Аэрофотосъемка, аэроснимки местности, виды воздушного фотографирования и аэроснимков местности. Обработка полученных изображений

Съемки городов и поселков следует выполнять с использованием материалов аэрофотосъемки.

Фотографическое изображение местности на фотопланах или фотосхемах дает проектировщику наглядное и полное представление о территории города, внутриквартальной застройке и ее состоянии, об отдельных сооружениях, характера и густоте зеленых насаждений, поймах рек, оврагов и т. п.

Преимущество аэрофотосъемочных материалов заключается также в том, что по материалам одного и того же залста, не дожидаясь завершения полного цикла съемочных работ, можно быстро получить фотопланы или фотосхемы различных масштабов для топографического обеспечения соответствующих видов проектно-планировочных работ.

Большое значение имеет применение аэрофотосъемки для обновления и уточнения имеющихся топографических планов.

Различают в основном два метода аэрофототопографической съемки:

комбинированный, когда контурную часть плана получают в виде фотоплана, а съемка рельефа выполняется непосредственно на местности (на фотоплане) с применением мензулы или нивелира; стереотопографический, когда по аэрофотоснимкам получают изображение контуров и рельефа с помощью стереофотограмметрических приборов.

Применительно к съемке городов, особенно в масштабах 1: 1000 и 1: 500, возможно сочетание этих двух методов съемки, когда с помощью стереофотограмметрических приборов получают план ситуации и горизонтали внутри кварталов и на незастроенных территориях, а вертикальную съемку проездов выполняют с помощью нивелира.

Для получения фотопланов (особенно при комбинированном методе съемки) стремятся применять длиннофокусные нормальноугольные или узкоугольные аэрофотоаппараты (АФА) для того, чтобы смещения изображения из-за рельефа местности, а также крыш построек (из-за их высоты) находились в допустимых пределах. Выбор фокусного расстояния АФА, таким образом, будет зависеть от масштаба составляемого плана, характера рельефа и застройки. При формате аэрофотоснимков 18X18 см для создания фотопланов можно применять АФА с фокусными расстояниями 200, 350 и 500 мм. При этом АФА с /к = 200 мм следует применять только при созданин фотопланов масштабов 1: 1000, а АФА с fK = 350 н 500 мм - при создании фотопланов масштаба 1: 500.

Масштаб фотографирования задается в несколько раз мельче, чем масштаб создаваемого фотоплана. Выбор масштаба фотографирования обусловлен в основном возможными коэффициентами увеличения имеющихся фототрансформаторов, а также информационной емкостью аэрофотоснимков, обеспечиваемой АФА. Для получения фотопланов определенных масштабов установлены соответствующие масштабы фотографирования: известно, что при одном и том же масштабе фотографирования стереофотограмметрическне определения высот точек местности получаются тем точнее, чем больше угол поля зрения аэрофотоаппарата. Поэтому для стереотопографичес.кого метода съемки незастроенных территорий широко применяются сверхширокоугольные АФА. Однако при съемках застроенных территорий применять эти АФА нецелесообразно, так как перспективные изображения построек будут закрывать значительную часть проездов, тем большую, чем больше широкоугольность АФА п чем выше застройка. В частности, при fK = 70 мм п при нормальных перекрытиях снимков ширина «мертвой зоны» будет равна высоте построек. Поэтому при стереотопо-графической съемке застроенных территорий применяют широкоугольные АФА с /к= 100 или 140 мм, а в некоторых случаях и более узкоугольиые (например, при съемках в масштабах 1:1000 и 1:500). Применять свсрхшпрокоугольные АФА (с /к = 70 мм) для фотографирования застроенных территорий возможно только при малоэтажной застройке и при выполнении второго залета с нормалыюугольиыми или узкоугольпым АФА для составления фотопланов.

Выбор аэрофотоаппарата и масштаба фотографирования при стереотопографической съемке зависит от характера за-тройки (этажности и плотности) п от заданной высоты сечения рельефа, а следовательно, от требуемой точности определения фотограмметрических высот точек местности.

Величины относительных ошибок фотограмметрических высот, определенных по аэроснимкам масштабов 1: 10 000 и крупнее, составляют 1/3000-1/4000 при /,.= 100 мм, 1/3500-1/5000 при /к= 140 мм, 1/4500-1/6000 при /к = 200 мм.

