Роль проектной деятельности учреждений культуры. Управление проектами как инструмент развития организационной культуры

Управление деятельностью организации есть управление тремя основополагающими процессами: функционированием, воспроизводством и развитием. Проекты организаций являются выражением процесса их развития.

Важно запомнить!

Если процесс воспроизводства в сфере культуры означает воспроизводство и трансляцию во внешнюю среду образцов культуры, этических и эстетических норм, культурных ценностей, то процесс развития - это производство новых ценностей.

Проекты имеют принципиально инновационный характер и призваны модернизировать как внутреннюю среду организации, так и внешнюю. Проект есть реакция на изменение внешней среды и способ влияния на эту среду, способ преобразования действительности средствами культуры. Будучи открытой системой, организация с помощью проекта решает проблемы надсистемы - местной социокультурной среды - и попутно решает проблему собственную. Проекты открывают для организации возможность взаимодействия с этой средой, и именно поэтому проектная деятельность перспективна с точки зрения установления партнерских отношений с другими субъектами, оказывающими формирующее влияние на культурную среду, - с организациями культуры, образования, с властью, бизнесом, религиозными организациями и др. Чем большее количество партнеров собирает проект, тем более весомой оказывается его ресурсная база - и тем более весомым может оказаться его значимость для развития территории.

Успех проекта предопределяется прежде всего его целью , при этом она должна быть:

четко сформулирована;

реально достижима с помощью имеющихся ресурсов;

соответствовать направлению деятельности организации.

За формулируемой целью стоит некий образ будущего, которое проектировщики стремятся создать с помощью проекта. Если этот образ своими масштабами явно не соотносится с имеющимися в распоряжении ресурсами, то такой проект оказывается на деле "прожектом", т.е. чем-то неосуществимым. Для того чтобы проверить, удачно ли сформулирована цель проекта, существует несколько проверочных моментов:

представить систему доказательств того, что предложенный проект ведет к достижению цели (доказательства должны опираться на индикаторы);

убедиться, что цель лежит в области надсистемы (в социокультурной среде);

убедиться, что цель (в отличие от задачи) не может быть достигнута к какой-то определенной дате.

Для достижения цели должны быть определены задачи. Одни из них представляют собой цепочку последовательных действий, которые вытекают одно из другого, другие могут решаться параллельно, т.е. в одно и то же время. Это, как правило, действия, направленные на установление связей с общественностью, реклама, работа с сайтом и социальными сетями в Интернете и др.

Проектировщик должен не только знать, какими материальными и нематериальными ресурсами он располагает, но и хорошо представлять себе, как заставить их работать наиболее производительно. К сожалению, отнюдь не редкость, когда имеющиеся или возникающие новые ресурсы используются необдуманно, нерационально. Например, директор музея решает потратить вдруг появившиеся деньги (от спонсора) на мощные суперсовременные компьютеры. Компьютеры покупают, а йогом заказывают мультимедийную программу для имеющейся экспозиции. В результате оказывается, что для данной программы такие мощные дорогие компьютеры не нужны, можно было обойтись техникой гораздо более дешевой.

На заметку

Во всем мире покупают технику под существующую программу, а не заказывают программу под имеющуюся технику. Неосмотрительность руководителя ведет организацию, существующую в режиме жесткой экономии, к еще большим тратам.

Результат , достигнутый по осуществлению проекта, должен быть долговременным и открывать перспективу для дальнейшей деятельности организации в этом направлении, открывать путь новым проектам.

Проект имеет четкие временные рамки. Все этапы проекта рассчитываются по срокам и служат выполнению последовательных задач. Полный цикл проекта имеет четыре фазы: замысел - планирование - реализация - завершение.

Редко какой проект может претендовать на абсолютную новизну, или инновационность. Инновационным проект может быть относительно местной культурной среды, относительно данной организации. Реализация проекта всегда представляет собой определенный риск - любой проект, даже самый нужный и интересный, может провалиться по разным причинам, но главным образом потому, что его организаторы действуют в условиях неопределенности, не имея, в силу новизны предприятия, проложенных путей, алгоритма действий. Степень риска прямо пропорциональна инновационности (уникальности) проекта. Новизна может быть не только в абсолютной новизне идеи, но и в характере ее интерпретации. Здесь на первый план выходит творческий замысел, умение видеть новое в привычном, умение разглядеть проблему.

Проект имеет социальный контекст , адресность, он к кому-то обращен: к властям, потенциальным благотворителям, спонсорам, к определенной социальной группе. Любой культурный проект решает определенную социальную задачу, проблему. Решая проблему социокультурной среды, проект решает и более узкую проблему своего учреждения.

Основа социокультурного проектирования - это непосредственное участие в нем той части социума, кому адресован проект, для кого он создается. Специалисты в этой области подчеркивают большое значение такого фактора, как ожидания аудитории. Па всех стадиях осуществления проекта, начиная от его замысла, необходимо обязательное обсуждение проекта с аудиторией. Нужно выяснить, "чего хотят люди, как они сами готовы участвовать в этом и какую ответственность они готовы взять за то, что мы, профессионалы, для них готовы сделать" . По меткому сравнению Н. А. Никишина, "это проектирование паровозов при участии машиниста" .

Коммуникация с социокультурной средой и установление партнерских связей с ее субъектами решает следующие задачи:

доставка информации о проекте;

сбор информации для проекта (для его создания и осуществления);

продвижение проекта;

аккумуляция ресурсов.

Адаптивность - способность встраиваться в заданную среду, в ее контекст. Игнорировать местные факторы, тенденции, течения нельзя. Адаптивность к местной среде - это также способ найти каналы возможного финансирования проекта.

В стадии реализации проекта необходимо осуществлять контроль : что в действительности мы делаем (как это соотносится с целью и задачами проекта), в какую сторону отклонились от заданного пути? Существует опасность перерождения проекта, поэтому его осуществление требует постоянной самопроверки. Может оказаться, что требуется откорректировать какие-то задачи, уточнить цели. В фазе завершения проекта необходимо проанализировать допущенные ошибки и разрешить проблемы, связанные с функционированием проекта.

