Виды контроля условий труда на предприятии. за состоянием охраны труда

Считается важнейшей составляющей системы управления безопасностью на любом предприятии. Проведение данного мероприятия является обязательным для любого производства.

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ каждый работодатель обязан обеспечить проведение проверок состояния условий труда на рабочих местах в своей компании. От того, насколько грамотно проводится контроль на производстве, насколько эффективны меры корректировки существующих недочетов, зависит в целом репутация организации и общая удовлетворенность своей работой участников трудового процесса.

Каким должен быть контроль охраны труда в организациях?

  1. Эффективным. Проверка состояния охраны труда должна проводиться не для галочки, а для выявления и устранения существующих недочетов.
  2. Объективным. Контроль охраны труда должен проводиться квалифицированными специалистами. Должны быть проверены все факты и явления в компании, чтобы в результате была дана объективная оценка существующей системы охраны труда.
  3. Систематичным. Для поддержания должного состояния системы охраны труда в организации требуется регулярная проверка соблюдения всех правил.
  4. Своевременным. Проверка состояния охраны труда на предприятии должна проводиться тогда, когда есть время и возможность исправить все недостатки. Важно понимать, что от качества организации контроля на производстве зависит здоровье, безопасность и жизнь работников.

Виды контроля

Контроль охраны труда на предприятии можно разделить на следующие виды:

  1. Технический. Объектами проверки в данном случае являются предметы труда. А именно выпускаемые товары, документация компании и др.
  2. Социальный. Проверке подвергается деятельность работников предприятия.

Контроль на производстве, в свою очередь, можно разделить на другие 2 группы:

  1. Ведомственный. Осуществляется на конкретном предприятии вышестоящей организацией. Это может быть контроль охраны труда, который проводится систематически, проверка условий труда по требованию работников подведомственной организации или же контроль со стороны государства. За соблюдением всех государственных нормативов на предприятии следит такой орган, как Федеральная инспекция труда.
  2. Общественный. Инициаторами проверок состояния охраны труда являются профсоюзы, которые действуют в интересах работников производства. Эти организации, согласно статье 370 Трудового Кодекса РФ, следят за выполнением работодателем условий, отраженных в трудовых договорах.

Существует 3 формы проведения проверок состояния охраны труда в организации:

  1. Постоянный контроль. Предусматривает ежедневную проверку работником организации состояния охраны труда. Он прежде всего проверяет исправность техники, грамотность применения защитных ограждений и установок на травмоопасных производствах, состояние спецодежды, чистоту рабочего места, наличие средств тушения пожара.
  2. Оперативный контроль. Периодическая проверка состояния охраны труда, которая проводится руководителями подразделений предприятия вместе с членами профсоюзов или трудовых коллективов. Эти уполномоченные лица проверяют правильность проведения мероприятий по контролю производства, соответствие проводимых работ действующим инструкциям, безопасность аппаратуры и инструментов, соблюдение правил безопасности жизнедеятельности при работе со взрыво- и пожароопасными материалами, санитарное состояние всех помещений предприятия.
  3. Выборочный контроль. Проверка на предприятии проводится 1 раз в месяц (или чаще) специальной комиссией, в которую входят инженер по охране труда и представитель вышестоящей организации. В данном случае проверяется наличие и грамотное применение средств защиты работниками, соблюдение всех законов и нормативов ТК РФ работодателями, выполнение всех мероприятий, контролирующих безопасность рабочих, выполнение планов по совершенствованию условий труда, проведение аттестации рабочих мест, эффективность проведения обучающих курсов для работников, санитарно-гигиеническое состояние помещений и спецодежды и т. д.

Методика проведения проверки состояния охраны труда

Одна из самых эффективных форм проверки состояния охраны труда на предприятиях - трехступенчатый контроль.

1 ступень . Проверка проводится руководителем данного вида работ (бригадиром, мастером, начальником участка) ежедневно или ежесменно в начале рабочего дня, а в некоторых случаях и в течение всей смены.

Проверяется состояние рабочих мест, исправность технического оснащения, вентиляции, освещения, состояние помещения, наличие средств тушения пожара и других средств безопасности. При выявлении каких-либо недостатков намечаются мероприятия по их устранению. Если устранить все неполадки собственными силами невозможно, руководитель отдела сообщает о существующих проблемах вышестоящему начальнику и просит принять должные меры.

2 ступень . Проверка осуществляется руководителем подразделения (начальником цеха, старшим мастером, инженером) не реже 1 – 2 раз в месяц при участии уполномоченных лиц по охране труда. В ходе проверки выявляется, выполняются ли мероприятия по устранению неполадок, которые были найдены во время контроля «первой ступени». Также проверяется исправность оборудования, автомобилей, выявляется наличие несчастных случаев и проверяется работа по их предотвращению.

