Революция романтическая (тезисный конспект). Написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов

К сожалению, в отечественных школах не учат такому полезному делу, как написание тезисов. Единственным ораторским усилием, докладом, который мы зачитываем перед классом, является реферат - то есть обзор существующих в научном мире воззрений по данной тематике. Но вот мы взрослеем и становимся студентами. И тут научный руководитель озадачивает нас заданием: написать тезисы к курсовой работе. Или же для студенческой конференции. Но как пишут тезисы, руководитель не уточняет. Как будто мы должны знать об этом априори. Ну что ж, будем учиться. Тем более что эти две-три странички текста создают ваш портрет как научного исследователя и предопределяют успех вашей работы.

и как их писать

Неопытные студенты полагают, всей курсовой работы или большой научной статьи. Другие считают тезисы записанным докладом на конференции. Третьи - простым списком основных положений. Все эти студенты и правы, и ошибаются одновременно. Тезисы являются маленькой, но самодостаточной статьей. Она включает в себя основные положения ваших научных изысканий, При этом она написана простым и четким языком и является короткой выжимкой всей большой работы. Есть определенные требования, как писать тезисы к статье, на конференцию, к защите диссертации, но, в принципе, суть такого очерка одна: дать понять читателю, о чем работа, какова ее новизна и уникальность, какие постулаты вы отстаиваете и какова ваша доказательная база. При этом в работе должен четко прослеживаться ход ваших логических рассуждений.

Строение тезисов. Тема

Как мы уже упоминали, это 2-3 странички текста, написанных 12 тиглем в "Ворде". Или 10 минут чтения не спеша. На доклад обычно дается минут 15, так что в нем можно упомянуть то, что не удалось вместить в тезисы. Эта небольшая статья должна иметь четкую структуру построения. Начинаем с темы. Ей следует быть максимально конкретной и действительно касаться сути статьи. К тому же, она должна соответствовать теме конференции. И желательно, чтобы она затрагивала новизну. Тема не должна быть слишком длинной - максимум полторы строчки. Существует два подхода к тому, как пишут тезисы. Первый заключается в том, что сначала выбирают тему, которую хотят раскрыть, а потом, не отступая от нее, создают небольшую статью. А второй метод - это написание тезисов, к которым придумывают название. Можно поступать, как вам удобнее. Студенты часто лишены выбора, поскольку тему им задает научный руководитель.

Вступление. Новизна

Небольшой объем статьи исключает все разливания мыслию по древу. Никаких лирических отступлений и ухода от темы вообще не допускается. Потому уже первое предложение должно нести в себе ценную информацию. Оно отвечает сразу на два вопроса: «О чем я буду писать?» и «Почему то, о чем я говорю здесь, важно?» Из этого слушатели или читатели понимают, есть ли в вашей новизна, или это - всего лишь школьный реферат с перечислением всем известных фактов. Вот как пишут тезисы опытные докладчики. Они начинают свой текст с таких слов: «В данной работе мы рассмотрим…» или «Наша статья посвящена проблеме…». И следующее предложение: «Несмотря на расхожее мнение, что…», «Я попытаюсь доказать…». Вступлению обычно посвящают один абзац.

Основной текст. Примеры и доказательная база

Начинающий докладчик разрывается между стремлением привести конкретные примеры, чтобы подтвердить свою правоту, и изложением глобальных выводов. Важно здесь придерживаться золотой середины. Простое изложение фактов утратит всякий смысл, а неподтвержденные выводы покажутся голословным утверждением. Составить хороший текст вам поможет структурированное мышление. Существует несколько методик того, тезисы. Самая распространенная - это анализ логики развития вашей мысли. Почему вы пришли именно к таким выводам, а не иным? От каких фактов вы отталкивались? Как вы их анализировали? При этом старайтесь избегать логических лакун. Не беда, если вы сначала структурируете свои мысли по пунктам: 1, 2, 3. Потом из этого черновика будет удобно создать презентацию или Но сами пункты лучше всего рассказать живым, но четким языком. Примеров, подтверждающих вашу правоту, должно быть один-два для каждого положения.

