Шведский «Грипен» пятого поколения. Шведы показали Gripen нового поколения

Antony Angrand в статье «Suède: controverse autour du Gripen », опубликованной французским журналом "Air&Cosmos ", в Швеции разворачивается небольшой скандал относительно производства новых истребителей Saab JAS-39E Gripen (Gripen NG). Новые истребители должны содержать комплектующие, снятые с находящихся в составе ВВС Швеции истребителей модификаций JAS-39C и D. Шведы задаются вопросом, имеет ли смысл каннибализировать имеющийся парк истребителей для производства новых самолетов.

Круговорот Saab JAS-39 Gripen в природе: предыдущее поколение становится донором запчастей для своего потомка (с) gripenblogs.com

Этот вопрос породил множество протестов, так как стоящие на вооружении истребители Gripen проходят модернизацию, причем ее стоимость высока. Истребитель JAS-39C в последней версии [стандарт MS20] оснащен новым оборудованием и может применять новейшие ракеты «воздух-воздух» Meteor разработки концерна MBDA, самолеты этой модификации были
переданы ВВС Швеции полтора года назад. Многие считают, что процедура каннибализации JAS-39C/D для постройки машин JAS-39E представляет собой хищение в особо крупных размерах, причем одновременно дорогостоящее и бесполезное. Некоторые считают, что имеющиеся самолеты могут быть перепроданы в другие страны. Глава либеральной партии Ян Бьерклунд (Jan Björklund) также присоединился к дебатам, высказав мнение, что в будущем шведские ВВС будут эксплуатировать сто истребителей - закупив 60 Gripen E и добровольно сохранив 40 Gripen C и D. По мнению Берклунда, идеальным вариантом было бы сохранение всех имеющихся Gripen, а численность ВВС могла бы составить 160 истребителей.

Однако новые данные о состоянии ВВС Швеции демонстрируют тот факт, что без использования комплектующих с имеющихся самолетов для Gripen E программа выходит очень дорогой, и настаивают на том, что Gripen C и D были также выпущены с использованием деталей самолетов предыдущей модификации - JAS-39А и В.

Однако на этот раз масштаб использования б/у комплектующих намного шире. Новый Gripen E отличаются большими размерами, у него новый бортовой процессор, у которого нет ничего общего с предыдущим вариантом, новый комплекс РЭБ и намного больше новых деталей.

Определенное число деталей всегда может быть вновь использовано. Их стоимость оценивается в 20% от цены нового Gripen. А это позволяет говорить о том, что в обратном случае - когда старые Gripen не станут донорами запчастей, а новые Gripen E будут выпущены исключительно из комплектующих нового производства, стоимость программы вырастет на 820 млн евро.

Первые серийные экземпляры истребителя Gripen E должны быть выпущены в 2019 году. Начиная с этого времени ежегодно должно производиться от пяти до десяти самолетов в период до 2026 года. Чтобы выдержать график поставок, Saab должна начать разборку имеющихся самолетов начиная с 2017 года. Таким образом, итоговое решение должно быть принято самое позднее до конца текущего года.

Если шведы решать не пускать "на органы" свои нынешние истребители, вырастут дополнительные расходы, так как Gripen E в значительной степени унаследовал детали от своих предшественников, но это не значит, что он не сильно будет от них отличаться. А это приведет к тому, что стоимость эксплуатации двух разных модификаций самолета будет выше.

Наконец, дополнительное число самолетов означает большее число летчиков, новые авиабазы, больший объем обслуживания и ремонта, а это тоже приводит к дополнительным расходам.

Многоцелевой боевой самолет JAS-39 Grippen компании SAAB/British Aerospace это одномоторный моноплан с простым дельтовидным крылом и полностью регулируемым плавающим предкрылком - аэродинамическая конфигурация «Утка» (Горизонтальные рули вынесены перед крылом).

Самолет характеризуется естественной (намеренной) аэродинамической не устойчивостью, что позволяет добиться высокой маневренности. Благодаря электродистанционной системе управления (Fly-by-Wire) с трехканальной системой резервирования обеспечивается аэродинамическая устойчивость самолета в полете. Также в чрезвычайных ситуациях предусмотрена аналоговая система резервного управления.

