этот день красивый закат или рассвет. Это своего рода лотерея.

2. Зачастую утром воздух более чист и прозрачен, нежели вечером (понятно, что природные явления типа тумана не в счет). К вечеру в атмосфере может появиться дымка, по разным причинам.

3. Необходимо заранее приехать на точку съемки, если вы не досконально знаете местность. Когда солнце начнет всходить или заходить, поздно будет метаться в поисках удачного ракурса. Если есть возможность - попытаться ознакомиться с предполагаемым местом съемки по чужим кадрам.

Иногда время самого удачного света исчисляется несколькими минутами! И к этому моменту вы твердо должны знать, откуда можно сделать наиболее удачный снимок. Ну а если у вас на примете имеется несколько удачных, на ваш взгляд, ракурсов - придется даже побегать:)

Но если вы уверены, что выбрали наиболее выгодный ракурс, - стойте до конца! Во-первых, постоянно будет меняться свет, температура, сочетания облаков и прочее. И в итоге могут получиться совершенно различные вариации снимков. А во-вторых, уже после того, как вам кажется, что уже все, света больше не будет, может случиться последний «пых». На очень короткое время солнце освещает небо, свет от неба падает на землю. Иногда это выглядит просто фантастически. К сожалению, я в своей жизни пропустил два таких момента. Оба они произошли в Закарпатье.

4. Очень важна техническая часть: съемка в RAW, знание различных настроек камеры и умение быстро изменить баланс белого (я снимаю всегда с ручной настройкой ББ через LiveView), использование режима съемки с брекетингом (ни для кого не секрет, что даже на рассвете или закате все равно существует достаточно сильный перепад яркости в снимаемой сцене). Помимо эксповилки, очень пригодятся при контровом свете градиентные нейтрально-серые фильтры (главное - не переборщить с их плотностью). И, конечно же, штатив. На закате света будет становиться все меньше, выдержки удлиняются, ну и для съемки с эксповилкой он просто необходим. На рассвете вы начнете съемку с достаточно длинных выдержек, где также необходим штатив. Без него вам придется «задирать» ISO, что в конечном итоге плохо скажется на качестве изображения.

6. Ярко выраженные лучи появляются по мере зажатия диафрагмы. Чем больше диафрагменное число, тем сильнее видны лучи. Но не стоит забывать о таком понятии, как дифракция. Все должно быть в меру. Количество лучей у солнца равно количеству лепестков диафрагмы объектива (если у объектива их парное количество). Если у объектива непарное количество лепестков диафрагмы, количество лучей умножается на два.

7. Если вы снимаете закат или рассвет в достаточно труднодоступном месте (например, на возвышенности), откуда (или куда) вам надо будет дойти обратно до машины/лагеря, не поленитесь заранее позаботиться об одежде и иметь с собой фонарик. На самом деле, фонарик - вещь очень полезная, а временами просто необходимая. Передвигаться без него в сумерках по горной тропе, пусть даже и несложной, весьма проблематично.

И немного примеров с краткими пояснениями и параметрами съемки.


Соловецкие острова, вечер.
Тот самый случай, когда был действительно удачный для съемки свет. Очень мягкий, теплый. Удалось снять и фронтальный ракурс Соловецкого монастыря, и его же с обратной стороны в контровом свете с часто меняющимися оттенками неба.
Диафрагма: f/8
Выдержка: 30
ISO: 400
Фокусное расстояние: 26 mm
Камера: Nikon D610


Диафрагма: f/10
Выдержка: 30
ISO: 560
Фокусное расстояние: 29 mm
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S VR NIKKOR 16-35mm f/4G ED
Нейтрально-серый фильтр ND1000x


И это же место через непродолжительное время (к разговору про смену оттенков).
Диафрагма: f/8
Выдержка: 61
ISO: 560
Фокусное расстояние: 29 mm
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S VR NIKKOR 16-35mm f/4G ED
Нейтрально-серый фильтр ND1000x


Южная Чехия, съемка на закате. Тени выгодно подчеркивают рельеф местности, мягкий свет помогает выделить отдельные участки кадра. И все вместе придает объем и зрелищность. Ну, а третий снимок - именно мягкий закатный свет помог на стадии съемки тонально разграничить верхнюю и нижнюю части кадра.
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/400
ISO: 400
Фокусное расстояние: 220 mm
Камера: Nikon D610


Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/400
ISO: 400
Фокусное расстояние: 360 mm
Камера: Nikon D610


Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/125
ISO: 400
Фокусное расстояние: 320 mm
Камера: Nikon D610


Про последний «пых». Был вечер как вечер, вялотекущий, с совершенно невзрачным небом. Солнце уже зашло за гору, я, не питая большой надежды, но для очистки совести задержался на пирсе. И внезапно небо начало разгораться. Успел сделать всего несколько кадров на длинной выдержке. Кстати, на скалы «Три сестры», «Верблюд» и «Черепаха», которые обычно тут снимают, свет, к сожалению, так и не попал, и небо за ними по-прежнему оставалось «лысым».
Диафрагма: f/9
Выдержка: 110
ISO: 400
Фокусное расстояние: 16 mm
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S VR NIKKOR 16-35mm f/4G ED
Нейтрально-серый фильтр ND1000x


Карпаты, Горганский хребет.
Диафрагма: f/10
Выдержка: 30
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10 mm
Камера: Nikon D7000


Высокие Татры. Место было известно, точка съемки тоже. Оставалось ждать и надеяться.
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/15
ISO: 200
Фокусное расстояние: 24 mm
Камера: Nikon D610
Объектив: 24-120mm f/4G ED VR AF-S NIKKOR


Беларусь. Использование градиентного нейтрально-серого фильтра помогло сгладить перепад яркости и приглушить солнце. Ну и расположенное перед солнцем дерево также в какой-то мере положительно сказалось на отсутствии засветки.
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/125
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10 mm
Камера: Nikon D90


Канака. Пример использования брекетинга при съемке.
Диафрагма: f/8
Выдержка: 0.6
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10 mm
Камера: Nikon D90
Градиентный серый фильтр 4х


Кабаний перевал. Приехали на совершенно незнакомое место съемки специально вечером, что позволило заранее присмотреться к ракурсам.
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/15
ISO: 100
Фокусное расстояние: 11 mm
Камера: Nikon D90
Градиентный серый фильтр 4х
Градиентный нейтрально-серый фильтр 4х + эксповилка из трех кадров

Станислав Савин ( sav_in ):

Закат - любимое время съёмки для большинства фотографов. Будь то пейзажист или фотограф-портретист - тёплый закатный свет привносит волшебное настроение в любой кадр.