Информационное обеспечение. Все фазы развития проекта требуют постоянной информационной поддержки, которая создается с помощью местных СМИ, социальных сетей в Интернете, интернет-сайта организации. Важно обратить внимание на то, чтобы виртуальная "реализация" проекта не перевесила его подлинное действие.

На заметку

Информационное присутствие в интернет-сообществах второго и третьего поколения (технологии web 2.0 и web 3.0) позволяет избежать значительных затрат на рекламу культурного проекта, коммуникацию с общественностью, потенциальными партнерами, волонтерами и т.д.

К названным интернст-сообществам относятся отечественные vkontakte.ru, odnoklassniki.ru, moikrug.ru, международные facebook.com, myspace.com и др. Социальная сеть imhonet.ru предоставляет навигацию по культурным событиям и рекомендации книг, кино, спектаклей, выставок, радиопередач на основе принципа коллаборативной фильтрации. Бесплатные фотохостинги netprint.ru, fotki.yandex.ru, picasaweb.google.com и др. позволяют публиковать, сохранять и совместно использовать неограниченные объемы цифрового фотоматериала. Бесплатные видеохостинги youtube.com, video. google.com, video.yandex.ru, rutube.ru дают возможность разметать на них видеосюжеты, создавать собственные каналы вещания, организовывать подписку, включать публикуемое видео в системы глобального поиска.

Команда проекта. Для воплощения проекта в жизнь больше всего подходят творческие группы, обладающие достаточной свободой действий, не связанные постоянными служебными обязанностями в структуре организации. Это могут быть временные коллективы, волонтерские группы, в объединении которых большую роль играют неформализованные отношения. Они мобильны, хорошо ориентируются в течениях местной культурной среды. Эти качества позволяют часто достичь результата, превосходящего результат деятельности целой организации.

Оценка эффективности проекта. В социокультурных проектах качественные показатели (например, рост гражданского самосознания, духовное обогащение, воспитание патриотизма) в отличие от количественных (количество мероприятий, количество посетителей) не поддаются непосредственному измерению. Тем не менее существует настоятельная потребность представить их в качестве аргументов и доказательств результативности проекта его партнерам, спонсорам, местным властям. В определенной степени качественные результаты проекта отражаются в общественном мнении, которое можно выявить с помощью социологических опросов, интервью фокус-групп, анализа публикаций СМИ, отзывов профессиональных критиков.

Убедительным доказательством эффективности культурного проекта является повышение экономических показателей территории, связанное с привлечением внимания к проекту со стороны туристов. Эти показатели вполне можно подсчитать в денежном эквиваленте.

"Проект рождает проект". Успешный проект привносит в организацию новые ресурсы, стимулирует ее развитие, открывает возможность новых инициатив. Неслучайно среди культурных проектировщиков родился слоган "Проект рождает проект". Если такое действительно происходит, значит данный проект был шагом вперед по осуществлению стратегической программы организации по воплощению в жизнь ее миссии.

В социокультурном проектировании успешно применяется так называемый деятелъностно -средовой подход. Деятельностно-средовой подход - это комплекс методических установок, позволяющий учреждению культуры выйти "за пределы собственных стен" и более эффективно реализовать свою миссию, одновременно помогая местному сообществу решать хозяйственные, экономические, воспитательные и другие насущные проблемы.

Деятельностно-средовой подход - это инструмент усовершенствования культурной среды, основанный на ее целостном восприятии, позволяющий преодолеть узковедомственный и узкопрофессиональный подходы к ее проблемам и соорганизовать усилия учреждений культуры, городских властей, горожан и внешних экспертов. Концепция деятельностно-средового подхода была предложена, теоретически осмыслена и практически опробована известным экспертом по городской среде, исследователем проектного творчества В. Л. Глазычевым. Его социальные эксперименты конца 1980- 1990-х гг. позволили вывести ряд принципов, большинство из которых применимы к практике социокультурных проектов учреждений культуры:

мобилизация людского потенциала;

выявление "агентов развития";

объемлющие программы при снижении уровня принятия решений до самого основания городского сообщества;

расширение и углубление роли "планировщиков";

восстановление локальной экономической силы;

формирование сетей связей.

  • Щербакова Л. Л. Из истории музейного проектирования в России // Музейное проектирование. М., 2009. С. 236.
  • Никишин Николай Алексеевич - заведующий лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии, Москва.


Жизнь культуры своим непостоянством напоминает поверхность моря. Волнение возникает внезапно, и полный штиль сменяется чередой бегущих барашков, которые появляются и исчезают буквально на глазах. Волны гаснут быстро, но именно они формируют образ моря и создают иллюзию движения. В культуре волны называют проектами, то есть брошенными вперед.

Проекты возвышаются над поверхностью культурного моря и потому заметны каждому. Более того, они и придумываются затем, чтобы привлечь внимание, заявить о себе. Откуда берется эта врожденная демонстративность? Суть дела состоит в том, что культурная практика складывается отнюдь не из одних проектов, и не им отводится главное место в государственной культурной политике.

В поле зрения органов управления находится, прежде всего, рутинный процесс культурного производства. Он включает ежедневную текущую работу учреждений культуры и складывается из повторяющихся в определенной последовательности операций: охрана и реставрация памятников, формирование музейных собраний и библиотечных фондов, музейно-экскурсионное обслуживание посетителей, прокат концертов и спектаклей и т.п.
Здесь и открывается простор для всевозможных инструкций, нормативов, форм описания и отчетности. Процесс деятельности учреждений культуры состоит из набора заранее известных процедур и поддается администрированию. Поэтому

ПРОЕКТ В КУЛЬТУРЕ ЯВЛЯЕТСЯ АНТИПОДОМ РУТИННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Из оппозиции проект - рутинная деятельность проистекает "революционная" сущность проектов. Они ломают установившийся порядок вещей, давно сложившиеся и освященные традицией процедуры культурной деятельности. Без волн-проектов море культуры превратилось бы в стоячее болото.

Жизнь культурных инициатив и проектов коротка, но именно они отвечают за модернизацию и развитие.

Под определенным углом зрения собственно культурой следует считать только то, что находится на острие, постоянно рождается, а не преподносится в готовом виде. Проекты принадлежат культуре производящей, а не культуре воспроизводящей образцы, нормы, ценности, а, следовательно, стереотипы и стандарты. В любом случае

ПРОЕКТЫ – ЭТО РАСТУЩИЙ СЛОЙ КЛЕТОК КУЛЬТУРЫ.


