Уроки и тонкости портретной съемки. Как открыть свой бизнес

Дата публикации: 29.09.2015

Если вас перестали пугать такие понятия, как «диафрагма» и «выдержка», не смущает ручной режим, а фотографировать друзей в ближайшем парке в лучах заходящего солнца уже неинтересно и хочется двигаться дальше, то эта статья именно для вас. Мы поговорим о фотосъёмке в студии, подробно рассматривая вопросы, которые, скорее всего, возникнут у человека, никогда в ней не работавшего.

Итак, что же такое фотостудия и почему она так популярна среди фотографов и моделей? Студия - это помещение с окнами или без, в котором созданы максимально комфортные условия для достижения поставленных задач с использованием специального осветительного оборудования в сочетании с разнообразными дополнительными аксессуарами. Главное преимущество студии в том, что, работая в ней, мы создаём идеальные условия для съёмочного процесса, результатом которого будет ожидаемый, запланированный нами качественный продукт.

NIKON D700 / 60.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F13, 1/200 с, 60.0 мм экв.

В студии не страшны капризы природы, нет недостатка в освещении. Мы не зависим от продолжительности светового дня и можем не бояться, что в самый неподходящий момент пойдёт дождь. Наверное, единственное, чем мы ограничены, так это нашими знаниями, фантазией и техническими возможностями самой студии.

Как правило, студия - это зал, выкрашенный в один цвет, например, белый или серый. Разнообразие в съёмочный процесс могут внести многочисленные цветные фоны. Но есть и так называемые интерьерные студии. Из названия понятно, что это некое пространство, имитирующее различные интерьеры для воплощения практически любых творческих замыслов. Это могут быть небольшие обособленные друг от друга зоны в одном помещении или несколько больших тематических залов. В подобных студиях вы можете «перенести» свою фотосессию в загородный дом, старинную библиотеку или, например, в какой-то футуристический интерьер.

Ещё одна особенность студии, которую стоит учитывать при выборе помещения, - наличие циклорамы. Это жёсткая фоновая конструкция, у которой переход между горизонтальной и вертикальной плоскостями настолько плавный, что не видно места пересечения стены с полом. Многие студии предлагают услуги покраски циклорам в любой цвет, но чаще всего они белые. Циклорама создаёт иллюзию бесконечности фона и даёт возможность сделать красивый мягкий градиент. Плюс ко всему она хорошо работает как отражатель, заливая пространство мягким светом. Циклорама даёт идеальные условия для съёмок каталогов.

Выбирая студию, стоит помнить, что огромное значение играют её размеры и высота потолка. Площадь помещения должна быть не меньше 30 м2, если вы запланировали поясной портрет или съёмку небольших предметов. Чем больше объект фотографирования, тем просторнее должно быть помещение. Для группового портрета, портрета человека в полный рост и под съёмку прыгающих моделей студию нужно выбирать из расчёта, что от объекта съёмки до фотографа будет примерно 5 метров, а высота потолка - не ниже 4 метров. Вообще, чем просторнее студия, тем проще воплощать свои творческие идеи и комфортнее работать.

NIKON D700 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 125, F4, 1/60 с, 32.0 мм экв.

Определившись с тем, что вы хотите сфотографировать, и поняв, какая студия под эти планы нужна, можно приступать непосредственно к выбору помещения. Самый простой и логичный способ - поисковые запросы в интернете. В первую очередь вам будут попадаться веб-страницы самих студий, где можно посмотреть их интерьеры, узнать, какое предлагается оборудование, и цены. Очень удобно, когда есть онлайн-бронирование и возможность ознакомиться с актуальной загруженностью залов. Но, к сожалению, «интерактив» встречается редко. Помимо этого, есть своего рода сайты-каталоги, обладающие большой базой фотостудий и располагающие довольно подробной информацией об их местонахождении, интерьере помещений и ценах. Единственный минус в том, что вся информация, как правило, предоставляется всеми пользователями сайта, а потому возможны неточности и ошибки.

При выборе студии я бы посоветовала обращать внимание, в первую очередь, на представленное оборудование, а затем на цену и расположение. Во время съёмочного процесса вас не должны отвлекать мысли о том, что источники света срабатывают через раз, а стойки вот-вот развалятся. Фотосъёмка должна проходить в приятной атмосфере и приносить удовольствие и удовлетворение - тогда можно быть уверенными в хорошем результате. Именно по этой причине я предпочитаю работать в студиях, которые оснащены оборудованием Profoto. Фотографы ценят его, во-первых, за качество; во-вторых, за удобство и продуманность. Определяясь с помещением, нужно понимать, что чем больше площадь студии, «топовее» оборудование и ближе её расположение к центру города, тем выше цена. Очень часто, выбрав фотостудию подальше, вы экономите большие суммы денег, но при этом получаете просторное помещение с хорошей техникой.