3 ступень . Проверка проводится не реже 1 раза в квартал специальной комиссией, в которую входят руководитель предприятия и представители вышестоящих организаций. Также в этом мероприятии могут принимать участие заместители директора, главный инженер, представители профсоюза, технологи и другие ответственные за охрану труда лица. Проверка «третьей ступени» касается всех производственных подразделений предприятия. Комиссия проверяет выполнение мероприятий, намеченных во время контроля 1 и 2 уровня, соблюдение всех законов ТК РФ и прочих нормативов, состояние зданий и помещений, в которых работают люди, планы по совершенствованию условий труда и т. д.

Результат проверки состояния охраны труда

По окончании контрольных мероприятий на предприятии все замечания заносятся в «Журнал проверки» и составляется специальный акт. В нем указываются наименование учреждения, члены проверяющей комиссии, все выявленные нарушения (если есть). Затем этот акт с результатами проверки передается руководителю организации.

Результаты обсуждаются в недельный срок на совещании у директора предприятия при участии всех руководителей отделов, а также представителей профсоюзов. Здесь анализируются все выявленные недочеты и нарушения, намечаются методы и сроки исправления этих ошибок, назначаются ответственные за данные мероприятия лица. После устранения всех погрешностей в «Журнал проверки» вносятся данные руководителей подразделений, которые при проведении следующих мероприятий по контролю охраны труда назначаются ответственными за корректировку недостатков на производстве.

Трудовым законодательством РФ предусмотрены различные виды контроля по охране труда. Выбор зависит от производственных факторов. Регулярный контроль предусматривает улучшение условий труда и проведение профилактических инструкций, что поможет не допустить аварийных случаев на производстве и исключить возможность развития профессиональных заболеваний у сотрудников организации.

За проведение контроля отвечают штатные или внештатные инспектора. Это может быть и управляющий структурного подразделения компании. Если речь идет о государственном контроле, то за соблюдением правил охраны труда наблюдают представители исполнительной власти.

Инспектирование предприятий происходит на основе составленных функциональными инстанциями правовых актов, которые вмещают требования об охране труда, возможные травматические случаи для определенной специальности, а также санитарные нормы по работе с объектами производства. В случае получения производственной травмы работник может рассчитывать на выплату материальной компенсации.

Главным органом, который отвечает за проверку соблюдения условий ОТ, является Генпрокуратура Российской Федерации. Работу местных предприятий регулируют нижестоящие прокуроры.

Виды контроля

Действующий ГОСТ Р 12.0.006-2002 включает перечень видов контроля по охране труда, которые позволяют определить, насколько тщательно соблюдаются правила ОТ, а также разработать план улучшения охраны труда в организации на основе актуального анализа. В компании могут применяться следующие типы надзора:

  • текущий (подразумевает исполнение запланированных мероприятий по ОТ);
  • постоянный (непрерывный контроль над условиями производственного процесса);
  • многоуровневый;
  • реагирующий;
  • внутренний;
  • внешний (после его проведения филиал или цех получает сертификат соответствия).

Важно! К проведению любой из вышеуказанных оценочных мероприятий можно привлекать только тех сотрудников, которые прошли первичный инструктаж по ОТ. Начальное инструктирования является обязательным для всех сотрудников, которые поступают на новое рабочее место.

Принадлежность инспекторов

Исходя из принадлежности тех, кто занимается оценкой охраны труда на предприятии, выделяют классификацию видов контроля, который может быть государственным, внутриведомственным и общественным.

Государственный

Данный вид надзора осуществляется сотрудниками профильных государственных органов. Может производиться контроль как федерального, так и местного масштаба. Государственный контроль за охраной труда регламентируется нормами российского законодательства (статья №360 ТК РФ).

Читайте также Об ответственности за обеспечение безопасных условий труда и охраны труда

Внутриведомственный

Внутриведомственный контроль охраны труда осуществляется руководствующими институтами. Так, могут проверять условия труда в ведомстве более низкого ранга. Проверяющий и проверяемый должны быть частью определенный структуры (акционерное объединение, концерн и т. д.). Функционирование служб охраны труда также проходит в рамках внутриведомственного контроля.

Общественный

Подобный надзор присущ всем либеральным государствам, где ценится свобода слова. Общественный контроль должен осуществляться непосредственно гражданами, а в качестве инициатора проверки может выступать любое лицо. В большинстве случаев таким правом пользуются фонды, социальные группы, представители медиа, члены профсоюзов. Особенно активно данный метод развивается в последние годы, когда можно опубликовать на страницах соцсетей результаты проверки условий работы на предприятии.

Также различают технический и социальный контроль за состоянием охраны труда. Контроль за состоянием охраны труда первого типа относят к инструментам труда, а цель второго – проверка деятельности самих сотрудников (в частности, соблюдают ли они правила ОТ). Также социальная оценка касается и самого начальника, который обязуется обеспечить подходящие условия труда на предприятии.