1. Многие фотографы, особенно начинающие, боятся снимать против солнца. Связано это с тем, что закатное солнце, направленное в объектив, неизбежно даёт блики, снижая контраст и ухудшая техническое качество изображения. Но лично для меня солнце в объективе – вовсе не враг, а скорее, наоборот, дополнительное средство выразительности, которое можно эффектно использовать. Более того, порой я специально стараюсь усилить блики. В некоторых изображениях они помогают добавить воздуха в кадр и естественности.


Камера: Nikon D800


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

2. Усилить блики, как правило, помогает градиентный светофильтр, который, помимо своей основной цели - затемнения неба, дает возможность добавить в кадр блики, в силу наличия царапинок на своей поверхности, которые неминуемо образуются в процессе его использования и начинают преломлять солнечные лучи. Интересного эффекта можно добиться, если немного брызнуть водой на фильтр.

Но гораздо чаще мы хотим получить «чистую» фотографию, без лишних бликов. В таком случае эффективным приёмом будет закрыть солнце каким-либо объектом, чтобы минимизировать преломление света в линзе объектива.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

3. Блики солнца и умение их художественно использовать - это хорошо. Но никогда не забывайте постоянно крутить головой в поисках лучшего ракурса и сюжета. Порой самое интересное может разворачиваться именно за вашей спиной! Удачи и творческих успехов! :)


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

Редкий пейзажный фотограф не стремится в своих работах отразить чарующую магию закатного света. Заход солнца может преобразить любой ландшафт и окрасить небосвод в невероятные цвета. Но запечатлеть это прекрасное явление с помощью фотокамеры не всегда просто. Некоторыми приемами, которыми я пользуюсь как при съемке, так и при обработке изображений, я делюсь ниже.

1. Техника и параметры съемки

В любом жанре используемое оборудование играет важную, но не исключительную роль. Самая профессиональная камера не создает сама по себе хорошие кадры. Это под силу лишь самому фотографу, а оборудование помогает ему достичь технически качественного результата. Сегодня зеркальные камеры даже любительского уровня обладают весьма широкими возможностями, поэтому новичку не имеет смысла гнаться за топовыми моделями камеры. А вот без хорошего устойчивого штатива трудно себе представить пейзажную съемку. Я всегда использую минимальные значения ISO, средние значения диафрагмы и ручную фокусировку. Качество фотографии - обязательно RAW.


Диафрагма: f/9
Брекетинг выдержки. Для неба: 1/320. Для земли: 1/80
ISO: 200
Фокусное расстояние: 35 mm
Камера: Nikon D7100

2. Погода и состояние природы

Можно в совершенстве владеть всеми техническими приемами и самым лучшим оборудованием, но это ровным счетом ничего не даст, если нет хорошего света и сюжета. Чтобы снять хороший закат, порой необходимо запастись терпением и быть готовым потрудиться. Никогда не лишним будет смотреть прогноз погоды перед планированием своего путешествия. Но я обожаю природу главным образом за то, что она до конца не предсказуема, никогда не знаешь наверняка, что тебя ждет на съемке. Когда природа преподносит неожиданный сюрприз, важно успеть его запечатлеть и постараться передать атмосферу этого момента. Было сложно снимать приведенную ниже панораму: свет менялся буквально каждую секунду, а облака неслись над самой головой. Был риск, что кадры попросту не смогут сшиться из-за слишком динамичного неба и света. К тому же меня поливал несильный дождь, поэтому нелишним будет всегда иметь при себе сухие салфетки для протирания линзы от капель.


Панорама из 4 вертикальных кадров
Диафрагма: f/14

ISO: 100
Фокусное расстояние: 17 mm
Камера: Nikon D800

3. Контровой свет

Конечно же, в первую очередь хочется запечатлеть уходящее солнце и ту палитру красок, которая разливается по закатному небу. Тут фотограф сталкивается с проблемой узкого динамического диапазона (соотношение между максимальной и минимальной измеримой интенсивностью света), которым обладают фотокамеры. Поэтому я почти всегда снимаю с брекетингом выдержки, то есть делаю несколько кадров с определенным значением поправки эскпозиции. Чаще всего мне хватает двух кадров - одного для земли, а второго для неба. Затем оба кадра подвергаются дополнительной коррекции в Adobe Camera RAW.

Второй проблемой при съемке против света является наличие солнечных бликов или, как их называют, «зайчиков». Чем дешевле оптика, тем эта проблема значительней. При наличии бликов я делаю дополнительный кадр, закрыв солнце рукой, использую его для устранения бликов на основном кадре. Делаю так, потому что часто не удается качественно убрать блики в графическом редакторе.


Диафрагма: f/14
Брекетинг выдержки. Для неба: 1/8. Для земли: 1/1.6
ISO: 100
Фокусное расстояние: 17 mm
Камера: Nikon D800

4. Вертикальная панорама

При съемке не стоит забывать про динамический передний план, который к тому же прекрасно выглядит в лучах заходящего солнца. Для этого я часто прибегаю к съемке так называемых «верторам». Для их создания использую два или три горизонтальных кадра, которые затем сшиваю в один снимок, приближенный по формату к квадрату.



