Импорт из еаэс и ввозной ндс. Что скоро изменится в НДС при импорте из Белоруссии и Казахстана

В последние годы многие российские предприятия установили устойчивые экономические связи со странами, которые входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией. Причем, заниматься экспортом/импортом в эти страны стали даже небольшие организации и предприниматели. В предыдущей статье « » мы ответили на некоторые вопросы, которые возникают у бухгалтера при экспорте. А что нужно знать бухгалтеру об импорте? Как его оформлять? Какие налоги, по каким ставкам и в какие сроки нужно платить? Давайте разбираться.

Вводная информация

Как и в случае с экспортом товаров из России в страны ЕАЭС, налогообложение обратной операции регулируется нормами международного законодательства, которое имеет приоритет перед правилами Налогового кодекса (ст. НК РФ). Основополагающими документами, которые регулируют вопросы уплаты налогов при покупке товаров в Белоруссии, Казахстане, Армении или Киргизии, будут «Договор о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.14; далее — Договор о ЕАЭС) и «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», который является Приложением № 18 к названному Договору (далее — Протокол).

Обратите внимание: правила, установленные названными документами, применяются не только в отношении товаров, которые куплены для перепродажи, но и в отношении любого другого приобретенного в странах ЕАЭС имущества (например, основных средств или малоценного имущества). Это прямо вытекает из определения термина «товар», приведенного в п. 2 Протокола. Однако правила действуют лишь в случае, когда ввозимые товары приобретены у иностранного поставщика. Если ввозятся товары по договору, заключенному с другой российской организацией, НДС в отношении таких товаров в Российской Федерации не уплачивается (письмо Минфина России от 26.02.16 № 03-07-13/1/10895).

Чем «импортный» НДС-ЕАЭС отличается от внутрироссийского

Особые правила налогообложения касаются прежде всего НДС. Все другие налоги по этим операциям уплачиваются в том же порядке, что и при покупке имущества в РФ (также имеются особенности по уплате акцизов, но в рамках настоящей статьи подакцизные товары мы не рассматриваем).

При ввозе товаров на территорию РФ с территорий государств — членов ЕАЭС импортеру потребуется уплатить НДС. Этот налог должны заплатить даже те организации и ИП, которые по внутрироссийским операциям освобождены от уплаты НДС на основании ст. НК РФ (п. 3 ст. НК РФ). Тут все примерно так же, как и при ввозе товаров из «дальнего зарубежья». Но, в отличие от обычного импорта, НДС при ввозе товаров из ЕАЭС, не является «таможенным», т.е. не подчиняется правилам Таможенного кодекса и уплачивается не на таможне, а уже после ввоза на счета налогового органа по месту учета организации-импортера.

В то же время перечисление НДС на счета инспекции по месту учета импортера не делает налог тождественным «внутреннему» НДС, т.к. здесь тоже имеются свои тонкости. Так, сам налог нужно уплатить чуть раньше общеустановленного срока — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 19 Протокола). На 20-е число сдвинут и срок представления налоговой декларации, подать которую нужно также в инспекцию по месту учета импортера (п. 20 Протокола). При этом сама декларация тоже не такая как по внутреннему НДС: ее форма и порядок заполнения на данный момент утверждены приказом Минфина России от 07.07.10 № 69н (см. письмо Минфина России от 12.08.2015 № 03-07-13/1/46423).

Так же, как и в случае с экспортом, «ввозная» декларация представляется не сама по себе, а вместе с определенным пакетом документов. В него входят заявление о ввозе товаров по форме, утвержденной Протоколом от 11.12.09 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов». Если оно подается в бумажной форме, заполнить его требуется аж в четырех экземплярах (пп. 1 п. 20 Протокола). Кроме того, нужно сдать копию банковской выписки, подтверждающей уплату НДС, договора (контракта), на основании которого куплено ввозимое имущество, транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих ввоз товара, если таковые составлялись, и счета-фактуры иностранного продавца, если таковой выставлялся.

На этом основные особенности «импортного» ЕАЭС-НДС не заканчиваются. Хотя глобально правила исчисления этого налога схожи с внутрироссийскими, некоторые отличия все же имеются. Налог рассчитывается по ставкам, предусмотренным п. 2 и 3 ст. НК РФ, т.е. 10 или 18 процентов в зависимости от вида ввезенного товара (п. 17 Протокола). А налоговая база определяется на дату принятия на учет товаров, исходя из стоимости приобретенных товаров, указанной в договоре. Если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, то она пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). Как видим, здесь применяются те же правила, что и по привычным внутрироссийским операциям.

А вот в части вычетов уже появляются отличия. С одной стороны, уплаченный при ввозе налог можно принять к вычету на общих основаниях, т.е. после принятия на учет приобретенных товаров, если они предназначены для использования в облагаемых НДС операциях и если имеются документы, подтверждающие фактическую уплату налога (п. 2 ст. НК РФ, п. 1 ст. НК РФ). Однако с другой стороны, документами, подтверждающими право на вычет НДС, в данном случае будут не только платежки, свидетельствующие о фактической уплате налога в бюджет, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей, что налогоплательщик исполнил обязанность по уплате налога. Поэтому вычет НДС можно будет применить только после того, как налог по ввезенным из стран ЕАЭС товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (письмо Минфина России от 02.07.15 № 03-07-13/1/38180).

Отметим еще одну важную особенность: в отличие от экспорта, при импорте товаров в РФ применяются налоговые льготы. Так, не нужно платить налог при ввозе товаров, указанных в ст. НК РФ (пп.1 п. 6 ст. Договора о ЕАЭС). Это означает, что от «импортного» ЕАЭС-НДС освобождаются, к примеру, медицинские товары и техника, включая корректирующие очки, линзы и оправы для очков, корректирующих зрение (пп. 1 п. 2 ст. НК РФ).

Спецрежимы: возврат к НДС

Отдельно нужно остановиться на правилах для налогоплательщиков на спецрежимах. Для них в п. 13 Протокола сделана специальная оговорка, согласно которой они также обязаны уплачивать НДС по правилам, установленным Договором о ЕАЭС. Это положение Договора в принципе, согласуется с правилами Налогового кодекса, в котором также предусматривается, что «спецрежимники» не освобождаются от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ (п. 2 ст. 143 НК РФ, ст. Таможенного кодекса Таможенного союза).

