Из чего мужик сделал силки для птиц. Тестовые задания по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е

«Самоорганизация биологических систем» - Синтез. Основные формы иммунной защиты. Организм. Механизмы самоорганизации. Самоорганизация. Феномен самоорганизации. Основные положения теории. Биологические часы. Иммунная система. Биологические системы самоорганизации. Экспериментальные данные. Митоз.

«Многообразие живых организмов» - Животные. Бактерии. Млекопитающие. Многообразие живых организмов. Растения. Цели урока. Моллюски. «Биос» - жизнь, «логос»- учение. Биологические науки. Значение живых организмов в жизни человека. Царства живых организмов. Съедобные грибы. Птицы. Что изучает биология? План урока. Пресмыкающиеся. Насекомые.

«Уровни организации жизни» - Представлен разнообразными молекулами, находящимися в живой клетке. Биогеоценотический уровень. Компоненты Клетка - основной структурный компонент организма. Молекулярный уровень. Уровни организации. Биосферный уровень. Клеточный уровень. Популяционно-видовой уровень. Организменный уровень. Уровни организации жизни на земле.

«Царства живых организмов» - Живые организмы Царства живых организмов Среды жизни Подумай! Среды жизни. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Земноводные. Царство Растения. Царство бактерии. Голо-семенные. Пластинчатые(лисичка, груздь). Покрыто-семенные. Многообразие живых организмов.

«Классификация организмов» - Прокариоты. http://www.darwin.museum.ru/expos/be_dino/zeml_pro.htm. Например, вид Собака и вид Волк относят к роду Волк. Первую естественную классификацию создал Ч. Дарвин. Ученые продолжают открывать неизвестные науке виды. Еще в древности у человека возникла потребность систематизировать знания о живой природе.

«Классификация живых организмов» - Семейство? Подцарство? Царство? Классификация К.Линнея. Развитие жизни на Земле. Рассмотреть характерные особенности прокариот и эукариот. Естественная классификация. Надцарство? В симбиозе с синезелеными и одноклеточными водорослями образуют лишайники. Надцарство Прокариоты. К числу вирусных заболеваний человека относятся: ВИЧ, грипп, оспа, бешенство.

Всего в теме 1004 презентации

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

7 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2014

Пояснительная записка

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» для 7 класса позволяет определить уровень знаний учащихся данного произведения (УМК Г.И. Беленького). Работа содержит вопросы на знание текста, вопросы по характеристике героев, вопросы по теории литературы.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа, один из которых правильный.

Представленные тесты можно использовать на уроке после анализа произведения.

I вариант

1. Укажите годы жизни М.Е. Салтыкова-Щедрина

1) 1854-1906

2) 1826-1889

3) 1824-1886

2. Укажите, какая сказка не была написана М.Е. Салтыковым-Щедриным?

1) «Три медведя»

2) «Дикий помещик»

3) «Премудрый пескарь»

3. Сатира – это

1) едкое выражение насмешки

2) особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому

3) вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений

4. В каком году писатель решил создать книгу для «детей изрядного возраста»?

1) 1872

2) 1869

3) 1874

5. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1) в результате кораблекрушения

2) по щучьему велению, по моему хотению

3) с помощью волшебника

6. В чем мужик варил суп?

1) в котелке

2) в пригоршне

3) в кокосовой скорлупке

7. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1) «Московскую правду»

2) «Московские ведомости»

3) «Московское обозрение»

8. Как генералы отыскали на острове мужика?

1) по следам, оставленным на песке

2) по звукам балалайки

3) по запаху мякинного хлеба

9. Кем этот мужик работал в Петербурге?

1) поваром

2) маляром

3) извозчиком

10. К какому жанру относится «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

1) народная сказка

2) литературная сказка

3) повесть

11. Какой принцип лежит в основе композиции сказки?

1) антитеза

2) повтор

3) параллелизм

12. Как повел себя мужик, увидев генералов?

1) «дал стрекоча»

2) поклонился

3) начал им прислуживать

13. В каком виде два генерала прибыли на остров?

1)в мундирах

2) в ночных рубашках

3) раздетые

14. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

1) пуговицу

2) орден

3) тапочки

15. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

1) все время спать

2) научиться работать

3) найти мужика

16. Из чего мужик сделал силки для птиц?

1) из собственных волос

2) из собственной рубахи

3) из собственных лаптей

II вариант

1. Основная тема сатирических произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина – это

1) взаимоотношение народа и власти

2) показ отдельных пороков людей

3) недостатки в человеческих взаимоотношениях

2. В 1878-1884 гг. Салтыков-Щедрин был редактором журнала

1) «Современник»

2) «Время»

3) «Отечественные записки»

3. Гротеск – это

1) предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального

2) иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты

3) способ изображения действительности в нереальном виде

1) «Отечественные записки»

2) «Современник»

3) «Эпоха»

5. Как генералы вернулись домой?