Итак, вы нашли подходящую студию, у вас есть модель. Теперь осталось разобраться со студийным оборудованием. Для получения фотографий нам необходим свет. В студии мы его получаем с помощью осветительных приборов, которые закрепляются на стойках. Их можно перемещать в пространстве и во время съёмки регулировать по высоте и длине.

Различают два типа осветительных приборов: дающие освещение импульсным светом и постоянным. Последний вариант чаще используется в видеосъёмке, хотя и любим многими фотографами. Приборы постоянного света создают непрерывный контролируемый источник освещения. Работа с ними требует определённых знаний и навыков, а постоянно работающая лампа потребляет много электроэнергии и сильно нагревается. Нас же интересует импульсный свет, о нём и поговорим подробнее. Сразу стоит отметить, что используется он только в фотографии, потому как источник освещения даёт мощный, но короткий импульс света, которого, однако, достаточно для получения фотографического изображения.

Прибор импульсного света имеет два вида ламп. Небольшой мощности «пилотную» (она помогает увидеть, какой получается светотеневой рисунок, и при необходимости его подкорректировать) и собственно импульсную (она даёт необходимый нам импульс света). В свою очередь, источники импульсного света делятся на моноблоки и генераторы

Моноблок - это конструкция «всё в одном», в которой элементы управления, «пилотная» и импульсная лампа располагаются в одном корпусе.

Генераторы отличаются тем, что в них заключены только элементы питания, а лампы подключатся к ним с помощью специальных проводов.

Генераторы - это приборы уже более высокого класса. У моноблоков они выигрывают своей мощностью, более короткой длиной импульса (подходят, например, для съёмки падающих капель воды) и скоростной перезарядкой. Люди, снимающие в студии впервые, к сожалению, не смогут это оценить просто потому, что пока не с чем сравнивать. Поэтому для начала я бы рекомендовала работать именно с моноблоками. Это как минимум дешевле!

Как правило, на съёмку в студии предоставляется 3–4 источника света. А в крупных студиях всегда есть возможность забронировать дополнительный «свет», но, скорее всего, за отдельную плату. Чтобы все источники срабатывали одновременно и только в тот момент, когда вы нажимаете на кнопку спуска на камере, их необходимо синхронизировать. Первый способ - с помощью инфракрасного трансмиттера, который крепится на «горячем башмаке» камеры и посылает импульс через инфракрасный порт.

Второй, более надёжный и точный способ - использование радиосинхронизации.

И наконец, третий вариант синхронизации - использование специального кабеля.

На камерах более продвинутого уровня есть специальный разъём, через него камера соединяется с одним из приборов, при срабатывании которого «поджигаются» и остальные.

Всё это оборудование имеется в студии. Более того, ИК-трансмиттер и радиосинхронизатор всегда предоставляются вместе с источниками света. При необходимости технические администраторы помогут вам настроить каналы синхронизации и расскажут о принципах работы передатчиков.

Во время съёмки установите на фотоаппарате режим ручного управления, выбрав для выдержки наиболее подходящие для студии значения (1/125–1/160 с). Если она будет короче, чем выдержка синхронизации, то на полученных снимках может появиться неприятный эффект в виде чёрной полосы внизу изображения. Точное значение выдержки синхронизации немного отличается на разных камерах, а проверить его можно в характеристиках конкретного фотоаппарата. Например, для Nikon D5500 это 1/200 с, а для Nikon D810 уже 1/250 с. Выставив правильную выдержку и имея идеальные условия по свету, значение ISO можно и нужно ставить минимальным, а диафрагму выбирать исходя из вашей задумки.

Для творческой студийной съёмки только одних приборов будет недостаточно. Чтобы получить интересный светотеневой рисунок, необходимо использовать разнообразные насадки (такие как софтбоксы, рефлекторы, портретные тарелки), а также всевозможные дополнения и реквизит (цветные фильтры, отражатели, просветные рамы, «флаги», стулья, вещи, игрушки и др.).

Но обо всём этом мы поговорим в последующих статьях. Для первой же съёмки в студии, чтобы понять принципы работы, достаточно будет воспользоваться одним источником света и простой насадкой, например, рефлектором (за характерную форму фотографы прозвали его «горшком»).

В завершение хотелось бы указать ещё на один плюс студии. Как говорилось выше, в помещении с импульсным светом у вас есть возможность создать идеальные условия для фотосъёмки, а потому качественные картинки получатся практически на любой фотоаппарат. И неважно, зеркальный он или беззеркальный. Главное условие - возможность ручной коррекции диафрагмы и выдержки, а также наличие «горячего башмака» для подключения синхронизаторов.

