Что сделал иван федоров для литературы. Первопечатник Иван Фёдоров, интересные факты

Впервые Иван Фёдоров стал печатать книги, до него они переписывались вручную. В древности книги высоко ценились. Первый печаный станок был изобретён в 15 веке. По указу царя Ивана Грозного в 1563 году на Руси была построена первая типография. Церковный дьякон Иван Фёдоров был назначен руководителем типографии. Впоследствии он стал первопечатником.

Согласно сохранившихся источников известно, что с 1510 года во 2 мая началась биография Ивана Фёдорова, он получил образование в Краковском университете и степень бакалавра. Происхождение Фёдоров имел из белорусского рода Рагозиных. Книга «Апостол» - первая, которая была издана в 1564 году. Над этой книгой первопечатник Фёдоров со своим напарником Петром Мстиславецом год работали. Цвет заглавной буквы каждой главы был красным в этой книге, в каждой главе был красивый узор с переплетавшимися ветками виноградной лозы. Вторая книга, напечатанная первопечатниками, называлась «Часовник» и использовалась как учебное пособие для обучения чтению детей. Книга была последней, выпущенной в России Иваном Фёдоровым.


В Москве не всем пришлось по вкусу создание типографии, многие считали настоящим кощунством печатать на печатном станке священные писания. С появлением печатного станка труд монаха-переписчика стал совершенно невыгодным. В 1566 году в типографии произошёл пожар, предполагают, что это был поджог. Затем Фёдоров и его друг покинули Россию. Затем Фёдоров и Мстиславец продолжили работу уже в Литве. Типография находилась в городе Заблудове и называлась она друкарня. Здесь в 1569 году была напечатана совместная книга Фёдорова и Мстиславеца «Учительское Евангелие». После выхода книги Мстиславец переехал в Вильну и открыл свою типографию.


Иван Фёдоров, когда остался один, стал печатать «Псалтырь с Часословцем». Гетман Ходкевич вскоре закрыл типографию Фёдорова. Она находилась в его владениях. В 1572 году Фёдоров открыл во Львове типографию, где напечатал «Апостол», а в 1574 году выпустил на русском языке «Азбуку».

Умер первопечатник во Львове в 1583 году и похоронен на кладбище Онуфринского монастыря. Останки в 18 веке были перезахоронены в притворе церкви. Кончина Ивана Фёдорова была как и у всех людей. На надгробном камне на его могиле написано: «Друкарь книг пред тым невиданных».

Ух, ты!.. Вот, это да!.. Будьте здоровы!..

В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник первопечатнику Ивану Федорову. Перенесемся в XVI в., когда царствовал Иван Грозный. Люди и тогда тянулись к просвещению. Недаром же старорусские книжники считали чтение книг одной из человеческих добродетелей. «Книги - это реки, напояющие вселенную, в них ведь неисчетная глубина», - говорили они.

Но удовлетворить тягу к книжному просвещению в те времена было нелегко. В России еще не умели печатать книги. Их переписывали от руки особые переписчики - писцы. Порой такой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: «Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу». Конечно, таких книг было очень мало, и стоили они дорого.

К этому времени книгопечатание было уже широко распространено в большинстве европейских стран (см. ст. «Первые печатные книги»). И в России потребность в печатных книгах все росла.

В 1553 г. в Москве был построен Печатный двор. Он стоял на Никольской улице (ныне улица 25 Октября). Там и до сих пор осталось одно строение Печатного двора - «правильня», т. е. корректорская, построенная в 1679 г. и перестроенная в 1879 г.

Первой книгой, вышедшей в Москве с обозначением места и года печати, был «Апостол» - 1564 г. Это довольно объемистая книга церковного содержания. Печатники старались сохранить в ней все особенности рукописи. Шрифт воспроизводит рукописное письмо, первая буква каждой главы выделена красной краской. Начало главы украшают заставки - орнаменты, на которых переплетаются виноградные лозы с кедровыми шишками. В конце книги рассказывается, почему введено было книгопечатание в России, и названы печатники - дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец.

Отсюда мы впервые узнаем об Иване Федорове. В то время ему было лет 30 - 40. Сан дьякона (младший церковный чин) дали первопечатнику, чтобы поставить его в более привилегированное положение по сравнению с простыми людьми. Нет никакого сомнения, что Федоров был русским, и притом москвичом; он сам писал о себе: «Иван Федоров, печатник из Москвы». Он был не только печатником, но и знал различные ремесла, был одним из образованных и предприимчивых людей своего времени.

