Обучение для продавцов. Узнайте, насколько мы повысим ваши продажи

Эмпирическим путем, в процессе проведения тренингов и «Тайного покупателя», мне удалось выделить наиболее часто встречающие ошибки продавцов – консультантов в розничной продаже. В первую очередь это относится к такому сегменту как обувь — одежда, бытовая техника. Я просто выбрала всего три ошибки, которые в процессе обучения бросались в глаза. Итак, начнем!

3 МЕСТО занимают слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Многие продавцы, в этот момент становятся похожи на сладкозвучных мифических Сирен, которые заманивали моряков голосами, и усыпляли бдительность путешественников.

В торговом зале это звучит так:«Моделечка» (начиная от туфли и заканчивая моделью пылесоса), «стелечка», «на вашу ножку» (речь идет о 47 мужском размера). И тому подобное. Не спорю, некоторые клиенты вообще не реагируют, некоторым нравиться.

Однажды, я услышал фразу, которая стала для меня просто апогеем в этой теме. Девушка — консультант рассказывала про антигрибковую стельку для обуви, цитирую: «Стелечка против ГРИБОЧКОВ». Без комментариев.

Кроме этого, здесь скрываются еще два момента: во — первых употребляя уменьшительно – ласкательный суффикс, продавец автоматически становиться на позицию общения ниже, чем клиент. А оно нам надо?

Во — вторых, к сожалению, или к счастью, существуют стандарты работы, где прописаны основные фразы и правила поведения продавца. Стандарты формируют имидж компании, бренда. Мне сложно представить, чтобы в McDonald’s или Starbucks говорили: «Пирожочек или кофеечек будете?». Вообщем, косим ГРИБЫ, что называется.

2 МЕСТО занимает «Песнь о Тундре», в исполнении продавца – консультанта. Поясню.

Всем известно, что чукча, представитель жизнерадостного и вполне дружественного народа, сам сочиняет песни о том, что видит в процессе следования на санях: «Вот солнышко вышло, и олень рогатый ягель сочный ест».

Вполне миленько получается. Но когда продавец – консультант начинает «петь песнь», то есть говорит все подряд, лишь бы как — то занять пространство и время, это уже тревожный звонок.

Ошибка у многих продавцов одна – отрывочные фразы, что запомнили о ботинке, пылесосе, кофемолке, что видят то и говорят. «Скатываются» на презентацию о ботинке «это натуральная кожа», «хорошая качественная модель», «германское производство, а да здесь еще такая кнопка есть…».

И так, пока не «погребут» клиента под лавиной информации. Но ведь есть специальные приемы, позволяющие структурировать речь, это и Язык Пользы, и создание Ключевых Фраз, и прием «Читаем модель».

Да и еще, чукча в санях умеет управлять санями – он может вовремя затормозить, остановиться. Наши же продавцы набирают «положительную» инерцию, когда клиент, стоит и слушает (ну не прерывать же человека?), и потом не могут остановиться. Кнопка «стоп» у некоторых просто западает видимо.

1 МЕСТО. За это почетное место боролись сразу несколько номинантов, но я остановила свой выбор на

…Удочках — Вопросах.

Есть такое выражение «закинуть удочку», то есть задать вопрос – дать какую — то информацию и ждать, как отреагирует ваш собеседник.

Продавцы «закидывают удочку» вопросами разного типа. Неопытные – часто используют закрытые вопросы. Это все равно, что рыбачить без приманки, шанс небольшой конечно, но есть. Например: «Вам показать эту модель?». Клиент может сказать «да» либо «нет». Если сказал «нет» — снова удочку – вопрос, закидываем, и так, пока не умотаем клиента или пока магазин не закроется.

  • «Вам темный или светлый?»
  • «Вам с насадкой или без?»
  • «Вы хотите на каждый день или на выход (особый случай)?»

Но, как продавцы сами отмечали, мало используют открытые вопросы.

Институт Бизнес Технологий и Валерий Глубоченко провели мастер-класс на тему: «Внедрение стандарта по переговорам». Целью мастер-класса стала разработка плана действий, позволяющего внедрить в компании Стандарт ведения переговоров и, таким образом, увеличить продажи в компании. Подробнее - в репортаже нашего журналиста.