А вот в ситуации с ввозом товаров из ЕАЭС эти правила уже не работают. Платить НДС должна всегда организация-покупатель, как это предусмотрено п. 13 Протокола. А значит, у таких покупателей, применяющих ЕСХН, УСН, ПСН или ЕНВД, возникают «подзабытые» уже обязанности по исчислению НДС, представлению декларации и пакета подтверждающих документов.

Все эти действия совершаются в том же порядке и в те же сроки, что и организациями на общей системе налогообложения, о которых мы рассказали выше. Единственное отличие — права на вычет уплаченного НДС у «спецрежимников» не возникает. Такой налог включается в стоимость приобретенного товара (пп. 3 п. 2 ст. НК РФ).

А также организации и ИП на спецрежимах.

Но в некоторых случаях импорт товаров НДС не облагается. Например, если в Россию ввозятся медицинские товары, реализация которых не облагается НДС в нашей стране (п. 2 ст. 150 НК РФ).

Ставка НДС при импорте товаров

В 2018 году ввозимые в РФ товары облагаются НДС по ставке 10% или 18%. Если, например, реализация определенного товара внутри страны облагается НДС по ставке 18%, то при ввозе такого товара НДС уплачивается по такой же ставке. НДС при импорте придется уплачивать по ставке 20%.

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

При ввозе товаров в Россию из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии организации и ИП должны перечислить импортный НДС не на таможню, а в свою ИФНС, а также представить соответствующую декларацию.

Сумма НДС определяется по следующей формуле.

Налоговая база определяется на дату принятия импортированных товаров на учет (п. 13 Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014)).

Представление декларации при импорте товаров из стран ЕАЭС

Декларация по импортному НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС (утв. Приказом ФНС от 27.09.2017 № СА-7-3/765@) представляется в ИФНС не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товаров на территорию РФ. Например, за октябрьский импорт нужно отчитаться перед ИФНС

Декларация по НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС представляется в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, если средняя численность работников организации/ИП превышает 100 человек за предшествующий год (п. 3 ст. 80 НК РФ). Если же эта численность не превышает 100 человек, то декларацию можно сдать на бумаге.

Уплата НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС уплачивается не позднее срока представления соответствующей декларации. Например, если товар ввезен в Россию в ноябре 2018 г., то перечислить ввозной НДС нужно

При перечислении платежей по данному налогу в поле 104 платежного поручения указываются следующие КБК.

НДС при импорте товаров из других стран (не из ЕАЭС)

В этом случае получателем импортного НДС является таможня.

Ввозной НДС рассчитывается следующим образом (ст. 160 НК РФ).

НДС при импорте услуг

Приобретая услуги у иностранца, заказчик в некоторых ситуациях должен будет уплатить НДС в бюджет как . Обязанности налогового агента возникают, если местом реализации услуг признается территория РФ (ст. 148 НК РФ). Налог , перечисляемой иностранному исполнителю, и он получает в качестве дохода сумму за минусом НДС.

НДС при импорте услуг уплачивается в бюджет одновременно с перечислением денег иностранцу (п. 4 ст. 174 НК РФ). Перечисляется такой НДС на КБК 182 1 03 01000 01 1000 110. При этом в поле 101 платежного поручения («статус») указывается «02».

По итогам квартала, в котором был удержан агентский НДС при импорте услуг, нужно отчитаться перед ИФНС, представив обычную декларацию по НДС не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Напомним, что с отчетности за I квартала 2017 года декларация подается по обновленной форме (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, в ред. Приказа ФНС от 20.12.2016 N ММВ-7-3/696@).

Импортный НДС можно принять к вычету

Плательщики внутреннего НДС могут взять к вычету импортный НДС после принятия ввезенных товаров на учет и уплаты данного налога в бюджет. Принятие НДС по импорту к вычету производится на основании документов, подтверждающих уплату этого налога (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Спецрежимники и освобожденные от обязанностей плательщиков НДС включают импортный НДС в стоимость приобретенных товаров/услуг.

Государства – участники Таможенного союза, в число которых входит и Россия, ратифицировали специальный протокол. Согласно ему, при импорте товаров с территорий стран-участниц налог на добавленную стоимость уплачивается по особым правилам. Отметим, что порядок уплаты налога разъяснили и финансисты в письме от 8 сентября 2010 г. № 03-07-08/260.

Начисленный налог

Порядок НДС при импорте товаров в Россию из стран - участниц Таможенного союза (республик Беларусь и Казахстан) регулируется:

  • соглашением от 25 января 2008 года, которое введено в действие решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 36 (далее - Соглашение);
  • протоколом, ратифицированным Федеральным законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ (далее - Протокол).

Кто платит налог

При импорте товаров на территорию России из стран - участниц Таможенного союза налог взимается в стране импортера, то есть в России (ст. 3 Соглашения). Следовательно, при ввозе товаров из республик Беларусь и Казахстан у российских покупателей возникает обязанность исчислить и уплатить НДС . Причем если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) налог платится на то в данной ситуации он перечисляется в бюджет через налоговую инспекцию (ст. 3 Соглашения, п. 1 ст. 2 Протокола).

Обратите внимание: «ввозной» налог обязаны платить все импортеры, в том числе:

  • применяющие специальные налоговые режимы («упрощенку» или «вмененку»);
  • получившие освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном статьей 145 Налогового кодекса РФ.

Основание - пункт 2 статьи 346.11, пункт 4 статьи 346.26, пункт 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ. Исключение сделано лишь для тех, кто ввозит товары, освобожденные от налогообложения по статье 150 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 8 сентября 2010 г. № 03-07-08/260).

