Деятельность экономиста по оптимизации экономического ресурса труд. Трудовые ресурсы и персонал предприятий

1.2.2. труд в системе экономических ресурсов

В экономической литературе ресурсы называют также факторами производства. Маршалл выделял четыре таких фактора: землю, труд, капитал и организацию производства. Вместе с тем он подчеркивал: «В известном смысле существуют только два фактора производства - природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы человека, осуществляемой с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и его готовностью позаботиться о будущем... с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы потребления, а также вытекающей отсюда проблемы отношений между первыми двумя, имеющей двойное обозначение - «распределение» и «обмен»... Человек выступает одновременно целью производства и его фактором» [Маршалл. Т. 1.С. 209]. Современные экономисты, следуя в основном Маршаллу, обычно называют экономическими ресурсами землю, труд, капитал и предпринимательские способности.

При этом термин «земля» используется как синоним термина «природные ресурсы»; термином «труд» обозначаются затраты рабочего времени или количество работников; термин «капитал» характеризует здания, сооружения, оборудование, используемые в производстве благ; термин «предпринимательские способности» относится к деятельности по рациональному использованию земли, труда и капитала.

Названные термины нельзя признать адекватными сущности обозначаемых ими объектов. Так, земля является лишь частью природных ресурсов. Труд, как было показано выше, - это прежде всего процесс преобразования ресурсов в блага1. Капитал - широкое понятие, характеризующее, в общем случае, любой источник дохода: землю, творческие способности человека, станки, здания и т. д. Используемые некоторыми авторами термины «капитальные ресурсы», «капитальные блага» [Сандерс. С. 20; Словарь по экономике (Collins). С. 203] не проясняют сущности явления. Например, капитальным благом является не только оборудование, но и драгоценности, ценные бумаги, должности в органах власти (для некоторых личностей) и т. д. Последний из названных факторов производства - предпринимательские способности - это вид творческих способностей человека, т. е. то, что по смыслу должно относиться к фактору «труд».

Единственным объяснением существующей классификации экономических ресурсов является ее связь с источниками доходов;: от земли - рента; от труда (наемных работников) - заработная плата; от капитала - проценты (дивиденды); от предпринимательских способностей - предпринимательская прибыль. Однако указанное внешнее соответствие структуры ресурсов и доходов не отражает сущности экономических процессов.

1 «Словосочетание «земля», «труд», «капитал» было бы более сбалансированным, если бы выражение «труд» подразумевало «работники» [Маршалл. Т. 1. С. 208].

Исходя из приведенных соображений, целесообразно деление множества экономических ресурсов на три вида.

Природа (природные ресурсы).

Трудовой потенциал.

Ресурсы, произведенные человеком.

Природа как вид ресурсов характеризуется площадью, расположением и плодородием земли, полезными ископаемыми, климатом, лесами, запасами воды, гидроэнергии и т. п. Природные ресурсы играют не только пассивную роль источника сырья и энергии. Благодаря особым физико-химическим и биологическим свойствам земля является активным ресурсом, обеспечивающим возможность многократного возрастания ценности продукции по сравнению с величиной издержек. Примером является колос, вырастающий из одного зерна. Иначе говоря, земля - это один из важных источников «чистого продукта», т. е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.

Трудовой потенциал в общем случае характеризует возможности участия человека, сотрудников предприятия, населения страны в производстве и обмене благ. При определении этих возможностей до последней четверти XX в. обычно использовался термин «рабочая сила». В частности, К. Маркс называт рабочей силой (Arbeitskraft) объект купли-продажи на рынках труда [Маркс. С. 178]. Современные авторы также используют этот термин [Эренберг. С. 32]. Чаще всего он обозначает потенциал рабочих: их численность, знания и умения.

С 70-х гг. XX в. под влиянием публикаций Нобелевского лауреата Г. Беккера стал широко применяться термин «человеческий капитал». Он характеризует компоненты потенциала человека, которые могут стать источником дохода для домашнего хозяйства, предприятия и страны. Такими компонентами могут быть физические и творческие способности человека, его знания, умения, активность. Нетрудно заметить, что термин «человеческий капитал» шире термина «рабочая сила», хотя и не содержит ничего принципиально нового, так как компоненты рабочей силы (знания и умения) являются источниками дохода. Практически понятие «человеческий капитал» используется для оценки доходности инвестиций в образование и повышение квалификации. Об этом до Беккера писали многие авторы, в том числе Смит и Маршалл.