При более мелких масштабах фотографирования величины относительных ошибок будут несколько меньше.

Таким образом, например, стереотопографическая съемка с. высотой сечения рельефа 1 м может обеспечить требуемую точность изображения рельефа (со средней квадратической

ошибкой 0,30 м) при масштабах фотографирования 1: 10 000- 1: 12 000 при /„=100 мм (Н= 1000-1200 м), 1: 8500-1: 10 000 при /„=140 мм (#=1200-1400 м) и 1:7000-1:9000 при /к = = 200 мм (Н= 1400-1800 м).

В то же время при выборе масштаба фотографирования следует учитывать, какое увеличение масштаба плана по сравнению с масштабом аэрофотосъемки может быть обеспечено имеющимся парком стереофотограмметрических приборов. При работе на СПР без координатографа масштаб плана может быть крупнее масштаба снимков только в 2 раза, на СД-3 - в Зраза (можно и в 4, по тогда координатограф не сможет обслужить всю площадь стереопары), на СПР-ЗМ с координатографом и на стереомстрографе практически ограничений нет. Кроме того, для застроенных территорий существенное значение имеет съемка контуров, точность положения которых будет снижаться при слишком большом уменьшении масштаба фотографирования.

При съемке в масштабе 1: 5000 с высотой сечения рельефа 1 м наиболее рационально выполнять фотографирование в масштабе 1:12 000 аэрофотоаппаратом с =100 мм. При сплошной многоэтажной застройке и той же высоте сечения следует учесть, что перспективные изображения зданий, деревьев будут закрывать площадь, равную примерно 0,7 от их высоты при 100 мм и примерно 0,5 от их высоты при = 140 мм. В этом случае целесообразно применять АФА= 140 мм и масштабом фотографирования 1:10 000. Если же стереоскопическую рисовку рельефа выполнять по аэроснимкам, полученным АФА= 100 мм, то для составления фотоплана целесообразно было бы выполнить второй залет с использованием АФА= 200 мм при заданном масштабе фотографирования 1: 20 000.

При съемке в масштабе 1: 2000 с высотой сечения рельефа 1 м масштаб фотографирования целесообразно задавать мельче 1:8000, а в некоторых случаях и 1:6000 (при использовании СД-3). Поэтому фотографирование можно выполнять как АФА=140 мм, так и АФА= 200 мм. На незастроенных территориях целесообразно применять АФА=100 мм, тогда можно делать разреженную высотную подготовку.

Продольное и поперечное перекрытия, прямолинейность маршрутов аэрофотосъемки и остальные показатели качества залета должны соответствовать установленным техническим требованиям.

В застроенной части каждого города имеется много деревьев и зеленых насаждений, кроны которых летом закрывают на аэроснимках от 40 до 80 % территории улиц и проездов. На 1 км проезда приходится в среднем до 45 колодцев выходов подземных коммуникаций, из которых около 50 % закрывается кронами деревьев. Поэтому аэрофотосъемку населенных пунктов с большим количеством зеленых насаждений целесообразно производить весной до появления листвы или осенью, когда листья с деревьев опадут, до появления снежного покрова.

Аэросъемку выполняют в облачную погоду или в утренние и вечерние часы, когда тени наиболее прозрачны. При проявлении аэрофильмов, полученных в солнечную погоду, нельзя допускать чрезмерной контрастности изображения.

На территории городов и поселков имеется густая сеть пунктов опорной геодезической сети, которую необходимо использовать при комбинированном и стереотопографическом методах аэрофотосъемки, что повысит точность планов и удешевит стоимость работ по плановой привязке аэроснимков.

Перед аэрофотосъемочными работами производят маркировку пунктов опорной геодезической сети, оформляя их в виде белых квадратов 0,3X0,3 м или крестов несмываемой краской па тротуарах и проезжей части. В городах с малоэтажной застройкой и проездами без дорожных покрытий в качестве маркировки можно применять окопку, например четырехугольником. Размеры квадрата рассчитывают так, чтобы его изображение на аэроснимке имело размеры 0,4-0,5 мм.