Заключение

Эта часть тезисов суммирует все, выше сказанное. В ней повторяют вступление, только переформулированное в прошедшем времени. «Таким образом, мы обосновали…» - это наиболее распространенное начало фразы для заключений. Не мешало бы вновь напомнить аудитории о новизне и уникальности вашей работы. Но если во вступлении уместно задаться вопросом: «А действительно ли дело обстоит так, так я сейчас обосную?», то в выводах нужно быть полностью категоричным. Как пишут тезисы с библиографией? Приводить все источники, которые используете для диссертации, в тексте на три странички будет глупо. Достаточно упомянуть четыре-пять трудов, которые или являются авторитетными в данной области, или цитируются в тезисах.

Доклад на конференцию

На научных симпозиумах выступающим предлагают заранее написать тезисы. Иногда эти статьи публикуются в сборниках. Но независимо от того, пойдет ли этот ваш текст в печать, у него есть своя специфика. Как писать тезисы на конференцию? Такой текст может быть более сжат - ведь у вас будет время полнее раскрыть тему в докладе. Обычно тезисы для конференции ограничивают двумя страничками. Или даже одной. Это нужно для того, чтобы просветить потенциального слушателя, о чем вообще будет ваша статья. Иногда работа идет в секциях, и программка с тезисами выступлений позволит интересующимся данной тематикой найти докладчика. В таких статьях можно обойтись без таблиц, диаграмм и схем - все это можно подать в раздаточных материалах или красиво осветить в презентации. Также нужно подготовиться к тому, что после доклада вам могут задать вопросы. Заранее продумайте, где слабые места в доказательной базе, чтобы не попасть впросак. Доклад на конференции однозначно должен быть больше и обширнее тезисов. Иначе зачем вы вообще вышли на трибуну, если прочтете по бумажке то, что находится в руках у слушателей? Но и превышать регламент в научных кругах является признаком дурного тона. Составьте речь и потренируйтесь - ваша декламация должна уложиться в пятнадцать минут.

Научные исследования проводятся с целью получения научного результата. Научный результат - новое знание, добытое во время научных деятельности и зафиксированное на носителях научной информации в форме научного отчета, научного труда, научного доклада, научного сообщения о научно-исследовательскую работу, монографического исследования, научного открытия и тому подобное.

План, тезисы, конспект как средство организации умственного труда

Любое научное исследование опирается на работу с литературными источниками, что требует владения методами фиксации и сохранения научной информации.

План - это краткий перечень проблем, исследуемых в научном тексте; "порядок размещения частей какого-нибудь изложения, его композиция" 71 .

При помощи плана обобщают и "закрывают" информацию научного источника, за ним раскрывают, о чем написано, какова основная мысль, каким образом доказана ее истинность, к какому выводу приходит автор текста.

Формулировки пунктов плана имеет лаконичную и четкую структуру, первый и последний пункты логично начинают и завершают изложение основных вопросов текста. Необходимо уметь выделять в тексте главные мысли, устанавливать соотношение между ними и на этом основании членить текст, подбирать заголовки к разделам.

Ценность плана заключается в том, что он помогает осознать прочитанное и кратко воспроизвести в памяти содержание научного источника, сосредоточивая внимание на найсуттєвішій информации.

По структуре план может быть простым и сложным.

Простой, если в нем указаны лишь основные вопросы, в пунктах простого плана перечисляются основные микротема текста.

Сложный, если рядом с основным есть дополнительные вопросы, пункты сложного плана разбивают на подпункты.

Вопросительный план составляют при помощи вопросительных предложений, которые раскрывают проблематику текста в логической последовательности; каждому информативному центру соответствует один вопрос, а каждое последующее связано с предыдущим.

В номінативному (именительном) плане пользуются називними предложениями, в которых главный член (подлежащее) выражен существительным или субстантивованою частью речи (прилагательным, дієприкметником) только в форме именительного падежа.

Тезисный план - сформулированное основное положение абзаца, его микротема.

Образец плана:

Вопросительный план

1. Что такое языковая норма?

2. К каким источникам следует обращаться, чтобы проверить правильность написания того или иного слова?

3. Какая связь между "Правописание" и словарями?

Номинативный план

1. Слово светское и сакральное в культурном процессе.

2. Религия как символическая форма: рациональные и иррациональные аспекты.

2.1. Слово в христианском культе.

2.2. Светское и сакральное постижение слова Библии.

2.3. Функциональность библейской символики в современном обществе.

3. Слово в искусстве изящной словесности.

3.1. Социальный статус поэта (писателя).

3.2. Образовательный потенциал произведений художественной литературы.