Портрет сейчас - один из самых распространённых жанров. Людей фотографируют и любители, и профессионалы. Разница лишь в том, как они это делают. В этом уроке мы будем разбираться как раз в этой, зачастую неуловимой, разнице между художественным портретом и бытовым.

Портретная фотосъемка: сюжет, идея, настроение

Мы уже не раз обсуждали, что фотография должна нести смысловой или эмоциональный заряд, рассказывать какую-то историю. Портретная съёмка в этом плане не исключение: нам важно не просто передать внешность человека, но и рассказать о нём, его характере. Минимум - показать настроение в конкретный момент времени.

Какие эмоции вызывает этот снимок? Безусловно позитивные! На это работают яркие цвета (вспоминаем второй урок), мягкий свет с красивыми тенями, а также поза модели - она как будто бежит по тропинке. В итоге образ сложился.

Съемка портрета —

Главное не забывать, что фотография - это комплекс, в котором всё взаимосвязано: задний план, цвет, свет, мимика человека, его поза.

А этот снимок - полная противоположность предыдущему: зажатая поза модели, напряжённый взгляд в камеру, большое количество тёмных тонов, а также холодный по цвету дым на фоне - всё это создаёт драматичное, депрессивное настроение.

Портретная фотосъемка —

С некоторыми составляющими вы уже знакомы, а с остальными мы будем разбираться в этом уроке.

Съемка портрета: особенности композиции

Во втором уроке мы обсуждали правило третей и выяснили, что оно в портрете далеко не всегда применяется в жёстком виде, часто от него нужно отступать. Например, считается, что если человек повернулся в какую-то сторону телом, то нужно там оставить больше пространства, чем за спиной - так подчеркнётся динамика разворота.


Однако это не единственный подход. Если сделать наоборот, то есть оставить перед человеком меньше пространства, чем за спиной, то кадр будет смотреться напряжённее, драматичнее. То есть так можно подчеркнуть настроение героя снимка.


Вы, наверное, помните про виды планов в фотографии - крупный, средний, общий. В портрете существуют их аналоги:

Как снимать людей: оплечный портрет.

В кадр включается только верхняя часть тела, примерно по грудь, допускается кадрирование головы, чтобы разместить глаза на верхней линии третей. Для нейтральной передачи роста человека, то есть такой, при которой он не будет казаться маленьким или высоким, камеру нужно располагать на уровне глаз.

Как фотографировать людей: поясной портрет.

Называется так, но на самом деле кадрирование проходит по бёдрам. Над головой уже оставляется пространство, чтобы граница не давила на голову. Тут камеру можно располагать на уровне плеч - так рост будет передан без искажений.

Как снять красивый портрет: ростовой портрет.

При увеличении крупности всё больше пространства должно оставаться вокруг человека, чтобы снимок не смотрелся тесно. Ориентир - глаза должны находиться примерно на верхней линии третей, можно немного выше. Камера располагается на уровне груди.


Разделение это условное, вполне могут быть промежуточные крупности. Одна из практических ценностей этого знания - разноплановость съёмки. Если вы делаете серию с одним человеком, то лучше сделать разные по крупности снимки, чтобы максимально полно раскрыть и человека, и условия, в которых он находится.

Отдельно хочется дополнить про высоту камеры. То, как описан этот момент выше, не является жёстким алгоритмом. Можно снимать человека и снизу, и сверху. Нужно только понимать, что, например, нижняя точка съёмки поможет передать уверенность, высокомерие. А верхняя точка съёмки сделает образ более мягким, возможно, даже неуверенным.

Кроме того, есть достаточно серьёзные ограничения по кадрированию человеческого тела. Например, не стоит резать по суставам - локтям, коленям, так как из-за этого руки смотрятся не очень красиво. Нужно или выше, или ниже. Также редко смотрятся удачно снимки, в которых рамка кадра проходит по шее, лучше включить плечи.


Съемка портрета: свет в портрете

Снимать портреты, как и пейзажи, лучше всего с режимным светом - динамический диапазон сцены получается меньше, а из-за низкого расположения солнца проще управлять светотеневым рисунком, поворачивая героя снимка относительно источника света. Нам важно добиться эффекта, когда светотеневой рисунок ложится ровно, не имеет рваных участков, сильно выступающих теней. Заметнее всего это на лице, поэтому на него и стоит ориентироваться. Например, можно повернуть человека так, чтобы лицо было освещено, а тени начинались на скуле. Свет при этом будет падать примерно под углом 45-50 градусов.

