Бе 200 самолет амфибия технические характеристики.

Разработка: ТАНТК им. Г.М. Бериева
Первый полет: 1998

Базовая конфигурация самолета-амфибии Бе-200 предназначена для тушения лесных пожаров водой или огнегасящими жидкостями с воздуха. При этом решаются следующие задачи:

  • остановка и сдерживание распространения средних и крупных лесных пожаров созданием заградительной полосы путем многократных сбросов огнегасящей жидкости на кромку пожара;
  • ликвидация мелких и зарождающихся лесных пожаров; доставка в район бедствия и возвращение на базу пожарных команд и средств пожаротушения путем посадки на заранее выбранную акваторию или аэродром.

Кроме того, самолёт может выполнять:

  • грузопассажирские перевозки,
  • поисково-спасательные работы,
  • экологический мониторинг,
  • патрулирование исключительной экономической зоны и морских границ.

Бе-200 можно быстро и с минимальными трудозатратами переоборудовать в модификации:

  • транспортный;
  • пассажирский (Бe-210);
  • поисково-спасательный;
  • санитарный.

Все возможности пожаротушения при этом сохраняются. Ведутся работы по созданию административного варианта самолета.

Бе-200 может эксплуатироваться с аэродромов класса Б с длиной полосы 1800 м и водных акваторий длиной не менее 2300 м при глубине водоема не менее 2,5 м. Самолет способен взлетать и садиться на воду при высоте волны до 1,3 м, при этом специальные меры защиты от коррозии позволяют эксплуатировать самолет в открытом море.

В районах с плохо развитой наземной инфраструктурой Бе-200 может базироваться на бетонированной площадке размером 130 х 70 м, оборудованной гидроспуском. Рабочее проектирование Бе-200 проведено с учетом норм летной годности FAR-25 (США), что позволит облегчить сертификацию самолета по нормам Федерального авиарегистра США (FAA) и Европейского авиарегистра (JAA).

Самолёт Бе-200ЧС, созданный для МЧС России, предназначен для решения следующих основных задач:

  • пожаротушение;
  • доставка групп спасателей, необходимого оборудования и грузов первой необходимости в районы стихийных бедствий с посадкой на ближайшие аэродромы и водоемы;
  • эвакуация пострадавших из зоны бедствия, поиск и обнаружение кораблей и судов, терпящих бедствие;
  • точное определение координат очагов чрезвычайной ситуации;
  • классификация обнаруженных целей визуально и с помощью бортовых технических средств;
  • перевозка пожарных команд и грузов.

В настоящее время ограничение ресурса самолёта не установлено, эксплуатация осуществляется по состоянию. Назначенный срок службы самолёта - 30 лет.

Возможности самолета-амфибии Бе-200 позволяют брать на борт до 12 тонн воды. Заправка водой осуществляется как на аэродроме, так и на открытом водоеме в режиме глиссирования за 14 секунд. На борту самолета установлены баки для химических жидкостей общим объемом 1,2 м 3 . Сброс воды может выполняться как одновременно из всех баков, «залпом», так и последовательным открытием створок водяных баков.

Благодаря высокой скорости полета Бе-200 имеет большую производительность по количеству сбросов воды за один час. При расстоянии «аэродром - пожар» - 100 км и «аэродром – водоем» - 10 км за одну заправку топливом самолет способен сбросить на очаг пожара до 270 т воды. Высокая скороподъемность самолета является значительным преимуществом при пожаротушении в ограниченном рабочем пространстве, например в горных областях и при заборе/сбросе воды при наличии препятствий.

Проектирование самолета-амфибии началось в 1990 г. под руководством главного конструктора ТАНТК им. Г.М. Бериева А.В. Явкина на основе самолета-амфибии А-40 «Альбатрос», от которого Бе-200 отличается уменьшенными размерами. Впервые проект самолёта был представлен в 1991 г. на авиационно-космической выставке в Париже.

Бе-200 впервые был поднят в воздух 24 сентября 1998 г. с аэродрома Иркутского авиационного производственного объединения. С воды машина взлетела 10 сентября 1999 г. в Таганроге.

В августе 2001 г. самолет сертифицирован в соответствии с нормами летной годности АП-25. В том же году на Иркутском Авиационном Производственном Объединении (в настоящее время - ОАО «Корпорация «Иркут») начато серийное производство самолетов-амфибий Бе-200.

27 декабря 2000 г. получен сертификат типа по шуму на местности № СШ 118-Бе-200, а 10 августа 2001 г. самолет получил сертификат типа воздушного судна ограниченной категории № СТОК 201-Бе-200.

Первым заказчиком Бе-200 выступило МЧС России. В 1996 г. с МЧС РФ было подписано рамочное соглашение о поставке для МЧС РФ 15 самолетов Бе-200. В 2000 г. подписанный в 1997 г. договор на приобретение МЧС РФ 7 самолетов-амфибий типа Бе-200 был переоформлен в 2001 г. в госконтракт на общую сумму около 5 млрд. рублей. По контракту предусматривается не только закупка самолетов, но и первые шаги по созданию инфраструктуры – создание учебных центров, оборудования наземного обслуживания самолетов, баз технического обслуживания, гидробазы в Геленджике или Таганроге и пр. Планировалось также, что соответствующим НИИ будет выдано задание на исследование водоемов, как возможных мест базирования Бе-200.

Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200 был впервые продемонстрирован на 4-ой международной выставке корабельной и морской авиации «Гидроавиасалон-2002» 4-8 сентября 2002 г. в Геленджике. Там же новый российский гидросамолет установил 9 мировых рекордов.

Бе-200 демонстрировался во Франции, Германии, Италии, Греции, Малайзии, Китае, Индии, ОАЭ. Тушил лесные пожары в России, Италии, Португалии и Индонезии. Так, в 2004-2005 годах Бе-200ЧС успешно эксплуатировался в Италии в рамках договора между ОАО «ТАНТК имени Г.М. Бериева» и компанией SOREM, которая является официальным оператором противопожарной техники Департамента гражданской защиты (Protezione Civile) Италии. В 2006 году был подписан контракт между ТАНТК им. Г.М. Бериева и Национальной службой пожарной охраны и гражданской обороны Португалии о лизинге Бе-200ЧС. В соответствии с ним самолет-амфибия Бе-200ЧС тушил лесные пожары на территории континентальной Португалии. Его пилотировали французские, американские, итальянские пилоты, и все дали высокую оценку его техническим характеристикам и возможностям.

Для осуществления программы продвижения самолета-амфибии Бе-200 на мировой рынок в августе 2005 г. образовано совместное предприятие ЗАО «БЕТА ИР», в состав которого вошли европейский концерн EADS, Корпорация «Иркут», ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» и швейцарская фирма «ИЛТА Трейд Файненс С.А.». Продвижение Бе-200 в Азиатско-Тихоокеанском регионе осуществляется совместно с малазийской компанией DRB-HICOM Defenсe Technologies SDN BHD.

На базе Бе-200 создана модификация Бе-200ЧС для МЧС России. Помимо пожаротушения, оборудование самолета Бе-200ЧС позволяет решать широкий круг задач по обнаружению очагов чрезвычайных ситуаций, проведению поисково-спасательных работ на воде и в прибрежных зонах.

Первый серийный самолет-амфибия Бе-200ЧС совершил полет с аэродрома в Иркутске 17 июня 2003 года и, начиная с этого года, находится на службе авиации МЧС России. К настоящему времени заказчику уже передано четыре серийных самолета. Кроме Бе-200ЧС, также предусмотрено создание грузо-пассажирской и патрульной модификаций.

В 2003 году на самолёт модификации Бе-200 ЧС были получены: сертификат типа по шуму на местности № СШ136-Бе-200ЧС, сертификат типа воздушного судна ограниченной категории № СТОК220-Бе-200ЧС, сертификат типа № СТ229-Бе-200ЧС, а также дополнение к сертификату типа № СТОК 220-Бе-200ЧС/ДО1, дающее возможность выполнения полетов по международным воздушным трассам.

В период с 30 января по 19 февраля 2004 г. самолет Бе-200ЧС успешно прошел сертификационные испытания в условиях низких температур наружного воздуха (-36 градусов С, -42 градусов С, -47 градусов С и -52 градусов С). Для каждой из указанных температур было определено время, необходимое для приведения систем самолета в состояние готовности к выполнению полета.

В 2007г. руководство Корпорации «Иркут» приняло решение о переносе с 2008 г. производства Бе-200 с Иркутского авиационного завода (ИАЗ) на авиационный завод в г. Таганроге (ОАО «Таганрогская авиация» - «Тавиа»). Решение о переносе производства связано с тем, что иркутский завод загружен выполнением контрактов на производство многоцелевых самолетов СУ-30 и учебно-боевых самолётов Як-130.

У России сегодня имеется всего шесть самолётов Бе-200 (четыре переданы МЧС России, два опытных самолета находятся в собственности «ТАНТК имени Г.М.Бериева»).

31 января 2007 года получено дополнение к сертификату типа № СТ229-Бе-200ЧС/Д-02, позволяющее использовать самолет в пассажирском варианте.

25 мая 2010 года получено дополнение к сертификату типа № СТ229-Бе-200ЧС/Д03 на самолет Бе-200ЧС-Е, оборудованный "англоязычной кабиной".

7 сентября 2010 года получен европейский сертификат типа EASA.IM.A.114 на самолет Бе-200ЧС-Е.

В 2008 г. один самолет Бе-200ЧС поставлен иностранному заказчику в Азейбарджан.

В 2010 году подписано соглашение между ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" и МЧС РФ о поставке новых самолетов Бе-200ЧС.

Бе-200 – это принципиально новый шаг в гидросамолетостроении. В России у него нет конкурентов, и, вероятно, после того, как Бе-200 будет сертифицирован за рубежом и адаптирован под условия заказчика, не будет серьезных конкурентов и в мире.

История создания http://сайт/ru/aircraft/lineup/special/Be-200/#history

Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200 является представителем нового поколения гидросамолетов. Последние достижения в области гидродинамики дали возможность создать Бе-200 с аэродинамическими характеристиками не хуже, чем у сухопутных транспортных самолетов аналогичного класса.

Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом, Т-образным хвостовым оперением, двумя подкрыльевыми поплавками и лодкой большого удлинения с переменной поперечной килеватостью.

