Методология RAD — Rapid Application Development. Быстрая разработка программ

Методология разработки софта - организация труда, включающая идеологические принципы, план, контроль над процессами, подход к сотрудникам. Выделим 12 видов:

  • Waterfall - традиционный подход.
  • RUP (Rational Unified Process) - рациональный.
  • Agile - общая методология гибкой разработки.
  • Crystal Clear - подход с уравниванием разработчиков в коллективе.
  • Spiral - спиральный метод.
  • DSDM (Dynamic Systems Development Model) - динамическая модель.
  • FDD (Feature Driven Development) - методология, рассматривающая будущие изменения.
  • JAD (Joint Application Development) - ориентированный на пользователя подход.
  • RAD (Rapid Application Development) - модель быстрой разработки.
  • Scrum - концепция работы в условиях сорванных сроков и идеологического кризиса.
  • XP (Extreme Programming) - экстремальная разработка в динамической среде.
  • LD (Lean Development) - метод, предполагающий бережное отношение ко всем участникам процесса.

Давайте попробуем разобраться, что скрывается за этими английскими названиями.

Waterfall

Модель Waterfall относится к классическому пониманию разработки ПО. Весь процесс является жестким и линейным, имеет четкие цели для каждого этапа, новая фаза начинается по завершению предыдущей, нет возврата назад. Преимущества водопадной методологии - децентрализация и строгий контроль над сроками и качеством исполнения.

На практике Waterfall часто не оправдывает ожиданий, поскольку игнорирует динамические изменения. Так, после тестирования очень сложно откатить процесс и заложить функции, не учтенные на стадии разработки. Waterfall неэффективен ещё и потому, что предполагает временные простои сотрудников в рамках одного проекта. Тестирование проводится только в конце разработки, хотя проблемы, найденные на этом этапе - это дорогостоящие исправления.

RUP

RUP - итеративный подход, который решает проблемы, которые есть у Waterfall. Чем хорош RUP:

  • Учитывает изменяющиеся требования. Как бы ни был хорош руководитель проекта, учесть всё в начале невозможно.
  • Интеграция функций происходит постепенно, то есть каждая «деталь» проходит цикл разработки, проверки и внедрения в проект. Как следствие, снижаются риски и стоимость производства.
  • Ранний выпуск продукта. ПО выходит с уменьшенной функциональностью, чтобы занять нишу на рынке и противостоять конкурентам, после чего обрастает «мясом».
  • Повторное использование. При наращивании функциональности проще выделить типовые решения, которые сократят разработку.
  • Постоянное обучение. Из-за частых итераций разработчики не имеют больших пауз между доработкой кода, поэтому профессиональный рост происходит плавно и безболезненно.
  • Постоянное улучшение продукта. Итерации позволяют оценить проект не только с точки зрения соответствия плану и ТЗ, но и найти пути увеличения эффективности и качества продукта.

Agile

Agile - метод гибкой разработки программного обеспечения, предполагающий большое количество итераций. Документ Agile Manifesto описывает 4 идей и 12 принципов гибкого подхода, коротко его можно описать всего двумя пунктами:

  • Неформальные отношения важнее задокументированных. То есть устные договоренности между сотрудниками, между заказчиком и исполнителем важнее всего, что отражено в планах, договорах и техническом задании. Иначе говоря, клиент всегда прав.
  • Работающий продукт - главная оценка прогресса. Важны не инструменты, решения, производительность и изящество, а тот факт, что все запланированные возможности реализованы.

Несмотря на недостатки, Agile стала фундаментальной концепцией для разработки ПО и нашла отражение в других методологиях, речь о которых пойдет далее.

Crystal Clear

Методология, созданная для небольших коллективов из 6−10 сотрудников. Также поддерживает принципы гибкой разработки, но имеет чуть больше конкретики. Основная идея, которая и заключена в названии - каждая команда является набором людей с разным уровнем знаний, разными умениями и опытом.

Именно поэтому нет универсального подхода для разработки софта, он должен определяться в процессе общения внутри группы. Там же назначаются роли, инструменты, стандарты. Затем группа принимается за единицу и те же самые вопросы решаются на уровень выше, пока иерархия не дойдет до заказчика.

Spiral

Модель спирального жизненного цикла - это сложная организация жизненного цикла ПО, которая фокусируется на раннем выявлении и уменьшении проектных рисков. Разработка начинается в небольшом масштабе, решаются локальные задачи, оцениваются риски и пути их уменьшения. Следующий шаг охватывает более комплексные задачи - следующий виток спирали.

Преимущество подхода не в увеличении скорости разработки, а в снижении уровня возникновения рисков. Успешность спирального метода зависит от добросовестного, внимательного и компетентного управления, а размер проекта не имеет принципиального значения.

DSDM

Модель развития динамических систем была разработана в Великобритании в середине 1990-х годов и является эволюционным развитием быстрой разработки приложений (RAD). Основная идея стандартная: при планировании в самом начале невозможно понимать всех тонкостей разработки, поэтому весь процесс - исследовательская работа.

В DSDM тоже присутствует деление на команды, в каждой из которых есть уполномоченный для принятия стратегических решений. В процессе могут участвовать все заинтересованные стороны: пользователи, разработчики, заказчики, руководители. Тестирование проводится на протяжении всего жизненного цикла.

FDD

FDD - процесс для обеспечения масштабируемости и повторяемости, при этом поощряющий творчество и инновации. Вот основные принципы:

  • Разработка каждого крупного проекта должна иметь системность.
  • Процессы должны быть простыми и проработанными.
  • Ценность и логичность процесса должна быть ясна каждому члену команды.
  • Предпочтение отдаётся коротким итеративным циклам разработки. Это уменьшает количество ошибок и позволяет быстрее наращивать функциональность.