Свое выступление Валерий Глубоченко начал с того, что зачастую в компаниях не очень удачно построена либо вообще отсутствует система обучения продавцов. Обычно в таких компаниях наблюдаются три ключевые роли :

  • - Руководитель. Он всегда занят, у него нет методики передачи знаний, и он не принимает участия в утверждении обучающего материала для продавцов.
  • - Внутренний тренер. Очень сложно оценить его работу, руководство компании мало знает, что и как он делает, у него нет целостной системы тренинговой и посттренинговой работы, к тому же ему не хватает авторитета.
  • - Наставничество. Работает крайне ситуативно, по мере попадания в затруднительные положения.

Далее ведущий поделился ужасающей статистикой о том, почему на самом деле от компании уходят клиенты. Оказывается, только 14% клиентов уходят, потому что не удовлетворены продукцией или стандартами работы. А 68% покупателей уходят к фирмам-конкурентам, потому что недовольны тем, как с ними обращались!

Отсюда Валерий сделал вывод: нужно повышать качество обслуживания клиентов и проведения переговоров с ними. Для этого он разработал целую систему обучения и контроля продавцов, которая помогает повысить продажи. Главное, что нужно запомнить руководителям отделов продаж, - все показатели работы продавца нужно измерять.

«68% покупателей уходят к фирмам-конкурентам, потому что недовольны тем, как с ними обращались»

Ведущий предлагает несколько способов измерения:

1) Протокол после встречи;

2) Инструмент измерения качества выполнения упражнения - Контрольный Лист Наблюдения (КЛН).

А начинается все, конечно же, с момента приема нового продавца на работу и с его введения в должность . При этом Валерий рекомендует использовать такую схему:

1. Обучение по продуктам/услугам компании

2. Экзаменационное тестирование по продуктам

3. Допуск к работе при ответах на 80% вопросов

4. 5–6 контрольных звонков/встреч

5. Протокол после звонка/встречи

6. Допуск, если балл по результатам оценки протокола больше 80 баллов

7. Зависимость зарплаты от количества баллов

8. Постановка индивидуальной цели

Когда продавец успешно прошел первое «испытание», важно правильно вести его в развитии, помогая ему совершенствовать свои навыки ведения переговоров с клиентами. Валерий акцентировал внимание участников мастер-класса на том, что существуют так называемые «моменты истины» в переговорах-то есть те ситуации, в которых сделки срываются чаще всего.

В связи с этим ведущий предлагает, во-первых, определить эти «моменты истины» для компании (в разных бизнесах они свои). Во-вторых, разработать скрипты для всех «моментов истины». А в-третьих, адаптировать скрипты под специфику продукта, канал продаж, цели покупки для клиента и т. д.

Скрипт - это инструмент для усвоения идей и техник. Он особенно важен для того, чтобы навык начал формироваться. Ведь, как заверил спикер, мастерство формируется путем постоянных тренировок.

Какими же могут быть «моменты истины» ? Вот несколько примеров:

  • - начало разговора и расположение клиента к общению
  • - вопрос «сколько стоит?»
  • - побуждение интереса клиента к покупке дорогого продукта
  • - как спросить у клиента нужную информацию?
  • - как обосновать высокую стоимость товара?
  • - просьба клиента «дать скидку»
  • - любые возражения клиента.

Под каждую из таких ситуаций, а также под ряд других распространенных «моментов истины» необходимо разработать скрипт, по которому продавцы и будут тренироваться общаться с клиентами.

«В переговорах существуют так называемые «моменты истины» - те ситуации, в которых сделки срываются чаще всего»

Возвращаясь к системе обучения и контроля продавцов, Валерий Глубоченко заметил, что успешность подобного проекта зависит от нескольких важных факторов. Например, от участия первого лица в подготовке обучающего материала; формального утверждения стандарта; соответствия стандарта корпоративной культуре; времени на адаптацию сотрудников и т. д.

Кроме того, очень важно создать систему поддержки и контроля использования стандарта, а также правильно выбрать внутреннего тренера, отметил ведущий.

Обучающий материал. Должен включать в себя теоретический материал, скрипт, описание упражнений, идеальный/неправильный пример видео, видеоэкзамен и оценку с помощью КЛН.

Тренировки. Необходимо многократное повторение тренировок, чтобы сотрудники могли повышать свою оценку по КЛН. Например, тренер либо руководитель отдела с функциями тренера собирает продавцов 2–3 раза в неделю (по часу) и тренирует их по определенной теме.