Диафрагма: f/13
Брекетинг выдержки. Для неба: 1/40. Для земли: 1/5
ISO: 200
Фокусное расстояние: 17 mm
Камера: Nikon D800

5. Не упускать шанс

Я стараюсь идти на съемку, если есть хоть малейшая надежда на просвет среди густых туч. Если набраться терпения и собрать все мужество в кулак, порой можно получить интересный результат:)


Панорама из 7 вертикальных кадров
Диафрагма: f/11
Брекетинг выдержки. Для неба: 1/20. Для земли: 1/2.5
ISO: 100
Фокусное расстояние: 16 mm
Камера: Nikon D7100

6. Телеобъектив

Для пейзажной съемки чаще всего используется широкоугольный объектив. Но если вы хотите подчеркнуть формы и линии ландшафта, то без длиннофокусного объектива не обойтись. Незаменим он и при съемке солнечного диска, который вот-вот скроется за горизонтом.


Диафрагма: f/14
Выдержка: 1/10
ISO: 100
Фокусное расстояние: 70 mm
Камера: Nikon D800

7. Сумерки

Не стоит прятать камеру сразу после того как солнце скрылось. Еще некоторое время его лучи будут окрашивать облака в яркие цвета. И когда вам покажется, что уже все стихло и слишком темно, попробуйте сделать несколько кадров на длинных выдержках. Сумерки - прекрасное время для съемок, и камера способна хорошо передать едва уловимое для человеческого глаза зарево на горизонте и его отблески на земле.


Панорама из 2 горизонтальных кадров
Диафрагма: f/8
Брекетинг выдержки. Для неба: 10. Для земли: 30
ISO: 400
Фокусное расстояние: 17 mm
Камера: Nikon D800

1. Заранее выбрать место съемки

Этот совет, наверное, самый распространенный, но от этого не менее верный. Течение заката стремительно, как и игра вечерних красок, не стоит терять эти минуты на поиск удобной точки съемки и подходов к ней. Заранее определитесь с точкой съемки, сориентировавшись по сторонам света. Сейчас существует множество приложений, позволяющих вам определить время и направление заката. Приходить следует немного заранее.


Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/320
ISO: 200
Камера: Nikon D810


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1250
ISO: 320
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED

2. Смотреть по сторонам

Не всегда именно сам вид заходящего солнца является единственно достойным для съемки. В это режимное время пейзаж вокруг залит мягким теплым светом с длинными тенями, подчеркивающими рельеф. Осмотритесь по сторонам - возможно, прямо позади вас прекрасный сюжет.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1250
ISO: 320
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED


Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/100
ISO: 200
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G

3. Плохая погода может подарить уникальные краски и фактуру

Если на улице дождь, это еще не повод отчаиваться. Нередки случаи, когда именно на закате или перед ним дождь стихает, а разрывы облаков создают фантастические картины в окрашенном в закатные тона небе. Будьте всегда наготове.


Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/100
ISO: 640
Камера: Nikon D700


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/500
ISO: 320
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED

4. Панорамы на закате с блокировкой экспозиции

При съемке заката методом панорамы стоит понимать, насколько различно будут освещены разные участки сцены. Для того чтобы сборка прошла успешно и ваша фотография выглядела естественно, пользуйтесь кнопкой блокировки экспозиции и фокуса. Определитесь с главным объектом съемки, проведите измерения по нему, а затем, заблокировав фокус и не меняя настроек, снимите все части панорамы.


Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/320
ISO: 200
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED

5. Установка температуры вручную

Часто камера не распознает автоматически необходимую температуру света при съемках заката, не забудьте внести коррективы: как во время съемки, так и при цифровой «проявке» кадра в конвертере. Для сохранения большей свободы манипуляции и передачи всех нюансов световых переходов снимайте в nef с максимально возможной глубиной цвета.


Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/200
ISO: 160
Камера: Nikon D800
Объектив: AF Zoom-NIKKOR 80-200mm f/2.8D ED

Планы в закатных сценах имеют существенные различия по освещенности. Чтобы компенсировать провалы в тенях, используйте съемку с брекетингом или ручной эксповилкой при съемке со штатива, а затем объедините снимок в HDR.


Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/400
ISO: 500
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED

7. Фильтры

Для съемки закатного пейзажа от фильтров чаще всего приходится избавляться. Верный пейзажный помощник, поляризационный фильтр, в данном случае никак не помогает и лишь съедает часть светового потока, притеняя картинку. Снимите с объектива все лишнее. Пожалуй, лишь градиентный фильтр может найти применение для выравнивания перепада освещенности между небом и землей.


Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/100
ISO: 640
Камера: Nikon D700
Объектив: AF NIKKOR 50mm f/1.8D
Нейтральный градиентный фильтр


Съемка с брекетингом
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/100
ISO: 400
Камера: Nikon D700
Объектив: AF NIKKOR 50mm f/1.8D

8. Стоит немного подождать

Не спешите уходить, как только солнце село за линию горизонта. Особенно если на небе множество разнообразных облаков. Существует вероятность, что именно сейчас они загорятся красно-золотыми красками, а все небо зальет алым цветом с характерными темными силуэтами переднего плана.


Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/400
ISO: 500
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED


Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/500
ISO: 500
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1600
ISO: 200
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED

9. Съемка телеобъективом

Так случается, что удаленная часть закатного неба содержит в себе все для построения снимка. Съемка длиннофокусной оптикой позволяет сфокусировать все внимание на небольшом участке закатного неба. А также увеличить размер заходящего солнца.


Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/1250
ISO: 320
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED

Московский Кремль на рассвете, вид с Патриаршего моста. ISO200 50мм f/11 10с

Все мы много раз в жизни видели рассветы и закаты. Порой солнце робко подсвечивает лишь несколько отдельных облачков или полоску над горизонтом. Порой загорается всё небо от края до края, и сердце замирает от изумления. Каждый, кто пытался запечатлеть на свою камеру такие моменты, знает, насколько сложно передать всю красоту заката. В этой статье я попытался систематизировать знания, необходимые для успешной съёмки рассветов и закатов.