Если рутинная деятельность фиксирует нижнюю границу проектного слоя культуры, то за пределами верхней границы мы встречаемся с тем, что обозначается словом прожекты. В русском языке не случайно закрепилась антитеза проекты-прожекты. Прожекты - это как бы пародии на проекты, они сохранили форму своих прототипов, но утратили связь с реальностью или заведомо пренебрегли ею. Тем самым прожекты оказались лишенными основания, а точнее обоснования. Итак,

ПРОЕКТ – ЭТО НЕЧТО НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ, НО НЕ НЕСБЫТОЧНОЕ.


Необходимость указанных ограничений продиктована тем, что сегодня само понятие "проект" стало предельно размытым. В угоду моде проектом называют любое телодвижение в культуре, что превратило понятие в подобие товарной марки. Хочешь выгодно продать вещь, – назови ее проектом.

Сетовать по поводу неграмотного употребления понятия вряд ли разумно. В постоянно меняющемся мире, где изменения остались единственной константой, колоссально вырос спрос именно на проекты. Таким образом,

ПРОЕКТ ЕСТЬ РЕАКЦИЯ КУЛЬТУРЫ НА ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.


Понятие "проект", еще недавно подразумевавшее фиксацию основных идей, средств и плана деятельности, заметно расширилось. Дистанция между культурным проектом и его реализацией предельно сократилась, а в ряде случаев вообще исчезла. Проектные начала проникли в саму деятельность, и их слиянию в немалой степени способствовала эфемерная, бумажная, нематериальная природа культурного продукта.

Культура бесцеремонно отняла у техники и сферы производства слово, прежде ассоциировавшееся с точными расчетами. Свою лепту в эту "кражу конца века" внесли и СМИ, упорно именующие проектами любой новый творческий продукт, и шоу-бизнес, выставляющий в качестве проектов готовящиеся в глубокой тайне эстрадные программы, и художники, обретшие, наконец, универсальное определение для своей деятельности в сфере современного искусства. Надо смириться и признать, что

ПРОЕКТ СТАЛ СПОСОБОМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ АВТОРА.


Слово переиначили, наделили новыми смыслами, но врожденные признаки проекта остались почти неприкосновенными. Именно они внесли элементы порядка в изначальный хаос свободной, то есть нестандартизированной сферы культурной практики.
К признакам проекта, отличающим его от рутинной деятельности и прожектов, относятся:
  • целенаправленность
  • целостность
  • ограниченность во времени
  • инновационность
  • коммуникативность
  • адаптированность к внешним условиям
Тем, кто всерьез собирается заняться составлением проектов, полезно было бы начать с чтения "Сказки о царе Салтане", представляющей собой, помимо прочего, великолепное пособие по проектированию. Уже в первых строках пушкинской сказки каждая из трех сестер в невинном разговоре за прялкой представила свой проектный замысел.

"Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, – Первый проект
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир".

– "Кабы я была царица, –
Говорит её сестрица, – Второй проект
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".

– "Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, – Третий проект
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".

Зная события, последовавшие за неосторожно высказанными вслух мыслями, мы можем сделать ряд выводов, касающихся характера постановки цели в проектах.

Первый : цель должна стоить того, чтобы к ней стремиться.

Второй : определение цели является предпосылкой успеха, но не гарантирует его.

Третий : успех зависит от способа достижения цели.

Четвертый : цель должна соотноситься с направлением деятельности и потенциалом, то есть быть реальной.

Пятый : цель и этапы ее осуществления должны быть выстроены в определенной последовательности.

Шестой : достигаемый, в конечном счете, результат должен быть способен развиваться самостоятельно и порождать новые типы деятельности.

Цель у всех сестер была одна – стать царицей, но старшие предложили проекты затратные, нереальные, не имеющие перспектив и, главное, - никак не соотнесенные с целью.

Фантазия сестер-неудачниц не шла дальше обыденных домашних занятий, пусть и приобретших гипертрофированные размеры в соответствии с их представлениями о царской жизни. Естественно, Салтан, выступивший в роли эксперта, определил этих девиц к станку и на кухню.

Напротив, младшая сестра сумела поставить цель реальную, позволяющую неженатому Салтану решить свои проблемы и непосредственно связанную с царским бракосочетанием.
Все проекты похожи на лестницу, но это лестница приставная, где нельзя перепрыгивать через ступеньки. Венчание – честной пир – кровать слоновой кости – зачатие – рождение богатыря.

ПРОЕКТ ВСЕГДА СИСТЕМЕН И СОСТОИТ ИЗ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.


В нашем примере царь Салтан и не заметил, как сам стал составной частью проекта. Вот почему его отъезд на войну повлек за собой далеко идущие последствия и едва не поставил под вопрос осуществление задуманного.

Фактор ограничения во времени важен не только сам по себе. Он является показателем планируемости работы по осуществлению проекта, дает возможность реализовывать его поэтапно и просчитать сроки "грядущих родин". Изготовление "полотна на весь мир", напротив, представляло собой рутинную деятельность в чистом виде. "Пир на весь мир" имел временные границы, но был не более чем одноразовой акцией, после которой, рано или поздно, все снова бы проголодались.

Настоящий проект, хотя и является ответом на внешний запрос, может считаться относительно независимым и самодостаточным, по крайней мере, на стадии реализации.

Инновационность и неповторимость, казалось бы, относятся к бесспорным характеристикам проектной деятельности. В действительности все обстоит сложнее, поскольку степень инновационности бывает разной. Проект может быть новым для данной сферы, данного региона, данной организации, или новым вообще, то есть уникальным. Факт рождения сына в законном браке не представлял собой ничего необычного, а вот появление на свет наследника престола, да к тому же богатыря, содержало ярко выраженный элемент инновационности. На что и купился царь Салтан.

Новизну проекта всегда можно подвергнуть сомнению. Именно этим и занялись позднее родственники князя Гвидона по материнской линии, высмеивавшие смелые начинания на пустынном прежде острове:

"Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызёт…"


Или:

"Кто нас этим удивит?

Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!"