Крылья Бе-200 получили развитую взлетно-посадочную механизацию. Была применена автоматическая система довыпуска закрылков, выдвигающая их во взлетное положение на разбеге, только на высокой скорости, когда высота брызговых струй заметно снижается.

Планер самолета изготовливается в основном из алюминиевых сплавов повышенной коррозионной стойкости, а в конструкции таких частей планера как носовые и хвостовые отсеки крыла, рули, элероны, закрылки, интерцепторы, хвостовые отсеки киля и стабилизатора, гидрощитки, поплавки широкое применение нашли различные композиционные материалы.

Специально для Бе-200 украинским ЗМКБ «Прогресс» и ОАО «Мотор Сич» была создана и построена специальная «морская» коррозионностойкая модификация перспективного, высокоэкономичного двигателя Д-436 - Д-436ТП. Два двигателя устанавливаются на пилонах над корневой частью крыла для защиты от попадания воды внутрь при приводнении.

Особенностью Бе-200 по сравнению с другими самолетами-амфибиями является полностью герметичный фюзеляж, что позволяет использовать этот самолет для выполнения широкого круга задач. Грузовая кабина самолета впервые в практике отечественного гидросамолетостроения, сделана герметичной на всю длину лодки, при этом все компоненты специальной системы пожаротушения, в том числе и объемные баки для воды, разместили под полом кабины.

Современный интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования АRIА-200М обеспечивает навигацию и управление полетом в сложных метеорологических условиях, в любом районе земного шара, а также в любое время года и суток - в соответствии с требованиями III категории ICAO. Открытая архитектура комплекса дает возможность изменять его конфигурацию в соответствии с требованиями заказчика. Вся информация для экипажа, состоящего из двух летчиков, выводится на шесть жидкокристаллических цветных многофункциональных электронных индикаторов, расположенных на приборной доске. Обычные приборы используются только в качестве резервных, на случай возможных отказов электроники.

Бе-200 обладает высокими маневренными и пилотажными качествами, жизненно необходимыми для противопожарного самолета. Бе-200 - первая машина ТАНТК оснащённая трехканальной электродистанционной системой управления ЭДСУ-200. Кабина экипажа оснащается «истребительными» ручками управления вместо традиционных штурвалов.

Специально для Бе-200 разработана специальная система пожарного оборудования, способная набирать в емкости воду на скоростях глиссирования самолетов-амфибий в диапазоне 0,9 - 0,95 от скорости взлета. Модификация Бе-200ЧС отличается от базового варианта наличием дополнительного оборудования. На самолете установлены новые системы ЭДСУ и СПУ-200ЧС, бортовая система наблюдения AOS, система внешнего звукового оповещения SGU-600, прожектор SX-5. В грузовой кабине оборудованы рабочие места для двух наблюдателей, оснащенные блистерами для визуального поиска целей, а также размещены надувная шлюпка «Орион-25С» и грузовое оборудование. Стенки и потолок кабины закрыты декоративными панелями изготовленные британской фирмой AIM Aviation.

Особенности конструкции http://сайт/ru/aircraft/lineup/special/Be-200/#design-features

Схема http://сайт/ru/aircraft/lineup/special/Be-200/#scheme

размах крыла (м)

длина самолета (м)

высота самолета (м)

площадь крыла (м 2)

угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (град)

диаметр фюзеляжа (м)

колея шасси (м)

Основные характеристики двигателя

тип, модель двигателя

ТРДД Д436-ТП

количество двигателей (шт)

максимальная взлетная тяга (MCA, H=0) (кгс)

максимальная бесфорсажная тяга (MCA, H=0) (кгс)

расход топлива (кг/кгс·ч (кг/Н·ч))

Массовые характеристики

максимальная взлетная масса (кг)

с суши - 37900

с суши - 42000

с воды - 37200

с воды - 40000

максимальная полезная нагрузка (масса воды, принимаемая в баки) (кг)

масса пустого самолёта (кг)

общая емкость фюзеляжных топливных баков (л)

Летно-технические характеристики

скорость полета (км/ч)

максимальная дальность полёта (км)

максимальная дальность полёта с максимальной полезной нагрузкой (км)

длина разбега (суша/вода) (м)

длина пробега (суша/вода) (м)

высота полёта (м)

Мореходность

высота волны (м)

минимальная глубина водоёма для эксплуатации (м)

Размеры грузовой кабины

высота (м)

максимальная ширина (м)

площадь пола (м 2)

объём (м 3)

Ресурс самолёта

календарный

Пожаротушение

максимальный объём баков для воды (м3)

максимальный объём химжидкости, (м3)

скороподъемность после забора воды на глиссировании (43 т, уровень моря) (м/с)

скорость при наборе воды на глиссировании (км/ч)

время набора воды на глиссировании (сек)

минимальная скорость сброса воды (км/ч)

минимальная высота сброса (м)

Поиск и спасение на воде, санитарные перевозки

высоты патрулирования (м)

скорость патрулирования (км/ч)

число пострадавших:

С размещением на бортовых откидных сидениях (чел.)

С размещением на носилках (чел.)

время патрулирования (ч)

Транспортировка грузов

дальность полета
(8000 м, АНЗ 1 час,Gкн=5 т.), км

грузолюк, м

поддоны, тип ПА 1,5, шт.

контейнеры, тип LD3, шт.

