Ттд миг 29. Авиация россии

Истребитель МиГ-29 разбился под Читой, летчик катапультировался, сообщает пресс-служба ВВС РФ.

МиГ‑29 ‑ советский/российский истребитель четвертого поколения.

Массовое производство МиГ-29 началось в 1982 году, а первые истребители Военно-воздушные силы страны получили в августе 1983 года. В последующие годы конструкция МиГ‑29 претерпела некоторые изменения, направленные на улучшение летно‑технических характеристик самолета. В настоящее время РСК "МиГ" продолжает серийный выпуск усовершенствованных модификаций МиГ-29, в том числе, многофункциональных истребителей МиГ-29СМТ и МиГ-29УБ модернизированных.

В 1988 году для оснащения авианесущих крейсеров был спроектирован и построен самолет МиГ‑29К со складывающимися для более компактного размещения самолета на корабле крылом, посадочным гаком и усиленным шасси. 1 ноября 1989 года впервые в отечественной авиации и ВМФ был выполнен взлет истребителя МиГ‑29К с палубы авианесущего крейсера, оборудованного взлетным трамплином.

Благодаря своей надежности, МиГ-29 пользуется большим спросом и за рубежом. Всего на вооружении ВВС России и еще 25 государств мира состоит свыше 1600 легких истребителей МиГ-29.

Летно‑технические характеристики:

Размеры: длина - 17,32 м; высота - 4,73 м; размах крыла - 11.36 м; площадь крыла - 38 кв.м

Экипаж: 1 или 2 чел.

Максимальная скорость у земли: 1500 км/ч

Максимальная скорость на высоте: 2450 км/ч

Боевой радиус: 700 км

Дальность полета: 2230 км

Практический потолок: 18000 м

Скороподъемность: 19800 м/мин

Вооружение истребителя включает в себя одноствольную пушку ГШ‑301 (30 мм, боекомплект 150 патронов). Крыло имеет шесть (восемь на МиГ‑29К) точек подвески грузов. Для борьбы с воздушными целями на шести подкрыльных узлах МиГ‑29 могут быть установленны: шесть управляемых ракет (УР) ближнего боя Р‑60М или малой дальности Р‑73 с инфра‑красной системой наведения (ИК ГСН); четыре УР ближнего боя и две УР средней дальности Р‑27РЭ с радиолокационной или Р‑27ТЭ с ИК системой наведения. Для действия по наземным целям самолет может нести бомбы, блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР) калибром 57 мм, 80 мм, 122 мм, 240 мм, унифицированный контейнер мелких грузов КМГУ‑2. Возможно использование УР класса "воздух‑поверхность" Х‑25М с пассивным радиолокационным, полуактивным лазерным или корабельным наведением, Х‑29 (МиГ‑29К) с ТВ или лазерным наведением сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х‑31А (МиГ‑29К), дозвуковой противокорабельной ракеты Х‑35.

МиГ‑29 по многим параметрам превосходит свои зарубежные аналоги (F‑16, F/A‑18, "Мираж"2000). Благодаря отличной аэродинамике он способен на ускоренный разгон, обладает высокой скороподъемностью, малым радиусом виражей, отличается большими угловыми скоростями разворота и способен совершать длительные маневры с большими перегрузками. Самолет может эффективно вести активный маневренный бой с применением пушки, всеракурсный ракетный бой на ближних и средних дистанциях, выполнять перехват ударных и разведывательных самолетов, в том числе низколетящих на фоне земли.

Уникальная особенность МиГ‑29 - возможность взлета с боевой нагрузкой на одном двигателе с включением второго двигателя уже воздухе, что позволяет сэкономить драгоценное время при взлете по тревоге.

Боевое применение: истребители МиГ‑29 применялись во время войны в Персидском заливе (1991 год), конфликта в Приднестровье (1991‑1992 годы), операции НАТО против Югославии (1999 год). Во время Первой чеченской войны российские МиГ‑29 выполняли патрулирование воздушного пространства Чечни.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


12 января 1893 родился Михаил Гуревич, советский авиаконструктор, который совместно с А.И. Микояном занимался проектированием первых в СССР скоростных реактивных истребителей серии МиГ (сокращение дано по фамилиям конструкторов Микоян и Гуревич). Сегодня обзор самых известных советских МиГов.

МиГ-1 и МиГ-3


Первый МиГ был спроектирован в 1939 году. В 1941 году в сутки с конвейеров заводов в СССР сходило около 25 истребителей МиГ-3.


Истребители МиГ-1 и МиГ-3 внесли весомый вклад в победу в войне против немецко-фашистских захватчиков. Самолёты МиГ-3 были на вооружении двух элитных истребительных авиаполков, и на них сражались опытнейшие летчики-испытатели. Именно на МиГ-3 прославленный советский ас А.И. Покрышкин одержал свою первую победу, сбив немецкий Ме-109Е. Высокая унификация и ремонтопригодность МиГов обеспечила им долгий срок службы даже в условиях военного времени. После войны истребители МиГ-3 долгое время стояли на вооружении истребительных авиаполков ПВО.

МиГ-15


30 декабря 1947 года в воздух поднялся опытный экземпляр первого реактивного самолёта. Он стал и первым советским серийным истребителем со стреловидным (35 градусов) крылом. Ещё одна инновация, реализованная в этой модели, - шасси с новым колесом. Отличительными особенностями МиГ-15 были надёжность и простота конструкции, высокие лётные и эксплуатационные качества и мощное вооружение – одна пушка калибра 37 мм и две пушки 23-го калибра. Благодаря скороподъемности, максимальному потолку скорости и дальности полёта этот истребитель стал лучшим из советских истребителей того времени. На высоте 5000 м скорость МиГ-15 составляла 1028 км/ч, а на высоте 2620 м – 1042 км/ч. Серийный выпуск МиГ-15 и его различных модификаций вели на девяти (!) авиационных заводах Советского Союза. Всего было построено 13131 истребителей этого типа. МиГ-15 серийно выпускался в Польше и в Чехословакии по советской лицензии. Всего в мире было выпущено более 18 тыс. этих самолётов, что является рекордом в классе реактивных истребителей.

