Порядок участия в управлении образовательной организации. Управление оу

От 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Данный Федеральный закон закрепил итоги развития системы образования в Российской Федерации за последние десятилетия, ввел в систему образования новые институты, в том числе, и в сфере управления образовательными организациями.

Вопросы общественного самоуправления всегда были достаточно острыми вопросами. Зачастую требование о развитии общественного самоуправления выглядело скорее как требование учредителей государственных и муниципальных учреждений, предъявляемое в соответствии с основными направлениями образовательной политики, чем как потребность образовательных учреждений. Во многих образовательных учреждениях развитие системы общественного самоуправления перешло на уровень осознания необходимости, полезности общественных органов самоуправления для образовательной организации, возложения на них важных задач и функций.

Так произошло не везде, однако многие администраторы образовательных организаций на момент вступления в силу нового Федерального закона констатировали, что их образовательные учреждения имели сформированную, эффективную, обладающую реальными полномочиями систему органов общественного самоуправления, которая выполняла важные задачи и была ценна для образовательного учреждения. Целый ряд руководителей подчеркивали значимость сложившейся системы для качества организации и ведения образовательного процесса, для учета мнения участников образовательного процесса, а также использовали данную систему как эффективный механизм защиты образовательного учреждения от произвольных решений его учредителя, и, тем самым, как дополнительный гарант стабильности учреждения (например, если в уставы включалось требование согласовать решение об увольнении руководителя с управляющим советом, руководитель был в существенно большей мере защищен в своих отношениях с учредителем, и зачастую мог свободнее отстаивать интересы учреждения перед учредителем).

При этом достаточно большое число образовательных учреждений в том или ином виде включали в эту систему органы, представляющие мнение обучающихся. Это могли быть советы обучающихся, в том числе довольно сложной структуры (советы классов, формирующие советы параллелей или ступеней образования, в свою очередь формирующие совет обучающихся учреждения в целом). Также распространение получило включение обучающихся в состав совета образовательного учреждения, управляющего совета, иных органов общественного самоуправления. На уровнях дошкольного, начального общего и основного общего образования, где обучающиеся в силу возраста не могли принимать осознанное участие в решении серьезных управленческих вопросов, в состав органов общественного самоуправления входили их родители (иные законные представители). Они могли или полностью заменить обучающихся, как, например, в дошкольном образовательном учреждении, либо быть включены наряду с ними, как, например, общеобразовательных учреждениях, где действовали советы родителей, либо родители входили в состав органов самоуправления, но одновременно с этим обучающиеся на уровне среднего общего образования, а также старших классов основной школы также участвовали в общественном самоуправлении через своих представителей.

Учет позиции обучающихся, их родителей (иных законных представителей) в ходе принятия управленческих решений, а иногда и непосредственное принятие таких решений органами, состоящими из либо включающими в себя обучающихся либо их родителей (законных представителей) представлялся достаточно значимым для многих руководителей образовательных учреждений по целому ряду причин. Это позволяет оптимизировать управление образовательной организации, учитывая мнение важнейших участников образовательной деятельности, а также имеет и образовательный эффект - развивает у обучающихся чувство ответственности и обучает их принятию решений. Кроме того, в условиях новой системы финансирования востребованность образовательной организации стала важнейшим фактором, предопределяющим его финансовое положение (через выданное ему государственное, муниципальное задание, потенциально варьируемое как по количеству, так и по качеству). Многие администраторы рассматривали систему общественного самоуправления, в том числе и участие в ней обучающихся, как важный фактор, обеспечивающий учет потребностей потребителей образовательных услуг организации, и, тем самым, обеспечивающий в конечном итоге привлекательности образовательного учреждения для потребителей.

В этой связи целый ряд руководителей образовательных организаций, а также многие обучающиеся и их родители (законные представители) негативно оценили Федерального закона, регламентирующую вопросы управления образовательной организацией. Данная статья была воспринята как ограничивающая права обучающихся по следующим причинам.

Два случая же носят универсальный характер и распространяются, в том числе, и на сферу общего образования.

Во-первых, ч. 3 ст. 30 Федерального закона предусматривается, что при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Во-вторых, ч. 7 ст. 43 Федерального закона предусматривает, что при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать не только тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, но и мнение советов обучающихся, советов родителей.

Тем самым, любая образовательная организация обязана учесть мнение советов обучающихся (при их наличии) при принятии локальных нормативных актов, либо при выборе меры дисциплинарного взыскания. Именно в этом и заключается предназначение органов, созданных для учета мнения – выразить свою позицию при решении ряда вопросов. Причем минимальный перечень таких вопросов перечислен в Федеральном законе. Иные случаи могут предусматриваться локальными нормативными актами образовательной организации.

