Как прочитать данные EXIF. EXIF и его использование

Один из самых простых способов, который можно использовать для определения местоположения объекта, — это поиск похожих изображений в Google или TinEye. Если найти название объекта, будет несложно узнать название места, где он находится. Но этот способ срабатывает не всегда. Поэтому можно попробовать другие методы. Например, проверить то, чего не видно на фотографии, но что может дать важное понимание о самом изображении.

В метаданных, а также EXIF-данных можно, среди прочего, найти:

  • Дату и время создания изображения
  • Данные о геолокации
  • Модель камеры и параметры создания снимка (диафрагма, выдержка и т.д.)
  • Информацию о собственнике снимка

Это может быть полезным при проверке двух аспектов: места и времени создания фотографии, а также того, было ли изображение отредактировано и каким образом.

Как раз информация о геолокации (если она будет в метаданных) может помочь с предельной точностью установить место съемки. Но в то же время наличие данных о геолокации зависит от нескольких факторов. Во-первых, от устройства, которым была сделана фотография. В некоторых камерах или мобильных устройствах может не быть GPS-датчика, фиксирующего координаты. Во-вторых, от желания пользователей мобильных устройств — они могут отключить геолокацию из-за соображений приватности или уменьшения нагрузок на аккумулятор. В-третьих, наличие таких данных зависит от ресурса, на котором фотография была опубликована. Социальные сети Facebook, Twitter или Instagram удаляют метаданные с самих фотографий во время их загрузки на серверы этих ресурсов. Но в то же время они могут непосредственно показывать информацию о местонахождении автора фотографии (а также поста/твита), если он дал доступ к GPS-датчику своего мобильного устройства.

Проверить наличие метаданных довольно просто. Можно загрузить файл фотографии и правой клавишей мыши открыть его свойства. Во вкладке «Подробно» будут собраны все существующие метаданные. Но для более быстрого и эффективного анализа EXIF-данных можно использовать специальные онлайн-ресурсы. Одним из таких ресурсов является Jeffrey’s Exif Viewer . Написанный и выложенный в открытый доступ американским программистом, этот сервис анализирует и показывает всю доступную информацию из метаданных.

Например, загрузив на этот сервис фотографию, опубликованную в начале текста, мы узнаем, что она была сделана на iPad 6 октября 2013 года в 16^59. Поскольку ссылка на фотографию не была взята с серверов Facebook или Twitter, в метаданных осталась информация о координатах. Удобность Jeffrey’s Exif Viewer заключается в том, что он сразу иллюстрирует эти координаты на картах Google. Таким образом, мы не только можем определить, что фотография сделана в Брно (Чехия), но даже сможем сказать, под каким углом и в каком направлении. Это может быть полезным при проверке информации об определенном объекте.

Другой похожий ресурс для проверки метаданных – FindEXIF.com – работает точно так же и может быть альтернативой Jeffrey’s Exif Viewer. Но в нем нет возможности загрузить фотографии. Сервис работает только с ссылками.

Фотографии из определенных географических мест также можно искать с помощью Panoramio . Этот сервис использует EXIF-данные для публикации фотографий на карте. Впрочем, на Panoramio чаще публикуют пейзажные фотографии из различных мест, чем репортажные фото с разных событий.

Еще один аспект, при проверке которого могут помочь метаданные, — это информация о том, как изображение было отредактировано. Для этого может быть полезен сервис FotoForensics . На ресурс можно непосредственно загрузить фотографию или просто вставить ссылку на нее. Прежде всего, сервис показывает существующие в файле снимка метаданные, так же как Jeffrey’s Exif Viewer. Из метаданных можно получить информацию как о дате съемки, так и о дате редактирования. Но еще FotoForensics предлагает так называемый ELA (Error Level Alysis) — уровень сжатия файлов. Это своего рода сканнер, которые показывает манипуляции с изображением, даже если они не видны на первый взгляд. Зная специфику этих данных, можно эффективно определять масштабы и тип редактирования снимка. Например, был ли использован фотомонтаж при редактировании изображения.

На странице этого ресурса есть множество материалов с рекомендациями и пробными заданиями для более подробного анализа снимков. Назовем только некоторые из них:

— области одинакового цвета при ELA тоже должны иметь одинаковую яркость. Если при ELA какая-то область изображения светлее другой того же цвета, то ее могли редактировать;

— каждое пересохранение JPEG сжимает изображение, ухудшая его качество. На слишком сжатых изображениях будут видны шумы;

— на смонтированном изображении вставленный объект при ELA будет значительно ярче, чем другие области. Также ярче будут области с высоким контрастом (текст, линия, контур);

— графические редакторы от Adobe оставляют на монотонных областях изображения следы цвета радуги. Эти следы необязательно будут свидетельствовать о фотомонтаже. Чтобы такие следы появились, достаточно сохранить изображение с помощью программ Adobe.

Фейковое фото урагана Сенди. На кадр из фильма «Послезавтра» путем монтажа наложили телевизионный титр

Не каждая фотография, особенно из соцсетей, будет содержать метаданные с датой, автором и местом съемки. Это было бы слишком просто. Но важно помнить, что проверка достоверности контента из Сети – это всегда процесс, при котором части информации собираются из разных источников и с помощью разных инструментов. И чем больше инструментов задействовано в этом процессе, тем более полной будет становиться картина.

Подскажу один из способов, как бороться со жлобами, которые не раскрывают секретные места, где ловят рыбу или собирают грибы. Сразу скажу, в этом способе нет ничего умного, но он работает. Я даже уверен, что многие об этом знают, поэтому сегодняшний рассказ будет для тех, кто об этом никогда не задумывался.