Так как самолет разрабатывался в Швеции, где ограниченное число равнин, то по этой причине самолет имеет отличные взлетно-посадочные характеристики, позволяющие взлетать и садиться на короткие ВПП. Тормозные щитки вместе с предкрылками обеспечивают достаточное аэродинамическое торможение при посадке.

Примерно 30% планера изготовлены из композитных материалов. Горизонтальные поверхности управления крыла, предкрылки выполнены из углеродного волокна. Фюзеляж выполнен из алюминиевого сплава, крылья из титановового сплава.

Двигатель JAS-39

В JAS-39 в качестве двигателя используется силовая установка RM12. Данный двигатель является турбореактивным двухконтурным двигателем с форсажной камерой (ТРДДФ) производства Volvo Aero Corporation. Это модифицированная версия двигателя американской компанией General Electric F-404-400, который используется в американском F/A-18. RM12 от F404 отличается повышенной тягой. 54кН в RM12 против 48,9кН в F404 без форсажа и 80,5кН против 78,7кН соответственно с форсажем. Другими различиями являются большая устойчивость к проглатыванию инородных предметов и более высокую надежность, так что двигатель отвечает критериям безопасности для использования в качестве одного двигателя самолета. Работа двигателя, в том числе автоматическое управление тяги, в зависимости от режима полета контролируется специальным компьютером, обеспечивая максимальную производительность двигателя, что дает возможность адаптироваться к конкретным условиям с максимальной эффективностью. В JAS-39C/D используется модифицированный двигатель Volvo Aero RM12UP.

Авионика JAS-39

Самолет оснащен импульсным доплеровским радаром PS-05/A, работающего в частотном диапазоне 8-10 ГГц. Излучаемая мощность радара 1 кВт с возможностью обнаружения целей до 120 км. Радар может автоматически отслеживающий несколько целей в верхней и нижней полусфере, на земле, на воде и в воздухе, и в любых погодных условиях. Она также может одновременно наводить до 4 ракет класса «воздух-воздух» на 4 различные цели.

Радиоэлектронная аппаратура характеризуется высокой степенью интеграции и автоматизации многих функций, Позволяя самолету вести боевые действия в любых погодных условиях, днем и ночью.

Вооружение JAS-39

Основное вооружение 27-мм авиационная пушка Mauser BK27 со скорострельностью от 1100 до 1700 выстрелов в минуту с запасом 120 патронов (отсутствует в двухместной модели JAS 39B). JAS-39 имеет 8 точек подвески и способен нести боевую нагрузку общим весом 4200 кг. Экспортная же версия JAS-39NG имеет 10 точек подвески. Грузоподъемность в этой версии увеличена до 5200 кг. В классе ракет «воздух-воздух» способен нести до 6 ракет типа AIM-9 Sidewinder или до 4 ракет AIM-120 AMRAAM. В классе «воздух-поверхност», самолет способен нести до 4 ракет AGM-65 Maverick или же до 2 ракет дальней дальности TAURUS KEPD 350/150, предназначенных для поражения высокозащищенных целей. Также JAS-39 способен нести до двух противокорабельных ракет RBS-15, разработанных шведской фирмой SAAB Bofors Dynamics.

Бомбовое вооружение включает в себя до 4 управляемых бомб с лазерным наведением GBU-12 PAVEWAY II или же до 8 бомб без лазерного наведения Mark 82. Также способен нести и кассетные бомбы.

Grippen состоит на вооружении следующих стран: Швеция, Венгрия с 2006 года, Великобритания, Чехия, Таиланд, ЮАР с 2007 года

Технические и тактические данные:

Производитель: SAAB / BAE Systems (Швеция / Великобритания)

История: разработка началась в 1982 году, первый полет в 9 декабря1987 года, последние летные испытания завершены в декабре 1996 года. С 1997 года начал поступать в ВВС Швеции

Размеры: длина 14,1 метра, высота 4,5 метра,

Размах крыльев : 8,4 метра,

Вес пустого : 5700 кг

Максимальная взлетная масса :14000 кг.