В современном производстве все большее значение приобретают этические аспекты деятельности человека, которые обусловлены такими характеристиками личности, как нравственность, добросовестность, отношение к окружающим, умение ра-

ботать в коллективе. По отношению к этим качествам термин «человеческий капитал» не очень подходит, так как трудно выделить соответствующие доходы.

Завершая обзор терминологии по ресурсам труда, отметим, что в литературе США и Англии наряду с термином «человеческий капитал» существует также термин «человеческие ресурсы» (Human Resource). Этот термин используется в области знания, которую в США и Англии называют управлением человеческими ресурсами (Human Resource Management), а в Германии, Австрии и Швейцарии - управлением персоналом (Personalmanagement). Анализируя эти термины, К. Шольц - один из крупнейших специалистов ФРГ по проблемам труда - приводит таблицу изменений в терминологии, из которой следует, что в немецкоязычной литературе термин «Personalrnanagement» заменил «Personalverwaltung» («руководство персоналом») и «Personalwirtschaft» («экономика персонала»), а в англоязычной литературе термин «Human Resource Management» заменил термин «Personnel Management» .

Рассмотренные примеры показывают, что научная терминология не может не учитывать традиций страны и норм ее языка. Имеются основания полагать, что на русском языке возможности человека в производственной деятельности наиболее адекватно выражаются термином «трудовой потенциал».

Труд как ресурс рассматривается в современной экономической теории как основной фактор производства, а в теории рынка труда – как продукт. Он может быть измерен численностью людей (категории населения), количеством человеко-часов (времени) труда, затратами на оплату труда в валютных единицах и другими методами. Существует много обозначений труда, как категории населения, которая производит предложение на рынке труда: трудовые ресурсы, население в трудоспособном возрасте, экономически активное население, рабочая сила, самодеятельное население и другие. Оценка предложения труда в часах рабочего времени доминирует в работах западных создателей, в том числе у Р. Дж. Эренберга и Р. С. Смита. В русской литературе количество ресурса, продаваемого на рынке труда, обычно измеряется числом человек. Но когда мы измеряем продукт, продаваемый на данном рынке, схожим образом, мы не должны впадать в заблуждение, что труд ничем не отличается от других продуктов, большая часть из которых имеет материально-вещественную форму и измеряется в физических единицах.

Труд как продукт

Труд, как продукт, значительно отличается от всех иных продуктов. В отличие от обычного товарного рынка, где продаваемые продукты перебегают в собственность покупателя, в демократическом обществе человек не становится собственностью работодателя. В интернациональных документах о правах человека, в Конституции Русской Федерации (ст.37) и Трудовом кодексе Русской Федерации (ст.2) указывается, что труд свободен, а принудительный труд запрещен. На рынке труда человек реализует свое рабочее время, возможности и познания, трудовые услуги, но при всем этом остается лично свободным.

Типология и сегментация рынков труда

Типология – это выявление в широкой совокупы явлений определенных групп, любая из которых обладает внутренним единством и существенными отличиями от всех иных групп. Сегментация – это выявление в широкой совокупы явлений определенных сфер, секторов, слоев, имеющих довольно точные наружные границы. При внимательном рассмотрении выясняется, что в почти всех случаях выявленные учеными типы рынков труда являются сразу сферами, секторами, секторами целого , и напротив. Разница меж типологией и сегментацией очень условна. Все же, есть закоренелые представления о том, что именовать типами, а что секторами рынка труда.

К типам рынков труда в большинстве случаев относят наружный и внутренний рынки, формальный и неформальный рынки, интернациональный, национальные и региональные рынки.

