Качестве и доступности государственных услуг. Показатели оценки качества и доступности государственных услуг

Для того чтобы организации отчитывались о своей деятельности, предусмотрено довольно много форм отчетности. Одной из них является форма П-6 статистика. Ее должны заполнять те юрлица, которые совершили какие-либо финансовые вложения за отчетный период.

Данная форма предназначается для предоставления информации в Росстат о финансовых инвестициях, совершенных организацией. Ее обязаны сдавать все те юрлица, которые за отчетный период совершили такие вложения, и имеют среднее списочное количество работников более пятнадцати человек. От сдачи формы П-6 освобождаются следующие юрлица:

Все сведения в данный отчет вносятся по компании в целом, не выделяя сведений по филиалам, если такие имеются.

Форма П-6 «Сведения о финансовых вложениях» сдается один раз в квартал. Информация в ней отражается методом нарастающего итога за каждый период отчета. Отчет необходимо сдать в территориальное отделение Росстата до двадцатого числа того месяца, который идет за отчетным кварталом.

Составляющие отчетности

Отчет о вложениях включает в себя три раздела, содержащих сведения о:

  • деньгах и финансовых инвестициях;
  • средствах, взятых в заем;
  • резервах и капитале.

Первые два раздела заполняются за каждый отчетный квартал. В них содержится детальная разбивка по аналитике, касающаяся источников поступлений и вложений, отражается изменение стоимостных показателей.

Третий раздел формы П-6 статистика заполняется только по отчетному периоду полугодие. В нем отражаются сведения о вложениях в уставной капитал с детализацией по лицам.

Порядок заполнения первого раздела

Первый раздел статистической формы П-6 заполняется в следующем порядке:

  • В 1ой графе по строчкам с 010 по 435 отражают финансовые инвестиции на начало года.
  • Графы со 2ой по 5ую предназначены для указания изменения инвестиций за отчетный период.
  • Во 2ой графе по строкам с 010 по 435 учитываются вложения, которые юрлицо совершило за отчетный период, не учитывая погашение кредитов и ценных бумаг.
  • В 3ей графе прописывают возвращение предоставленных кредитов и продажа ценных бумаг.
  • В графе 4 отражают изменение вложений за счет котировочной или курсовой переоценки.
  • 5ая графа предназначается для учета изменений инвестиций за счет изменений активов, которые не были отражены в предыдущих графах.
  • В 6ой графе указывают объем инвестиций, который был накоплен на конец года.
  • В графе 7 прописывают доход, который юрлицо получило за свою долю в уставном капитале и за пользование ценными бумагами.

Порядок заполнения второго раздела

Инструкция по заполнению формы П-6 статистики предусматривает следующие правила заполнения второго раздела:

  • 500 строчка должна равняться сумме строк 510, 530, 540 и 600.
  • 1ая графа содержит сведения о размере заемных денег на начало года.
  • Во 2ой графе прописывают информацию о получении заемных денег.
  • 3ья графа предназначается для сведений о погашении кредитных обязательств.
  • В 4ую графу вписывают информацию об изменении обязательств за счет котировочных и курсовых разниц.
  • 5ая графа содержит данные о других изменениях обязательств, не отраженных в предыдущих графах.

Порядок заполнения третьего раздела

Заполнение третьего раздела формы П-6 осуществляется в следующем порядке:

  • В 700 строчке отражаются сведения о резервах и капитале компании.
  • Строки с 710 по 800 заполняются только за период с января по июнь отчетного года.
  • В строчке 710 указывается размер уставного капитала, который отражен в учредительных документах. Из этой строки выделяют долю участия нерезидентов и резидентов, строки 720 и 730 соответственно.
  • Из 730 строчки выделяют сведения:
    • об участии нефинансовых компаний (строка 740);
    • банков (строчка 750);
    • страховых компаний и НПФ (строка 760);
    • иных финансовых учреждений (строчка 770);
    • органов гос. управления (строка 780);
    • населения и некоммерческих компаний, которые занимаются обслуживанием населения (строка 790).
  • В 800 строчке указывают стоимость акций, приобретенных у акционеров. Она вычитается из уставного капитала.