FDD регламентирует время, которое должно затрачиваться на каждый из процессов. Организационной деятельности в цикле должна занимать не более 23−25%, в то время как на непосредственную разработку, сборку и тестирование функций необходимо тратить 75−77% времени.

JAD

JAD - это методология, нацеленная на максимальную занятость в разработке конечного пользователя. Происходит это посредством встреч и проведения совместных семинаров. JAD была придумана в 1970-х годах сотрудниками IBM и нацелена на бизнес в целом. Однако со временем данная концепция стала успешно применяться и для разработки программного обеспечения.

В отличие от подхода Waterfall, JAD приводит к сокращению времени разработки, большей удовлетворенности клиентов и экономии средств на изучении рынка. С другой стороны, это требует большой клиентской выборки и необходимости разработчиков работать не со строгими требованиями ТЗ, а с постоянно меняющимся мнением.

RAD

RAD - методология, которая во главу угла ставит скорость и удобство разработки. Одно из главных условий - использование языка быстрой разработки. Это название абстрактного языка программирования, с помощью которого программист способен решать задачи быстрее, чем с представителями третьего поколения (C / C ++, Pascal или Fortran). Вот ещё несколько пунктов концепции:

  • Использование фокус-групп для сбора требований.
  • Прототипирование и пользовательское тестирование конструкций.
  • Повторное использование программных компонентов.
  • Использование плана, не включающего переработку, или дизайн следующей версии продукта.
  • Проведение неформальных совещаний по запросу одной из сторон.

RAD предполагает использование целого комплекса инструментов помимо языка быстрой разработки: системы сбора требований, среды разработки, фреймворки, программы для группового общения, ПО для тестирования.

Scrum

Scrum - гибкий метод управления проектами, целью которого является повышение производительности труда в командах, ранее парализованных более тяжелыми методологическими процессами. В основе концепции лежат «спринты». Спринт - короткая итерация, строго ограниченная по времени (обычно 2−4 недели). В это время минимизируется длительность совещаний, но увеличивается их частота (они называются «схватками»).

Благодаря этому контроль за выполнением становится более гибким, а разработчики быстрее реагируют на возникающие проблемы. Традиционное планирование отходит на второй план, его место занимает журнал спринтов.

XP

Экстремальное программирование - возможность вести разработку в условиях постоянно меняющихся требований. Вот несколько признаков:

  • Игра в планирование. В начале проекта есть только приблизительный план, после каждой итерации его чёткость возрастает.
  • Высокая частота релизов. Новая версия продукта имеет незначительные изменения по сравнению с предыдущей, но время на выпуск при этом минимально.
  • Контакт с клиентом. Для удовлетворения требований конечной аудитории необходимо оперативное реагирование на замечания и пожелания.
  • Рефакторинг. Улучшение качества кода без уменьшения функциональности.
  • Стандарт выполнения кода. Или применяются общие правила, или разногласия в оформлении не подлежат обсуждению и критике.
  • Коллективная ответственность. Несмотря на то, что каждый член команды выполняет свой участок работ, за код в целом отвечает весь коллектив.

LD

Бережливая разработка ПО - ещё одно ответвление гибкой методологии, предполагающее сохранение высокого морально-функционального состояния разработчиков. Это выражается в:

  • Поощрении сотрудников за успешную работу.
  • Изменении текущих задач только по мере необходимости или по запросу заказчика.
  • Строгом выполнении плана: всё, что сверх - считается потерями времени и ресурсов.
  • Внедрении общей концепции «Мыслить широко, делать мало, ошибаться быстро, учиться стремительно».

В условиях короткого дайджеста трудно раскрыть все преимущества и недостатки методологий, показать эффективные области применения. О наиболее актуальных на сегодняшний день концепциях мы поговорим отдельно. О каких именно? Оставляйте свои пожелания в комментариях.

Быстрая разработка программ

Быстрая разработка программ - технология программирования, обеспечивающая ускоренную разработку и модификацию приложений за счет использования объектно-ориентированного и визуального программирования.

По-английски: Rapid Application Development

Синонимы английские: RAD

См. также: Автоматизированное программирование

  • - - установление соответствия содержания образовательных программ требованиям нормативных документов, являющихся составной частью государственного стандарта в соответствующей области образования...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Быстрорастущая сельскохозяйственная культура, высаживаемая на земле, доступной только в течение короткого периода времени, например между посадками основной культуры, или – иногда – культура, высаживаемая между...

    Словарь бизнес терминов

  • - выработка стратегического замыла, формулировка целей, анализ ресурсных возможностей, путей и способов достижения целей, обоснование избранного варианта действий, состояние, обсуждение, принятие плановых, проектных,...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - 1) река в Земле Войска Донского, левый приток Донца. Берет начало во 2-м Донском округе, пересекает юго-восточный угол Донецкого и в 1-м Донском округе впадает в Донец, выше Усть-Быстрянской станицы...
  • - Иркутской губернии и уезда, правый приток реки Иркут, берет начало в хребте Хамар-Дабан, двумя истоками, вершины которых находятся в гранитных ущельях...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - река в Ростовской области РСФСР, левый приток Северского Донца. Длина 218 км, площадь бассейна 4180 км2. Течёт по равнине. Питание преимущественно снеговое. В верховьях Б. и её притоки летом пересыхают...

    Большая Советская энциклопедия

  • - См. forme allegro...

    Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • - См. СТРОГОСТЬ -...
  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ПОРА - МЕРА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 фаст-фуд фастфуд...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 чес...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 игра...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 река...

