Уроки фотографии для начинающих программа. Новая история фотографии

Данная статья будет интересна прежде всего тем, кто приобрел себе зеркальную камеру, снимает в автоматическом режиме, но хочет двигаться дальше.

Рассмотрим режим экспокорректора. Очень много вопросов о глубине резкости и, что на нее влияет. Когда вы наводитесь на резкость, на определенном расстоянии от фотоаппарата объекты становиться резкими. То есть существует некоторая плоскость, в которой все объекты видны резко. Но это в идеальном случае, на самом деле у этой плоскости есть некоторые допущения, которые зависят от . Чем меньше отверстие диафрагмы тем больше эти допущения (шире зона, где объекты резкие) и наоборот, чем больше отверстие, тем меньше эти допущения.

Для большей наглядности приведу примеры фотографий с разным значением и на которых наглядно видно, как меняется глубина резкости от ее значения.

Обратите внимание как сильно зависит глубина резкости от числа f, обозначающему насколько открыто отверстие диафрагмы. Сразу хочу оговорить две вещи: первая картинка не фотошоп. Так действительно получается при полностью открытой диафрагме. И то, что вторая фотография сильно «вытянута» в фотошопе. Пусть вас не смущает, то что при одних и тех же параметрах и выдержки меняется , а фотография не намного темнее.

Несколько слов о выборе параметров съемки. Для начала, вы должны решить для себя, что вам важнее «заморозить/размазать» движение или глубина резкости. В первом случае для вас приоритетом является , во втором . Например из личного опыта могу сказать, что выдержки в 1/60 секунды при съемке медленно движущихся или неподвижных объектов (портрет, пейзаж, идущий человек, натюрморт и т.п.) достаточно для того, что бы избавиться от шевеленки и смазаности движений. Если вы снимаете, что то более быстрое, например, машины, забег спортсменов или летящую птицу, то выдержку надо уменьшать до 1/100 секунды, а если у вас стоит цель сфотографировать каплю в полете или падающий предмет, то время экспозиции надо выставить меньше 1/500 секунды, что бы заморозить движение.

Так же, исходя из собственного опыта, могу сказать, что диафрагма меньше чем f5.6 зачастую приводит к тому, что резким получается только тот предмет на который наводиться резкость, а все остальное размывается, а такой эффект нужен далеко не во всех случаях.

Несколько примеров для каких кадров, что приоритетнее.

Та же история
f 11.0, ISO 100, Exp 1/250

Требовалось как можно сузить глубину резкости, то есть как можно больше открыть диафрагму.
f 1.8, ISO 100, Exp 1/80

Те же самые требования, что и для предыдущей фотографии.
f 1.8, ISO 400, Exp 1/80

Обратите внимание на параметр ISO у последних двух фотографий. Он сильно различается, а все остальное полностью совпадает, тем не менее, обе фотографии получились «нормально» это объясняется тем, что на первом снимке было гораздо больше света освещающего бумагу, чем на втором.

Несмотря на изобилие информации, часто возникает вопрос о том, чтобы дать несколько советов новичкам, точнее тем людям, которые только хотят заняться фотографией. Итак, что же можно сказать тем, кто очень хочет заняться фото, но не знает, с какой стороны подступиться к этому делу?

Не гонитесь за дорогой техникой

Одно из самых распространенные заблуждений, что для того, чтобы снять хорошую фотографию, обязательно нужен хороший дорогой фотоаппарат и еще куча всего дорогого. Это не так. Запомните раз и навсегда. Фотографию делает фотограф, камера — всего лишь инструмент в его руках. Шедевры деревянного зодчества создавались при помощи одного лишь топора. Так и с фотографией.

Имея самую навороченную камеру, вы будете снимать то же самое «унылое г…», как если бы в ваших руках был всего лишь дешевый мобильник. Да, техническое качество снимков, возможно, будет выше. Но техническое качество — не главное в фотографии.

Поэтому не пытайтесь тратить последние деньги на новую, только появившуюся на рынке зеркалку. Новые модели цифровых камер меняются настолько быстро, что к тому времени, как вы поймете как снимать, ваша топовая зеркалка скорее всего безнадежно устареет.