Внутренний рынок

Согласно Г. Г.Руденко и Б. Ч.Муртозаеву, «внешний (проф) рынок труда ориентируется на мобильность рабочей силы меж предприятиями и организациями, а внутренний – основывается на движении персонала снутри организаций» . Понятие внутреннего (внутрифирменного) рынка в некий мере условно, потому что его субъектами являются не те люди, которые отыскивают работу, а уже функционирующие работники, персонал предприятия. Все же, это понятие полезно для описания, во-1-х, оплаты труда. Как уже было сказано выше, труд, как продукт, почти всегда оплачивается не в момент заключения трудового контракта, а часто в процессе роли работника в деятельности предприятия. При всем этом в полном согласовании с рыночными принципами зарплата может изменяться зависимо от трудового вклада, возрастать за счет премий, призов, уменьшаться за счет вычетов и т. д. По другому говоря, таковой принципиальный рыночный процесс, как оплата цены труда, как продукта, осуществляется на внутрифирменном, а не на наружном рынке.

Для удовлетворения потребностей в процессе хозяйственной деятельности люди используют разнообразные экономические ресурсы. Современная экономическая наука выделяет среди них четыре главных вида: земля, труд, капитал, предпринимательство.

Земля - важнейший экономический ресурс. Она включает в себя все полезное, что дано природой: месторождения полезных ископаемых, леса, поля, пашни, водные ресурсы и т.д. Человек использует их по-разному: пахотные земли - для производства сельскохозяйственных культур; пастбища - для разведения животных; участки, богатые полезными ископаемыми, - для развития добывающей промышленности; моря и реки - для рыболовства и т.д. Особенностью земли как вида экономических ресурсов являются ее ограниченность и невоспроизводимость. Свойства земли можно разделить на естественные (местоположение, климатические условия, плодородие) и искусственные, полученные в результате человеческой деятельности (например, в ходе проведения работ по мелиорации, осушению и т.д.). Однако воздействие человека на природные ресурсы и их преобразование не беспредельны. Рано или поздно вступает в силу закон убывающей отдачи. Согласно ему если осуществлять вложения капитала и труда в определенный участок земли, то в конце концов наступит момент, когда дополнительные вложения средств не дадут прироста получаемого продукта (собираемого урожая, добычи природных ископаемых и т.п.).

Труд — второй важнейший экономический ресурс хозяйственной деятельности человека. Он представляет собой интеллектуальную или физическую деятельность, направленную на изготовление благ и оказание услуг. Время, в течение которого человек трудится, называется рабочим днем, или рабочим временем. Его продолжительность определяется физиологическими возможностями человека, а также требованиями морального и социального характера, т.е. необходимостью удовлетворения духовных потребностей людей. На фактическую продолжительность рабочего времени оказывают влияние интенсивность труда, уровень безработицы, соглашение между наемными работниками и работодателями об условиях труда. Характеристиками труда являются его интенсивность и производительность.

Интенсивность труда означает его напряженность, степень расходования физической и умственной энергии в единицу времени. Она увеличивается при ускорении работы конвейера, увеличении количества одновременно обслуживаемого оборудования. Высокий уровень интенсивности труда равнозначен увеличению продолжительности рабочего дня.

Производительность труда эквивалентна выпуску продукции в единицу времени. Единицей времени, как правило, считается час, хотя можно измерять производительность дневную или недельную и т.д. Производительность труда - прежде всего натуральный показатель (метры в час, килограммы в час), но иногда рассчитывается и стоимостной показатель: товары и услуги, измеренные в денежном выражении, делят на затраты времени. Такой расчет осуществляется для межстрановых сравнений. Для измерения затрат на единицу продукции используется показатель трудоемкости. Она показывает, сколько времени требуется для выпуска одного изделия (в натуральном выражении) или для производства продукции в стоимостном выражении.

Капитал - это экономический ресурс, созданный человеком для производства товаров и услуг. Капитал выступает в различных формах.

Он называется основным, если материализован в зданиях, сооружениях, оборудовании и функционирует в течение длительного времени и по частям переносит свою стоимость в стоимость создаваемого с его помощью продукта. Капитал, материализованный в сырье, материалах, энергетических ресурсах, расходующийся полностью за один производственный цикл и целиком переносящий в стоимость готового продукта свою стоимость, называется оборотным. Увеличение объема капитала, т.е. увеличение предложения материальных ресурсов, называется инвестированием. Инвестиции означают отказ от текущего потребления в пользу будущего.

Они бывают государственные (образуемые из средств государственного бюджета), частные (образуемые из средств частных, корпоративных предприятий, а также из средств граждан), иностранные (вкладываемые зарубежными инвесторами, другими государствами, иностранными банками, компаниями, предпринимателями).