Акции могут приобретаться как для аннулирования, так и для последующей перепродажи.

Доступность заключается в оценке простоты и рациональности процесса предоставления услуги, ясности и качества информации, объясняющей порядок и процедуры оказания услуг. В мировой практике доступность определяется качеством документов, регулирующих процесс предоставления услуги и эффективностью действующей системы информирования, созданием условий для людей с ограниченными возможностями. Доступность определяется различными пространственно-временными параметрами. Основными показателями, позволяющими её оценить, являются: количество и удаленность пунктов обслуживания населения, график работы.
Состав общих показателей.
% (доля) потребителей, удовлетворенных качеством информации о порядке предоставления услуги. Показатель определяется как отношение числа потребителей, удовлетворенных качеством информации о порядке предоставления услуги (количество оценок хорошо и очень хорошо), к общему количеству обслуженных по конкретной услуге клиентов Х 100%.
% (доля) случаев правильно заполненных потребителем документов и сданных с первого раза. Показатель определяется как отно-
шение количества случаев правильно заполненных потребителем документов и сданных с первого раза, к общему количеству обслуженных по конкретной услуге клиентов Х 100%.
% (доля) услуг информация, о которых доступна через Интернет. Показатель определяется как отношение количества услуг, информация о которых доступна через Интернет, к общему количеству предоставляемых услуг Х 100%.
Примеры конкретных показателей, используемых в мировой практике: 1) % (доля) заявлений на получение услуги, заполненных правильно при первом обращении; 2) % (доля) услуг, для получения которых возможно заполнить заявление через Интернет или направить по почте; 3) средняя удаленность потребителей от места предоставления услуги.

Еще по теме 3. Доступность государственных услуг:

  1. 5.3. Система факторов, оказывающих негативное влияние на качество и доступность государственных (муниципальных) услуг
  2. 5.4. Методика оценки удовлетворенности потребителя качеством и комфортностью (доступностью) предоставляемой государственной (муниципальной) услуги (на примере пилотного исследования)

Тема 4 Система показателей оценки качества и доступности государственных услуг

Внедрение системы оценки потребителями качества и доступности предоставляемых государственных услуг является эффективным методом изучения современного состояния в области предоставления услуг и раз­работки путей дальнейшего совершенствования этих услуг с учетом потребностей и ожиданий самих получателей услуг. В основе мониторинга может находиться предлагаемая ниже система показателей, детализирую­щая критерии качества и доступности государственных услуг.

Показатели, распределенные по критериям, характеризующие каче­ство и комфортность государственных услуг можно подразделить на две основных группы: 1) общие; 2) конкретные.

Состав общих показателей является обязательным для всех услуг, так как отражает основные проблемы, с которыми сталкиваются потреби­тели государственных услуг. В дополнение к общим показателям также должны быть разработаны конкретные показатели, которые отражают спе­цифические особенности процесса предоставления определенного вида ус­луги. Конкретные показатели для каждого вида услуг определяются инди­видуально, исходя из её специфических особенностей и имеющих место проблем в процессе предоставления.

Показатели оценки качества и доступности государственных (муниципальных) услуг:

1. Своевременность и оперативность

В общем случае своевременность представляет собой время, затра­чиваемое потребителем на получение услуги с момента обращения.

Своевременность предусматривает, что уполномоченные органы, уч­реждения и отдельные должностные лица выполняют взятые на себя обя­зательства оказывать услуги и выполнять связанные с ней процедуры в ус­тановленные нормативными правовыми актами сроки.

Состав общих показателей:

% (доля) случаев предоставления услуг в установленный срок с момента сдачи документов. Показатель определяется как отноше­ние количества случаев предоставления услуги в установленный срок к общему количеству обслуженных по конкретной услуге по­требителей X100 %.