Видеосъемка. Этот способ позволяет продавцам взглянуть на себя со стороны и найти свои ошибки с помощью КЛН. Компаниям необходимо накапливать видеоролики с правильным и неправильным выполнением упражнений.

Система мотивации. Валерий советует проработать систему мотивации продавцов таким образом, чтобы они старались выполнять упражнения качественно.

Протокол встречи. После каждой встречи продавец заполняет протокол встречи, оценивает свои переговоры в баллах и пишет резюме встречи (тут видна разница между реальной и желательной ситуацией).

Наставник. В предложенной системе обучения продавцов как нельзя более важна роль наставника. Причем, по словам Валерия, лучший наставник в компании - это первое лицо.

«Скрипт - инструмент для усвоения идей и техник. Он особенно важен для того, чтобы у продавцов начал формироваться навык ведения переговоров»

Что делает наставник? Он:

  • - Контролирует заполнение протоколов, написание резюме после встречи
  • - Просматривает резюме
  • - Пишет резолюцию на резюме (что сделано правильно, что упущено, что стоило бы сделать в данной ситуации)
  • - Пополняет стандарт: систематизирует и доносит до других успешный опыт

При этом, как правильно подметили участники мастер-класса, а ведущий их поддержал, у наставника должна быть мотивация и время, чтобы совершать описанные выше действия. Также критично важно, чтобы было место, где будет храниться вся эта информация.

Взаимодействие Наставника и Тренера. По результатам анализа протоколов встреч, наставник направляет продавца на коррекцию к тренеру. Продавец должен пройти часть курса, отдельные темы, теорию и практику, и повысить свой балл. Наставник же должен видеть прогресс по следующим протоколам и по доходу.

«Мастерство формируется путем постоянных тренировок»

Возникает закономерный вопрос: как же поддерживать всю эту систему в настоящем времени ? Тут у Валерия также есть несколько ключевых рекомендаций:

1. Наставник и Тренер должны сохранять наиболее успешные и провальные протоколы встреч.

2. При обучении нового сотрудника, он обязательно должен просматривать успешное и провальное видео, а также читать правильные и неправильные протоколы.

3. Существующему сотруднику периодически должна приходить задача ознакомиться с новыми успешными действиями.

4. А также необходимо обязательно обновлять скрипты, как только появляется новая ситуация - например, появляется новый продукт или услуга.

МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ МЕРОПРИЯТИЯ

Александр Собокарь,

директор, ИВТ

Сегодня я оказался в нужном месте и в нужное время. На мастер-классе обсуждалось несколько полезных моментов, которые позже мы тоже собираемся внедрить в компании. Больше всего понравилась идея создания скриптов и видеоархива, которые позволят как работать над ошибками менеджерам, так и в дальнейшем обучать новых менеджеров и развивать дилеров в регионах.

Наша компания занимается продажей промышленного оборудования. В работе приходится сталкиваться с различными трудностями. Наиболее актуальная проблема - это экономическая нестабильность в целом. Остро стоит вопрос цены, клиенты не всегда готовы платить запрашиваемую цену. Поэтому мы сейчас ищем пути, как преодолеть эту проблему, ищем новые направления, новых клиентов.

В будущем планируем строить систему продаж, наподобие той, о которой говорил Валерий Глубоченко. Общее видение уже присутствует.

Ксения Остапюк,

руководитель отдела проектов, «ФИГАРО-КЕЙТЕРИНГ»

Я с недавнего времени работаю руководителем отдела, поэтому большинство идей, озвученных Валерием Глубоченко, для меня очень интересны. Очень полезной была мысль о том, что нужно много вкладывать в развитие своих менеджеров по продажам, вплоть до постановки речи, подготовки скриптов и так далее.

Наша компания предоставляет кейтеринговые услуги. Если говорить о системе продаж, то у нас есть система наставничества для новых сотрудников. Сейчас хотим разработать также систему обучения и развития для всех сотрудников отдела продаж.

Основные трудности, с которыми сталкиваются наши менеджеры, связаны с тем, что некоторое время назад у нас изменилось позиционирование. Мы перешли в другой сегмент, стали предъявлять более высокие требования к качеству, соответственно - ценовая политика несколько изменилась. И оказалось, что не все клиенты готовы к таким переменам. Поэтому сейчас уделяем большое внимание работе с клиентами, ищем пути повышения эффективности отдела продаж.