Понятно, что 45 градусов не является единственно возможным углом падения света. Можно выбирать любой другой, главное, чтобы при этом светотеневой рисунок ложился ровно и красиво.

Половина лица в тени делает портрет более драматичным.


При освещении одной скулы важно следить, чтобы она не перебивала внимание с немного затенённого лица.


При съёмке против солнца тоже нужно следить, чтобы лица не получились слишком тёмными.


Конечно, снимать в режимное время получится не всегда. Если вы попытаетесь осветить человека полуденным солнцем, которое находится высоко, то вокруг глаз образуются не очень красивые тени - так называемый «рисунок панды». Или тень от носа пойдёт в нос и залезет на губу - этого тоже лучше избегать. Чтобы этих проблем не было, можно развернуть человека от солнца, чтобы его лицо оказалось в тени, то есть снимать в контровом.

Правда при этом задний план, если он освещён солнцем, получится пересвеченным - экспозиция ведь должна быть выставлена по лицу, а перепад по яркости слишком большой. Но браком это, в принципе, не считается.

Кроме того, можно отвести героя в тень - под деревья или за какое-то здание.

Только нужно учитывать, что прямой свет имеет большую выразительность, чем отражённый, так как при съёмке в тени самих теней почти нет.


Не забываем и про то, что снимать можно не только на улице, но и в помещении - квартире, кафе, даже подъезде. Если свет из окна, то получается очень красивый светотеневой рисунок.

Кроме того, хочется напомнить, что свет может работать на настроение фотографии. Если хотите, чтобы кадр получился драматичным, то нужны контрастные тени, преобладание тёмных тонов.

А для позитивного портрета кроме ярких цветов нужен мягкий свет.


Очень здорово смотрится использование теней в композиции. Например, можно найти такое место, где модель будет освещена, а фон будет находиться в тени - этот приём называется световым акцентом.

Кроме того, можно использовать линии теней, проекции их на окружение героев или на них самих. Всё это делает ваши фотографии необычными и более привлекательными.

Портретная фотосъемка: позирование

Чаще всего вы, скорее всего, будете снимать неопытных моделей, людей, которые не учились позировать. Это не плохо, просто заставляет немного по-другому подойти к позированию. Оно ведь является одним из важнейших факторов передачи сюжета и настроения на фотографии.

К позе человека предъявляется несколько требований:

    • К моменту, когда вы взяли камеру в руки и начали снимать, вы уже понимаете, что хотите снять, что показать зрителю. И поза должна на это работать! Например, герою холодно, он задумчивый или радостный. В обычной жизни в этих случаях люди занимают определённые позы, и стоит использовать именно их - так зритель сможет считать и понять, в каком эмоциональном состоянии находится портретируемый.

На этой фотографии в позе явно читается задумчивость.

      Закрытые позы (например, со скрещёнными руками) хороши для драматичных сюжетов, открытые - для позитивных. Будет неплохо, если вы изучите язык жестов, чтобы самостоятельно закладывать нужный эмоциональный фон, подсказывая ту или иную позу портретируемому.


      Если же совершается какое-то действие, то нужно ловить пиковый момент - так будет смотреться понятнее.


    • Кто-то скрещивает руки на груди, кто-то держит их в карманах - поза обязательно должна быть привычна человеку, подходить ему. Иначе не избежать натянутости, неестественности в позировании.


  • «Журнальные» позы хороши для журналов и опытных моделей. Они долго учатся контролировать своё тело, чтобы смотреться красиво. Если снимаете неопытного в позировании человека, то вряд ли получится повторить увиденное в «глянце» . Поэтому лучше выбирать простые, жизненные позы.


Типичные ошибки в позировании:

  1. Не стоит прятать руки в волосы или за спину - так они кажутся отрезанными. То же самое с карманами: должны быть видны хотя бы большие пальцы.
  2. Шея - выразительная часть тела в женском портрете, старайтесь не закрывать её сильно поднятыми плечами.
  3. Если герой опирается лицом на руку, то не должны искажаться черты лица.
  4. Лучше не улыбаться половиной рта - это смотрится не очень хорошо. Если есть какие-то проблемы с зубами, то можно улыбнуться, не показывая их.
  5. При ростовом портрете следите, чтобы ближняя к камере нога не перекрывала дальнюю, а то человек получится одноногим.
  6. Бывает, что неопытные модели улыбаются, их тело вроде бы расслабленно, но руки выдают внутреннее напряжение, они сжаты - такие вещи нужно замечать и исправлять.
  7. Взгляд в объектив не всегда уместен, пробуйте разные варианты. Только нужно следить, чтобы портретируемый не сильно отворачивал глаза от камеры, а то будут видны только белки.