Тезисный план

1. Конституция в современном мире является неотъемлемым атрибутом дер-ства, признаком ее сувер енності.

2. Под конституцией в материальном смысле понимают в основном совокупность юридических норм, которые закрепляют основные права и свободы человека и гражданина.

3. Конституция в формальном смысле именуют единый акт или несколько актов, имеют высшее юридическую силу относительно других нормативных актов.

4. Как Основной Закон, Конституция составляет ядро национальной правовой системы, является юридической базой для развития всего украинского законодательства.

Тезис - "положение, высказанное в книге, доклада, статьи и т. п, истинность которого надо доказать. // Положения, кратко и четко формулирует основную идею чего-либо или ведущее задача, что стоит перед кем-то. // перев. мн. Кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, статьи и т. п" 72 . Тезис в широком смысле - любое утверждение, которое кратко излагает идею, в узком смысле - некоторый текст, формулирует сущность, обосновывает доказательство.

Согласно цели тезисы бывают:

^ вторичные;

^ оригинальные.

Вторичные тезисы служат для выделения основной информации в том или ином источнике (например, учебнике, монографии, статьи) во время чтения, реферирования, их назначение - создать модель содержания текста, которую можно было бы осмысливать дальше, а объем тезисов соответствует количеству информационных центров текста, обычно их составляют на языке автора.

Требования к составлению тезисов

o формулировка мыслей должно быть четким и кратким, но с сохранением самобытности формы;

o если текст большой по объему, то в конце каждого тезиса указывают номер страницы источника.

Оригинальные тезисы создают как первичный текст. Они могут быть: _

Ключевыми элементами будущей научной разведки (планом, наброском основных положений);

Сжатой форме презентации результатов научных исследований во время выступления на научной конференции.

Оригинальные тезисы - предметно-логическое целое, объединенное общей мыслью, отраженной в заголовке, назначение которого - сориентировать читателя в содержании научного текста. В отличие от развернутого плана, который только называет вопросы, тезисы раскрывают решение этих вопросов. Стремление автора тезисов к краткости обусловливает отсутствие примеров, цитат. Общую норму жанра тезисов - высокую насыщенность высказывания предметно-логическим содержанием - реализовано в оптимальном сочетании сложности мысли с ясностью и доступностью изложения.

Тезисы имеют четко регламентированную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяют такие составляющие:

1. Преамбула (1 -2 тезисы);

2. Основной тезисный изложение (3-6 тезисов);

3. Висновкова тезис/тезисы (1-2).

В преамбуле кратко формулируют проблему исследования и обосновывают актуальность темы с точки зрения современного состояния науки и практики. Основной тезисный изложение предполагает решение следующих задач:

o сформулировать цель исследования, охарактеризовать объект и материал исследования;

o описать ход исследования;

o определить критерии оценки и технологию обработки результатов.

Висновкова тезис презентует результаты и общий вывод, перспективы дальнейшего исследования.

Печатают тезисы в специальных сборниках, материалах конференций и тому подобное.

Оформление тезис виде публикации предусматривает соблюдение требований такт:

o в правом верхнем углу листа указывают фамилию и имя автора и необходимые сведения о нем;

o формулировка каждого тезиса начинают с новой строки, акцентируют внимание на актуальности проблемы, состояние ее разработки в науке, положениях, выводах исследования;

o объем тезисов составляет 2-3 страницы печатного текста через 1,5-2 интервала.

Татьяна Капканець

Криворожский государственный педагогический университет, г. Кривой Рог

Украинская фразеология как средство выражения национального менталитета

Общепризнанным источником национальной ментальности издавна считают фразеологию, в которой люди отражали свой быт, обычаи, традиции, верования, пристрастия.

Актуальность темы видим в том, что в условиях етносоціальної ситуации, в условиях возрождения национальной духовности народа оживляется интерес людей к традиционной свадебной обрядности. Понимание некоторых устоявшихся конструкций будет способствовать постижению свадебного обряда как целостной системы и адекватному установлению связей между внутренней формой обрядовых фразем и явлениями етносоціальної действительности.

Цель - подтвердить тезис о неразрывной связи фразеологии с этническим жизнью народа.

Материалом исследования стал ряд украинских фразеологических единиц, возникших на основе брачной обрядности.

