Восприятие образ и процесс. Перенос изображения на сетчатку

Восприятие – один из основных психических познавательных процессов формирующий в нашем сознании субъективную картину мира. Отражение в сознании человека происходит посредством прямого влияния на органы чувств, к которым относится зрение, слух, обоняние и осязание. От того на какую именно сенсорную систему оказывается воздействие зависят и методы восприятия. Именно перцепция даёт нам возможность осознавать, что с нами происходит и как мир влияет на нас.

Особенности восприятия

Восприятию, как и другим познавательным процессам присущи определённые особенности, выделяющие его на фоне других.

  • Предметность. Качество, которое формируется под влиянием на нас окружающей среды. Из этого выплывает, что предметность не является врождённой. Основной вклад в её развитие делают прикосновения и движения, которые позволяют нам осваивать предметный мир вокруг нас.
  • Целостность и структурность. Механизмы восприятия позволяют нам делить некоторые объекты на «детали» не нарушая при этом их целостности. Оценивая какой - то предмет, мы признаём его целостную структуру и можем выделать его качества и свойства.
  • Константность. Под константностью следует понимать относительную стабильность длинны, величины, формы, цвета, освещённости. К примеру табурет мы воспринимаем одинаково большим независимо от того стоит ли он в шаге от нас или же в другом конце коридора.
  • Избирательность. Процесс восприятия может характеризоваться и избирательностью. Именно благодаря ей мы воспринимаем лишь ту информацию из нашего окружения, которая нам необходима. Примером может послужить высказывание « человек слышит лишь то, что он хочет слышать»

Как уже было сказано ранее развитие восприятия, а точнее характеристик ему свойственных, происходит по мере взросления ребёнка. Проявляется это в том, что форма предмета становиться для ребёнка более значимой. Ещё в младенчестве человек учиться распознавать людей и предметы вокруг него. Падает количественный показатель хаотичных движений, в то время как количество целенаправленных телодвижений возрастает. Активное развитие перцепции продолжается до младшего школьного возраста.

Этот психический процесс, как и все другие, может развиваться не совсем правильно, поэтому очень актуальной темой в наше время является исследование нарушений восприятия.

Причинами различных аномалий в развитии понимания происходящего могут послужить разрывы связи между системами органов чувств и соответствующими им мозговыми центрами, в результате травм или морфологических изменений в организме.

Даже если выделить какое либо одно нарушение, то его описание будет занимать много места. Нарушение влечёт за собой массу других регрессивных процессов в организме, что в ещё большей степени утяжеляет его симптоматику.

Нарушения в работе какой - либо сенсорной системы, могут свидетельствовать о поражении соответствующего участка головного мозга. К примеру, при топографическом нарушении перцепции человек в прямом смысле может « блуждать в трёх соснах» поскольку он утратил способность ориентироваться на местности. Сильное алкогольное опьянение также влияет на восприятие человека, в таком состоянии он практически не чувствителен, поэтому до него тяжело достучатся.

В целом доже при единичном нарушении восприятия могут пострадать базовые потребности организма, что в любом случае является крайне нежелательным и опасным процессом.

Восприятие

Восприятие , перцепция (от лат. perceptio ) - познавательный процесс , формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс , заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств . Восприятие - одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений , инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие - нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга . Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение . Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов . Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

Свойства восприятия

  • Предметность - объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Структурность - предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность - на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
  • Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
Осмысление состоит из этапов:
  1. Селекция - выделение из потока информации объекта восприятия
  2. Организация - объект идентифицируется по комплексу признаков
  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Константность восприятия

Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула, способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отраженный свет изменяется если переместить его из слабо освещенной комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении проксимальной стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Константность восприятия формы исследуется на установке, основными элементами которой являются квадрат-эталон (со стороной 10 см) и прямоугольник-измеритель (шириной 10 см). Квадрат-эталон всегда в опыте наклонен к наблюдателю, а плоскость прямоугольника-измерителя должна быть перпендикулярна оси зрения испытуемого. Высота прямоугольника-измерителя может изменяться испытуемым с помощью специальной кнопки. Испытуемого просят подобрать такую высоту прямоугольника-измерителя, чтобы он имел ту же видимую форму, что и наклоненный квадрат-эталон. В опыте варьируется наклон квадрата-эталона (25°, 30°, 35° и 40°). Для каждого значения наклона эталона испытуемый четыре раза подравнивает высоту измерителя. Таким образом получаются данные для вычисления коэффициента константности. Константность восприятия измеряется коэффициентом константности по формуле Брунсвика - Таулесса:

где - высота прямоугольника-измерителя,которую установил испытуемый в стремлении подравнять видимые формы измерителя и эталона, - высота квадрата эталона, , где - угол наклона квадрата-эталона.

Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия.

Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.

Пример иллюзии Понцо. Обе горизонтальные линии имеют одинаковый размер.

Так свойство размера объекта связывается с расстоянием до объекта, яркость объекта связывается с освещенностью. Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер - если он на большом расстоянии - малый угловой размер, если на маленьком расстоянии - большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается "регрессом к действительным объектам". Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии .Так иллюзия Понцо показывает как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом - рисунком - заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный чем отрезок расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен "ближе" к наблюдателю.

Факторы восприятия

Внешние

  • Размер
  • Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
  • Контрастность (противоречие с окружением)
  • Движение
  • Повторяемость
  • Новизна и узнаваемость

Внутренние

Установка восприятия - ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация - человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.

Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации , то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении .

Восприятие в зоопсихологии

Восприятие присуще главным образом высшим живым существам ; в слабых формах, позволяющих говорить лишь о зачатках восприятия, нечто подобное можно обнаружить у существ средних стадий эволюции.

К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию , идентификацию , каузальную атрибуцию .

Эффекты восприятия

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

  • Эффекты стереотипизации:
  • Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) - общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
  • Эффекты последовательности:
  • Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая информация переоценивается по отношению к последующей.
  • Эффект новизны - новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
  • Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
  • Эффект присутствия - чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
  • Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
  • Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
  • Эффект гипервзыскательности - руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
  • Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
  • Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
  • Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
  • Внутригрупповой фаворитизм - «свои» кажутся лучше.
  • Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки - во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
  • Презумпция взаимности - человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
  • Феномен предположения о сходстве - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
  • Эффект проекции - человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
  • Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Атрибуция

Атрибуция - приписывание характеристик себе или другому человеку.

Впечатление

Формирование впечатления

Формирование впечатления - процесс создания своих впечатлений о других.

Впечатления составляют:

  • Образцы поведения
  • Абстракции

Управление впечатлениями

Управление впечатлениями - поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.

Тактики управления впечатлением:

  • Усиление собственной позиции
  • Усиление позиции собеседника

Самопрезентация - поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.

Согласно данным исследования Гордона , произведённого в 1996 году , уровень успешности тактик управления впечатлением распределяется следующим образом:

  1. Представление собеседника в лучшем свете
  2. Согласие с мнением собеседника.
  3. Самопрезентация
  4. Комбинация 1-3
  5. Оказание услуг

Литература

  • Организационное поведение / Громова О.Н., Латфуллин Г.Р.. - СПб. : Питер, 2008. - 432 с. - ISBN 978-5-91180-873-0
  • К. Прибрам. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии / А.Р. Лурия.. - М .: Прогресс, 1975. - 464 с.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Восприятие" в других словарях:

    Возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния и т.п. Изначально знания человека имеют чувственную природу.… … Философская энциклопедия

    восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения … Большая психологическая энциклопедия

    ВОСПРИЯТИЕ - ВОСПРИЯТИЕ, название одного из основных психических процессов у человека, при помощи к рого он познает окружающую его среду. Ассоциативная школа психологии, стремившаяся все психол. акты и состояния разложить на простейшие элементы, под В.… … Большая медицинская энциклопедия

    Восприятие - Восприятие ♦ Perception Всякий опыт в той мере, в какой он носит сознательный характер; всякое сознание в той мере, в какой оно носит эмпирический характер. Восприятие отличается от ощущения как большее от меньшего, как множество от… … Философский словарь Спонвиля

    Воспринятие, понимание; воспринимание, оценка, созерцание, мировосприятие, уяснение, перцепция, апперцепция, рецепция Словарь русских синонимов. восприятие см. понимание 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… … Словарь синонимов

    восприятие - ВОСПРИЯТИЕ форма чувственного познания, субъективно представляющаяся непосредственной и относящаяся к предметам (физическим вещам, живым существам, людям) и к объективным ситуациям (к взаимоотношениям предметов, движениям, событиям). Для… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Современная энциклопедия

    Способность живых организмов принимать и преобразовывать информацию, обеспечивая себе отражение явлений окружающего мира в виде ощущений (сенсорных впечатлений), образов или словесных символов (у человека) и ориентировку в пространстве.… … Экологический словарь

    ВОСПРИЯТИЕ - ВОСПРИЯТИЕ. Процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Восприятие - ВОСПРИЯТИЕ, целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека. Включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных… … Большой Энциклопедический словарь Подробнее


Восприятие (перцепция) - процесс формирования чувственных или наглядных образов объектов, воздействующих в данный момент на органы чувств индивида. Ч.Райкрафт определяет восприятие как «процесс осознавания чего-либо», как бы подчеркивая особую роль сознания в процессах восприятия. Образы восприятия конструируются из ощущений разной модальности. По преобладанию в этих образах ощущений той или иной модальности могут быть разграничены оптические, акустические, тактильные и иные наглядные образы. При выпадении какого-либо вида чувствительности чувственный материал наглядных образов существенно меняется.

Наглядные образы объектов восприятия у слепого от рождения индивида существенно отличаются от таковых у зрячего человека. Тем не менее в наглядных образах и того и другого есть нечто общее в структуре образов, и именно это позволяет безошибочно идентифицировать соответствующие объекты. Наглядные образы в какой-то их форме длительное время могут сохраняться в памяти и в любой момент использоваться при распознавании объектов. Индивид может узнать какого-то человека спустя многие годы, даже если этот человек сильно изменился. В тех же случаях, когда в силу каких-то причин произошло выпадение зрения, слуха или другого вида чувствительности, прежние наглядные образы сохраняются в памяти в течение 10 и более лет.

Формирование образов восприятия осуществляется, как полагают, на основе неких информационных программ, или когнитивных структур, позволяющих интегрировать разрозненные и разнородные ощущения в целостное и устойчивое чувственное образование. Предполагают, что само восприятие после рождения индивида развивается на базе врожденных когнитивных структур, существование которых доказано у различных представителей фауны. Лишь благодаря последним, как считают, младенец уже в первые месяцы жизни в совершенно незнакомом для него мире обретает способность различать геометрические, ритмические и иные конфигурации ощущений. В ходе последующего развития создается множество когнитивных структур, позволяющих идентифицировать бесчисленное количество объектов.