Порядок исчисления налога

Момент определения налоговой базы - это дата принятия ввезенных товаров на учет (п. 2 ст. 2 Протокола). То есть дата отражения поступивших товаров на одноименном счете 41. Налоговая база при импорте товаров из стран, входящих в Таможенный союз, - стоимость ввезенных товаров. В пункте 2 статьи 2 Протокола сказано, что при ввозе товаров их стоимостью является цена сделки, указанная в контракте, которую фирма-импортер должна уплатить поставщику. Из этого можно сделать вывод, что сумма, фактически перечисленная поставщику, на величину налоговой базы не влияет. Иными словами, сумму налога компания должна исчислить исходя из договорной стоимости товаров, пересчитанной в рубли по курсу ЦБ РФ на дату определения налоговой базы. То есть на дату принятия импортных товаров на учет.

В зависимости от вида ввозимых товаров налог составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 2 Протокола, п. 5 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

Причем ставка НДС на товары, импортируемые из стран - участниц Таможенного союза, не может превышать ставку налога, которая применяется к аналогичным товарам, произведенным в Российской Федерации. Основание - статья 3 Соглашения.

Пример 1.

В ноябре 2010 года оптовая компания ЗАО «Интер Шуз» импортировала в Россию из Республики Беларусь партию товаров (обуви). Стоимость партии по договору поставки - 44 000 долл. США.

Предположим, что курс доллара на даты совершения операций составляет:

  • 11 ноября - 31 руб. за долл. США;
  • 17 ноября - 30 руб. за долл. США.

Бухгалтер фирмы записал:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

1 364 000 руб. (44 000 USD х 31 руб/USD) - приняты на учет товары;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 52

1 320 000 руб. (44 000 USD х 30 руб/USD) - оплачены товары поставщику;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 91

44 000 руб. (1 364 000 - 1 320 000) - отражена положительная курсовая разница;

ДЕБЕТ 19

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

245 520 руб. (1 364 000 руб. х 18 %) - начислен «ввозной» НДС к уплате в бюджет;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

КРЕДИТ 51

245 520 руб. - перечислен «ввозной» НДС в бюджет.

Сроки перечисления налога и сдачи декларации

«Ввозной» налог нужно перечислить в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором товары были приняты на учет. Основание - пункт 7 статьи 2 Протокола.

В этот же срок импортер должен составить и сдать в налоговую инспекцию специальную декларацию (п. 8 ст. 2 Протокола).

Обратите внимание: если компания импортирует товары из стран - участниц Таможенного союза, но не платит (несвоевременно платит) НДС или не сдает (сдает с нарушениями) то инспекция вправе принудительно взыскать налог. Кроме того, фирме могут быть начислены пени и штрафы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 9 ст. 2 Протокола).

Импорт нужно подтвердить

Вместе со специальной декларацией по косвенным налогам в инспекцию следует представить пакет документов, подтверждающих импорт товаров из стран - участниц Таможенного союза, в частности:

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  • выписку подтверждающую уплату налога в бюджет;
  • транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров в Россию (по формам, в соответствующих государствах);
  • счета-фактуры на отгрузку товаров (если их оформление предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза);
  • договор (контракт), на основании которого товар ввозится в Россию.

Такой порядок установлен пунктом 8 статьи 2 Протокола.

После того как компания-импортер сдаст в инспекцию пакет необходимых документов, ИФНС обязана их проверить и подтвердить факт уплаты «ввозного» налога в течение 10 рабочих дней. Для этого инспекторы проставляют соответствующие отметки на заявлении. Аналогичные разъяснения приведены в письме от 13 августа 2010 г. № ШС-37-2/9030@.

Налог можно принять к вычету

Действительно, сумму уплаченного «ввозного» налога можно принять к вычету, но для этого должны быть выполнены общие условия зачета налога:

  • товары куплены для операций, облагаемых НДС (для перепродажи);
  • товары приняты на учет, что подтверждается документально.

Есть еще ряд дополнительных требований. Обратимся к пункту 11 статьи 2 Протокола и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ. Из этих норм следует, что принять «ввозной» налог к вычету фирма вправе, если в дополнение к общим требованиям соблюдаются еще и такие условия:

  • сумма налога перечислена в бюджет и отражена в специальной декларации по косвенным налогам;
  • факт уплаты налога подтвержден соответствующими документами.

Бумаги, подтверждающие факт уплаты налога, - это выписка банка и заявление о ввозе товаров с отметкой налоговой инспекции. Реквизиты заявления о ввозе и платежного поручения на перечисление налога необходимо зафиксировать в книге покупок. Зачесть налог, уплаченный при ввозе товаров из стран Таможенного союза, импортер вправе не ранее того налогового периода, в котором все перечисленные условия будут выполнены.

Пример 2.

Оптовая компания ввозит обувь с территории Республики Беларусь. Фирма импортировала партию товаров стоимостью 1 500 000 руб.

Сумма «ввозного» НДС равна 270 000 руб. (1 500 000 руб. Ч 18%).

Налог в бюджет импортер перечислил 20 сентября. В этот же день он представил в инспекцию специальную декларацию по косвенным налогам и пакет необходимых документов.

Инспекторы проставили соответствующие отметки на заявлении о ввозе товаров. В сентябре бухгалтер зарегистрировал заявление о ввозе и платежное поручение на перечисление налога в книге покупок. Следовательно, сумму «ввозного» налога (270 000 руб.) фирма вправе принять к вычету в сентябре 2010 года.

20 октября компания подала общую декларацию по НДС за III квартал, в которой в разделе 3 по строке 190 (где отражаются вычеты «ввозного» налога по импорту из Республики Беларусь) была указана сумма 270 000 руб.

Налог в бюджет импортер перечислил 20 октября 2010 года. В этот же день он представил в инспекцию специальную декларацию, пакет необходимых документов и общую декларацию по НДС за III квартал. Соответственно заявление о ввозе (с отметками инспекторов) и «платежку» на уплату налога зарегистрировали в книге покупок в октябре.

Таким образом, сумму «ввозного» налога фирма может принять к вычету только в октябре 2010 года. Эта сумма (270 000 руб.) будет отражена в общей декларации по НДС за IV квартал.

А как быть, если импортер применяет спецрежим?