Фазы режимного времени

Сам по себе закат длится обычно всего несколько минут, и является частью так называемого «режимного времени», когда солнечный свет наиболее мягкий и благоприятный для съёмки сюжетов с естественным освещением. Рассмотрим основные фазы режимного времени. Для простоты я буду говорить только про закаты, для рассветов всё аналогично, только фазы режимного времени идут в обратном порядке.

Как известно, полуденный свет — белый, очень жёсткий (если рассматривать летнее время на средней широте). По мере того, как солнце приближается к горизонту, его лучи проходят всё большую толщу атмосферы, и свет постепенно становится теплее. Момент, когда свет существенно меняет свою температуру по сравнению с полуднем, можно считать началом режимного времени. Как правило, это примерно час до захода солнца. Это время хорошо подходит для съёмки сюжетов, в которых главный объект (например, горная вершина или здание) освещён со стороны. Свет ещё достаточно яркий, так что можно снимать с рук, если вы забыли прихватить с собой штатив.


Главное здание МГУ (Москва), освещённое со стороны мягким светом восходящего солнца. ISO100 12мм f/11 1/2.5с, панорама из 2 горизонтальных кадров

Далее свет становится всё теплее - сначала оранжевым, потом красным, а потом чёрным (когда солнце заходит за горизонт). Зайдя за горизонт, наше светило перестаёт освещать земные объекты, зато может очень эффектно подсветить облака. Это время для съёмки в контровом свете, когда камера направлена примерно туда, где зашло солнце. Света уже мало, с рук снимать ещё можно, но получить при этом резкий кадр достаточно сложно.


Здание РАН (Москва), съёмка в контровом свете незадолго до захода солнца за горизонт. ISO100 11мм f/8 1/20с

После заката, когда облака «гаснут», наступают сумерки. Обычно это время ничем не примечательно. Света совсем мало и выдержка может достигать десятков секунд (особенно при использовании фильтров), что делает невозможной съёмку с рук. Но не спешите сворачивать свою технику. Потому что иногда в сумерках начинается настоящее волшебство - вода в озере успокаивается, небо начинает тлеть фиолетовым светом, и кажется, что всё вокруг наполняется необыкновенным спокойствием и гармонией.


Вечерние сумерки на Среднемультинском озере, Алтай. 30-секундная выдержка позволила сгладить небольшую рябь на воде, сделав работу более спокойной. Цвета настоящие. ISO200 20мм f/8 30с, панорама из 2 горизонтальных кадров

Особенности съёмки в режимное время

Одной из основных проблем при съёмке в режимное время является нехватка света. Как следствие, при съёмке с рук многие кадры могут получаться нерезкими из-за «шевелёнки». Ситуация осложняется при использовании светофильтров (например, поляризационного или градиентного фильтров), которые могут увеличить необходимую выдержку в несколько раз. Единственное эффективное решение проблемы - использовать штатив. Если штатива нет, можно попробовать положить камеру на какую-нибудь твёрдую поверхность; например, так снята следующая панорама (здесь камера лежала на гранитной плите):


Панорама заката в Парке Победы (Москва), отражение в гранитной плите.

Основная проблема при съёмке закатов и рассветов - большой динамический диапазон (ДД) снимаемой сцены. ДД зависит от направление съёмки: максимальный в контровом свете (камера направлена на заходящее солнце) и минимальный в противоположном направлении. Современные зеркальные камеры, как правило, легко справляются с ДД сцены при съёмке сюжетов с боковым освещением. Но для этого вам нужно снимать в RAW и уметь точно выставлять экспозицию. Формат RAW хранит значительно больше информации (по сравнению с JPG, например) и позволяет в некоторой степени «вытянуть» небольшие пересветы и недосветы при обработке.

Ошибка в определении экспозиции может привести к потере информации и появлению на снимке серьёзных «недосветов» или «пересветов», даже при съёмке в RAW. Поэтому я рекомендую снимать в ручном режиме (M), чтобы избежать ошибок автоматики камеры.

В этом нет ничего сложного. Ставите камеру на штатив; выставляете минимальное значение ISO; выставляете такую диафрагму, чтобы хватало глубины резкости (как правило, f/5.6…f/11); выставляете выдержку по автоматике камеры. Даже в ручном режиме в зеркальных камерах работает автоматический экспозамер - загляните в видоискатель и вы увидите полоску с цифрами -3,2,1,0,1,2,3+, а над ней риску, — это и есть экспонометр (в вашей камере он может выглядеть по-другому):

Если риска над «0», то выставленная вами выдержка совпадает с той, что выбрала автоматика камеры. Если риска смещена в сторону отрицательных/положительных чисел, то камера считает, что выдержка слишком короткая/длинная соответственно. Вначале выставляете выдержку таким образом, чтобы риска была над «0». Затем делаете тестовый кадр и смотрите на его гистограмму. Если гистограмма сильно смещена влево, то увеличиваете выдержку, если вправо - то уменьшаете. Делаете следующий тестовый кадр и снова смотрите на гистограмму. И так до тех пор, пока вы не получите кадр с хорошей гистограммой, без пересветов и недосветов. Более подробно о гистограмме можно почитать, например, .

Не забывайте следить за гистограммой отдельных каналов! При съёмке в режимное время может быть пересвет (клиппинг) в отдельных каналах при отсутствии пересветов по яркости. Это приводит к искажению цветопередачи. При съёмке закатов/рассветов часто бывает клиппинг в красном канале, в сумерках – в синем канале.


Пример клиппинга в красном канале при незначительном общем пересвете

Съёмка с брекетингом

В случае контрового света ситуация с динамическим диапазоном как правило сложнее. Может получиться так, что при любой выдержке в кадре есть пересветы или недосветы - камера не справляется со слишком большим динамическим диапазоном. В этом случае можно снимать с брекетингом по экспозиции. В качестве примера, приведу исходные кадры показанного выше заката, снятые с выдержкой 1/80, 1/40, 1/20, 1/10 и 1/5 с:

Здесь в верхних кадрах есть недосветы, а в нижних - пересветы. Я совместил эти кадры, наложив их в виде слоёв с масками в Photoshop, так что в итоговой работе (см. выше) нет ни пересветов, ни недосветов. Этот метод называется «тонмаппинг», о нём я подробно расскажу в одной из будущих статей.