Человек - не хозяин, а ученик природы. Леонардо да Винчи, как известно, рекомендовал художникам на первых порах тщательно изучать отдельные части лица и тела человека, а уж затем приступать к изображению портретов. Именно так создаются фотороботы подозреваемых в преступлении лиц. Такой метод слишком часто не оправдывает надежд ни в искусстве, ни на практике правоохранительных органов.

Замечательные художники в своей работе идут, по-видимому, от целого к отдельным его частям. Даже если последние лишены фотографической точности, главное в изображении - его дух передается с поразительным мастерством. По этой причине все еще сохраняется профессия судебных художников. Они, как выяснилось, обладают способностью создавать не анатомические копии персонажей, а психологические портреты изображаемых людей. У О"Генри есть рассказ о преуспевающем поначалу художнике, уникальная способность которого создавать именно такие портреты его разорила и в конце концов выгнала на улицу.

Метод идти от целого к части, между прочим, является чрезвычайно важным для узнавания конкретного человека. Установлено, например, что перевернутые изображения человеческого лица люди узнают значительно хуже, чем такие же изображения неодушевленных объектов. Наглядные образы, таким образом, есть не только механическая композиция, составленная из ощущений, они явно включают в себя и некий эмоциональный компонент.

Роль когнитивных структур в патологии восприятия может, очевидно, нарушаться. Например, это приводит к появлению мнимых образов объектов, которых индивид никогда не встречал в своей прежней жизни. Подобно образам внешних объектов строится, видимо, и образ собственного тела. Формирование чувственного образа собственного тела происходит, как предполагается, на основе схемы тела. Создание последней начинается, видимо, задолго до рождения, может быть, с момента первого шевеления плода.

Наглядным образам свойственны следующие качества восприятия.

1.Константность - устойчивость, инвариантность наглядных образов в разных условиях восприятия объектов (вблизи них, на большом расстоянии, в сумерках, в положении сидя, лежа и т. п.) Установлено, что это качество восприятия у нормальных людей нарушается крайне редко и лишь в экстремальных условиях. Например, недостаточно опытные пилоты сверхскоростных самолетов очень быстрый подлет к каким-либо объектам воспринимают как увеличение размеров последних, но не как стремительное к ним приближение.

2.Целостность - неизменность, постоянство, как бы автономность структуры образов восприятия. Отсутствие некоторых деталей образа не нарушает его структуру, так что он может быть воссоздан на основе отдельных разрозненных впечатлений. Увидев, например, лишь какую-то часть известного объекта, индивид, тем не менее, узнает его без особых проблем. Понятие заимствовано из гештальтпсихологии, или психологии образов.

3.Объемность - пространственная трехмерность образов восприятия. Лучше, может быть, говорить о многомерности наглядных образов, так как некоторые из них обладают пространственно-временными характеристиками. Иначе не было бы возможности адекватно воспринимать движение, речь, мелодии и другие объекты.

Восприятие в трех измерениях в значительной степени достигается благодаря бинокулярному зрению, бинауральному слуху, биманульному осязанию. На расстоянии свыше 15 м такое восприятие достигается при участии других факторов, а именно:

  • линейной перспективы - удаленные объекты кажутся меньшими по размерам, чем расположенные ближе, поскольку с увеличением расстояния до объекта уменьшаются размеры его отпечатков на сетчатке глаза;
  • воздушной перспективы - далекие предметы воспринимаются менее отчетливо в силу размытости их изображения на сетчатке глаза;
  • эффекта параллакса - при повороте тела или головы ближе расположенные объекты смещаются быстрее, нежели находящиеся на отдалении, так как скорость перемещения отпечатков последних по сетчатке глаз уменьшается;
  • эффекта интерпозиции - ближе расположенные объекты закрывают собою те, которые находятся дальше, естественно, в том же направлении восприятия.

Существенное значение в трехмерном построении наглядных образов имеют мышечное и статическое чувства, возникающие при движении глаз, головы, тела, пальцев рук, других частей тела. Кроме того, важную роль в объемном восприятии играют кросс-модальные отношения, а также чувство времени. Так, прикосновение к телу может восприниматься как округлое, упругое и др., длящееся какое-то количество времени. Собственно тактильное чувство такими возможностями не располагает. Любопытно, что многим обманам восприятия также свойственна эта многомерность. Между тем доказано, что возникает без какого-либо участия собственно органов чувств, она есть результат преобразования следов памяти на наглядные образы.

4.Внешняя проекция наглядных образов - последние всегда бывают «расположены» за пределами психического Я, то есть там, где, как это чувствует индивид, находится внешнее пространство, мир объектов. Здесь можно провести прямую аналогию с процессом деперсонализации, когда факты сознания переживаются как восприятие внешних объектов. В норме, очевидно, существует сходный с деперсонализацией некий процесс отчуждения, и именно благодаря ему человек имеет возможность осознать существование внешнего мира.

5.Чувство собственной психической активности - формирование наглядных образов нередко сопровождается ощущением активного участия в этом самого индивида. Он не просто что-то видит или слышит, как бы фотографирует, т. е. пассивно что-то воспринимает. Он концентрирует внимание на воспринятом, смотрит, слушает, исследует, понимает и оценивает, а также готовится действовать тем или иным образом. Этим восприятие отличается от ощущения. В последнем случае индивид ощущает себя пассивным реципиентом чувственной информации. Ощущение пассивности в норме свойственно актам восприятия чего-то находящегося за пределами зоны активного внимания. Например, это объекты, находящиеся в боковом поле зрения. Выпадение активного внимания приводит, следовательно, к серьезному нарушению восприятия, когда пациент безучастно регистрирует происходящее вокруг и, если реагирует на что-то, то как бы случайным образом, независимо от значимости воспринятого.