Если импортер применяет упрощенную или считается плательщиком «вмененного» налога, то принять уплаченный «ввозной» налог к вычету он не может. Дело в том, что право на зачет налога на добавленную стоимость имеют только плательщики этого налога. А компании на спецрежимах таковыми не являются. Фирма на «упрощенке» с объектом «доходы минус расходы» может включить сумму этого налога в состав налоговых затрат:

  • либо на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (суммы НДС по оплаченным приобретенным товарам, стоимость которых включается в состав расходов);
  • либо в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на территорию России).

А вот при «упрощенке» с объектом «доходы» уплаченный «ввозной» НДС в налоговом учете не отражается.

В бухгалтерском учете сумму «импортного» налога включают в стоимость приобретенных товаров.

Важно запомнить

При импорте товаров из стран - участниц Таможенного союза «ввозной» налог исчисляется и уплачивается в особом порядке. Его отражают в специальной декларации по косвенным налогам, которую сдают в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров на учет. Вместе с декларацией представляют пакет подтверждающих документов. Уплаченный «ввозной» налог можно зачесть и отразить в составе налоговых вычетов в общей декларации по НДС.

Видеозапись и расшифровка текста вебинара Юрия Бурыкина на тему правильного оформления и учета импортируемых товаров. Вебинар проведен компанией "Небо".

Мы с вами поговорим об импорте товаров. Тема большая и обширная, поэтому мы поговорим о достаточно общих вопросах, которые касаются импорта товаров. И попытаемся разобрать некоторые вопросы, которые, может быть, есть у вас. Мы дадим на данном вебинаре схему, по которой можно импортировать товары, и расскажем, какие последствия у вас возникнут. Если у вас появятся более детальные вопросы, то мы их обсудим. Но некоторые вопросы, такие как управление таможенными документами или правила работы, связанные с таможенными органами, – это тема отдельного вебинара. Потому что тема очень большая, а условий и ситуаций, которые могут возникнуть, - очень большое количество. Вот давайте посмотрим, какой у нас сегодня план.

  • Мы поговорим о том, что такое импорт.
  • Мы поговорим, какие есть варианты импорта, импорт через брокера или самостоятельно.
  • Мы поговорим об особенностях импорта из стран таможенного союза. И поговорим вообще о процессе импорта, как импорт происходит и что из себя представляет.

Что такое импорт?

Импорт - это приобретение иностранных товаров, товаров, которые произведены не на территории Российской Федерации. Таможенный союз мы пока трогать не будем, потому что он связан с перемещением товаров по нему. То есть, это товары, которые мы покупаем, чтобы потом продать на нашем внутреннем рынке. Это полное противопоставление экспорту. Экспорт – это те товары, которые мы производим в России, но продаем их за рубеж каким-то иностранным компаниям. Импорт происходит достаточно просто. Мы покупаем товар, он пересекает границу, затем происходит процесс растаможивания и он поступает на склад. Основной документ, с которым мы сталкиваемся и который дает очень много сложностей, – это государственная таможенная декларация . Таможенное оформление имеет достаточно много тонких вопросов, которые необходимо знать и уметь. И соответственно – это единственный документ, который оформляется при растаможивании этих товаров. Во всем остальном у вас есть накладные от вашего иностранного поставщика и, соответственно, это все вы уже имеете право учесть в расходах. Теперь поговорим, какие варианты импорта вообще есть. Потому что многие компании, которые хотят импортировать самостоятельно, сталкиваются с большим количество вопросов, которые им надо решить. И соответственно они ищут какую-то поддержку, чтобы их поддерживала какая-то компания и оформляла часть их документов. Но тем компаниям, которые занимаются этим оформлением, не выгодно оформлять только часть услуги. Они занимаются полным оформлением или полным комплектом оказания услуг - от передачи документов до транспортировки. Чаще всего мы можем столкнуться с таможенными брокерами. Таможенные брокеры – это компании, которые оказывают услуги таможенного оформления. Есть специалисты, которые хорошо разбираются в таможенном оформлении, хорошо оформляют и в кратчайший срок. Но есть еще транспортные компании, которые включают в себя не только брокерское обслуживание, но и полный комплекс услуг по перевозке и доставке товаров до склада организации. В этом случае, если мы не через брокера оформляем, а через транспортную компанию с услугами брокера, то возможно, что нам даже не надо будет платить в валюте ни одной иностранной платежной единицы. Потому что все документы будет оформлять транспортная компания, мы ей только будем перечислять деньги. А она, соответственно, взяв комиссию, перечислит их поставщику и привезет этот товар на территорию Российской Федерации, и доставит до слада покупателя. Вот что касается таких компаний. Это компании, которые позволяют выполнить только часть услуг, либо полностью от транспортировки до таможенного оформления. Если же вы хотите сделать это все самостоятельно, то в этом случае вам необходимо будет сделать много процедур, связанных с оформлением, с доставкой, с общением с покупателем и так далее. Какие плюсы и минусы есть в работе с таможенным брокером? Если работать через через брокера, то, соответственно у нас будет минимальное количество таможенных процедур. Может даже их не быть. То есть, вы оплачиваете, показываете поставщику накладную, и он оформляет все необходимые документы. Вам не надо присутствовать, ездить и доказывать что-либо, исправлять ошибки и тому подобное. Но есть и другой момент: брокер берет за свою работу комиссию, порой эта комиссия достаточно большая, и она увеличивает себестоимость покупаемого товара. Если стоимость покупки у вас высока, то и процент они берут приличный, на который просто можно оформить человека или договориться с человеком, который сможет помочь вам. Если вы оформляете все самостоятельно, то большой минус, что весь комплекс по таможенному оформлению ложится на вас. То есть нужно будет вникать, что такое таможенная декларация , как она заполняется, что такое КД этих таможенных товаров, какая ставка таможенная , нужно подать НДС , а также нужно будет поговорить с вашим поставщиком. Но большой плюс, конечно же, от этого – максимально низкая себестоимость, она складывается из покупной стоимости и налогов, которые вы платите при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. То есть при импорте необходимо выбрать, какой из этих двух вариантов вам приемлем. Существует большое количество транспортных компаний, поэтому, если вам дешевле заплатить две-три тысячи рублей и не сталкиваться с таможенным оформлением, то, наверное, стоит это сделать. Так как таможенное оформление – это достаточно большая и длительная процедура, а заполнение документов и таможенной декларации занимает для неподготовленных специалистов большое количество времени. Ну а самостоятельно, если вы оформляете постоянно одни и те же товары, то один раз можно сделать через брокера, а потом уже оформлять самим.