Частота контроля

В зависимости от того, насколько часто на предприятии проводится контроль, различают следующие виды надзора:

  • постоянный;
  • оперативный;
  • выборочный.

Постоянный тип применятся во время регулярной оценки состояния ОТ во время производства (контроль используется ежедневно). Целью этого надзора является проверка работоспособности оборудования и исправности защитных устройств в организациях, где проводятся работы повышенной опасности. На рабочем месте должны быть огнетушители и специальная одежда для аварийных случаях (особенно это касается тех ситуаций, когда проходит активная работа с огнеопасными веществами).

Оперативный контроль подразумевает периодическую оценку условий работы на предприятии, которая проводится управляющим филиала вместе с участниками профсоюзов. Цель – проверка соблюдения санитарно-гигиенических требований, рабочих инструментов и аппаратуры.

Выборочный контроль осуществляется в определенный день раз в месяц. Для его проведения собирается экспертная группа, куда входят инженер по охране труда и руководитель структурного подразделения. Проходят проверка соблюдения нормативно-правовых актов и контроль над обеспечением условий выполнения трудовых функций. Также может проверяться факт проведения регулярного или внеочередного инструктажа по ТБ.

Читайте также Порядок осуществления государственного управления охраной труда

Методика проведения

1-я ступень


За надзор отвечает руководящее лицо (начальник цеха, мастер, бригадир и т. д.). Он проходит только на том участке предприятия, за который оно отвечает. Контроль над работой оборудования, санитарными нормами, соблюдением охраны труда проводится регулярно перед началом выполнения работ. Любые нарушения должны регистрироваться в письменной форме в журнале по трудовой безопасности.

2-я ступень

Проверку проводит вышестоящее лицо – начальник филиала. Программа проверки не имеет существенных отличий, однако руководителя может интересовать выполнение графиков чтения инструктажей, ремонтов, осмотров определенного участка и т. д. Также начальник, который часто сопровождается членом комиссии по ОТ, может проверить факт освидетельствования оборудования и средств защиты. Все нарушения записываются в журнале, а от подчиненного руководящего лица могут потребовать объяснений, почему те или иные условия труда не были соблюдены.

3-я ступень

Проходит под руководством руководителя компании, при этом осуществляется масштабная оценка каждого цеха и филиала предприятия. Управляющего интересует, были ли устранены недочеты, выявленные в рамках первых двух ступенях проверки. Кроме того, проводится мониторинг медосмотров, плановых мероприятий по улучшению ОТ в организациях.

Результаты проверки закрепляются приказом в двух экземплярах, после чего его анализируют на заседании комиссии. Комплексное обследование директором обычно проходится не чаще раза в год.

Правила проведения оценки

  1. Инспектор должен иметь официальное удостоверение, где содержится информация о его полномочиях.
  2. Руководителя филиала в письменной форме предупреждают о проверке, если речь не идет о регулярном надзоре.
  3. Для участников экспертной группы нужно подготовить пропуски, так как в противном случае они могут быть не допущены к участию в процессе.
  4. Члены комиссии должны придерживаться принципов конфиденциальности и возвращать переданные для проверки бумаги в первоначальном виде. Инструктор имеет право запрашивать любые документы, которыми он может оперировать.
  5. Обычно выделяют два этапы оценки – работа с документацией проверяемого подразделения и проверка технической составляющей филиала.
  6. В ходе проверки инспектором должны быть даны рекомендации по устранению недочетов.

То, насколько эффективно проводится контроль, зависит от уровня его организации и выбранных методов надзора. В особенности это касается участков производства, где проводятся работы повышенного риска. Органы, занимающиеся охраной труда, могут запросить акты, где описаны трудовые отношения. В число документов, подлежащих проверке, может входить и трудовой договор, где обозначены существенные условия труда.

Безопасность работников предприятия обеспечивается работодателем за счет внедрения и соблюдения правил охраны труда. Правильная организация работ позволяет избежать травматизма и уменьшить вредное влияние опасных факторов на работающих людей (в том числе собирая соответствующие комиссии: детали ). Заботясь о безопасности сотрудника, работодатель сам оказывается в выигрыше.

Трехступенчатый контроль, внедренный на предприятии, обеспечивает правильное функционирование системы безопасности на службе.

Что такое трехступенчатый контроль по охране труда?

Трехступенчатый контроль по охране труда может осуществляться разными методами. Трехступенчатая система контроля это мониторинг уже предписанных и выполненных работ по обеспечению системы безопасности на производстве.

Соответствующая система позволяет:

  • Производить систематическое наблюдение за действиями сотрудников всех уровней;
  • Соблюдать предписанные законом РФ стандарты;
  • Содержать рабочие места, бытовые помещения и производственные территории в порядке;
  • Осуществлять систематические обучения и инструктажи, повышающие культуру и увеличивающие знания работников по трудовым нормам;
  • Обеспечивать применений требований санитарных и гигиенических норм;
  • Проводить оздоровление членов коллектива.