    Словарь синонимов

"Быстрая разработка программ" в книгах

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ 6. Для каждого аспекта электронного научения уточните следующее:? потребность в научении;? то, каким образом электронное научение удовлетворит эту потребность;? систему научения, которая будет использоваться;? содержание (в широком смысле), которое

Путь 2. Быстрая разработка приложений

автора Джестон Джон

Путь 2. Быстрая разработка приложений Большинство автоматизированных решений BPM дает возможность интерактивно конфигурировать процессы между персоналом бизнеса и техническими специалистами, когда специалисты по процессам и/или хозяева процессов садятся за стол

Шаг 9. Разработка и запуск маркетинговых программ

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Шаг 9. Разработка и запуск маркетинговых программ Подумайте над целесообразностью запуска формальных маркетинговых кампаний на рынке, конкретно нацеленных на внешние заинтересованные стороны. Организация даже, возможно, сочтет необходимым опубликовать свою программу

3. Разработка и совершенствование общественных программ и услуг

Из книги Маркетинг для государственных и общественных организаций автора Котлер Филип

3. Разработка и совершенствование общественных программ и услуг «Как вам, возможно, уже известно, мы получили отличную новость после того, как я направил петицию по адресу Даунинг-стрит, 10. Теперь они обещают потратить $280 млн на улучшение обедов в школьных столовых

Создание устноисторических проектов и разработка научно-исследовательских программ по устной истории

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Создание устноисторических проектов и разработка научно-исследовательских программ по устной истории Специфика деятельности в области устной истории. Разработка концепции исследования. Постановка целей. Определение задач. Направления и формы устноисторической

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Глава 8 Разработка программ

Из книги UNIX - универсальная среда программирования автора Пайк Роб

Глава 8 Разработка программ Первоначально системе UNIX предназначалась роль среды для разработки программ. В настоящей главе мы обсудим некоторые применяемые с этой целью программные средства на примере солидной программы - интерпретатора языка программирования,

10. Классы памяти и разработка программ

Из книги Язык Си - руководство для начинающих автора Прата Стивен

10. Классы памяти и разработка программ ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕКЛАССЫ ПАМЯТИФУНКЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ЧИСЕЛПРОВЕРКА ОШИБОКМОДУЛЬНОЕ

Глава 3 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual Basic 3.0

автора Волков Владимир Борисович

Глава 3 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual Basic

Глава 4 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual C++ 3.0

Из книги Программирование для карманных компьютеров автора Волков Владимир Борисович

Глава 4 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual C++ 3.0 По сравнению с eVB язык C++, безусловно, предоставляет разработчику больше возможностей. Несмотря на то что в eVB можно было сделать почти все, что можно сделать в eVC (так в этой главе будет называться eMbedded Visual C++

Глава 5 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual С++ 4.0

Из книги Программирование для карманных компьютеров автора Волков Владимир Борисович

Глава 5 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual С++ 4.0 Поскольку все сказанное о среде VC 3.0 относится в полной мере и к eVC 4.0, да и сами среды похожи друг на друга как близнецы, нет нужды снова описывать среду разработки. Использовать eVC 4.0 необходимо, если

Глава 6 NET Compact Framework и разработка программ для Pocket PC в Microsoft Visual Studio.NET 2003

Из книги Программирование для карманных компьютеров автора Волков Владимир Борисович

Глава 6 NET Compact Framework и разработка программ для Pocket PC в Microsoft Visual Studio.NET 2003 Не покривлю душой, если скажу, что мы переходим к одной из самых интересных частей книги. На самом деле, еще совсем недавно технология. NET вызывала у меня вполне законные опасения. Уж очень это все было

Глава 12 Разработка ценовых стратегий и программ

Из книги Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс автора Котлер Филип

Глава 12 Разработка ценовых стратегий и программ В этой главе вы найдете ответы на следующие вопросы:1. Как потребители воспринимают и сравнивают цены?2. Как происходит первоначальное установление цены?3. Как происходит адаптация цен к различным рыночным ситуациям и

8.6. Разработка программ стимулирования труда

Из книги Управление персоналом автора Шевчук Денис Александрович

8.6. Разработка программ стимулирования труда Стимулирование труда – способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффек-тивности труда и требований технологии.Существенная проблема в области управления производством –

Глава 5. Разработка и виды туристических программ

Из книги Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта автора Мишина Лариса Александровна

Глава 5. Разработка и виды туристических программ Изначальной функцией туристических фирм является планирование туров. В процессе выполнения этой функции создается конкурентоспособный и привлекательный туристский продукт.Для того чтобы его создать, необходимо

Один из подходов к разработке ПО в рамках спиральной модели ЖЦ – получившая широкое распространение методология (технология) быстрой разработки приложений RAD (Rapid Application Development) . Данная модель очень хорошо подходит к разработке учебных программ, т.к. включает в себя три составляющие:

Ø небольшую команду программистов (от 2 до 10 человек);

Ø короткий, но тщательно проработанный производственный график (от 2 до 6 мес.);

Ø повторяющийся цикл, при котором разработчики по мере того, как приложение начинает обретать форму, запрашивают и реализуют в продукте требования, полученные через взаимодействие с заказчиком.

Рассмотрим данную модель более подробно. Команда разработчиков должна представлять собой группу профессионалов, имеющих опыт в анализе, проектировании, генерации кода и тестировании ПО с использованием CASE-средств, способных хорошо взаимодействовать с конечными пользователями и трансформировать их предложения в рабочие прототипы. Жизненный цикл ПО по методологии RAD состоит из четырёх фаз (рисунок 21):

1. Анализа и планирования требований;

2. Проектирования;

3. Построения;

4. Внедрения.


На первой фазе анализа и планирования требований пользователи системы определяют функции, которые она должна выполнять, выделяют наиболее приоритетные из них, требующие проработки в первую очередь, описывают информационные потребности (связи). Формулирование требований к системе осуществляется в основном силами пользователей под руководством специалистов-разработчиков. Ограничивается масштаб проекта, устанавливаются временные рамки для каждой из последующих фаз. Кроме того, определяется сама возможность реализации проекта в заданных размерах финансирования, на имеющихся аппаратных средствах и т.п.