Особенности импорта из стран Таможенного союза

Что такое Таможенный союз? Об этом много говорят последнее время, исходя из политической обстановки, связанной со вступлением некоторых стран в Таможенный союз и последующего их отказа. На данный момент, Таможенный союз представляет из себя Республика Армения, Беларусь, Казахстан и Российская Федерация. Причем Армения присоединилась с 1 января 2015 года. Чтобы понять всю суть Таможенного союза необходимо почитать . Там достаточно много чего интересного сказано. Цель – это создать единую территорию с единой методикой оформления документов, с единой документацией, типом ставок и так далее. Это сделано во избежание ситуаций, когда одна страна может создать очень дешевые таможенные пошлины для одного товара и соответственно делать из себя транзит. Например, Беларусь мы будем рассматривать. Если одна страна сделает ввоз из Европы каких-то товаров очень дешевым, но в России эта ставка большая, но между Россией и Беларусью будет ставка достаточно льготная, то будет просто перепродаваться и перепокупаться этот товар, минуя нормальную таможенную ставку. То есть, если ставка экспортировать напрямую – 10, а на территорию Беларуси будет 0, а на территорию России через Белоруссию будет 5%, то получится, экономия 5%, которые недополучает Российская Федерация в виде таможенных платежей. Чтобы такого не было, и был создан единый алгоритм этих процедур и очень легкое перемещение товаров Таможенного союза между собой. Потому что, если почитать некоторые статьи, там есть очень интересные моменты защиты. Например, ставки для товаров, которые могут быть небольшие, а ставки для товаров, которые производятся на территории Таможенного союза - очень высокие. Это связано с тем, что Таможенный союз покупает только есть аналоги на территории Таможенного союза. Поговорим о том, в чем особенности импорта из стран Таможенного союза. В целом, отличие только одно. Не применяются таможенные пошлины и ограничения таможенного характера. За исключением антидемпинговых мер. Если вы импортируете товар из этих стран, то они соответственно имеют очень низкие пошлины. Порой даже они не имеют никаких пошлин, и их оформлять не надо. Это очень удобная процедура перемещения таких товаров. Вот поэтому у нас сейчас борются с килькой, которая идет транзитом через Беларусь, и семгой, которая также идет через Беларусь и другие страны. Потому что там они получают какие-то льготные цены или они их растаможивают по той же схеме, что и в Российской Федерации, но они уже идут, будто они созданы на территории Республики Беларусь, таким образом, они уже не проходят таможенный досмотр и имеют небольшие таможенные пошлины. Еще интересный момент: если вы импортируете из стран ТС, то вам нужно просто уплачивать НДС в налоговые органы, а не в таможенную инспекцию. То есть, вам уже нужно платить НДС после получения товаров, а не до их получения.

Процесс импорта

В первую очередь – это покупка товаров. Перво-наперво нам надо купить валюту, перечислить ее нашему поставщику и, если все хорошо, он начинает отгрузку. И с ним еще надо подписать контракт. Далее происходит транспортировка до границы. Транспортировка тоже оплачивается в иностранной валюте либо поставщику, либо иностранной компании, либо компании, которая в России. Но чаще всего это иностранные компании, которые транспортируют до границы, до таможенного пункта. Далее, когда машина пришла на границу, происходит процесс растаможивания. Необходимо предоставить документы, таможенную декларацию и оплатить таможенную пошлину и НДС. Все это можно сделать одновременно с таможенной декларацией и оплатить. Или оплатить заранее, до подачи таможенной декларации. Декларация таможенная подается в электронном или в печатном виде. Существует большое количество программного обеспечения, которое позволяет автоматически подготовить весь комплект документов. До тех пор, пока таможенная декларация у вас не зарегистрирована на таможне, вы не можете получить эти товары. А после того, как она будет зарегистрирована, у вас не будет никаких проблем. Далее происходит процесс получения товара получателем, а затем разгрузка и продажа. Если посмотреть на эту схему, то кажется, достаточно все просто. В действительности это просто. Самый сложный пункт, который вызывает много вопросов, - это как рассчитать налоговую пошлину, НДС и так далее. Могу сказать, что если вы правильно определили код товара, то у вас все автоматически рассчитывается. Есть такие постановления правительства на территории Российской Федерации, при которых некоторые товары облагаются по льготной ставке, например, НДС 10%, или не облагаются вообще. Это, например, товары, аналогов которых нет на территории Российской Федерации. Вопрос, который чаще всего возникает, связанный с бухгалтерским учетом: что включается в себестоимость товаров, когда они уже поступают на территорию Российской Федерации? Она складывается из таможенной стоимости, то есть той стоимости, за которую мы приобрели этот товар. Далее пошлина, она тоже включается в себестоимость товара. Чаще всего таможенная пошлина дается либо на вес товара, либо на объем, либо на иной какой-то физический показатель. Если необходимо платить , то они тоже включаются в стоимость товара. Акцизы мы рассматривать не будем, потому что акцизы – это нефть, сырье, спирт, с которым малые предприятия в основном не работают. Возможно еще сигареты, алкоголь. То есть, по сути, все товары, которыми малые предприятия не занимаются. Это товары, которые управляются большими корпорациями, для них и придуманы эти акцизы. Расходы на доставку не включаются в таможенную стоимость. Таможенная пошлина рассчитывается от таможенной стоимости, то есть стоимость, которую мы платили нашим поставщикам, она не включается в расходы на доставку. Но они включаются в себестоимость после того, как они уже приняты нами на учет. Что касается НДС. НДС – это косвенный налог, который платится еще сверху. Он не входит в себестоимость товаров, поскольку это косвенный налог, и потом мы можем предъявить его к вычету. Но, если компания находится на упрощенной системе налогообложения, то это не значит, что нам не надо платить НДС. НДС надо оплатить, но он будет включен в себестоимость товаров. Таможенную пошлину и НДС нужно уплатить до подачи документов или одновременно с ней. Это такая тонкость, которую надо знать и учитывать. Иначе простаивание на таможне является тоже услугой хранения товаров. То есть, у вас есть несколько дней на растаможку. Если вы не предоставите документы, то они хранятся и если вы не подавали никакие документы. Они могут быть направлены на уничтожение. Или они отправляются в магазины, которые у нас появились примерно пять лет назад, которые называются «растаможка». В настоящее время товар, который не было оформлено в срок и на него никто не претендует, просто уничтожаются. Самое главное мы выяснили, что импортировать не проблема. На данный момент с наличием интернета и знанием английского импортировать можно все, что угодно. Интересный вопрос: «у меня был случай, когда я принял импортный товар на УСН , а потом компания перешла на общую систему». И соответственно вы, наверное, хотите задать вопрос, могу ли я НДС, уплаченный ранее, принять к вычету? Здесь нужно рассматривать индивидуально, но чаще всего - ситуация следующая: на момент импорта вы были на УСН, соответственно вы не были плательщиком налога на добавленную стоимость и, раз вы на УСН, то вы не можете принять его к вычету. То есть, у налоговой есть достаточно серьезное основание, что вы не были плательщиком НДС. Здесь, конечно, надо долго и упорно доказывать налоговой инспекции, либо судиться с ней. По этим платежам много разборок всегда. Но если у вас позиция обоснованная, то следует всегда обращаться и требовать НДС. Если сумма была небольшая, то судиться не имеет смысла. Спасибо всем за внимание!