Следует отметить, что учет мнения не означает обязательного согласования позиции с советами обучающихся. Учет мнения подразумевает процедуру, в ходе которой до принятия решения информация о планируемом решении направляется в совет обучающихся, далее администрация ожидает, и в случае, если мнение было выражено, оно подлежит обязательному рассмотрению перед принятием решения. Может быть также предусмотрено проведение согласительных процедур, но конечное решение в любом случае принимается администрацией образовательной организацией (либо иным коллегиальным органом управления, уполномоченным на принятие локального нормативного акта). Исключения могут наблюдаться на уровне отдельных образовательных организаций, если их локальными нормативными актами будет установлен иной порядок учета мнения, предусматривающий получения согласия советов обучающихся, однако это маловероятно.

Подчеркнем, что порядок учета мнения может быть установлен только на уровне самой образовательной организации локальным нормативным актом данной организации. Федеральный закон не устанавливает порядка учета мнения, кроме того, не дает полномочий установить порядок учета мнения никаким органам государственной власти или органам местного самоуправления. Это отличает учет мнения советов обучающихся от учета мнения представительных органов работников – в последнем случае порядок учета мнения зафиксирован непосредственно в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Представляется, что с большой долей вероятности именно закрепленный в трудовом законодательстве порядок учета мнения представительных органов работников послужит основой для разработки порядка учета мнения советов обучающихся в образовательных организациях. Напомним, что ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает учет мнения именно в формате доведения информации о решении, ожидания определенного времени, в течение которого представительный орган работников мог бы рассмотреть вопрос, получения мнения и в случае несогласия с ним проведения согласительных процедур, но финальное решение в любом случае принимает работодатель.

Обращаем внимание, что мнение советов обучающихся учитывается только в случае наличия таких органов. При этом их создание не является обязательным в соответствии с Федеральным законом. Если в организации не созданы советы обучающихся, то и учесть их мнение невозможно. Более того, Федеральный закон прямо говорит, что советы обучающихся создаются по инициативе самих обучающихся, родителей (законных представителей). Администрация образовательных организаций не занимается созданием советов обучающихся, это не входит в ее компетенцию.

Таким образом, советы обучающихся не являются коллегиальными органами управления образовательной организации. Они по своему правовому положению более всего напоминают представительные органы работников, например, профсоюзные органы. Они не создаются администрацией образовательной организации, не являются органами управления организации и тем самым не принимают никаких управленческих решений. Создание таких органов не обязательно. Сама образовательная организация не создает советы обучающихся, а потому не фиксирует в своих документах (уставе, локальных нормативных актах) ни решение о создании советов обучающихся, ни их структуру, ни порядок их работы и управления ими. Регламентации на локальном уровне подлежит только процедура взаимодействия с советами, опять же, по аналогии с профсоюзными органами.

Именно такой статус советов обучающихся и стал причиной распространения тезиса, что Федеральный закон ограничил права обучающихся на участие в управлении образовательной организацией. При этом зачастую приводится следующая аргументация. Ранее обучающиеся, их родители, законные представители формировали либо входили в состав органов общественного самоуправления, принимали значимые решения, участвовали в управлении образовательной организацией. Теперь же их роль свелась исключительно к возможности выразить свое мнение, в нескольких конкретно названных ситуациях. Тем самым они исключены из системы управления образовательной организацией, их права в этом отношении существенно пострадали.

Данная позиция представляется в корне неверной по ряду причин.

Прежний Закон РФ «Об образовании», действительно, предусматривал возможность создания органов общественного самоуправления, в составе которых могли быть созданы и советы обучающихся. Ст. 35 данного Закона предусматривалось, что управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строилось на принципах единоначалия и самоуправления, формами самоуправления были названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и иные формы. Вместе с тем, Законом определялось, что порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определялись уставом образовательного учреждения. Статьей же 36 определялось, что схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.

Таким образом, и ранее советы обучающихся не были предусмотрены в качестве обязательных для создания органов самоуправления образовательной организации. Они могли быть, а могли и не быть сформированы в образовательном учреждении, в зависимости от решения его учредителя и администрации. В случае, если желания формировать такие органы не было, они не создавались. Никаких обязанностей как-либо включать в систему органов общественного самоуправления органы, представляющие позицию обучающихся, либо включать обучающихся как представителей в состав органов общественного самоуправления не было предусмотрено.