Всё просто, любому человеку свойственно желание хвастаться, это факт (уже «слышу» за спиной окрик друга, мол, Черняков, по себе о других не судят). Почти все рыбаки и грибники любят фотографировать трофеи и вывешивать свои фотографии в Интернете. Так вот, попросите такого человека прислать вам оригинал фотографии. Зачем? Ну, можно наврать, мол, так понравилась фотка, что хочу поставить её себе как заставку на рабочий стол в Windows.

Всё просто. Почти все сегодня на природе фотографируют мобильниками. Почти в каждом мобильнике есть GPS. Почти в каждом мобильнике есть опция ставить отметку координат в фотографию, и по умолчанию её ни кто не отключает. А если координаты есть, то их можно увидеть. Как? – проще пареной репы. Сейчас покажу на примере вот этой фотографии.

У цифровых фотографий есть такая фигня, называется EXIF. Я не буду сейчас вдаваться в подробности, просто скажу, что это дополнительные сведения о фотографии записанные в файле самой фотографии. Там много есть интересного, например: когда была сделана фотография, какой камерой, и что для нас самое интересное – где она была сделана. Там прописываются географические координаты, причём крайне точные.

Если фотография скачена уже в компьютер – нажмите на неё правой кнопкой мышки, потом в меню выберите “Properties”. В открывшемся окошке выберите закладку “Details”, и чуть ниже увидите координаты GPS. Как и говорил, очень точные (а к этой картинке мы ещё раз вернёмся в конце статьи, запомните её).

Если вы не знаете, что делать с этими цифрами, то можете воспользоваться, например, программой Picasa от Гугла. Если в фотографии есть координаты, Picasa покажет красную булавку. Нажмите на неё и увидите карту.

Как вы понимаете, в Интернете уже полно таких сервисов, которые показывают карту по фотографии. Просто загрузите на сайт такую фотку или дайте на неё ссылку. Я даже не поленюсь, объясню, как «взять ссылку на фотографию». Например, если вы пользуетесь Firefox, то всё просто, нажмите правой кнопкой мышки на фотографию и там нажмите на “Copy Image Location”.

В Internet Explorer чуть замороченней. Правой кнопкой на фотографию, выбираем “Properties”, в открывшемся окошке выделяем мышкой ссылку, правой кнопкой мышки жмём на выделенный текст и выбираем “Copy”.

Вот вам и способ. Главное – это выпросить фотографию.

А теперь информация для новых жителей Виннипега, которые точно хотят знать, где у нас поблизости растут грибы. На выходных я был в лесопарке. Катаясь на велосипеде, заметил подосиновик у дороги. Поскольку я не собирался собирать грибы, то я гриб только сфотографировал и поехал дальше, срезать не стал.

Вот он, настоящий нетронутый подосиновик, а место, если вам надо, найдите сами. Кстати, не далеко от города.

Ладно, как вы понимаете, «жлобство», это так, это всё ерунда. Не ради этого затевалась данная статья. Я просто хочу, чтобы вы поняли, какой это ужас, когда технологии попадают в руки дилетантам. И какой это ужас, когда невежеством дилетантов злоупотребляют преступники. Это и способ найти, где что украсть, это и способ найти человека, который не факт, что обрадуется встрече.

Насколько я понимаю, когда фотография загружается в Facebook или в Одноклассники или (прости госпидя) во Вконтакте, то там система сама уже за вас стирает координаты. С Instagram мне тоже не удалось вытащить координаты, однако я прочитал , где говорится, что даже есть приложение для мобильного телефона, которое по фотографии из Instagram показывает фотографию с Google Maps Street View, и адрес. А как же?

Не знаю, проверить это сам не могу. Как поступают с фотографиями другие Интернет ресурсы? – тоже только приходится гадать. Но вы же понимаете, что лучше не гадать, а уповать на собственную голову.

Теперь очевидные выводы. Да, мы знаем, что мобильники по умолчанию вписывают GPS координаты в фотографию. И это прекрасно, да! Особенно когда вы привозите кучу фотографий из дальней поездки, и потом не помните, где это всё было. А тут раз, и нашли.

Но это же для личного пользования прекрасно. Если вы хотите сделать фотографию с телефона и отправить кому-то, но не хотите чтобы видели координаты – в каждом смартфоне в настройках есть опция, не прописывать GPS координаты в файл фотографии. Выключите и фотографируйте. Надо будет – обратно включите. Делов-то?

Если фотография на компьютере, там ещё проще. Перед тем, как послать фотографию, сделайте её копию, а дальше, как и говорил выше, нажмите на фотографию правой кнопкой мышки, потом в меню выберите “Properties”. В открывшемся окошке выберите закладку “Details”, и в самом низу нажмите на “Remove Properties and Personal Information”.

Кстати, у себя на сайте, когда я публикую фотографии, я почти никогда не стираю координаты. Во-первых – ничего личного, во вторых – возможно, вам самим интересно узнать, где находятся те места, которые я фотографировал. А разок да, я зажлобствовал, но это та самая «секретная » полянка.

В общем, подведём итог. Если уже и пользуемся технологиями – пользуемся осознанно, чтобы не быть обезьяной с гранатой. А технологий всяких и хитрых полным-полно. Например, как я заметил, огромное количество владельцев телефонов на Android, даже не подозревают о существовании вот такого вот полезного (и опасного) сайта https://maps.google.com/locationhistory/ И это ещё не предел.