Стоит отметить, что сегодня уже появился стильный гражданский «истребитель» люкс-класса .

МиГ-19


МиГ-19 – первый в мире самолёт, способный при старте с земли достичь сверхзвуковой скорости в горизонтальном полете. После успешных испытаний этого истребителя появились его различные модификации с усилением вооружения. Так, на одну из модификаций подвешивались блоки с неуправляемыми реактивными снарядами, а МиГ-19ПМ впервые в СССР вооружили управляемыми ракетами «воздух–воздух» К-5М.

Всего за время серийного производства на заводах в Новосибирске и Горьком было выпущено 1890 истребителей МиГ-19 всех модификаций. По лицензии истребители производились в Китае и Чехословакии. Хотя МиГ-19 и был выпущен крупной серией, массовое признание получил другой сверхзвуковой советский истребитель – МиГ-21.

МиГ-21


Многоцелевой истребитель МиГ-21 был разработан в середине 1950-х годов. Это первый советский самолёт с треугольным крылом и самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Основным конструкционным материалом для этого самолёта стал алюминиевый сплав, а основным видом соединения – клёпка. Истребители МиГ-21 продемонстрировали свои превосходные боевые качества в ходе вьетнамской войны, индо-пакистанского конфликта, в арабо-израильской войне, в ходе боевых действий в Анголе, Афганистане и других зонах вооруженных конфликтов.

15 августа 1966 года иракский лётчик Мунир Редфа, проходивший в своё время стажировку в СССР, угнал МиГ-21 из Ирака в Израиль. Угон был совершён по предварительной договорённости с Моссад. Полёт занял 25 минут. В Израиле самолёт подвергли лётным испытаниям, а позже переправили в США для исследований. Сегодня этот самолёт выставлен в музее в Израиле.

МиГ-23


МиГ-23 - многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Эти самолёты могли летать на углах атаки до 24-26 градусов, что давало им определённые преимущества над истребителями западного производства второго и третьего поколений. Но с появлением на Западе истребителей четвёртого поколения, в частности, F-16, превосходство было утрачено.

Эти истребители участвовали во многих вооруженных конфликтах 1980-х годов. Так, полк самолетов МиГ-23МЛД прикрывал Кабул, а позже – Баграм. Как правило, в Афганистане эти самолёты «работали» по наземным целям. Каждый успешный боевой вылет обозначался маленькой белой звездой на носовой части фюзеляжа. Известен случай воздушного боя, когда МиГ-23МЛД ракетой Р-60М сбил пакистанский F-16A.

В 1984 году эскадрилья из 14 МиГ-23МЛД базировалась на вьетнамской военной базе Кам Ран, прикрывая над морем советские бомбардировщики Ту-16 и Ту-95. Истребители МиГ-23 не раз сбивали воздушные шары-разведчики в Подмосковье. Известен факт, когда авиаполк, базирующийся на аэродроме Туношна (под Ярославлем), перехватывал НЛО

МиГ-25П


Серийный выпуск самолетов-перехватчиков МиГ-25П начали в 1966 году, а в начале 1970-х МиГ-25П начали поступать в части истребительной авиации войск ПВО. Этот самолёт стал основой для создания самолёта МиГ-25ПДСЛ с устройствами выброса ложных тепловых целей и с контейнером со станцией помех, самолета МиГ-25ПДЗ с системой дозаправки топливом в полете, самолёта МиГ-25М с форсированными двигателями Р15БФ2-300 тягой 13500 кгс.

МиГ-25


О советском одноместном сверхзвуковом высотном перехватчике МиГ-25 3.2М лётчики говорят, что ограничения по скорости для него есть только на бумаге. Это, конечно, преувеличение, но МиГ-25 3.2М действительно самый быстрый самолёт в мире. На этом самолёте было поставлено несколько мировых рекордов скорости. Правда, официально их не зарегистрировали.


6 сентября 1976 года лётчик ВВС СССР Виктор Беленко угнал Миг-25 в Японию. Японцы самолёт вернули, но перед этим разобрали его до мельчайшего винтика. Беленко же попросил политического убежища в США.

МиГ-29


Истребитель МиГ-29 и различные его модификации разрабатывали в СССР в период 1972–1982 годов. Главной целью создателей этих самолётов стало достижение показателей надёжности, превосходящих достигнутый на тот момент мировой уровень. Авиаконструкторы освоили и принципиально новый вид работы - формирование облика самолета по требованию зарубежного заказчика. Всего к настоящему времени построено более 1600 истребителей МиГ-29 различных модификаций. Более 800 истребителей МиГ-29 были поставлены на экспорт в 30 стран мира.

МиГ-31


МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия, предназначенный для перехвата и уничтожения воздушных целей днём и ночью, на малых, предельно малых, средних и больших высотах, в любых метеоусловиях, при применении противником пассивных и активных радиолокационных помех и тепловых ловушек. Группа из 4-х перехватчиков МиГ-31 может контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 900 км. Максимальная допустимая скорость на высоте 3000 км/ч

МиГ-29 СМТ


Истребитель поколения «4+» МиГ-29 СМТ - многофункциональный истребитель с открытой архитектурой авионики и современной бортовой РЛС - является сегодня одним из самых совершенных самолётов в мире. В самолёте предусмотрены 2 конформных бака емкостью 2020 литра, благодаря чему радиус действия увеличился в 3, 5 раза. Штанга дозаправки монтируется максимум за 2 часа, а применение дозаправки делает МиГ-29 СМТ самолётом, у которого нет ограничений по дальности полётов. Систему навигации самолёта дополнили приемниками ГЛОНАСС и NAVSTAR. Сигнал принимается сразу с 12 спутников и комбинируется, что позволяет лётчику определять местоположение МиГ-29 СМТ с точностью 50 метров. Усовершенствована и система воздушного боя.

Кстати...
За всю историю МиГов было разработано около 450 проектов этих боевых самолётов, 170 – воплощены в жизнь. На отечественных авиастроительных заводах построили 45 тыс. МиГов, 11 тыс. из них было экспортировано. За границей по лицензии выпущено 14 тыс. МиГов. Истребители МиГ защищали от вооружённой агрессии небо более 40 стран мира.