Отмеченное выше дает возможность сделать определенные обобщения: украинская фразеология является чистым отражением мировоззрения нашего народа, а вследствие этого и связанных с ним традиций, обычаев, обрядов. Мы рассмотрели лишь йоту того массива фразеологических единиц, которые представляют нашу национальную ментальность, однако и эти достижения позволяют окунуться в мир природной, первобытной жизни наших предков, найти в нем свои корни, объяснить самому себе особенности собственного мировоззрения и почувствовать себя полноценным представителем украинской нации.

Выписки - это цитаты (дословное воспроизведение мыслей автора книги), либо краткое, близкое к дословному, изложение содержания нужного отрывка текста. Выписывать из книги теоретические положения, статистические, хронологические данные можно как во время чтения, так и после него.

Цитату обязательно заключать в кавычки, а на каждую выписку давать ссылки на источник. Для облегчения последующей систематизации выписок их лучше делать на отдельных листах, каталожных карточках.

Залам "я тайте!

Цитата (предложения или несколько предложений) берется в кавычки (*"); в конце цитаты в конспекте указывают в скобках источник - страницу (С. 157); если выпускают слова или предложения, то на месте пропуска ставпять точки (...) или многоточие в угловых скобках <...>; воспроизводят авторские выделения в тексте: напівтовстий шрифт - прямой линией () . курсив - волнистой (~~), разреженный - пунктиром (-).

В работе с текстами довольно часто прибегают к конспектированию, которое акцентирует внимание на коротком, но точном отображении текста.

Конспект (от лат. conspectus - обзор) - краткое писан изложение содержания чего-либо 73 , состоит из плана и тезисов, дополненных фактическим материалом, что в совокупности является коротким письменным изложением содержания книги, статьи, лекции и тому подобное.

Конспект - особый вид текста, который создан в результате анал ітико-синтетического обработки информации первоисточника, то есть сокращенная запись определенной информации, что позволяет его автору сразу или через некоторое время с необходимой полнотой восстановить информацию. Обязательно подробно фиксируют наиболее существенные мысли автора с указанием страниц в тексте-оригинале. Конспект служит для сохранения основного содержания работы. В нем представлены лишь мысли автора работы, которую конспектируют, цель его - глубоко осмыслить информацию и подать ее адекватно, кратко и в удобной для дальнейшего использования форме. Составление конспекта мобилизует внимание, помогает выделить главное в тексте. Когда человек намерен что-то записать, он читает более внимательно, тем более, что чередование чтения с записью повышает работоспособность и уменьшает усталость. Конспектирование - это в определенной степени контроль восприятия материала: не понимая прочитанного, услышанного, трудно выделить и записать основную мысль. Записи облегчают запоминание, так как записан учебный материал лучше фиксируется в памяти.

Во время прочтения и прослушивания текста (речи, доклады, выступления) для конспектирования обращается внимание на опорные (ключевые) слова, те информационные центры, которые несут наибольшую смысловую нагрузку (так называемые "узелки на память"). Выбор ключевых моментов зависит от цели и задач конспектирования, собственных знаний в этой области, личных интересов, возможностей памяти. Содержание первоисточника передают:

o своими словами;

o цитатами из первоисточника;

o своими словами и цитатами.

К конспекту ставят такие требования:

o оставляют определенную часть страницы (это может быть половина листа или широкий берег) для записи собственных мыслей, оценки законспекто рованного;

o цитируя, указывают соответствующую страницу первоисточника. Текст конспекта оформляют произвольно, в отличие от тезисов, кроме

основных положений, конспект содержит и фактический материал.

Для конспектирования, как и реферирование, используются такие способы изложения материала: описание, повествование, рассуждение. По своему объему конспект не превышает 1/3 всего первичного текста.

Способы фиксации сведений могут быть различными: региональных (выделение ключевых слов, фраз, полный детальный запись), позаказным (план, схема, таблица, выделение ключевых понятий подчеркиванием или другим цветом).

Краткий конспект передает в обобщенном виде самое существенное информацию текста, а подробный (развернутый) - содержит также сведения, которые конкретизируют, мотивируют, детализирующие основные положения текста в виде доказательств, объяснений, аргументов, иллюстраций.

