Простая и элегантная уличная фотография Вивиан Майер (Vivian Maier). Вивьен Майер (©Vivian Maier) - гений наблюдения за действительностью

Лишь в конце 2007 года работы Вивиан Майер обнаружил местный чикагский историк и коллекционер Джон Малуф (John Maloof). После этого ее работы начали стремительно распространяться по всей сети. Последовали многочисленные награды и выставки по всему миру, но, к сожалению, 21 апреля 2009 года Вивиан Майер скончалась.

© Вивиан Майер

После возвращения из Франции Майер работала в потогонной мастерской. В возрасте 25 лет она устроилась няней в семью из 14 человек и часто бродила по улицам Чикаго, снимая портреты людей с ее драгоценной камерой Rolleiflex. Джон Малуф совершенно случайно обнаружил работы Майер через аукцион. Он своим высокохудожественным взглядом разглядел блестящие фотографии из совершенно другой эпохи.

© Вивиан Майер

Чем отличаются работы Вивиан Майер

Если задуматься, то больше всего в этих фотографиях восхищает выбор субъектов для портретной съемки и мастерски обыгранный свет.
Проявление искусства в уличной фотографии, пожалуй, единственный путь, чтобы каждый человек, смог полюбоваться вашей работой. И возникает ощущение, что фотографии Майер этого жанра легко понятны восхищенному зрителю.
Подобно многим современным уличным фотографам, Майер не только заполняла кадр, но и уделяла внимание качеству света и подчеркивала достоинство изображаемого человека.
Ощутима смелость фотографа, которая толкает ее за пределы зоны комфорта, чтобы встретить незнакомцев на улице. Выстраивание отношений в пределах фотографии, это также одна из граней ее работ.
Самые главные портреты это те, которые выделяются в портфолио фотографа. Работы Майер смелые и блестящие. Ее уличные портреты сохраняют суть и характерное очарование.
Стиль работы фотографа вдохновляет. Она разговаривала с субъектами, чтобы запечатлеть их. Не все в наше время задумываются об этой детали. Это форма скромной признательности и чувство комфорта, которое можно было дать субъекту съемки.
Композиция на этих фотографиях простая и элегантная. Работы Вивиан Майер это мастер-класс по позиционированию объектов в кадре.

© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер


© Вивиан Майер

Поиск Вивиан Майер – официальное видео

Документальный фильм о том, как разыскивали женщину и мастера фотографии. Люди, вовлеченные в историю, появляются на протяжении всего фильма.

Вивиан Майер - уличный фотограф и няня

Замечательное повествование на популярном телевизионном ток-шоу Tonight Show в Чикагскаго о красоте фотографий Майер и история жизни фотографа.

Поиск Вивиан Майер

Продолжение того же сюжета. Здесь еще больше внимания уделено работам Майер и еще больше подробной информации об ее жизни. Красивый документальный проект, повествующий об этом фотографе.

При жизни она была никому не известна как фотограф. История ее жизни напоминает детектив. Слишком много загадок, невыясненных вопросов. Несмотря на то, что наследие Вивиан Майер составляет более 100 тысяч негативов, исследователи уверены, что это далеко не весь архив. Часть его, скорее всего, утрачена.

Она могла стать газетным репортером, журналистом, и заниматься любимым делом, получая за это деньги. Слава все равно бы настигла ее, хоть и на старости лет. Но полное отсутствие тщеславия привело к тому, что Вивиан Майер всю жизнь проработала няней, а свои последние годы жизни провела в не самом лучшем доме для престарелых.

Мир никогда бы не узнал о фотографе Вивиан Майер, если бы ее работы случайно не попали в руки неравнодушного исследователя. Риелтор и фрилансер Джон Малуф имел привычку посещать мелкие аукционы, на которых распродавалось имущество из хранилищ, хозяева которых перестали платить за его аренду.

В 2007 году он приобрел на аукционе коробку с негативами за 400 долларов. Проявив несколько пленок, Малуф понял, что нашел настоящий клад. Он вернулся и купил оставшиеся коробки. Джон решил, что о необычном фотографе должны знать как можно больше людей и создал сайт с фотографиями, но в 2008 году раскрутить новый сайт было не так-то просто: за несколько месяцев на страничку так никто не зашел. Малуф решил пойти другим путем: на фликре он разместил несколько работ и создал обсуждение. Фотографии Вивиан Майер моментально стали популярны.