Построение эффективной системы обучения для продавцов является одним из важнейших задач руководства торгующей организации. Проблема состоит в том, что профессии продавца не учат в институтах и техникумах. И обученный специалист по продажам является ценностью для компании. Поэтому в большинстве магазинов создаются различные системы обучения продавцов. Сложность обучения продавцов состоит в том что мало дать знания, необходимо привить умения и навыки продаж. Это достаточно долгий процесс, можно сказать, что в среднем подготовка продавца занимает около месяца.

Как организовать обучение для продавцов

Первая проблема, которую нужно решать на стадии обучения это определить ответственного сотрудника. В любой компании должно быть звено, которое отвечает за процесс обучения продавцов. В больших компаниях, где есть потребность в постоянном и массовом найме и обучении, создаются корпоративные университеты, нанимаются тренинг менеджеры. В маленьких и средних компаниях, как правило, задача обучать персонал возлагается либо на непосредственного руководителя, либо на более опытного продавца – наставника. С каждым годом растет популярность внешних тренингов от специализированных фирм. Но в целом их доля пока что очень мала.

После того как вы определились с тем кто будет заниматься обучением продавцов. Необходимо подумать о мотивации наставника и об организации самого процесса обучения. Так же важно подготовить место для тренингов и раздаточные материалы.

Система обучения для продавцов

Для повышения эффективности обучения продавцов рекомендуется разработать систему обучения, где по дням расписано чему учат сотрудника. От того на сколько продумана система обучения зависит не только на сколько качественно будет подготовлен сотрудник, но и сколько он отработает в компании. Очень часто встречаются случаи, что компания несет большой отток сотрудников в первый месяц работы, это связано с тем что стажёру уделяется недостаточно времени или обучение проводится хаотично и не системно. Вот пример продуманной системы обучения для продавцов:

1й день обучения

Знакомство в формате само презентации.

Рассказ про компанию в которую устроился сотрудник. Основные ценности, достижения и история. Сотруднику важно показать что он устроился в серьёзную фирму, придать статусности работы. Рассказать, в том числе и про команду в которой ему предстоит работать.

Теоритический курс по этапам продаж (в зависимости от специфики продаж этот пункт может длиться до 1 недели).

2й день обучения

Курс по продукту и конкурентам.

3й день обучения

Краткая аттестация по итогам предыдущего дня.

4й день обучения

Краткая аттестация по итогам предыдущего дня.

Курс по продукту. Практическая отработка продаж.

Это достаточно грубый пример того как нужно планировать первичное обучение. Часто продавца нужно научить продавать достаточно широкий спектр товаров, для этого потребуется больше времени.

Вторичное обучение продавцов

Работа в продажах отличается высокой динамикой, постоянно происходят различные изменения и важно быть к ним готовым. Поэтому обучать продавцов необходимо постоянно. Под вторичным обучением продавцов понимается в том числе и повторение ранее изученных материалов. Рекомендуется, раз в месяц проводить аттестацию продавцов, по её итогам отправлять продавцов на дополнительные тренинги. Так же в качестве вторичного обучения можно использовать .

Кроме того для построения эффективной системы обучения для продавцов необходимо постоянно собирать обратную связь от клиентов и от самих продавцов. Внимательно реагировать на действия конкурентов.

Специальностей продавцов очень много и обучение для продавцов должно быть не только по , по но и по продукту который нужно будет продавать. В данном разделе будут собраны материалы по обучению для продавцов по различным товарам. Много информации накопилось розничной торговле и телекоммуникациям. Кроме этого если у читателей есть информация которая будет полезна её можно размещать на нашем . Для удобства информация разделена по группам.

Думаю, все вы знаете Арнольда Шварценеггера – известный актер, губернатор калифорнии, бизнесмен… И мало кто знает, что в 1967 году Арнольд стал самым молодым в истории «Мистером Вселенная». И еще меньше знает о том, что спортсмен тренировался по 4-5 часов в тренажерном зале. А если зал был закрыт, то он выбивал стекла, и все равно попадал внутрь зала.

Эту историю я часто рассказываю на тренингах для директоров и управляющих розничных магазинов. Обучение персонала — это как спорт, — можно быть любителем и время отгонять в футбол во дворе, а можно быть профессионалом, играть в большой спорт и зарабатывать на этом, получать славу и так далее.