Результатом фазы должны быть: список расставленных по приоритету функций будущей ПС; предварительная функциональная модель ПС; предварительная информационная модель ПС.

На второй фазе проектирования часть пользователей принимают участие в техническом проектировании системы под руководством специалистов-разработчиков и, взаимодействуя с ними, уточняют и дополняют требования к системе, которые не были выявлены на предыдущей фазе. Более подробно рассматриваются процессы системы . При необходимости корректируется функциональная модель, создаются частичные прототипы: экранов, отчетов, устраняющие неясности или неоднозначности. Устанавливаются требования разграничения доступа к данным . На этой же фазе происходит определение необходимой документации. После детального определения состава процессов оценивается количество функциональных элементов разрабатываемой системы и принимается решение о разделении системы на подсистемы.

Результатом данной фазы должны быть: общая информационная модель системы; функциональные модели системы в целом и подсистем; точно определенные интерфейсы между автономно разрабатываемыми подсистемами; построенные прототипы экранов, отчетов, диалогов.

В отличие от традиционного подхода, при котором использовались специфические средства прототипирования, не предназначенные для построения реальных приложений, а прототипы выбрасывались после того, как выполняли задачу устранения неясностей в проекте, в подходе RAD каждый прототип развивается в часть будущей системы . Таким образом, на следующую фазу передается более полная и полезная информация.

На третьей фазе построения выполняется непосредственно сама быстрая разработка приложения (реализация подсистем). На данной фазе разработчики производят итеративное построение реальной системы на основе полученных в предыдущей фазе моделей, а также требований нефункционального характера. Конечные пользователи на этой фазе оценивают получаемые результаты и вносят коррективы, если в процессе разработки система перестает удовлетворять определенным ранее требованиям. Тестирование системы осуществляется в процессе разработки.

После окончания разработки подсистем производится постепенная интеграция данной части системы с остальными, формируется полный программный код, выполняется тестирование системы в целом. Завершается физическое проектирование системы: определяется необходимость распределения данных; осуществляется анализ использования данных; производится физическое проектирование базы данных; определяются требования к аппаратным ресурсам; определяются способы увеличения производительности; завершается разработка документации проекта.

Результатом фазы является готовая система, удовлетворяющая всем согласованным требованиям.

На четвертой фазе внедрения производятся обучение пользователей, организационные изменения и параллельно с внедрением новой системы осуществляется работа с существующей системой (до полного внедрения новой). Так как фаза построения достаточно непродолжительна, планирование и подготовка к внедрению должны начинаться заранее, как правило, на этапе проектирования системы.

Технология RAD (как и любая другая) не может претендовать на универсальность, она хороша в первую очередь для относительно небольших проектов, разрабатываемых для конкретного заказчика. Она неприменима для разработки операционных систем; сложных расчетных программ с большим объемом программного кода и сложными уникальными алгоритмами управления; приложений, в которых отсутствует ярко выраженная интерфейсная часть, наглядно определяющая логику работы системы (приложения реального времени), так как итерационный подход предполагает, что несколько первых версий не будут полностью соответствовать требованиям.

В заключение перечислим основные принципы технологии RAD:

Ø разработка приложений итерациями;

Ø необязательность полного завершения работ на каждом этапе ЖЦ;

Ø обязательное вовлечение пользователей на этапе разработки;

Ø использование прототипирования, позволяющего выяснить и удовлетворить все требования конечного пользователя;

Ø тестирование и развитие проекта одновременно с разработкой;

Ø грамотное руководство разработкой, четкое планирование и контроль выполнения работ.


Контрольные вопросы к главе 3:

1. Что такое стандартизация и сертификация программного продукта?

2. Какие существуют типы стандартов?

3. Перечислите наиболее известные стандарты жизненного цикла, которые использовались для разработки программного обеспечения?

4. Что такое жизненный цикл ПО?

5. Перечислите основные этапы жизненного цикла ПО. Что такое процесс, действие, задача?

6. Какие типы процессов и конкретные процессы вы запомнили?

7. Расскажите об основных инженерных процессах жизненного цикла ПО.

8. Что такое модель жизненного цикла ПО? Дайте определения основных понятий, связанные с понятием «модель».

9. Какие типы моделей вы знаете? В чем их преимущества, недостатки, область применимости?

10.Что вы можете сказать об особенностях каскадной модели жизненного цикла?

11.В чем отличие обобщенной каскадной модели от базовой?

12.Что вы можете сказать об особенностях спиральной модели жизненного цикла?

13.Перечислите составляющие технологии RAD. Для разработки каких типов ПО можно применять технологию RAD?

14.Опишите основные фазы жизненного цикла по технологии RAD.

15.Перечислите основные принципы технологии RAD.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аптекарь М. Д., Рамазанов С. К., Фрегер Г. Е. История инженерной деятельности. – Киев, 2003. – 204 с. : ил.

2. Арчибальд Р. Модели жизненного цикла высокотехнологичных проектов. http://www.pmprofy.ru/content/rus/107/1073-article.html

3. Брукс Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы. – СПб. : Символ-плюс, 1999. – 321 с. : ил.

4. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. – М.: Конкорд, 1992. – 586с. : ил.

5. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и объектно-ориентированное проектирование на С++. – М. : Бином, – 2001. – 558 с. : ил.

6. Вендров А. М. CASE-технологии. Современные методы и средств проектирования информационных систем. – М. : Финансы и статистика, – 1999. – 256 с. : ил.

7. Вирт Н. Алгоритмы + структуры данных = программы: Пер. с англ. – М. : Мир, 1985. – 406 с.: ил.