  • Дата изменения данных: 22.12.2015
Фронтовой истребитель МиГ-29

МОДИФИКАЦИИ.
МиГ-29 - исходный одноместный фронтовой истребитель;

МиГ-29К - многоцелевой палубный истребитель-бомбардировщик;

МиГ-29КВП - промежутточный вариант, построенный для отработки взлёта с трамплина и посадки на аэрофинишёр. Может использоваться как боевой самолёт, а также, как тренировочный для лётчиков корабельной авиации на наземных аэродромах. Единственное его отличие от обычного самолёта наземного базирования - гак и усиленная конструкция;

МиГ-29М - усовершенствованный фронтовой истребитель с электродистанционной системой управления и улучшенным оборудованием;

МиГ-29МЭ - экспортный МиГ-29М;

МиГ-29С - усовершенствованный фронтовой истребитель.;

МиГ-29СМ унаследовал от МиГ-29СЭ (самолеты, подобные этой модификации, были поставлены в Малайзию) все нововведения: увеличенная бомбовая нагрузка (до 4 т), дозаправка в воздухе, ракеты с активной радиолокационной головкой самонаведения РВВ-АЕ, повышающими шанс победить в дальнем бою в 6-7 раз. Уже эти две модификации по основным параметрам не уступают или превосходят, разрабатываемый "Еврофайтер" - истребитель следующего поколения.;

МиГ-29СМТ - новая экспортная модификация МиГ-29М. Унифицированная (т. е. впоследствии будет ставится на все российские истребители) кабина с 3 МФД, легче на 900 кг за счет импортной элементной базы. Hовая РЛС (с автоматическим картографированием местности). Дополнительные баки. Бомбовая нагрузка (до 4тонн) и дальность (до 3500 км) увеличены;

МиГ-29СЭ - усовершенствованный фронтовой истребитель, снабжённый системой дозаправки в воздухе. Экспортная модификация.;

МиГ-29УБ - двухместный учебно-боевой вариант. Создан в 1981 г.;

МиГ-29УБТ. Двухместная модификация для выполнения специальных ударных заданий. Первый полёт 10.08.98 года;

МиГ-29 с поворотными соплами двигателей - экспериментальный самолёт для отработки системы отклонения вектора тяги, которая, возможно, найдёт применение на многоцелевом истребителе следующего поколения, разрабатываемом с 1988 г. на основе МиГ-29. Постройка истребителя пятого поколения была завершена ещё в 1991 г., но он ещё не смог подняться в воздух из-за отсутствия средств на доводку двигателей;

МиГ-33 - МиГ-29М;

МиГ-35 - глубокая модернизация МиГ-29М (МиГ-33).

РАЗМЕРЫ. Размах крыла 11.36 м; длина самолета (со штангой ПВД) 17.32 м; высота самолета 4.73 м; площадь крыла 38.0 м2; минимальная фронтальная ЭПР 2 м2.

ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 1 человек (у МиГ-29УБ и МиГ-29УБТ- два).

ДВИГАТЕЛИ. 2хТРДДФ РД-33, НПО им. В.Я. Климова.
Истребитель МиГ-29 оснащен двумя турбореактивными двигателями системы Туманского с использованием дожига топлива. Двигатель бездымный с впрыскиванием воды при посадке, как и другие двигатели Туманского.

Тяга:
- нефорсажная 2 х 5100 кГс,
- форсажная 2 х 8300 кГс;
расход топлива на двигатель:
- на максимале 0.77 кг/кГс∙ч (21.8 мг/Н∙с),
- форсажный 2.10 кг/кГс∙ч (59.48 мг/Н∙с);
степень двухконтурности 0.4;
степень повышения давления 20;
максимальный диаметр 1000 мм;
масса двигателя 980 кг;
масса силовой установки 1217 кг.

МАССЫ И НАГРУЗКИ. Масса пустого 10900 кг; масса максимальная взлетная 18480 кг; масса нормальная 15240 кг; боевая нагрузка 3000 кг; максимальный запас топлива во внутренних баках 4200 л.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость полёта: на большой высоте 2450 км/ч (М=2.3), у земли 1300 км/ч; максимальная скороподъемность у земли 330 м/сек; время разгона от 600 до 1100 км/ч 13.5 с, от 1100 до 1300 км/ч 8.7 с; взлётная скорость 220 км/ч; длина разбега -без форсажа 600-700 м, с форсажём 260 м; скорость захода на посадку 260 км/ч, посадочная скорость 235 км/ч, длина пробега (с тормозным парашютом) 600 м; практический потолок 17000 м; перегоночная дальность -без ПТБ 1500 км, с одним ПТБ 2100 км, с тремя ПТБ 2900 км; максимальная скорость разворота 23.5 ╟/сек; эксплуатационная перегрузка + 9 ед.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Крыло снабжено полностью открывающимися предкрылками, эффективными закрылками и полуоткрывающимися элеронами.

Кабина МиГ-29 удивительно просторна и накрывается большим фонарем, что обеспечивает большее поле зрения, чем у западных истребителей. Приборная панель практически идентична таковой у Су-27, что облегчает пилотам переход с одной машины на другую.

Уникальная особенность МиГ-29 - возможность взлёта с боевой нагрузкой на одном двигателе с включением второго двигателя уже в воздухе, что позволяет сэкономить драгоценное время при взлёте по тревоге.