Иными словами, очень многое при определении степени инновационности зависит от интерпретации проектной идеи. К тому же,

ЧЕМ НЕОРДИНАРНЕЕ ПРОЕКТ, ТЕМ БОЛЬШЕ СТЕПЕНЬ РИСКА.


Поэтому, куда важнее новизны творческий характер замысла. Проектная деятельность пронизана творчеством. Увидеть проблему - искусство, красиво выразить ее словами - тоже искусство, а если еще сформулировать решение проблемы - проект появится на свет сам собой.

Как уже говорилось, проект всегда к кому-то обращен: к руководству, властям, общественности, благотворительным фондам. Эта врожденная коммуникативность объясняется постоянно возрастающим значением внешних факторов и непрерывно усложняющимся социальным контекстом проектирования.

Времена, когда творец создавал нетленные ценности в башне из слоновой кости, давно миновали. Поэтому даже самый некоммерческий проект создается как бы на продажу. На лбу у любой проектной инициативы прямо под сияющей звездой написано:

РЕШИВ ВАШИ ПРОБЛЕМЫ, Я РЕШУ И СВОИ.


Отсюда проистекает важность для проектов техники коммуникации и партнерских технологий. Подстрелив "злого коршуна", будущий князь Гвидон кардинальным образом решил для себя проблему обустройства на необитаемом острове. Однако главная его цель – воссоединение семьи – вряд ли была бы достигнута, если бы не корабельщики (доставка информации и продвижение проекта), царевна-Лебедь (главный ресурс и средства реализации) и даже ткачиха с поварихой (сбор и распространение информации о мировом опыте).

Коль скоро главные предпосылки успеха лежат во внешней среде, проект вынужден к ней приспосабливаться. Адаптивность предполагает умение вписываться в определенные рамки, встраиваться в заданный контекст. Самый блестящий проект, игнорирующий это условие, обречен, а его автор наверняка попадет пальцем в небо.

Рамки – это ни что иное, как современные тенденции в развитии общества, обуславливающие, в свою очередь, эволюцию культурных запросов. Становление рынка, развитие гражданского общества, формирование единого информационного пространства – все это не только рамки, но и каналы возможного финансирования проектов.

Князь Гвидон тоже старался привлечь внимание Салтана, действуя поочередно в сферах: градостроительства ("новый город со дворцом"), финансовой политике (белка с золотыми орешками), обороны ("тридцать витязей прекрасных"). Преуспел наш герой, однако, лишь благодаря удачному выбору невесты.

Проектам на роду написана короткая, но славная жизнь. Обычно выделяют четыре фазы полного проектного цикла:

  • замысел
  • планирование и оформление
  • реализация
  • завершение.
Конечно, не всем инициативам удается пройти весь путь. Какие-то из них застревают на стадии эмбриона. Встречаются проекты-малолетки, проекты-подростки, с присущими им трудностями переходного возраста. Зрелые проекты часто забывают о своем происхождении, но есть и проекты-матки или метапроекты, порождающие массу себе подобных.

Управиться с разновеликими проектами не просто, и менеджер проекта – фигура на редкость несчастная. Ему надо управлять тем, чего еще нет, и действовать в обстановке непрерывных рисков и неопределенности. Мало того, по мере реализации проект утрачивает свои проектные качества, перестает быть самим собой.

Даже при наличии всех "проектных" признаков культурной инициативе не дано достигнуть четкости проекта технического. Менеджер работает в достаточно расплывчатом поле и имеет дело с постоянно "расползающимся" объектом. Поневоле ему приходится все время оглядываться по сторонам, чтобы понять, какую фазу жизненного цикла проходит "его подопечный".

Между тем, собрать воедино мысли и действия абсолютно необходимо. Вот почему культурные проекты уже в силу своей аморфной природы предназначены для внедрения информационных технологий.

ИНФОРМАЦИЯ ДАЕТ В РУКИ МЕНЕДЖЕРА ВЛАСТЬ.


Именно власти не хватает менеджеру проектов, поскольку он действует вне системы администрирования. С помощью информации можно управлять проектом, а можно управиться и даже расправиться с ним. Не случайно большая часть сказки о Царе Салтане посвящена усилиям героев, направленным на получение и распространение информации. Им приходится прибегать к разного рода ухищрениям, перехватывать гонца, подменять грамоты, превращаться в муху или комара – и все для того, чтобы войти во всемирную сеть коммуникаций, тогда именовавшуюся молвой.

Сегодня есть кому ответить: "Это чудо знаю я". Роль Царевны-Лебедь принимает на себя интернет, хотя вопрос: "Но, быть может, люди врут", - остается.

Область информационных технологий проектна на 90 процентов. Однако значение и роль их не одинаковы в различных культурных инициативах. Если оставить в стороне чисто информационные проекты от баз данных до произведений медиа искусства, то речь должна идти об информационной составляющей культурных инициатив.

Однако информационная составляющая не тождественна информационному сопровождению проектов и не сводится к проявлениям разного рода PR-активности. Подготовка проекта на современном уровне предполагает постоянную компьютерную рефлексию. Поэтому сегодня

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЕСТЬ СРЕДСТВО КОНКРЕТИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ ЗАГОТОВОК.


В культурных проектах эти технологии обеспечивают:
  • доступ к информации;
  • взаимодействие партнеров;
  • расширение базы проектирования;
  • создание новых ресурсов и т.д.
Но, прежде всего, компьютерное обеспечение означает создание пространства проектной коммуникации.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА СЛОЖНОСТИ ПРОЕКТА.


На стадии замысла или формулирования основной идеи особенно велика роль человека творческого, способного угадать проектную потребность, увидеть привычную ситуацию в новом свете, найти нужные слова и мысленно представить еще не существующее как реальность.

Но один ум хорошо, а два – лучше. Поэтому, при разработке проектной идеи, идеальным средством организации деятельности является создание общедоступного сайта. Он позволяет ориентироваться в проблемном поле, собрать и провести ревизию идей, бытующих в рамках определенного социума. Но есть и противоречие:

ИНФОРМАЦИЯ ФИКСИРУЕТ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ, А ПРОЕКТ – ТО, ЧЕГО ЕЩЕ НЕТ.