Съёмка с брекетингом может быть полезна, даже если вы не умеете делать тонмаппинг. Если вы немного ошиблись при определении выдержки, вы всегда можете быть уверены, что хотя бы один из кадров брекетинга получился с верной выдержкой. Кроме того, возможно в будущем вы научитесь делать тонмаппинг, и тогда сможете вернуться к снятому ранее закату.

Съёмка с градиентными фильтрами

В некоторых случаях ДД сцены можно уменьшить, используя градиентные фильтры .


Градиентные фильтры Singh-ray (4×6”)

Такие фильтры позволяют притемнить часть изображения. Например, если верхняя часть изображения значительно светлее нижней части:

При съёмке без фильтра значительная часть неба получилась пересвеченной

то с помощью градиентного фильтра можно притемнить верхнюю часть, так что на снимке не будет пересветов:


Для съёмки этого кадра использовался нейтрально серый градиентный фильтр на 3 стопа с мягкой границей. Озеро Светлое, природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 20мм f/11 1/15с

Градиентный фильтр в ряде случаев позволяет снять сцену одним кадром, без брекетинга. В этом вся прелесть таких фильтров: одно нажатие на кнопку затвора, минимум обработки, и в результате получается очень естественная фотография. Тем не менее, градиентные фильтры не являются панацеей. В случае более-менее сложной границы между тёмными и светлыми областями сцены, градиентник затемнит не только светлую область, но и тёмную. Это хорошо видно на приведённых в этом разделе снимках, где вместе с небом градиентник затемнил и горы.

Если вы не знаете с чего начать, купите один нейтрально серый градиентный фильтр на 2 стопа с мягкой границей (см. левый фильтр на фото выше). Он будет полезен в 90% сюжетов, и при этом не будет виден на снимках (в том смысле, что снимок будет смотреться совершенно естественно). Фильтры на 3-4 стопа нужны значительно реже, и с ними можно легко переборщить, слишком сильно затемнив верхнюю часть кадра. Фильтры на 1 стоп, как правило, совершенно бесполезны.

Солнце в кадре

Фотография раннего утра или позднего вечера может стать значительно интереснее и динамичнее, если включить солнце в композицию. Вот несколько простых советов, которые помогут сделать ваш кадр лучше.

Затем в Photoshop можно наложить один кадр на другой с маской, избавившись таким образом от бликов:

Рассвет на реке Поперечная Мульта, Алтай (в этом месте река течёт под камнями). Здесь наложено два кадра с одинаковой экспозицией (см. выше) для избавления от бликов. Затем наложен кадр с меньшей выдержкой для избавления от пересветов в небе. Все кадры сняты на f/22, когда солнце только выглянуло из-за горы. ISO100 20мм f/22 0.4с

Тут есть одна сложность - солнце может значительно снижать контраст всего кадра в целом, а поэтому простое наложение кадров не получится, т.к. они будут сильно различаться по контрасту. Этой проблемы можно избежать, если снимать в момент захода солнце за какой-нибудь объект (например, за дерево, гору или здание), когда большая часть солнечного диска закрыта этим объектом. Тогда наложение пройдёт безболезненно.

Момент равновесия

Съёмка заката в городе имеет свои особенности. Большой город полон источников света - подсветка зданий, фонарные столбы, свет автомобильных фар, — и этот свет можно использовать, чтобы делать наиболее эффектные кадры. По мере захода солнца его свет постепенно ослабевает, освещение в городе при этом постепенно включается. Когда интенсивность солнечного и искусственного света примерно сравниваются (30-45 минут после захода солнца), наступает момент равновесия – оптимальное время для съёмки заката в городе. Это равновесие длится недолго, 5-10 минут. В это время динамический диапазон сцены минимальный, так что можно снимать без брекетинга по экспозиции.


Закат, 20 минут до момента равновесия, городская подсветка только начинает включаться. Из-за большого ДД значительная часть снимка получилась недоэкспонированной. ISO200 90мм f/11 4мин
В момент равновесия яркость естественной и искусственной подсветок уравнивается, ДД сцены минимален. Здесь один кадр, без брекетинга. ISO200 100мм f/16 2мин

Композиция

О композиции можно говорить много, это обширная тема, достойная отдельной статьи. Съёмка заката и рассвета не является особенной, здесь работают обычные правила построения композиции. Тем не менее, стоит рассмотреть распространённые ошибки.

Каким бы шикарным не был закат, не стоит делать небо главным объектом кадра. Главный объект должен быть земным, а закат должен лишь дополнять кадр, подчёркивая красоту этого объекта. Представьте, что заката нет, а вместо него — чистое голубое небо; кадр при этом должен остаться интересным, пусть и менее эффектным.

Распространённый среди любителей сюжет: снизу море, сверху закат. Как бы это не было красиво, сюжет крайне избитый. Совет тут простой - включите в композицию передний план, например, камни на берегу, пирс, лодку - что угодно, что кажется вам лично интересным. Направьте камеру так, чтобы горизонт был выше середины кадра - так вы акцентируете внимание на переднем плане, а не на закате.

Передний план делает фотографию значительно более выразительной. Озеро Светлое, природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 24мм f/16 3.2с

При съёмке силуэтов в контровом свете силуэт не должен доминировать - его площадь не должна превышать 30-40% кадра. Разумеется, форма силуэта должна быть интересной сама по себе.