Предпринимательство - особый вид человеческой деятельности, заключающийся в способности использовать все другие экономические ресурсы в целях достижения коммерческого успеха, - является специфическим экономическим ресурсом. Оно охватывает производственную, посредническую, торговую, инновационную, консультативную и другие виды инициативной деятельности. Предпринимательство основывается на следующих принципах:

  • хозяйственная самостоятельность в принятии экономических решений;
  • имущественная ответственность за результаты хозяйственной деятельности;
  • конкуренция как фактор стимулирования производства;
  • свободное ценообразование на рынке;
  • право на осуществление внешнеэкономических операций.

Лицам, ведущим предпринимательскую деятельность, присущ особый тип экономического мышления, умение идти на риск, принимать нестандартные решения, преодолевать сопротивление окружающей среды, обладать даром предвидения. В цивилизованном мире успех в бизнесе обеспечивается высокой трудовой и профессиональной этикой, деловой добропорядочностью, уважением к законам хозяйственного поведения.

При низкой культуре и деградации моральных ценностей предпринимательство принимает дикие, нецивилизованные формы. Особенность данного вида ресурса заключается в том, что в отличие от труда, земли и капитала предпринимательские способности никогда не продаются.

Предприниматель - собственник предпринимательских способностей — использует их для организации собственного бизнеса и получения экономической выгоды. Если же свои предпринимательские способности он предложит другому лицу, то превратится в наемного (пусть и высокооплачиваемого) работника, менеджера, а его способности трансформируются и рабочую силу.

В основе экономического устройства любого общества лежат два основных факта: потребности людей безграничны, а экономические ресурсы ограничены. Причем ограниченность ресурсов имеет относительный характер.

Она состоит в невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. «Истина заключается в том, что общество, может быть, и способно удовлетворить все потребности отдельных людей, но тогда оно лишает этого других, вынуждая их перейти на более низкий уровень потребления. Либо оно способно удовлетворить отдельные потребности всех людей, но тогда уровень удовлетворения других потребностей будет гораздо ниже уровня насыщения. Общества, которое может удовлетворить все потребности всех граждан, нет не только в настоящее время, но не будет и в перспективе. Как бы ни возрастало благосостояние, развитие техники и культуры всегда будет способствовать дальнейшему увеличению материальных потребностей».

  1. Труд как экономический ресурс.
  2. Сегментация на рынке труда. Структура рабочей силы.
  3. Безработица, ее виды и масштабы.
  4. Оплата труда. Мотивация труда.

Труд, как экономический ресурс (трудовые ресурсы), имеет определенные особенности. Как и прочие ресурсы, труд подчиняется законам спроса и предложения. Но труд, а точнее человек, является не объектом, а субъектом хозяйственной деятельности и может существенно влиять на рынок труда. Личностный характер трудовых ресурсов во многом определяется и государством.

С трудовыми ресурсами связано понятие «человеческий капитал» - стоимость расходов на образование и культуру, здоровье, подготовку и переподготовку кадров. Эти расходы рассматриваются как ключевые инвестиции в экономический рост страны. В России опасный характер приобрела проблема деквалификации многих высококвалифицированных кадров (в сфере науки, культуры, образования, промышленности) по причине невостребованности. Резко возрасла эмиграция из страны квалифицированных кадров.

К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте, работающие подростки и пенсионеры.

К рабочей силе относят всех занятых и безработных. Это экономически активное население . В России постоянно сокращается. Особенностью российского рынка труда является высокая доля работников, совмещающих работу в двух и более местах. Растет число иммигрантов. Не обеспечивается материально воспроизводство рабочей силы из-за низкой заработной платы и высоких налогов, коммунальных платежей, и т.д.

Экономисты-неоклассики обосновали вывод о том, что полная занятость является нормой для капитализма. Т.е. существует эластичность соотношения цен и заработной платы.

Основные сегменты рынка труда .

Отраслевая структура: сфера материального производства (сокращается), сфера услуг(увеличение), в т. Ч. Торговля и кредитование.

Физический труд. Образование.

Безработица – это социально-экономическое явление.

Критерии: не имеют работы, занимаются поиском работы, готовы приступить к работе.

Виды безработицы:

Структурная - вызвана несоответствием спроса и предложения рабочей силы по квалификации и другим критериям;

Фрикционная – связана с добровольным переходом с одной работы на другую и сезонными колебаниями;

Циклическая – превышение предложения в период экономического спада.