Летно-технические характеристики http://сайт/ru/aircraft/lineup/special/Be-200/#aircraft-specific

Первый полет машины состоялся в 1998 году. По ряду характеристик она не имеет аналогов во всем мире. Давайте подробнее познакомимся с этим необычным аппаратом!

Общая характеристика

Изначально самолет БЕ-200 выпускался на мощностях Иркутского авиазавода, однако в 2008 году производство перенесли в Таганрог. Первая серийная модель сошла с конвейера в 2000 году.

БЕ-200 может осуществлять взлет и посадку как на земле, так и на воде. Благодаря широкому спектру возможностей он считается многоцелевой машиной. Самолет используют для перевозки пассажиров и грузов, охраны и патрулирования акватории, спасательных миссий и тушения пожаров. Есть все основания предполагать, что в БЕ-200 станет основной машиной для российского МЧС.

Разработка самолета началась еще в середине 90-х, однако тогда конструкторы активно применяли технические решения, реализованные в гидросамолете «Альбатрос». Позже подход изменили в пользу поиска новых решений, которые позволили бы создать машину более высокого уровня.

На сегодняшний день, кроме пассажирской и грузовой, существуют пожарная, патрульная и спасательная модификации самолета. Модель активно эксплуатируется российским МЧС. Кроме того, постепенно налаживается экспорт самолета-амфибии.

Предпосылки для создания

Лесные пожары являются страшным стихийным бедствием, которое ежегодно приводит к многочисленным жертвам и наносит миллиарды долларов ущерба по всему миру. Учитывая, какую огромную площадь лес занимает в России, для нашей страны эта проблема стоит особенно остро. Каждый год стихия уничтожает огромные участки тайги. Для борьбы с огнем задействуются тысячи эмчеэсников, сотни единиц техники и огромное количество денег.

Одним из самых эффективных средств борьбы с лесными пожарами является авиация. Тонны воды, сбрасываемые с неба, могут погасить любой источник возгорания. В мировой практике для решения этих задач используют десятки различных самолетов и вертолетов. Как правило, под пожарные самолеты переоборудуют обычные серийные аналоги. Рассматриваемая нами модель изначально создавалась с акцентом на применение в спасательных операциях. Благодаря уникальным характеристикам самолет БЕ-200 стал особенно эффективным в борьбе с огненной стихией.

Производство

Разработка самолета-амфибии БЕ-200 началась еще в середине 90-х. Однако всерьез этой машиной занялись лишь в 1992 году. При создании самолета учитывались западные стандарты, что облегчило в дальнейшем сертификацию аппарата в Америке и Европе.

Первый прототип собрали на мощностях Иркутского авиастроительного завода. В 1998 году он совершил свой первый перелет в Таганрог для дальнейших испытаний. Спустя год в Иркутске был запущен серийный выпуск самолета. С тех пор модель формально стала называться БЕ-200ЧС. В 2003 году российское МЧС заказало семь самолетов БЕ-200. В том же году заказ был выполнен.

В 2008 году производство гидросамолета было перемещено в Таганрог. Через два года БЕ-200 был сертифицирован в Европе. В 2011 году, с учетом опыта первых лет эксплуатации машины, была проведена ее модернизация. Изменения коснулись в первую очередь оборудования кабины пилотов. Самолет оснастили навигационно-пилотажным комплексом ARIA-200, который позволяет двум пилотам не только управлять самолетом, но и осуществлять забор воды и тушение пожара.

С 2003 года самолет-амфибия активно использовался для борьбы с лесными пожарами не только в России, но и за границей. Работы у этой машины всегда было много. В 2015 году она привлекалась для поиска обломков пассажирского самолета Airbus A320-216, потерпевшего крушение в Яванском море. В этом же году БЕ-200 поучаствовал в поисково-спасательных работах МЧС в Охотском море, на месте гибели рыболовного судна «Дальний Восток».

Конструкция

Многоцелевой самолет-амфибия БЕ-200 сконструирован по нормальной аэродинамической схеме. Он представляет собой высокоплан со стреловидным крылом (с углом передней кромки 23°) и Т-образным оперением хвостовой части. В корпусе используются титановые и алюминиевые сплавы, обладающие повышенной устойчивостью к коррозии. Кроме того, в конструкции присутствуют детали из композитных материалов. Герметичный фюзеляж самолета представляет собой лодку большого удлинения. Баки для воды располагаются в подполье грузового отсека. Посредством водонепроницаемых перегородок фюзеляж разделен на несколько отсеков.

В области центроплана на фюзеляж установлены обтекатели, которые плавно переходят в пилоны моторов. В обтекателях находятся пневмо- и гидросистемы самолета. В них же, в специальный отсек, убирается трехстоечное шасси, каждая стойка которого оснащена парой колес. Управляться может только передняя стойка.

Силовая установка

Силовая установка самолета БЕ-200 включает в себя пару двухконтурных турбореактивных моторов модели 1Д-43,6ТП. Каждый из них развивает 7500 кгс тяги. Благодаря удачному расположению двигателей и воздухозаборников вода не попадает в них при осуществлении взлета и посадки.

Система забора и сброса воды

Пожарный самолет БЕ-200 имеет 8 баков для воды, расположенных в подполье грузового отсека. Каждый из них делится на два секции посредством продольной перегородки. Каждая секция оснащается отдельной створкой для сброса воды и дренажной трубой, которая выводится на воздух.