Вместе с тем, по новому Федеральному закону , такая возможность как создать отдельный коллегиальный орган управления со своей компетенцией, состоящий из обучающихся и их родителей (законных представителей) либо включить указанных лиц в состав коллегиального органа управления не исключается. Ст. 26 Федерального закона предусматривает, что в образовательной организации не только формируются либо могут формироваться прямо поименованные коллегиальные органы управления, но и могут формироваться другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Частью 5 данной статьи предусматривается, что структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Федеральный закон не содержит норм, препятствующих включению представителей обучающихся в состав коллегиальных органов управления (за исключением органов, по своей сути имеющих иную природу, например, названных Федеральным законом общего собрания работников образовательной организации либо педагогического совета). Представители обучающихся, их родителей (законных представителей) могут быть включены в состав попечительского совета, управляющего совета, совета образовательной организации либо иных подобных органов, если это предусмотрено уставом образовательной организацией.

Кроме того, могут быть сформированы отдельные коллегиальные органы управления, выражающие позицию именно обучающихся и их законных представителей (по аналогии с тем, как общее собрание работников, являясь коллегиальным органом управления, выражает позицию работников, а педагогический совет – педагогических работников образовательной организации). Единственное, что такие органы теперь нецелесообразно называть «советами обучающихся», дабы не вносить путаницу с точки зрения различения коллегиального органа управления, предусмотренного уставов, и органа, сформированного в инициативном порядке и выражающего мнения соответствующих участников образовательных отношений. Например, в образовательной организации согласно ее уставу могут функционировать комитеты обучающихся, конференции или собрания обучающихся.

При формировании комитета обучающихся как коллегиального органа управления его статус будет существенно отличаться от статуса совета обучающихся как органа, выражающего мнение обучающихся.

Ключевыми будут следующие отличия.

    Комитет является коллегиальным органом управления, то есть принимает решения от имени образовательной организации, действует как орган образовательной организации. Совет не является органом управления, является самостоятельным, внешним по отношению к образовательной организации образованием.

    Комитет формируется образовательной организацией по собственному усмотрению, его структура, порядок формирования, срок полномочий определяются самой образовательной организацией и фиксируются в уставе. Совет, будучи внешним по отношению к образовательной организации образованием, не определяется самой образовательной организацией, он формируется независимо от нее самими обучающимися, вопросы структуры, сроков и т.п. решаются независимо от образовательной организации.

    Полномочия, структура комитета, порядок принятия им решений должны обязательно быть зафиксированы в уставе. Относительно же совета регламентироваться может лишь порядок его взаимодействия с образовательной организацией, а не внутренние вопросы его деятельности. Компетенция комитета при этом полностью определяется уставом образовательной организации. Случаи же, в которых обязательно необходимо учесть мнение совета обучающихся, прямо перечислены в Федеральном законе.

Таким образом, новый Федеральный закон никак не ущемил возможностей обучающихся войти в коллегиальные органы управления образовательной организацией. Часть 1 ст. 34 Федерального закона фиксирует право обучающихся на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом. Часть 3 ст. 44 фиксирует право родителей, иных законных представителей обучающихся принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации. Обучающиеся и их родители (законные представители) точно так же, как и по ранее действовавшему законодательству могут быть включены в состав коллегиальных органов управления или формировать отдельный коллегиальный орган управления. Как и раньше, это делается по усмотрению принимающих устав лиц, данные вопросы подлежат регламентации именно в уставе.

Вместе с тем, новым Федеральным законом введены дополнительные гарантии. Ранее, если желания включить обучающихся в органы самоуправления образовательного учреждения не было, их позиция никак не учитывалась на вполне законных основаниях. Теперь же, если советы обучающихся в образовательной организации созданы, то их мнение должно быть запрошено и при получении учтено. В этом смысле права обучающихся на участие в управлении образовательной организацией не только не сужены, но и расширены – за счет введения обязанности учесть мнение совета обучающихся в определенных случаях, независимо от желания администрации или учредителя образовательной организации.

Общественно-государственное управление ОУ – один из видов взаимодействия государства и общества. Его функция заключается в обеспечении реализации и удовлетворении образовательных потребностей общества и его подсистем.

Целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и властей, т.е. они должны формироваться в диалоге между заказчиками и конкретными потребителями результатов образования.

1) обеспечение функционирования образовательной сферы (участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы; взаимодействие государственных и общественных объединений и организаций; представление и защита интересов образования).

2) развитие системы образования (разработка и реализация соответствующих программ; разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, научно-исследовательской и общественно полезной деятельности обучающихся, возможной деятельности родителей обучающихся в интересах сферы образования; выявление резервов улучшения качества образования и приведение их в действие и др.).

Педагогический менеджмент.

Педагогический менеджмент – теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом. Он имеет специфику и присущие только ему закономерности.