Чтобы описать каждую точку цифрового изображения пиксель - picture element (элемент картинки, дословно) нужно задать несколько чисел. В случае растрового RGB 8 бит представления, каждый пиксель характеризуется тремя компьютерными 8 битными словами для каждого из каналов. В мегапиксельном изображении таких слов 3 миллиона. Поэтому графические файлы в растровом формате так велики. Записать попутно тысячу слов не составит труда и не потребуется никаких дополнительных затрат. Но эти «неграфические» слова - метаданные позволяют:
a) согласовать цвета и яркости воспринимаемые камерой или сканером с яркостью или цветами на дисплее компьютера,
б) знать съемочные настройки камеры для файла-изображения (избавится от бумажных блокнотов и диктофонов, хранящих памятные заметки),
в) подтвердить ваше авторское право,
г) найти нужное изображение в базе данных по ключевому слову или даже географической координате места съемки,
д) автоматически преобразовать файл в требуемый для вывода формат и корректно напечатать изображение в автоматическом режиме (в том числе без компьютера),
и еще много чего.DCF

Design Rule for Camera File System (описание в ) - индустриальный стандарт организации данных в устройствах получения, хранения, преобразования и вывода цифровых изображений. Принят в 1998 году (Japan Electronics Industry Development Association) для стандартизации процесса переноса данных между различными устройствами. Сейчас входит в (Japan Electronics and Information Technology Industries Association).

Правилам DCF подчиняется структура файлов на карте памяти цифрового аппарата. В привычном представлении это дерево папок с файлами и отдельными файлами. Изображения, обычно, хранятся во вложенных папках директории DCIM. В других хранятся видео и звуковые файлы, «системные» данные настроек камеры, шаблоны создания HTML галерей. Задания печати DPOF (папка MISC) позволяют принтеру прямой печати самостоятельно найти и выполнить задание печати.

Программное обеспечение, которым комплектуется камера, используя DCF информацию, автоматически копирует снимки с карты памяти на компьютер в базу данных, строит панорамы, открывает приложения для преобразования RAW файлов и выполняет многое другое, на что только хватило фантазии разработчиков.

Стандарт DCF включает так же и описание формата собственно графических файлов JPEG, TIFF, RAW. Графические файлы, в свою очередь, подчиняются правилам организаций и ассоциаций, утвердивших их. Стандарт EXIF входит в спецификацию DCF.

Структура данных на карте памяти камеры Epson L-500V

Для корректной работы различных устройств с мультимедийными файлами (звук, изображения) был принят стандарт универсальных заголовков файлов EXIF. EXIF - Exchangeble image format (версия 1.0 была опубликована в 1995 год). Формат предусматривает хранение в одном файле данных изображения или музыки, их уменьшенных копий (для JPEG рекомендуется 160×120), подраздела текстового описания данных.

Современная версия стандарта - Exif 2.2 (описание в ). Она включает так же технологию автоматического управления цветом и обработки изображения в соответствие с сюжетными съемочными настройками для вывода на печать или дисплей (версия 2.0 предполагала кодирование цвета в sRGB пространстве, в версии 2.2 цветовое пространство может быть любым).

Текстовая часть раздела Exif файла состоит из маркеров и тегов, описывающих определенный параметр (идентификатор и соответствующее ему имя параметра) и значение этого параметра (значение в определенном формате представления величины в виде ASCII кода, рационального, десятичного, шестнадцатеричного и т. д. числа). Набор тегов содержит более-менее стандартизованную и обязательную часть и разделы, «отданные» производителям техники и программного обеспечения для их специальных целей. Программное обеспечение, предназначенное для чтения EXIF данных, ставит в соответствие тегам их определения, а значениям - значения. При этом создатели не всегда придерживаются спецификации и потому случаются недоразумения. Так определение информационного поля может быть заменено соответствующим ему общепринятым эквивалентом, а значение не преобразовано в соответствующий формат. Или производитель камеры записывает в поле, соответствующее тегу, информацию в некорректном формате или вообще о другом параметре. Если это узкоспециализированная программа под определенную марку камер, то недоразумений обычно не бывает. Пользователь «обязан своей покупкой» подчиняться описанным в руководстве ПО правилам и, изучив свой аппарат и программу, будет понимать, о чем идет речь. Но если это универсальная программа, то путаница с неправильным наименованием тегов и форматированием, соответствующих им величин, случается не редко. Это неизбежная плата за универсальность. И еще за привычный язык, ведь по правилам EXIF языка, значения параметров всего лишь числа (например, дюйм - «1», см -«2»), а программа переводит их в понятные нам слова (что необязательно, например в виде чисел представлены некоторые параметры в Adobe Photoshop, Info раздел «Advanced EXIF»).

Рассмотрим информационную часть графического файла на примере цифрового снимка и программы чтения EXIF заголовков. Далее в таблице представлены основные теги формата EXIF на примере Canon EOS 300D и приложения В таблице так же приведены некоторые не отображаемые приложением теги, но о них полезно знать. Кроме ExifRead заголовки отображают и другие программы: , .