Для того чтобы начать изучать основы фотографии и весьма существенно поднять уровень своих снимков, достаточно простой «продвинутой» мыльницы, с расширенным набором настроек и даже «смартфона» с хорошей камерой. Я видел снимки очень известных фотографов, которые они делали на свои «айфоны» и «андроиды», просто потому, что камеры не было под рукой. И это были отличные снимки. Именно потому, что эти люди понимали как и что снимать, а чем — вопрос второстепенный.

На худой конец, поищите на форумах и по объявлениям зеркальную камеру бывшую в употреблении. 2-3 летнюю зеркалку в отличном состоянии, вполне годную для того чтобы учиться фотографировать, можно купить раза в 2-3 дешевле, чем ту, что только только вышла на рынок.

Не гонитесь за «мегапикселями». Они не сделают ваши снимки лучше.

Поэтому первый совет — начинайте с простой техники, изучая основы самой фотографии как процесса. Когда начнете понимать, чего вам точно не хватает, купите другую камеру, но точно понимая — что именно вы покупаете и зачем.

Поговорим о резкости

Для новичков, резкость кадра, один из основных показателей качественного снимка. Пусть будет так.

В своей основе, нерезкие смазанные кадры, могут иметь 4 основные причины

  • «Шевеленка» — дрожание камеры при большой выдержке, когда вы снимаете в условиях недостаточной освещенности. Причем эффект шевеленки может сказываться при уже при выдержке в 1/10 секунды.
  • Движение объекта съемки — не каждый объект съемки абсолютно статичен, и даже небольшое движение способно «размазать» кадр, если опять
    же вы снимате на достаточно большой выдержке.
  • Промах автофокуса — системы автофокусировки не идеальны и иногда могут промахнуться, сфокусировавшись на другом объекте.
  • Неверно выбрана глубина резкости

Есть и другие причины, более специфичные, но это отдельный разговор.
В 90% случаев причиной нерезких снимков является именно шевеленка. Запомните главное — чем больше выдержка, тем более неподвижной должна быть ваша камера и объект съемки.

Если вам надоели постоянно «смазанные» снимки, . Даже недорогой штатив способен драматическим образом изменить ситуацию.
Кроме того, как можно зафиксировать камеру без штатива, если его нет с собой.

Держите камеру при себе

Возможность сделать хороший кадр часто предоставляется тогда, когда этого меньше всего ожидаешь. Поэтому старайтесь не забывать камеру дома.
Не пытайтесь целенаправленно «ходить на фотосъемку», как на работу, в надежде поймать удачный кадр. Просто держите камеру при себе, если пошли погулять, поехали в какое то интересное место или даже на встречу с друзьями. Возможно именно тогда и появится шанс сделать отличный кадр. Для таких случае как раз лучше подойдет небольшая компактная камера, чем здоровенная зеркалка профессионального уровня.

Подумайте о том, что вы хотите сфотографировать

Обращайте внимание на интересные для съемки предметы и сюжеты. Даже когда у вас нет с собой камеры. Примечайте объекты, думайте о том, как их сфотографировать так, чтобы получился интересный снимок. Это можно делать постоянно, по дороге на работу или учебу и даже находясь в магазине.

Если вы нашли интересный объект, потратьте несколько минут, чтобы сделать себе заметку в блокноте или на телефоне — что, где и как вы хотели бы сфотографировать.

Возможно в другой раз, даже через несколько месяцев, у вас появится свободная минута, чтобы целенаправленно вернуться в этом место и сделать кадр.

Вы уверены что прямо под рукой нет предмета для интересного снимка? Может это цветок на подоконнике, вид из окна, ваза с фруктами на кухне.
Тренируйте свое фотографическое мышление. Старайтесь смотреть на привычные вещи по другому, не так как вы делаете это изо дня в день.

Да, появляются новые техники и приемы съемки, но основы неизменны десятилетиями. И не зная основ, не спешите переходить к более продвинутым техникам съемки.

Снимайте регулярно

Наверное, это самый главный совет. Снимайте, снимайте и еще раз снимайте. Это не значит, что вы, как безумец, должны фотографировать все подряд, стараясь заменить качество количеством. Но чем больше вы будете снимать и анализировать отснятое, тем быстрее к вам придет понимание того, что надо делать.