% (доля) потребителей, ожидавших получения услуги в очереди не более 40 минут. Показатель определяется как отношение количе­ства случаев ожидания в очереди не более 40 минут к общему ко­личеству обслуженных по конкретной услуге потребителей X100 %.

Примеры конкретных показателей, используемых в мировой прак­тике: 1) % (доля) заявлений об определении размера пенсионного обеспе­чения, рассмотренных в течение 60 дней с момента получения заявления; 2) % (доля) посетителей, принятых в течение установленных 20 минут от назначенного им времени приема; 3) % (доля) выплат пособий в течение 10 рабочих дней с момента поступления заявления; 4) % (доля) случаев при­бытия скорой медицинской помощи в течении 15 минут с момента вызова.

2. Качество предоставления государственных услуг

Показатели качества услуг в зависимости от характера предостав­ляемой услуги могут включать: показатели точности обработки данных, правильность оформления документов, качество процесса обслуживания.

Состав общих показателей.

% (доля) потребителей удовлетворенных качеством процесса пре­доставления услуги. Показатель определяется как отношение ко­личества потребителей, удовлетворенных качеством процесса пре­доставления услуги (количество оценок хорошо и очень хорошо), к общему количеству обслуженных по конкретной услуге клиен­тов Х100 %.

% (доля) случаев правильно оформленных документов (правильно произведенных начислений, расчетов и т.д.)- Показатель опреде­ляется как отношение количества случаев правильно оформлен­ных документов, к общему количеству выданных по конкретной услуге документов X 100.

Примеры конкретных показателей, используемых в мировой прак­тике: 1) % (доля) случаев точного расчета пенсионных начислений; 4) % (доля) правильно оформленных паспортов; 3) % (доля) потребителей, удовлетворенных условиями ожидания; 4) % (доля) соблюдения нормати­вов санитарных требований.

3. Доступность государственных услуг

Доступность заключается в оценке простоты и рациональности про­цесса предоставления услуги, ясности и качества информации, объясняю­щей порядок и процедуры оказания услуг. В мировой практике доступ­ность определяется качеством документов, регулирующих процесс предос­тавления услуги и эффективностью действующей системы информирова­ния, созданием условий для людей с ограниченными возможностями. Дос­тупность определяется различными пространственно-временными пара­метрами. Основными показателями, позволяющими её оценить, являются: количество и удаленность пунктов обслуживания населения, график рабо­ты.

Состав общих показателей.

% (доля) потребителей, удовлетворенных качеством информации о порядке предоставления услуги. Показатель определяется как от­ношение числа потребителей, удовлетворенных качеством инфор­мации о порядке предоставления услуги (количество оценок хо­рошо и очень хорошо), к общему количеству обслуженных по конкретной услуге клиентов X100 %.

% (доля) случаев правильно заполненных потребителем докумен­тов и сданных с первого раза. Показатель определяется как отношение количества случаев правильно заполненных потребителем документов и сданных с первого раза, к общему количеству об­служенных по конкретной услуге клиентов X100 %.

% (доля) услуг информация, о которых доступна через Интернет. Показатель определяется как отношение количества услуг, ин­формация о которых доступна через Интернет, к общему количе­ству предоставляемых услуг X100%.

Примеры конкретных показателей, используемых в мировой прак­тике: 1) % (доля) заявлений на получение услуги, заполненных правильно при первом обращении; 2) % (доля) услуг, для получения которых воз­можно заполнить заявление через Интернет или направить по почте; 3) средняя удаленность потребителей от места предоставления услуги.

4. Процесс обжалования

Важную роль в процессе обслуживания населения принадлежит чет­ким и отработанным процедурам обжалования действий (бездействия) должностных лиц, непосредственно контактирующих с потребителями. Для оценки их действий и установления обратной связи необходимо пре­дусмотреть соответствующие показатели, характеризующие: эффектив­ность и оперативность процесса рассмотрения и удовлетворения жалоб, уровень удовлетворенности потребителей существующим порядком и сро­ками рассмотрения жалоб.