Уже на стадии планирования крайне желательно приступить к разработке компьютерной модели проекта. Компьютерный двойник появляется на свет вместе с самим проектом и должен отражать существенные стороны проектной работы.

Параллельный рост продолжается на стадии реализации, но здесь информационный двойник начинает жить уже самостоятельной жизнью. Он фиксирует результаты и как бы подтверждает значимость каждого проектного действия.

Компьютерный двойник (информационная составляющая) доступен не только участникам проекта. Он растет в полном смысле слова на глазах у заинтересованной части интернет-аудитории. У будущего потребителя возникает чувство сопричастности акту созидания нового культурного продукта. Впрочем, иногда речь может идти и о реальном участии.

Когда проект вступает в стадию реализации, не вредно задаться вопросами, то ли мы делаем и туда ли мы идем. Культурные проекты всегда нетипичны, и для того, чтобы проект незаметно не переродился, необходимо постоянно следить за его исполнением.

С этой целью осуществляется компьютерный мониторинг проекта, включающий контроль и оценку деятельности по его реализации. Информация, постоянно поступающая от всех участников проекта, порой разделенных большими расстояниями, собирается и анализируется менеджером. Анализ информации позволяет отслеживать движение проекта, прокладывать и корректировать проектный курс.

Завершение – очень ответственный момент в жизни проекта, поскольку закончить его гораздо труднее, чем начать. Все интересное, творческое осталось позади, хочется заняться новым делом, а надо доводить проект до ума и "вбивать последние гвозди".

Преодолеть проектную инерцию помогает перенесение деятельности по совершенствованию на будущее. В рамках поддержки проектов вполне найдется время для коррекции ошибок и разрешения проблем, связанных с функционированием проекта уже как факта культурной реальности.

Однако на выходе, благодаря компьютерной рефлексии проекта, мы получаем уже не один, а два культурных продукта – реальный и виртуальный.

Итак, особое место в жизни проекта принадлежит информационной составляющей. Она должна сопровождать все фазы его развития, но информационный двойник растет быстрее самого проекта и порой норовит стать кукушонком, выбрасывающим из гнезда "родных птенцов".

Важным в такой ситуации будет не то, чем является проект на самом деле, а то, как он представлен в информационных сетях. Виртуальная реализация культурных инициатив стала сегодня едва ли не главным искушением для авторов проектов.

На межпроектном уровне значение информационных технологий необычайно возрастает. Они обеспечивают дистанционный доступ к культурным ресурсам, позволяют осуществлять мониторинг социокультурной ситуации и, тем самым, содействуют расширению сферы культурного проектирования. Так формируется проектная политика, которую проводят на уровне регионов ресурсные центры, опирающиеся на авторитет и полномочия держателей информации.

Необходимость подобного внешнего или косвенного управления связана с тем, что очень часто проекты высасываются из пальца, выдумываются на пустом месте. На другом полюсе лежат инициативы, представляющие собой позиции годового плана учреждения. Они преподносятся под проектным соусом, но от этого суть дела не меняется.

НАСТОЯЩИЕ ПРОЕКТЫ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ СОЦИУМОМ.


Практика показала, что для проектной деятельности идеально приспособлены саморазвивающиеся структуры, не сопротивляющиеся воздействиям внешней среды, а эволюционирующие вместе с ней. Это могут быть творческие группы, временные коллективы, небольшие фирмы, объединения волонтеров, ассоциации и тому подобное. Этот неинституциональный слой культуры и является средой, порождающей огромное большинство проектов.

Сегодня, во многом благодаря информационным технологиям, одинаковый по ценности культурный продукт производится порой огромными организациями и крошечными группами единомышленников. Культурные инициативы вообще строятся на неиерархическом типе отношений между людьми. Недостающие ресурсы участники проекта черпают извне, выстраивая различные цепочки партнерских отношений.

Выгодно ли заниматься проектной деятельностью в культуре? Всякий руководитель знает, что ничего кроме головной боли и седых волос некоммерческий проект ему не сулит. И все-таки выход есть.

Если разумный проект грамотно реализован, то одним из его результатов будет создание новых ресурсов. Перефразируя известную пословицу можно сказать:

"ОДИН ПРОЕКТ – НЕ ПРОЕКТ, ДВА ПРОЕКТА – ПОЛПРОЕКТА,

ТРИ ПРОЕКТА – ПРОЕКТ".


Для того чтобы затраченные усилия не пропали даром, необходимо выйти на проектный режим и научиться в нем работать. Это значит последовательно идти от анализа ситуации к целям, от целей к задачам и стратегии, от стратегии – к планам осуществления.

Менеджер, занимающийся социокультурными проектами, - это не просто специалист, работающий в некой культурной институции, будь то библиотека, музей или галерея современного искусства. Это человек, создающий новые культурные смыслы, новые культурные практики и новые форматы образа жизни.

— Ольга Викторовна, кто такие «менеджеры в сфере культуры»?

— Это транспрофессионалы, работающие на границах разных дисциплинарных и профессиональных сфер, «сшивающие» проблемные разрывы, которые невозможно преодолеть исходя из узкопрофессиональной или отраслевой логики, за счет запуска новых технологий деятельности, новых социокультурных практик.

Несколько лет назад одна из первых выпускниц нашего факультета - Лена Михайлова - делала с коллегами выставку, которая называлась «Люди на границах». Мне очень нравится эта метафора: она хорошо отражает специфику деятельности менеджера в сфере культуры. Менеджер, занимающийся социокультурными проектами, - это не просто специалист, работающий в некой культурной институции, будь то библиотека, музей или галерея современного искусства. Это человек, создающий новые культурные смыслы, новые культурные практики, новые форматы образа жизни.

Как вы понимаете, когда мы говорим о «сфере культуры», речь идет совсем не об отрасли. Об этом, кстати, свидетельствует и состав наших слушателей, который кардинально изменился в последние годы. Большую долю слушателей сегодня составляют не представители бюджетной отрасли культуры, а практики, работающие в коммерческом и некоммерческом секторах, причем их число растет с каждым годом, а также те, кто рассматривает обучение на факультете как точку смены профессионального поля деятельности. Например, только половина из них имеет профильное образование в области культуры.