1) заснули и проснулись дома

2) их спасли случайно

3) мужик построил корабль

6. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

1) на Подьяческой

2) на Фонтанке

3) на Литейной

7. Какой из двух генералов был умнее?

1) тот, кто был учителем каллиграфии

2) тот, кто был учителем географии

3) тот, кто вообще не был учителем

8. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

1) высекли

2) напоили

3) откормили

9. Как генералы мужика при себе удерживали?

1) цепью приковали

2) верёвочкой привязали

3) он остался сам

10 Чем генералы наградили мужика?

1) бутылкой пива

2) медалью

3) рюмкой водки и пятаком

11. Что произошло с генералами в конце сказки?

1) поехали в казначейство

2) поехали в департамент

3) легли спать

12. Что сначала раздобыл мужик для генералов?

1) поймал рябчика

2) нарвал по десятку самых спелых яблок

3) накопал картофеля

13. Чем мужик устлал дно лодки?

1) лебяжьим пухом

2) сеном

3) травой

14. Чем кормил мужик генералов во время плавания?

1) супом

2) селёдками

3) яблоками

15. Что вызвало у генералов наибольшее удивление?

1) на деревьях всякие плоды

2) рыба в ручье так и кишит

3) человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет

16. Какой сатирический приём используется в словах:

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились. Воспитывались и состарились…»

1) ирония

2) гипербола

3) усмешка

Ответы

I вариант

Критерии оценивания:

«5» - 15 – 16 баллов,

«4» - 12 – 14 баллов

«3» - 8 – 11 баллов

«2» - 0 – 7 баллов

Список использованной литературы

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс, - Москва «ВАКО», 2010 (несколько вопросов)

Вариант 1.

1) К какому жанру относится «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

А. летопись

Б. литературная сказка

В. повесть

Г. народная сказка

2) Как два генерала оказались на необитаемом острове?

А. В результате кораблекрушения.

Б. По щучьему велению, по моему хотению.

В. С помощью волшебника.

Г. Прилетели на ковре-самолёте.

3) Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

А. «Московскую правду».

Б. «Московские ведомости».

В. Московское обозрение.

Г. «Вестник Москвы».

4) Как генералы отыскали на острове мужика?

А. По следам, оставленным на песке.

Б. По звукам балалайки.

В. По запаху мякинного хлеба.

Г. По его крикам.

5) Какой из двух генералов был поумнее?

А. Тот, кто был учителем каллиграфии.

Б. Тот, кто был учителем географии.

В. Тот, кто был учителем логики.

Г. Тот, кто вообще не был учителем.

Тест по произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Вариант 2.

Какой принцип лежит в основе композиции сказки?

А. антитеза

Б. повтор

В. параллелизм

Г. кольцевое изображение событий

2) В каком виде два генерала прибыли на остров?

А. В мундирах.

Б. В ночных рубашках.

В. В шубах и в валенках.

Г. Раздетые.

3) Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

А. Всё время спать.

Б. Научиться работать.

В. Найти мужика.

Г. Поймать зверя.

4) Из чего сделал мужик силки для птиц?

А. Из собственных волос.

Б. Из собственной рубахи.

В. Из собственных лаптей.

Г. Из лески.

А. Заснули и проснулись дома.

Б. Так же как и попали на остров.

В. Их спасли случайно.

Г. Мужик построил корабль.

Тест по произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Вариант 3.

1) Какой сатирический приём используется в словах:

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились. Воспитывались и состарились…»

А. ирония

Б. гипербола

В. усмешка

Г. литота

2) Кем мужик, которого генералы нашли на острове, работал в Петербурге?

А. Поваром.

Б. Кузнецом.

В. Маляром.

Г. Извозчиком.

3) Как генералы мужика при себе удерживали?

А. Цепью приковали.

Б. Верёвочкой привязали.

В. Смирительную рубашку надели.

Г. Он остался сам.

4) Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

А. Пуговицу.

В. Тапочки.

Г. Платок.

А. Плетьми.

Б. Рюмкой водки и пятаком.

В. Бутылкой пива.

Г. Медалью.

Тест по произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Вариант 4.

1) Гротеск - это

А. предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального

Б. иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты

В. способ изображения действительности в нереальном виде

Г. намеренное преуменьшение каких-либо качеств

2) На какой улице в Петербурге жили два генерала?

А. На Подьяческой.

Б. На Фонтанке.

В. На Литейной.

Г. На Невском.

3) В чем мужик варил суп?

А. В котелке.

Б. В пригоршне.

В. В кокосовой скорлупке.

Г. В чане.

4) Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

А. Высекли.

Б. Напоили.

В. Откормили.

Г. Отпустили поплавать.

5) Чем генералы наградили мужика?