Состав общих показателей.

% (доля) обоснованных жалоб к общему количеству обслуженных потребителей по данному виду услуг. Показатель определяется как отношение количества обоснованных жалоб к общему количе­ству обслуженных потребителей по данному виду услуг X 100 %.

% (доля) обоснованных жалоб, рассмотренных и удовлетворенных в установленные сроки. Показатель определяется как отношение количества случаев рассмотрения жалобы в установленный срок к общему количеству поданных жалоб X100 %.

% (доля) потребителей удовлетворенных существующим поряд­ком обжалования. Показатель определяется как отношение коли­чества потребителей, удовлетворенных существующим порядком обжалования (количество оценок хорошо и очень хорошо), к об­щему количеству клиентов, которые подавали жалобы X 100%.

% (доля) потребителей, удовлетворенных сроками обжалования. Показатель определяется как отношение количества потребите­лей, удовлетворенных установленными сроками обжалования (ко­личество оценок хорошо и очень хорошо), к общему количеству опрошенных потребителей, которые подавали жалобы X 100%.

1) %(доля) жалоб рассмотренных и удовлетворенных в течение 10 дней; 2) % (доля) обоснованных жалоб, по результату рассмотрения кото­рых были приняты меры, и получатели услуг проинформированы; 3) % (доля) жалоб, которые после рассмотрения были признаны необоснован­ными.

5. Культура обслуживания

Вежливость отражает удовлетворенность потребителей отношением персонала в процессе предоставления услуги, готовность оказать эффек­тивную помощь при возникновении трудностей.

Состав общих показателей.

%(доля) потребителей, удовлетворенных вежливостью персонала. Показатель определяется как отношение количества потребителей, удовлетворенных вежливостью персонала (количество оценок хо­рошо и очень хорошо), к общему количеству опрошенных потре­бителей X 100%.

Примеры конкретных показателей, используемые в мировой прак­тике: % (доля) потребителей отметивших грубое отношение персонала го­сударственного органа, учреждения.

Порядок оценки потребителями качества и доступности государственных услуг обнаруживается действенным методом исследования нынешнего состояние в области обеспечения услуг и разработки методов дальнейшего улучшения данных услуг с учетом надобностей и ожиданий самих получателей услуг.

Основные показатели качества и доступности государственных услуг:

1. Своевременность и оперативность;

В общем виде своевременность это время, затрачиваемое потребителем на получение услуги с момента обращения. Своевременность предусматривает, что уполномоченные органы и некоторые служебные лица осуществляют схваченные на себя обязательства проявлять услуги и осуществлять объединенные с ней сделки в найденные нормативными правовыми актами сроки.

2. Качество предоставления государственных услуг:

Показатели качества предоставляемой услуги могут включать: показатели точности обработки данных, точность оформления документов, качество обслуживания.

3. Доступность государственных услуг:

Доступность содержится в оценке рациональности процесса предоставления услуги, явственности и качества сведения, разъясняющей система и процедуры оказание услуг. В известный практике доступность обусловливается качеством документов, регулирующих процесс обеспечения услуги и эффективностью влияющей системы информирования, созданием договоров для людей с ограниченными возможностями. Доступность обусловливается разнообразными пространственно-временными параметрами. Главными показателями, разрешающими её оценить, приходят: число и удаленность пунктов сопровождения населения, график работы.

4. Процесс обжалования;

Значительную роль в процессе сопровождения населения относится четким и обработанным процедурам обжалование действий (бездействия) должностных лиц, непринужденно общающихся с потребителями.

Для отметки их действий и утверждения возвратной связи нужно предусмотреть соответствующие показатели, характеризующие: эффективность и оперативность процесса анализа и удовлетворения жалоб, степень удовлетворенности потребителей имеющимся распорядком и сроками рассмотрения жалоб.

5. Культура обслуживания;

Вежливость отображает довольство потребителей отношением персонала в процессе предоставления услуги, готовность обнаружить действенную помощь в возникновении трудностей.