Своевременный и регулярный мониторинг ступеней позволяет руководству корректировать действия и улучшать созданные условия для работы.

Трехступенчатый контроль по охране труда — нормативный документ

В ТК РФ вопросам охраны труда и проведению мероприятий по улучшению трудовых показателей отводится целый раздел. Но не в одной из глав не указано обязательное применение трехступенчатой системы контроля.

Выбор формы управления и контроля за соблюдением предписанных нормативов всецело ложится на плечи работодателя. В отдельных случаях в процесс выбора могут вмешаться контролирующие органы. Однако зачастую именно руководитель определяет, какую структуру оптимально ввести на предприятии. После внедрения структура регулируется в соответствии с принятыми в организации локальными документами.

Порядок проведения трехступенчатого контроля по охране труда

Трехступенчатая система безопасности по охране труда позволяет распределить обязанности в организации следующим образом:

  • 1-ая ступень – это непосредственные координаторы работ. Сюда относятся начальники смен и участков, бригадиры, мастера;
  • 2-ая ступень – руководители подразделений;
  • 3-я ступень – это комиссия во главе с директором учреждения.

Порядок проведения оперативных проверок по трехступенчатому процессу выглядит следующим образом:

  • Основные представители первых двух ступеней проводят регулярные проверки на рабочих, в рамках масштаба своих должностных инструкций;
  • Обязанностью ответственных лиц 3-го уровня, является внесение сведений по проведенным проверкам в журнал;
  • На основании сделанных записей составляется акт.

Наличие выявленных нарушений дает право на выдачу предписаний, для устранения несоответствий.


Для выполнения всех действий отводится определенные временные промежутки.

Приказ о введении трехступенчатого контроля за охраной труда на предприятии

Введение трехуровневой модели возможно при соблюдении положенных по закону нормативов. Приказ руководителя позволяет официально внедрить указанную систему.

В приказе необходимо указать:

  • Основание, которое повлекло за собой внедрение данного процесса;
  • Указание комиссионного состава третьей ступени и председателя комиссии. Обычно это директор организации;
  • Перечисление сотрудников, на которых возлагается важная миссия по проведению мероприятий на местах.

Одним из обязательных на предприятии документов, является положение о трехуровневой модели охраны труда. Это один из первых нормативных актов, который разрабатывается до начала внедрения указанной системы.

Образец заполнения журнала трехступенчатого контроля по охране труда

Трехуровневая система, которая обеспечивает безвредность профессиональной деятельности, имеет свою специфику – она должна обязательно отражаться в журналах.

Форма журнала является произвольным показателем, но лучше придерживаться следующих граф:

  • Порядковый номер строки;
  • Дата проводимой проверки;
  • Выявленное нарушение;
  • Конечный срок устранения нарушений;
  • Фамилия специалиста, проводившего проверку;
  • Подпись проверяющего.

В зависимости от целей работодателя в журнал могут быть внесены дополнительные графы. Рекомендуется оставлять один раздел, под названием «Примечание». В него можно вносить сведения разрозненного характера и неучтенные заранее данные.

Каждый наниматель по закону обязан следить за тем, что предприятие функционировало в соответствии с нормами трудового законодательства. Поэтому уменьшение негативного эффекта от профессиональной деятельности — первостепенная задача любого руководителя.

Система контроля за состоянием условий и охраны труда

Целью контроля за состоянием условий и охраны труда является предупреждение производственного травматизма, профзаболеваемости посредством осуществления комплекса мероприятий.
Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству (государственным нормативным требованиям охраны труда), разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:
- проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;
- измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;
- регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;
- регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;
- обследования состояния здоровья работников;
- мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.
Контроль за состоянием охраны труда является одним из главных элементов СУОТ и направлен на:
- проверку соответствия состояния условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда;
- выполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по охране труда;
- выявление и предупреждение нарушений и отклонений от требований государственных стандартов ССБТ, правил, норм, инструкций по охране труда;
- принятие эффективных мер по устранению выявленных недостатков.
Кроме того, при контроле за состоянием охраны труда анализируются результаты аттестации рабочих мест, делается оценка безопасности производства, эффективности средств коллективной и индивидуальной защиты.
Основными видами контроля являются:
- административно-общественный (оперативный) контроль;
- ведомственный контроль;
- государственный контроль;
- общественный контроль.