В межбаковом пространстве установлена система для забора воды во время глиссирования. Самолет берет на борт до 12 тонн воды. На ее забор в баки при глиссировании уходит примерно 12-14 секунд. Когда очаг возгорания находится на расстоянии до 10 км от водоема, БЕ-200 на одной заправке может сбросить на него 300 тонн воды. Зарубежных аналогов, которые могли бы похвастать аналогичной продуктивностью работы, просто не существует. Фото самолета БЕ-200, представленное ниже, показывает, как он сбрасывает воду, окрашенную в цвета флага РФ, на авиационном салоне МАКС-2009.

Сброс воды можно осуществлять как залпом, так и отдельно из каждого бака, что в значительной степени повышает эффективность самолета. Комплекс ARIA-200 способен вывести машину к точке предыдущего выброса воды автоматически, что крайне важно для работы в условиях задымления.

Морское оборудование

Гидросамолет оснащается также морским оборудованием. Он имеет водный руль, оборудование для швартовки и перегрузки, а также устройства для буксировки на воде. Самолет может принимать на свой борт плавучие контейнеры и плавсредства. Кроме того, его можно оснастить роликовыми дорожками и тельфером для погрузки.

Отметим основные параметры машины:

  1. Размах крыла - 32,7 м.
  2. Площадь крыла - 117,44 м.
  3. Длина - 32,05 м.
  4. Высота - 8,9 м.
  5. Экипаж - 2 человека.
  6. Пассажировместимость - 65 человек.
  7. Мотор - 2*Д-43,6ТП.
  8. Масса пустого самолета - 28 т.
  9. Крейсерская скорость - до 710 км/ч.
  10. Дальность полета - 3600 км.
  11. Эксплуатационный потолок - 8 км.

Модификации

Кроме базовой версии, самолет получит ряд модификаций.

БЕ-200П

Патрульная версия самолета, которая оснащена оборудованием для продолжительного нахождения в воздухе и наблюдения. Экипаж машины увеличен до 9 человек, двое из которых - пилоты.

Патрульный самолет предназначен для выполнения таких задач:

  1. Поиск суден-нарушителей и определение их координат.
  2. Классификация обнаруженных целей визуальным и электронным путем.
  3. Определение принадлежности судна-нарушителя к тому или иному государству или флоту.
  4. Передача данных об обнаруженные целях в органы береговой охраны.
  5. Арест нарушителя.
  6. Наведение патрульных судов на корабль-нарушитель.
  7. Документирование места и времени нарушения государственной границы или незаконной рыбной ловли в прибрежной зоне.
  8. Транспортировка личного состава и грузов.
  9. Участие в спасательных кампаниях.

Все перечисленные задачи самолет может выполнять в любое время суток и при любых погодных условиях. Максимальное время патрулирования при удалении от аэродрома базирования на 500 км составляет почти 6 часов.

БЕ-200ПС

Представляет собой поисково-спасательный самолет, который является модернизацией версии БЕ-200П. Экипаж состоит из 7 человек, два из которых - пилоты. Самолет предназначен для поиска, спасения и эвакуации пострадавших в стихийных бедствиях и катастрофах.

Он способен осуществлять:

  1. Доставку спасателей (до 50 человек) и спасательного оборудования к месту бедствия.
  2. Доставку грузов первой необходимости в район бедствия.
  3. Эвакуацию пострадавших (не более 60 человек).
  4. Поиск кораблей, терпящих бедствие, и определение их координат.
  5. Классификацию целей визуальным и электронным путем.

БЕ-200Т

Транспортная модификация, которая может применяться как в пассажирском (на 19 человек), так и в грузовом исполнении. Грузовая кабина оснащена погрузочным тельфером и роликовыми дорожками. Благодаря этому погрузку и выгрузку можно осуществить без использования дополнительного аэродромного оборудования. Транспортный самолет БЕ-200 приспособлен под перевозку поддонов или контейнеров всех основных типоразмеров.

БЕ-210

Это пассажирская версия, которая при шаге кресел в 0,75 м вмещает в себя 72 пассажира. Есть комфортабельный административный вариант компоновки салона, в котором количество пассажиров уменьшено. Внутреннее убранство пассажирского самолета было разработано и выполнено английской компанией AIM Aviation. По желанию заказчика возможны и другие варианты исполнения самолета, оптимизированные под конкретные задачи. К примеру, машина может оснащаться силовой установкой зарубежного производства. Так, уже прорабатывается перспектива создания самолета БЕ-200РР с двигателями модели BR-715 от компании Rolls-Royce Deutschland.

Заключение

Самолет-амфибия БЕ-200, характеристики которого мы рассмотрели, безусловно, является уникальной машиной. Тот факт, что ему нет аналогов во всем мире, отлично это подтверждает. Универсальность и продуктивность летательного аппарата сделали его незаменимым помощником для сотрудников МЧС.

В мировой авиации хорошо знают выдающееся изобретение российских авиаконструкторов - пожарный самолет Бе-200. Эта машина, несмотря на относительно юный возраст модели, уже заслужила признание специалистов по чрезвычайным ситуациям не только в Российской Федерации, но и за ее пределами.