8. Дал О., Дейкстра Э., Хоор К. Структурное программирование: Пер. с англ. – М.: Мир, 1975. – 247 с. : ил.

9. Дзержинский Ф. Я., Калиниченко И.М. Дисциплина программирования: концепция и опыт реализации методических средств программной инженерии. – М.: ЦНИИ информации и технико-экономических исследований по атомной науке и технике, 1988. – 245 с. : ил.

10. Жоголев Е. А. Технологии программирования. – М. : Научный мир, 2004. – 216 с. : ил.

11. Закон РФ № 149-ФЗ от 29.07.2006. «Об информации, информационных технологиях и защите информации»// Российская газета, № 165 от 27.07.2006 г.

12. Иванова Г. С. Технология программирования: Учебник для вузов. – 2-е изд., стереотип. – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. – 320 с.: ил.

13. Калянов Г. Н. CASE: Структурный системный анализ (автоматизация и применение). – М. : «Лори», 1996. – 356 с. : ил.

14. Кораблин М. А. Программирование, ориентированное на объекты: Учебное пособие. – Самара: изд-во СГАУ, 1994. – 94 с.

15. Леоненков А. В. Самоучитель UML. – СПб: ВХВ Петербург, – 2001. – 304 с. : ил.

16. Липаев В. В. Качество программного обеспечения. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 263 с. : ил.

17. Липаев В. В. Отладка сложных программ: Методы, средства, технология. –М. : Энергоатомиздат, 1993. – 384 с. : ил.

18. Липаев В. В., Филиппов Е. Н. Мобильность программ и данных в открытых информационных системах. – М. : Научная книга, 1997. – 297 с. : ил.

20. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М. : Мир и образование, 2006. – 1328 с.

21. Технология проектирования комплексов программ АСУ/ В. В. Липаев, Л. А. Серебровский, П. Г. Гаганов и др.; Под ред. Ю. В. Афанасьева, В. В. Липаева. – М. : Радио и связь, 1983. – 256 с. : ил.

22. Хювенен Э., Сеппянен Й. Мир ЛИСПа: Пер. с финск. В 2 т. Т.1: Введение в язык Лисп и функциональное программирование.– М. : Мир, 1990. – 447 с. : ил.

23. Хювенен Э., Сеппянен Й. Мир ЛИСПа: Пер. с финск. В 2 т. Т.2: Методы и системы программирования.– М. : Мир, 1990. – 319 с. : ил.

24. Boehm B.«A Spiral Model of Software Development and Enhancement», IEEE Computer, Vol. 21, No. 5, pp. 61–72, 1988.

25. Courtois P. June 1985. On Time and Space Decomposition of Complex Structures. Communications of the ACM vol.28(6), p.596.

26. Criteria for Evaluation of Software. ISO TC97/SC7 #383.

27. Dijktra E. 1979. Programming Considered as a Human Activity. Classics in Software Engineering. New York, NY: Yourdon Press.

28. http://www.pmi.ru/glossary/.

29. http://www.staratel.com/iso/InfTech/DesignPO/ISO12207/ISO12207-99/ISO12207.htm.

30. Microsoft Corporation. Принципы проектирования и разработки программного обеспечения. Учебный курс MCSD: Пер. с англ. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2000. –608 с. : ил.

31. Parnas D., Clements P., Weiss D. 1983. Enhancing Reusability with Information Hiding. Proceedings of the Workshop on Reusability in Programming. Stratford, CT: ITT Programming. p.241.

32. Rechtin E. October 1992. The Art of Systems Architecting. IEEE Spectrum, vol.29 (10), p.66.

33. Royce W.W. Managing the Development of Large Software Systems. http://facweb.cti.depaul.edu/jhuang/is553/Royce.pdf.

34. Shaw M. October 1984. Abstraction Techniques in Modern Programming Languages. IEEE Software vol.1 (4).

35. Simon H. 1982. The Sciences of the Artificial. Cambridge, MA: The MIT Press. – p.218.

36. Sommerville I. Software engineering. – Addison-Wesley Publishing Company, 1992. p.87.

37. Tesler L. August 1981. The Smalltalk Environment. Byte vol.6(8), p.142.

38. Yonezawa A., Tokoro M. 1987. Objectt-Oriented Concurrent Programming. Cambridge, MA: The MIT Press.


список терминов


Выбор методик разработки приложений становится задачей № 1 в условиях стремительного роста рынка. Согласно исследованию на программное обеспечение для предприятий в 2015 году по миру было затрачено 310 млрд. долларов США. Разработка концепции RAD (Rapid Application Development) стало основой для создания гибкой, адаптивной системы разработки приложений, которая была бы противовесом жёсткой «водопадной» модели.

RAD — модель быстрой разработки приложений, ключевыми для которой является скорость и удобство программирования.

Появление RAD

За появление быстрой разработки приложения стоит благодарить неидеальность модели семейства Waterfall при создании ПО. Всё дело в том, что изначально водопадная система разработки была основана на традиционной инженерной модели, используемой для проектирования и возведения зданий и мостов.

Если Waterfall за основу использовала жесткую структуру последовательных действий по разработке, то появление RAD стало попыткой создания гибкого процесса, в рамках которого могли быть использованы знания, полученные в течении жизненного цикла проекта.

Первую версию RAD создал Барри Боэм в 1986 году, который назвал её «спиральная модель». Каждый виток спирали разбит на 4 сектора и соответствует разработке фрагмента или версии ПО. С каждым новым витком идёт углубление и уточнение целей, спецификаций проекта. В результате появляется возможность выбрать обоснованный вариант.

Использовав идеи Барри, британец Джеймс Мартин разработал свою систему RAD на протяжении работы в 80-ых в IBM, и окончательно сформулировал их в «Быстрая разработка приложений» в 1991 г.