Многие люди не уверены в себе, переживают, что не получаются на фотографиях хорошо. Фотограф в этом случае выступает не только как специалист по съёмке, но и как психолог, который должен подготовить человека, раскрутить. Как это делается:

  1. Общайтесь с портретируемым: шутите, говорите на отвлечённые темы, рассказывайте, что хотите сделать - это раскрепощает.
  2. Ведите себя уверенно, даже если не знаете, как лучше сделать кадр. Иначе герой подумает, что проблема в нём и закроется психологически.
  3. Предложите перед съёмкой покрутиться перед зеркалом, чтобы человек знал удачные свои ракурсы.
  4. Если не знаете, какая нужна поза, попросите занять привычную и отталкивайтесь от этого.
  5. У каждого человека есть темперамент, определённый характер - используйте это. Если портретируемый в жизни спокойный, неулыбчивый, то не стоит пытаться раскручивать его на безудержное веселье, по крайней мере, сразу. Точно так же с позитивными людьми - сложно будет сделать с ними жёсткий, драматичный снимок.
Съемка портрета: гармоничность места съёмки и одежды

Вроде бы незначительная деталь, но сочетание гардероба и локации может как положительно влиять на сюжет фотографии, создаваемый образ, так и отрицательно. Например, будет ли понятно смотреться девушка в вечернем платье, допустим, на сеновале? Думается, что не особо. А вот если поместить её в классическую архитектуру или такой же интерьер, то портретируемый\ая будет смотреться гармонично.

В данном случае строгая одежда мужчины гармонична такой же строгой, минималистичной обстановке.


Если модель в лёгком летнем сарафане, то и место съёмки стоит подобрать под него. Это может быть зелёный или цветущий парк, возможно, какое-то поле с цветами.


То есть тут очень важно следить, чтобы стилистика места съёмки и одежды была одинаковой, тогда герой будет гармонично вписываться в место съёмки. Причём можно смотреть глубже и искать гармонию не в стилистике, а в фактуре одежды и её сочетании или противопоставлении с окружающим пространством.

В данном случае узор на одежде повторяет по цвету листву и это даёт фотографии гармоничность.


Эклектика, то есть смешение стилей, возможно, но есть большой риск получить непонятный кадр. Или он просто будет смотреться «дёшево», навязчиво. Тут нужно быть очень осторожным.

Портретная фотосъемка: создание образа

Вы уже изучили достаточно инструментов, которые влияют на выразительность фотографии, могут помочь вам в формировании сюжета и настроения: композиция (не только расположение объекта в кадре, но и его окружение), крупность плана, цвет, свет, позирование (если речь про портрет). Важно теперь продумывать все фотографии по всем этим пунктам, не упускать ни малейшей детали. Это кажется сложным, на первых порах что-то будет забываться, но к этому нужно стремиться. Например, разберём этот снимок:

Снимок имеет очень яркую эмоциональную окраску, фотографу удалось поймать очень удачный момент. При этом, несмотря на мимику ребёнка, кадр не кажется депрессивным, скорее милым. Почему так? Тут в дело вмешивается мягкий свет, а также светлые тона, которые минимизируют негативность эмоции. Из-за этого создаётся ощущение мимолётности настроения, кажется, что буквально через минуту ребёнок будет уже улыбаться.

Этот снимок - отличный пример того, как можно сделать дома абсолютно не бытовой кадр. Почему так получилось: во-первых, тут есть потрясающий свет - главная героиня выделена им, тогда как фон уже уходит в тень, то есть создан акцент. Кроме того, действие, которое совершает женщина, очень хорошо читается, не возникает вопроса, что именно она делает. И окружение, задний план тоже очень удачные: понятно, что действие происходит в квартире, но при этом нет перегруза, лишних объектов. Большую роль в этом сыграл ритм книг, расположенных за героиней. В итоге получился собирательный образ пожилой женщины, в которой каждый зритель может узнать кого-то из своей жизни.

Каждый фотограф распоряжается своими знаниями по-своему. Он может прийти к определенному результату путём различных экспериментов. Сейчас мы разберёмся с принципами работы света в портретной съёмке путём рассуждений и экспериментов. Жесткий свет позволяет подчеркнуть формы и объём. Именно этим мы и займёмся.

Рисующий свет

Сначала возьмём рефлектор и просто направим на модель:

Рисунок получился очень контрастным. Тени проваливаются в чёрный цвет. Это освещение получено при помощи рефлектора, который установлен на расстоянии меньше одного метра и с установленными сотами и диффузным фильтром. Рефлектор освещает модель и только. На фон свет не попадает. Если убрать соты и отодвинуть источник света, то освещение станет более рассеянным, свет попадёт на фон, стены, отразится от них и вернется к модели. Это всё приведет к потери контраста. Снимок станет более мягким, но мы сейчас учимся работать с жестким светом, поэтому оставим всё как есть и перейдём к решению следующего вопроса.