Работаем на УСН без НДС. Закупаем товар у белорусов,получаем счет-фактуру с нулевой ставкой. Как импортеру как быть с НДС? И надо ли сообщать в налоговую о сделке и предоставлять какие то документы? За ранее спасибо.

Все указанные документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации или в электронном виде. После того как организация представит необходимый пакет документов , инспекция в течение 10 рабочих дней обязана их проверить и подтвердить факт уплаты НДС импортером (п. 6 приложения 2 к ). После этого организация-импортер на УСН может учесть уплаченный в стоимости товара (пп. 3 п.2 ст. 170 Кодекса) или в составе расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), а организация-экспортер сможет подтвердить право на применение нулевой ставки НДС (п. 4 приложения 18 к ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Нормативная база

Порядок начисления НДС при импорте товаров в Россию из стран – участниц Таможенного союза регулируется:

Кроме того, международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза, ФНС России размещает на своем официальном сайте в разделе «Таможенный союз» (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).

Налогоплательщики

При импорте товаров на территорию России из стран – участниц Таможенного союза НДС взимается в стране импортера, то есть в России (). Следовательно, при ввозе товаров из республик Беларусь, Казахстан и Армения у российских покупателей возникает обязанность по уплате НДС. Причем если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) налог платится на таможне, то в данной ситуации он перечисляется в бюджет через налоговую инспекцию (п. 4 ст. 72 Договора о евразийском экономическом союзе , п. 13 приложения 18 к ). *Такой порядок распространяется как на товары, происходящие с территорий стран – участниц Таможенного союза, так и на товары, происходящие из других стран и выпущенные в свободное обращение на территории Таможенного союза.

При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС должны платить все импортеры, в том числе применяющие специальные налоговые режимы* и получившие освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном Налогового кодекса РФ (п. 13 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе , п. 3 ст. 346.1 , п. 2 ст. 346.11 , п. 4 ст. 346.26 , п. 3 ст. 145 НК РФ).

Исключением является ввоз на территорию России товаров:
– в режиме свободной таможенной зоны и свободного склада;
– освобожденных от налогообложения при ввозе. Их перечень приведен в Налогового кодекса РФ;
– в связи с их передачей в пределах одной организации (например, от одного структурного подразделения другому);
– гражданами для личных нужд (для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью).

Со временем организация может изменить цель использования ввезенного товара, в связи с которой она освобождалась от налогообложения по Налогового кодекса РФ. В этом случае ей придется заплатить НДС на общих основаниях (п. 25 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

Ставка НДС

Ставку НДС надо определять по российскому налоговому законодательству (п. 17 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). Поэтому в зависимости от вида ввозимых товаров она составит 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 164 НК РФ).*

Момент определения налоговой базы

Момент определения налоговой базы по НДС – это дата принятия ввезенных товаров на учет (п. 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). То есть дата отражения поступивших товаров на счетах бухучета, в том числе на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Исключением из этого правила является импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации моментами определения налоговой базы по НДС являются даты лизинговых платежей, установленные договором (даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют). Это следует из пункта 15 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе .

НДС, уплаченный при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, организации, применяющие общую систему налогообложения и не использующие налоговое освобождение по статьям и Налогового кодекса РФ, могут принять к вычету ().

Расчет НДС

Сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, рассчитайте по формуле:

При импорте товаров по договору купли-продажи (в т. ч. товаров, изготовленных по заказу импортера) их стоимостью является цена сделки, указанная в договоре, которую организация должна перечислить поставщику. При этом если расходы на транспортировку товаров не включены в стоимость импортируемых товаров, налоговую базу по НДС они не увеличивают. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе , письма Минфина России от 7 октября 2010 г. № 03-07-08/281 (несмотря на то что в письме сделаны выводы на основе протокола, действующего до вступления в силу Договора о евразийском экономическом союзе , эти разъяснения можно применять и в настоящее время).

При ввозе товаров по товарообменному (бартерному) договору, а также по договору товарного кредита (товарного займа) их стоимостью является стоимость товаров, указанная в этих договорах. При отсутствии стоимости в договоре налоговая база по НДС определяется как стоимость, указанная в товаросопроводительных документах. При отсутствии стоимости и в договоре, и в товаросопроводительных документах для расчета НДС используется стоимость, по которой товары приняты импортером к бухгалтерскому учету.

При ввозе продуктов переработки их стоимость определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья.