Джон Малуф утверждает, что сначала не знал имени владельца негативов. Лишь через год, разобрав архив, он нашел конверт с именем - Вивиан Майер. Малуф начал разыскивать таинственного фотографа, но к тому времени женщины уже не было в живых.

Малуф по крупицам начал собирать сведения о фотографе. Ее официальная биография оказалась не особо богата событиями. Вивиан Майер родилась в 1926 году в Нью-Йорке в семье француженки и австрийца. Отец покинул семью, когда Вивиан было четыре года. Мать с дочерь жили в квартире вместе с женщиной-фотографом Жанной Бертран, которая по-видимому и научила девочку фотографировать. Некоторое время семья жила во Франции, где у родственников матери Вивьен была ферма.

Вивиан окончательно вернулась в Америку в 1951 году. Она обосновалась в Чикаго. Некоторое время работала швеей, но вскоре решила стать няней. Ее родным языком был французский, и это обстоятельство помогло ей получить хорошо оплачиваемую работу в респектабельных чикагских семьях. Она обязательно договаривалась, что у нее будет отдельная комната (которая будет запираться на замок) и выходные дни.

Ее воспитанники и родители вспоминают ее как прекрасную воспитательницу, хотя и несколько замкнутую женщину. Дольше всех - с 1956 по 1972 год (16 лет!) - она проработала в семье Гинсбургов, где росло трое мальчишек. Когда уже взрослых Гинсбургов разыскал Малуф, то они были ошарашены известием, что их няня была великим фотографом. Ее воспитанники в основном рассказывают о ней через призму детского восприятия: как она приносила им из леса мертвых змей, не боялась лягушек и летучих мышей и устраивала пикники. В общем, было замечательной няней… Недаром она посвятила этой профессии почти сорок лет.

Позже повзрослевшие Гинсбурги, узнав, что их постаревшая няня Вивиан бедствует и оказалась бездомной, решили сообща снимать ей квартиру, в которой та жила долгие годы, пока не попала в дом для престарелых. Свое имущество - несколько десятков ящиков - она хранила в арендованных боксах. Когда она перестала платить за аренду (в последние годы жизни страдала потерей памяти) - то ее имущество пошло с молотка.

Собственно на этом исчерпывается биография няни Вивиан Майер, и начинается биография другой женщины - великого фотографа 20 столетия.

Почему из своего хобби Вивиан сделала тайну, так до сих пор и неясно. Скорее всего родственники скептически отнеслись к увлечению юной Вивиан фотографией, и в дальнейшем Вивиан решила о своем хобби не распространяться.

Ее серьезное увлечение фотографией началось, когда она покинула Францию и стала самостоятельно зарабатывать. В начале 50-х Вивиан сменила свой первый детский фотоаппарат Kodak Brownie на профессиональный Rolleiflex. Работа позволяла ей снимать все свободное время. Она фотографирует непритязательные уличные сценки: детей, стариков, бедняков, реже - благополучных женщин и мужчин. В кадр попадают бедные кварталы, самые обычные люди, которые зачастую не подозревали, что их фотографируют. Иногда, чтобы сделать портрет, она просила разрешения. Легче всего ей было договариваться с детьми - на снимках их очень много.

Не ставя перед собой никаких целей, Вивиан Майер запечатлела портрет Америки середины 50-х. Ее дар наблюдения, острый глаз, чувство композиции помогали ей делать уникальные кадры. Она запечатлела американские типажи, которых вряд встретишь в наши дни. Элегантных чернокожих горничных, рабочих, детей, которые гуляют целыми днями без присмотра взрослых - она не гонялась за чем-то уникальным, не стремилась фиксировать аномалии. Ее портреты и жанровые сценки как раз типичны: но спустя полвека лица кажутся прекрасными и одухотворенными, а скучные чикагские улицы оказались наполнены артефактами и достопримечательностями.

Она редко тратила больше одного кадра на уличную сценку. Вивиан безошибочно отыскивала уникальные точки съемки, чтобы сделать один-единственный кадр и идти дальше. Ее композиционные решения гениальны. Вивиан Майер часто сравнивают с Андре Кертешем. Но в отличие от Кертеша, Вивьен не стремилась показать кому-то свои работы.