Изученные основы будут забываться без регулярной практики. А ваша цель, вбить их себе в подсознание настолько, чтобы руки автоматически выставляли нужные параметры на камере, пока мозг занят тем, какой ракурс лучше.

На мой взгляд, называть фотоуроки или фотокурсы - уроками / курсами "для начинающих", довольно забавно... ведь профессионалы, часто, обходятся без особого обучения. Впрочем, для профессионалов и наиболее "продвинутых" любителей существуют мастер-классы, которые также будут представлены на нашем сайте - в будущем.

Выбрать фотоаппарат (будь то зеркальный фотоаппарат или иной), а потом и научиться им пользоваться, разобраться в тонкостях построения композиции в кадре, обрабатывать их в Photoshop - разобраться во всем этом - Вам поможет наш сайт. Искали уроки фотографии зеркальным фотоаппаратом? Изложенные простым и понятным языком? Бесплатно? Вы их нашли! Хотите на все 100% использовать Ваш компактный фотоаппарат? И в этом постараемся помочь! Ведь далеко не все зависит от техники!

Конечно, наши рекомендации и подсказки - не панацея, и каждый, решивший посвятить свое время изучению фотоискусства - должен понимать это! Однако целеустремленность, настойчивость, и жажда творчества - будут Вашими помощниками!

Главная идея этого раздела заключается в том, что искусство цифровой фотографии для начинающих познавать его - должно быть представлено взору обучающегося в наилучшем - доступном, популярном, систематизированном виде. Все уроки на нашем сайте - бесплатны, с одной стороны это хорошо, с другой стороны нужна самомотивация. Надеюсь, что она у вас есть и бесплатность уроков станет лишь плюсом!

В данный момент - уроки охватывают следующие темы:

Выбор фотоаппарата - подборка статей поможет разобраться с тем - какой фотоаппарат подойдет именно Вам! Конечно, здесь уделяется внимание и выбору объектива (если Вы решили приобрести "зеркалку") и прочих фотопринадлежностей.

Основы фотографии , техника съемки - этот раздел объединяет материалы предназначенные в первую очередь для "чайников", еще не очень хорошо знакомых со своим фотоаппаратом и "азами" съемки, рекомендуется для изучения - в первую очередь! Особенно актуальна будет информация для пользователей зеркальных фотоаппаратов. Здесь Вы найдете информацию о том, как работать с Вашим фотоаппаратом (зеркальным, или "цифромыльницей"), об основах композиции.

Композиция - подраздел, посвященный вопросам композиции в фотоискусстве. Изучив уроки цифровой фотографии в этом разделе, можно узнать - чем же красивая фотография - отличается от не очень красивой, и как это исправить! Как расположить объект съемки в кадре, с какой стороны снимать, а с какой - ни за что на свете! Композиция - важнейшая часть фотоискусства!

Практические советы фотографу - эта часть уроков цифровой фотографии - поможет и начинающим, и более опытным фотографам - научиться применять на практике свои знания, воплощать свои фото-идеи - в жизнь! Богато иллюстрированные статьи - надеемся, что они будут понятны и интересны для Вас!

Позже на нашем сайте появятся статьи посвященные обработке фотографий в графических редакторах.

Дата публикации: 01.02.2017

Вы снимаете при слабом освещении без вспышки? Учитесь фотографировать в режимах P, A, S или М? Значит вы обязательно столкнётесь с «шевелёнкой», то есть с потерей резкости и смазанностью картинки. Она возникает из-за дрожания камеры во время съёмки.

Как правило, при «шевелёнке» можно отчётливо увидеть направление, в котором произошёл смаз. А в случае ошибки фокусировки объектива - ещё одной причины нерезких кадров - объект съёмки будет просто размытым, и, вполне вероятно, резкость окажется не там, где вам нужно. О том, как работать с системой автофокуса, вы можете прочитать в сайт.

Виновником «шевелёнки» является неправильно настроенная выдержка . Напомним, что выдержка - это промежуток времени, в течение которого затвор фотоаппарата открыт и на его сенсор поступает свет. Она измеряется в секундах. Любая современная зеркалка способна отрабатывать выдержки в диапазоне от 1/4000 до 30 секунд. Чем меньше света, тем (при прочих равных) длиннее должна быть выдержка.