Различают и другие виды, например скрытая- нерациональная, неэффективная занятость.

Как результат безработицы- снижение ВВП.американский экономист Артур Оукен выявил соотношение: увеличение 1% снижает ВВП на 2,5%.

Масштабы в 2003г. 8,6%


Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспектов отдельно.
1.2.1. Сущность трудового процесса
Традиционными для экономической науки являются определения труда как чего-то тягостного, неприятного. Особенно отчетливо это выражено И. Бентамом: «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к бо-гатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение» (Цит. по: [Автономов. С. 87]).
По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удов-летворения, получаемого непосредственно от самой проделаннойра - боты» (выделено авт. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчеркивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» (Там же].
Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости» [Иноземцев. С. 15].
Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVI).
С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.
Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отрасле- вом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты (см. гл. 6), именно те, кто занят творче-ством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.
Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.
Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.
Понятия трудового и творческого процессов нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: «Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено авт. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.
Природа творческого процесса нам неизвестна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».
Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том.
что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].
Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохнове-нье, но можно рукопись продать».
Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).
Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.
Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.
Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени.
Как видно из приведенного обзора, классики экономической теории в соответствии с технологическими и социальными условиями своего времени рассматривали процесс труда как «тягостные усилия», предпринимаемые работниками для получения материального вознаграждения. Современная ситуация дает осно- вания для более широкого взгляда на сущность труда. Это определяется тем, что в XX в. все большее значение приобретают творческие и духовные виды деятельности, которые не только участвуют в экономическом обмене, обеспечивая средствами существования миллионы людей, но являются также источниками положительных эмоций от содержания труда. Следует отметить, что и физический труд при соответствующих условиях может вызывать (говоря словами А. Маршалла) «удовлетворение от самой работы».
Таким образом, сущность трудового процесса определяется следующими основными аспектами: психофизиологическим; технологически м; социально-экономическим.
Психофизиологический аспект труда обусловлен затратами энергии человека и его эмоциональным состоянием; технологический аспект - действиями человека, направленными на преобразование ресурсов в блага; социально-экономический аспект ха-рактеризуется полезностью результатов труда и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага. Основным из этих мотивов в настоящее время является получение дохода, величина которого в значительной мере определяет и социально-экономическое положение человека. Наряду с этим все большее значение приобретают мотивы, связанные с содержанием и условиями труда.
Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов являются затраты рабочего времени, определяющие длительность работ и численность людей, занятых их выполнением.
Исходя из рассмотренных характеристик трудового процесса, можно дать следующее определение.
Трудовой процесс - это деятельность человека по производству благ и ресурсов. Основными характеристиками процессов труда являются: полезность результатов, затраты времени и энергии работников, их доходы и степень удовлетворения от содержания выпол-няемых функций.
1.2.2. Труд в системе экономических ресурсов В экономической литературе ресурсы называют также факторами производства. Маршалл выделял четыре таких фактора: землю, труд, капитал и организацию производства. Вместе с тем он подчеркивал: «В известном смысле существуют только два фактора производства - природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы человека, осуществляемой с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и его готовностью позаботиться о будущем... с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы потребления, а также вытекающей отсюда проблемы отношений между первыми двумя, имеющей двойное обо-значение - «распределение» и «обмен»... Человек выступает одновременно целью производства и его фактором» [Маршалл. Т. 1.С. 209]. Современные экономисты, следуя в основном Маршаллу, обычно называют экономическими ресурсами землю, труд, капитал и предпринимательские способности.