Нужно досконально анализировать отдельные из этих факторов, проявляющих отрицательное воздействие на свойство и доступность государственных услуг. Отсутствие административных регламентов оказание государственных услуг. Административные регламенты оказания государственных услуг приносят четкую и прозрачную характеристику процесса, какой ведет к запланированному результату.

Положительными итогами вступления административных регламентов является:

1) установка отношений между потребителями государственных услуг и органами власти;

2) ограничение произвольности в действиях чиновников;

3) повышение прозрачности взаимодействия бизнеса и власти;

4) введение четких и понятных процедур принятия решений органами власти с участием бизнеса;

5) Отсутствие системного и регулярного мониторинга качества оказание государственных услуг на момент внедрения административных регламентов может быть критическим фактором, приведение в дальнейшем к пренебрежению их положений. Потому нужда в проведение системного и регулярного мониторинга делается очевидной. Система мониторинга, при удачном внедрении, может стать институциональным ключом хронического улучшения финансирования коллективных услуг, а также увеличения их качества и доступности жителю.

Невключенность итогов мониторинга в систему правления оказание государственных услуг. Итоги мониторинга содействуют наиболее эффективному утверждению заключения в порядке планирование и мотивации, задавая при этом вектор определенности, четкости и вящей структурированности. Мониторинг прибывает нужным элементом в течении государственного администрирования, в связи с тем что она разрешает обусловить как эффективность работы системы по оказанию государственных услуг, так и общее качество политического управления в стране. Множественное реакция (отсутствие системы «одного окна»). Ведение процедур по принципу «одно окно» одним из эффективных способов анализа обращение граждан. В этом эпизоде один орган или служащий вправе запрашивать, получать и «укрупнять» сведение от других органов, которые должны ее давать. При этом бывает концентрация документов и решений в одной организации и у одного служащего в результат на призыв гражданина. Множественное межведомственное взаимодействие доставляется менее эффективным и результативным. В пользу этого заверяет тот факт, что система «одного окна» интегрирует ход управления, централизуя ряд функций и устраняя, то есть дублирование. В итоге, эта система основывает предпосылки для уменьшение административных издержек, с другой - расширяет доступ граждан для участия в программах, действующих на территории региона. Главная позиция системы «одного окна» - однократность обращение и оперативность утверждения решений чиновником. Обращение в систему «одного окна» не обнаруживается обязательный и осуществляется по добровольному решению заявителя.

Таким образом, качеством конечного результата услуги считаются заявки к последнему итогу услуги с точки зрения корреспонденции услуги стандарту и регламенту в части полноты и своевременность её оказания (например, потребитель получает в установленный регламентом срок полный комплект, справедливо составленных и заполненных в соответствии со стандартом набор требуемых документов, справедливо сокращенное пособие и пр.).

Рассмотрим показатели оценки качества и доступности государственных услуг:

1. Своевременность и оперативность

2. Качество предоставления государственных услуг

3. Доступность государственных услуг

5. Культура обслуживания

Последнее время я все больше укрепляюсь в давно блуждающей в моей голове и довольно еретической мысли: классический показатель доступности малопригоден для измерения и оценки доступности ИТ-услуг в реальном мире. И в ряде случаев от него можно легко отказаться. Эти случаи касаются в первую очередь измерения доступности услуг типа « » (фактически речь идет об ИТ-доступности бизнес-процессов). Попробую обосновать и буду рад услышать возражения.

Полагаю, всем читателям портала знакома формула:

Availability = (AST — DT)/AST ,

где AST - согласованное время предоставления услуги, DT - сумма простоев за период.

А также, вероятно, знакомы сложности ее применения:

Первая сложность связана с обсуждением показателя. Доступность определена как 99,9%. Вроде неплохо. Но 0,1% в год равен почти 9 часам. А в месяц - это почти 45 минут. А в неделю - чуть более 10 минут. Так какие 99,9% имел в виду заказчик? А сервис-провайдер?