Итак, чтобы стать чемпионом, в спорте или в продаже, необходимы ежедневные тренировки. Какие же правила обучения продавцов в розничном магазине?

Сегодня многие понимают необходимость тренингов по продажам. После тренинга, само собой, все ждут повышения продаж. И мало кто задумывается о том, что умение продавать складываться из отдельных навыков – навык задать правильные вопросы, навык говорить на языке выгод и т.д. Это, как завязывать шнурки. Завязывать шнурки у малыша получается только после нескольких неудачных попыток. То же самое и с навыками продаж. Тренинг длится 2-3 дня, а навык, как утверждают специалисты, формируется 21 день. Иногда происходит следующая ситуация: на тренинге участники получили новую информацию, попробовали использовать новые приемы и техники. После выхода в торговый зал продавец понимает, что использовать фразы, которые он говорил вчера, нельзя, а новый навык еще не сформирован. И здесь очень важна поддержка и закрепление навыка на практике, иначе продавец возвращается к старому опыту: «Ну, ведь, раньше я продавал – и получалось!».

Итак, есть два основных направления обучения в розничном магазине – это продукт (что продаем) и техника продаж (как продаем). Причем сначала необходимо обучить продукту. 3 этап – это презентация товара и, если продавец не знает товар, то все усилия тренера будут напрасны. Для того, чтобы научиться презентовать на языке клиента нужно знать характеристики, свойства товара.

Можно выстроить следующую структуру обучения продавцов в розничном магазине:

  1. Ежедневно . Конечно же, все мы понимаем, что ежедневно наши сотрудники не могут обучаться по 3-4 часа, как профессиональные спортсмены, ведь еще и продавать нужно. Что же входит в ежедневное обучение? Это утренние планерки-пятиминутки. Кроме постановки задач на день на планерках нужно повторить те фразы, которые продавцы будут использовать при продаже, например, по текущим акциям, как предлагать дополнительные услуги и т.д. Такое повторение «речевок» с утра дает правильный настрой – во время продажи продавец обязательно вспомнит про эту акцию.
  2. Еженедельно . Это- обучение по продукту – дистанционные курсы, вебинары, видео по продукту, изучение материалов для самостоятельного обучения. Сегодня многие компании используют различные системы дистанционного обучения, что дает возможность постоянно обучать сотрудников удаленно.

Мы планируем провести продуктовое обучение для продавцов программного обеспечения. Что должна включать в себя программа обучения продукту компании? И стоит ли в последующем проводить ее для всех новичков?

Обучать новичков продукту компании обязательно нужно. Таким образом вы даете новому сотруднику необходимый минимум знаний, иначе необученный продавец может начать совершенствовать свои навыки на покупателях, что не лучшим образом отразится на имидже и деловой репутации магазина. Тренинг по продукту также необходим продавцам, которые раньше работали с другим товаром. А вот для «стареньких» сотрудников обучение можно проводить периодически, когда, например, выходит новая модель или изменяется позиционирование уже существующего товара и т. п. К тому же обучение продавцов, отработавших в компании больше года, является профилактикой от профессионального выгорания.

Программа обучения продукту, как правило, включает в себя:
– рассказ о продукте (назначение, состав, свойства, отличительные особенности и т. п.);
– обучение проведению презентаций, в ходе которого продавцы получают знания, как построить презентацию, как разработать наглядные материалы (слайды, раздаточный материал), как работать с аудиторией (умение использовать язык тела, вербальные и невербальные способы влияния на аудиторию), как устанавливать контакт со слушателем и т. д.;
– развитие навыков по работе с возражениями и агрессией клиентов и т. п.

Какую форму обучения выбрать?


Тренер по продукту должен уметь управлять вниманием группы

Наша компания будет проводить обучение продукту продавцов-консультантов. Мы не можем определиться, в какой форме это лучше делать – тренинга или семинара. Подскажите, что нам выбрать?

Форма обучения персонала зависит от количества обучаемых сотрудников и цели. Например, вы хотите расширить теоретические знания о продукте или отработать на практике полученные навыки. Семинар, как и тренинг, групповая форма обучения, но пассивная. Учащиеся разбирают техники презентации продукта, учатся работать с аудиторий, обсуждают задачи, которые им приходилось решать в процессе работы, получают ответы на свои вопросы и отрабатывают на практике полученные знания. Такая форма обучения будет удобна в том случае, если необходимо донести информацию быстро и сразу до большого числа слушателей, а также если вы собираетесь провести обучение для новых сотрудников.