Если размеры изображения пунктов триангуляции превышают 0,5 мм, маркируют центр знака так, чтобы его диаметр на снимке был 0,1-0,2 мм. При малом контрасте знака с окружающим фоном середину его рекомендуется засыпать известью или мелом.

Материалы аэрофотосъемки передают на дальнейшую обработку в следующем объеме: пронумерованные по съемочным маршрутам аэронегативы с цифровой схемой, контактные отпечатки в двух экземплярах, негативы накидного монтажа, репродукции с негативов накидного монтажа в двух экземплярах, паспорта аэрозалетов, журналы оценки фотографического качества негативов, показания радиовысотомеров и статоскопов, характеристика аэрофотоаппарата и затвора, краткая пояснительная записка с указанием оценки качества выполненных работ.

Аэрофотосъемка — это съемка местности камерой или фотоаппаратом, установленным на беспилотном летающем аппарате. Различают несколько видов аэросъемки:

  • Перспективная аэрофотосъемка это съемка, при которой фотоаппарат находится в наклонном положении и демонстрирует предметы впереди и в стороне от камеры в натуре. На кадрах легко опознать местные достопримечательности, но изучить детально местность нельзя, так как при любом ракурсе часть территории не просматривается.
  • Вертикальная или плановая характеризуется отвесным положением фотоаппарата. Чаще всего используется в сельском хозяйстве, мониторинге прибрежных зон, лесоустройстве, в процессе строительства и освоения новых земель. Главные преимущества вертикальной аэросъемки – оперативность. Получить данные можно даже в режиме реального времени, что позволит существенно сэкономить время и средства.

Вертикальная аэрофотосъемка в свою очередь делится на несколько подвидов:

  • Линейная (маршрутная) аэрофотосъемка представляет собой ряд фотоснимков, выполненных по заданному маршруту. Она незаменима при работе с узкими и протяженными объектами: в процессе строительства автомобильных и железных дорог, создания линий электропередач, трубопроводов и т.д.
  • Площадная съемка объединяет в себе маршрутные и вертикальные фотоснимки, используется для создания вертикальных фотопланов. Позволяет обрабатывать и совмещать фотографии с топографической съемкой, переводить данные в ортофотопланы.
  • Кадровая съемка используется чаще всего при работе с объектами малой площадью.

Какой вид съемки лучше применить в том или ином случае приходится решать индивидуально, в зависимости от поставленных задач и преследуемых целей.

Топографическая аэрофотосъемка

Данный вид аэросъемки отличается более серьезным подходом, обработкой материла и стоимостью используемого оборудования. Камера, установленная на летательном аппарате, должна быть строго откалибрована, кроме этого полученные снимки необходимо привязать к местности, для этого на земле стоит установить GPS опору с точками, на которых определены координаты, чтобы в дальнейшем выполнить геометрическую коррекцию в фотограмметрических пакетах.

Топографическая аэрофотосъемка требует от исполнителя достаточного уровня профессионализма, поэтому доверять работу малоизвестным компаниям не стоит.

Мы выполняем топографическую аэрофотосъемку при помощи современных квадро и мультикоптеров, беспилотных аппаратов различной модификации с достаточной грузоподъемностью. Они имеют высокую степень стабилизации, поэтому вибрация и помехи во время съемки исключены.

Аэрофотосъемка местности онлайн

Современное оборудование позволяет выполнять аэрофотосъемку в режиме реального времени. Каждый заказчик может следить за работой фотоаппарата на специальном экране, контролировать маршрут и анализировать местность в режиме онлайн. Благодаря наличию мощных квадро и мультикоптеров мы можем получать материалы с высоты от 50 метров до нескольких километров. Один коптер за рабочий день способен отснять порядка 100 га, при работе нескольких коптеров одновременно эта цифра значительно возрастает.

Аэрофотосъемка это уникальная возможность исследовать местность. Полученные данные могут использоваться в самых различных сферах:

  • Для ведения государственного кадастра и контроля градостроительной деятельности
  • Контролирования законности добычи полезных ископаемых
  • Для оперативного реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций
  • Оценки состояния снегового и ледового покрова, анализа стоков рек и мониторинга мест разлива
  • Для анализа состояния сельскохозяйственных угодий
  • Создания информационных географических систем и т.д.