Но мало кто знает, что этот самолет - уменьшенный аналог другого уникального самолета - «Альбатроса», самой большой в мире реактивной «амфибии». Его разрабатывали для целей противолодочного комплекса.

Самолет Бе-200

История создания Бе-200

Реактивный самолет-амфибия Бе-200 стал продолжателем легендарной истории, которую начали гидропланы КБ Георгия Бериева еще в годы Великой Отечественной войны. Конструктор уже в послевоенные годы оценил преимущество реактивной тяги для авиапромышленности. В то время его КБ занималось разработкой первых корабельных крылатых ракет. А в 1955 году был создан и позже запущен в серию первый реактивный гидросамолет Бе-10.

Со временем гонка вооружений привела к преимуществу крылатых ракет, и роль противолодочных и противокорабельных авиационных средств начали играть ракетоносцы.

Технические характеристики самолета на то время имели серьезные показатели:

  • экипаж - 3 человека;
  • макс. взлетный вес - 48.5 тонны;
  • макс. скорость - 910 км/ч;
  • практический потолок - 12.5 км;
  • макс. дальность - 3150 км без дозаправки;
  • макс. масса боевой нагрузки - 3.36 тонны;
  • вооружение его составляли торпеды и авиабомбы.

На некоторое время о гидроавиации в таганрогском КБ забыли. Но к началу 80-х наработки конструкторов получили новую жизнь. Фото самолета представлено ниже.

Еще в 1975 году новый руководитель КБ Бериева Алексей Константинов выдвинул инициативу в создании современного реактивного противолодочного самолета-амфибии с возможностью взлета с воды и аэродромов. В начале 80-х Минобороны СССР поставил перед конструкторами задачу по созданию многофункционального самолета-амфибии, который мог вести разведку, уничтожать подлодки и даже авианосцы. Тогда и была заложена основа А-40 - «Альбатроса» - родоначальника семейства реактивных гидросамолетов, к которому принадлежит и Бе-200.

В конструкции лайнера была применена революционная схема размещения двигателей. Они были расположены за крылом и подняты над его плоскостью. Такая схема уводила их подальше от водной поверхности.

Надо отметить, что на тот момент перед инженерами стояла задача создать амфибию, способную подняться из воды в шторм с высотой волн до 2 метров. Первую машину выкатили из цеха Таганрогского экспериментального завода в сентябре 1986 года. В мае 1987 года начались морские испытания, которые подтвердили возможность взлета и посадки «Альбатроса» на двухметровую волну.

Таким образом, уже в те годы была заложена основа для создания «Альбатроса». А о необходимости создания спасательного варианта суперамфибии в КБ вынуждены были прийти после катастрофы на подлодке «Комсомолец» в 1987 году.

В 1989 году Таганрогский авиазавод был переименован в ТАНТК имени Бериева. Тогда впервые и появился проект многоцелевого гидросамолета с ярко выраженными амфибийными свойствами - Бе-200.

Экспериментальная модель спасательного варианта еще в 1991 году была продемонстрирована на международном авиасалоне в Ле Бурже. Тогда вопреки протоколу на его борт поднялся президент Франции Франсуа Миттеран, а самолет назвали «мисс Париж» за изящные формы и поразительные технические характеристики.

Опытные образцы с распадом СССР не получили финансирования и лишь проходили различные доработки. Тем не менее, на них было установлено более 140 мировых рекордов.

Современность

В 2003 году МЧС России спасло «Альбатрос» от полного забвения. Заказ на Бе-200 стал новой эрой в российской гидроавиации. В сентябре 2006 года в Геленджике проходила международная выставка «Гидроавиасалолн». Во вневыставочной программе российская суперамфибия тогда установили сразу 8 мировых рекордов. В настоящее время на базе «Альбатроса» создаются модификации для работы в составе поисково-спасательных, патрульных и других многоцелевых подразделениях Вооруженных Сил России.

Если вам интересно, сколько воды берет Бе-200, то он способен на скорости 150-190 км/ч набирать 12 тонн в баки.

При разработке Бе-200 была использована модель А-40, уменьшенная на четверть. Под нужды пожаротушения была пересмотрена и геометрия крыла, которое необходимо было защитить от попадания брызг. Необходимо было пересмотреть и главную проблему всех амфибий - коррозию, связанную с работой в водной среде.

В конструкцию были включены листовые металлы и углепластик. Особое внимание было уделено и мореходности силовой установки, которая вдобавок еще должна была работать и в условиях высокой температуры лесных пожаров.

Несколько самолетов, которые вышли позже 2011 года, были оборудованы новым комплексом пилотажно-навигационного оборудование ARIA-200, который позволяет экипажу всего из двух человек решать одновременно с пилотированием еще целый ряд специфических задач:

  • возможность захода на очаг пожара и в акваторию для забора воды Бе-200;
  • осуществление посадки на аэродромы, которые имеют оборудование по I и II категориям;
  • способность к позиционированию положения при полете в группе при плохой видимости, опция, получившая название «стеклянная кабина».

Серийный самолет БЕ-200 ЧС презентовали в ТАНТК имени Бериева в 2016 году. К его уникальным способностям относится прежде всего возможность в режиме глиссирования за 15 секунд набирать до 12 тонн воды. На сегодняшний день конкурентов у машины в мире не существует. При наличии в зоне стихийного бедствия водоема самолет способен в считаные минуты осуществлять дозаправку и возвращаться к месту ликвидации возгорания. При этом так он может курсировать довольно долгое время.