Его товарищ - Петр Мстиславец, судя по прозвищу, происходил из города Мстиславля на Смолен-щине. Следовательно, и второй первопечатник был русским или белорусом. Навыки печатного дела получены были, вероятно, из Италии, где в то время книгопечатание достигло особенного расцвета. Но печатались книги по образцу русских рукописей.

Памятник Ивану Федорову в Москве. Скульптура С. М. Волнухина. 1909 г.

Печатный двор работал недолго. В октябре 1565 г. он выпустил вторую книгу - «Часовник», - содержащую различного рода молитвы. В России того времени «Часовник» служил первой книгой для обучения чтению. «Апостол» печатался год и стоил очень дорого. «Часовник» же печатался всего два месяца.

Что случилось дальше, не вполне ясно. В России наступило тревожное время опричнины. Позднейшие рассказы говорят о гибели Печатного двора от пожара, но подтверждения этому мы не имеем. Рассказывают о бегстве первопечатников из Москвы в Литовское великое княжество, но и это только предположение. Может быть, первопечатники покинули Москву даже с согласия самого царя, чтобы помочь развитию книгопечатания в Белоруссии, в условиях, когда родственная белорусская культура подвергалась преследованиям со стороны польских феодалов.

«Апостол» - первая русская печатная книга 1564 г.

Во всяком случае, через несколько лет после выхода «Часовника» печатники оказались в Литовском княжестве. Здесь они работали в Заблудове, белорусском местечке, принадлежавшем крупнейшему землевладельцу и гетману Ходкевичу. 8 июля 1568 г. печатники стали набирать первую свою книгу в Литве. Через 9 месяцев она вышла из печати. Петр Мстиславец вскоре покинул Заблудово и переехал в столицу Литвы Вильну (современный Вильнюс), где продолжал печатать книги. Иван Федоров остался в Заблудове и напечатал там еще одну книгу - «Псалтирь», окончив работу над ней в марте 1570 г.

Но Ходкевич состарился и больше не хотел утруждать себя хлопотами, связанными с печатанием книг. Он предложил первопечатнику прекратить дело и стать небольшим землевладельцем. Но Иван Федоров гордо ответил старому гетману, что найдет иное поле для своей деятельности, потому что хочет «рассевать духовные семена по вселенной», а не работать сохою.

И вот Иван Федоров вместе с семьей отправился в новые скитания. Он поехал в богатый украинский город Львов, где надеялся найти помощь. Но деньги ему удалось достать только у местных ростовщиков, и то с большим трудом.

Модель печатного станка XVI в.

В 1573 г. Иван Федоров приступил к созданию первой печатной украинской книги. Это был тоже «Апостол», походивший на московский экземпляр, только, пожалуй, более красивый. Он был напечатан в 1574 г.

В этом же году Иван Федоров выпустил во Львове первую славянскую печатную азбуку (букварь). В послесловии «Апостола» Иван Федоров рассказал о том, как составилась «друкарня», т. е. типография, в Москве и во Львове. По его словам, в Москве «получилось великое озлобление» против него не от самого царя, а от многих начальников и священнослужителей. Злоба их изгнала первопечатника из своего отечества и заставила переселиться в незнакомые страны. Когда же он поселился во Львове и начал устраивать печатное дело, то и здесь не встретил никакой помощи, хотя и обращался к богатым и благородным, кланялся им, стоя на коленях, ноги их омывал слезами.

«Апостол» был выпущен, но ростовщики потребовали уплаты долга, и напечатанные книги со всем оборудованием типографии остались у них в закладе. Так Иван Федоров опять сделался почти нищим.

Неожиданно он получил предложение работать у богатейшего украинского феодала - князя Острожского, создавшего свою типографию в городе Остроге. Иван Федоров переехал в Острог вместе со своей семьей. Здесь он начал устраивать новую друкарню. Из Острожской типографии вышла громадная книга «Библия», напечатанная двумя изданиями - в 1580 и 1581 гг.

Прожив несколько лет в Остроге, печатник опять вернулся во Львов. Богатый князь Острожский не постыдился преследовать его за долги, и суд постановил наложить арест на вещи Ивана Федорова. Так у печатника было отнято его последнее имущество.