6.Аффективный тон образов восприятия - наглядные образы неизменно включают в себя помимо сенсорного и аффективный компонент, т. е. какое-то личное отношение к воспринимаемому. Типично при этом, что эмоциями индивид наделяет внешние объекты, он как бы приписывает им свои душевные состояния, проецирует свои эмоции на эти объекты. То же самое нередко происходит и в патологии, когда собственные болезненные эмоции пациент воспринимает вне себя. Особенно важно это для социального восприятия, в котором весьма значительную роль играет внешний облик человека. По наружности и в первую очередь по лицу очень многие люди судят о внутренних качествах конкретного индивида, т. е. о его личности, убежденно считая при этом, что первое впечатление является самым верным. В силу этой иллюзии социального восприятия красивый человек автоматически наделяется привлекательными качествами.

Исследования методом наложения изображений будто бы показали, что существуют универсальные, а следовательно, как бы архетипические стандарты красоты человеческого лица. Красивым воспринимается лицо женщины с такими признаками: большие глаза, высокие дугообразные брови, выступающие скулы, небольшой нос, впалые щеки, расширенные зрачки и широкая улыбка. Признаками красивого мужского лица являются большие глаза, выступающие скулы, массивный подбородок, широкая улыбка.

Красивое лицо - это лицо типичное, знакомое и привлекательное. Иначе говоря, лицо, восприятие которого порождает ощущение безопасности и близости. Некрасивое лицо, напротив, является источником ощущения угрозы, чего-то незнакомого и отталкивающего. Красивое лицо обезоруживает, порой делает человека беззащитным перед чудовищем с ангельским лицом. «В молодости и черт недурен собою», - предупреждает пословица об опасности привычек, стереотипов восприятия. Привычки, в какой-то степени верно, правда, по-немецки грубовато говорил прусский король Фридрих II, - это «разум дураков».

7.Восприятие - это не только поток сенсорной информации и отношения индивида к ней, это также анализ, интерпретация, оценка и обозначение этой информации, т. е. умственная его деятельность, включенная в процессы чувственного познания. В восприятии, таким образом, выражаются различные качества личности индивида. Далее мы покажем, что в нарушениях восприятия последние всегда представлены в том или ином виде.

Процесс восприятия протекает в несколько этапов. Это также имеет непосредственное отношение к пониманию того, что означают проявления расстройства восприятия.

1.Перцепция - разграничение фигуры и фона, т. е. выделение из множества сенсорных стимулов «первичного образа» - такой их группы, которая соответствует определенному объекту. Перцепция может быть нарушена по-разному. Так, индивид в состоянии гипнотического транса воспринимает только речь суггестора, все прочее остается для него как бы за кадром. То же происходит у индивида, зачарованного речью блестящего оратора.

«В красноречивой речи - волшебство», - поясняет этот феномен Магомет. В состоянии страха индивид сосредоточен на объектах, представляющих наибольшую опасность. Жертвы насилия, например, концентрируют внимание в первую очередь на оружии, угрозах и некоторых чертах внешнего облика насильника, о многом другом позже вспомнить они не могут. Дмитрий Карамазов в романе Ф.М. Достоевского, например, во время допроса был отчего-то чрезвычайно заинтересован перстнями следователя. Такая особенность перцепции может стать причиной ложных узнаваний.

Описан случай, в котором женщина вместо насильника опознала одного из участников телепередачи. Жертвы насилия, как установлено, в целом лучше запоминают свои переживания, нежели внешние впечатления. Нарушение перцепции типично для пациентов со снижением или утратой фонематического слуха - они с трудом понимают речь окружающих, если мешает шум, или не могут выделить речь одного из собеседников, когда одновременно разговаривает несколько человек.

2.Апперцепция - сличение первичного образа с прошлыми впечатлениями, хранящимися в памяти. Если в итоге в памяти обнаружен такой же след воспринятого ранее объекта, то это соответствует узнаванию - осознанию того факта, что этот объект знаком, он воспринимался когда-то прежде. Если объект незнаком, это является сигналом к активизации исследовательской деятельности. То же происходит, если этот след в памяти сохранился, но обнаружить его почему-либо не удалось. Индивид, например, повторно и как бы заново читает книгу, которую он читал когда-то ранее, но об этом совершенно забыл. Очевидно, одна и та же информация может дублироваться в памяти, так что апперцепция в таких случаях осуществляется как бы с разными блоками памяти.

В ходе апперцепции используется отнюдь не все, а лишь некая часть внешних признаков объектов. Это означает, что ошибки или иллюзии узнавания могут возникать и у здоровых лиц. Известен случай, когда уголовник так ловко сумел изменить внешность своего товарища по камере, что все свидетели уверенно опознали в этом сокамернике преступника. Практика «двойников» состоит в искусстве придать сходство таким чертам внешнего облика и поведения, на которые в первую очередь люди обращают внимание при узнавании. Некоторые пациенты, например, с бредом преследования также пытаются маскироваться под других людей, чтобы избавиться от преследования, однако неизвестно, насколько умело они это делают.