Тренинг проходит более активно, чем семинар. В его процессе происходит отработка и закрепление необходимых умений и навыков на практике. Такая форма наиболее близка к реальной профессиональной деятельности участников обучения, но в то же время требует определенного уровня теоретических и профессиональных знаний. Тренинг, как правило, проводится для небольших групп (до 10–15 человек), чтобы у тренера (это может быть внутренний или приглашенный) была возможность поработать с каждым участником. Такую форму обучения рекомендуем выбирать, если сотрудники обладают теоретическими знаниями и им не хватает практических навыков.

Как обучить продукту компании своими силами?

Отделу персонала было поручено организовать обучение продукту компании продавцов сети магазинов. Как провести такое обучение своими силами? Или лучше приглашать тренера?

Вы вполне можете обучить продавцов-консультантов собственными силами. Сначала вам необходимо выбрать, кого вы будете обучать: только новичков или всех сотрудников компании. Затем определиться с целью учебы. Это могут быть: увеличение доли рынка, улучшение уровня сервиса, поддержание бренда, выход на новый уровень развития, привлечение инвесторов и т. д. И в зависимости от этого разработать программу. Помочь в этом могут ведущие специалисты и руководители компании, непосредственно работающие с теми или иными вопросами.

Немаловажно ответить на вопрос, как учить. Вы можете остановить свой выбор на готовой тренинговой программе, которая позволит вести тренинг даже без специального опыта и образования, или же выбрать тренера из числа сотрудников. Критериями отбора могут быть: большой опыт работы менеджером по продажам в компании, отличное знание продукта, хорошие коммуникативные навыки, способность анализировать информацию, выделять главное, умение преподносить свои знания другим.

Но не каждый хороший специалист может стать хорошим тренером, даже при условии серьезного профессионального обучения. А значит, вы можете потерять время, деньги, а также отличного специалиста по продажам. Если среди работников компании не найдется подходящей кандидатуры, то можно ввести новую штатную единицу и пригласить на эту должность специалиста со стороны.

Если же ничто из перечисленного вам не подошло, тогда воспользуйтесь услугами внешнего тренера. Однако имейте в виду, ему также потребуется время и усилия на то, чтобы освоить продукт и составить программу обучения, подходящую вашей компании.

Алексей КАКОВКИН, начальник Федерального учебного центра ГК «Связной» (Москва):

«Мы регулярно проводим обучение сотрудников розницы в Учебном центре и на специально выделенных торговых точках. Наши продавцы осваивают новинки техники на тренингах в региональных учебных центрах и с помощью системы дистанционного обучения. В этой системе любой сотрудник компании может найти необходимый курс по той или иной технической новинке, получить теоретические знания по мобильным телефонам, смартфонам и другой цифровой технике. Также мы объясняем сотрудникам, как продавать наши дополнительные услуги и финансовые продукты (страхование покупки, денежные переводы, погашение кредита) клиентам, как проводить операции по кассе и терминалу. Все эти курсы разработаны силами Учебного центра компании.

Поставщики товаров также заинтересованы в том, чтобы продавец мог максимально полно и интересно рассказать об их продукции. Поэтому такие компании, как Sony, Nikon, HTC, Microsoft, время от времени приглашают наших сотрудников (продавцов и руководителей торговых точек) на тренинги, которые проходят как в Учебном центре “Связного”, так и в офисах производителей».

Как выбрать тренера по продукту из числа сотрудников?

Руководство решило обучать менеджеров по продажам и торговых представителей своими силами (раньше мы приглашали внешнего тренера). Отделу персонала было поручено выбрать из ведущих специалистов по продажам тех, кто смог бы занять должность тренера по продукту. Как нам это сделать?

Найти кандидата из числа сотрудников на вакансию тренера по продукту вы можете, организовав внутренний конкурс на вакансию. Прежде всего, определите и четко пропишите компетенции тренера по продукту, перечислите требования к должности. Затем оповестите нужных кандидатов наиболее подходящим для вашей компании способом (через корпоративный сайт, электронную почту, на собрании или с помощью доски объявлений). В сообщении укажите четкие критерии, по которым будут выбирать кандидата, а также преимущества, которые он получит, заняв эту должность.