Незаметно подошла старость и болезнь. Однажды к постели тяжелобольного печатника пришел один из ростовщиков и потребовал денег. Это было последним ударом. 6 декабря 1583 г. Иван Федоров умер. Необычна была надпись, которую друзья вырезали на могильном памятнике: «Иоанн Федорович, друкарь москвитин, который своим старанием печатание небывало обновил. Умер во Львове, года 1583, декабря 6». А под гербом Ивана Федорова была вырезана и другая надпись: «Друкарь книг, перед тем невиданных». Да, это воистину был первопечатник, друкарь книг, невиданных до него в России и на Украине.

Имя: Иван Федоров (Ivan Fedorov)

Дата рождения: 1510 г.

Возраст: 73 года

Деятельность: один из первых русских книгопечатников

Семейное положение: был женат

Иван Федоров: биография

Сегодня чтобы напечатать книгу, достаточно зарядить краской и нужным количеством бумаги принтер. Подождав три минуты (или полчаса – тут роль играет мощность устройства), любой желающий распечатает необходимую книгу – хоть Библию, хоть «Поваренную книгу анархиста». Раньше же для выполнения подобного рода дел пришлось бы приложить гораздо больше усилий и использовать гораздо больше ресурсов, а провести такую операцию могли единицы, в числе которых и Иван Федоров.

Детство и юность

О детстве первопечатника нет достоверной информации. По предположениям историков, Иван родился в 1510 году в Великом Московском княжестве. Во многом эта дата основана на заключениях советского историка Евгения Львовича Немировского, который нашел документ, указывающий, что в период с 1529 по 1532 год Иван проходил обучение в Ягеллонском университете, который расположен в Кракове, нынешней столице Польши.


Также, по мнению советских и российских историков, предки первопечатника были родом с земель, принадлежащих нынешней Республике Беларусь. После окончания Ягеллонского университета в 1532 году Федорова назначают диаконом церкви Николы Гостунского. Его непосредственным руководителем в те годы становится сам митрополит Макарий, с которым Ивану предстоит долгое сотрудничество.

Первая типография

В 1552 году принял знаковое решение – начать печатать книги на церковнославянском языке в Москве. До этого были аналогичные попытки напечатать книги на церковнославянском, но за рубежом.


Царь приказал, чтобы к нему привезли специалиста в области типографии, проживающего в Дании. Этим специалистом был Ганс Мессингейм, прославившийся своими работами не только у себя на родине. Под его руководством строилась первая типография на Руси.

По указу царя из Польши были привезены типографские станки и первые литеры – печатные элементы с символами церковнославянского алфавита. Позже их обновил и дополнил Васюк Никифоров, приглашенный царем в 1556 году. Также Никифоров стал первым русским гравером – это его работы можно найти в сохранившихся экземплярах книг, отпечатанных в той типографии.


Утвердившись в своих ожиданиях по поводу книгопечатания, Иван Грозный открывает Московский печатный двор, функционирующий и развивающийся за счет государственного бюджета. Происходит это событие в 1563 году.

Уже на следующий год будет издана первая и, к счастью, сохранившаяся книга печатного двора – «Апостол». Позже ее дополнит «Часослов». В обоих случаях активное участие в работе принимает Иван Федоров, о чем свидетельствуют выходные данные изданий. Считается, что царь назначил его учеником Мессингейма по совету митрополита Макария.


"Московский Апостол" Ивана Федорова

Неспроста полноценной дебютной работой издательства стала книга религиозного характера, как и в случае с Иоганном Гуттенбергом. Церковь тех лет существенно отличалась от нынешних церквей. Тогда в приоритете стояло образование народа, а все учебники так или иначе были связаны со священными писаниями.

Стоит упомянуть, что Московский печатный двор не единожды становился жертвой поджогов. Поговаривали, что это работа монахов-переписчиков, которые увидели в книгопечатании конкуренцию, способную снизить потребность в них или, как минимум, стоимость предоставляемых монахами услуг. Отчасти они были правы.


В 1568 году по указу царя Федоров перебирается в Великое княжество Литовское. В дороге Иван останавливается в городе Заблудове, расположенном в Гроднянском Повете. Его у себя приютил бывший военачальник Григорий Ходкевич. Узнав о том, чем Федоров занимается, Ходкевич, как действующий государственный деятель, попросил первопечатника помочь с открытием местной типографии. Открытие Заблудовской типографии состоялось в том же году.

Напечатав несколько пробных «книг» (в каждой из которых было не более 40 непронумерованных страниц и не было выходных данных), работники Заблудовской типографии под руководством Федорова издают первую и, по сути, единственную свою работу – книгу «Учительское Евангелие». Происходит это в 1568-1569 годах.