Освещение фона

Работая в студии нет никакого смысла использовать малую глубину резко изображаемого пространства. Фон обычно находится близко к модели и размывать то и нечего. Лишь одноцветный фон. Объем приходится формировать при помощи света. Именно освещение фона даст объём и позволит построить композицию. Драматичность нашего сюжета требует такого же фона. В данном случае можно просто сделать за моделью небольшое световое пятно. Расположить его следует немного ниже головы.

Если освещение фона несоизмеримо мало по отношению к освещению модели, стоит увеличить мощность фонового света.

Увеличение мощности фонового света сделает световое пятно не только ярче, но и больше в размерах. Всё должно быть сбалансировано, поэтому, регулируя мощность, находим оптимальный вариант.

Заполняющий свет

Заполняющий свет используется в студийной фотографии практически всегда. Его не используют только если нужно получить абсолютно чёрные тени. Заполняющий свет вытягивает детали, освещая затемнённые участки. Нельзя сильно подсвечивать тени. Тогда будет потерян и объём, и контраст. Нужно лишь слегка подсвечивать тени.

Лучший способ получения заполняющего света - это направление рефлектора в стену за фотоаппаратом. Тогда отражённый поток будет рассеиваться по комнате и мягко заполнять тени.

Не всегда заполняющий свет даёт существенное влияние на снимок. Иногда его можно практически не замечать, но если всмотреться в детали, то будут видны мельчайшие детали в тенях, которые без этого света были недоступны.

Регулируя мощность, подбираем подходящую настройку заполняющего света.

Еще светлее - 1 от максимума.

Большое количество заполняющего света изменит стиль фотографии на высокий ключ и полностью уберет драматизм. При грамотной настройке света, жесткие источники могут создать мягкую картинку.

Светофильтр на рисующем источнике света

Пришло время поработать с температурой света. Контраст нейтрального фона и тёплого цвета кожи смотрится не очень хорошо. Заполняющий свет и подсветку фона нужно сделать теплее. Это мы будем делать в графическом редакторе. Для съёмки мы немного охладим рисующий свет. Изменения тона кожи должны быть едва заметны.

В RAW-конвертере увеличиваем температуру цвета c 5600K до 6200K. Это компенсирует охлаждение цвета кожи и сделает фон теплее.

Отражатель

Отражатель мы будем использовать в качестве контрового света. Отражатель должен уловить контровой свет и подсветить некоторые участки модели. Тут нужно внимательно следить за результатом, так как отражатель иногда портит вид, подсвечивая то, что лучше оставить в тени.

Часто может случиться так, что отражатель будет работать как заполняющий свет.

Дополнительный свет

Если добавить ещё один рефлектор, который будет светить на отражатель, то можно свободно регулировать его положение и интенсивность.

Если мощность окажется слишком большой, то свет создаст яркое пятно, которое будет отвлекать внимание.

Небольшая регулировка позволит добиться оптимального освещения.

Фотографирование

При жёстком освещении любая смена положения головы или поворот корпуса модели изменит рисунок теней и всё, что настраивалось превратится совершенно в другую картину. Поработав со светом и добившись нужного результата, нужно сделать достаточное количество снимков. Затем можно позволить модели намного подвигать головой и корпусом, но выходить из области освещения нельзя. Это даст возможность взглянуть на картину иначе. Иногда такое решение помогает найти более удачное положение.

Далее можно позволить модели двигаться свободно. Так как источники света построены для определенной позы, навряд ли получится что-то стоящее, поэтому по ходу движения следует изменять положение осветительных приборов.

При наклоне головы тени упадут на глаза и они полностью провалятся в чёрный цвет.

Поворот головы не лучшим образом сказался на виде фотографии, но если перестроить свет, может что-то получиться.

В итоге вы можете вернуться к тому, с чего начинали или найти что-то совершенно новое. Видение приходит с опытом и практикой, так что работа и эксперименты - это длинный и тяжёлый путь к успеху.

Работа в студии, как правило, совершенно отличается от работе на локейшене, особенно в части съемки портретов. На локейшн легко сделать акцент на лице модели, но и окружающая обстановка также вносит свой вклад. Кроме того, в студии много сложного светового оборудования, и фотограф сам должен создавать свет, а не подстраиваться под существующий свет.

Поэтому работа в студии часто пугает начинающих фотографов, доводя их чуть ли не до нервного срыва. Вот 10 советов для съемки в студии, которые могут реально вам помочь.