Тег Описание Пример JPEG Canon 300D по ExifRead
Filename имя файла IMG_2614.JPG
Application
Marker
маркер, необходимый для корректного согласования пользовательских приложений с форматом записи служебной информации,
маркер APP1 указывает на блок информации JPEG EXIF, APP0 - JFIF (JPEG File Interchange Format) стандарт, APP2 - FlashPix
JFIF_APP1: Exif
Make производитель камеры Canon
Model модель камеры Canon EOS 300D DIGITAL
Orientation ориентация камеры при съемке, положение угла кадра с координатой 0,0 left-hand side
XResolution разрешение вывода (печати), точек на дюйм по Х координате 180/1
YResolution разрешение вывода (печати), точек на дюйм по У координате 180/1
Resolution
Unit
единица длины, на которую приведено разрешение вывода, «1» дюймы, «2» сантиметры Inch
DateTime дата последнего изменения изображения 2004:07:13 11:57:35
YCbCr
Positioning
положение точки, определяющей цвет в ячейке YСbCr данных Centered
ExifOffset сдвиг, положение Image file directory - блока изображения в файле 196
Exposure
Time
выдержка 1/400 seconds
FNumber число диафрагмы 11,0
ISO
SpeedRatings
эквивалентная светочувствительности 200
ExifVersion версия формата Exif 0221
DateTime
Original
время съемки 2004:07:13 11:57:35
DateTime
Digitized
время создания цифрового файла 2004:07:13 11:57:35
Components
Configuration
формат представления данных в файле изображения YCbCr
Compressed
BitsPerPixel
средняя степень компрессии JPEG 3/1 (bits/pixel)
Shutter
SpeedValue
величина выдержки в представлении APEX 1/400 seconds,
корректный вид в APEX «8,6» (1/2 8,6)
ApertureValue величина апертуры в представлении APEX F 11,0,
корректный вид в APEX «7» (2 7/2)
Exposure
BiasValue
компенсация экспозиции в единицах EV (APEX) EV0,0
Max
ApertureValue
максимальная апертура объектива в представлении APEX F 5,00,
корректный вид в APEX «4,6» (2 (4,6)/2)
Metering
Mode
тип экспозамера,«0» не определено, «1» усредненный, «2» центрально-взвешенный, «3» точечный, «4» мультиточечный, «5» мультисегментный, «6» частичный, «255» другие. Division
Flash вспышка Not fired
FocalLength фокусное расстояние объектива на камере 125,00(mm)
UserComment комментарии пользователя к файлу, если камера позволяет их задать
FlashPixVersion совместимость с форматом представления данных FlashPix - стандарта International Imaging Industry Association - I3A 0100 - совместимость с FlashPix format Ver.1.0
ColorSpace цветовое пространство файла, DCF предполагает sRGB, которому соответствует значение маркера «1», иному пространству - «65535» (некалиброванное) sRGB
ExifImage
Width
ширина изображения, пикселей 2048
ExifImage
Height
высота изображения, пикселей 3072
Interoperability
Offset
параметр, определяющий положение Image file directory - блока изображения в файле 2366
FocalPlane
XResolution
плотность сенсоров на матрице по Х координате 2048000/595,
или 3442 на дюйм,
позволяет определить размер сенсора по Х - 25,4х2048/3442 = 15,11 мм
или
25,4х595/1000 = 15,11 мм
FocalPlane
YResolution
плотность сенсоров на матрице по Y координате 3072000/892,
или 3443/дюйм
размер сенсора
25,4х3072/3443 = 22,66 мм
FocalPlane
ResolutionUnit
единица измерения для плотности сенсоров, «1» не определено, «2» дюйм, «3» сантиметр Meter, ошибка
корректное значение Inch выдает приложение IrfanView
Sensing
Method
тип сенсора One-chip color area sensor - одиночный сенсор с цветной матрицей фильтров
FileSource источник изображения DSC - Digital still camera
Custom
Rendered
обработка изображения Normal process
Exposure
Mode
режим экспоавтоматики Auto
Scene
CaptureType
сюжетная программа Standard
Maker Note (Vendor) раздел дополнительных параметров (параметры, приведенные далее), для разработчика, его положение Canon Format: 1408Bytes (Offset:942)
Macro mode макрорежим при съемке Off
Self timer таймер при съемке Off
Quality JPEG сжатие Fine
Flash mode режим вспышки Off
Sequence
mode
режим смены кадров Single-frame
Focus mode алгоритм фокусировки One-Shot
Image size размер изображения Large
Easy shooting mode программный режим Manual
Digital zoom цифровой зум
Contrast параметры обработки изображения, контраст High , +1
Saturation параметры обработки изображения, насыщенность High , +1
Sharpness параметры обработки изображения, резкость High , +1
ISO Value светочувствительность 100
Metering
mode
тип экспозамера Evaluative
Focus type тип фокусировки Unknown
AF point selected точка фокусировки Unknown (8197)
Exposure
mode
экспозиционный режим Aperture Priority
Focal length объектив на камере 100-300 mm
Flash activity вспышка Off
Sequence
number
кадр в серии снимков 0
White
Balance
замер баланса белого Auto
Flash bias экспокоррекция вспышки в EV (APEX) 0 EV
Firmware
Version
версия прошивки камеры Firmware Version 1.1.1
Camera Serial Number (Irfan)
Serial number (EXIF Reader)
серийный номер камеры 1070439357 (Irfan)
3FCD-39869 (EXIF Reader)
Image
Number
номер снимка, снятого камерой,
первые три цифры - номер папки, последние четыре - порядковый номер файла
2262614
Owner
Name
имя пользователя камеры, если персонифицирована SergeySherbakov
Color temp цветовая температура 5200K
WhitePoint определение точки белого изображения,
если используется CIE стандарт D65 - величина «3127/10000,3290/10000»
Parameters Параметры JPEG Standard
YCbCr
Coefficients
для YCbCr представления коэффициенты преобразования в RGB format
обычно «0.299/0.587/0.114»
Reference BlackWhite определение точки черного/белого
для YCbCr
величины задают черную/белую точку для Y, Cb, Cr и каналов RGB
Copyright копирайт «Автор»
для EXIF, заполнено в ACDSee
Artist автор «Автор»
заполнено в ACDSee
ImageDescription
описание снимка «EXIF теги Иллюстрация» заполнено в ACDSee
Thumbnail Information
Compression
JPEGInterchangeFormat
JPEGInterchangeFormatLength
информация об уменьшенной копии изображения в EXIF заголовке OLDJPEG
2211
6492
Components Configuration формат кодирования данных характеристик пикселя
RGB «0x04,0x05,0x06,0x00»,
YCbCr «0x01,0x02,0x03,0x00»
для справки:
0x01:Y, 0x02:Cb, 0x03:Cr,
0x04:Red, 0x05:Green, 0x06:Blue
Brightness
Value
яркость сюжета в APEX,
для вычисления Exposure (Ev) к BrigtnessValue (Bv) нужно добавить величину SensitivityValue (Sv)
для справки:
Ev=Bv+Sv Sv=log 2 (ISOSpeedRating / 3,125)
ISO100:Sv=5, ISO200:Sv=6, ISO400:Sv=7
Subject
Distance
дистанция фокусировки, м
Light
Source
источник света, установка баланса белого,
«0» не задано, «1» daylight, «2» fluorescent, «3» tungsten, «10» flash, «17» standard A, «18» standard B, «19» standard C, «20» D55, «21» D65, «22» D75, «255» другие
Related
SoundFile
имя аудио файла, прикрепленного к снимку
CFAPattern геометрия фильтров на матрице (Color filter array-CFA)
Например:
Photometric Interpretation представление цвета: «1» монохромное изображение, «2» RGB, «6» YCbCr