Правда не обошлось без путаницы в значении слова «RAD» даже среди IT-специалистов. Ведь речь шла о двух концепциях: RAD как эффективной альтернативе Waterfall и RAD как специфическому методу, разработанному Мартином. Последний был адаптирован к бизнес-системам с интенсивным использованием UI.

В дальнейшем идеи были развиты и улучшены пионерами RAD Джеймсом Керром и Ричардом Хантером в совместной «Внутри RAD», которая описывала путешествие проектного менеджера в процессе изучения и внедрения методологии быстрой разработки приложений в реальной жизни для реального проекта.

Спиральная модель — процесс разработки ПО, комбинирующий проектирование и постадийное прототипирование.

Основы (принципы) быстрой разработки приложений

Принципы RAD сосредоточены на том, чтобы обеспечить основные преимущества методики быстрой разработки приложений:

  • повышенная скорость разработки
  • низкая стоимость
  • высокое качество.

С последним пунктом возникает больше всего проблем, потому что разработчик и заказчик видят предмет разработки по-разному.

Для устранения этой и других проблем Джеймсом Мартином и его последователями были выделены следующие принципы RAD:

  • минимизация временных затрат — инструментарий должен быть нацелен на уменьшение времени разработки
  • прототипирование — создание прототипов для конкретизации требований заказчика
  • цикличность разработки — каждая новая версия продукта основывается на оценке результата работы предыдущей версии заказчиком
  • сотрудничество — команда разработчиков должна тесно взаимодействовать друг с другом, каждый участник должен быть готов выполнять несколько обязанностей
  • итерационный подход к разработке
  • комбинирование тестирования и разработки системы.

Принципы RAD используются не только при реализации, а и распространяются на все этапы жизненного цикла, в частности, на стадию обследования организации, построения требований, анализ и дизайн.

Жизненный цикл программного обеспечения по RAD

В процессе RAD приложение проходит четыре фазы.

Фаза анализа и планирования требований

Определяются требования, функции приложения и их приоритетность, описываются информационные потребности. Фаза выполняется преимущественно пользователями при участии разработчиков. На этой стадии также обозначаются масштаб проекта, временные и финансовые рамки, платформы для запуска ПО.

, компании «Beverly Flowers» нужно приложение для онлайн-заказа цветов на дом. На создание отводится 50 дней, бюджет — 3 000 долларов.

Фаза проектирования

Часть пользователей участвует в техническом проектировании системы под руководством разработчиков. Группы или подгруппы RAD на этой фазе обычно используют комбинацию техник с овместной разработки приложений (JAD) и CASE-инструменты для воплощения потребностей пользователей в рабочих моделях.

JAD (Joint Application Development) — концепция совместной разработки приложений, в рамках которой происходит тесное взаимодействие между заказчиком и исполнителями для максимально эффективного решения вопросов, касающихся разрабатываемого ПО.
Case — комплект инструментов и методов для проектирования ПО для обеспечения высокого качества программ, отсутствия ошибок и простоты в обслуживании программных продуктов.

На фазе проектирования пользователи могут понять, модифицировать и определить рабочую модель системы, которая соответствует их нуждам. Каждый процесс рассматривается детально и, при необходимости, создаётся частичный прототип .

В результате фазы создаются:

  • общая информационная модель приложения
  • функциональные модели системы и подсистем
  • рабочие прототипы экранов, отчётов и диалогов.

Если в предыдущих моделях средства разработки прототипов не соответствовали реальным приложениям, и они в дальнейшем не использовались, то в RAD каждый прототип становится частью будущей системы.

Так, в приложении «Beverly Flowers» пользователи должны иметь доступ к возможностям: «Домашняя страница», «Поиск цветов», «Посмотреть список цветов».

В качестве платформы разработки выбрали freeware SpringToolSuite, для которой доступно большое количество сэмплов — прописанных кусочков кода.
В роли сервера — Apache Tomcat 6.0.

Фаза построения

На этой стадии происходит непосредственно быстрая разработка на основе полученных по предыдущим фазам результатов. При этом пользователи продолжают участвовать в развитии системы, предлагая изменения и улучшения приложения. Тестирование приложения тоже происходит во время разработки.

Приложение «Beverly Flowers» собирается из трёх функциональных компонентов — перехода пользователя на «Домашнюю страницу», «Поиск цветов» и «Просмотреть список цветов».
Для разработки рабочей модели понадобился 1 специалист и 8 дней.

Фаза внедрения

Охватывает обучение пользователей, тестирование и замену старой системы на новую . Подготовка к этой фазе начинается с этапа проектирования.

Ранее компания «Beverly Flowers» принимала заказы непосредственно в точках сбыта и по телефону.

Записав сообщение о возможности заказа через специальное приложение и разместив информационные стенды в точках продажи, за 2 недели удалось переключить часть покупателей на новый канал сбыта.

При этом доля заказов по телефону пропорционально снизилась, а значит удалось сократить штат менеджеров по работе с клиентами.

Стоит отметить, что в отличии от Waterfall, жизненный цикл проекта по методологии RAD не является жёстким. Зависимо от стартовых условий, количество фаз может уменьшаться, как и их наполнение.

Плюсы и минусы быстрой разработки приложений в вашей компании

Использовать Rapid Application Development или нет, во многом зависит от стартовых условий, требований заказчика и вида приложения.