Менеджер учебно-познавательного процесса - преподаватель, выступающий в качестве субъекта управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; руководитель учебного заведения (директор, его заместитель), выступающий в качестве субъекта управления учебно-воспитательной деятельностью педагогических работников.

Педагогический менеджмент - как деятельностная система - включает в себя следующие структурно-функциональные компоненты: цель деятельности, субъект деятельности, объект деятельности, содержание деятельности, способы деятельности (методы и стиль взаимодействия учителя с учащимися, руководителя с учителями и учащимися и т.д.).

Участие педагогов в управлении образовательным учреждением.

Статья 47 Закона № 273-ФЗ определяет правовой статус, права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. В частности, согласно п. 9 ч. 3 ст. 47 Закона № 273-ФЗ педагогический работник имеет право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом организации. В соответствии со ст. 26 Закона № 273-ФЗ управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. К коллегиальным органам управления относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет и другие органы управления , предусмотренные уставом образовательной организации.

Формы и способы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников и учащихся.

Формы взаимодействия педагогов с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Родительское собрание - основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного или школьного коллективов.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители - не пассивные слушатели. Их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов связаны с организацией и проведением занятий.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Целесообразно ее проведение, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме.

Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Диспут проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем.

Предметом обсуждения могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. Родительский актив - это опора педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей. На заседании родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием.

В школе и классах организуется групповые консультации , практические занятия для родителей с привлечением специалистов, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения.

Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку.

Педагогический коллектив и его развитие.

Педагогический коллектив – общность учителей, деятельность которых объединена целью педагогической работы и внутри общности существуют формальные и неформальные взаимоотношения.

Особенности педагогического коллектива:

1. много функциональность деятельности педагога

2. Самоуправляемость

3. Коллективный характер труда, коллективная ответственность

4. Нормирование рабочего дня

5. Преимущественно женский состав

Формы повышения профессиональной культуры и компетентности педагогов, их аттестация.

  • Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта.
  • один раз в пять лет они проходят специальное обучение в институтах (академиях)
  • Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, создания в школе определенной инновационной среды.
  • совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.
  • Научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты отдельных учителей или методических объединений являются итоговыми формами методической работы.
  • Педагогическое самообразование учителя.

Аттестация педагогических работников . Основной целью аттестации является стимулирование деятельности педагогических работников по повышению квалификации, профессионализма, развитию творческой инициативы, социальной защиты. Основным средством стимулирования выступает дифференциация оплаты труда учителя. В основу проведения аттестации положены принципы добровольности, открытости, коллегиальности, обеспечивающие справедливую, объективную оценку труда.

Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуществляется по двум комплексным показателям: 1 – обобщение итогов деятельности; 2 – экспертная оценка практической деятельности.

По первому показателю учитель имеет право представить творческий отчет, научно-методическую или опытно-экспериментальную работу. По второму показателю он проходит психолого-педагогическую экспертизу (диагностику) в различных вариантах. В некоторых школах, районных, областных комиссиях для этих целей используется компьютерная технология, тестирование, методы экспертных оценок. Механизм диагностирования и обобщения опыта педагогической деятельности уточняется и корректируется соответствующей аттестационной комиссией.

Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. Но иногда аттестация может проводиться по инициативе администрации, совета школы или педагогического совета для определения уровня педагогической квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности.

В целом, у работников организации есть возможность принимать активное участие в управлении образовательной организацией. В первую очередь, стоит отметить, что между работодателем и работниками заключен коллективный договор, регулирующий социально-трудовые отношения в гимназии. Сотрудники организации принимают активное участие во внесении изменений, утверждении данного локального акта.

Работа по формированию и изменению локальных актов, а также другие направления участия педагогов в управлении образовательной организацией осуществляются через работу коллегиальных органов управления. Как уже было отмечено ранее, в управлении гимназией принимают участие несколько коллегиальных органов, среди которых:

  • · Общее собрание работников образовательного учреждения;
  • · Педагогический совет;
  • · Управляющий совет (Устав образовательной организации, 2016).

Педагогические работники входят в состав каждого из указанных органов. Так, членами Общего собрания учреждения являются его сотрудники, работа в учреждении для которых является основной. Председатель Общего собрания избирается из его членов на срок не более трех лет и осуществляет свою деятельность на общественных началах - без оплаты. Общее собрание созывается при необходимости, но не реже чем один раз в год.