Если 10 лет назад факультет набирал специалистов из сферы культуры и «оснащал» их менеджерскими компетенциями для работы в новых условиях и на новых рынках, то сегодня к нам приходят люди из разных сфер деятельности с разным образовательным бэкграундом, чтобы сменить карьерную траекторию и приобрести компетенции для работы на современных рынках, связанных с производством культурных продуктов и услуг.

С конца 1990-х годов по настоящий период в социокультурной сфере отчетливо проявились, с одной стороны, черты нового рыночного и технологического уклада, с другой - черты новой государственной и региональной политики. Субъектами развития и заказчиками изменений все чаще стали выступать крупные корпорации, государственные структуры разных уровней (ориентированные на повышение внебюджетных доходов), субъекты арт-рынка и т.д. Данная ситуация существенным образом меняет требования к профессиональным компетенциям и навыкам менеджеров, работающих в культурной сфере. Специфика организации процесса управления изменениями в разных секторах проявляется все более отчетливо, что требует иной конфигурации управленческих компетенций и навыков.

Вот только основные тенденции, которые влияют на ситуацию в области образования в сфере менеджмента культуры:

Расширение предметного поля деятельности управленцев - выход за рамки традиционного понятия «культурной сферы»;

Развитие некоммерческого и коммерческого сектора в сфере культуры - складываются и институализируются различные культурные практики и «индустрии», формирующие заказ на профессионалов, понимающих особенности функционирования конкретных культурных рынков;

Расширение зоны малого и среднего бизнеса в гуманитарной сфере;

А также депрофессионализация экономистов, юристов и управленцев, не нашедших применения на перенасыщенных рынках соответствующих услуг.

Сейчас в Москву и некоторые другие крупные города пришла мода на так называемые «креативные кластеры». История этого явления довольно прозаична - несколько художников селятся вместе в каком-нибудь старом здании, чтобы меньше платить за аренду. Но вдруг оказывается, что такое сосуществование создает новое качество жизни в этом месте, притягивает профессионалов из смежных сфер - дизайнеров, галеристов, издателей и т.д. - возникает новое культурное пространство со своими неповторимыми чертами и особенностями. В итоге капитализация этого места возрастает в несколько раз, что делает его привлекательным не только для публики, респектабельных потребителей, но и для девелоперов. Сегодня этот эффект переосмыслен и начинает работать в «обратной логике»: девелоперы привлекают менеджеров культуры, чтобы спроектировать такие городские пространства, которые станут «магнитом» для потребителей, ориентированных на современные культурные продукты и специфическую среду, являющуюся обязательным условием их потребления. А уже затем в это пространство привлекаются художники, дизайнеры и другие представители творческих профессий, работающие в рамках заданной идеологии.

Например, создатели « The Distillery District», проекта регенерации исторического индустриального района Торонто, ставшего центром дизайна и креативности, формулировали свое видение таким образом: « Наша цель состояла в соединении романтики и расслабляющей атмосферы европейских прогулочных зон с хипстерской, модной динамикой таких районов, как нью-йоркский Сохо или Челси, где творческие люди собираются вместе, и вы чувствуете, как будто сейчас что-то может случиться».

Эта деятельность является культурной по своему типу, так как в ее ядре - работа с культурными ресурсами, культурными практиками и культурными смыслами. То есть культура является сегодня не только непременной «упаковкой» любого акта потребления, но и его основным смыслом.

Очевидно, что для такой деятельности нужны профессионалы, понимающие суть современных процессов городского развития и культурного потребления, умеющих работать со средовыми эффектами и долгосрочными программными действиями, которые связаны, в том числе, с умением организовывать эффективную коммуникацию между различными субъектами территориального развития.

— В России профессия «менеджер социокультурных проектов» еще сравнительно молода. Где работают такого рода специалисты за рубежом, в странах, где эта профессия существует давно?

— В принципе, ваш вопрос задан еще в старой «индустриальной» логике, когда специалистов готовили как шурупы, заточенные под узкие задачи и конкретные функции. С точки зрения современного менеджмента культуры эластичность рынка труда чрезвычайно высока, менеджеры сами формируют новые рынки, они, по сути - предприниматели нового типа на неограниченном, постоянно меняющемся рынке культурных услуг. Эта широта сферы приложения профессиональных компетенций культурных менеджеров и проектировщиков напрямую зависит от степени открытости и свободы общества.

Так, во многих развитых странах они работают в сфере городского развития. У нас планированием городов занимаются в основном архитекторы, транспортники, коммунальщики, то есть те, кто мыслит город в понятиях «жесткой» инфраструктуры. Они не принимают во внимание, что город - это, прежде всего, особая среда, в которой живут люди. Проектировать такие среды должны профессионалы, понимающие современную социокультурную динамику.

Одной из главных технологий городской ревитализации сегодня является «культурное зонирование»: в городе выделяются особые районы или «кварталы», отличающиеся друг от друга спецификой культурной активности и визуально маркирующиеся в городском пространстве. Допустим, в Монреале среди культурных кварталов, помимо этнических (Чайнатаун, Маленькая Италия), есть «латинский квартал» - в котором концентрируются университеты и который является средоточием студенческой жизни, музейный квартал и «квартал зрелищ», где сосредоточены крупные концертные залы, театры. Такое зонирование - это фактически внутригородской маркетинг. Жители знают, куда им пойти, когда они хотят определенных впечатлений и определенного культурного продукта. Кроме того, культурное зонирование - это вклад в городскую экономику, поскольку оно привлекает туристов и стимулирует девелоперов, владельцев мелких и средних бизнесов вкладываться в создание современных культурных рынков и продуктов.

— Где сейчас работают менеджеры в сфере культуры в России и как изменилась эта профессия за 10 - 15 лет своего существования?

— Это на самом деле не такой простой вопрос. Так как не каждый специалист, работающий в организациях культуры, и даже занимающий управленческую позицию, является культурным менеджером. В последние несколько лет, когда бюджетная сфера культуры утратила лидирующие позиции в инновационных процессах, профессионалы, действительно занимающиеся управлением, а не администрированием в сфере культуры, концентрируются в некоммерческом, негосударственном секторе (non-for-profit, non-governmental), прежде всего, а также, в меньшей пока степени, в частном и корпоративном секторах.