Заходящее солнце за тремя шпилями: два кремлёвских и один гостиницы Украина. Один кадр, без обработки. ISO200 300мм f/8 1/4000с

Подготовка к съёмке

Рассмотрим, как можно подготовиться к съёмке в режимное время. Допустим, что сейчас месяц май, и вы захотели сделать снимок московского Кремля в режимное время. Для начала нужно изучить выбранный объект: найти его фотографии в Интернете и/или приехать в центр Москвы в любое удобное время и обойти его со всех сторон, выбрав интересные ракурсы. В случае Кремля один из самых эффектных (и популярных) ракурсов получается при съёмке с Патриаршего моста.

После того, как мы выбрали точку съёмки, открываем программу The Photographer’s Ephemeris и смотрим, годится ли эта точка для съёмки в режимное время. Ищем Патриарший мост на карте и ставим на него маркер. Программа показывает направление на восход/заход солнца и луны:


Как видно, направление на восход солнца примерно совпадает с направлением на Кремль (он находится под надписью «Moscow»), а это значит, что выбранный нами сюжет можно снимать на рассвете. Закат же будет гореть в другой стороне, поэтому приходить на этот мост на закате мы не будем. Теперь смотрим, в какое время восходит солнце. Допустим, сейчас 1 мая. В программе на панели справа показывается время восхода и захода наших светил. В данном случае солнце восходит в 5:46.


Как мы уже знаем, снимок получится наиболее эффектным, если снимать его, когда облака уже подсвечены пробуждающимся солнцем, а подсветка Кремля ещё не выключилась (момент равновесия), это примерно 40 минут до восхода солнца. Понятно, что прийти на точку съёмки нужно немного пораньше, скажем в 4:45. Осталось только дождаться хорошей погоды и найти в себе силы встать в 4 часа утра. Скорее всего, придётся приезжать на выбранное место несколько раз, прежде чем удастся поймать красивый рассвет, но оно того стоит.

Московский Кремль на рассвете, вид с Патриаршего моста. ISO200 50мм f/11 10с

Вряд ли вы захотите ограничиться одним сюжетом. Имеет смысл составить для себя список сюжетов, которые вы хотели бы снять, и с каждым из них проделать описанную процедуру - определить в какое время и при каких погодных условиях их можно снять. Этот список может выглядеть следующим образом:

Кремль, вид с Патриаршего моста - час до рассвета, нужны облака (весна, лето)
Кремль, вид с Б.Москворецкого моста - полчаса после захода солнца, нужны облака (середина весны, конец лета, начало осени)
МГУ, отражение в фонтане - полчаса после рассвета, после дождя (начало весны, начало осени)
и т.п.

После составления списка остаётся ждать подходящей погоды. Если вы снимаете на природе, то вам придётся честно ходить на выбранные точки каждый день в надежде поймать свет. А вот в городе ваша задача может быть значительно облегчена, поскольку человечество научилось более-менее точно предсказывать погоду, во всяком случае, на день вперёд. На мой взгляд, самый точный и подробный прогноз погоды даёт сервис Intellicast . Если прогноз говорит, что в режимное время будет 20-80% облаков (столбик «Clouds»), то в этот день есть хорошая вероятность красивого света. А если за пару часов до заката обещают грозу, то идти нужно обязательно, поскольку световое шоу может быть просто грандиозным, главное не забыть взять зонтик.


Пример прогноза погоды на сайте www.intellicast.com

Если не везёт с погодой

Красочные закаты бывают не каждый день. Если вы пришли снимать, а света нет, то не стоит расстраиваться. Во-первых, можно исследовать местность и попробовать найти интересные места для съёмки. Во-вторых, можно поискать сюжеты, не требующие хорошего света. Если небо ясное, можно попробовать снять сюжет с солнцем в кадре. В плотную облачность можно поискать сюжеты без неба. Например, в лесу можно фотографировать деревья, ручьи и речушки. Пусть сюжет будет не такой интересный, но зато вы не вернётесь со съёмки разочарованным. А значит, в следующий раз у вас будет сильнее мотивация вставать рано утром на съёмку рассвета.

Пасмурная погода, моросящий дождик - отличные условия для съёмки растительности в лесу. Природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 24мм f/16 1.3с

Море, море - мир бездонный”, - так поётся в известной песне. На людей оно действует магическим образом. Всех тянет пофотографироваться и пофотографировать. Особенно тех, кто недавно купил зеркалку и решил покарить этот мир своей фотографией. Что следует знать о профессиональной и полупрофессиональной съёмке на море?

На море можно найти очень много точек для съемки красивых пейзажей. Особое место в этом жанре играет свет. У света есть три основных качества - интенсивность, направление и цвет, и все они зависят от времени суток. Если вы фотографируете в солнечный яркий день избегайте прямых попаданий лучей солнца, чтобы картинка была не пересвечена и не было лишних бликов.

В фотографии есть такое понятие как “золотой час”.

  • Золотой час - это час после восхода солнца и последний час перед закатом. В это время солнце находится низко над горизонтом и даёт мягкий и рассеянный свет. Тёплые тона добавляют в композицию элемент уюта, длинные тени дают изображению дополнительный объём и текстуру. Очарование морского пейзажа или портрета будет подчёркнуто и преумножено с помощью “золотого часа”.

Полуденное солнце даёт резкие тени. Лучи падают на модель сверху вниз, из-за чему могут неудачно подчеркнуть черты лица.

  • Устройте фотоссесию на белом песке, песок отражает солнце, это позволит сделать тени более мягкими. Также тени смягчит встроена или накамерная вспышка. Ещё вариант - в палящий зной поработать в монохромном режиме, он подчеркнёт глубокие тени.

На море можно встретить множество мест с большим количеством прямых линий и самая главная из них - морской горизонт. Снимая пейзаж, очень легко запутаться и “завалить” горизонт, особенно если ваша картинка включает такие элементы, как горы, набережная, или архитектурные строения. Линии также могут встретиться на мосту, пирсе или набережной, куда ведут линии - там находится акцент снимка. Используйте диагональные линии, они привносят динамику в кадр.

Что лучше взять для съёмок на море?