Она фотографировала не только в Чикаго. В 1959-1960 годах, получив наследство, Вивиан объездила юго-восточную Азию, Италию, Египет. Несмотря на то, что она покинула на это время семейство Гинсбургов, Вивьен к ним и вернулась. Важную роль сыграло наличие собственной ванны, которую она превратила в проявочную.

В течение жизни она постоянно делала свои автопортреты. Их сохранилось множество, вышла даже монография с автопортретами Майер. Несомненно, ей нравились собственные изображения. Неулыбчивая и строгая, она не стремилась запечатлеть богатство эмоций, а искала интересные ракурсы для съемки. Она снимала свое отражение в витринах и зеркалах, тень на песке с мечехвостом на месте сердца. Вивиан хотела остаться в памяти, хоть и своей собственной. Пленки с автопортретами она старалась проявлять, хотя множество негативов осталось непроявленными.

В начале 70-х Майер стала снимать на цветную пленку. В этот период ее мало интересуют жанровые сценки, она становится абстракционисткой, фотографируя замысловатые узоры на сумках прохожих, мусор, скопления прохожих. Часть архива за эти годы скорее всего утеряна и не будет найдена. Вивиан копила не только фотопленки, часть ее архива составляли газетные вырезки, любительское видео- и аудиозаписи, личные вещи. Джон Малуф подозревает, что большая часть имущества была выкуплена другим лицом и выброшена за ненадобностью.

Можно считать большой удачей, что коллекция Майер попала в руки 26-летнего Джона Малуфа. Из риэлтора вышел отличный исследователь, который посвятил свою жизнь творчеству фотографа. Малуф не только стал биографом Майер, он постоянно консультируется с известными фотографами по поводу ее творчества. Издает книги, при его непосредственном участии вышел фильм о Вивиан.

В 2011 году была издана первая книга « » (Vivian Maier: Street Photographer), в 2012 - Вивьен Майер: Вне Тени (Vivian Maier: Out of Shadows). В Европе и США прошло 16 выставок, посвященных творчеству фотографа.

Талантливый почерк фотографа Вивиан Майер по значимости можно сравнить с такими значимыми фигурами американской Street Photography (жанра уличных фотографий), как Лизетт Модел, Хелен Левитт, и Гарри Винограндом. Вивьен родилась в Нью-Йорке 1 февраля 1926 года, часть ее детства прошла во Франции. В родной город она вернулась в 1951 году, там и началось ее увлечение фотографией. В 1956 году она переехала в Чикаго, в котором прожила до самой смерти в 2009 году.

Удивительные работы Вивьен Майер были обнаружены Джоном Малуфом на одном из чикагских аукционов в 2007 году. В момент изучения исторических документов об одном из кварталов Чикаго, молодой коллекционер приобрел внушительного содержания лот, состоящий из отпечатков, негативов и диапозитивов (в большинстве своем — непроявленных), а также фильмов на 8 мм пленке, – творения этой неизвестной автора-загадки.

Скромная женщина, ведущая уединенный образ жизни, Вивиан Майер, в действительности, за тридцать лет творчества, сделала 120 000 кадров, которые никогда и никому не показывала при жизни!


Вивиан Майер служила гувернанткой в семьях с детьми. Все свое свободное время и минуты отдыха она посвящала самообразованию в искусстве фотографии, вооружившись фотоаппаратом ящичного типа (за которым последовали Rolleiflex и Leica) и снимая улицы Нью-Йорка и Чикаго. По словам воспитанников, она была образованной, открытой, щедрой женщиной, хотя и весьма сдержанной. Ее фотоработы свидетельствуют о неподдельном любопытстве к повседневным вещам, глубокий интерес к случайным прохожим, взгляд которых пересекался с объективом ее камеры: выражения лица, поза, богатые украшения или скромные платья. Некоторые из фотографий сделаны издалека, украдкой, а другие – отражение лиц незнакомцев, сняты на близком расстоянии. Она относилась с искренним сочувствием к бездомным и маргиналам, ведя летопись в портретах актуальной для нее Америки.

Вивиан Майер умерла никому неизвестной, в апреле 2009 года в семье Генсбур, приютившей ее после 17 лет работы в их доме. Большая часть ее имущества, в том числе фотографии, какое-то время хранились на складе, пока в 2007 году их не продали в счет долгов. Ее биография собрана по кусочкам благодаря исследованиям, проведенным Джоном Малуфом и Джеффри Гольдштейном (другим коллекционером, обладателем другой части ее творческого наследия). Из официальных сведений известно о ее австро-венгерских и французских корнях, о различных путешествиях по Европе, а именно Франции (в районе долины Шамсор в Верхних Альпах, где она провела свое детство), а также в Азию и по США. До сих пор неизвестны обстоятельства, приведшие ее к увлечению фотографией и ее творческий путь еще предстоит узнать.