Административно-общественный (оперативный) контроль бывает, как правило - двух-, трехступенчатый.
Первая ступень - проводится непосредственным руководителем работ (мастером, сменным инженером, механиком, бригадиром и т.д.) непосредственно на участке, ежедневно перед началом работ (в течение смены). Проверяется состояние рабочих мест, исправность оборудования, инструмента и приспособлений, работа вентустановок, состояние санитарно-бытовых помещений, наличие инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.
В случае обнаруженных недостатков принимаются меры к их устранению, с записью в журнале.
На второй ступени оперативный контроль осуществляется руководителем структурного подразделения (начальником цеха, лаборатории, службы и т.д.) с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны труда и других служб подразделения с периодичностью не реже одного раза в месяц (день устанавливается исходя из графика проверок).
Контролируется состояние условий и охраны труда на одном из участков, при этом проверяется кроме перечня позиций первой ступени:
- исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;
- своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;
- выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;
- выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.;
Обнаруженные недостатки устраняются, делается запись в журнале. В случае невозможности выполнения какого либо мероприятия, оформляется докладная (служебная) записка на имя главного инженера.
По результатам проверки издается распоряжение по подразделению с конкретными мерами и выводами.
На третьей ступени оперативный контроль проводится главным инженером предприятия (техническим директором), совместно с председателем комитета (комиссии) по охране труда, с руководителем службы охраны труда и другими специалистами организации, с периодичностью не реже одного раза в квартал. Контролируется состояние условий и охраны труда в одном из цехов (участков), при этом проверяется, кроме перечня позиций второй ступени:
- выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;
- выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;
- организация обучения и проверок знаний руководителей и специалистов структурных подразделений;
- организация медицинских осмотров и других мероприятий лечебно-профилактического характера;
- проверяется выполнение других задач, решение которых входит в функции руководителей структурных подразделений и главных специалистов функциональных служб.
Результаты обследования (проверки) оформляются актом с изданием приказа по организации, итоги рассматриваются на производственном совещании проверенного структурного подразделения.
Генеральным директором один раз в год проводится комплексное обследование состояния охраны труда одного из структурных подразделений организации с обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании. По итогам проверки издается приказ.

Ведомственный контроль. Осуществляется вышестоящей организацией:
- при проведении комплексных проверок подведомственных организаций;
- при проведении целевых проверок состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях;
- по заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Общественный контроль. В соответствии со статьей 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
- принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда во всех структурных подразделения организации избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
На основании рекомендаций Минтруда РФ организации могут разрабатывать положения об уполномоченных, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.
При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации организации, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов.
Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива на срок не менее 2-х лет. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда в организации.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.
Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями участков (подразделений), выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой (специалистом) охраны труда и другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.
Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.


Примечание:
Подробнее о работе уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда можно прочитать в статье: «Общественный контроль охраны труда в организации»

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Аудит системы управления охраной труда

Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудита СУОТ.
Аудит системы управления охраной труда проводят для:
- определения наличия в организации функционирующей СУОТ, определения соответствия СУОТ требованиям охраны труда, положениям политики в области охраны труда;
- определения качества функционирования СУОТ, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;
- рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита системы управления охраной труда;
- представления информации по результатам аудита СУОТ руководству организации.
План проведения аудита СУОТ должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок СУОТ.
Методы аудита СУОТ должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.
По результатам аудита СУОТ составляют отчеты.
Аудит СУОТ по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель Московского

областного объединения

организаций профсоюзов

В.В. Кабанова

Начальник Главного управления

по труду и социальным вопросам

Московской области

В.А. Рушев

ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Настоящие Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи организациям в осуществлении ступенчатого ведомственно - общественного контроля за состоянием условий и охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах и определяют примерный порядок осуществления контроля за состоянием безопасности труда, устранения выявленных нарушений на всех ступенях контроля.

1. Общие положения

1.1. Ступенчатый контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля представителей работодателя и профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда. Ступенчатый контроль не исключает проведения ведомственного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и специалистов, а также контроля, обусловленного Положением о комитете (комиссии) по охране труда и Положением об уполномоченных (доверенных) лицах по охране труда профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

1.2. Целью контроля является выполнение требований безопасности труда в процессе производственной деятельности, предупреждение производственного травматизма, в том числе микротравм, аварийности производства, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, обеспечение прав работников на охрану труда, предусмотренных действующим законодательством, а также своевременное устранение нарушений действующих правил и норм по охране труда.

2. Основные положения ступенчатого контроля

2.1. Ступенчатый контроль состоит в последовательном обследовании условий и безопасности труда на 3 ступенях:

1-я ступень - в бригаде, в отделении, на участке, в смене осуществляется бригадиром, мастером (старшим мастером), механиком, энергетиком (далее - мастер) совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа (трудового

2-я ступень - в структурном подразделении (цехе, отделе, лаборатории и т.п.) осуществляется комиссией, назначенной распоряжением руководителя подразделения в составе: руководителя подразделения, работников технических служб подразделения и представителей профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа подразделения;

3-я ступень - на предприятии в целом осуществляется комиссией, назначенной приказом - постановлением работодателя совместно с профсоюзным комитетом или иным уполномоченным коллективом представительным органом, в состав которой, как правило, входят: главный инженер (технический директор), главные специалисты (механик, энергетик, технолог и др.), руководитель службы охраны труда, председатель профсоюзного комитета или иного выборного общественного органа, председатель комитета (комиссии) по охране труда организации.