Ошибки узнавания, а также утрата способности узнавать, или агнозия, возникают по разным причинам. Во-первых, это неадекватное выделение первичного образа, например в силу нарушения внимания, аффекта, каких-то внешних помех. Во-вторых, это нарушение поиска нужных следов памяти. В-третьих, это изменение либо разрушение нужных следов памяти. Болезненная активизация следов памяти может повлечь спонтанное появление образов, часто неотличимых от наглядных.

3.Категоризация - определение класса объектов, к которому принадлежит воспринимаемый в данный момент («дерево», «собака» и т. п.). Класс объектов и его название являются как бы кодом к пониманию назначения данного объекта. При нарушении категоризации ошибка восприятия может касаться именно класса, с которым этот объект идентифицируется. Иначе говоря, нарушается понимание назначения объекта. Дети, например, впервые увиденный вертолет могут отождествить со стрекозой или наоборот. Луна расценивается ими как одушевленный объект, так как она двигается. Параноидный пациент незнакомого человека принимает за преследователя, он по каким-то признакам относит его к классу опасных объектов.

4.Проекция - дополнение данного наглядного образа признаками, которых у него нет, но которые свойственны соответствующему классу объектов. Например, наделить его каким-то цветом. Или «впечатать» в текст либо включить в чью-то речь отсутствующее слово, увидеть то, чего на самом деле не было. Тем самым наглядный образ приобретает недостающие в нем реальные или какие-то мнимые качества. «Врет, как очевидец» - выражение специалистов сыска, которым не раз приходилось иметь дело с искренними, но весьма неточными показаниями свидетелей.

Необходимыми условиями развития восприятия являются следующие:

  • нормальное формирование и функционирование психофизиологических структур восприятия в преи постнанальном периоде;
  • достаточный и адекватный сенсорный опыт, особенно в первые годы жизни индивида. Так, эстетическая депривация, когда ребенок видит и слышит слишком много уродливых вещей, может привести к тому, что индивид лишится возможности воспринимать нечто возвышенное, прекрасное;
  • отсутствие препятствий к активной исследовательской деятельности, например свободе передвижения, возможности манипулировать предметами. Тем самым исключаются механизмы обратной связи, важные для формирования адекватных когнитивных структур восприятия;
  • отсутствие сенсорной или перцептивной депривации, т. е. дефицита структурированной наглядной информации;
  • отсутствие дефицита познавательной мотивации;
  • наличие позитивного эмоционального отношения к воспринимаемому, т. е. базового доверия к внешнему миру.

К первому году жизни острота зрения у детей достигает таковой у взрослого человека. К этому же возрасту дети научаются видеть предметы в нормальном, неперевернутом виде. К двум месяцам дитя узнает лицо матери, воспринимает глубину пространства, к четырем месяцам различает цвета и субмодальности других видов чувствительности. В 2–3 года узнает множество предметов, т. е. имеет для этого достаточное количество когнитивных структур. Категоризация восприятия становится возможной к концу первого года жизни. Константным восприятие делается к 12–13-летнему возрасту.

Представление - мысленные образы, т. е. воспроизведение следов прежних сенсорных впечатлений. Мысленные образы отличаются от чувственных рядом признаков.

  1. Образы представления уступают наглядным в том, что касается чувственной яркости и детализации. Например, они редко бывают цветными. Обычно это размытые, блеклые образы, в которых более определенно представлена структура, нежели сенсорная «одежда» каких-то объектов.
  2. Мысленные образы лишены проекции во внешний мир, они как бы не покидают пределы психического Я индивида, не достигают мира вещей.
  3. Мысленные образы, даже если они отличаются чувственной яркостью, никогда не отождествляются с реальными объектами.
  4. В норме мысленные образы всегда появляются в сознании с ощущением того, что они связаны с какими-то произвольными познавательными целями, с какой-то целенаправленной активностью индивида.
  5. Мысленные образы обычно носят обобщенный характер, т. е. скорее представляют классы объектов, чем какие-нибудь конкретные объекты, хотя если индивиду это нужно, он вполне может извлечь из памяти и образы последних.
  6. Наглядные образы, прежде чем они будут записаны в памяти, так или иначе перерабатываются. Так, они вступают в ассоциации с другими впечатлениями, включаются в определенные логические структуры, обретают какой-то личный смысл. Другими словами, они запечатлеваются в памяти сильно изменившимися. Более того, они меняются и в последующем, по мере их использования. Это означает, что представления могут сильно отличаться от своих прототипов - наглядных образов, так что воспоминание о происшедшем нередко очень отличается от того, что первоначально было воспринято. Это «редактирование» впечатлений становится особенно заметным под влиянием психического расстройства. В галлюцинациях, например, нередко выявляется содержание, весьма далекое от того, каким оно было в реальности.

Покажем на нескольких конкретных примерах изменчивость мысленных образов и то, к каким последствиям это приводит.