К однозначным преимуществам RAD относятся:

  1. высокое качество. Взаимодействие пользователей с прототипами повышает функциональность проектов, выполненных в рамках быстрой разработки приложений. Такое программное обеспечение может больше отвечать потребностям заказчика (конечного пользователя), чем при использовании методик Agile/Waterfall.
  2. контроль рисков — несмотря на то, что львиная часть материалов о RAD фокусируется на скорости и вовлечении пользователей как ключевым особенностям модели, нельзя исключать третье важное преимущество снижение рисков . Интересно, но Боэм, создавший первую версию RAD, охарактеризовал спиральную модель как основанную на риске.
    Использование rapid application development позволяет уже на ранних стадиях сосредоточиться на главных факторах риска и приспособиться к ним.
  3. за единицу времени выполняется больше проектов в рамках бюджета — так как RAD подразумевает инкрементную модель разработки , шансы на критические ошибки, которые часто случаются в больших проектах по системе Waterfall, снижены.
    Если в проектах по водопадной системе реализация проекта была возможна после шести и более месяцев анализа и разработки, то в RAD вся необходима информация открывается раньше, во время самого процесса создания приложения.
Инкрементная модель разработки — формат разработки программного обеспечения, которая предусматривает деление продукта на относительно независимые компоненты. Последние разрабатываются и вводятся в эксплуатацию по отдельности.

Не обошлось и без недостатков.

К минусам rapid application development можно отнести:

  1. риск «новизны» — для большинства IT-компаний RAD было новинкой, требующей переосмысления привычных методик работы. Сопротивление новому, необходимость изучения с нуля инструментов и техник приводят к ошибкам во время первых внедрений rapid application development.
  2. если пользователи не могут постоянно брать участие в процессе разработки на протяжении всего жизненного цикла, это может негативно повлиять на конечный продукт — особенностью RAD является увеличенное взаимодействие пользователей и разработчиков в отличии от моделей Waterfall, в которых роль пользователей сводится к определению требований. Далее разработчики сами создают систему.
  3. уменьшенный контроль — гибкость, адаптивность процесса как одно из преимуществ RAD в идеале означает возможность быстро адаптироваться как к проблемам, так и возможностям.
    К сожалению, придётся отдать предпочтение чему-то одному — гибкости или контролю. В последнем случае методика быстрой разработки приложений не будет жизнеспособной.
  4. скудный дизайн — фокусирование на прототипах в некоторых случаях приводит к методике «взлом и тестирование», по которой разработчики постоянно вносят мелкие изменения в отдельные элементы и игнорируют проблемы системной архитектуры.
  5. отсутствие масштабируемости — преимущественно RAD используется маленькими и средними проектными командами. Недостатки методологии rapid application development особенно ярко проявляются при использовании быстрой разработки приложений в работе над крупными проектами.


Методология RAD подойдет вашему проекту, если:

  • для него важна скорость и простота разработки
  • четко определены приоритетные направления разработки проекта
  • разработать приложение нужно в сжатые сроки
  • проект выполняется в условиях ограниченного бюджета
  • главный критерий — интерфейс пользователя
  • есть возможность разбить проект на функциональные компоненты.

Методология rapid application development не подойдёт вашему проекту, если:

  • для него важно качество и контроль
  • идет речь о создании крупномасштабного проекта — предполагаемое максимальное время разработки приложения составляет 60-90 дней, а при написании сотни тысяч строк программного кода соблюсти такое ограничение практически невозможно
  • критически важным для реализации является высокий уровень планирования и жесткая дисциплина проектирования , строгое следование заранее разработанным протоколам и интерфейсам
  • от приложения в определенной степени зависит безопасность людей.

Вердикт

Концепция быстрой разработки приложений (сокращённо RAD от Rapid Application Development) — разновидность инкреметных моделей разработки ПО.

Ключевые параметры, которыми оперирует RAD —
скорость и удобство программирования.

Методология станет отличным выбором для реализации небольших проектов с ограниченным бюджетом , разработать которые нужно в сжатые сроки . Для масштабных же систем, с высокими требованиями по контролю и планированию лучше выбрать другие модели разработки программного обеспечения.

Одним из возможных подходов к разработке ПО в рамках спиральной модели ЖЦ является получившая в последнее время широкое распространение методология быстрой разработки приложений RAD (Rapid Application Development). Под этим термином обычно понимается процесс разработки ПО, содержащий 3 элемента:

    небольшую команду программистов (от 2 до 10 человек);

    короткий, но тщательно проработанный производственный график (от 2 до 6 мес.);

    повторяющийся цикл, при котором разработчики, по мере того, как приложение начинает обретать форму, запрашивают и реализуют в продукте требования, полученные через взаимодействие с заказчиком.

Команда разработчиков должна представлять из себя группу профессионалов, имеющих опыт в анализе, проектировании, генерации кода и тестировании ПО с использованием CASE-средств. Члены коллектива должны также уметь трансформировать в рабочие прототипы предложения конечных пользователей.

Жизненный цикл ПО по методологии RAD состоит из четырех фаз:

    фаза анализа и планирования требований;

    фаза проектирования;

    фаза построения;

    фаза внедрения.

На фазе анализа и планирования требований пользователи системы определяют функции, которые она должна выполнять, выделяют наиболее приоритетные из них, требующие проработки в первую очередь, описывают информационные потребности. Определение требований выполняется в основном силами пользователей под руководством специалистов-разработчиков. Ограничивается масштаб проекта, определяются временные рамки для каждой из последующих фаз. Кроме того, определяется сама возможность реализации данного проекта в установленных рамках финансирования, на данных аппаратных средствах и т.п. Результатом данной фазы должны быть список и приоритетность функций будущей ИС, предварительные функциональные и информационные модели ИС.

На фазе проектирования часть пользователей принимает участие в техническом проектировании системы под руководством специалистов-разработчиков. CASE-средства используются для быстрого получения работающих прототипов приложений. Пользователи, непосредственно взаимодействуя с ними, уточняют и дополняют требования к системе, которые не были выявлены на предыдущей фазе. Более подробно рассматриваются процессы системы. Анализируется и, при необходимости, корректируется функциональная модель. Каждый процесс рассматривается детально. При необходимости для каждого элементарного процесса создается частичный прототип: экран, диалог, отчет, устраняющий неясности или неоднозначности. Определяются требования разграничения доступа к данным. На этой же фазе происходит определение набора необходимой документации.