1. Думайте о съемке в студии как о игре в боулинг

При съемке в студии модель не должна менять своего положения, а вы должны двигаться только вперед или назад. Нельзя двигаться вправо или влево, так как вы можете нарушить рисунок освещения. То же относится и к модели. Вместо того, чтобы делать два шага в сторону, попросите модель повернуться.

2. Используйте направление часовой стрелки


Часто модель и фотограф путаются в направлениях, ведь для нее ваше вправо, это влево, и наоборот. Таким образом, действительно очень легко запутаться. В то же время, поворот по часовой стрелке или против часовой стрелки для вас и для модели одно и то же.

3. Где право, где лево?


Ориентация по часовым стрелкам в какой-то степени помогает, но иногда все-таки нужно указать модели, в какую сторону двигаться, а для этого нужно знать, как правильно сказать об этом. Среди профессиональных фотографов принято указывать стороны с позиции модели, так как она не должна думать, куда ей идти, а сразу исполнять команду фотографа. Очень важно сразу договориться с моделью об этом, особенно если это не профессиональная модель.

4. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием


Существуют и всегда будут существовать аргументы для использования зум-объективов в студии, но если есть возможность, используйте фиксы. Они, как правило, резче и светосильнее. Стандартный объектив для портрета имеет фокусное расстояние примерно 80-200 мм. Если вы используете камеру с матрицей, меньшей кадра фотопленки (кроп), не забудьте об этом при выборе объектива. Для полнокадровой камеры Canon фотографы предпочитают объективы 85 мм f/1.2 и 135 мм f/2, а для кроп-камер 50 мм f/1.2 и 50 мм f/1.4. Фотографы, снимающие на Nikon, предпочитают 85 мм f/1.4

5. Будьте на нужной высоте


Используйте правильную высоту камеры для съемки различных портретов, иначе вы рискуете получить неправильную перспективу и искаженные пропорции. Для крупнопланового портрета держите камеру на уровне глаз модели. Если снимаете погрудный портрет, держите камеру на уровне подбородка. Для поясного портрета это будет уровень груди, а для ростового - уровень живота. Хотя, для некоторых творческих снимков вам может потребоваться вообще лечь на пол или использовать лестницу-стремянку.

6. 1/125 и забудьте!


Настройки камеры для съемки в студии довольно просты. Установите камеру в ручной режим, установите ISO 100 или 200 (если на вашей камере нет значения 100) и выдержку 1/125 с. Из-за того, что используются вспышки, нет никакой разницы, какую выдержку использовать, 1/100, 1/125, 1/160 или даже 1/200 с.

7. Используйте флэшметр


В современных камерах очень развита система экспозамера. Но в студии она ничем не сможет вам помочь. Вы не сможете определить, с какой мощностью нужно, к примеру, освещать фон или волосы, пока не сделаете пробных снимков. С помощью флэшметра вы сможете настроить световую схему сразу и правильно. Если вы умеете читать гистограмму на камере, это не означает, что вы не должны использовать флэшметр. Это избавит вас от лишней головной боли из-за освещения.

8. Сосредоточьтесь на глазах


Независимо от диафрагмы и глубины резкости, которую вы выбрали, глаза - это то, что рассказывает о портрете. Внимание всегда должно быть на глазах, и они всегда должны быть в фокусе.

9. Пользовательский баланс белого


Мы постоянно требуем, чтобы вы использовали пользовательский баланс белого, и не зря! Модификаторы света, такие как зонты, софтбоксы, тарелки, снуты, оказывают небольшое влияние на цветовую температуру и окраску света. Тем самым, настройка пользовательского баланса белого перед съемкой обеспечит наиболее точное воспроизведение цветов.

10. Попробуйте только один источник света.


Знаменитый модный фотограф Хельмут Ньютон был известен, как использовавший только один свет. Это, а также изменение угла освещения может создавать поистине драматические и потрясающие фотографии. Если у вас есть много источников света - это не означает. что все их нужно использовать. Попробуйте более простой подход к освещению, работая с одним источником вместо нескольких.

Студийные портреты - довольно сложны в исполнении. Надеемся, что эти 10 советов помогут вам и вдохновят на создание новых прекрасных фотографий и дальнейшее совершенствование.

Учитесь правильно выбирать место для съемки портретов. Помещайте объект съемки в естественные для него условия - непринужденная обстановка позволит в полной мере раскрыть личность человека, что будет являться гарантией превосходных кадров.

Один из самых важных аспектов портретной фотографии – это выбор подходящего места для съемки. Исходя из выбранного места, вы будете принимать решение о необходимом освещении, реквизите, о том какую следует надеть одежду, и какие позы необходимо будет принимать.