При этом термин «земля» используется как синоним термина «природные ресурсы»; термином «труд» обозначаются затраты рабочего времени или количество работников; термин «капитал» характеризует здания, сооружения, оборудование, используемые в производстве благ; термин «предпринимательские способности» относится к деятельности по рациональному использованию земли, труда и капитала.
Названные термины нельзя признать адекватными сущности обозначаемых ими объектов. Так, земля является лишь частью природных ресурсов. Труд, как было показано выше, - это прежде всего процесс преобразования ресурсов в блага. Капитал - широкое понятие, характеризующее, в общем случае, любой источник дохода: землю, творческие способности человека, станки, здания и т. д. Используемые некоторыми авторами термины «капитальные ресурсы», «капитальные блага» [Сандерс. С. 20; Словарь по экономике (Collins). С. 203] не проясняют сущности явления. Например, капитальным благом является не только оборудование, но и драгоценности, ценные бумаги, должности в органах власти (для некоторых личностей) и т. д. Последний из названных факторов производства - предпринимательские способности - это вид творческих способностей человека, т. е. то, что по смыслу должно относиться к фактору «труд».
Единственным объяснением существующей классификации экономических ресурсов является ее связь с источниками доходов;: от земли - рента; от труда (наемных работников) - заработная плата; от капитала - проценты (дивиденды); от предпринимательских способностей - предпринимательская прибыль. Однако указанное внешнее соответствие структуры ресурсов и доходов не отражает сущности экономических процессов.
Исходя из приведенных соображений, целесообразно деление множества экономических ресурсов на три вида.
Природа (природные ресурсы).
Трудовой потенциал.
Ресурсы, произведенные человеком.
Природа как вид ресурсов характеризуется площадью, расположением и плодородием земли, полезными ископаемыми, климатом, лесами, запасами воды, гидроэнергии и т. п. Природные ресурсы играют не только пассивную роль источника сырья и энергии. Благодаря особым физико-химическим и биологическим свойствам земля является активным ресурсом, обеспечивающим возможность многократного возрастания ценности продукции по сравнению с величиной издержек. Примером является колос, вырастающий из одного зерна. Иначе говоря, земля - это один из важных источников «чистого продукта», т. е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.
Трудовой потенциал в общем случае характеризует возможности участия человека, сотрудников предприятия, населения страны в производстве и обмене благ. При определении этих возможностей до последней четверти XX в. обычно использовался термин «рабочая сила». В частности, К. Маркс называт рабочей силой (Arbeitskraft) объект купли-продажи на рынках труда [Маркс. С. 178]. Современные авторы также используют этот термин [Эренберг. С. 32]. Чаще всего он обозначает потенциал рабочих: их численность, знания и умения.
С 70-х гг. XX в. под влиянием публикаций Нобелевского лауреата Г. Беккера стал широко применяться термин «человеческий капитал». Он характеризует компоненты потенциала человека, которые могут стать источником дохода для домашнего хозяйства, предприятия и страны. Такими компонентами могут быть фи-зические и творческие способности человека, его знания, умения, активность. Нетрудно заметить, что термин «человеческий капитал» шире термина «рабочая сила», хотя и не содержит ничего принципиально нового, так как компоненты рабочей силы (знания и умения) являются источниками дохода. Практически понятие «человеческий капитал» используется для оценки доходности инвестиций в образование и повышение квалификации. Об этом до Беккера писали многие авторы, в том числе Смит и Маршалл.
В современном производстве все большее значение приобретают этические аспекты деятельности человека, которые обусловлены такими характеристиками личности, как нравственность, добросовестность, отношение к окружающим, умение ра- ботать в коллективе. По отношению к этим качествам термин «человеческий капитал» не очень подходит, так как трудно выделить соответствующие доходы.
Завершая обзор терминологии по ресурсам труда, отметим, что в литературе США и Англии наряду с термином «человеческий капитал» существует также термин «человеческие ресурсы» (Human Resource). Этот термин используется в области знания, которую в США и Англии называют управлением человеческими ресурсами (Human Resource Management), а в Германии, Австрии и Швейцарии - управлением персоналом (Personalmanagement). Анализируя эти термины, К. Шольц - один из крупнейших специалистов ФРГ по проблемам труда - приводит таблицу изменений в терминологии, из которой следует, что в немецкоязычной литературе термин «Personalrnanagement» заменил «Personalverwaltung» («руководство персоналом») и «Personalwirtschaft» («экономика персонала»), а в англоязычной литературе термин «Human Resource Management» заменил термин «Personnel Management» .
Рассмотренные примеры показывают, что научная терминология не может не учитывать традиций страны и норм ее языка. Имеются основания полагать, что на русском языке возможности человека в производственной деятельности наиболее адекватно выражаются термином «трудовой потенциал».
Таким образом, как видно из разделов 1.2.1 и 1.2.2, термин «труд» имеет два существенно различных значения: трудовой процесс и трудовой потенциал.