ВООРУЖЕНИЕ. МиГ-29 является универсальным истребителем, способным как наносить бомбовые удары, так и завоевывать превосходство в воздухе. Вооружение включает одноствольную пушку ГШ-301 (30 мм, боекомплект 150 патронов, скорострельность 1500 выстр./мин) в левом корневом наплыве крыла. Крыло имеет шесть (восемь на МиГ-29К) точек подвески грузов. Все подвески МиГ-29 могут нести бомбы, либо другое вооружение класса "воздух-земля". Для борьбы с воздушными целями на шести подкрыльевых узлах МиГ-29 могут быть установлены: шесть УР ближнего боя Р-60М или малой дальности Р-73 с ИК ГСН; четыре УР ближнего боя и две УР средней дальности Р-27РЭ с радиолокационной или Р-27ТЭ с ИК системой наведения. Предполагается установка новой УР средней дальности Р-77. Возможна установка старых УР Р-23. Для действий по наземным целям самолёт может нести бомбы, блоки НАР калибром 57 мм, 80 мм, 122 мм и 240 мм, унифицированный контейнер мелких грузов КМГУ-2. Возможно использование УР класса воздух-поверхность Х-25М с пасивным радиолокационным, полуактивным лазерным или корабельным наведением, Х-29 (МиГ-29К) с ТВ или лазерным наведением, сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х-31А (МиГ-29К), дозвуковой противокорабельной ракеты Х-35.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. В серийном производстве. 1-й полет прототипа - 1977 год; принятие на вооружение - 1982 год. Считается, что первая советская эскадрилья МиГ-29 была сформирована в течение 1984г. К январю 1986г. МиГ-29 были поставлены во многие военно-воздушные части СССР.
В начале 1999 года истребитель МиГ-29СМТ получил сертификат ВВС России, что позволяет начать работы по переоборудованию МиГ-29 в строевых частях ВВС России, проводить их на самолетах зарубежных заказчиков, начать серийное производство.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Обозначение НАТО "Fulcrum".
МиГ-29 - один из лучших в своём классе реактивных истребителей четвёртого поколения.
МиГ-29 создавался для завоевания превосходства в воздухе в зоне боевых действий и на небольших удалениях от фронта и предназначен для борьбы с авиацией противника, прикрытия войск и тыловых объектов от ударов с воздуха, противодействия воздушной разведке противника днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Кроме уничтожения воздушных целей на средних и малых дистанциях, в том числе и на фоне земли, он может также поражать подвижные и неподвижные наземные и морские цели. МиГ-29 превосходит по многим параметрам свои зарубежные аналоги (F-16, F/A-18, "Мираж"2000). Высокая тяговооружённость, отличная аэродинамика дают ускоренный разгон, высокую скороподъёмность, малые радиусы виражей, большие угловые скорости разворота, возможность длительно маневрировать с большими перегрузками. Самолёт может эффективно вести активный маневренный бой с применением пушки, всеракурсный ракетный бой на ближних и средних дистанциях, выполнять перехват ударных и разведывательных самолётов, в том числе низколетящих на фоне земли. МиГ-29 - создан на долгую перспективу. Впервые поднявшись в воздух около 20 лет назад он и по сей день остается лучшим в мире истребителем в своем классе. Мало того, последняя его модификация, МиГ-29СМ, впервые показанная на авиасалоне в Париже в 1995 году, является уже полностью многофункциональным истребителем, оснащенным высокоточным оружием "воздух-земля" Его ударная мощь возросла в три раза, по сравнению с предыдущими модификациями.

РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. А.И. Микояна.

Мониторинг:

30.01.2017

Министерство обороны РФ, пресс-релиз: Сегодня в Воронежской области началось летно-тактическое учение с эскадрильей ис…

25.11.2016

Forbes: В Москве на 90-м году жизни скончался авиаконструктор Иван Микоян, ставший одним…

40 лет назад летчик-испытатель Александр Федотов впервые поднял в воздух прототип многоцелевого фронтового сверхзвукового истребителя МиГ-29. Поступив на вооружение в 1983 году, он стал основным истребителем отечественных Военно-воздушных сил (ВВС).

МиГ-29 открыл новую эру в развитии легких истребителей. Это первый в мире самолет этого класса, сочетающий непревзойденную эффективность в маневренном воздушном бою со способностью атаковать противника ракетами средней дальности и ближнего боя.

"ТАСС/Минобороны России/РИА "Армия России" МО РФ"

Всего изготовлено свыше 1,6 тыс. экземпляров, выпуск усовершенствованных модификаций продолжается до настоящего времени. Они эксплуатируются более чем в 25 странах мира. Четыре государства осуществили повторные закупки. В большинстве стран, закупивших МиГ-29, он стал основным типом легкого фронтового истребителя национальных ВВС.

Сегодня корпорация "МиГ" продолжает выпуск усовершенствованных модификаций - МиГ-29СМТ и МиГ-29УБ, а также морской версии МиГ-29К.

Кроме того, именно на МиГ-29 летает знаменитая пилотажная группа "Стрижи" . Планируется, что в будущем пилоты пересядут на самолеты МиГ-35.

"Стрижи" продолжают летать на одном из лучших самолетов ВКС России - надежном и проверенном. Я считаю, что МиГ-29 - это, наверное, лучший самолет для выполнения группового пилотажа. Это, прежде всего, определяется его разгонными и тормозными характеристиками

"Телеканал "Звезда"/YouTube"

В состав номенклатуры вооружения МиГ-29СМТ введено современное высокоточное оружие класса "воздух - поверхность", установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция (БРЛС) "Жук-МЭ". Как отмечают разработчики, по сравнению с БРЛС предыдущего поколения, она имеет больший диапазон углов обзора по азимуту, увеличенную вдвое дальность обнаружения, меньшую массу и более высокую надежность. Эта БРЛС обеспечивает сопровождение до десяти воздушных целей и одновременный обстрел четырех из них.

Самолет оснащается системой дозаправки топливом в полете. Также может оснащаться аппаратурой РЭП (радиоэлектронное подавление) в подвесном контейнере. Как отмечают разработчики, МиГ-29СМТ может комплектоваться модернизированной оптико-локационной станцией, радиостанциями, навигационной аппаратурой и системами государственного опознавания различных типов.

По архитектуре бортового радиоэлектронного оборудования и номенклатуре вооружения МиГ-29СМТ унифицирован с истребителями нового семейства боевых самолетов корпорации "МиГ".