После сбора заявок и перед проведением конкурса попросите руководителя департамента продаж дать характеристику сотрудникам (кто лучше разбирается в продукте, имеет хорошие коммуникативные навыки, выполняет и перевыполняет план продаж, кто нацелен на развитие в компании и т. п.), чтобы выявить наиболее подходящих кандидатов. Затем проведите отбор. Лучше это сделать с помощью собеседования, так вы сможете оценить, обладает ли кандидат хорошими коммуникативными навыками и умением презентовать товар.

Теоретические знания по продукту можно определить с помощью теста. При отборе постарайтесь обеспечить как можно более полное совпадение профиля личности кандидата с профилем тренера по продукту. Сотрудника, выигравшего конкурс, необходимо отправить на курсы подготовки тренеров по продукту или провести для него тренинг силами отдела персонала. Но перед этим, если позволяет время, рекомендуем предоставить возможность будущему тренеру поработать наставником. Он сможет понять и решить для себя, насколько обучение других и передача собственных знаний интересны ему. А вы, оценив эффективность проведенного обучения, сможете сделать более реальные прогнозы. А также составить список навыков, требующих отработки в процессе предстоящего обучения.

Какими навыками должен обладать кандидат на должность тренера по продукту?

Мы хотим проводить обучение сотрудников продукту компании. Решили принять на работу тренера по продукту. На что обратить внимание при выборе специалиста?

Главное в работе тренера – построить тренинг таким образом, чтобы использовать все возможности обучения для продвижения продукта. Для этого он должен обладать следующими навыками. Во-первых, уметь анализировать информацию, обобщать ее, структурировать и создавать на основе полученных данных новые учебные программы, разрабатывать конспекты, готовить раздаточный материал, проверочные задания, тесты. Во-вторых, уметь управлять вниманием участников, проводить презентации. В-третьих, знать особенности обучения разных типов людей. И наконец, уметь оценить результат и эффективность обучения.

В идеале тренер по продукту должен пройти специализированное обучение. На практике это происходит в редких случаях, чаще всего тренер «вырастает» из менеджеров по продажам или специалистов по работе с клиентами, наставников и т. д., и все его обучение – это обобщенный собственный опыт и опыт коллег.

Навыки, необходимые для тренера по продукту

Навыки

Описание

Работы с группой

Умение управлять групповой динамикой, вниманием и интересом участников обучения, стимулировать мотивацию

Презентации

Умение правильно расставлять акценты, формулировать информацию доступным для восприятия образом и доносить ее до каждого участника

Публичного выступления

Умение работать с многочисленными группами, управлять вниманием участников, отвечать на вопросы, управлять дискуссией

Методические

Умение отбирать и структурировать информацию, писать учебные программы под конкретный запрос и продукт, создавать презентации, разрабатывать проверочные задания, тесты, кейсы

Что делать, если сотрудники жалуются на скучное обучение?

В настоящее время мы проводим обучение продукту компании. В отдел кадров стали поступать жалобы, что обучение скучное, тренер дает теорию, а навыки презентации товара вообще не отрабатываются. Что делать в такой ситуации?

Посетите занятие и сделайте выводы о работе тренера с аудиторий, чтобы самостоятельно оценить ситуацию, а не со слов участников обучения. Возможно, тренеру просто не удалось установить контакт со слушателями (это самая распространенная ошибка) или же он плохо разбирается в специфике вашего бизнеса и не может объяснить, как продавать именно вашу продукцию. Наибольшее число проблем возникает, если тренер является специалистом по продаже продукции, а учит продавать услуги и наоборот.

Поговорите с тренером о возникшей проблеме. Может, сначала он хочет дать всю теорию, а потом уже перейти к практически занятиям. Если это так, то объясните ситуацию сотрудникам и уверьте их, что скоро им скучно не будет. Но если выяснится, что практические навыки отрабатываться не будут, то вам придется либо прервать обучение и найти нового тренера, либо довести до конца занятия, чтобы продавцы получили теоретические знания, а затем организовать практические занятия. Но в любом случае это приведет к дополнительным расходам. Поэтому в будущем, прежде чем останавливать свой выбор на каком-либо тренере, проведите тестовое занятие, чтобы увидеть его в деле. Желательно, чтобы эффективность этого занятия оценил хорошо знающий продукт компании человек.