После детального определения состава процессов оценивается количество функциональных элементов разрабатываемой системы и принимается решение о разделении ИС на подсистемы, поддающиеся реализации одной командой разработчиков за приемлемое для RAD-проектов время - порядка 60 - 90 дней. С использованием CASE-средств проект распределяется между различными командами (делится функциональная модель). Результатом данной фазы должны быть:

    общая информационная модель системы;

    функциональные модели системы в целом и подсистем, реализуемых отдельными командами разработчиков;

    точно определенные с помощью CASE-средства интерфейсы между автономно разрабатываемыми подсистемами;

    построенные прототипы экранов, отчетов, диалогов.

Все модели и прототипы должны быть получены с применением тех CASE-средств, которые будут использоваться в дальнейшем при построении системы. Данное требование вызвано тем, что в традиционном подходе при передаче информации о проекте с этапа на этап может произойти фактически неконтролируемое искажение данных. Применение единой среды хранения информации о проекте позволяет избежать этой опасности.

В отличие от традиционного подхода, при котором использовались специфические средства прототипирования, не предназначенные для построения реальных приложений, а прототипы выбрасывались после того, как выполняли задачу устранения неясностей в проекте, в подходе RAD каждый прототип развивается в часть будущей системы. Таким образом, на следующую фазу передается более полная и полезная информация.

На фазе построения выполняется непосредственно сама быстрая разработка приложения. На данной фазе разработчики производят итеративное построение реальной системы на основе полученных в предыдущей фазе моделей, а также требований нефункционального характера. Программный код частично формируется при помощи автоматических генераторов, получающих информацию непосредственно из репозитория CASE-средств. Конечные пользователи на этой фазе оценивают получаемые результаты и вносят коррективы, если в процессе разработки система перестает удовлетворять определенным ранее требованиям. Тестирование системы осуществляется непосредственно в процессе разработки.

После окончания работ каждой отдельной команды разработчиков производится постепенная интеграция данной части системы с остальными, формируется полный программный код, выполняется тестирование совместной работы данной части приложения с остальными, а затем тестирование системы в целом. Завершается физическое проектирование системы:

    определяется необходимость распределения данных;

    производится анализ использования данных;

    производится физическое проектирование базы данных;

    определяются требования к аппаратным ресурсам;

    определяются способы увеличения производительности;

    завершается разработка документации проекта.

Результатом фазы является готовая система, удовлетворяющая всем согласованным требованиям.

На фазе внедрения производится обучение пользователей, организационные изменения и параллельно с внедрением новой системы осуществляется работа с существующей системой (до полного внедрения новой). Так как фаза построения достаточно непродолжительна, планирование и подготовка к внедрению должны начинаться заранее, как правило, на этапе проектирования системы. Приведенная схема разработки ИС не является абсолютной. Возможны различные варианты, зависящие, например, от начальных условий, в которых ведется разработка: разрабатывается совершенно новая система; уже было проведено обследование предприятия и существует модель его деятельности; на предприятии уже существует некоторая ИС, которая может быть использована в качестве начального прототипа или должна быть интегрирована с разрабатываемой.

Следует, однако, отметить, что методология RAD, как и любая другая, не может претендовать на универсальность, она хороша в первую очередь для относительно небольших проектов, разрабатываемых для конкретного заказчика. Если же разрабатывается типовая система, которая не является законченным продуктом, а представляет собой комплекс типовых компонент, централизованно сопровождаемых, адаптируемых к программно-техническим платформам, СУБД, средствам телекоммуникации, организационно-экономическим особенностям объектов внедрения и интегрируемых с существующими разработками, на первый план выступают такие показатели проекта, как управляемость и качество, которые могут войти в противоречие с простотой и скоростью разработки. Для таких проектов необходимы высокий уровень планирования и жесткая дисциплина проектирования, строгое следование заранее разработанным протоколам и интерфейсам, что снижает скорость разработки.

Методология RAD неприменима для построения сложных расчетных программ, операционных систем или программ управления космическими кораблями, т.е. программ, требующих написания большого объема (сотни тысяч строк) уникального кода.

Не подходят для разработки по методологии RAD приложения, в которых отсутствует ярко выраженная интерфейсная часть, наглядно определяющая логику работы системы (например, приложения реального времени) и приложения, от которых зависит безопасность людей (например, управление самолетом или атомной электростанцией), так как итеративный подход предполагает, что первые несколько версий наверняка не будут полностью работоспособны, что в данном случае исключается.

Оценка размера приложений производится на основе так называемых функциональных элементов (экраны, сообщения, отчеты, файлы и т.п.) Подобная метрика не зависит от языка программирования, на котором ведется разработка. Размер приложения, которое может быть выполнено по методологии RAD, для хорошо отлаженной среды разработки ИС с максимальным повторным использованием программных компонентов, определяется следующим образом:

В качестве итога перечислим основные принципы методологии RAD:

    разработка приложений итерациями;

    необязательность полного завершения работ на каждом из этапов жизненного цикла;

    обязательное вовлечение пользователей в процесс разработки ИС;

    необходимое применение CASE-средств, обеспечивающих целостность проекта;

    применение средств управления конфигурацией, облегчающих внесение изменений в проект и сопровождение готовой системы;

    необходимое использование генераторов кода;

    использование прототипирования, позволяющее полнее выяснить и удовлетворить потребности конечного пользователя;

    тестирование и развитие проекта, осуществляемые одновременно с разработкой;

    ведение разработки немногочисленной хорошо управляемой командой профессионалов;

    грамотное руководство разработкой системы, четкое планирование и контроль выполнения работ.