Не любая короткая запись является конспектом, потому что конспект - это системное, логическое, связное объединение плана, выписок, тезисов. Без изменений сохраняют авторские конструкции, цитаты. Аналитический запись прочитанного предусматривает переработку первоначального текста путем трансформации больших языковых единиц в меньшие: смысл словосочетания передают словом, смысл предложения - отдельным словосочетанием, сложное предложение заменяют на простое и т. др. Используют перевод, другие формулировки, мысли следует излагать кратко, своими словами, выписывая только самое главное и существенное, не допускать повторений. Для скорости и удобства в конспекте могут подаваться сокращенные слова, аббревиатуры. Не следует злоупотреблять сокращением слов, а если сокращать их, то по общим правилам, например: гг. - годы, р - год, . - страница табл. - таблица,/ ///. др. - и все такое прочее. Повторяющиеся в конспекте сроки рекомендуют обозначать первой большой буквой слов, входящих в их состав, например: Г - предложение, ДС - деловое общение, К - конспект и тому подобное.

Особенно важные мысли в конспекте подчеркивать. Желательно оставлять берег для дополнительных записей.

Специалисты по вопросам культуры 74 научного вещания советуют во время конспектирования печатного источника научной информации придерживаться таких алгоритмических предписаний (использовать приемы концентрации содержания и языковых средств текста):

^ определите и разграничьте в выбранный образ ту информацию, которую передавать дослівними формулировками из текста, и ту, что трансформируете в сокращенный вариант; ^ объединяйте простые предложения в сложные; ^ корректно упростите сложные (длинные) конструкции; ^ исключите из предложений дієприкметникові и деепричастные обороты, удалите предложение с избыточной информацией, а также беглые высказывания и рассуждения; ^ передайте информацию (где это целесообразно и возможно) в виде таблиц, схем и тому подобное.

Конспектирования научной информации, что воспринимается на слух Процесс конспектирования является сложнее предыдущего и состоит из трех взаимообусловленных и параллельных мисленнєво-речевых действий: ^ аудирование (понимание информации, воспринимаемой на слух); ^ мисленнєвого обработки услышанного (определение главной и вспомогательной информации, переформулирование); ^ письменной фиксации информации.

Во время аудирования лекции (доклады, сообщения и т. д) необходимо постоянно осознавать и перерабатывать содержание услышанного, максимально лаконізуючи информацию, но без потери главного и ценного в ней. Для этого нужно:

Рему (новое) записывать точно и полно;

Те части предложений, которые составляют тему (известное), записывать сокращенно;

слушая, обязательно сохранять актуально значимое в каждом блоке информации;

Избегать фраз, которые дублируются;

Переконструйовувати лишь возможные предложения 75 .

Требования к конспекту

1. Всю главную информацию в соответствии с темой отразить в конспекте.

2. Не нарушать логическую связь во время сокращенного записи информации.

3. Использованы символы и аббревиатуры должны быть абсолютно точными соответствиями слов и словосочетаний.

4. Сохранять точность информации при условии переконструированию предложений.

5. Не допускать орфографических, лексических, грамматических ошибок во время записи.

Конспекты переділяють на плановый, текстуальное, свободный, тематический, опорный.

Плановый конспект заключается по предварительно составленному плану статьи, книги, лекции. Каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта, но если пункт понятен, то детально не раскрывается. Качество такого конспекта целиком зависит от качества составленного плана. Он лаконичный, простой по своей форме, но по ним не всегда легко удается воспроизвести прочитанное, услышанное.

Текстуальное конспект - это конспект, созданный в основном из цитат, это источник дословных высказываний автора. Текстуальные выписки могут быть связаны между собой рядом логических переходов, сопровождаться планом и включать отдельные тезисы в изложении лица, что конспектирует. Этот конспект целесообразно использовать во время обработки научный трудов.

Свободный конспект - это сочетание выписок, цитат, тезисов. Он требует умения самостоятельно четко и лаконично формулировать основные положения, для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов, умение использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки, цитаты и тому подобное.

Тематический конспект заключается на одну тему, но по нескольким источникам. Специфика такого конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду трудов, он может не отображать содержание каждого из них в целом. Тематическое конспектирование позволяет всесторонне рассмотреть и проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Под опорным конспектом понимается система опорных сигналов, имеющих структурную связь, это наглядная конструкция, которая замещает систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.

Творческим опорным конспектом называют такой конспект, который составляется самим студентом во время изучения определенной темы. Его разработку облегчает использование технологий MS Power Point, основой для конспекта может быть электронный конспект, электронный учебник или электронное учебное пособие как вида учебного электронного издания.