Роман Азанов

В материале использованы данные "ТАСС-Досье"

ТАСС благодарит операторов РИА "Армия России" Минобороны РФ за предоставленные воздушные видеосъемки истребителей МиГ-29

Средний фронтовой истребитель

Разработчик:

ОКБ Микояна и Гуревича

Производитель:

МАПО им. П. В. Дементьева
Авиазавод в Нижнем Новгороде

Первый полёт:

Начало эксплуатации:

Эксплуатируется

Основные эксплуатанты:




Единиц произведено:

1600 самолётов МиГ-29

Стоимость единицы:

Предположительно 30 млн долларов США (экспортная)

Варианты:

МиГ-33, МиГ-35

Конструкция

Модификации

Эксплуатация

Текущая ситуация

Места дислокации

Состоит на вооружении

Стоял на вооружении

Катастрофы

Боевое применение

Каргильская война (1999)

Другие эпизоды

Технические характеристики

Двигатель

Лётные характеристики

Вооружение

(по кодификации НАТО: англ. Fulcrum , Фолкрэм - Средство достижения цели; точка опоры) - советский/российский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ МиГ.

История создания

Первые наработки по проекту лёгкого фронтового истребителя (ЛФИ) нового поколения были начаты в конце 1960-х годов. В 1969 году был объявлен конкурс на разработку такого самолёта. В нём приняли участие конструкторские бюро Сухого и Яковлева, а также Микояна и Гуревича. Победителем было признано ОКБ «МиГ». Детальная проработка проекта начата в 1971 году. Первый полёт прототипа был совершён 6 октября 1977 года, а серийное производство развёрнуто в 1982 году на базе московского завода № 30 «Знамя труда». В августе 1983 года первые серийные МиГ-29 начали поступать в ВВС СССР. К началу 1985 года первые два авиаполка на МиГ-29 достигли оперативной готовности. В 1988 году МиГ-29 был впервые представлен на международном авиасалоне в Фарнборо. Этот тип истребителей активно поставлялся на экспорт во множество стран. Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая палубные. К концу 1991 года цехами МАПО им. П. В. Дементьева было произведено около 1200 одноместных истребителей МиГ-29. Кроме того, почти 200 «спарок» МиГ-29УБ было собрано заводом в Нижнем Новгороде.

Конструкция

Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и разнесёнными двигателями. Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов и стали, также применяется титан и композитные материалы. Угол стреловидности крыла по передней кромке составляет 42 град., на крыле имеются щелевые закрылки, элероны и отклоняемые носки. Кили имеют обшивку из углепластика и внешний «развал» в 6 град. Стабилизатор цельноповоротный и дифференциально отклоняемый. Шасси трёхопорное, с одноколёсными основными и двухколёсной передней стойками. Катапультное кресло - К-36ДМ.

Двигатели типа ТРДДФ РД-33. Имеется газотурбинный энергоузел ГТДЭ-117, мощностью 66,2 кВт. Регулируемые воздухозаборники на взлёте и посадке закрываются защитными панелями и забор воздуха производится через пятисекционные верхние входы. Топливная система состоит из пяти фюзеляжных и двух крыльевых баков общей емкостью 4300 л (4540 л). Возможна подвеска фюзеляжного ПТБ на 1500 л и двух крыльевых ПТБ по 1150 л.

На машине установлена система автоматического управления САУ-451 и система ограничительных сигналов СОС-3М. Система управления вооружением СУВ-29 состоит из радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-29 (Н0-19 «Сапфир-29»), БЦВМ Ц100 (или Ц101).

Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29 (С-31) состоит из оптико-электронной прицельной системы ОЭПС-29, которая, в свою очередь, состоит из лазерной оптико-локационной станции КОЛС и нашлемной системы целеуказания «Щель-3УМ». Также в комплекс входят: навигационная система СН-29, система управления оружием СУО-29, БЦВМ Ц-100, система индикации на лобовом стекле с фотоконтрольным прибором.

Аппаратура командной радиолинии управления (КРУ) Э502-20 «Бирюза». Станция предупреждения об облучении РЛС - СПО-15ЛМ «Берёза», станция радиоэлектронных помех «Гардения-1ФУ», система выброса ложных целей ППИ-26.

Модификации

  • МиГ-29 (9-12) - фронтовой истребитель, первая серийная модификация МиГ-29
  • МиГ-29 (9-12А) - экспортная модификация 9-12, поставлявшаяся в страны варшавского договора и другие страны, в экспортную модель внесены изменения в РЛПК-29. Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.
  • МиГ-29Б (9-12Б) - экспортная модификация 9-12, поставлявшаяся в страны, не входящие в Организацию Варшавского Договора, в экспортную модель внесены изменения в систему управления вооружением (СУВ-29Э). Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.
  • МиГ-29 (9-13) - фронтовой истребитель. Отличается от модификации 9-12 наличием встроенной станции РЭБ «Гардения», возможностью подвески двух подкрыльевых ПТБ и увеличенной массой боевой нагрузки.

Эксплуатация

Текущая ситуация

На данный момент ВВС России эксплуатируют 270 МиГ-29, ВМФ России имеет 40 истребителей МиГ-29. 5 декабря 2008 года в Забайкальском крае в районе аэродрома Домна при выполнении учебного полета разбился истребитель МиГ-29. Пилот подполковник Валерьян Кокарев погиб. Расследование показало, что причиной катастрофы явилось разрушение хвостового оперения самолёта при перегрузках, которые превышали допустимые. Полеты самолётов МиГ-29 в России были временно приостановлены, сообщается, что со всех самолётов было демонтировано хвостовое оперение и отправлено на завод-производитель. Проведенный осмотр всего парка самолётов этого типа выявил наличие трещин и расслоения металла в силовых элементах планеров с ещё не истёкшим ресурсом.