Если стоимость товаров (переработки давальческого сырья) выражена в иностранной валюте, налоговою базу определите исходя из договорной стоимости товаров (работ), пересчитанной в рубли. Пересчет производите по курсу Банка России на дату принятия товаров (продуктов переработки) к учету (п. 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

При ввозе товаров по договору лизинга (который предусматривает переход права собственности на товар к лизингополучателю) их стоимость определяется как часть стоимости предмета лизинга, подлежащая уплате по договору на момент определения налоговой базы . При этом размер и дата фактического платежа значения не имеют. Если лизинговый платеж по договору установлен в иностранной валюте, то он пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действующему на момент определения налоговой базы.

Пример отражения в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза

В августе ООО «Альфа» импортировало в Россию из Республики Беларусь автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки составляет 700 800 руб. Сумма НДС, которую «Альфа» уплатила в российский бюджет, равна:
700 800 руб. ? 18% = 126 144 руб.

Дебет 41 Кредит 60
– 700 800 руб. – отражена стоимость погрузчика;

Дебет 60 Кредит 51
– 700 800 руб. – оплачен погрузчик;


– 126 144 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;


– 126 144 руб. – уплачен НДС в бюджет.

Пример отражения в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза. Стоимость товаров в договоре указана в иностранной валюте

В августе ООО «Альфа» импортировало в Россию автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки – 22 000 долл. США. 15 августа «Альфа» приняла погрузчик на учет. 19 августа оплатила ввезенный товар.

Условный курс доллара на даты совершения операций составлял:

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60
– 682 000 руб. (22 000 USD ? 31,0000 руб./USD) – принят к учету импортированный погрузчик;

Дебет 60 Кредит 51
– 660 000 руб. (22 000 USD ? 30,0000 руб./USD) – оплачен погрузчик;

Дебет 60 Кредит 91-1
– 22 000 руб. (682 000 руб. – 660 000 руб.) – отражена положительная курсовая разница;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 122 760 руб. (682 000 руб. ? 18%) – начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 122 760 руб. – перечислен НДС со стоимости импортного товара.

Уплата налога и подача декларации

Заплатить НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:

Подтверждение уплаты НДС

После того как организация представит необходимый пакет документов , инспекция в течение 10 рабочих дней обязана их проверить и подтвердить факт уплаты НДС импортером (п. 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года). Это нужно, чтобы в дальнейшем:

  • организация-импортер смогла получить вычет по уплаченному ей НДС ();
  • организация-экспортер смогла подтвердить право на применение нулевой ставки НДС (п. 4 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).*

Порядок подтверждения зависит от того, в какой форме подано заявление.

Заявление подано на бумаге. Факт уплаты НДС импортером инспекция подтверждает путем проставления соответствующей отметки в разделе 2 заявления о ввозе товаров. Отметка должна содержать в себе следующие сведения:

  • сумму НДС, начисленную и уплаченную организацией-импортером. Эта сумма должна быть равна итоговому значению графы 20 заявления о ввозе товаров. Если импортная поставка не облагается НДС, то вместо суммы налога ставится прочерк;
  • подпись, фамилию, инициалы и должность инспектора, ответственного за проверку документов, а также дату завершения им проверки;
  • подпись, фамилию и инициалы руководителя инспекции (его заместителя), а также дату проставления отметки и гербовую печать инспекции.

Отметка проставляется на всех экземплярах заявления, представленных организацией. Три из них (с проставленными отметками) инспекция возвращает организации-импортеру. Срок, в течение которого инспекция должна подтвердить уплату НДС импортером, составляет 10 рабочих дней со дня поступления заявления и необходимого пакета документов .

Заявление подано в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Налоговая инспекция в подтверждение уплаты НДС направит в электронном виде документ. Форма такого документа должна быть утверждена ФНС России.

Такой порядок предусмотрен пунктом 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года .

Уплата НДС не подтверждена

Инспекция может не подтвердить уплату НДС импортером. Например, это возможно, если организация сдаст неполный комплект документов или если при проверке будет обнаружено несоответствие сведений, указанных в заявлении о ввозе товаров, сведениям, содержащимся в других документах, представленных импортером. В этом случае не позднее 11 рабочих дней со дня получения пакета документов от импортера инспекция должна направить в его адрес письменное уведомление об отказе в проставлении отметки на заявлении. В уведомлении инспекция должна указать причину отказа (выявленные несоответствия) и предложить импортеру устранить их. Вместе с уведомлением инспекция возвращает три экземпляра заявления. После устранения выявленных несоответствий импортеру придется вновь заполнить и представить в инспекцию заявление о ввозе товаров на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Если причиной отказа стал неполный комплект документов, то к заявлению импортер должен будет приложить недостающие документы.

Аналогичные разъяснения о порядке подтверждения инспекцией факта уплаты НДС импортером приведены в письме ФНС России от 13 августа 2010 г. № ШС-37-2/9030 .

Принудительное взыскание НДС

Если организация импортирует товары из стран – участниц Таможенного союза, но не платит (несвоевременно платит) НДС или не сдает (сдает с нарушениями) налоговые декларации, то инспекция по местонахождению организации вправе взыскать налог в принудительном порядке, а также начислить пени и штрафы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 22 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

Ольга Цибизова,

Ввоз в Россию товаров из-за рубежа является объектом обложения НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Сумма налога, фактически уплаченная при ввозе импортных товаров, принимается к вычету ().

При ввозе товаров с территории стран – участниц Таможенного союза уплату и вычет НДС контролируют налоговые инспекции (п. 13 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по товарам, импортированным из стран – участниц Таможенного союза, отражается в специальной декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам).*

Форма декларации

Формы налоговой отчетности, а также порядок их представления должны быть утверждены ФНС России по согласованию с Минфином России (). До принятия новых документов действуют прежние правила оформления налоговой отчетности (п. 14 ст. 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). В настоящее время при составлении специальной декларации следует руководствоваться формой и порядком , которые были утверждены .

Периодичность и сроки сдачи

Составлять и сдавать специальную декларацию по косвенным налогам нужно ежемесячно:

  • за месяц, в котором организация приняла импортированные товары на учет;*
  • за месяц, в котором наступает срок лизингового платежа, предусмотренный договором лизинга (если товары ввозятся по договору лизинга, которым предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю).