происхождение конспекты подразделяются на; / конспекты устных ответов; ^ конспекты печатных трудов; ^ конспекты электронных источников. Реквизиты конспекта устного выступления:

1. Дата составления.

3. Название.

Кукал Александр Владимирович Сущность и значение общения в профессиональной деятельности

Пункт плана Тезис

необходимым условием ее деятельности. С - совокупность связей и взаимодействий индивидов, групп, сообществ, во время которых происходит обмен информацией, опытом, умениями, навыками и результатами деятельности. Во время общения всегда происходит обмен информацией - коммуникация (далее К). Однако С и К не тождественны по своему содержанию.

2. Стиле союз - В процессе С каждый человек вырабатывает собственный ния. стиль, то есть совокупность наиболее типичных черт поведения в этом процессе. Выделяют такие стили С:

o ритуальный;

o манипулятивный;

_ o гуманистический. _

Конспектирование печатной труда во многом подобно конспектирования лекции, но есть существенное отличие при конспектирования статьи, монографии есть возможность вернуться к прочитанному, осмыслить его, писать не спеша, делать меньше сокращений.

Реквизиты конспекта печатной труда:

1. Дата составления.

2. Библиографические данные первоисточника.

Образец конспекта:

Мосенкінс Ю. Украинский молодежный сленг: Состояние и перспективы исследований//Дивослово.-2007.-№ 12.-С. 32-35.

Пункт плана Цитата

И. Дифференциация "Жаргон - это полуоткрытая лексико-фразео-терминов сленг и логическая подсистема, используемая в той или жаргон в монограмм - иной социальной группой, чтобы обособиться фии Л. Ставицкой от остальной части языкового сообщества... Сленг - языковая среда устного общения большого количества людей, отличное от нормы, собственно разновидность разговорного языка. Термин сленг адекватный срочные общий жаргон" (С. 33).

Процесс конспектирования источники в электронной форме упрощается и одновременно усложняется текст уже существует в файловой структуре, поэтому возможны следующие режимы работы как копирование, вырезание, вставки объектов и тому подобное.

Независимо от того, какой вид, тип или форму конспектирования выбран, следует помнить: конспект нужен для того, чтобы научиться обрабатывать любую информацию, определять самое необходимое, упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами, накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, статьи, курсовой работы и тому подобное.

Человек, занимающийся научной работой, может письменно зафиксировать какую-либо информацию - например, в рамках курсовой работы или доклада, в виде тезисов или же конспекта. Что представляют собой тот и другой формат отражения данных?

  • элементы материала статьи - составляемой исследователем или ученым, которые отражают основные ее мысли;
  • перечень содержащихся в научной статье предположений, которые могут быть впоследствии доказаны или опровергнуты.

Тезисы, как правило, базируются на собственных изысканиях автора. Материалы, составляемые на их основе, обычно достаточно подробно отражают подход автора к той или иной проблеме. Тезисы, входящие в документ, могут писаться в соответствии с отдельным планом. Они бывают по структуре простыми и сложными, по степени важности - ключевыми и второстепенными.

Для того чтобы отразить в авторском тексте (например, в научной статье) факты, раскрывающие подробности по тезисам, а также, как вариант, дополнить ее доказательствами, необходимо превратить соответствующую работу в конспект. Рассмотрим, как она будет выглядеть в этом случае.

Что представляет собой конспект?

Под конспектом принято понимать:

  • источник, представляющий собой краткий пересказ другого материала (например, лекции в университете);
  • документ, который, как и тот, что содержит тезисы, может включать авторские предположения - но дополненные доказательными элементами (статистическими данными, формулами, результатами измерений), а также фактами, подробно раскрывающими основные мысли, изложенные в тезисах.

Конспект, таким образом, бывает полностью авторским или же основанным на мыслях другого человека - например, преподавателя университета. Как и тезисы, он может составляться в соответствии с отдельным планом.

Сравнение

Главное отличие тезисов от конспекта в том, что первые, как правило, носят авторский характер. Кроме того, они могут отражать лишь предположения - которые в ходе дальнейшего исследования не всегда подтверждаются.

Конспект, в свою очередь, может составляться его автором на основе мыслей других людей. Также в некоторых случаях он, по сути, представляет собой расширенный вариант статьи с тезисами - но уже доказанными.