Однако значительно более существенен следующий нюанс: показатель довольно неточно отражает негативное влияние на бизнес. Что если все без малого 9 часов за год случились разом? Или услуга становилась недоступна потребителям по две минуты, но 15 раз за один день? Как это будет выражено в процентах?.. Поэтому, например, ITIL вводит такие показатели, как MTRS, MTBF, MTBSI.

Однако предлагаю вернуться в начало координат и задаться вопросом, а зачем мы вообще вводим показатели доступности? Почему бизнес предъявляет требования к доступности услуг? Почему сервис-провайдер должен обеспечивать высокую доступность и отчитываться по ее фактическим значениям? Ответ прост: бизнес несет потери вследствие простоев ИТ-услуг. Значит, идеальным для бизнеса показателем доступности, вероятно, была бы метрика «Потери вследствие простоев ИТ-услуг»?

Сильно выручила бы такая метрика и сервис-провайдера. Ведь это готовый ответ на вопрос о бизнес-рисках, связанных с нарушениями ИТ-доступности. И, следовательно, у сервис-провайдера появляется возможность:

  • более прозрачно транслировать требования доступности бизнес-процессов к ИТ-инфраструктуре;
  • более обоснованно принимать решения по мерам, направленным на повышение надежности и отказоустойчивости ИТ-систем;
  • более обоснованно оценивать успешность мер по итогам их реализации.

Но, конечно, произвести расчет такой метрики сложно, порой невозможно. Таким образом, мы должны определить другие показатели, не забывая о том, что в совокупности они должны нести информацию о бизнес-влиянии (фактическом или потенциальном).

От чего зависят потери бизнеса вследствие простоев?

  1. Чем меньше за отчетный период услуга была в uptime, тем больше потери. Введем показатель «Суммарное время простоев».
  2. Чем дольше разовый простой, тем больше потери. Нередко потери не являются постоянной во времени величиной и зависят от длительности прерывания экспоненциально. В первый отрезок времени ущерб складывается из несовершенных транзакций, потерь продуктивности персонала и затрат на восстановление, но с определенного момента длительный простой угрожает бизнесу штрафами, санкциями, уроном репутации и так далее. Введем показатель «Максимальный разовый простой».
  3. Ряд бизнес-процессов, напротив, «чувствительны» не к единичным длительным простоям, а к частым прерываниям. Это особенно важный фактор для процессов, в рамках которых происходят длительные вычисления, которые в случае прерывания требуется перезапускать. Таким образом, должно быть обеспечено как можно меньшее количество прерываний за период. Введем показатель «Количество нарушений».

Альтернативной (или дополнительной) метрикой, отражающей тот же аспект, но с акцентом на периоде спокойной работы пользователей, может быть показатель «Минимальная (или средняя) продолжительность работы без нарушений».

Представленные показатели в совокупности, кажется, отражают характер того, как бизнес несет потери вследствие простоев ИТ-услуг. Поэтому далее остается только известным способом выполнить нормирование и агрегирование. Да, полученный показатель будет также выражен в процентах, но это будут уже совсем другие проценты.

При этом не обязательно для каждой ИТ-услуги использовать все три (или четыре) метрики. В зависимости от того, чувствителен ли бизнес к частым нарушениям данной ИТ-услуги или, напротив, для него критичны длительные разовые нарушения, часть показателей могут быть опущены или включены в расчет с меньшим весом.

От представленных метрик можно легко перейти к известным MTRS, MTBF, MTBSI и, конечно, классическому показателю доступности. Но, на мой взгляд, предложенный набор скажет заказчику и сервис-провайдеру несколько больше о бизнес-влиянии нарушений ИТ-доступности. Или нет?

Отчаянно нуждаюсь в возражениях. Почему от классического показателя доступности услуги, выраженной в процентах, ни в коем случае нельзя отказываться? Есть ли такой показатель в ваших отчетах? О чем и кому он говорит?