В зависимости от численности работающих, количества самостоятельных подразделений, структуры управления организации контроль может осуществляться и по большему числу ступеней.

2.2. Руководство организацией ступенчатого контроля осуществляют руководитель организации и председатель профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа.

2.3. Результаты обследования записываются в журналы ступенчатого контроля за безопасностью труда (далее - журналы) 1-й и 2-й ступеней (рекомендуемые формы журналов приведены в приложениях 1 и 2); результаты обследования 3-й ступени оформляются актом.

2.4. Журналы должны быть прошнурованы, а листы пронумерованы. На последнем листе журналов должна быть подпись руководителя службы охраны труда, скрепленная печатью.

2.5. Не допускаются зачеркивания, подчистки и исправления записей в журналах.

2.6. Журналы выдаются работниками службы охраны труда под роспись:

1-й ступени - мастеру;

2-й ступени - руководителю подразделения.

2.7. Журналы каждой ступени должны предъявляться по первому требованию представителям органов надзора и контроля и другим лицам, осуществляющим контроль и надзор за состоянием охраны труда.

3. Организация и порядок проведения контроля

на первой ступени

3.1. Проверка условий и безопасности труда должна проводиться ежедневно в начале рабочей смены, в дальнейшем - в течение всей смены.

3.2. Проверке подлежат:

3.2.1. Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой.

3.2.2. Состояние и правильность организации рабочих мест.

3.2.3. Состояние проходов и проездов вблизи рабочих мест.

3.2.4. Исправность оборудования, контрольно - измерительных приборов, блокировок и сигнализации.

3.2.5. Состояние заземления (видимое крепление шины заземления к оборудованию и аппаратуре).

3.2.6. Наличие и исправность ограждений вращающихся частей оборудования и опасных зон.

3.2.7. Эффективность работы вентиляционных систем.

3.2.8. Наличие и исправность средств подмащивания для работы на высоте.

3.2.9. Наличие на рабочих местах инструкций по охране труда.

3.2.10. Наличие и исправность инструмента и приспособлений.

3.2.11. Состояние площадок для складирования материалов, полуфабрикатов и изделий.

3.2.12. Соблюдение требований безопасности при складировании материалов, их погрузке, транспортировке и разгрузке.

3.2.13. Наличие и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты.

3.2.14. Соблюдение работниками требований, изложенных в инструкциях по охране труда и пожарной безопасности, при производстве работ в течение смены.

3.2.15. Соблюдение работниками правил электробезопасности при работе с электроинструментом, электрооборудованием и в электроустановках.

3.2.16. Выполнение работ повышенной опасности.

3.2.17. Соблюдение правил безопасности при работе с вредными, взрыво- и пожароопасными веществами и материалами.

3.2.18. Соблюдение технологических регламентов.

3.2.19. Наличие на руках у работающих удостоверений по охране труда на право выполнения соответствующих работ.

3.3. По выявленным нарушениям и недостаткам мастером и уполномоченным (доверенным) лицом намечаются мероприятия, устанавливаются сроки их устранения и назначаются исполнители по устранению нарушений и недостатков.

3.4. Устранение выявленных нарушений, как правило, должно производиться незамедлительно под непосредственным надзором мастера.

3.5. Если нарушения не могут быть устранены силами участка, то его руководитель должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему руководителю служебной запиской для принятия соответствующих мер.

3.6. В случае выявления нарушения требований правил и норм, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работы должны быть приостановлены до устранения этого нарушения с незамедлительным извещением об этом руководителя подразделения.

3.7. Результаты проверки записываются мастером в разделе II журнала первой ступени контроля (приложение 1) с росписью мастера, бригадира, уполномоченного (доверенного) лица и исполнителя.

3.8. Мастер с участием бригадиров, уполномоченных (доверенных) лиц ежедневно перед началом работы проводит пятиминутное совещание с работниками по выполнению требований безопасности труда.

3.9. На совещании подводятся итоги работы участка за прошедший день, обращается внимание на безопасное производство работ и намеченные к выполнению на текущий день мероприятия по охране труда.

3.10. В течение рабочей смены мастер осуществляет контроль за соблюдением работниками правил и норм безопасности труда.

3.11. При обнаружении нарушения мастер обязан предупредить рабочего, о чем должна быть сделана соответствующая запись в разделе III журнала первой ступени (приложение 1) с росписью нарушителя и заполнением всех граф раздела. При нарушениях правил безопасности по пункту 3.5 мастер должен написать служебную записку руководителю подразделения о принятии соответствующих мер, например, о наложении дисциплинарного взыскания на нарушителя или использовании мер общественного воздействия.