Восприятие

Восприятие , перцепция (от лат. perceptio ) - познавательный процесс , формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс , заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств . Восприятие - одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений , инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие - нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга . Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение . Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов . Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

Свойства восприятия

  • Предметность - объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Структурность - предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность - на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
  • Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
Осмысление состоит из этапов:
  1. Селекция - выделение из потока информации объекта восприятия
  2. Организация - объект идентифицируется по комплексу признаков
  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Константность восприятия

Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула, способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отраженный свет изменяется если переместить его из слабо освещенной комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении проксимальной стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Константность восприятия формы исследуется на установке, основными элементами которой являются квадрат-эталон (со стороной 10 см) и прямоугольник-измеритель (шириной 10 см). Квадрат-эталон всегда в опыте наклонен к наблюдателю, а плоскость прямоугольника-измерителя должна быть перпендикулярна оси зрения испытуемого. Высота прямоугольника-измерителя может изменяться испытуемым с помощью специальной кнопки. Испытуемого просят подобрать такую высоту прямоугольника-измерителя, чтобы он имел ту же видимую форму, что и наклоненный квадрат-эталон. В опыте варьируется наклон квадрата-эталона (25°, 30°, 35° и 40°). Для каждого значения наклона эталона испытуемый четыре раза подравнивает высоту измерителя. Таким образом получаются данные для вычисления коэффициента константности. Константность восприятия измеряется коэффициентом константности по формуле Брунсвика - Таулесса:

где - высота прямоугольника-измерителя,которую установил испытуемый в стремлении подравнять видимые формы измерителя и эталона, - высота квадрата эталона, , где - угол наклона квадрата-эталона.

Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия.

Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.

Пример иллюзии Понцо. Обе горизонтальные линии имеют одинаковый размер.

Так свойство размера объекта связывается с расстоянием до объекта, яркость объекта связывается с освещенностью. Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер - если он на большом расстоянии - малый угловой размер, если на маленьком расстоянии - большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается "регрессом к действительным объектам". Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии .Так иллюзия Понцо показывает как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом - рисунком - заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный чем отрезок расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен "ближе" к наблюдателю.

Факторы восприятия

Внешние

  • Размер
  • Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
  • Контрастность (противоречие с окружением)
  • Движение
  • Повторяемость
  • Новизна и узнаваемость

Внутренние

Установка восприятия - ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация - человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.

Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации , то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении .

Восприятие в зоопсихологии

Восприятие присуще главным образом высшим живым существам ; в слабых формах, позволяющих говорить лишь о зачатках восприятия, нечто подобное можно обнаружить у существ средних стадий эволюции.

К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию , идентификацию , каузальную атрибуцию .

Эффекты восприятия

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

  • Эффекты стереотипизации:
  • Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) - общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
  • Эффекты последовательности:
  • Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая информация переоценивается по отношению к последующей.
  • Эффект новизны - новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
  • Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
  • Эффект присутствия - чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
  • Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
  • Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
  • Эффект гипервзыскательности - руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
  • Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
  • Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
  • Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
  • Внутригрупповой фаворитизм - «свои» кажутся лучше.
  • Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки - во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
  • Презумпция взаимности - человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
  • Феномен предположения о сходстве - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
  • Эффект проекции - человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
  • Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Атрибуция

Атрибуция - приписывание характеристик себе или другому человеку.

Впечатление

Формирование впечатления

Формирование впечатления - процесс создания своих впечатлений о других.

Впечатления составляют:

  • Образцы поведения
  • Абстракции

Управление впечатлениями

Управление впечатлениями - поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.

Тактики управления впечатлением:

  • Усиление собственной позиции
  • Усиление позиции собеседника

Самопрезентация - поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.

Согласно данным исследования Гордона , произведённого в 1996 году , уровень успешности тактик управления впечатлением распределяется следующим образом:

  1. Представление собеседника в лучшем свете
  2. Согласие с мнением собеседника.
  3. Самопрезентация
  4. Комбинация 1-3
  5. Оказание услуг

Литература

  • Организационное поведение / Громова О.Н., Латфуллин Г.Р.. - СПб. : Питер, 2008. - 432 с. - ISBN 978-5-91180-873-0
  • К. Прибрам. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии / А.Р. Лурия.. - М .: Прогресс, 1975. - 464 с.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Чувство
  • Ощущение

Смотреть что такое "Восприятие" в других словарях:

    ВОСПРИЯТИЕ - возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния и т.п. Изначально знания человека имеют чувственную природу.… … Философская энциклопедия

    восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения … Большая психологическая энциклопедия

    ВОСПРИЯТИЕ - ВОСПРИЯТИЕ, название одного из основных психических процессов у человека, при помощи к рого он познает окружающую его среду. Ассоциативная школа психологии, стремившаяся все психол. акты и состояния разложить на простейшие элементы, под В.… … Большая медицинская энциклопедия

    Восприятие - Восприятие ♦ Perception Всякий опыт в той мере, в какой он носит сознательный характер; всякое сознание в той мере, в какой оно носит эмпирический характер. Восприятие отличается от ощущения как большее от меньшего, как множество от… … Философский словарь Спонвиля

    восприятие - воспринятие, понимание; воспринимание, оценка, созерцание, мировосприятие, уяснение, перцепция, апперцепция, рецепция Словарь русских синонимов. восприятие см. понимание 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… … Словарь синонимов

    восприятие - ВОСПРИЯТИЕ форма чувственного познания, субъективно представляющаяся непосредственной и относящаяся к предметам (физическим вещам, живым существам, людям) и к объективным ситуациям (к взаимоотношениям предметов, движениям, событиям). Для… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ВОСПРИЯТИЕ Современная энциклопедия

    ВОСПРИЯТИЕ - способность живых организмов принимать и преобразовывать информацию, обеспечивая себе отражение явлений окружающего мира в виде ощущений (сенсорных впечатлений), образов или словесных символов (у человека) и ориентировку в пространстве.… … Экологический словарь