Специфика работы еще на этапе конструирования продиктовала перед конструкторами задачу по взлету самолета не только с обширных морских территорий, но и с ограниченной территории рек и озер. Так, Бе-200 получил еще одну особенность: он способен взлетать с водной глади при дистанции разгона всего в 1 километр.

В режиме спасательного воздушного судна Бе-200 ЧС способен приводниться даже при волне свыше метра. С борта спасателя на воду спускаются несколько лодок, которые проводят эвакуацию потерпевших Спасательный отсек оборудован для приема свыше 40 человек терпящих бедствие на воде.

Бе-200 за несколько последних лет принял участие в ликвидации пожаров во Франции, Италии и Португалии. Российские пилоты поделились тогда опытом пилотирования со своими коллегами из спасательной авиации. Они были восхищены характеристиками воздушного судна и его производительностью.

Предлагаем ознакомиться с основными техническими характеристиками Бе-200:

Сегодня на вооружении МЧС РФ находится уже более десяти таких самолетов. К 2024 году планируется поставка еще 20 машин для нужд спасательной авиации. Еще один самолет был приобретен МЧС Республики Азербайджан. ТАНТК имени Бериева уже сейчас способен выпускать до 6 машин в год, а с ростом инвестиций в производство и расширением площадей предприятия станет возможным производить десятки таких самолетов, которые сегодня востребованы во многих странах мира.

Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200 является последним достижением мирового гидросамолетостроения и наиболее совершенным и эффективным из когда-либо строившихся в мире. Бе-200 не уступает по большинству летно-технических характеристик сухопутным самолетам-аналогам, но обладает уникальной возможностью взлета и посадки, как на сушу, так и на воду. Разработаны следующие модификации:

1. Противопожарный, имеющий возможность принимать на борт 12 т воды в 8 секций водяных баков, расположенных под полом кабины. Самолет заправляется водой как на аэродроме, так и осуществляет забор воды на глиссировании за 14 сек из любого источника глубиной не менее 3 м. За одну заправку топливом самолет Бе-200 может сбросить на очаги пожара до 270 т воды.

2. Самолет для ликвидации последствий стихийных бедствий, который, помимо противопожарного оборудования, оснащен оборудованием для морского поиска и спасения.

3. Грузовой, предназначенный для доставки до 7,5 т. грузов на острова, не имеющие ВПП, на плавучие буровые платформы, морские суда. Груз может транспортироваться в контейнерах типа LD-1, LD-2, АКС или на поддонах ПА-1.5, Р-8. В грузовой кабине установлен полный комплект оборудования для транспортировки грузов "внавал" и на стандартных поддонах. Существует возможность переоборудования самолета в пассажирский (снятие/установка кресел, перестановка перегородки и т.д.) за один час силами экипажа.

4. Пассажирский, который может перевозить до 72 пассажиров.

5. Планируется также строительство экологического и патрульного вариантов.

Самолет-амфибия Бе-200 - высокоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением, лодкой большого удлинения, герметичной кабиной с габаритами 17?2,6?1,9 м, оснащенный двумя турбореактивными двигателями Д-436ТП, разработанными ЗМКБ "Прогресс" и построенными Запорожским моторостроительным предприятием "Мотор-Сич", имеющим международный сертификат на производство ГТД Д-36 серий 1 и 2А. Двигатели установлены на пилонах над крылом, что исключает попадание в них воды при взлете и посадке. Предусмотрена возможность установки по желанию Заказчика двигателей типа BR-715 (BMW-Rolls Royce).

Самолет Бе-200 оснащен новым пилотажно-навигационным комплексом (ПНК) "АРИА-200", совместной разработки и производства российско-американского предприятия АРИА (Научно-исследовательский Институт Авиационного Оборудования и AlliedSignal Aerospace). Комплекс создан на основе специальных микропроцессорных систем и обеспечивает навигацию и управление полётом на всех этапах в любых метеорологических условиях, а также ведёт автоматический анализ, контроль и запись работы всех бортовых и дополнительных систем в полёте и на земле.

Салон самолета оборудуется совместно с фирмой AIM AVIATION (FLITEFORM), Великобритания.

Самолёт-амфибия Бе-200 может эксплуатироваться с аэродромов класса "В" (длина ВПП - 1800 м), а также с моря, рек и озёр при глубине не менее 3 м и при высоте волны до 1,2 м (3 балла). Экипаж самолета состоит из двух пилотов.

Самолет Бе-200 спроектирован в соответствии с нормами летной годности АП-25, что позволит облегчить сертификацию самолета по нормам Федеральной Авиационной Администрации США (FAA).

Основные характеристики самолета-амфибии Бе-200:

Противопожарный вариант

Сегодня утром на территории ТАНКТ им. Г.М.Бериева состоялась торжественная выкатка первого серийного самолета-амфибии Бе-200ЧС.
ТАНТК Бериева является разработчиком этой машины, а теперь и производство самолета перенесено из Иркутска в Таганрог.

Около цеха окончательной сборки собралось несколько сотен человек - работников предприятия.