А. Бутылкой пива.

Б. Медалью.

В. Плетьми.

Г. Рюмкой водки и пятаком.

Тест по произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Вариант 5.

1) Сатира - это

А. едкое выражение насмешки

Б. особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому

В. смешное представление событий

Г. вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений

2) Что вызвало у генералов наибольшее удивление на острове?

А. на деревьях всякие плоды

Б. рыба в ручье так и кишит

В. человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет

Г. в лесу тетерева токуют

3) Как повел себя мужик, увидев генералов?

А. «дал стрекоча»

Б. поклонился

В. начал им прислуживать

Г. спрятался за кустами

4) Чего не делал мужик для генералов?

А. поймал рябчика

Б. нарвал по десятку самых спелых яблок

В. накопал картофеля

Г. напёк блинов

5) Чем мужик устлал дно лодки?

А. лебяжьим пухом

Б. старыми тряпками

В. травой

Тест по произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Вариант 6.

1) Сатира, в отличие от юмора:
А. изображает что-либо в комическом виде;
Б. даёт возможность посмеяться;

В. обличает пороки, высмеивает зло;

Г. не имеет конкретного адресата;

2) Генералы в диалогах предстают как:
А. люди, преданные отечеству;
Б. трудолюбивые, самостоятельные;

В. добрые, великодушные;

Г. никчёмные, пустые.

3) Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

А. все время спать;

Б. научиться работать;

В. найти мужика;

Г. позвать официанта.

4) На какой улице в Петербурге жили два генерала?

А. на Подьяческой;

Б. на Фонтанке;

В. на Грибоедовской;

Г. на Литейной.

5) Как генералы вернулись домой?

А. заснули и проснулись дома;

Б. они вызвали спасателей;

В. мужик построил корабль;

Г. их спасли случайно.

«Птицы - наши друзья» - И вот летают всё слабей Ворона, галка, воробей. Если грачи прямо на гнездо летят, весна будет тёплой. Грачи Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? Грач. Как птице перезимовать? И пропоют, чирикая, « СПАСИБО ВАМ ВЕЛИКОЕ!». По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья. Скорей на помощь, ДЕТИ! Весной грач прилетел – через месяц снег сойдёт.

«Урок Птицы» - Приглашаем вас на экскурсию в лес. Итог урока: Игра - соревнование. Разнообразие птиц. Определи по картинке, кто как летит? Спать летит в дупло. Утка. Ласточка. Павлин. Дятел. План урока. Кто лишний? Здесь так много интересного! ПТИЦЫ перелётные неперелётные осёдлые кочующие. В лесу можно встретить птиц.

«Класс Птицы» - Внешнее строение птицы. Голова Шея Туловище Конечности Тело птиц покрыто перьями. Семенники; Семяпроводы; УРОК 1. Изучение особенностей внешнего и внутреннего строения птиц. УРОКИ 3 – 5. Работа над проектом: «Экологические группы птиц». Птицы – типичные представители животных, относящихся к типу Хордовые.

«Домашние птицы» - Сель. Вольное содержание домашней птицы. Хвост. Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. Московская. Ходит в развалочку, Спотыкалочку. Белые хоромы, Красные подковы. Зоб. Детки. Косицы. Значение домашней птицы. Безвыгульное содержание домашней птицы. Австралорп. Пух. Куры мясо-яичной породы. Перо.

«Тема Птицы» - Перья. Чудо природы – птица-альбинос: Пингвины. Видовое разнообразие птиц. Какие птицы поют ночью? Основные понятия и термины. Белая цапля. Какие птицы с понижением температуры могут впадать в спячку? Какой орган чувств лучше развит у совы: а) слух, б) зрение, в) обоняние? В какое время суток больше перелётных птиц: а) ночью, б) днём, в) утром?

«Семейство птиц» - Подсемейство птиц синицевых. 18 видов. Певчая птица семейства дроздовых. Птица семейства вьюрковых. Птица семейства вороновых. В полёте вытягивают шею и ноги. Семейство журавлеобразных Высота от 90 до 155 см. семейство птиц отряда воробьиных. Мелкие птицы размером с воробья (длина тела 9,5-19 см). Птицы.

Цели игры:

  • оценить степень освоения сказок Салтыкова-Щедрина;
  • обсудить особенности жанра сатирической сказки;
  • обсудить проблематику сказок;
  • выяснить особенности приёма аллегории

Описание игры: игра построена подобно телешоу “Кто хочет стать миллионером” - класс делится на команды, каждая команда выбирает правильный ответ и поднимает карточку с ответом. У команд есть возможность взять подсказки: 50/50, помощь учителя, найти ответ в тексте.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • набор карточек с крупно написанными буквами А., В, С, D.,
  • тексты сказок

Ход игры

Кто знает сказки Салтыкова-Щедрина? (1 слайд)

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

А. В результате кораблекрушения
В. По щучьему велению, по моему хотению
С. С помощью волшебника
D. Прилетели на ковре-самолёте (2 слайд )

2. В чём мужик варил суп?