Фотография была для Вивиан не только страстным увлечением, но и необходимостью с оттенком одержимости: бесчисленные коробки с непроявленным, в связи с нехваткой средств, материалом, так же, как и архив ее книг и новостных вырезок, сопровождали ее повсюду, от дома к дома, где она работала няней.

Работы Вивиан Майер выявляют многообразные, и казалось бы, незначительные детали, случайно обнаруживаемые автором во время ее прогулок; в них чувствуется особая отстранённость, уникальность каждого персонажа, лаконичное расположение в пространстве. В серии своих завораживающих автопортретов, Вивиан Майер предстаёт, отраженной в зеркалах и витринах магазинов.

Подробнее ознакомиться с работами фотографа можно на сайте посвященному ее творчеству.

Понятие уличной фотографии, изображающей различные городские сценки с участием людей, возникло на рубеже XIX и XX веков, а усилиями Анри Картье-Брессона в начале 1930-х гг. этот жанр выделился в отдельное направление фотоискусства. Его основными принципами стали: «невидимость» снимающего для субъекта, резкость фокуса и чёткость картинки, максимальная экспрессия и реалистичность кадров. А с приходом и распространением дальномерных и 35-и миллиметровых аппаратов, стиль стал набирать популярность, и подарил искусству множество чудесных мастеров. Среди них были Диана Арбус, фиксировавшая сюрреалистичные и гротескные образы ущербных и душевнобольных людей в их повседневности, Роберт Франк, совершивший большое путешествие по США для создания фотопанорамы жизни страны, и Элен Левитт, снимавшая рисовавших мелом на стенах Нью-Йорка детей. Именитым классикам пришлось потесниться, когда в 2010 году весь культурный мир всколыхнуло открытие одного из самых плодовитых и самобытных стрит-фотографов XX века, всю жизнь скрывавшего свой талант от общественности и близких.

Оно стало возможным благодаря бывшему агенту по недвижимости, а ныне президенту исторического общества Чикаго, Джону Малуфу, который в поисках винтажных изображений для иллюстрирования своей книги, приобрёл на местном аукционе коробку с материалами неизвестного фотографа. В работе они не пригодились, но своими художественными достоинствами сумели заинтересовать любознательного исследователя и коллекционера. Создав фотоблог и заручившись одобрением зрителей отсканированных кадров, он с небывалой энергией и энтузиазмом принялся искать оставшуюся коллекцию, насчитывающую в итоге порядка 100000 негативов, 150 фильмов, 2000 катушек ч/б и 700 цветной плёнки. Автор снимков, американская фотохудожница Вивиан Майер, проработавшая няней в Чикаго около 40 лет, на тот момент, увы, скончалась, но это только сильнее мотивировало режиссёра и он продолжил изучение её биографии, сняв в соавторстве с Чарли Сискелом, имевшим опыт работы в документалистике Майкла Мура («Боулинг для Колумбины») и Ларри Чарльза («Верующие»), свою дебютную картину «В поисках Вивиан Майер».

Фильм начинается видеозаписями, фиксирующими действия режиссёра по сбору фактов и поиску необходимой информации, на экваторе повествования сосредотачивается непосредственно на процессе творчества и фотоработах героини, а последнюю треть фокусируется на её личности и характере. Лента имеет оригинальную форму подачи материала в формате детективного расследования, при котором биография Майер преподносится не хронологически, а по мере узнавания подробностей её жизни Малуфом. Джон постепенно накапливает её фотографии, видеоархивы, личные вещи, свидетельства и интервью знакомых с Вивиан людей, и его увлечённость процессом становится одной из важных сюжетных линий. И чем больше подробностей раскрывает картина, тем более интересной, противоречивой и загадочной становится эта женщина. Одиночка, хотевшая быть среди людей. Гений, отказавшийся от публичного признания. Феминистка, предпочитавшая мужскую одежду и широкополую шляпу. Коллекционер, хранивший всё имущество в коробках и чемоданах при себе. Няня, полжизни отдавшая воспитанию чужих детей, но так и не познавшая радости собственных.