Может наблюдаться разница между рассматриваемыми типами источников данных также и по содержанию. Тезисы - это, как правило, основные мысли более масштабного текста. Конспект может быть кратким пересказом части материала - необязательно, что это будут основные мысли данного источника. Но не исключен вариант, при котором тезисы составляются на базе конспекта. В этом случае они будут отражать основные мысли, содержащиеся в нем.

Определив, в чем разница между тезисами и конспектом, зафиксируем ключевые выводы в таблице.

Таблица

Тезисы Конспект
Что общего между ними?
Конспект может быть расширенной версией документа с тезисами, которая дополнена доказательными формулировками
Тезисы могут писаться на основе конспекта - как его основные мысли
В чем разница между ними?
Могут содержать предположения автора, не сопровождающиеся доказательствами, - то есть потенциально опровергаемые Как правило, содержит факты, сопровождающиеся доказательствами - в виде формул, статистики, измерений
Могут отражать основные мысли более крупного текста Может быть кратким пересказом части более крупного текста
Как правило, составляются непосредственно автором текста (даже если они написаны на основе конспекта, содержащиеся в нем мысли обычно интерпретируются автором) Может быть основан на мыслях других людей (например, преподавателя в вузе) и не интерпретироваться автором

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Разработка открытого урока по русскому языку

Тема : Написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов

Разработчик: Карабанская Е.Г., преподаватель русского языка и литературы

Тема: Написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Цель: познакомить студентов с основными жанрами научного стиля (реферат, аннотация, конспект, тезисы), обучить умению написания работ этих жанров.

Ход урока.

1.Вступительное слово.

2. Сообщение цели и темы урока.

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

3. Основная часть.

Реферат

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

    Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

    • Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

      Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

    Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

    • Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

      Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

    библиографическое описание,

    собственно реферативный текст,

    справочный аппарат.

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

    Вступление . Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

    Перечисление основных вопросов и проблем , о которых говорится в первоисточнике.

    Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

    Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Таким образом, реферат имеет следующие признаки:

    содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

    имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называются основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.

В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:

      Он анализирует…

      При этом он отмечает…

      Самым серьезным последствием этого является…

Завершая анализ материала по теме "Реферат", предлагаем проанализировать структуру реферата и речевые клише, используемые при его написании.

    Тема статьи, книги. Указывается общая тема первоисточника. При этом можно использовать следующие выражения: Статья (книга, монография…) посвящена… (теме, вопросу, проблеме) .

    Композиция . Указывается из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения: Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)… (трех разделов и т.п.).

    Основное содержание . Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Могут быть использованы следующие выражения:

    Во введении указывается (отмечается), что…

    В первой главе освещается…

    Вторая глава посвящена (содержит)…

    В третьей главе…

    В заключении указывается (отмечается), что…

    Наличие иллюстративного материала . Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются, например, такие выражения: Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… и т.п.

    Адресат . Отмечается, для кого предназначен текст. Используются следующие выражения:

      Статья предназначена для специалистов в области…

      Представляет интерес для… (широкого круга читателей) и т.п.

Аннотация

Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части:

    Адресат аннотируемого текста.

Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части:

    Композиция, структура первичного текста.

    Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише.

    Характеристика содержания текста :

    • В статье (книге) рассматривается…

      В книге изложены…

      Статья посвящена…

      В статье даются…

      В основу работы положено…

      Цель статьи - показать…

      Целью статьи является изучение…

    Композиция работы :

    • Книга состоит из… глав (…частей)…

      Статья делится на … части

      В книге выделяются … главы

    Назначение текста :

    • Сборник рассчитан…

      Предназначается широкому кругу читателей…

      Для студентов, аспирантов…

      Книга заинтересует…

Приведем пример аннотации.
Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. - М., 1991.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - крупнейшая фигура в умственной, общественной и культурной жизни России последней трети XIX века. Мыслитель и поэт, он выступил завершителем целой эпохи философских исканий и дал толчок новым идейным и художественным течениям XX века, в особенности символизму. Включенные в сборник сочинения В.С. Соловьева в соответствии с важнейшими темами его эстетической мысли распределены по следующим разделам: "Красота как преображающая сила", "Нравственная миссия художника", "Статьи о русских поэтах", "Энциклопедические статьи. Рецензии. Заметки".