Для реализации проекта Бе-200ЧС на мощностях ТАНТК фактически создано новое высокотехнологичное производство, закуплено оборудование, модернизированы технологические линии и цеха, обновлена производственная база изготовления композитных конструкций, набран и обучен персонал.

2

Сегодня здесь формируется современный центр российского гидросамолетостроения, где, с одной стороны, сохранены традиции производства всемирно известных брендов, с другой - внедряются передовые технологии и используются инновационные подходы.

3

Обновленный Бе-200ЧС обладает усиленной конструкцией планера и более современным бортовым оборудованием, что способствует улучшению технических и эксплуатационных характеристик. Объем конструктивных изменений достигает 70%.

4

Для самолетов Минобороны РФ изменена типовая конструкция (без функции пожаротушения) и добавлена возможность подвески под крыло спасательного оборудования.

5

До конца года планируется проведение летных испытаний и передача заказчикам двух самолетов. К 17 году ТАНТК планирует выйти на производство 4 самолетов в год, в течение пяти лет - увеличит объем до 6 самолетов. Производственные мощности предприятия позволяют собирать до 8 самолетов-амфибий в год.

6

ТАНТК им. Г.М. Бериева выполняет контракты по заказу МЧС России и Министерства обороны России (6 самолетов Бе-200ЧС для МЧС, 1 самолет Бе-200 ЧС для МО РФ, 4 самолета Бе-200ПС).

7

ОАК готова в среднесрочной перспективе поставить в интересах российских и иностранных заказчиков до 26 воздушных судов данного типа.

8

У российского самолета практически нет конкурентов в мире, он - единственный многофункциональный - может использоваться для тушения пожаров, для спасения людей, военными для патрулирования местности.

9

Наш самолет - самый современный в своем классе. Канадские, китайские и японские машины-аналоги являются в той или иной степени переработками более старых моделей.
И это единственный реактивный самолет-амфибия.

10

На предприятии проведено техперевооружение части цехов, приобретены 7 новейших обрабатывающих центров. Модернизированы станки обтяжки обшивок - продольной и поперечной. Произведена оцифровка лодки и крыла самолета.

Доработана стапельно-сборочная оснастка по результатам вновь запущенной документации. Восстановлены корпуса под агрегатно-сборочное производство.
Модернизирована производственная база изготовления композитных конструкций. Приобретены Автоклавные установки, системы автоматизированного раскроя и выкладки заготовок.

11

Для решения проблемы дефицита высококвалифицированных кадров основных производственных рабочих на предприятии создали уникальный обучающий центр. За год там прошли обучение 450 рабочих по самым востребованным специальностям.

12

Бе-200ЧС отлично себя зарекомендовал в ходе тушения пожаров и спасательных операций, в том числе за границей.
Самолет использовался для ликвидации крупных пожаров в Хабаровском крае и Амурской области, во время тушения пожаров в Греции, Португалии и Франции.

13

Самолет прошел процедуру европейской сертификации, которая признается во всем мире и имеет неплохие шансы выхода на международный рынок.

14

В настоящий момент идут переговоры с Индонезией и Тайландом. В целом, Юго-Восточная Азия - перспективный регион для наших самолетов, причем потенциальных заказчиков интересуют его возможности по выполнению патрульных и поисково-спасательных операций на море. Нашим самолетом интересуются ряд заказчиков из стран АТР и Латинской Америки.

15

С торжественной речью выступили губернатор Ростовской области, директор завода и президент ОАК.

16

Речь президента Объединенной авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря работники завода слушали с особым вниманием - Юрий Борисович их земляк.

17

18

Технические характеристики самолета
Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС предназначен для решения задач пожаротушения, оказания экстренной помощи в районах чрезвычайных бедствий, поиска и спасения на воде, санитарных и грузовых перевозок, а также мониторинга окружающей среды.

19

Самолет может развивать максимальную крейсерскую скорость до 700 км/час, при этом скорость патрулирования 300-560 км/ч в ходе поисковых и спасательных операциях. Максимальная высоте полета - 8 тыс. м., при этом минимальная высота при сбросе воды - 40 метров. Максимальная дальность полета 3100 км.

20

21

Самолета-амфибия может взять на борт до 12 тонн воды (канадский аналог, к примеру, только 6 тонн).
Заправка водой осуществляется как на аэродроме, так и на открытом водоеме в режиме глиссирования за 15 секунд.

22

23

На борту самолета установлены баки для химических жидкостей общим объемом 0,8 м3. Сброс воды может выполняться как одновременно из всех баков, «залпом», так и последовательным открытием створок водяных баков.

24

25

Преимущества самолета - большая производительность по количеству сбросов воды за один час благодаря высокой скорости полета. При расстоянии «аэродром - пожар» - 100 км и «аэродром - водоем» - 10 км за одну заправку топливом самолет способен сбросить на очаг пожара до 270 тонн воды. Это дает значительные преимущества использования самолета в горной местности.

26

Самолет способен взять на борт от 30 до 50 пострадавших, а также перевозить до 7,5 тонн грузов.

27

Бе-200ЧС - самолет российского производства, практически полностью построен из отечественных комплектующих.

28

29

В настоящий момент в эксплуатации находится 8 самолетов иркутской сборки: шесть у МЧС России, один у МЧС Азербайджана, один - у производителя.

30

31

Вот такая красота!

32