Данный орган:

  • · утверждает основные направлений деятельности учреждения;
  • · согласовывает отчетный доклад директора учреждения о работе в истекшем году;
  • · согласовывает отчетные доклады руководителей структурных подразделений;
  • · утверждает коллективный договор;
  • · утверждает результаты самообследования учреждения;
  • · утверждает правила внутреннего распорядка обучающихся;
  • · согласовывает локальный акт о нормах профессиональной этики педагогических работников;

В отличие от общего собрания, членами педагогического совета учреждения являются только его педагогические работники, а председателем педагогического совета является директор гимназии. Он также работает на общественных началах - без оплаты. Педагогический совет созывается не реже одного раза в квартал.

Педагогический совет:

  • · утверждает план (планы) учебной работы учреждения на год;
  • · утверждает образовательные программы, реализуемые в учреждении;
  • · утверждает перечень образовательных программ, разработку которых необходимо осуществить;
  • · подготавливает предложения по использованию и совершенствованию методов обучения и воспитания, технологий, электронного обучения;
  • · принимает решение о создании временных творческих объединений с приглашением специалистов различного профиля, консультантов;
  • · заслушивает информацию и отчетов членов педагогического совета учреждения;
  • · утверждает порядок формирования предметных (цикловых) комиссий;
  • · утверждает положения об аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям (Устав образовательной организации, 2016);

Наконец, управляющий совет является также коллегиальным органом управления. Деятельность членов управляющего совета основывается на принципах добровольности участия в его работе, коллегиальности принятия решений, гласности, а члены управляющего совета осуществляют свою работу в управляющем совете на общественных началах.

Управляющий совет включает в себя следующих участников:

  • · родителей (законных представителей) учащихся;
  • · учащихся;
  • · работников учреждения (в том числе руководителя учреждения);
  • · представителя учредителя;
  • · кооптированных членов (лиц, которые могут оказывать содействие в успешном функционировании и развитии данного учреждения).

К компетенции управляющего совета относится разработка общих стратегических вопросов, касающихся развития гимназии, согласование и утверждение некоторых локальных актов, обеспечение гласности деятельности различных комиссий и т.д.

Наряду с перечисленными органами управления, в целях учета мнения педагогических работников по вопросам управления учреждения и при принятии учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы в гимназии действует профессиональный союз работников учреждения Доля членов профсоюза в трудовом коллективе - 65%.

Несмотря на развитую систему вовлечения педагогов в управление образовательным учреждением, большинство учителей не придают ей существенного значения. Так, среди опрошенных педагогов только 24% отметили, что для них важно принимать активное участие в управлении гимназией, и только 18% отметили свое активное участие в управлении. Ключевой причиной такого несоответствия теоретических возможностей и реальной ситуации заключается, в первую очередь, в нежелании педагогов быть вовлеченными в процесс управления, например, из-за высокой загруженности. Многие воспринимают это как еще одну рабочую обязанность.

Совет школы прводит заседания один раз в четверть. Если требуется

решение срочных вопросов. то по мере необходимости.

План работы Совета школы на 2017-2018 уч.г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об Управляющем совете

МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Лебедевка"

1. Общие положения

1.1. Управляющий совет - выборный орган стратегического государственно-

общественного управления гимназией, работающий между конференциями.

Главной целью деятельности Совета является содействие школы в осуществлении ее

задач, предусмотренных уставом, а также дополнительному привлечению финансовых ресурсов для укрепления материальной базы школы и повышения качества оказываемых ею услуг. Совет не вправе вмешиваться в текущую оперативно-распорядительскую деятельность администрации школы.

1.2 Управляющий совет Школы (далее по тексту Совет) является коллегиальным органом самоуправления, осуществляющим в соответствии с указом школы решение отдельных вопросов, относящихся к компетенции общеобразовательного учреждения.

1.3. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными

нормативными актами Российской Федерации, органов местного самоуправления, уставом школы, регламентом Совета, иными локальными нормативными актами школы.

1.4. Деятельность членов Совета основывается на принципах добровольности,

равноправия участия в его работе, коллегиальности принятия решений, гласности.

1.5. Настоящее Положение регламентирует:

Численность и порядок формирования и деятельности Совета;

Компетенции Совета.

1.6. Члены Совета не получают вознаграждения за работу в Совете.

2. Структура и порядок формирования Управляющего совета

2.1. Структура Управляющего совета

2.1.1. Управляющий совет формируется из лиц, заинтересованных в поддержке и

совершенствование деятельности школы на основании решения конференции участников

образовательного процесса (педагогов и родительской общественности, учащихся) школы.

2.1.2. Совет состоит из избираемых членов, представляющих:

Родительскую общественность всех ступеней обучения,

Работников школы,

Обучающихся третьей ступени обучения,

так же в состав входит директор школы и представитель Учредителя или органов

управления образования.