    ВОСПРИЯТИЕ - ВОСПРИЯТИЕ. Процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Восприятие - ВОСПРИЯТИЕ, целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека. Включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ВОСПРИЯТИЕ - сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных… … Большой Энциклопедический словарь Подробнее


4.3. Восприятие

Понятие восприятия. В процессе познавательной деятельности человек редко имеет дело с отдельными свойствами предметов и явлений. Обычно предмет выступает в совокупности различных свойств и частей. Цвет, форма, величина, запах, издаваемые звуки, вес предмета одновременно вызывают различные ощущения, находящиеся в тесной связи друг с другом. На основе взаимосвязи и взаимозависимости различных ощущений совершается процесс восприятия. Такие формы отражения, как ощущения и восприятие, – звенья единого процесса чувственного познания. Но если ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений окружающей действительности, то восприятие дает их целостный образ; в отличие от комплекса ощущений оно предметно. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений, более того, оно невозможно без ощущений, но не может быть сведено к их сумме, поскольку, кроме ощущений, включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Процесс восприятия протекает в тесной связи с другими психическими процессами: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (обозначаем предмет словом), памятью, вниманием, волей (организуем процесс восприятия), направляется мотивацией, имеет аффективно-эмоциональную окраску (каким-то образом относимся к тому, что воспринимаем).

Восприятие – более сложный процесс, чем ощущения. Восприятие – не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания, сложная деятельность, важной частью которой являются движения. Если глаз неподвижен, он перестает видеть объект, для произнесения звуков необходимо напряжение мышц гортани, для познания свойств предмета его надо обследовать – подключить движения руки. При этом выделяются четыре уровня перцептивного действия: 1) обнаружение (есть ли стимул?); 2) различение (формирование перцептивного образа эталона) – эти два действия относятся к перцептивным; 3) идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти; 4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее; последние два действия относятся к опознавательным.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.

В жизни человека восприятие имеет огромное значение – это основа ориентации в окружающем мире, в обществе, необходимый компонент общественных отношений, восприятия человека человеком.

Физиологическая основа восприятия. Специальных органов восприятия не существует, материал для него дают анализаторы. При этом первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых концов анализатора. Поскольку любой объект внешнего мира выступает как сложный комплексный раздражитель (например, лимон имеет размер, цвет, вкус, величину, температуру, запах, название и т. п.), то в основе восприятия лежат сложные системы нервных связей между различными анализаторами. Можно сказать, что физиологической основой восприятия является комплексная деятельность анализаторов.

Свойства восприятия. В структуре восприятия выделяют две подструктуры – свойства и виды. К свойствам восприятия относятся избирательность, предметность, апперцепция, целостность, структурность, константность, осмысленность.

Предметы и явления окружающего мира действуют на человека в таком многообразии, что он не может воспринимать все их с достаточной степенью ясности и реагировать на них одновременно. Из огромного количества воздействующих предметов с наибольшей отчетливостью и осознанностью человек воспринимает лишь некоторые.

Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими характеризует избирательность восприятия. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, – это предмет восприятия, все остальное, второстепенное – фон восприятия. Они очень динамичны: то, что было предметом восприятия, по завершении работы может слиться с фоном, и наоборот, что-то из фона может стать предметом восприятия. Это имеет большое практическое значение: когда надо помочь выделить предмет из фона, используют яркую окраску (оранжевые жилеты путейцев, оранжевые и голубые костюмы космонавтов), особый шрифт (правила в учебниках) и т. п. Иногда, когда необходимо затруднить выделение объекта, растворить его в фоне, используют камуфляж, маскировочные халаты, сетки с веточками, серебристый цвет (самолеты, цистерны с горючим и т. д.).

Избирательность восприятия определяется потребностями личности, интересами, установками, личностными качествами человека.

Предметность восприятия – это отнесенность его к объектам внешнего мира. Человек воспринимает объект не только как комплекс признаков, но и оценивает его как определенный предмет, не ограничиваясь установлением его индивидуальных особенностей, а всегда относя к какой-либо категории, например: овальный, зеленый, пахучий, безвкусный, водянистый – это огурец, овощ; круглый, оранжевый, ароматный, шероховатый, сладкий – это апельсин, фрукт.

Иногда процесс узнавания происходит не сразу – человеку приходится всматриваться, вслушиваться, приближаться к объекту для получения новых сведений о нем. Узнавание может быть неспецифическим, когда человек определяет только род предмета (какая-то машина, здание, человек), или специфическим (это автомобиль моего брата, это наш учитель истории) и т. п.

Предметность определенным образом влияет на поведение человека: если предъявить ему кирпич и блок динамита, он будет вести себя по-разному.

Очень важными свойствами восприятия, связанными с предметностью, являются его целостность и структурность. Восприятие всегда есть целостный образ объекта. Зрительные ощущения не обеспечивают предметного отражения. Сетчатка глаза лягушки («детектор насекомых») сигнализирует о нескольких признаках объекта, таких как движение, наличие углов. У лягушки не возникает зрительного образа, поэтому в окружении неподвижных мух она может умереть голодной смертью. Способность целостного зрительного восприятия не является врожденной. У слепорожденных, обретших зрение в зрелые годы, восприятие возникает не сразу, а через несколько недель. Этот факт еще раз подтверждает, что восприятие формируется в процессе практики и представляет собой систему перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Структурность восприятия заключается в том, что оно представляет собой не просто сумму ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, т. е. их структура. Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Так, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию; узнаем эту мелодию, когда ее исполняет оркестр, либо какой-то один музыкальный инструмент, либо человеческий голос, хотя слуховые ощущения при этом различны.