3.12. Мастер несет ответственность за правильное ведение журнала первой ступени.

3.13. Ежедневно мастер должен отчитываться перед руководством подразделения о состоянии охраны труда на производственном участке.

4. Организация и порядок проведения контроля

на второй ступени

4.1. Комиссия в составе: руководителя подразделения, технолога, уполномоченного (доверенного) лица, члена комитета (комиссии) по охране труда профсоюза или иного уполномоченного коллективом представительного органа один раз в неделю должна проверить:

4.1.1. Организацию и результаты работы первой ступени.

4.1.2. Выполнение мероприятий, намеченных по результатам предыдущих проверок второй и третьей ступеней.

4.1.3. Выполнение приказов и распоряжений по предприятию и подразделению, решений Дней охраны труда, совещаний, собраний по вопросам охраны труда, решений профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками органа, комитета (комиссии) по охране труда.

4.1.4. Выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям службы охраны труда, других органов надзора и контроля.

4.1.5. Выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев, аварий, профзаболеваний и производственных неполадок.

4.1.6. Состояние и соответствие оборудования, тары, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно - технической документации по охране труда.

4.1.7. Соблюдение графиков планово - предупредительного ремонта оборудования, вентиляционных систем и установок, технологических режимов, регламентов и инструкций.

4.1.8. Состояние прилегающих к подразделению территорий и территорий складских площадок.

4.1.9. Состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление.

4.1.10. Наличие и состояние на рабочих местах инструкций и плакатов по охране труда, знаков безопасности, покраску оборудования и строительных конструкций в соответствии с требованиями ГОСТов и производственной эстетики.

4.1.11. Наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно - измерительных приборов.

4.1.12. Своевременность и качество проведения инструктажей и обучения рабочих по безопасности труда.

4.1.13. Обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

4.1.14. Обеспечение работников молоком, лечебно - профилактическим питанием и спецмылом.

4.1.15. Состояние санитарно - бытовых помещений и устройств.

4.1.16. Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой и производственной дисциплины.

4.2. Результаты проверки записываются в раздел II журнала первой ступени контроля с росписью членов комиссии.

4.3. Выявленные в ходе проверки на второй ступени контроля нарушения, которые невозможно устранить немедленно, записываются в журнал второй ступени (приложение 2).

4.4. Комиссия намечает мероприятия, а руководитель подразделения назначает исполнителей и сроки исполнения.

4.5. Если намеченные мероприятия не могут быть выполнены силами подразделения, то его руководитель обязан доложить об этом главному инженеру (техническому директору) служебной запиской для принятия соответствующих мер.

4.6. Копия служебной записки должна быть направлена в службу охраны труда предприятия.

4.7. В случае обнаружения нарушений правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, комиссия должна приостановить работу до устранения этого нарушения.

4.8. Еженедельно руководитель подразделения проводит совещание инженерных служб подразделения, мастеров, бригадиров, актива уполномоченного работниками представительного органа, на котором разбираются результаты проверки, ход выполнения приказов, распоряжений, планов - графиков, предписаний по охране труда, а также собственных решений по предыдущим проверкам.

5. Организация и порядок проведения контроля

на третьей ступени

5.1. Комиссия в составе: главного инженера (технического директора), руководителя службы охраны труда, главных специалистов, ответственных лиц по надзору за объектами, на которые распространяются соответствующие правила Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, председателя профсоюзного комитета или иного уполномоченного коллективом представительного органа, председателя комитета (комиссии) по охране труда один раз в месяц должна проверить:

5.1.1. Организацию и результаты работы первой и второй ступеней.

5.1.2. Выполнение мероприятий, намеченных третьей ступенью в прошлом месяце.

5.1.3. Выполнение приказов и распоряжений вышестоящих органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов и распоряжений руководства организации и решений Дней охраны труда, совещаний, профсоюзного комитета или иного уполномоченного коллективом представительного органа по вопросам охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда организации.

5.1.4. Выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда и другими документами.

5.1.5. Выполнение мероприятий по результатам расследования несчастных случаев и актам специального расследования аварий и производственных неполадок.

5.1.6. Наличие и правильность ведения паспорта санитарно - технического состояния подразделения.

5.1.7. Организацию разработки и внедрения стандартов ССБТ.

5.1.8. Организацию технического надзора за содержанием в исправном и безопасном состоянии зданий, сооружений и помещений подразделений и прилегающих к ним закрепленных территорий в соответствии с требованиями нормативно - технической документации (НТД) по охране труда, состоянием проезжей части и пешеходных дорог, переходов.

5.1.9. Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического, теплотехнического и другого оборудования требованиям стандартов ССБТ, правилам и другой НТД по охране труда, наличие актов проверок.

5.1.10. Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств.