По решению Совета в его состав могут быть приглашены и включены граждане, чья

профессиональная и (или) общественная деятельность, знания, возможности могут позитивным образом содействовать функционированию и развитию школы.

2.1.3. Численный состав Совета 13-15 человек Директор и представитель от Учредителя или органов управления образования являются членами Совета по должности, остальные 11 членов избираются.

2.2. Порядок формирования Управляющего совета

2.2.1.Формирование Совета осуществляется путем выдвижения кандидатов:

Педагогическим Советом от педагогического коллектива,

Профсоюзным комитетом.

Попечительским советом от родительской общественности (4 представителя, по 1

представителю от ступени, включая членов правления),

Парламентом от коллектива учащихся (не менее 2 представителя, по одному представителю

от каждой параллели 10-11 классов).

2.2.2. Список членов Совета утверждается конференцией участников образовательного процесса.

Лица, избранные в состав Совета, могут переизбираться неограниченное число раз.

3. Полномочия Управляющего совета.

3.1. Члены Совета работают на общественных началах. Совет в рамках своих полномочий тесно сотрудничает с педагогическим коллективом и Некоммерческим партнерством Попечительский совет школы, ученическим Парламентом, органами управления образования.

3.2. Основными задачами Совета является:

Определение основных направлений развития школы;

Содействие созданию в школы оптимальных условий и форм организации

образовательного процесса;

повышение эффективности финансово-экономической деятельности школы,

стимулирование труда его работников, привлечение внебюджетных средств, определение направлений, форм, размера и порядка использования внебюджетных средств школы, в том числе на оказание помощи обучающимся из малообеспеченных семей, сиротам, опекаемым и на поддержку и стимулирование одаренных обучающихся

Контроль за целевым и рациональным расходованием финансовых средств школы;

Участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательного

процесса в случаях, когда это необходимо.

3.3. Совет имеет следующие полномочия и осуществляет следующие функции:

3.3.1. Совет утверждает:

Режим работы школы;

Программу развития школы и целевые инновационных программы;

Введение (отмену) единой школьной формы одежды учащихся;

Бюджет школы;

Положение школы о порядке и условиях распределения стимулирующих выплат работникам школы;

Публичный доклад школы.

3.3.2. Совет распределяет по представлению директора школы стимулирующих выплат

педагогическому персоналу школы, вносит рекомендации по распределению стимулирующих выплат непедагогическому персоналу.

3.3.3. Совет согласовывает по представлению директора школы

Смету расходования средств, полученных школой от внебюджетных источников,

Создание в школы общественных (в том числе детских и молодежных) организаций

(объединений).

3.3.4. Совет рассматривает жалобы и заявления, поступившие в Совет от учащихся, их родителей или педагогов на действие (бездействие) педагогического коллектива и администрации школы, на нарушение устава школы отдельными учащимися и договорных

условий родителями.

3.3.5.Совет заслушивает отчет администрации школы

По итогам учебного и финансового года,

О реализации инновационных программ развития.

3.4. Совет имеет право:

3.4.1. Вносить предложения по совершенствованию образовательной деятельности школы;

Вносить предложения по внесению изменений и дополнений в Учредительный договор и Устав школы;

Осуществлять контроль за целевым использованием внебюджетных средств,

Пользоваться материалами ревизионной комиссии Попечительского совета;

Решать вопросы по проблемам образования на уровне Учредителя, администрации

района.

3.4.2. Вносить предложения по совершенствованию работы администрации школы.

3.4.3. Ходатайствовать при наличии оснований перед директором школы о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа вспомогательного и административного аппарата.

3.5. Член Совета имеет право:

Принимать участие в обсуждении и принятии решений Совета, выражать в письменной форме особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания Совета;

Делать запрос директору школы по предоставлению всей необходимой информации для участия в работе Совета по вопросам, относящимся к его компетенции;

Присутствовать на заседаниях педагогического Совета школы с правом совещательного голоса;

Досрочно выйти из состава Совета по письменному уведомлению председателя.

З.6. Председатель Совета:

Несет ответственность за подготовку и проведение заседаний Совета;

Совместно с директором школы участвует в решении вопросов, связанных с разработкой проектно-сметной документацией школы, с заключением контрактов, соглашений, договоров с различными организациями и частными лицами;

Представляет Совет перед органами власти и управления, а также в отношениях с иностранными, юридическими и физическими лицами;

Принимает решения о предъявлении от имени Совета претензий и исков к юридическим лицам и гражданам, как в Российской Федерации, так и за рубежом;

Обеспечивает выполнение решений Совета;

Организует взаимодействие Совета с учредителями, администрацией школы,

Попечительским советом, ученическим Парламентом.