Съемка в студии с использованием одноцветного фона достаточно популярна, однако она дорого вам обойдется, да и такого рода фотографий уже существует предостаточное количество. Если включить воображение и найти необычные места, можно получить гораздо более интересные кадры.

Подберите выразительное место

Очень просто делать выбор места съемки, основываясь на удобстве. Например, если вы живете возле лиственного парка, будет очень соблазнительно использовать именно его в качестве основного места для съемок. Безусловно, это может быть привлекательным местом, но вовсе не обязательно оно окажется лучшим.

Выберите выразительное место для съемки, место, которое будет отражать индивидуальность объекта съемки.

Всегда помните, что каждый объект съемки уникален и имеет свою неповторимую индивидуальность. Вам необходимо понять, в чем заключается эта индивидуальность, и пытаться отражать это в каждом портрете, который вы снимаете. И выбор походящего места для съемки является важной частью этого процесса.

Потратьте некоторое время, для того чтобы поближе узнать объект съемки. Выясните, какое у него хобби, любимые места и включите это в фотографию. Например, если объект съемки является заядлым наездником – сфотографируйте его в седле, если он увлекается серфингом – отправляйтесь на ближайший пляж.

Выбирайте место, которое что-то значит для объекта съемки, и вы получите фотографии, наполненные индивидуальностью, поскольку люди на них будут чувствовать себя как рыба воде, они будут расслаблены и естественны.

Используйте естественное освещение

Большинство профессиональных портретистов рекомендуют только естественное освещение, более того, некоторые из них наотрез отказываются работать в любых других условиях. Если это возможно, отдавайте предпочтение ярко освещенным естественным рассеянным светом местам.

Выбирайте места, где много мягкого, естественного света.

При съемках на улице очень важно избегать полуденного солнца с его прямыми лучами, поскольку оно дает очень жесткие тени. Поищите какую-нибудь тень, например, от раскидистого дерева или навеса, где солнечный свет более мягкий. Альтернативный вариант – это съемка утром или ранним вечером, когда солнце не так ярко.

При съемке в помещении постарайтесь расположить объект съемки по возможности ближе к большому окну, чтобы он был как можно лучше освещен. В зависимости от доступного оборудования, освещение можно дополнить искусственным светом, если это необходимо.

Заранее подумайте об убежище

При съемке на улице всегда есть вероятность плохой погоды. Бывают случаи, когда только чудо помогает вам не промокнуть насквозь. Но чем надеяться непонятно на что, лучше заранее подумать об убежище на случай непогоды.

Предвидение плохой погоды означает, что вы не будете застигнуты врасплох и съемка не пострадает, а иногда даже и выиграет.

Подбирайте места съемки, которые имеют некоторые убежища неподалеку, такие как мост, кафе и т.д. Они могут пригодиться во время кратковременных ливней и оставить вас, ваше оборудование и модель сухими. Особенно это важно, когда за все уже заплачено!

Найдите тихое место

Одни из худших мест для портретной съемки – это людные места, такие как большие города, общественные парки. Вам постоянно придется ждать, пока проходящие люди выйдут из кадра, возможно, даже отвечать на вопросы прохожих. Более того, вашей модели будет гораздо труднее расслабиться.

Снимайте в безлюдных местах, это позволит ни на что не отвлекаться, а вашей модели расслабиться.

На самом деле, найти изолированное безлюдное место не так сложно как кажется. Если съемка должна проходить в городе – не пользуйтесь избитыми тропами, достаточно просто отойти куда-нибудь на несколько сотен метров и вы найдете место, где вас никто не будет отвлекать.

Лучше, конечно, избегать больших городов и устремится к пустынным пляжам, травяным полям и лесистой местности. Такие места предоставляют прекрасный задний фон для портретов, они обычно пустынны и позволяют экспериментировать без оглядки с различными позами и углами съемки.

Не позволяйте месту съемки отвлекать внимание от объекта съемки

Выбор подходящего места для съемки является основополагающим при портретной съемке. Но всегда стоит помнить, что место не является вашим главным объектом, поэтому не позволяйте ему перетягивать одеяло на себя. Просматривайте во время фотосъемки получающиеся кадры. Если ваше внимание больше притягивает окружающее место, а не объект съемки, - значит, вы делаете акцент не на том.

Окружение никогда не должно отвлекать внимание от объекта съемки.

Наиболее простой и действенный прием – это открыть пошире диафрагму. Это позволит сделать задний фон размытым, уменьшить его влияние на фотографию, создать эффект глубины и привлечь внимание к объекту съемки.

Подбор места съемки занимает некоторое время. И, тем не менее, всегда нужно стремится найти подходящее место. В награду вы получите возможность рассказать целую историю посредством ваших фотографий, возможность запечатлеть характер и личность вашего объекта съемки.