Если вы обратите внимание на то, кто является инициаторами наиболее интересных культурных проектов последних лет, то увидите это совершенно отчетливо.

Помимо традиционных культурных институций, таких, как музеи, библиотеки, театры, культурные центры, центры современного искусства, многие наши выпускники работают в подразделениях PR и корпоративной социальной ответственности крупных компаний, в аналитических отделах исследовательских центров, в консалтинговых агентствах, различных культурных фондах. Все больше наших слушателей участвуют в развитии различных секторов культурной экономики, ориентированы на создание собственных культурных бизнесов.

За последние десять лет профессия изменилась довольно сильно: она сегодня скорее «привязана» к бурно развивающемуся некоммерческому сектору и культурной экономике, нежели к отраслевой инфраструктуре бюджетных организаций.

Сегодня молодые представители творческих профессий - художники, дизайнеры, музыкальные исполнители - стремятся сами овладеть менеджерскими навыками, чтобы не зависеть от множества проблем, порожденных кризисом отраслевой системы управления культурой. Арт-рынки в России только складываются, многих элементов «поддерживающей» инфраструктуры - продюсерских и агентских центров, фондов, поддерживающих молодых исполнителей, и т.д. - еще попросту нет либо слишком мало, чтобы обеспечить здоровую конкуренцию и возможность легально и быстро встроиться в рынок. Я считаю, что эта тенденция сохранится в течение ближайших 5-7 лет как минимум.

Сейчас организации культуры переводят на рыночные рельсы. С одной стороны, появляются новые возможности, но с другой — и новые проблемы. Что, на ваш взгляд, самое сложное для менеджера в новой ситуации?

Самое сложное - это переориентировать государственную организацию на работу в логике рынка и социальной востребованности, но сделать это придется. У нас культура всегда понималась как нечто самоценное. Но времена, когда государство должно было всех финансировать a priori, прошли. Собственно, новый механизм финансирования отрасли и направлен на то, чтобы создать условия для «естественного отбора» востребованных обществом институций и тех, чье время уже ушло. Поскольку у нас нет сейчас внятных критериев оценки качества деятельности культурных институций, нет стратегии развития отрасли, базирующейся на современных представлениях о культуре, эта агония отживших культурных форм еще будет искусственно поддерживаться какое-то время.

— Насколько легко менеджеру в сфере культуры найти финансирование для реализации своих идей?

— Это зависит от его компетенций и отчасти от того, где территориально он работает - проще тем, кто живет в крупных городах, сложнее - региональным проектировщикам. Регионалам приходится иметь дело с очень небольшим рынком общественных денег. В лучшем случае в регионе есть несколько предприятий, готовых выделять некоторые средства на культуру, и десяток общественных фондов, решающих в основном проблемы детских домов, но не культуры.

Конечно, в разных регионах ситуация разная: скажем, в Красноярском крае, где социокультурную деятельность активно поддерживает фонд Михаила Прохорова, в Пермском крае, где сегодня реализуется новая стратегия развития культуры, в Карелии, где работают не только грантовые программы Евросоюза, но и сформировался довольно сильный республиканский некоммерческий сектор, больше возможностей для поддержки культурных инициатив.

— Как вы считаете, что важнее для менеджера социокультурных проектов — быть специалистом по культуре или управленцем?

— В отношении универсальных управленческих навыков я согласна с известным «гуру» американского менеджмента Питером Друкером: не бывает «просто менеджеров», способных успешно управлять чем угодно — от библиотеки до нефтяной вышки, благодаря знаниям, полученным на программе МВА. Любой менеджер должен знать и понимать особенности сферы, в которой работает, но также уметь видеть ее в более широких контекстах.

— Тем не менее какой должна быть менеджерская подготовка специалиста в области культуры, на что стоит обратить внимание?

— Я бы сказала, что она должна включать три обязательных компонента: общую теоретическую подготовку в области современной теории культуры, теоретическую подготовку в области управления с акцентом на особенности социального и культурного предпринимательства и блок практических курсов, призванных оснастить специалиста соответствующим набором прикладных знаний в разнообразных сферах современных культурных практик.

Последний блок обязательно должен строиться с опорой на стажировки в организациях культуры различного типа, разбор кейсов. Например, наш канадский коллега Майкл Робинсон считает: чтобы быть успешным, эффективным менеджером, нужно приобрести опыт работы в организациях разного типа - бюджетных, коммерческих и некоммерческих.

Но главная компетенция успешного менеджера - умение работать в ситуации неопределенности, не по готовым шаблонам и рецептам, но находя каждый раз уникальное управленческое решение.

Беседовала Екатерина Рылько

Культура социума обусловлено историческим прошлым и опытом единения с другими культурами. Социология культуры изучает систему норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов и социальных групп. Для современной культуры характерна полиструктурность, сохраняющая разнообразные ценности древних культур несмотря доминирование, а то и вытеснения их новыми ценностями.

Поэтому при разработке и реализации проекта определяют:

систему ценностей населения;

традиции и верования;

потребности населения.

Довольно часто переоценка разработчиками степени положительного влияния проекта на население связана с неоправданным дистанцированием национальных задач от повседневных интересов местного населения.

Вообще, можно выделить несколько подходов к обоснованию феномена социокультурной среды.

Одни авторы под социокультурной средой понимают целесообразно организованная среда, окружающая отдельного человека или большое количество людей . Следует отметить, что данный подход не учитывает того, что человек является субъектом деятельности, а социокультурная среда представляет собой результат ее творческой и интеграционной деятельности.

Для того, чтобы сложилась целесообразно организованная среда, необходимо определить основные ее компоненты, связи между ними, а также включить в эти связи деятельность самих людей. Только в этом случае социокультурная среда местной общины может стать существенным фактором ее развития. При таком понимании структурной единицей социокультурной среды является культурная или другое учреждение, а основным механизмом создания этого пространства становится взаимодействие коллективов, которые руководствуются едиными задачами, принципами и подходами к развитию местной общины.

Другие исследователи рассматривают социокультурная среда как часть среды любого заведения, в которой царит определенный сложившийся тип жизни . В этом случае взаимодействие всех участников определяется чаще моделью идеального образа жизни. Этот подход недооценивает, во-первых, субъектную роль самих членов данного структурного объединения, а во-вторых, взаимодействие самого учреждения с другими компонентами местной среды.