4. Организация деятельности Управляющего совета

4.1. Организационной формой работы Совета является заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

4.1.1. Заседания Совета проводятся в соответствии с планом или созываются

председателем Совета, а в его отсутствие - заместителем председателя.

Дата, время, повестка дня заседания, а также необходимые материалы сообщаются и

Передаются членам Совета не позднее, чем за 3 дня до заседания Совета.

4.1.2. На заседании может быть решен любой вопрос, отнесенный к компетенции Совета.

4.2. Первое заседание Совета созывается директором школы не позднее, чем через месяц после его формирования. На первом заседании Совета избираются председатель, заместитель председателя, секретарь Совета открытым голосованием, большинством голосов.

Совет вправе переизбрать своего председателя, заместителя и секретаря в любое время большинством голосов общего числа членов. Председателем Совета не может быть представитель учредителя или органов управления образования, директор школы, председатель Попечительского совета, учащиеся.

4.3. Планирование работы Совета осуществляется в порядке, определенным регламентом Совета. Регламент совета должен быть принят не позднее, чем на втором заседании.

4.4. Совет имеет право

Создавать постоянные и временные комиссии для подготовки материалов к заседаниям Совета, выработки проектов его решений в период между заседаниями;

Привлекать к работе в этих комиссиях членов педагогического и ученического

коллективов и родительской общественности, а так же других лиц, компетентных в данных вопросах с их согласия;

Определять структуру, число членов и персональное членство в комиссиях;

Назначать председателя комиссии (только из членов Совета);

Утверждать задачи, функции, регламент работы комиссии.

4.5. Заседание правомочно, если на нем присутствуют не менее половины числа членов Совета, определенного настоящим положением. Заседание ведет председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя.

4.6. Решения совета принимаются большинством голосов членов Совета, присутствующих на заседании, при открытом голосовании, оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем Совета.

4.6.1.Постановления и протоколы заседаний Совета хранятся в номенклатуре дел школы.

С ними могут познакомиться все участники образовательного процесса.

4.6.2. В номенклатуру дел Совета входит:

Положение о Конференции;

Протоколы и резолюции Конференции;

Протоколы (материалы, прилагаемые к протоколам) и постановления заседаний

Управляющего совета;

Состав Совета.

Документы хранятся 5 лет и передаются в архив школы по акту.

4.6.3. Документацию ведет секретарь Совета и передает вновь избранному секретарю по акту, который подписывают предыдущие и вновь избранные председатели и секретари (форма прилагается).

4.7. Для осуществления своих функций Совет вправе:

Приглашать на заседания Совета любых работников школы для получения разъяснений, консультаций, заслушивания отчетов по вопросам, входящим в компетенцию Совета;

Запрашивать и получать у директора школы и (или) учредителя информацию,

Необходимую для осуществления функций Совета, в том числе в порядке контроля за

реализацией решений Совета.

4.8. Организационно - техническое обеспечение деятельности Совета возлагается на

администрацию школы (в случае необходимости - при содействии учредителя).

Администрация школы обеспечивает заседания Совета необходимыми педагогическими,

справочными и другими материалами по рассматриваемому вопросу.

4.9. Прекращение деятельности Совета или изменение его правового статуса может быть

принято решением Конференции всех участников образовательного процесса школы.

5. Обязанности и ответственность Совета и его членов.

5.1. Совет несет ответственность

за принятие и своевременное выполнение решений,

входящих в его компетенцию.

Директор школы вправе самостоятельно принимать решение по вопросу, входящему в

компетенцию Совета, в случае отсутствия необходимого решения Совета по данному вопросу в установленные сроки.

5.1.1. Совет отчитывается о своей работе ежегодно на Конференции.

5.2. Члены Совета, в случае принятия решений, влекущих нарушения законодательства РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

5.3. Решения, противоречащие положениям Устава школы, положениям договора учреждения и учредителя, не действительны с момента их принятия и не подлежат исполнению директором школы, ее работниками и иными участниками образовательного процесса.

По факту принятия вышеуказанного решения учредитель вправе принять решение об его отмене, либо внести через своего представителя представление о пересмотре такого решения.

5.4. В случае возникновения конфликта между Советом и директором школы (несогласие директора с решением Совета или несогласие Совета с решением (приказом) директора), который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает учредитель.

5.5. Члены Совета обязаны посещать его заседания.

5.6. Полномочия любого избранного члена Совета могут быть прекращены досрочно по решению общего собрания Совета, Конференции или по собственному желанию.