Внимание: несвоевременная подача специальной декларации по косвенным налогам при ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза является правонарушением (п. 22 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе , ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность*.

Одновременно с декларацией в инспекцию нужно подать пакет документов , который предусмотрен пунктом 20 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе .

Последний срок подачи декларации и пакета документов может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте их в первый следующий за ним рабочий день (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н).*

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию, если специальная декларация по косвенным налогам сдана своевременно, а документы, которые должны быть к ней приложены, – с опозданием

Да, может.

За несвоевременное представление документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусмотрен штраф. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Требование о представлении документов, которые подтверждают уплату НДС по товарам, ввезенным в Россию из стран – участниц Таможенного союза, установлено пунктом 20 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе . Международные договоры по вопросам налогообложения имеют приоритет над налоговым законодательством России (). Поэтому требования, предусмотренные названным договором, обязательны для всех российских организаций, которые участвуют в экспортно-импортных операциях с партнерами из стран – участниц Таможенного союза. Невыполнение этих требований является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по российскому законодательству. Таким образом, взыскание штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление документов, которые должны быть приложены к декларации по косвенным налогам, правомерно.

Оштрафовать организацию по Налогового кодекса РФ инспекция не вправе. Эта статья предусматривает ответственность только за несвоевременную подачу налоговых деклараций. Если организация сдала декларацию вовремя, то оснований для применения Налогового кодекса РФ у инспекции нет.

Специальную декларацию по косвенным налогам сдавать не нужно:

  • если в течение месяца российская организация не принимала к учету товары, ввезенные из стран – участниц Таможенного союза;
  • если в течение месяца не наступал срок лизингового платежа, предусмотренный договором лизинга.

Порядок заполнения

При заполнении деклараций соблюдайте общие правила оформления налоговой отчетности с учетом специальных требований, предусмотренных пунктами 8–17.4 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н . Так, например, не допускается двухсторонняя печать декларации при сдаче ее на бумажном носителе (п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н).

Специальная декларация по косвенным налогам включает в себя:

  • раздел 1 , в котором отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных в Россию из стран – участниц Таможенного союза;
  • раздел 2 , в котором отражается сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по подакцизным товарам, ввезенным в Россию из стран – участниц Таможенного союза;
  • приложение к декларации , в котором приводится расчет налоговой базы по виду подакцизного товара.

Особенности заполнения разделов и приложения специальной декларации по косвенным налогам приведены в Порядке , утвержденном приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н .

Такой порядок следует из положений пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н .

Пример заполнения декларации по косвенным налогам. Организация ввозит из Республики Беларусь неподакцизные товары

ООО «Альфа» зарегистрировано в г. Москве и применяет общую систему налогообложения. В августе 2015 года «Альфа» заключила контракт с белорусской организацией на приобретение мебели. Сумма контракта составляет 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС – 180 000 руб.). В сентябре 2015 года мебель была ввезена на территорию России и принята «Альфой» на учет.

20 октября 2015 года бухгалтер «Альфы» представил в налоговую инспекцию декларацию по косвенным налогам за сентябрь 2015 года, состоящую из:

  • раздела 1 , в котором указана сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет.

Так как мебель не относится к подакцизным товарам, раздел 2 и приложение к декларации в состав отчета не включены.

Налоговые инспекции обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (подп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ). Порядок представления налоговой отчетности определен пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований, по которым налоговая инспекция может отказать организации в приеме отчетности, закрыт и содержит в себе следующие позиции:

  • отсутствие (отказ от предъявления) документов, подтверждающих полномочия представителя организации на сдачу отчетности и подтверждение указанных в ней сведений;
  • представление отчетности не по установленной форме (не в установленном порядке);
  • отсутствие в налоговой отчетности печати и подписи (в т. ч. электронной подписи) руководителя или уполномоченного представителя организации;
  • несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным руководителя (уполномоченного представителя);
  • представление декларации (расчета) в налоговую инспекцию, в компетенцию которой не входит прием этой отчетности.

При соблюдении этих требований налоговая инспекция не вправе отказать в приеме декларации, сославшись на то, что налог не перечислен в бюджет. Более того, по просьбе налогоплательщика инспекция обязана поставить на титульном листе отметку о приеме декларации с указанием даты ее представления. При получении декларации по телекоммуникационным каналам связи инспекция обязана передать налогоплательщику электронную квитанцию о приеме отчетности. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Факт неуплаты налога до момента подачи декларации может быть причиной для проведения проверки, начисления пеней или налоговых санкций (п. 22 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе). Но сам по себе отказ налоговой инспекции в приеме декларации по косвенным налогам из-за их неуплаты является неправомерным.

Ситуация: нужно ли составлять и сдавать специальную декларацию по косвенным налогам. Организация, применяющая специальный налоговый режим, ввозит в Россию товары из государства, которое входит в Таможенный союз

Обязательны для всех российских организаций, которые участвуют в экспортно-импортных операциях с партнерами из стран – участниц Таможенного союза. Порядка, утвержденного Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н .

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Ситуация: Как учесть НДС, уплаченный на таможне при импорте товаров, если организация применяет специальный налоговый режим

НДС, уплаченный на таможне при импорте, можно учесть либо в стоимости имущества, либо в составе расходов.

Порядок учета зависит:

  • от того, какой налоговый режим применяет организация;
  • от вида импортируемого имущества (основные средства или другие товары).*

2) при ввозе товаров, предназначенных для перепродажи:

  • если единый налог уплачивается с доходов – в стоимость товаров (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ);
  • если единый налог уплачивается с разницы между доходами и расходами – в состав расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом в уменьшение налоговой базы такие расходы относите по мере реализации импортированных товаров и при условии, что эти товары оплачены поставщику (письмо Минфина России от 20 января 2010 г. № 03-11-11/06);

3) при ввозе сырья и материалов, предназначенных для использования в производстве:

  • если единый налог уплачивается с доходов – в стоимость сырья и материалов (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).). При этом в уменьшение налоговой базы суммы НДС относите после их фактической уплаты (»

    Ольга Цибизова,

    начальник отдела косвенных налогов департамента

    налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России