После этого издательство прекратило работу, поскольку, по мнению Ходкевича, появились дела поважнее. Под этими словами он подразумевал изменения в гражданской и политической жизни страны, связанные с подписанием Люблинской унии в 1569 году, что привело к объединению Литвы и Польши в единую страну – Речь Посполитую.

Эта новость не обрадовала Федорова, поэтому он решил перебраться во Львов, чтобы открыть там собственную типографию. Но и тут его ожидало разочарование – местные богачи не горели желанием инвестировать свои финансы в книгопечатание, а поддержки в лице духовенства Иван не нашел – местные священники были приверженцами переписывания книг от руки.


Тем не менее, какие-то деньги Федорову удалось выручить, и он стал печатать книги, продавать их во Львове, Кракове и Коломые, а на вырученные деньги печатать новые. В 1570 году Федоров издал «Псалтырь».

В 1575 году Ивану был предложен пост управляющего Дерманского Свято - Троицкого монастыря. Федоров согласился на эту должность, полагая, что книгопечатание стоит оставить в прошлом. Однако уже через два года первопечатник был занят постройкой новой типографии по просьбе (и на финансы) князя Константина Острожского.


Книга Ивана Федорова "Острожская Библия"

Острожская типография выпустила ряд образовательных книг: «Азбука», «Букварь» (дополненное и переработанное издание «Азбуки») и «Греческо-русскую церковнославянскую книгу для чтения». В 1581 году вышло издание Острожской Библии, ставшее третьей знаковой книгой в биографии Федорова (две предыдущие – «Апостол» и «Псалтырь»).

После издания Острожской Библии Федоров передал бразды управления типографией старшему сыну, а сам стал разъезжать по командировкам по Европе – делился опытом с зарубежными коллегами, узнавал о новых открытиях и разработках, представлял свои проекты высокопоставленным персонам (в числе которых – король Германии Рудольф Второй). Ознакомиться с примерами работ Федорова можно в Интернете – фото сохранившихся изданий выложены в свободном доступе.

Личная жизнь

О личной жизни Федорова тоже практически нет информации. Известно, что Иван был женат, и что у него было двое сыновей, старший из которых также стал книгопечатником (и даже получил соответствующее прозвище Друкар, в переводе с украинского «печатник»). Жена Федорова умерла еще до выезда мужа из Москвы. Есть теория, согласно которой умерла она как раз во время родов второго сына. Младенец тоже не выжил.

Смерть

Умер Иван 5 декабря 1583 года. Произошло это во время очередной командировки в Европу. Тело Федорова доставили во Львов, где похоронили на кладбище, расположенном на территории церкви Святого Онуфрия.

  • В те годы, когда жил первопечатник, фамилии в нынешнем понимании еще не прижились. Поэтому на выходных данных его изданий, а также в отдельных деловых бумагах, Иван подписывался по-разному: Иван Федоров («Апостол», 1564 год), Иван Федорович Москвитин («Псалтырь», 1570 год), Иван, Федоров сын, из Москвы («Острожская Библия», 1581 год).
  • Помимо церковной службы и книгопечатания, Федоров изготавливал многоствольные мортиры и отливал пушки.

  • Иван Друкар – сын Федорова - погиб спустя три года после смерти отца. Произошло это при невыясненных обстоятельствах, однако некоторые грешат на тех же монахов-переписчиков (что маловероятно).
  • Есть теория, согласно которой Федоров далеко не первый книгопечатник на Руси – печатать пробовали и раньше, но результаты были намного хуже, поэтому типографское ремесло с первого захода не прижилось.

Память

  • В 1909 году рядом со зданием Печатного двора поставили памятник Федорову.
  • В 1933 году изображение Ивана Федорова впервые появилось на марке. В 1983 и в 2010 появилось повторно.
  • В 1941 году режиссер Григорий Левкоев снял ленту «Первопечатник Иван Федорович».

  • 1977 год стал годом открытия музея Ивана Федорова во Львове. Позже его повредила группа религиозных фанатиков, однако сотрудникам музея и помощникам из числа добровольцев удалось восстановить здание и основную часть экспонатов.
  • В 1983 году монетный двор выпустил юбилейную монету с профилем Федорова в память о 400-летии со дня смерти.
  • Во многих городах России и Украины имеются улицы, названные в честь Ивана Федорова.