Чаще всего смаз появляется во время съёмки при слабом освещении. В таких условиях автоматика (или сам фотограф) начинает удлинять выдержку, чтобы набрать нужное количество света и получить достаточно яркий кадр. Чем длиннее выдержка, тем выше вероятность смаза. Часто нерезкие кадры получаются при значениях >1/60 секунды. Картинка начинает смазываться от того, что камера немного дрожит в руках.

Как же получить резкие кадры и избавиться от «шевелёнки»? Нужно настроить выдержку в соответствии с условиями съёмки.

Какая выдержка подходит для разных сюжетов? Вот ориентировочная шпаргалка:

  • стоящий человек - от 1/60 с и короче;
  • медленно идущий, не очень быстро двигающийся человек - от 1/125 с и короче;
  • бегущий человек, спортсмены, резвящиеся дети, не очень быстрые животные - от 1/250 с и короче;
  • быстрые спортсмены, очень быстрые животные и птицы, авто- и мотогонки - 1/500 с и короче.

С опытом фотограф начинает понимать, какая выдержка нужна для съёмки того или иного сюжета.

На результат съёмки влияют внешние обстоятельства, наша физиология, уровень стресса и крепкость рук. Поэтому фотографы всегда стараются подстраховаться и снимают на выдержках чуть короче вычисленных по представленной ниже формуле.

Река Паша, Ленинградская область

Nikon D810 / Nikon AF-S 35mm f/1.4G Nikkor

Как рассчитать максимальную выдержку, ориентируясь на фокусное расстояние объектива?

Наверное, вы замечали, как сильно дрожит в видоискателе изображение, когда съёмка ведётся с сильным зумированием, на большом фокусном расстоянии. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем выше риск возникновения «шевелёнки» и тем короче должна быть выдержка. Исходя из этой закономерности, фотографы придумали формулу, которая помогает сориентироваться, на какой выдержке снимать безопасно, а какая грозит появлением смаза.

Максимальная выдержка при фотографировании с рук должна быть не более 1/(фокусное расстояние х 2)

Допустим, фокусное расстояние объектива равно 50 мм. Согласно формуле, максимальная безопасная выдержка составляет 1/(50х2), то есть 1/100 с. Пример с более коротким фокусным расстоянием - 20 мм: 1/(20х2)=1/40 с.

Итак, чем короче фокусное расстояние, тем более длинные выдержки можно выбирать при съёмке с рук. При использовании длиннофокусных объективов всё наоборот. Возьмём объектив с фокусным расстоянием 300 мм. Такой оптикой часто снимают птиц, спортивные мероприятия. Применим формулу: 1/(300х2)=1/600 с. Вот такая короткая выдержка будет нужна, чтобы получить резкий кадр!

Кстати, фотографы старой школы помнят эту формулу в таком виде: выдержка = 1/фокусное расстояние. Однако рост мегапикселей в современных фотокамерах и повышение требований к техническому качеству снимков вынуждают удваивать фокусное расстояние в знаменателе. Если ваш фотоаппарат оснащён маленькой матрицей (меньше APS-C), нужно использовать в расчётах не физическое фокусное расстояние объектива, а эквивалентное фокусное расстояние, учитывая кроп-фактор матрицы.

Предложенная формула застрахует вас от смаза, появляющегося из-за дрожания камеры в руках, но нужно учитывать и скорость движения объекта съёмки. Чем быстрее объект, тем короче должна быть выдержка.

Как повлиять на выдержку в режимах А и P?

Не во всех режимах фотограф может напрямую выбирать значение выдержки. Есть программный режим Р, где и выдержку, и диафрагму настраивает автоматика, режим приоритета диафрагмы A, где под её контролем находится выдержка. Автоматика в этих режимах частенько ошибается. Большинство кадров с «шевелёнкой» получаются именно в режиме А, когда фотограф сосредоточен на настройке диафрагмы.

Чтобы избежать смазов при съёмке в этих режимах, нужно наблюдать за выдержкой. Её значение отображается и в видоискателе, и на экране фотоаппарата. Если мы видим, что выдержка слишком длинная, пора поднимать ISO: она укоротится вместе с повышением светочувствительности. Уж лучше немного цифрового шума на фото, чем просто смазанная картинка! Важно найти разумный компромисс между длиной выдержки и величиной ISO.