А. В котелке
В. В пригоршне
С. В кокосовой скорлупке
D. В чане (4 слайд )

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

А. “Московскую правду”
В. “Московские ведомости”
С. “Московское обозрение”
D. “Вестник Москвы” (6 слайд )

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

А. По следам, оставленным на песке
В. По звукам балалайки
С. По запаху мякинного хлеба
D. По его крикам (8 слайд )

5. Кем этот мужик работал в Петербурге?

А. Поваром
В. Кузнецом
С. Маляром
D. Извозчиком (10 слайд )

6. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки “Дикий помещик”?

А. Маленькой пенсией
В. Обилием мужиков
С. Отсутствием жены
D. Отсутствием детей (12 слайд )

7. Кого звал помещик в гости?

А. Медведя
В. Губернатора
С. Генералов-соседей
D. Судью (14 слайд )

8. Какой способ прогулки помещик “считал самым приличным и удобным”?

А. На четвереньках
В. В карете
С. Верхом на лошади
D. В телеге (16 слайд )

9. В каком виде два генерала прибыли на остров?

А. В мундирах
В. В ночных рубашках
С. В шубах и валенках
D. Раздетые (18 слайд )

10. Какой предмет проглотил из генералов за неимением ужина?

А. Пуговицу
В. Орден
С. Тапочки
D. Платок (20 слайд )

11. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

А. Всё время спать
В. Научиться работать
С. Найти мужика
D. Поймать зверя (22 слайд )

12. Из чего мужик сделал силки для птиц?

А. Из собственных волос
В. Из собственной рубахи
С. Из собственных лаптей
D. Из лески (24 слайд )

13. Как генералы вернулись домой?

А. Заснули и проснулись дома
В. Так же как и попали на остров
С. Их спасли случайно
D. Мужик построил корабль (26 слайд )

14. С кем помещик охотился на зайцев?

А. С волком
В. С медведем
С. С лисой
D. С кабаном (28 слайд )

15. Чем дикий помещик угощал всех гостей?

А. Колбасой
В. Пряником
С. Вареньем
D. Ягодами и грибами (30 слайд )

16. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

А. Надел тулуп
В. Сидел на печи
С. Оброс волосами
D. Беспробудно пил (32 слайд )

17. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?

А. Губернское начальство
В. Сам помещик
С. Соседи
D. Царь (34 слайд )

18. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

А. На Подьяческой
В. На Фонтанке
С. На Литейной
D. На Невском (36 слайд )

19. Какой из двух генералов был поумнее?

А. Тот, кто был учителем каллиграфии
В. Тот, кто был учителем географии
С. Тот, кто был учителем логики
D. Тот, кто вообще не был учителем (38 слайд )

20. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

А. Высекли
В. Напоили
С. Откормили
D. Отпустили поплавать (40 слайд )

21. Как генералы мужика при себе удерживали?

А. Цепью приковали
В. Верёвочкой привязали
С. Смирительную рубашку надели
D. Он остался сам (42 слайд )

22. Чем генералы наградили мужика?

А. Бутылкой пива
В. Медалью
С. Плетьми
D. Рюмкой водки и пятаком (44 слайд )

23. Где живёт главный герой сказки о диком помещике?

А. В некотором царстве
В. В Орловской губернии
С. В приволжских степях
D. За границей (46 слайд )

24. Какое золотое слово вычитал помещик в газете “Весть”?

25. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?

А. Когтей
В. Хвоста
С. Звериной силы
D. Шерсти (50 слайд )

26. Как звали главного героя сказки “Дикий помещик”?

Кроссворд по сказке М.Е.Салтыкова - Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” (53 слайд )

  1. “Вот наконец и Нева - …” (матушка)
  2. “Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на … - в правой руке получишь искомое” (север)
  3. Боязнь, которой “набрались” генералы во время пути “от бурь да ветров разных” (страх)
  4. День торжества, когда “дары всех стран назначили себе как бы рандеву” (праздник)
  5. Как автор называет судно, дно которого мужик устлал лебяжьим пухом? (лодочка)
  6. ”Происшествие, которого не запомнят даже …, тем более что в осетре был опознан частный пристав Б.” (старожилы)
  7. “Зашёл генерал в лес – а там рябчики свищут, … токуют, зайцы бегают” (тетерева)
  8. “ Кто тот …, который над нами такую шутку сыграл” (злодей)
  9. Специалист, от которого один из генералов слышал, что “ человек может долгое время своими собственными соками питаться” (доктор)

Подведение итогов.

Подсчитываются командные очки, и награждаются учащиеся, активно принимавшие участие в игре и разгадывании кроссворда.