Объектив. Если вы хотите поснимать городские ландшафты и природу - вам понадобится широкоугольный объектив . Для портретов на фоне моря хороши объективы с длинным фокусом (от 50 до 200 мм).

Штатив. Если вы снимаете на коротких выдержках, то можно обойтись без штатива. На длинных же он вам обязательно понадобится. Основные требования к нему - прочность и устойчивость. Штативы бывают углепластиковые и алюминиевые. Первые - легче по весу. Это следует учитывать, если вы планируете много ходить в поисках локации. На море редко снимают в полный рост, это тоже следует учитывать при выборе штатива.

Фильтры. Из важнейших фильтров нужно отметить поляризатор. Он помогает избежать лишних бликов на воде и делает её прозрачной. Вам также может пригодиться градиентный фильтр, позволяющий затемнять небо. Защитный фильтр для объектива также не помешает при съёмке на море.

Как фотографировать закат на море?

Каждый из нас воспринимает закат по-своему. Море только способствует числу чудесных преломлений и метаморфоз.


О морском закате писали многие поэты, многие художники делали его темой для своих картин. У каждого фотографа также есть шанс снять закат по-особенному, запечатлеть свой закат. Для того, чтобы прийти к собственному стилю, нужно знать несколько нехитрых правил.

Планируйте заранее. Заранее присмотрите себе локацию, где можно будет получить более интересные снимки. Вам может понадобиться не один день, чтобы разведать самые “закатные” места. Определились с местом - придите на него заранее, хотя бы за полчаса. Придумайте сюжет, определитесь с композицией, подумайте над передним и задним планом.

Вот на что стоит обратить внимание, если вы хотите снять идеальный закат:

  • 25 минут. Опытные фотографы отмечают, что яркая фаза заката наступает через 25 минут после того, как солнце уходит за горизонт.
  • Фокусное расстояние. Если собираетесь снимать солнце крупным планом, берите длиннофокусный объектив. Если снимать на широкоугольник - солнце получается маленьким и невыразительным.
  • Линия горизонта. Не располагайте её в центре кадра. Если закат тусклый - расположите её в верхней трети, если яркий - в нижней. Чтобы не завалить горизонт, используйте уровень пузырькового типа (по типу строительного) и ориентируйтесь на него.
  • Диафрагма. Фотографировать закат лучше в режиме приоритета диафрагмы (AV, A). Причин несколько. Самая главная - у каждого объектива есть определенный диапазон значений диафрагмы, на котором он выдает наилучшее качество картинки, как правило, это f/5.6-11.
  • Формат изображений. Используйте RAW, а не JPEG. Множество тончайших нюансов, полутонов и прозрачностей вы просто потеряете, если будете руководствоваться только экономией места на карте. К тому же - на стадии обработки из RAW вы сможете вытянуть максимум, тогда как с JPEG - увы…
  • Различные условия освещённости. В разных случаях, на ЖК-экране закат может выглядеть или темнее (в самом начале), или светлее (на 20-25-ой минуте). Ориентироваться лучше на гистограмму, а не на экран. И не торопитесь удалять снимки, пока посмотрите их на компьютере.

Как фотографировать детей на море?

Сказать, что дети - самые капризные модели, будет не совсем верно. Их трудно заставить притворяться, если это не элемент игры, если им это не интересно. Им не интересно, в первую очередь, с натянутой улыбкой пялиться в объектив или принимать искусственную позу.

Детей, как и диких зверьков, лучше всего ловить “в объектив” в их естественной среде обитания.

Ключевое правило - нужно, чтобы просто-напросто дитя позабыло о существовании фотографа, либо воспринимало его “в фоновом режиме”. И ещё несколько моментов:

  1. Ориентируйтесь на максимальную естественность. Эмоции, улыбки, ужимки, беготня на фоне моря. Избегайте позирования и серьёзных мин. Здорово запечатлеть момент объятий малыша и родителей в лучах заката;
  2. Вопреки стереотипам, можно получить хороший снимок, когда “модель” не смотрит в кадр;
  3. Дети очень активны. Чтобы фотографии получались не смазанными, выставите максимально короткую выдержку;
  4. Снимайте так, чтобы солнце было за вами или сбоку от вас, чтобы оно освещало лицо малыша;
  5. Старайтесь не снимать с высоты роста взрослого. Сядьте на корточки, чтобы ребенок не задирал голову. Чередуйте крупные, общие и средние планы;
    • Умозрительно разделите кадр на три равные части вдоль и поперёк. Снимаемый объект располагается при этом или вдоль линий, которыми разделен кадр, или в тех точках, где они пересекаются. Если снимаете крупным планом, делайте так, чтобы объект съемки занимал 70% кадра. Постарайтесь не располагать лицо ребёнка посередине кадра. Фотография должна “дышать”, в ней должно быть свободное пространство, особенно по направлению взгляда ребёнка.
  6. Помните о классических правилах композиции. Например - правило “золотого сечения”;
  7. Не зацикливайтесь на лице или фигуре как на смысловом центре. Иногда стоит сместить акценты и сделать таковым мячик, с которым он играет или возведённые им замки из песка.

Идеи и позы для фотографирования на море

Поездка на море - один из лучших стимулов привести себя в порядок, походить на фитнес, сменить причёску. Фотосессия станет своеобразным моментом истины, итоговым экзаменом в вашей персональной “школе красоты”.


Хорошая фотосессия - один из залогов удавшегося отдыха. Нижеприведённые рекомендации будут полезны как моделям и фотографам, так и тем, кто решил немного поэкспериментировать, устав от безвкусных фото, подчёркивающих все их изъяны.

  • Портретная съёмка в воде. Модель аккуратно заходит в воду, стараясь не намочить лицо и волосы. Работаем на контрасте: девушка в воде, но часть её сухая.
  • Попробуйте сфотографировать модель так, чтобы линия платья находится на линии горизонта.
  • Побольше экспрессии. Пусть модель побегает по берегу, помашет руками, поваляется в песке. Сделайте максимально возможное число кадров, чтобы было, из чего выбрать.
  • Пусть модель наденет платье с длинным подолом, чтобы оно развевалось по ветру.
  • Пофотографируйте её со спасательным кругом.
  • Сфотографируйте модель на закате, чтобы получить силуэт.
  • Фотографии на набережной никто не отменял.
  • Love-story. Здесь вариантов может быть очень много. Романтика на фоне заката - беспроигрышный вариант.