Оптическая стабилизация

Всё чаще современная фототехника оснащается модулями оптической стабилизации. Смысл этой технологии в том, что фотоаппарат компенсирует свои вибрации. Обычно модуль оптической стабилизации находится в объективе (как, например, в технике Nikon). На наличие стабилизатора в объективе Nikon указывает аббревиатура VR (Vibration Reduction).

В зависимости от модели объектива модуль оптической стабилизации может демонстрировать разную эффективность. Чаще всего современные стабилизаторы позволяют фотографировать на выдержках длиннее на 3–4 ступени . Что это значит? Предположим, вы снимаете 50-мм объективом и безопасная выдержка составляет 1/100 с. Со стабилизированным объективом и при наличии сноровки вы можете брать выдержки около 1/13 с.

Но и расслабляться не стоит. Важно понимать, что стабилизатор в объективе компенсирует лишь вибрацию фотоаппарата. И если вы снимаете людей, какие-то движущиеся объекты, выдержка всё равно должна быть достаточно короткой. Для начинающего фотографа стабилизатор - хорошая страховка от случайной «шевелёнки» и дрожания камеры в руках. Но он не может заменить ни штатив, ни короткие выдержки при съёмке движения.

Объектив, оснащённый оптической стабилизацией. На это указывает аббревиатура VR в маркировке.

Как пользоваться длинными выдержками и избежать «шевелёнки»?

Иногда длинные выдержки просто необходимы. Допустим, нужно снять неподвижный сюжет при слабом освещении: пейзаж, интерьер, натюрморт. Повышение ISO в таком случае - не лучшее решение. Высокая светочувствительность лишь сдобрит картинку цифровыми шумами , ухудшит качество изображения. В таких случаях фотографы используют штатив, который позволяет надёжно зафиксировать фотоаппарат.

Если вы хотите развиваться в направлении съёмки предметов, фуд-фото, пейзажной или интерьерной фотографии, штатив вам просто необходим. При любительских экспериментах его можно заменить опорой: табуретом, стулом, бордюром, ступенькой, парапетом и пр. Главное - надёжно установить камеру на опору и не держаться за неё во время съёмки (иначе она будет дрожать, кадр смажется). Если боитесь, что камера упадёт, придерживайте её за ремешок. Чтобы не трясти камеру в момент нажатия на кнопку спуска, настройте аппарат на спуск по таймеру.

Но помните: все движущиеся объекты при съёмке на длинных выдержках будут смазываться. Поэтому нет смысла снимать портреты со штатива на длинной выдержке. Зато это можно использовать в качестве художественного приёма!

Съёмка на длинной выдержке со штатива. Город и горы резкие, а рыбацкая лодка размылась, ведь она раскачивалась на волнах.

Nikon D810 / Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor

Как застраховать себя от смазанных кадров? Практические советы

  • Всегда следите за выдержкой , особенно если съёмка ведётся при слабом освещении. В таких условиях автоматика чаще всего будет выставлять слишком длинные значения.

У вас есть хорошая камера, но не хватает теоретических знаний для создания гениальных снимков? Есть набор книг, которые должен прочитать каждый уважающий себя фотограф. Они проверены временем и тысячами опытных фотографов. Сервис Kabanchik.ua создал для вас подборку специальной литературы. Которая позволит вам разобраться в настройках камеры, узнать особенности жанровой фотосъемки, правильно выстраивать композицию и значительно улучшить свой уровень.

1. Фотомастер

Самая подробная книга (по крайней мере, в русскоязычном варианте), повествующая об истории фотографии. В издании большое количество иллюстраций – в том числе отреставрированных изображений, полученных первыми прототипами фотокамер. История очень важна для любого фотографа, ведь, несмотря на меняющиеся технологии, основы создания снимка остаются едиными.

2. Основы композиции и художественной фотосъемки

В книге освещены почти все аспекты фотоискусства: от художественной ценности образов до обработки готовых снимков. Главное преимущество издания – большое количество упражнений для фотографов после каждого раздела. Выполняя их, можно увеличивать профессионализм по мере чтения книги и довести многие навыки до автоматизма.