Иван Фёдоров родился между 1510 и 1530 годами. Точных сведений о дате и месте его рождения (равно как и вообще о его роде) нет. Генеалогическая трактовка его типографского знака, тождественного с гербом белорусского шляхетского рода Рагоза, дает основания предполагать о его связи с этим родом либо по происхождению, либо в результате приписки к гербу «Шренява» — в другом прочтении «Сренява» — так называемым «актом адаптации». К этому гербу принадлежало несколько десятков белорусских, украинских и польских фамилий.

В 1553 году Иоанн IV приказал построить в Москве особый дом для типографии, которая в 1550-е годы выпустила несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них).

Предполагают, что в этой типографии работал и Иван Федоров. Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Федорова и помогавшего ему Петра Мстиславца, стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это первая точно датированная русская книга.

Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга - «Часовник».
Через некоторое время начались гонения на печатников со стороны переписчиков. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское.

В 1566 году вместе с Петром Мстиславцем Иван Фёдоров оставил Москву и переехал на Украину. По одной версии это произошло из-за гонения церкви, но есть сведения и о том, что причиной была просветительская деятельность.
После отъезда из Москвы он жил и трудился в Заблудове, Остроге и Львове. Но и в Москве основанное им типографское дело продолжалось.

В Заблудове, небольшом местечке на западе Белоруссии, типографский станок появился в июле 1568 года. И хотя типография просуществовала всего около 2 лет, её роль в истории славянского книгопечатания велика: в те далёкие времена это было примером дружественных связей братских народов. Здесь были напечатаны "Учительное Евангелие", "Псалтырь" и "Часословец". За работу Ивану Фёдорову была предоставлена возможность вести безбедную жизнь шляхтича — землевладельца.

Но он решил иначе: собрал типографские инструменты, шрифты, нехитрые свои пожитки и отправился во Львов, где в скором времени тоже основал типографию.

Иван Фёдоров обратился с просьбой о помощи к зажиточным украинским ремесленникам, и через год, в 1573 году, уже начал печатать "Апостол". В книге есть послесловие: "Повесть... откуда начася и како свершися друкарня сiя" — это первый образец мемуарной литературы.

Львовское издание «Апостола» содержит в себе также вступительное слово от самого Ивана Фёдорова, где он рассказывает о гонениях: «Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли», которые его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые».


В начале 1575 года крупный украинский феодал князь Константин Острожский, давно уже думавший об издании полной славянской Библии, пригласил Ивана Фёдорова к себе на службу. Первопечатник увидел в этом приглашении возможность продолжать любимое дело и согласился.

Четвёртая в его жизни типография в Остроге (ныне около г. Ровно) была наиболее продуктивной. За неполных 4 года (1578—1581) она выпустила 5 изданий и среди них — прославленную Острожскую Библию. В острожских и иных украинских и беларуских изданиях Федоров подписывался как Иван Федорович.


Иван Фёдоров был разносторонне просвещённым человеком. Он не только занимался издательским делом, но и отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Первый русский книгопечатник имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В Дрезденском архиве найдена его переписка с саксонским курфюрстом Августом.

Между 26 февраля и 23 июля 1583 года он совершил поездку в Вену, где демонстрировал своё изобретение при дворе императора Рудольфа II. Определенное время он работал в Кракове и Вене, имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Федорова с саксонским курфюрстом Августом (письмо написано 23 июля 1583 года).

Жизненный путь Ивана Фёдорова закончился во Львове в 1583 году. 5 (15) декабря 1583 г. Иван Фёдоров скончался в предместье Львова. Похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре. В 1971 году при разборе монастырской стены были найдены останки первопечатника и его сына Ивана, загадочно умершего через 3 года после смерти отца.


В 1977 году в Святоонуфриевском монастыре был открыт музей Ивана Фёдорова. В 1990 году музей был выселен из этого помещения в связи с передачей монастыря ордену василиан, и все его экспонаты хранились в подвалах Львовской картинной галереи. В 1997 музей вновь открыт в новом помещении под названием «Музей искусства старинной украинской книги».

Каково значение Ивана Федорова в истории книгопечатания?

Был ли он первопечатником на Украине, и непосредственно во Львове?

По мнению украинских исследователей Ореста Мацюка, Якима Запаско и Владимира Стасенко, в XV веке во Львове существовала типография, которую в 1460 году её владелец Степан Дропан подарил монастырю св. Онуфрия .