Хотите подчеркнуть свою лиричную натуру, запечатлеть одушевленный красочный пейзаж с заревом восходящего (заходящего) солнца? Тогда отправляйтесь в романтическое путешествие за потрясными снимками вместе с вашей камерой, вооружившись знаниями профессионалов! Так как же фотографировать закат или рассвет? Если говорить о композиции, то данный сюжет совершенно не отличается от какой-либо другой фотографии. Безусловно, вы снимаете церемонию восхода или захода солнца, но вы так же хотите запечатлеть те невероятные и великолепные цвета облаков, тени, которые открывают иной взгляд на предметы, одним словом – весь необычайный солнечный пейзаж. Будет просто идеально, если в кадре вдруг очутится какой-нибудь интересный силуэт. Возможно, это будет нечто большое – как, например, горы или несколько пальм, стоящих в ряд, или причал, а быть может и человеческий силуэт. Здесь действуют все те же композиционные правила: правила трех третей и прочие законы в данном сюжете работают просто превосходно.

До рассвета

С приближением рассвета ночные «прохладные» оттенки исчезают, освобождая дорогу теплому свету, который и повышает общую световую температуру. А на востоке, где ожидается появление нашей звезды, можно заметить невероятной красоты сияние. Так что не проспите момент! В эти волшебные для фотографа минуты свет невероятно мягкий, как маленький барашек, тени не омрачают своим присутствием, прямые солнечные лучи пока только потягиваются, а в это время за них нашу сцену освещает только отраженный нежный свет. Такие условия, как говорят многие фотографы, располагают к шедевральным снимкам. В такие мгновенья у вас есть возможность детально проработать фактуру, например, гальку и крупные камни на побережье. Особенно советуем поснимать море в то время как вот-вот солнце проснется и разукрасит небо дивными красками. Благодаря общей низкой освещенности сцены можно настроить длинную выдержку и как по волшебству обратить морскую воду в таинственный туман.

Как фотографировать рассвет

Для того чтобы зафиксировать в памяти фотоаппарата рассветное зарево, вам нужно не полениться, оторвать бренное тело от мягкой подушечки и прибыть на выбранное накануне место фотосъемки где-то за двадцать минут до того, как солнце начнет появляться из-за горизонта. Летом рассвет начинается, примерно, с 4:05 до 4:25 часов утра, а к 5-ти часам солнце уже высоко и краски совершенно другие. Чтобы удачно сфотографировать рассвет вам понадобится:

  1. Цифровой фотоаппарат с ручным (М), и/или полуавтоматическим режимом.
  2. Из оптики – широкоугольный объектив. К примеру, фикс-объектив – 18мм, или же зум-объектив с блендой;
  3. И, конечно же, штатив.

Не так уж и много составляющих для получения непревзойденного результата, верно? Если говорить о настройках, то мы советуем придерживаться следующих параметров:

  • Выберите режим А – приоритет диафрагмы.
  • Настройки баланса белого (ББ), в принципе не имеют особого значения: можете установить Cloudy или включить автоматический режим. Не стоит переживать, ибо вы в любом случае снимаете в RAW и при конвертации сможете подправить изображение.
  • ISO рекомендуем выставлять минимальное – 100. Но если ваш фотоаппарат поддерживает и меньшие значения, к примеру, ISO 50 – то, установите его.
  • О значении выдержки вам не придется волноваться – режим приоритета диафрагмы предполагает автоматический подбор наилучшего значения выдержки.
  • Диафрагма при этом может быть любой, но лучше установить среднее значение, к примеру – 8f.

Стоит помнить о том, что первые 2 часа после восхода солнца являются просто идеальными для пейзажной съемки. И потому, даже если вы не услышали будильник или не смогли подняться с постели, пропустив сам рассвет, то добраться в задуманное место в эти несколько часов все еще можно и даже нужно. С каждой минутой яркость света будет увеличиваться, и вместе с тем будет расти разница в освещенности земли и небес. Для того чтобы грамотно экспонировать кадр советуем вам использовать градиентный фильтр или же сделать парочку фотографий в режиме брекетинга, а уже после соединить снимки в один непревзойденный шедевр посредством обработки изображений в редакторе.

Как правильно фотографировать закат

Правило первое – не стоит делать акцент исключительно на небесное светило. Правило второе – самые необычные по световому решению закаты случаются во время смены погоды. Правило третье – чем больше вы закроете диафрагму (не стоит перебарщивать), тем длиннее и выразительнее солнечные лучи получатся в результате. Выставляем следующие настройки камеры:

  • Режим приоритета диафрагмы (AV, A).
  • Значение выдержки не меньше единицы поделенной на установленное фокусное расстояние.
  • Светочувствительность (значение ISO) задайте минимально возможное, но при этом не забывайте о том, что шевеленка всегда где-то рядом.
  • Что касается баланса белого, то конкретную рекомендацию дать просто невозможно, ибо самый верный совет в данной ситуации – это снимать в RAW, а уже потом, при конвертации в JPEG, установить необходимые настройки.

И на дорожку (мы же отправляемся в романтическое путешествие) небольшой совет: если при съемке заката вам кажется, что все, лучшее время уже прошло – все равно не торопитесь сворачивать объективы. Спустя час после солнечного заката вы сможете наблюдать непродолжительный промежуток времени, в который можно поймать синие-синие небеса незадолго до того, как ночь почувствует свою власть и превратит красочное небо в угрюмую пустую черноту.

Фотографии рассвета и заката

Вот вам немного фотоснимков чудеснейших закатов и рассветов для вдохновения на романтические подвиги. фотографии заката