3. Дао цифровой фотографии: искусство создавать удачные снимки

Несмотря на достаточно неудачный перевод названия, книга получилась замечательной – материал в ней изложен доступным языком, с большим количеством авторских примеров. Это буквально азбука современного фотографа, с которой стоит начать вникать в искусство. Она учить быть не просто техничным, но и развивает взгляд художника, делать фото со смыслом и эмоциями.

4. Новая история фотографии

Под редакцией Мишеля Фризо, том I

Еще одна чудесная книга об истории, охватывающая время от зарождения автоматических рисунков до пиктореализма. Книга создана с привлечением усилий лучших историков и научных исследований. В работе переосмыслены многие шаблонные подходы к искусству.

5. Фотография как…

Одна из лучших книг для фотографов. Она учит не бездумно «щелкать», а планировать, чувствовать, наполнять каждый снимок смыслом. Автор книги уверен: фотография – тяжелый труд, целая философия, которую нужно освоить для удачной работы. Наряду с освоением техники нужно прочитать и этот учебник.

6. Взгляд фотографа

В книге рассмотрено массу вопросов: как и почему фото признают произведениями искусства, как правильно оценивать стоимость снимков, как разбираться в стилях и направлениях современного фотоискусства. Подробное внимание уделено жанрам, творческим средствам и приемам, секретам фотографов. В качестве примеров приведено 200 общепризнанных фотошедевров.

7. Эмоциональная фотография

В книге приведено больше 230 фото с подробно проанализированными техническими и композиционными приемами. Дан обзор способов и инструментов, которыми пользуются лучшие мировые фотографы. Читатель сможет научиться видеть интересные объекты для съемки, выстраивать убедительную композицию, великолепно снимать даже на «мыльницу», качественно редактировать фото.

8. Живая цифра

Книга посвящена цвету в цифровой фотографии. Ее автор – фотограф-колорист, который в своей работе пользуется знаниями о цвете и возможностями современных компьютерных средств. Рассмотрены все аспекты работы с цветом: особенности восприятия глазом человека, связь композиции и цвета, правильная техническая цветокоррекция. Книга понравится не только фотографам, но и дизайнерам.

9. Дневник горячего башмака

Автор книги – всемирно известный фотограф из США. Его основной талант – умение работать со светом. Он знает, как описать его, какую форму придать ему, как контролировать освещение. Мастер может создать оптимальные световые условия, даже используя стандартную фотовспышку типа «Горячий башмак». В книге – много личных рассуждений и примеров, которые будут полезны всем фотографам.

10. Свадебная фотография

В книге раскрыты секреты создания великолепных свадебных снимков. Приведены примеры 350 фотографий с подробным техническим и композиционным разбором. Раскрыто много секретов и профессиональных «фишек».

11. Ретушь портретов с помощью Photoshop для фотографов

Самый популярный современный автор пособий для фотографов в очередной книге раскрывает несколько техник работы с программой для обработки снимков. В частности, читатели научатся работать с портретами: разглаживать кожу, создавать роскошные губы, улучшать глаза, ресницы и брови, устранять дефекты кожи, ретушировать фото с сохранением естественности.

12. Модель. Проблемы позирования

Автор не ограничивает своих учеников и не набивает их головы запретами и догмами. Он лишь указывает на самые частые ошибки и учит смотреть на мир по-новому. Если фотограф откроет этот талант в себе – он сам избежит многих ошибок при работе с моделью и сможет работать в любом стиле.

13. Искусство цифровой пейзажной фотографии

С помощью этой книги можно научиться создавать пейзажные снимки, от которых захватывает дух. Автор учит работать с композицией, освещением, цветом, подробно описывает все современные методы пейзажной фотосъемки и приводит больше 300 примеров фото с подробным анализом. Бонус – самая полная коллекция профессиональных секретов от современных фотографов.

14. 101 секрет цифровой фотографии

Эта книга – находка для начинающего фотографа. В ней доступным языком предоставлены советы по экспозиции и композиции, даны определения основных терминов, рассказано, как правильно обращаться с техникой.

15. Цифровая фотография

Идеальная книга для тех, кто не любит длинные пространственные рассуждения. Автор дает конкретные и простые советы: какой объектив использовать, какое значение диафрагмы выбирать, как фокусировать изображение для каждого конкретного случая. Все это – без сложных терминов и свойственного многим авторам самолюбования. Прочитав такую книгу, вы сделаете очень большой шаг к профессионализму.