Можно сравнить EXIF данные для JPEG файла, полученные из программы Canon ZOOMBrowserEX и приложения ExifRead (поля тегов, которые в программе ExifRead отображаются как «Unknown» сокращены):

ExifRead CanonZOOMBrowserEX
Filename: IMG_2614.JPG
JFIF_APP1: Exif
Main Information
Make: Canon
Model: Canon EOS 300D DIGITAL
Orientation: left-hand side
XResolution: 180/1
YResolution: 180/1
ResolutionUnit: Inch
DateTime: 2004:07:13 11:57:35
YCbCrPositioning: centered
ExifInfoOffset: 196
Sub Information
ExposureTime: 1/400Sec
FNumber: F11,0
ISOSpeedRatings: 200
ExifVersion: 0221
DateTimeOriginal: 2004:07:13 11:57:35
DateTimeDigitized: 2004:07:13 11:57:35
ComponentConfiguration: YCbCr
CompressedBitsPerPixel: 3/1 (bit/pixel)
ShutterSpeedValue: 1/400Sec
ApertureValue: F11,0
ExposureBiasValue: EV0,0
MaxApertureValue: F5,0
MeteringMode: Division
Flash: Not fired
FocalLength: 125,00(mm)
MakerNote: Canon Format: 1408Bytes (Offset:942)
UserComment:
FlashPixVersion: 0100
ColorSpace: sRGB
ExifImageWidth: 2048
ExifImageHeight: 3072
ExifInteroperabilityOffset: 2366
FocalPlaneXResolution: 2048000/595
FocalPlaneYResolution: 3072000/892
FocalPlaneResolutionUnit: Meter
SensingMethod: OneChipColorArea sensor
FileSource: DSC
CustomRendered: Normal process
ExposureMode: Auto
WhiteBalance: Auto
SceneCaptureType: Standard
Vendor Original Information
Self-timer: Off
Quality: Fine
FlashMode: Off
Drive Mode: Single-frame
Focus Mode: One-Shot
ImageSize: Large
Easy shooting mode: Manual
Contrast: +1
Saturation: +1
Sharpness: +1
MeteringMode: Evaluative
AF point selected: Unknown (8197)
Focal length of lens: 100-300(mm)
Flash Activity: Off
Color Tone: Normal
Unknown (0001)3,46: 005C ... FFFF
Unknown (0002)3,4: 0,125,610,914
Unknown (0003)3,4: 100,0,0,0
White Balance: Auto
Flash bias: 0 EV
Unknown (0004)3,33: 0042 ... 0000
Unknown (0093)3,9: 18,0,0...,65535
Image type: IMG:EOS300DDIGITALJPEG
Firmware version: FirmwareVersion1.1.1
Serial number: 3FCD-39869
Unknown (0015)4,1: -1879048192
Image Number: 2262614
Owner name: SergeySherbakov
Unknown (0010)4,1: -2147483280
Unknown (000E)4,1: 2620984
Unknown (000D)1,512:0,...,0.0.0.0.0.0
Unknown (0000)3,18: 0,...0,0,0,0,0,0,0
Unknown (00C0)3,13: 001A ... CC 0190
Unknown (00C1)3,13: 001A ... C6 016C
Unknown (00AA)3,5: 10,529...,1026,698
Unknown (00A8)3,10: 20,429...,0,0,0,0,0
Unknown (00A9)3,41: 82,...,129,127
Color temp: 5200K
Parameters: Standard
Unknown (0012)3,24: 7,7,...,65535
Unknown (0013)3,4: 0,159,7,112
Unknown (0000)3,5: 0,0,0,0,0
Unknown (00B6)4,12: 24,...,262146
ExifR98
ExifR: R98
Version: 0100
Unknown (4097) : 2048
Unknown (4098) : 3072
Thumbnail Information
Compression: OLDJPEG
XResolution: 180/1
YResolution: 180/1
ResolutionUnit: Inch
JPEGInterchangeFormat: 2548
JPEGInterchangeFormatLength: 6492
File Name IMG_2614.JPG
Camera Model Name
Canon EOS 300D DIGITAL
Shooting Date/Time
13.07.2004 11:57:35
Shooting Mode Aperture-Priority AE
Tv(Shutter Speed) 1/400
Av(Aperture Value) 11
Metering Mode Evaluative
Exposure Compensation 0
ISO Speed 200
Lens 100.0 - 300.0mm
Focal Length 125.0mm
Image Size 2048x3072
Image Quality Fine
Flash Off
White Balance Auto
AF Mode One-Shot AF
Parameters Contrast +1
Sharpness +1
Color saturation +1
Color tone Normal
Color Space sRGB
File Size 2240KB
Drive Mode Single-frame shooting
Owner"s Name Sergey Sherbakov
Camera Body No. 1070439357

EXIF данные для RAW (Canon EOS 300D) файла, полученные из программы ExifRead и приложения Canon ZOOMBrowserEX:

ExifRead CanonZOOMBrowserEX
Filename: CRW_5185.CRW
Canon CRW Header
CCDRAW Image: 4910386Bytes(offset:26)
JPEG Image: 534464Bytes(offset:4910412)
Unknown(1803) : 1,0
ImageSpec: 3072Ѓ~2048
ExpouserMode: Single
Unknown(1804) : 0,1256
Unknown(1817) : 24817,6724
CapturedTime: 2004:10:16 10:17:02
ImageFileName: CRW_5185.CRW
ThumbnailFileName: CRW_5185.THM
Unknown(0805) :
Unknown(1814) : 0,3724
Unknown(0805) : EOS 300D DIGITAL CMOS RAW
ImageType: CRW:EOS 300D DIGITAL CMOS RAW
OwnerName: Sergey Sherbakov
ModelName: Canon EOS 300D DIGITAL
Unknown(180B) : 39869,9577
ISOSensivity: 100
ROMOperationMode: USA
FirmwareVersion: Firmware Version 1.1.1
ISOSensivity: 100
LensFocalLength: 18.0(mm)
White Balance: Daylight
Sequence number(Continuous mode) : 0
Flash bias: 0 EV
Unknown(102A) : 66,0,...,0,0,0,0
Unknown(1093) : 18,0,......,5535
Self-timer: Off
Quality: RAW
FlashMode: Off
Drive Mode: Single-frame
Focus Mode: MF
ImageSize: Large
Easy shooting mode: Manual
Contrast: Normal
Saturation: Normal
Sharpness: Normal
MeteringMode: Evaluative
ExposureProgram: Aperture Priority
Focal length of lens: 18-55(mm)
Flash Activity: Off
Color Tone: Normal
Unknown(102D) : 92,0,...,65535,65535
Unknown(0036) : 0E82
Unknown(1834) : 368,2833
CCDImageSize: 3152Ѓ~2068
Unknown(1835) : 1,0,514,4000
Unknown(1038) : 7,7,3072,...,0,65535
Unknown(10C0) : 26,336,....,460,400
Unknown(10C1) : 26,305,....,454,364
Unknown(10C2) : 884,....,78,151,28
Unknown(10AA) : 10,877,...,588
Unknown(10A8) : 20,3871,...,5200
Unknown(10AD) : 62,...,65099,65325
Unknown(10AE) : 5200
Unknown(10AF) : 1024
Unknown(10A9) : 82,1398,...,124,126
Unknown(10B4) : 2
Unknown(10B5) : 10,3,1,2048,1360
Unknown(1039) : 0,159,7,112
Unknown(183B) : 0
File Name CRW_5185.CRW
Camera Model Name
Canon EOS 300D DIGITAL
Shooting Date/Time
16.10.2004 10:17:02
Shooting Mode
Aperture-Priority AE
Tv(Shutter Speed)
1/30
Av(Aperture Value)
3.5
Metering Mode
Evaluative
Exposure Compensation
0
ISO Speed
100
Lens
18.0 - 55.0mm
Focal Length
18.0mm
Image Size
3072x2048
Image Quality
RAW
Flash
Off
White Balance
Daylight
AF Mode
Manual Focus
Parameters
Contrast Normal
Sharpness Normal
Color saturation Normal
Color tone Normal
Color Space
Adobe RGB
File Size
5323KB
Drive Mode
Single-frame shooting
Owner"s Name
Sergey Sherbakov
Camera Body No.
1070439357

Примечания.

1. Некоторые поля данных для тегов «Unknown» в таблицах сокращены.

2. Теги «ShutterSpeedValue», «ApertureValue» и некоторые другие (с идентификатором Value) в соответствии со стандартом EXIF записываются не в привычных фотографических величинах, а в APEX представлении. Иногда приложения для просмотра EXIF данных преобразуют APEX формат к привычному виду, иногда нет.

Что представляет собой формат APEX? APEX (The Additive System for Photographic Exposure) удобная форма записи и, главное, выражения соотношений экспозиционных условий. Удобная потому, что оперирует с логарифмическими величинами с основанием 2. В них удвоение экспозиции соответствует увеличению ее на один шаг, то есть на привычную ступень выдержки или диафрагмы. Чтобы подсчитать экспозицию в формате APEX достаточно воспользоваться простой формулой: AV + TV = LV + SV= EV. Где AV и TV соответственно APEX величина диафрагмы и выдержки, LV яркости, SV светочувствительности. При этом в APEX за нулевые значения величины AV = 0 принята диафрагма f/1,0, выдержки TV = 0 - 1 c, яркости LV=0 - 3,4 кандел/м*м, светочувствительности SV = 0 - 3,125 (в ISO).

Чтобы отличать фотографические термины «диафрагма», «выдержка» от величин в APEX принято все величины, выраженные в APEX формате сопровождать словом «величина» - как «Aperture value», а при сокращении добавлять букву «V» - как Av.

Интересно, что сейчас в камерах Canon с режимами приоритета выдержки и диафрагмы Tv и Av ряд значений на органах управления записан в привычных обратных секундах и диафрагменных числах. Объясняется это тем, что на камерах Canon «значки» Tv и Av появились, когда APEX формат был практически важен для вычисления экспозиции и популярен. И в качестве значений этих величин использовались величины APEX. Затем с развитием автоматики и унификации экспонометрических устройств практическая важность формата APEX для фотографа стала минимальной и от него отказались, вернувшись к привычным диафрагменным числам и секундам. А маркировка режимов у Canon осталась прежней ().

Как отображается информация в программе для просмотра съемочных параметров, зависит от разработчика. Формально тегу «Aperture value» соответствует величина в единицах APEX без всяких суффиксов и префиксов. Но, к примеру, в Canon ZOOM Browzer EX тег «Aperture value» отображается в формате диафрагменного числа, но без префикса «f/» (для ясности следовало бы писать именно так, то есть «f/»), а Tv, которое, тем не менее, расшифровывается как «Shutter Speed», как доля секунды без «c», то есть верно, если знать об истории появления значков Av/Tv на Canon. В ACDSee версии 5 «Aperture value» корректно отображается в единицах APEX, а в версии 7 в привычном формате «f/число». Определить, что скрывается за «Aperture value» в вашей программе, можно посмотрев на значение другого тега EXIF «F-number». Если числовые значения совпадают, то «Aperture value» отображается в диафрагменных числах, если нет - в APEX единицах. Тогда проверьте соответствие по формуле Aperture value = 2 х Log 2 F-number. (Легко заметить, что при f/4 - APEX - так же 4, но это единственное исключение).