Она снимала кино, вела аудио-дневник, брала интервью у людей на улицах, мечтала стать репортёром или журналисткой, интересовалась социальным устройством общества и политической ситуацией в стране. Творения Вивиан Майер, показанные в фильме, отличает умение уловить суть людей всех возрастов и слоёв общества, способность выстраивать отношения с моделью в пределах кадра, покинув зону комфорта, желание показать тёмную сторону жизни привлекательной и манящей. В них величие искусства встречается с банальностью жизни. Двухобъективная зеркальная профессиональная камера Rolleiflex, с которой она никогда не расставалась, позволяла фотографу сохранить зрительный контакт с субъектом, почти вплотную к нему приблизиться и «стрелять от бедра», не привлекая внимания. Помимо технического совершенства снимков и невероятной продуктивности американки, нащёлкивавшей по 200 плёнок в год, поражает уникальность и диапазон её сюжетов: автопортреты в отражении, обитатели городского дна, содержание мусорных баков, эксперименты с тенями, голые манекены и их части, мёртвые животные, прохожие со спины…

Одновременно с лентой Малуфа, канал ВВС представил документальную картину Джилла Николлса «Загадка Вивиан Майер», изложившую её биографию более упорядоченно и хронологически тщательно, включая беседы с другими обладателями наследия мастера и фотографии из их коллекций. Были написаны 4 книги, запущен официальный сайт, функционирует блог, продолжается сканирование негативов в лаборатории Нью-Йорка и по всему миру устраиваются выставки её произведений. Но личность Вивиан во многом остаётся загадкой. Фотографирование было её хобби или призванием? Работа няни являлась любимым делом или необходимым прикрытием её уличной деятельности? Её признанию помешали реалии американского мира искусства, где художницам приходилось отстаивать своё право на творчество, или элементарная скромность? Но главное, что её труды обнародованы и признаны тысячами людей. Они заставляют по-другому взглянуть на окружающих и семью, осознать, что в любом из нас таится целый мир, искать свои скрытые таланты и задуматься о самореализации в той или иной области.

Недавно мы рассказывали о - талантливом фотографе из Ленинграда, которая всю жизнь считала свои способности ничтожными, а потому тысячи ее снимков были обнаружены только спустя несколько лет после ее смерти. История мировой фотографии знает еще одну талантливую женщину-фотографа, которая всю жизнь скрывала свой дар от окружающих - это Вивиан Майер.


Имя фотографа неожиданно открыл бывший риэлтор Джон Малуф, который в 2007 году купил коробки с негативами на аукционе, где они были выставлены на продажу из-за неуплаты за услуги хранилища. Всего в архиве было более 100 тысяч негативов, частично непроявленных, и около 3 тыс. фотоотпечатков. Кроме того, коллекция содержала любительские кинофильмы на 8-мм и 16-мм киноплёнке, а также большое количество уличных интервью, записанных на магнитофон. Уже в октябре 2009 года имя Вивиан Майер получило известность после публикации фотографий на фотохостинге Flickr, однако их автор ушла из жизни за полгода до этого события.



Узнать что-либо о жизни Вивиан оказалось нелегко, потому что родственников, знавших ее при жизни, найти не удалось.



Вивиан Дороти Майер родилась в Нью-Йорке 1 февраля 1926 года. Росла она во Франции, но потом вернулась в Штаты. Сначала она работала в кондитерском магазине, а в возрасте 30 лет перебралась в Чикаго, где на протяжении 40 лет работала няней и сиделкой. Гуляя с детьми по городу целыми днями, Майер постоянно фотографировала уличную жизнь, никому не показывая готовые фотографии. Благодаря такому образу жизни фотохудожница получила у городских жителей прозвище «Мэри Поппинс с камерой».



Несмотря на то, что Вивиан не получила профессионального образования, а только брала уроки фотографии у подруги, ее снимки поражают своим высоким уровнем: техникой съемки, выбором сюжета, необычным светом и т.д. Особенностью ее стиля является также то, что ей удавалось приблизиться к своим персонажам практически вплотную.



Незадолго до смерти Майер семья Гинзбургов, в которой она работала в 1960-е и которая никогда не порывала связи со своей няней, купила для неё небольшую квартиру в хорошем районе. Последний год её жизни, после полученной на улице от падения на льду травмы головы, прошёл в доме престарелых, где она и скончалась 21 апреля 2009 года.