4 февраля 2009 года принято решение о возобновлении полетов части парка (около 30 %) истребителей МиГ-29. К полетам допущены те истребители, осмотр которых не выявил наличия коррозии, ставшей, по предварительным данным, причиной катастрофы 5 декабря 2008 года. Рассматривается проект модернизации истребителей силами МАПО «МиГ» для возвращения в строй машин с устранёнными недостатками. Ресурс планера истребителя составляет 2,5 тыс. лётных часов, или 20 лет службы, на 2009 год ресурс планеров некоторых из них уже составляет более 25 лет. ВВС России получили 34 новых МиГа из несостоявшегося алжирского контракта. В 2010 году была поставлена заключительная партия из трех самолётов, таким образом в течение 2008-2010 гг в ВВС поступило 28 МиГ-29СМТ и 6 МиГ-29УБТ. Новые истребители дислоцируются на 6963-й авиабазе под Курском (бывший 14-й ГИАП).

Угон

20 мая 1989 года капитан Александр Зуев, усыпив коллег тортом со снотворным, перелетел на МиГ-29 в Турцию. Самолёт, во избежание конфликтной ситуации, был возвращён в СССР, пилот получил политическое убежище в США. Впоследствии Зуев написал автобиографическую книгу «Fulcrum: A Top Gun Pilot’s Escape from the Soviet Empire».

Места дислокации

  • 6963-ая авиабаза (бывший 14-й ГвИАП) - Курск-Восточный (аэропорт)
  • 6969-ая авиабаза (бывший 19-й ГвИАП) - аэродром Миллерово
  • 28-й иап - аэродром Андреаполь - расформирован
  • 31-й иап - аэродром Зерноград - расформирован
  • 6982-ая авиабаза (бывший 120-й иап) - аэродром Домна
  • 63530-ая авиабаза Эребуни (р. Армения, г. Ереван)

Состоит на вооружении

Список составлен в основном по следующим источникам: Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации (М.: Омега, 2003); Беляев В. В. Российская современная авиация (М.: АСТ, Астрель, 2001); Фронтовой истребитель МиГ-29 (army.lv); Greg Goebel. The Mikoyan MiG-29 «Fulcrum» (vectorsite.net).

  • Россия - около 310 самолётов (270 - ВВС, 40 - ВМФ). На многих самолётах наблюдались проблемы с коррозией хвостового оперения. 90 были забракованы.
  • Азербайджан - куплены на Украине МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ. Самолёты доработаны, согласно украинской программе модернизации МиГ-29.
  • Алжир - 25 на 2010 год. первые самолёты получены в 1994 году. В марте 2006 года был подписан контракт на поставку 28 МиГ-29СМТ и 6 двухместных МиГ-29УБТ. В том же году начались поставки истребителей, однако уже в следующем году, после поставки 15 МиГ-29, ВВС Алжира отказались от дальнейших поставок и решили вернуть уже поставленные истребители, ссылаясь на низкое качество поставленных машин. В феврале 2008 года «Рособоронэкспорт» заключил с Алжиром договор о возврате истребителей. Возвращённые и находившиеся в производстве самолёты (24 штуки) закуплены Министерством Обороны РФ для ВВС РФ.
  • Бангладеш - в 1999 году получено 8 самолётов (6 истребителей и 2 учебно-боевых).
  • Белоруссия - 41 на 2010 год после распада СССР осталось около 100 самолётов. Часть из них продана Алжиру, Перу и Эритрее. К 2000-м годам в строю находилось 40-50 самолётов.
  • Болгария - 20 на 2010 год в 1990 году получено 22 самолёта (18 истребителей, 4 учебно-боевых). Состоят на вооружении двух истребительных авиаполков (в Равнец и Ямбол). В марте 2006 года подписано соглашение с РСК «МиГ» о капитальном ремонте и модернизации 16 истребителей. К концу мая 2009 года контракт был полностью выполнен.
  • Вьетнам - в 2010 году получено 4 МиГ-29СМТ
  • Венгрия - с 1993 года получено 28 самолётов (22 истребителя и 6 учебно-боевых, сумма сделки 800 млн долларов США) в счёт погашения долга СССР, самолёты поступили на вооружение 47-го истребительного авиаполка (Кечкемет). В настоящее время МиГ-29 стоят на вооружении 59-ой тактической авиабазы (59. «Szentgyörgyi Dezso» Harcászati Repülobázis). 13 самолётов данного типа в 2007-2008 году прошли капитальный ремонт под контролем РСК «МиГ». 21 декабря 2010 года правительство Венгрии объявило о намерении модернизировать и после этого выставить на аукцион последние двенадцать МИГ-29, оставшиеся на вооружении ВВС Венгрии. По состоянию на 2010 год, полеты на МИГ-29 год уже не осуществляются.
  • Индия - 48 на 2010 год первая зарубежная страна, получившая МиГ-29. С 1986 года поставлено, по различным оценкам, около 70-80 самолётов. Кроме этого, в 2004 году Индия заказала 16 палубных истребителей: 12 одноместных МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ. В 2008 году утверждён план о закупке ещё 29 истребителей.
  • Иран - 35 на 2010 год с 1990 года получено, по разным данным, 14 или 17 машин. Ещё какое-то число МиГ-29 перелетело из Ирака во время войны 1991 года и поставлено на вооружение.
  • Перу - 20 на 2010 год в 1996 году в Белоруссии закуплены 16 одноместных МиГ-29С и 2 двухместных МиГ-29УБ; в 1998 году в России закуплены 3 новых МиГ-29СЭ. Ныне эксплуатируются 19 истребителей (один был потерян в аварии в 2001 году, ещё один был выведен из эксплуатации). В 2008 году подписан контракт на модернизацию всех 19 истребителей.
  • Польша - 32 на 2010 год в 1989-1990 годах получено 12 самолётов (9 истребителей и 3 учебно-боевых). Позднее 10 самолётов получено из Чехии и ещё 22 - из ФРГ.
  • Сирия 40+ самолётов на 2010 год.

Стоял на вооружении

Катастрофы

23 июня 2011 года в районе хутора Кабановский (Астраханская область) при выполнении сложного пилотажа во время испытательного полёта потерпел катастрофу палубный истребитель МиГ-29КУБ, вылетевший с аэродрома Ахтубинск, принадлежавший Российской самолётостроительной корпорации «МиГ» и предназначавшийся для поставки на вооружение авианосца «Адмирал Горшков». Сначала в прессе появилась информация, что пилот и штурман успели катапультироваться, но погибли. Позже представители Минобороны официально заявили, что оба пилота, Олег Спичка и Александр Кружалин, погибли в результате катастрофы.