3. Стандарты DCF и EXIF постоянно «расширяются» и к ним добавляются новые спецификации и, соответственно, теги. Кроме того, производители техники и ПО иногда вводят новые спецификации метаданных. Такие спецификации могут интегрироваться в EXIF, но могут быть и совершенно независимыми. Так в полях EXIF данных есть маркеры, указывающие на совместимость с форматами представления данных FlashPix (стандарта International Imaging Industry Association - I3A), маркеры описывающие расширение ExifR98, GPS данные и другие. С выходом EXIF PRINT, для автоматической обработки изображения в соответствие с сюжетной программой съемки к EXIF добавлены теги, описывающие «сюжетные» настройки цифровой камеры: вспышка, экспорежим, баланс белого, выдержка, дистанция до объекта, источник света, сюжетная программа, цифровой зум, постобработка, контраст, насыщенность, повышение резкости, шумоподавление. Альтернативная технология согласования печати и обработки PIM ( - EPSON, 2001 год) так же добавляет к метаданным 12 (PIM I) или 14 (PIM II) «сюжетных» пунктов.


Метаданные, редактируемые в ACDSee

Среди стандартных тегов EXIF есть предназначенные для систематизации хранения снимков на компьютере. Это: владелец камеры, имя пользователя, авторские права, описание и другие. Если их нельзя заполнить непосредственно при съемке, то нужно использовать либо «фирменное» ПО от камеры либо универсальные программы. К числу таких программ относятся, например, Adobe Photoshop и ACDSee. С их помощью можно изменить значения перечисленных тегов. Но нужно быть внимательным, не все «поля», которые можно заполнить в таких программах сохраняются как метаданные файла. Программа может хранить данные в своей базе данных и не записывать их в файл изображения. Так Adobe Photoshop помимо стандартных (перечисленных выше) полей описания файла, позволяет заполнить многие другие, а для RAW файлов записать даже «скорректированные» настройки камеры. Но хранится вся эта дополнительная информация либо в единой базе данных Photoshop на вашем компьютере, либо в виде переносимого вместе с основным файлом файла метаданных «*.XMP» (а сам RAW файл, по определению, не подвергается изменениям).

Дата публикации: 24.03.2017

Начинающие фотографы часто интересуются, как посмотреть параметры конкретного снимка и узнать, какие камера и объектив были использованы при его съёмке. Эти и другие данные хранятся в EXIF (Exchangeable Image File Format). Он представляет собой часть JPEG или RAW-файла. Именно в него «зашиты» дополнительные данные (метаданные). EXIF позволяет сохранять много полезного: от параметров съёмки до сведений о том, в какой программе и как был отредактирован кадр.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/400 с, 50.0 мм экв.

Параметры, которые вы видите под каждым фото на сайте сайт, подгружаются автоматически из EXIF. Так, данные этого снимка сообщают, что он сделан на фотоаппарат Nikon D810) с универсальным объективом Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor. Кстати, последний отлично подходит для портретных съёмок.

Как посмотреть EXIF?

Сегодня многие программы для просмотра и редактирования фото могут показывать EXIF: Adobe Lightroom, Adobe Photoshop, Adobe Bridge. «Родной» для камер Nikon конвертер Capture NX-D отображает съёмочные параметры очень подробно.

EXIF в Adobe Lightroom

EXIF можно увидеть и открыв свойства файла: заходим в «Проводник», щёлкаем правой кнопкой по нужному фото, в открывшемся контекстном меню выбираем «Свойства», а в появившемся окне - вкладку «Подробно».

Есть сайты, позволяющие загрузить изображение и увидеть его метаданные в развёрнутом виде онлайн. Примеры таких сервисов: http://exif.regex.info/exif.cgi ; http://metapicz.com/ . С их помощью можно найти информацию обо всех параметрах съёмки, вплоть до того, на какую дистанцию был сфокусирован объектив.

Существует расширение для браузера Google Chrome, позволяющее просмотреть EXIF любой картинки на открытой вами веб-странице.

Через EXIF вы можете узнать, сколько снимков было сделано на камеру. К примеру, это полезно при покупке б/у фототехники. Приём работает с камерами Nikon. Камеры других производителей не всегда прописывают в EXIF этот параметр, и его приходится извлекать, прибегая к дополнительным ухищрениям .

Чтобы получить полные данные EXIF, лучше не редактировать кадр на ПК. Загрузим выбранный снимок на сайт http://exif.regex.info/exif.cgi и найдём графу Shutter Count. Здесь мы увидим «пробег» фотоаппарата.

По тому же принципу работает и более простой в использовании сервис https://www.camerashuttercount.com/ .

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 200, F14, 1/30 с, 24.0 мм экв.

При создании HDR-изображений в Adobe Lightroom файлу с итоговой картинкой присваиваются некоторые параметры выдержки и диафрагмы, хотя понятно, что для склейки HDR было использовано как минимум два кадра с разными параметрами. Как правило, присваивается наиболее короткая выдержка.

Данные EXIF можно подделать

EXIF легко поддаётся редактированию. Существуют даже онлайн-сервисы для изменения съёмочных параметров. Поэтому данные EXIF могут выступать справочной, но не абсолютно объективной информацией.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/6 с, 18.0 мм экв.

Как не потерять данные EXIF при обработке?

Некоторые редакторы обрезают EXIF безвозвратно (этим грешат многие мобильные приложения). Однако в серьёзных программах для постобработки можно самому выбрать, сохранять EXIF или нет. Например, в Adobe Photoshop при сохранении фото через команду Save As остаются все данные, а при сохранении через инструмент Save For Web некоторые метаданные удаляются. Чтобы этого избежать, найдите в окне Save For Web пункт Metadata и выберите, какие сведения стоит сохранить. Я обычно оставляю все метаданные.