5.1.11. Выполнение графика планово - предупредительного ремонта всего оборудования, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования.

5.1.12. Обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта.

5.1.13. Обеспеченность работающих санитарно - бытовыми помещениями, их санитарное состояние и работоспособность санитарно - бытовых устройств.

5.1.14. Организация лечебно - профилактического обслуживания работников.

5.1.15. Состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление.

5.1.16. Организация и качество проведения обучения и инструктажа работников по безопасности труда.

5.1.17. Готовность персонала к работе в аварийных ситуациях.

5.1.18. Соблюдение режима труда и отдыха, трудовой и производственной дисциплины.

5.2. Результаты проверки оформляются актом и записью в журнале второй ступени с росписью членов комиссии и председателя комитета профсоюза проверяемого подразделения. Акт хранится в службе охраны труда (акт оформляется службой охраны труда).

5.3. Ежемесячно главный инженер (технический директор) проводит День охраны труда, на который приглашаются: председатель профкома, председатель комитета (комиссии) по охране труда, главные специалисты, руководители подразделений, специалисты служб охраны труда и пожарной безопасности, цеховой врач, профсоюзный актив или представители иного выборного органа.

5.4. На Дне охраны труда доводятся до сведения участников результаты проверок, заслушиваются отдельные руководители подразделений и главные специалисты по допущенным нарушениям.

5.5. Служба охраны труда:

Ведет и оформляет протокол по результатам проведения Дня охраны труда;

Рассылает протокол руководителям подразделений и служб;

Осуществляет контроль за выполнением решений, принятых на Дне охраны труда;

Докладывает главному инженеру (техническому директору) о ходе выполнения протокольных решений.

5.6. Решения, принимаемые на Дне охраны труда, носят характер обязательного исполнения руководителями подразделений и служб. По вопросам, требующим принятия решений руководителем организации, главный инженер (технический директор) вносит руководителю организации соответствующие предложения, связанные с необходимостью выполнения намеченных мероприятий, а также наложения дисциплинарного взыскания на руководителей и специалистов, не обеспечивших устранение нарушений.

5.7. Профсоюзный комитет или иной уполномоченный работниками представительный орган по результатам работы системы ступенчатого контроля вправе заслушать на заседаниях отчеты о работе цеховых профсоюзных комитетов или иных уполномоченных работниками представительных органов о работе по осуществлению ступенчатого контроля за состоянием охраны труда.

Приложение 1

ЖУРНАЛ

ПЕРВОЙ СТУПЕНИ КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА

Раздел I. СПИСОК РАБОЧИХ СМЕНЫ (УЧАСТКА, БРИГАДЫ),

ПЕРВИЧНАЯ И ПОВТОРНАЯ ПРОВЕРКА ИХ ЗНАНИЙ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

N
п/п

Фамилия
И.О.

Профессия

Первичная
аттестация
по профессии

Повторная проверка знаний

Примечание

Дата

N протокола

Дата

N протокола

Дата

N протокола

Дата

N протокола

Раздел II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ

ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА НА ПЕРВОЙ

СТУПЕНИ КОНТРОЛЯ

N
п/п

Дата
обследования

Результаты
контроля,
отмеченные
нарушения

Необходимые
мероприятия
по устранению
нарушения

Ответственный
за выполнение
мероприятий

Отметка
о выполнении
мероприятий

Фамилии
и подписи лиц,
осуществляющих
контроль

Фамилия

Подпись

Раздел III. РЕГИСТРАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ

ОХРАНЫ ТРУДА

N
п/п

Дата
нарушения

Ф.И.О.
нарушителя

Характер
нарушений

Принятые
меры

Подпись
нарушителя

Приложение 2

ЖУРНАЛ

ВТОРОЙ СТУПЕНИ КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА

Раздел I. СПИСОК РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ИХ ПЕРВИЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

N
п/п

Фамилия
И.О.

Занимаемая
должность

Первичная аттестация

Повторная проверка знаний

Общие правила
охраны труда
и промсанитарии

Правила
Госгортех-
надзора

Правила
эксплуатации
электроустано-
вок

Другие
правила
охраны
труда

Общие правила
охраны труда
и промсанитарии

Правила
Госгортех-
надзора

Правила
эксплуатации
электроустано-
вок

Другие
правила
охраны
труда

Дата

N
протокола

Дата

N про-
токола

Дата

N
протокола

Дата

N про-
токола

Дата

N
протокола

Дата

N про-
токола

Дата

N
протокола

Дата

N про-
токола

N
п/п

Дата
обследования

Наименование
участка работы,
Ф.И.О.
руководителя

Выявленные
нарушения
и недостатки
по охране
труда,
предписания
и предложения

Установленные
сроки
исполнения

Роспись
исполнителя

Дата
фактического
выполнения

Фамилии
и подписи
членов
комиссии

Примечание