Для расследования была создана спецкомиссия Минобороны с участием представителей военно-промышленного комплекса: а в частности, было объявлено, что группа специалистов корпорации «МИГ» во главе с гендиректором Сергеем Коротковым вылетела на место крушения самолёта и примет участие в расследовании аварии. Решением главкома ВВС РФ генерал-полковника Александра Зелина были приостановлены полеты истребителей МиГ-29, аналогичных разбившемуся, до выяснения причин катастрофы.

По неподтверждённым данным, катастрофа произошла по стечению обстоятельств (плохих погодных условий, ошибки в документациях при расчёте плана испытательного полёта, в сложившейся психологии людей и их взаимодействии при проведении любых испытательных работ).

Боевое применение

Война в Персидском заливе (1991)

Решение о закупке МиГ-29 было принято Ираком в 1988 году, изначально планировалось закупить до 130 машин, однако падение цен на нефть и международная изоляция не позволили осуществить этот план. Первые самолёты прибыли весной 1990 года и базировались на авиабазе Талили. 36 МиГ-29(9-12Б) и 6 МиГ-29УБ были самыми современными истребителями ВВС Ирака, однако во время операции «Буря в пустыне» они не смогли проявить себя из-за полного господства в воздухе авиации Многонациональных Сил. 17 января, по данным частных исследователей, ссылающихся на иракские данные, МиГи атаковали B-52G (ракетой Р-27Р), F-111F и итальянский Tornado IDS (ракетами Р-60МК), однако они успеха не принесли. По заявлению ВВС Ирака, пилоты МиГ-29 одержали одну воздушную победу, сбив 18 января ракетой Р-60МК британский «Торнадо» 29-й эскадрильи; это не подтверждается и не опровергается западными источниками, поскольку самолёт, о котором идёт речь (серийный номер ZA467), пропал во время ночного вылета и причина потери самолёта после этого не была официально установлена.

В первую ночь войны иракскими истребителями была перехвачена группа американских F-15E. Согласно свидетельствам американских пилотов, в ходе этого перехвата один из МиГ-29 случайно сбил своего товарища (по разным источникам, жертвой стал МиГ-23 или другой МиГ-29).

17 января F-15C(MSIP) № 85-0125, № 85-0107, № 85-0108 58-й эск. 33-го истреб. крыла ВВС США ракетами AIM-7M сбили 3 МиГ-29. 18 января F-15C(MSIP) № 85-0122 и № 85-0014 того же подразделения ВВС США сбили 2 МиГ-29, ракетой AIM-7M и в ближнем бою соответственно.

Кроме того, 4 самолёта перелетели в Иран (где и остались после войны) и какое-то число могло быть потеряно на земле в результате авиаударов МНС.

Конфликт в Приднестровье (1991-1992)

36 самолётов МиГ-29 авиационного полка Черноморского флота достались Молдове, после распада СССР.

Эфиопо-эритрейская война (1998-2000)

После завершения первой фазы вооружённого конфликта в 1998 году Эритрея срочно начала перевооружать свои военно-воздушные силы, состоявшие на тот момент в основном из лёгких учебно-боевых самолётов. В Белоруссии было закуплено в том числе несколько МиГ-29С, произведенных в 80-х годах. Однако МиГи встретили над Африканским Рогом достойного противника: практически одновременно ВВС Эфиопии закупили в России партию более современных Су-27СК, оснащенных более совершенным вооружением. В ходе двух раундов боёв, последовавших в 1999 и 2000 годах, российские истребители четвёртого поколения несколько раз встречались друг с другом в воздухе. Преимущество осталось на стороне более современных Су-27СК: они сбили по одному самолёту противника 25 и 26 февраля 1999 года, а также 16 мая 2000 года. Кроме того, в бою 16 мая один МиГ был тяжело повреждён и, возможно, не подлежал ремонту. Таким образом, в ходе конфликта было потеряно 3 или 4 МиГ-29. По информации австрийского исследователя Тома Купера, за время боевых действий истребителям МиГ-29 удалось сбить три эфиопских МиГ-21.

Операция НАТО против Югославии (1999)

Все 16 самолётов МиГ-29, имевшихся у Союзной Республики Югославия, были сведены в 127-ю истребительную эскадрилью 204-го истребительного авиаполка (аэродром Батайница возле Белграда). Они ограниченно использовались против авиации НАТО, совершив за весь период конфликта в общей сложности 11 боевых вылетов. В ходе вылетов на МиГ-29 периодически происходили отказы бортового оборудования, что затруднило ведение воздушных боёв и стало причиной послевоенного разбирательства. После того, как 4 мая в воздушном бою погиб командир 127-й эскадрильи полковник Миленко Павлович, вылеты на перехват пилотируемых самолётов противника прекратились.

По некоторым данным, всего за время войны пилоты МиГ-29 одержали 6 воздушных побед. В ряде источников (в том числе у российского автора Владимира Ильина и аргентинского Диего Зампини) утверждается, что одной из них стало уничтожение 27 марта самолёта-«невидимки» F-117 и что эта победа была записана подполковнику Гвоздену Дюкичу. Согласно данным официального сайта МО Сербии, F-117 был сбит зенитно-ракетной батареей под командованием Золтана Дани. Как сообщает сербская газета «Политика», «Гвозден Дюкич» (правильнее Джукичь, Гвозден Ђукић ) - это боевой псевдоним, использовавшийся Золтаном Дани в ходе войны. Собственные потери оказались значительными: всего было потеряно 11 МиГ-29, из которых 6 сбито в воздушных боях и 5 списано по разным причинам (в основном уничтожены на земле; подробную информацию о потерях югославских самолётов см. в статье Список потерь авиации сторон в ходе войны НАТО против Югославии (1999)). Погибли капитан 1-го класса Зоран Радославлевич и полковник Миленко Павлович; майорам Аризанову, Николичу, Тесановичу и подполковнику Перичу удалось благополучно катапультироваться.