Поскольку психика является субъективным образом объективного мира, люди одну и ту же информацию воспринимают по-разному, в зависимости от особенностей воспринимающей личности – ее направленности, взглядов, убеждений, интересов, потребностей, способностей, переживаемых чувств. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности и прошлого опыта носит название апперцепции. Это одно из важнейших свойств восприятия, поскольку оно придает ему активный характер.

Константность – это относительное постоянство воспринимаемых величины, цвета и формы предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Ее источником являются активные действия системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия. Восприятие объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру объекта. Константность – не врожденное, а приобретенное свойство. При отсутствии константности ориентировка невозможна. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении мы бы сталкивались с «новыми» предметами, не узнавая их.

Восприятие человека – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного из окружающего мира определенного объекта. Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использование, практическая деятельность с ними. Осмысленность восприятия представляет собой осознанность отображаемых объектов, а отражение любого единичного случая как особого проявления общего – обобщенность восприятия. Осмысленность и обобщенность восприятия достигаются пониманием сущности предметов в процессе мыслительной деятельности. Восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?» Осмыслить, сознательно воспринять предмет – значит прежде всего назвать его, обобщить в слове, отнести к определенному классу. Незнакомый предмет мы сравниваем со знакомым, пытаемся отнести его к некоторой категории. Швейцарский психиатр Г. Роршах (1884–1928) показал, что даже бессмысленные чернильные пятна нормальными людьми всегда воспринимаются как что-то осмысленное (бабочки, собака, облака, озеро и т. п.). Только некоторые психически больные люди склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые.

Виды восприятия. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора, так как не все анализаторы играют одинаковую роль: обычно один из них является ведущим.

В зависимости от ведущего анализатора различают следующие виды восприятия.

1. Простые зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно развита лучше других, что соответствует трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной, аудиальной и кинестетической.

Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов. Они часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. Для них характерны высказывания: «Я ясно вижу, что...», «Вот посмотрите...», «Давайте представим...», «Решение уже вырисовывается...».

Аудиальный тип. Эти люди употребляют другие слова: «Это звучит так...», «Мне созвучно это...», «Я слышу, что вы говорите...», «Вот послушайте...» и т. п.

Кинестетический тип. Люди, принадлежащие к этому типу, хорошо запоминают движения, ощущения. В разговоре они используют кинестетические слова и выражения: «Если взять, к примеру...», «Я не могу ухватить мысль...», «Попробуйте ощутить...», «Это очень тяжело...», «Я чувствую, что...».

Ярко выраженные представители этих типов имеют специфические особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и т. п. Ведущая сенсорная система оказывает влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. В жизни люди часто плохо понимают друг друга, в частности от того, что не совпадают их ведущие сенсорные системы. Если необходимо установить хороший контакт с человеком, то нужно использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Если же вы хотите установить дистанцию, то можете намеренно употреблять слова из другой системы представлений, отличной от системы собеседника.

2. Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные.

3. Специальные виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта: времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека человеком и т. п.

В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности выделяются непроизвольное и произвольное восприятие. Непроизвольное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов, так и соответствием этих предметов интересам и потребностям личности. Произвольное восприятие предполагает постановку цели, приложение волевых усилий, преднамеренный выбор объекта восприятия. Произвольное восприятие переходит в наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие объекта с определенной, ясно осознаваемой целью. Наблюдение является наиболее развитой формой произвольного восприятия и характеризуется большой активностью личности.

Важнейшими требованиями к процессу наблюдения являются: постановка цели, планомерность, систематичность, ясность задачи, ее дробление, постановка частных, более конкретных задач. Наблюдению надо специально обучать. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует его культуру, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность – умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений.

Нарушения восприятия. Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление об окружающем мире. Иногда в состоянии умственного переутомления у человека возникает пониженная восприимчивость к внешним стимулам – гипостезия. Все вокруг становится неярким, нечетким, блеклым, бесформенным, неинтересным, застывшим. При резком физическом или эмоциональном переутомлении происходит повышение восприимчивости к совершенно обычным раздражителям – гипертезия. Дневной свет вдруг ослепляет, звуки оглушают, запахи раздражают, даже прикосновение одежды к телу кажется грубым и неприятным.

Ошибочное восприятие реальных объектов называется иллюзиями (от лат. illusio – обманчивый). Иллюзии могут быть аффективными, вербальными и перейдолическими. Аффективные иллюзии обусловлены подавленным состоянием, плохим настроением, тревогой, страхом – даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, случайный прохожий – насильником, убийцей. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реальных разговоров других людей. Человеку кажется, что все его осуждают, намекают на какие-то неблаговидные поступки, издеваются над ним, угрожают. Перейдолические иллюзии вызываются снижением тонуса психической деятельности, пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на потолке, на полу, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические образы, необыкновенные панорамы.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций – психопатологического проявления восприятия и памяти. Галлюцинация – это образ (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой), возникающий в сознании независимо от внешних стимулов и имеющий для человека значение объективной реальности. Галлюцинации являются следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними впечатлениями, а внутренними образами. Человек, находящийся во власти галлюцинаций, переживает их как истинно воспринимаемое – он действительно видит, слышит, обоняет, а не представляет все это. Для него субъективные чувственные ощущения так же реальны, как и исходящие из объективного мира.