Доклады и сообщения по русскому языку

К теме: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Имя первопечатника Ивана Фёдорова хорошо известно и в нашей стране, и за её пределами. Раньше его считали не более чем ремесленником, но исследования последних десятилетий открыли новые стороны деятельности Ивана Фёдорова. Теперь мы видим в нём просветителя, писателя, педагога, художника, общественного деятеля. Но, конечно же, прежде всего он является для нас основателем книгопечатания в России и на Украине.

По малочисленным данным, Иван Фёдоров учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра. Безусловно, это был хорошо образованный для того времени человек. Свою деятельность он начал вместе со своим помощником Петром Мстиславцем, будучи дьяконом одной из кремлёвских церквей.

1 марта 1564 года из Московского печатного двора вышла первая в России печатная книга под названием "Апостол", выполненная с большим техническим и художественным мастерством. Иван Фёдоров выступил здесь не только как печатник, но и как редактор. В издании много иллюстраций: на форзаце изображён апостол Лука, в книге - 48 заставок и концовок, шрифт разработан на базе московского полуустава. Кроме "Апостола", в Москве вышло 2 издания "Часовника". Но Иван Фёдоров печатал не только церковные книги - им был напечатан первый русский букварь.

В 1566 году вместе с Петром Мстиславцем Иван Фёдоров оставил Москву и переехал на Украину. По одной версии это произошло из-за гонения церкви, но есть сведения и о том, что причиной была просветительская деятельность. После отъезда из Москвы он жил и трудился в Заблудове, Остроге и Львове. Но и в Москве основанное им типографское дело продолжалось. Была создана также типография в Казани. Издания Ивана Фёдорова до сих пор находят в книгохранилищах всего мира.

В Заблудове, небольшом местечке на западе Белоруссии, типографский станок появился в июле 1568 года. И хотя типография просуществовала всего около 2 лет, её роль в истории славянского книгопечатания велика: в те далёкие времена это было примером дружественных связей братских народов. Здесь были напечатаны "Учительное Евангелие", "Псалтырь" и "Часословец". За работу Ивану Фёдорову была предоставлена возможность вести безбедную жизнь шляхтича - землевладельца. Но он решил иначе: собрал типографские инструменты, шрифты, нехитрые свои пожитки и отправился во Львов, где в скором времени тоже основал типографию - первую на украинской земле. Делом это было непростым: требовались немалые средства. Иван Фёдоров обратился с просьбой о помощи к зажиточным украинским ремесленникам, и через год, в 1573 году, уже начал печатать первую украинскую печатную книгу "Апостол". В книге есть послесловие: "Повесть... откуда начася и како свершися друкарня сiя" - это первый образец украинской мемуарной литературы.

В начале 1575 года крупный украинский феодал князь Константин Острожский, давно уже думавший об издании полной славянской Библии, пригласил Ивана Фёдорова к себе на службу. Первопечатник увидел в этом приглашении возможность продолжать любимое дело и согласился. Четвёртая в его жизни типография была наиболее продуктивной. За неполных 4 года (1578-1581) она выпустила 5 изданий и среди них - прославленную Острожскую Библию.

Острожская Библия сыграла огромную роль в истории культуры восточнославянских народов. В своё время она явилась для Запада своеобразным свидетельством идеологической и нравственной зрелости русских, украинцев и белорусов. Важно подчеркнуть и роль этой книги в развитии естественнонаучных и технических знаний на Руси: Библия содержала сведения по астрономии и математике, химии и географии, биологии и медицине.

Иван Фёдоров был разносторонне просвещённым человеком. Он не только занимался издательским делом, но и отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Первый русский книгопечатник имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В Дрезденском архиве найдена его переписка с саксонским курфюрстом Августом.

Жизненный путь Ивана Фёдорова закончился во Львове в 1583 году. Украинский и русский народы помнят своего просветителя и первопечатника. С 1959 года книгоиздатели и книговеды ежегодно проводят Фёдоровские чтения, посвященные важным проблемам истории книги и книжного дела. Вышло большое количество научных трудов, посвященных деятельности "друкаря книг пред тем невиданных".

В 1909 году в Москве по инициативе Московского археологического общества на средства, которые собирались народом 39 лет, был открыт памятник первопечатнику Ивану Фёдорову. Авторы этого памятника: скульптор В. Волнухин и архитектор И. Машков. Иван Фёдоров изображён с только что отпечатанным оттиском книги "Апостол", который он держит в руке.

"Доклады и сообщения по русскому языку" В.А. Крутецкая. Дополнительные материалы, полезная информация, интересные факты. Начальная школа.