Силовая установка: реактивный двигатель Volvo Aero RM 12 с тягой 80 кН.

Тяга: 54 кН

Тяга на форсаже: 80,5 кН

Максимальная скорость : 2 Маха (2400 километров в час)

Скороподъемность : 4700 метров в минуту

Перегоночная дальность : 3200 км. (с подвесными баками)

Боевой радиус : 800 км.

Максимальный потолок : 15452 метра

Экипаж: стандартно о дин пилот, но есть также двухместная версия (JAS-39B).

Главное оружие многоцелевого истребителя «Грипен» - адекватность его создателей. Искусство отсекать заведомо невыполнимые требования, сосредоточившись на реальных задачах и возможностях.

Согласно общепринятой теории, за 4-ым поколением истребительной авиации должно последовать «пятое» с прописанным набором определённых качеств. Малозаметность. Крейсерский сверхзвук. БРЭО нового образца. При сохранении высокой маневренности, свойственной поколению 4.

Единственно возможной компоновкой для такого самолета была признана компоновка «Раптора» с трапециевидным крылом и двухкилевым V-образным оперением. Все остальное - интерпретации этой схемы. Одно решение, дающее два верных ответа:

1. удовлетворение требований технологии «стелс» за счет параллельности кромок трапециевидного крыла и снижения ЭПР в боковой проекции благодаря развалу килей;

2. сохранение высокой маневренности за счет четырёхвихревой аэродинамики. Первичные вихри, образованные наплывами крыла, взаимодействуют с V-образными килями, что позволяет сохранять управление при любых углах атаки.

Впервые данная идея, взятая за основу при создании 5-го поколения, была реализована на истребителе F/A-18 «Хорнет»

Так должен выглядеть истребитель пятого поколения. Но конструкторы фирмы SAAB имеют собственное мнение по данному вопросу. По мнению шведов, установленный набор характеристик для «пятого поколения», как и его технические особенности, всего лишь способы достижения цели. Какова же главная задача современного истребителя? Выжить над полем боя!

Скрываться в надежде остаться незамеченным для противника, по мнению шведов, не самый эффективный вариант. При создании истребителя «Грипен E» во главу угла был поставлен комплексный параметр “выживаемость” (surviveability), сочетающий ситуационную осведомленность пилота с возможностью противодействия различным угрозам.

Первым обнаружить опасность. Обойти засаду. Вовремя применить отстреливаемые ловушки. Сбить с толку противника. “Подавить” активными помехами головки самонаведения ракет. В идеале применить оружие с максимальной дистанции, без необходимости сближения с целью.

Смелая теория основана на новинках европейского военпрома. Шведские ВВС первыми приняли на вооружение УРВВ большой дальности MBDA Meteor . Благодаря применению маршевого ПВРД Meteor в 3-6 раз превосходит по энергетике другие ракеты класса “воздух-воздух”. При этом, в отличие от французских “Рафалей”, шведские “Грипены” используют более совершенную модификацию Meteor с двусторонним каналом обмена данными.

Оружие ближнего боя - ракета IRIS-T . Высокая чувствительность ГСН и возможность выполнения маневров с 60-кратной перегрузкой позволяет осуществлять перехват малоразмерных целей, в т.ч. выпущенных противником ЗУР и УРВВ.

Новая модификация “Грипен Е” (или “Грипен NG”), по мнению разработчиков, обеспечивает ситуационную осведомленность на уровне истребителей 5-го поколения за счет применения ключевых компонентов:

Радиолокатора ES-05 RAVAN с АФАР, обеспечивающего пилоту больший угол обзора;
- всеракурсной электронно-оптической системы обнаружения Skyward-G, работающей в тепловом диапазоне. Европейский аналог системы AN/AAQ-37, устанавливаемой на истребители Ф-35;
- сетецентрической системы обмена данными, позволяющей пилотам “Грипенов” контролировать состояние других самолетов их боевой группы (статус оружия, количество топлива, предупреждение об обнаруженных угрозах, распределение целей в бою).