В Adobe Lightroom похожая ситуация. При настройках экспорта фотографий обратите внимание на пункт Metadata.

При просмотре фотографий в интернете, вы могли заметить, что некоторые сайты предоставляют ценную информацию, относящуюся к этим изображениям, такую как параметры экспозиции, бренд камеры и т.д. Эта информация, называемая “EXIF Data”, может рассказать с какими настройками фотограф снимал и какое оборудование использовал. В этой статье мы рассмотрим, что содержат EXIF данные и как их узнать.

Что такое EXIF данные фотографии

Раньше, во времена пленочной фотографии, фотографы носили с собой ручку и блокнот для записи важной информации. Записывали такие параметры как выдержка , диафрагма и дата съемки. Затем смотрели на эту информацию уже в лаборатории, при проявке фотографий, полагая, что то что они написали соответствует правильному изображению. Для новичков это был очень болезненный процесс, они пытались понять, что они сделали неправильно, почему фотография не получилась. Сейчас каждая современная камера записывает эту информацию в само изображение. Затем по этим данным можно сортировать фотографии и выполнять поиск по конкретным параметрам. Эти сохраненные данные называются EXIF данные (EXIF дата) и включают в себя ряд настроек, таких как ISO , выдержка, диафрагма, баланс белого, модель камеры и объектива, дату и время съемки, фокусное расстояние и много другое.

Слово EXIF расшифровывается как – Exchangeable Image File Format (стандарт, позволяющий добавлять к изображениям и прочим медиафайлам дополнительную информацию (метаданные), комментирующую этот файл, описывающий условия и способы его получения, авторство и т. п.). Википедия

Возможность видеть эти данные имеет большое значение не только для новичков, но и для других фотографов, которые хотят узнать, какие настройки и инструменты использовались для создания конкретной фотографии. К сожалению, единственным для веб-сайта (с точки зрения размера) форматом файла, который может обрабатывать EXIF, является JPEG, поэтому мы не сможем увидеть данные таких форматов как GIF и PNG. Кроме того, некоторые фотографы предпочитают удалять EXIF данные со своих фотографий. Тем самым они скрывают свой стиль съемки или же просто уменьшают вес изображения для сайта. Одни по не знанию оставляют эти данные, а другие намерено оставляют для других, чтобы учились.

Независимо от того оставили эту информацию или удалили с изображения, сама по себе она не отображается в браузерах. Данные EXIF встроены в файл изображения, и чтобы их увидеть нужно установить специальные расширения.

Как посмотреть EXIF данные

Итак, как посмотреть EXIF данные онлайн? Давайте рассмотрим несколько простых способов прочитать его из изображений.

Как просмотреть EXIF данные в Firefox

Если вы используете браузер Firefox, зайдите в приложение , нажав кнопку “Добавить в Firefox”. После установки аддона и перезагрузки Firefox вы сразу сможете посмотреть данные EXIF. Щелкните правой кнопкой мыши по изображению и выберите “Exif Viewer”.

Попробуйте на этом изображении:

Когда вы нажмете “Exif Viewer”, вы увидите новое окно, которое выглядит так:

Как видно из приведенного выше снимка экрана, информация EXIF показывает, что фотография снята на камеру Nikon D5500 с настройками ISO 100, диафрагма f/11 и выдержка 1/4 секунды и фокусное расстояние объектива 16мм. Также указана дата и время съемки. Если установить флажок “Все” в разделе “Информация”, можно получить еще больше параметров.

Еще одна вещь, о которой нужно помнить, – миниатюрные изображения обычно не содержат данные EXIF. Поэтому, когда видите миниатюру изображения, сразу открывайте его в полном размере и только потом проверяйте EXIF.

Если вы видите сообщение об ошибке “Невозможно извлечь данные Exif” (“Unable to extract some or all of the Exif data”), это означает, что файл JPEG, который вы ищите, не содержит информации EXIF.

Как просмотреть EXIF данные в Chrome

Если вы используете браузер Chrome, у него есть аналогичное расширение. Загрузите и установите “ “, нажав “Добавить в Chrome”. После установки вы сможете щелкнуть правой кнопкой мыши по любому изображению и выбрать “Посмотреть EXIF”. Далее появится всплывающее окно, которое выглядит так:

Как видите, этот инструмент предоставляет довольно много полезной информации, включая гистограмму. Все данные об экспозиции, дате, модели камеры находятся во вкладке “EXIF”.

Сохранение фотографий с EXIF данными в Lightroom

Теперь посмотрим как сохранять фотографии с EXIF данными в Lightroom. Выберите фотографию, которую хотите сохранить, затем перейдите “Файл – Экспорт”, в результате откроется следующее окно:

В поле “Метаданные” указывается какие данные EXIF будут сохранены вместе с изображением. Если выбрано “Все метаданные”, то экспортируется именно все данные, которые были настроены в камере. Есть две важные галочки ниже – “Удалить информацию об авторе” и “Удалить информацию о местоположении”. Для защиты вашей личной информации, лучше всегда их оставлять отмеченными. Например, если вы хотите сохранить фотографию, снятую с помощью камеры с поддержкой GPS или с помощью вашего смартфона, и у вас не установлен флажок “Удалить информацию о местоположении”, ваши данные GPS будут сохранены в EXIF, и кто-то другой сможет использовать эту информацию для отслеживания вашего местоположения.

В раскрывающемся списке, также можно выбрать тип информации, который сохраниться в EXIF. Например, некоторые фотографы предпочитают удалять все данные и оставлять только информацию об авторских правах.

Аналогично можно управлять сохранением EXIF данных в программе Photoshop.