5.7. Член Совета может быть выведен из его состава по решению Совета в случаях:

По его желанию, выраженному в письменной форме;

При увольнении с работы педагогического работника;

В связи с окончанием школы или переходом в другое образовательное учреждение

учащегося;

Если он систематически (более двух раз) не посещает заседания без уважительной

причины;

При отзыве представителя Учредителя;

Если совершены противоправные действия, несовместимые с членством в Совете;

При выявлении следующих обстоятельств, препятствующих участию члена Совета в его работе: лишение родительских прав, запрещение в судебном порядке заниматься педагогической и иной деятельностью, связанной с работой с детьми; признание по решению суда недееспособным, наличие неснятой или непогашенной судимости за преступление.

Вывод члена из Совета оформляется протоколом.

5.8. После вывода (выхода) из состава Совета его члена Совет принимает меры для

замещения выбывшего члена (посредством довыборов или кооптации).

6. Формы, порядок привлечения и расходования дополнительных внебюджетных средств школы

6.1. Привлечение дополнительных внебюджетных средств Советом осуществляется в

форме пожертвований и целевых взносов на программы развития школы, спонсорской помощи физических и (или) юридических лиц (в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц), общественными организациями, фондами. Пожертвования, целевые взносы или спонсорская помощь школы может производиться в денежном или материальном выражении в порядке, установленном Гражданским Кодексом РФ.

6.2. Привлечение целевых взносов законных представителей может иметь своей целью

приобретение необходимого образовательному учреждению имущества, укрепление и развитие материально-технической базы учреждения, охрану безопасности обучающихся в период образовательного процесса, либо решение иных задач не противоречащих действующему законодательству и уставной деятельности учреждения.

Инициатива о привлечении целевых взносов может исходить от учредителей, руководителя образовательного учреждения, Попечительского совета, Управляющего совета или иного органа самоуправления учреждения, а также от родителей (законныхпредставителей) обучающихся.

Размер целевого взноса определяется каждым из родителей (законных представителей) самостоятельно, исходя из имеющихся возможностей.

Целевые взносы родителей (законных представителей) на основании их заявления вносятся в учреждения банка на расчетный счет школы или в кассу школы.

Распоряжение привлеченными целевыми взносами осуществляет директор школы по объявленному целевому назначению по решению Управляющего совета и согласованию с Попечительским советом.

6.3. Бухгалтерский учет и отчетность по целевым взносам и пожертвованиям осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

6.4. Дополнительные внебюджетные средства направляются на:

Сохранение и развитие материальной базы школы;

Совершенствование эффективности образовательного процесса;

Финансовую поддержку реализации инновационных программ развития школы;

Поощрение учащихся и педагогов за высокие показатели в образовательной деятельности;

Охрану жизни и здоровья педагогического и ученического коллектива школы.

Приложения к Положению:

1. Договор пожертвования (дарения в общеполезных целях).

Закон говорит о том, что управление образованием носит демократический характер, а педагогические работники, обучающиеся, родители имеют право на участие в управлении образовательными организациями. Очевидно, что обучающиеся на ступени дошкольного образования участвуют в управлении опосредованно, через своих родителей (законных представителей), потому что в этом возрасте сами не способны выразить и сформулировать свои интересы в части работы образовательной организации. Для обучающихся закон делает специальное уточнение, они имеют право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом. Иными словами, право на участие в управлении теоретически есть, однако практически оно реализуется лишь в формах, предусмотренных уставом. В этом смысле где-то это может быть реальным участием, когда от голоса родителей зависит решение ключевых вопросов, а где-то – скорее декоративным моментом, когда максимум, на что могут рассчитывать родители, это на то, что их мнение рассмотрят (в ряду других обстоятельств, влияющих на принятие решения). При этом в новом законе появилась одна новая возможность: «В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации создаются советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся». Фактически, это означает, что родители сами, по своей инициативе, могут создать совет. Администрация образовательной организации никак на это не влияет – это исключительно инициатива родителей, право на нее дано законом. Если родители такую инициативу проявили, администрация обязана будет учитывать факт существования совета, подчеркнем еще раз, независимо от того, что написано в уставе. Мнение совета необходимо будет учесть при принятии локальных нормативных актов, которые затрагивают интересы обучающихся. Учет мнения не означает, что с мнением всегда должны согласиться. Однако его должны предварительно (!) запросить у совета, и не принимать решения до тех пор, пока не рассмотрят его позицию. Срок, в течение которого совет должен выразить свое мнение по вопросу, может быть установлен в уставе или иных локальных нормативных актах, и может быть разным для разных образовательных организаций.

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

Статья 26. Управление образовательной организацией.