А также:
- всеракурсная система предупреждения об облучении и постановки активных помех (РЭБ);
- увеличенный на 40% запас топлива;
- 10 точек для подвески вооружения и подвесных контейнеров с разведывательным и прицельным оборудованием.

Все это позволяет “Грипенам Е” в полной мере оправдать свое обозначение JAS (истребитель-ударный-разведчик).

По мнению шведов, «Грипены» новой модификации способны создать значительно большие проблемы для противника, чем многоцелевые истребители четвертого поколения . А значит, они - новый виток в эволюции истребительной авиации.

Первое — это концепция “выживаемости”.

Второе — боевой самолет должен регулярно подниматься в небо, позволяя пилотам оттачивать свои навыки и мастерство. Здесь JAS-39E продолжает традиции семейства “Грипенов”, получивших репутацию самых простых и дешевых в эксплуатации среди истребителей четвертого поколения.

По данным справочника Janes за 2012 год, стоимость одного часа полета JAS-39C составляла 4700 долл., вдвое ниже, чем у ближайшего конкурента - однодвигательного F-16.

Среди других рекордов маленького “Грипена”: за тридцать лет эксплуатации он угробил одного человека. Шведский истребитель имеет самый низкий уровень аварийности среди ровесников.

Теперь поговорим о его недостатках.

Шведы не смогли создать собственный двигатель. «Вольво» RM-12 - лицензионная копия “Дженерал Электрик” F404, созданного для истребителя F/A-18 “Хорнет” и бомбардировщика F-117.

“Грипен Е” также использует двигатель американского производства F414, модификации GE-39-E. Несмотря на схожее обозначение, F414 считается новой разработкой на основе двигателя YF-120, создававшегося для истребителя пятого поколения YF-23 (соперника YF-22 “Раптор”).

По сравнению с предшественником (F404), степень повышения давления в компрессоре F414 увеличена с 25 до 30, тяга двигателя возросла на 30%. В целом, специалисты уважительно относятся к семейству F404/F414, подчеркивая их достаточно высокие характеристики и конструктивное совершенство. Последний развивает в бесфорсажном режиме тягу около 6 тонн (на форсаже - все 10), при собственной массе двигателя около 1 тонны. Четверть века назад таких показателей не имел никто. А по соотношению удельной тяги к расходу воздуха он и сегодня является абсолютным мировым рекордсменом (расход воздуха на форсаже 77 кг/с).

Очевидно, шведы не видят проблемы в использовании американских силовых установок. Санкции и эмбарго им не грозят. В остальном - это лучшие из представленных на мировом рынке двигателей для боевых самолетов.

На мой взгляд, единственной реальной проблемой является низкая тяговооруженность “Грипена”. В самой однодвигательной компоновке проблемы нет, если имеется достаточно мощный и тяговитый двигатель.

К сожалению для шведов, F404/F414 недостаточно тяговит для работы по одиночке. Неслучайно многоцелевые палубные “Хорнет”/”СуперХорнет”, считающиеся истребителям легкого класса, имеют двухдвигательную компоновку.

В варианте истребителя-перехватчика, при боевой массе 9-10 тонн (соответствующей 40% остатку топлива и 4-6 УРВВ), шведский “Грипен” имеет значение тяговооруженности менее 0,9. Не спасает даже малая масса самого самолета (на три тонны легче Ф-16), т.к. однодвигательный “Сокол” оснащается двигателями иного порядка (его F100 выдает на форсаже 13 тонн при сухой массе 1,7 тонны).


ИСТРЕБИТЕЛЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ JAS 39 GRIPEN Е (ШВЕЦИЯ)

FIGHTER OF NEW GENERATION JAS 39 GRIPEN E (SWEDEN)

22.03.2017


По сообщению швейцарского ресурса «psk.blog.24heures.ch», шведская компания Saab AB готова поднять в воздух первых экземпляр новой модификации своего истребителя JAS-39E Gripen NG во втором квартале текущего года. Предсерийный самолет относится к стандарту 39-8, при этом он продолжает наземные испытания. Saab подтверждает свое намерение приступить к серийным поставкам нового самолета уже в 2019 году.
Испытания на земле (рулежка) истребителя Gripen JAS-39E (бортовой номер 39-8), выкаченного на заводе Saab AB в Линчёпинге 18 мая 2016 года, были начаты там декабре 2016 года. Saab проводит испытания программного обеспечения перед первым полетом. Борт 39-8 находится на финальной стадии наземных испытаний. Второй летный прототип Gripen E (бортовой номер 39-09), который предназначен для отработки систем вооружения, поступил в цех окончательной сборки. Третий летный прототип Gripen E (бортовой номер 39-10), который должен в 2018 году стать машиной в серийной конфигурации, пока находится на ранних стадиях сборки.
По заявлению Saab, в модификации Gripen JAS-39E используется архитектура приложений, и это успешный опыт. Этот подход позволяет вносить изменения в программное обеспечение в очень короткие сроки. В предыдущих модификациях истребителя эта работа могла занимать недели и даже месяцы. Эксплуатант самолета может оперативно вносить изменения в программный код самолета, при этом, в отличие от F-35, у него будет возможность контролировать приложения и скачивание обновлений.
В то же время модификация Gripen M для Бразилии пока находится на стадии разработки концепта, причем совместно с бразильскими специалистами.
К настоящему времени ВВС Швеции заказали 60 одноместных истребителей JAS-39E (и еще 10 в опционе), которые должны быть поставлены с 2019 по 2026 годы, полностью заменив нынешний шведский парк из примерно 100 истребителей JAS-39C/D. Кроме того, 28 одноместных JAS-39E и восемь двухместных JAS-39F заказаны Бразилией, которой должны быть поставлены в 2019-2024 годах (Бразилия также должна будет получить один специально изготовленный для нее прототип JAS-39E). Не снят с повестки дня и вопрос о возможности приобретения JAS-39E Швейцарией.
http://bmpd.livejournal.com

15.05.2017


Первый полет нового шведского истребителя Gripen E может состояться в июне, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на defense-aerospace.com (11 мая).
По заявлению компании, он может состояться до открытия Парижского авиасалона 19 июня. Стоимость разработки этой версии знаменитого боевого самолета оценивается в 2 млрд евро, в то время как только стоимость создания программного обеспечения Block 4 американского стелс-истребителя F-35 равна 4 млрд долл США. По некоторым оценкам, вся фаза НИОКР F-35 оценивается в более чем 50 млрд долл.
Первый полет «Грипен-Е» был запланирован на вторую половину 2015 года, затем был перенесен на конец 2016 года, сейчас — второй квартал 2017 года. Последняя задержка была вызвана решением, что нужно в полной мере протестировать программный интерфейс, авионику и датчики до первого полета. Интересно, что в программе «Грипен» занято даже несколько больше людей, что в офисе F-35 — чуть меньше 3000 против 2590. Эти цифры означают, что Швеция всеми силами стремится сохранить высококвалифицированный инженерный и управленческий персонал авиационной промышленности.
Военный Паритет

15.06.2017


Истребитель Gripen E, первая машина нового поколения шведской платформы JAS-39 Gripen, в четверг, 15 июня, совершил первый полет. Об этом сообщает шведская компания SAAB.
Истребитель нового поколения взлетел с аэродрома в Линчепинге. Полет прошел успешно.
Впервые Gripen E был представлен публике в мае 2016 года.
От предыдущих вариантов обновленный Gripen отличается более мощным двигателем F414G американского производства, радаром Raven ES-05 с активной фазированной антенной решеткой, большим запасом топлива и весом боевой нагрузки. Цена истребителя превышает сто миллионов долларов за единицу.
Новая машина была создана в рамках программы Gripen-NG (Next Generation), в ходе которой разрабатываются одно- и двухместный варианты. Двухместный истребитель Gripen-F можно будет использовать для подготовки пилотов, кроме того, он будет отличаться повышенными возможностями по управлению боем, ведению РЭБ и других специальных видов боевых действий.
Лента.ру