Каргильская война (1999)

В ходе операций против кашмирских боевиков и подразделений пакистанской армии во время Каргильской войны в мае-июле 1999 года индийские МиГ-29 выполняли эскортирование истребителей-бомбардировщиков «Мираж» 2000, с которых применялись бомбы с лазерным наведением.

Конфликт в Дарфуре (2003-н.в.)

ВВС Судана получили несколько МиГ-29 в 2003-2004 годах, обязавшись при этом не использовать их в боевых действиях в Дарфуре, где продолжался межэтнический конфликт. Однако это обязательство не было выполнено, и в мае 2008 года (предположительно в ходе боёв 10 мая) дарфурским повстанцам удалось сбить один МиГ-29 в районе Омдурмана. По утверждению некоторых источников, самолёт пилотировал бывший лётчик ВВС России, погибший при катапультировании; Министерство обороны России опровергло эту информацию.

Другие эпизоды

Два йеменских МиГ-29 совершили несколько боевых вылетов во время короткой гражданской войны в Йемене в 1994 году.

Во время Первой чеченской войны российские МиГ-29 выполняли патрулирование воздушного пространства Чечни. Непосредственно к боевым действиям они не привлекались и потерь не имели.

Один МиГ-29УБ ВВС Кубы участвовал в инциденте 24 февраля 1996 года, когда были сбиты два лёгких самолёта Цессна 337 частной организации «Братья-спасатели», базирующейся в США. Эти самолёты выполняли поиск плавсредств с кубинскими эмигрантами во Флоридском проливе. Существуют противоречивые данные относительно того, вторгались ли Цессны в воздушное пространство Кубы или нет, но они были перехвачены истребителями МиГ-23 и МиГ-29. После ряда сигналов МиГ-29 сбил самолёты ракетами Р-73.

20 апреля 2008 года над Абхазией был сбит грузинский беспилотный самолёт-разведчик Гермес 450. Грузинская сторона заявила, что БПЛА был уничтожен российским МиГ-29, взлетевшим с аэродрома Гудаута. Российские официальные лица отвергли такую возможность, а Абхазия заявила, что победа была одержана самолётом L-39 национальных ВВС. 26 мая Миссия ООН по наблюдению в Грузии опубликовала отчёт, основанный на грузинских данных, в котором предположила о возможной достоверности грузинской версии событий и классифицировала атаковавший самолёт, запечатлённый на сделанной БПЛА видеозаписи, как МиГ-29 или Су-27. Впоследствии достоверность данной видеозаписи была опровергнута, так как использующееся там изображение самолёта Миг-29, использовалось с невозможной для данного самолёта конфигурацией подвески ракет на концевых пилонах.

Во время Пятидневной войны в августе 2008 года МиГ-29 совместно с Су-27 контролировал воздушное пространство в зоне военного конфликта. Несколько раз вылетал на перехват воздушных целей. Возможно, 10 августа 2008 года над Гуфтой был сбит грузинский штурмовик ("Из указанного списка на "долю" грузин остаётся Су-25, предположительно сбитый в воздушном бою 10.08.2008г..." - "Потери авиации в Пятидневной войне".).

Итоги воздушных боёв МиГ-29 с F-15 и F-16 в ходе войн и конфликтов

В 1975-76 гг. на вооружение США стали поступать истребители 4-го поколения F-16 и F-15. В СССР МиГ-29 (также являясь истребителем 4-го поколения) был принят на вооружение в конце 1983 г.

В ходе Войны в Персидском заливе 1991 г. и операции НАТО против Югославии в 1999 году были отмечены воздушные бои МиГ-29 против F-16 и F-15.

По официальным данным США и НАТО, в ходе указанных войн и конфликтов, истребителями F-15 и F-16 в общей сложности было уничтожено 11 истребителей МиГ-29 без потерь со своей стороны.

Согласно официальному сайту МО Сербии, Небойша Джукановичь (Nebojša Ðukanovic), бывший в 1999 г. командиром 127 эскадрильи (летавшей на МиГ-29), подтвердил, что 6 МиГ-29 были потеряны в воздушных боях.

Некоторые воздушные бои были публично и подробнейшим образом описаны непосредственными их участниками (пилотами) в документально-публицистических передачах.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 или 2 человека
  • Длина: 17,32 м
  • Размах крыла: 11,36 м
  • Высота: 4,73 м
  • Площадь крыла: 38,06 м²
  • Угол стреловидности крыла: 42°
  • Масса:
    • пустого: 10900 кг
    • нормальная взлётная масса: 15180 кг
    • максимальная взлетная масса: 18480 кг
    • 476 кг/м²
    • 399 кг/м²

Двигатель

  • Тип двигателя: Турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой (а также управляемым вектором тяги на МиГ-29ОВТ и МиГ-35)
  • Модель: «РД-33»
  • Тяга:
    • максимальная: 2 × 5040 кгс
    • на форсаже: 2 × 8300 кгс
  • Масса двигателя: 1055 кг
  • Отклоняемый оригниг вектор тяги: для МиГ-29ОВТ и МиГ-35 с двигателями РД-133
  • Углы отклонения вектора тяги: ±15° в любом направлении
  • Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с
  • Тяговооружённость:
    • при максимальной взлётной массе: 0,92 кгс/кг
    • при нормальной взлётной массе: 1,09 кгс/кг

РЛС

  • Сопровождение 10 воздушных целей и обстрел наиболее опасной
  • Минимальная разница скоростей истребителя и цели 150 км/ч
  • Скорость атакуемой цели 230-2500 км/ч
  • Высота атакуемой цели 30-23000 м
  • Дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м в ППС на высоте более 3000м - 50-70 км
  • Дальность обнаружения вертолета (скорость более 180 км/ч) в ЗПС 23 км, ППС-17 км

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пушечное: 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 снарядов
  • 2180 кг
  • Точки подвески: 7
  • Подвесное вооружение:
    • Р-60М
    • Р-27Р1
    • Б-8М1
    • С-24Б
    • ФАБ-500М62
    • ОФАБ-250-270
    • КМГУ-2
    • ЗБ-5000