Конспектирование

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.
Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

    конспект-план,

    конспект-схема,

    текстуальный конспект.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

Этап 1 . Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.
Этап 2 . В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.
Этап 3 . В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.
Этап 4 . Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).
Этап 5 . Дополнительная информация приводится при необходимости.

Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:

    Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

    Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

    Составить план - основу конспекта.

    Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

    Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

    Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

    Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

    Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Тезисы

Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.
Тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:

    Преамбула.

    Основное тезисное положение.

    Заключительный тезис.

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически .

    Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:

    • использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых );

      с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы - внутренние причины );

      использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения ).

    Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.

В зависимости от стиля изложения существуют два типа тезисов:

    Тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;

    Тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:

      Известно, что…

      Следует отметить, что…

      Однако…

      При этом важно, что…

      Предполагается, что…

      Специалисты ставят своей задачей…

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:

      Ставит вопрос…

      Считает…

      Сравнивает…

      Приводит пример…

      Перечисляет…

      Характеризует…

      Подчеркивает…

Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.

Приведем пример тезисов.

    Любой текст - это языковое выражение замысла автора.

    Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при восприятии основных фрагментов текста.

    Психологическая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.

    При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

    Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

4.Заключительная часть.

5. Подведение итогов.

6. Д.з. Составление опорных тезисов любой статьи.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕЗИСОВ

(Из выступления Адюковой Л.А.)

В исследовательской работе трудно обойтись без таких основных умений при работе с текстами как составление тезисов, конспектирование, цитирование, свертывание информации.

Тезис – слово греческого происхождения буквально означает «положение, утверждение»; вид вторичного документа. Согласно общепринятому определению тезисы –это краткое изложение основных положений доклада, лекции, статьи без системы доказательств и фактического материала, которое содержит четко сформулированные мысли первичного документа.

Можно говорить о двух видах тезисов:

    Читательские представляют собой один из вариантов «переработки» научного текста в ходе его изучения; они пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, учебника или статьи.

В учебной практике и самостоятельной научной работе написание тезисов используется как форма работы над готовым чужим текстом. В таком случае тезисы, представляя собой наиболее краткий вариант записей, связанных с аналитической переработкой текста, оказывается в ряду других видов таких записей:

план – тезисы – конспект – реферат – обзор.

Работа над тезисами:

Главной отличительной чертой тезисов от других форм научных публикаций является обобщение информации, которое можно представить универсальным перечнем следующих аспектов содержания:

    Актуальность проблемы

    .Степень изученности проблемы

    .Целевая установка

    .Предмет рассмотрения или предлагаемый вариант решения заявленной проблемы

    Особенности (новизна) предлагаемого предмета рассмотрения

Структура тезисов : вводная часть, основная, заключительная.

Приступая к работе над тезисами, необходимо внимательно прочитать, проанализировать материалы своего исследования. Тезисы составляются на основании главных идей и положений. Составление тезисов позволяет автору глубоко проанализировать материал, выделить в нем главное.

По форме различают три типа тезисов :

    Краткие, лаконичные, четкие, категорические, в которых заключена суть основных положений работы или доклада;

    Мотивированные , с кратким объяснением выдвигаемых авторских положений;

    Развернутые , с анализом причин исследуемых процессов и явлений.

Требования к содержанию тезисов :

    Информативность тезисов, т.е. они должны быть максимально

    Четкая формулировка каждого положения.

    Логическая последовательность в изложении, т.е. отсутствие

логических противоречий как внутри отдельного положения, так и между тезисами.

    Соразмерность в содержании тезисов, т.е. учет предыдущего и

последующего «накопления» положений.

    Отсутствие тавтологий (повторения уже названного понятия другими

словами).

    Краткая и лаконичная формулировка (отсутствие обосновывающих

фактов и примеров).

    Объем тезисов должен быть от 1,5 до 3 страниц машинописного

    Соответствие тематике конференции, семинара и т.д.

    Требования к заглавию тезисов: краткость, емкость, законченность.

    Для тезисов не характерно цитирование, использование

библиографических ссылок, списков литературы, примеров, деталей, пояснений.

По сути, тезисы содержат сжатый текст. Сжатие (сокращение) текста – это извлечение основной информации без потери связности. Сокращение происходит за счет исключения менее информативных частей текста, трансформации оставшейся части, за счет замены используемых языковых средств «вместительными» синонимичными (вместо нескольких простых – одно сложное; вместо перечисления однородных членов – обобщающее слово и т.д.).