11.07.2017
Швеция не предложит Бельгии свои истребители Saab Gripen E, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на defensenews.com (10 июля).
В уведомлении от министерства обороны Швеции говорится, что правительство не готово предоставить «оперативную поддержку», необходимую правительству Бельгии, которое ищет возможности купить 34 новых истребителя для замены парка из 54 F-16. «Это потребует политического мандата и решения по внешней политике, которых сейчас нет, поэтому мы предпочитаем не давать ответ на бельгийский запрос», говорится в документе.
Это решение является ударом по оборонной компании Saab, которая в этом году надеялась предложить ВВС Бельгии свой истребитель. В борьбе за бельгийский заказ сразятся Lockheed Martin F-35, Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Наиболее вероятным победителем эксперты называют американский F-35.
Военный Паритет

Шведская компания Saab 18 мая 2016 года провела презентацию первого летного образца истребителя семейства Gripen нового поколения - Gripen-E. Мероприятие состоялось на официальной церемонии на предприятии Saab в шведском Линчёпинге. Боевой самолет JAS-39E получил бортовой номер «39-8».

Когда именно состоится первый полет самолета, пока неизвестно. В общей сложности в программе летных испытаний Gripen нового поколения будут участвовать три самолета, представляющие основные версии истребителя для ВВС Швеции и Бразилии. Предположительно, истребитель, сборка которого в феврале текущего года, поднимется в воздух летом.

Разработка нового самолета ведется с применением решений и технологий, использованных при создании демонстратора технологий Gripen-NG. В этом самолете установлены усовершенствованные американские двигатели F414G, радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой Raven ES-05, топливные баки увеличенного объема.


Благодаря доработкам топливной системы и силовых установок увеличились максимальная взлетная масса самолета и его дальность полета по сравнению с Gripen предыдущего поколения. Боевой самолет оснащен двумя дополнительными точками и подвески и может нести бо льшую по сравнению с обычным Gripen боевую нагрузку.

JAS-39E оснащен электродистанционной системой управления, новым оборудованием связи, позволяющим поддерживать ему связь с другими боевыми самолетами, наземными отрядами и кораблями, инфракрасной поисково-следящей системой и новым оборудованием радиоэлектронной борьбы. Последнее может использоваться для обнаружения ракет «воздух-воздух» и глушения радаров противника.

По данным Saab, на Gripe E установлены и новые системы самозащиты, включая системы предупреждения о радиолокационном облучении и предупреждения о приближении ракеты. Наконец, в шведской компании утверждают, что в состав вооружения истребителя могут быть интегрированы практически любые из существующих сегодня ракет и бомб.


В ходе презентации шведы представили боевой самолет как «сетецентрический истребитель», способный обмениваться по большинству каналов связи любым типом информации, включая текст, видео и различные изображения. Бортовое оборудование позволяет самолету действовать в любых погодных условиях днем и ночью.

Длина JAS-39E составляет 15,2 метра, размах крыла - 8,6 метра, а максимальная взлетная масса - 16,5 тонны. Двигатели самолета способны выдавать максимальную тягу в 98 килоньютонов. Gripen E может развивать скорость до двух чисел Маха (2,5 тысячи километров в час) и способен на крейсерский сверхзвуковой полет. Боевой самолет оснащен десятью точками подвески.

Gripen E - условное название для истребителей нового поколения. Saab будет выпускать две версии боевого самолета - одноместную JAS-39E и двухместную JAS-39F. Семейство Gripen появилось во второй половине 1980-х годов и сегодня представлено одноместными вариантами Gripen-A/C и двухместными Gripen-B/D.

Самолет такого типа максимальной взлетной массой 14 тонн способен развивать скорость до 2,2 тысячи километров в час, а его боевой радиус составляет около 800 километров. Истребитель вооружен 27-миллиметровой авиационной пушкой с боезапасом на 120 выстрелов и восемью точками подвески для ракет и бомб общей массой 5,3 тонны.