Как оценить эффективность обучения?



Знание продукта помогает продавцу грамотно провести презентацию товара

В нашей компании проводится обучение продукту для продавцов-консультантов и торговых представителей. Скажите, как нам оценить эффективность обучения?

Эффективность обучения можно оценить несколькими способами. Либо проведите оценку полученных знаний с помощью тестов или сдачи экзамена, где продавец отвечает на вопросы о продукте, фирме-производителе, компании, которую представляет. Либо понаблюдайте за работой сотрудников, то есть оцените, какие поведенческие изменения произошли и как применяют работники полученные знания на практике.

Светлана МЕЛЬНИКОВА, руководитель департамента по работе с персоналом Группы ИНЭК (Москва):

«Об эффективности обучения продавцов продукту компании говорит тот факт, что сотрудник успешно применяет на практике полученные знания и умения, что приводит к улучшению качества его работы, выполнению плана и т. д. Быстрым способом проверки применения полученных навыков является известный метод “Тайный покупатель”. Также вы можете организовать практические занятия, на которых необходимо будет решить кейсы или задачи, с которыми сталкивается компания, или провести ранжирование работников по различным критериям (объем продаж, наличие замечаний, процент выполнения плана).

Для оценки эффективности можно сравнить презентации продукта, сделанные продавцами до и после обучения. Еще один показатель – увеличение объема продаж. Если продавцы, прошедшие обучение, показывают более высокие результаты, нежели не проходившие его, можно говорить об эффективности обучения. Для торговых представителей возможно также и применение метода "360 градусов", когда сам сотрудник, коллеги, руководитель и клиенты оценивают качество работы после обучения. Кроме этого, можно использовать анкетирование непосредственного руководителя обучавшегося работника. Желательно провести повторный опрос через пару месяцев после первичного (сроки проведения первичного и повторного анкетирования компания устанавливает самостоятельно)».

Что делать, если сотрудник прошел обучение продукту, а потом ушел к конкурентам?

Все новые сотрудники компании проходят обучение продукту. Один из новичков прошел обучение, отработал неделю, а потом уволился. Позже выяснилось, что он перешел на работу к нашим конкурентам. Как можно избежать таких ситуаций в будущем?

Риск ухода сотрудника к конкурентам после обучения действительно существует. И, к сожалению, от него трудно застраховаться. И не факт, что сложившаяся ситуация – это происки конкурентов, так как для сферы торговли характерна высокая текучесть персонала. Продавец может поработать месяц в одном магазине, потом в другом, а в третьем ему предложат больше зарплату или выше процент от продаж, более удобный график и он опять уволится.

Сократить количество таких ситуаций можно, если вы будете поддерживать зарплаты на конкурентном уровне, ориентироваться на потребности персонала (например, возможность выбирать график работы), составлять индивидуальные планы развития сотрудников. Также на этапе подбора обращайте внимание на период работы сотрудника в одной компании и на то, с какой продукцией он работал. Не стоит брать продавца, который торговал декоративной косметикой, если вы занимаетесь продажей программного обеспечения.

Светлана ТАШАЕВА, начальник отдела обучения по продажам и обслуживанию ОАО «ВымпелКом» (Москва):

«Как правило, в нашей компании во время испытательного срока мы обучаем нового продавца-консультанта только базовым знаниям/умениям/навыкам, необходимым ему для качественного выполнения своих обязанностей (в том числе по основным продуктам). При таком обучении риски минимальны, так как информация об основных продуктах обычно общедоступна, например, есть на открытых ресурсах организации. Каким-то уникальным продуктам или услугам, которые могли бы быть интересны конкурентам, новых сотрудников мы не обучаем. Такое обучение становится доступно продавцу со временем, на следующем этапе его профессионального развития. Обычно к тому моменту работник уже успел доказать свою лояльность и заинтересован в дальнейшем росте и развитии именно в нашей компании.

Кроме этого, работа с различными информационными системами, с которыми имеют дело продавцы-консультанты, дополнительно регламентируется документами. Они предусматривают ответственность даже в случае перехода сотрудника в другую компанию и обеспечивают выполнение существующего законодательства и внутренних политик компании по безопасности и защите персональных данных».

Материал подготовила Оксана МАРИНИНА, эксперт журнала «Кадровое дело»