В зависимости от уровня организации выделяются следующие структурные единицы социокультурного пространства:

внешний социокультурное пространство как определенная часть единого социокультурного пространства;

социокультурное пространство определенного культурного, образовательного, профессионального сообщества (учреждения);

социокультурное пространство малых групп и т.п.

Проектирование в социокультурной сфере является важной составляющей теории и практики современной социокультурной деятельности. Способность эффективно управлять социокультурной сферой и ее структурными подразделениями обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребностей общества. Социокультурное проектирование-это особый вид управленческой практики в учреждениях социокультурной сферы.

Актуальность обращения к данной теме заключается в том, что если раньше функции социокультурного проектирования принадлежали государственным институтам, то теперь все чаще они переходят к общественным институтам, что весьма положительно влияет на раскованность сознания народа, связанной с существенным активизацией социокультурной творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. Широкое использование приобретает поддержка различных инициатив, которая выражается в виде целевых программ общенационального и локального характера.

Управление проектами практиковалось с начала возникновения цивилизации. Например, охота за дикими животными можно рассматривать как охотничий проект, а строительство поселений осуществлялось в форме проекта. Не менее известными проектами можно считать строительство египетских пирамид или Вавилонской башни, для строительства которых составлялся план, который отвечал бы современном планированию фаз проекта .

Социокультурное проектирование выделяется как особый вид деятельности во второй половине ХХ века. Причиной этого стало широкое использование проектов в коммерческой деятельности, доказало свою эффективность в условиях нарастающей конкуренции производителей товаров и услуг. Но в социокультурной сфере проекты были менее масштабными и осуществлялись в отрыве теории от практики. К этому привело то, что бизнес-проекты оценивались как успешные проекты, исключительно по показателям экономической эффективности, а такой подход мало применялся в социокультурной деятельности .

Концепции социокультурного проектирования развиваются в тесной связи с рядом социологических теорий и подходов, из которых выделим социальную инженерию и социальную утопию, антиутопии и дистонии, поиск оптимизации путей социального проектирования, объект-ориентированный подход, проблемно-ориентированный подход, философия социального проектирования, проектный подход.

В странах с рыночной экономикой получила определенное распространение такая форма применения на практике социологического знания, как социальная инженерия, считая определяют как деятельность по проектированию, конструированию, создание и обновление организационных структур и социальных институтов, а также комплекс прикладных методов социологии и других социальных дисциплин, которые составляют инструментарий такой деятельности.

Выделение социокультурного проектирования в относительно самостоятельную сферу деятельности в наибольшей степени способствовало осознание мировым сообществом глобальных проблем современности, прежде всего экологической проблемы.

Ранее ценностная природа целенаправленных социальных изменений не осмыслялась в связи с конкретными проектными разработками и технологии проектирования, это была сфера чистой теории. Проектной деятельности была характерна установка на немедленное реализацию проекта. В роли ведущих факторов успеха рассматривались скорость работ и наличие финансовых, кадровых и материально-вещественных ресурсов.

Теперь успех как достижение цели стал недостаточной характеристикой эффективности проекта. В новой парадигме мышления внимание уделяется не столько связи целей проекта и достижения, сколько самой постановке цели. Здесь сложилась новая мораль проектирования и новая его технология в выработке целей проекта: они должны устанавливаться после изучения последствий инновации для ценностного мира, в рамках которого будет реализовывать проект.

Проектный подход в социокультурной сфере формируется вследствие развития социокультурные коммуникации, которая обеспечила человека знаниями с целью решения неотложных социально-культурных проблем, реальных ресурсных возможностей социально-культурной сферы.

Своеобразие проектного подхода заключается в том, что приоритетными в нем является не статистические параметры доступности, посещение учреждений культуры, обеспечения населения культурными услугами, а ценностная природа культурных услуг, которые потребляются. Проектирование как технология эффективного управления культурным процессом обусловливается тенденцией усиления социальных функций культуры, усовершенствованием различных подсистем социокультурного жизнеобеспечения человека (рекреации, досуга, бытовых услуг, самодеятельного творчества, домашнего быта, охраны природы, культурной экологии, общественно-политической активности человека) ??. С помощью проектов решаются самые социокультурные вопросы: рекреационное обслуживание в районе, преодоления подростковой преступности, налаживание культурно-досуговой инфраструктуры в городе, уменьшение безработицы .

Итак, социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработка целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика розробки проекту та управління ними. Визначення і типи проектів. Сутність управління проектами. Створення проектної команди. Метод управління проектами. Підходи управління проектами в іноземних країнах.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2007

    Понятие конкурентоспособности, ее компоненты. Этапы процесса управления качеством на предприятия ИП Халиманова Л.О.: характеристика организации, анализ внешней и внутренней среды; стратегическое планирование, продвижение товаров и услуг; риски и гарантии.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2012

    Сущность и понятие внешней среды организации, ее основные элементы. Организационно-экономическая характеристика ООО "Регион". Анализ внешней среды исследуемого предприятия. Разработка и реализация маркетинговой стратегии на примере ООО "Регион".

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Сущность стратегического управления. Маркетинг как основа развития организации. Особенности маркетинга розничного торгового предприятия. Анализ внутренней и внешней среды ООО "Ритейл Групп". Разработка эффективной маркетинговой стратегии для предприятия.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2012

    Методологические основы бизнес-планирования в управлении проектами. Бизнес-план как эффективный инструмент достижения целей проекта. Бизнес-план создания нового производства. Анализ положения дел в отрасли. Формирование системы управления проектом.

    дипломная работа , добавлен 03.05.2011

    Система менеджмента - это система управления людьми и техническими средствами. Маркетинг как система управления сбытовой деятельностью организации, основные функции маркетинга. Система менеджмента качества, управление проектами и контролинг.

    реферат , добавлен 29.07.2010

    Факторы, составляющие внешнюю среду компании. Демографическая компонента. Законотворчество местных органов управление. Стандарты по обеспечению качества. Анализ внутренней среды организации. Теория ресурсной базы. Анализ организационной культуры.