Аэрофотосъемка местности онлайн позволит получить необходимую информацию в рекордно короткие сроки.

Аэрофотосъемка местности это оперативная, объективная и доступная информация!

Студия MediaWorx работает на рынке услуг уже много лет. Аэросъемка местности одно из основных направлений деятельности нашей студии. Мы предлагаем широчайший ассортимент услуг и ответственно подходим к поставленной задаче, гарантируем высококлассный сервис и самые выгодные условия сотрудничества. Если вам нужна топографическая аэрофотосъемка или любая другая аэросъемка местности, вам необходимо:

  • Подать заявку и заключить договор
  • Предоставить или согласовать техническое задание
  • Предоставить доступ к месту проведения работ
  • Получить готовые материалы и оплатить заказ.

Все остальные заботы мы берем на себя. Наши специалисты самостоятельно составят план работ, определят наиболее удобный маршрут, подберут соответствующее оборудование, выполнят аэрофотосъемку местности, обработают материал в соответствии с техническим заданием заказчика.

Аэрофотосъемка местности — это качественный достоверный ортофотоплан, который позволит решить массу задач в водном, земельном и лесном хозяйстве, экологии, картографии, землепользовании и строительстве. Она существенно упрощает инженерно-геологическую разведку, разработку полезных ископаемых и т.д.

Если вы желаете получить качественную аэрофотосъемку, ортофотоплан или цифровую модель рельефа, обращайтесь. Мы имеем богатый опыт аэровидеосъемки, используем новейшее оборудование, профессионально обрабатываем полученные аэрофотоснимки, редактируем, вносим цветные корректировки, совмещаем с существующими картографическими материалами. Оперативная работа и доступная стоимость услуг не оставят поводов для сомнений.

«MediaWorx» — надежная поддержка с высоты!


Введение………………………………………………………………..3

    Аэрогеодезия, её содержание………………………………………...5

    Аэросъемка, её виды и методы…..………………………………….8

    1. Метод аэрофотосъёмки……………………………………...10

      Метод космической съёмки………………………………….13

    Метод аэрогеодезических работ на основе лазерной локации и цифровой аэрофотосъёмки………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………..20

Введение.

В России до середины тридцатых годов комплекс работ по созданию карт по фотоснимкам местности, полученным с летательного аппарата называли аэрофотосъёмкой. Впоследствии термин аэрофотосъёмка отнесли только к лётно-съёмочному процессу, включая проектирование, самолётовождение, фотографирование и вспомогательные операции. Аэрофотографией назвали процессы экспонирования и фотолабораторной обработки аэрофотоснимков.

Понятие аэрофототопография охватывает комплекс процессов по созданию топографических карт по фотоснимкам местности, полученным с авиационного летательного аппарата. Сюда входят лётно-съёмочные работы, привязка снимков, дешифрирование, построение сетей фототриангуляции, изготовление фотоосновы карты, стереоскопическая съёмка рельефа, составление топографической карты и др.

В конце двадцатых – начале тридцатых годов в России внедряется аэрофотограмметрический метод в геодезическое производство. Появляется название аэрогеодезическое производство и термин «аэрогеодезия», который в большей степени дублирует аналогичный термин «аэрофототопография», но охватывает более широкий спектр применения различного рода аэроснимков для получения отраслевых видов информации.

Прикладные тематические направления трансформировали понятие термина «фототопография» и изменили его содержание. Выделилась фотограмметрия, которая стала включать в себя комплекс процессов, непосредственно использующих геометрию изображения (измерение, преобразование, построение сетей, рисовку рельефа и т.п.).

В традиционной фотограмметрии излагаются теория и технология, построенные на математическом аппарате и практических приемах, в основе которых лежит представление о статической центральной проекции местности, получаемую в условиях, когда фотоаппарат и местность взаимно неподвижны (фототеодолитная съёмка) или их передвижением во время экспонирования кадра можно пренебречь (топографическая аэрофотосъёмка).

В условиях космических съёмок применяют динамические съёмочые системы. Первыми динамическими съёмочными системами были телевизионные и тепловизионные сканеры. Геометрия сканерных снимков отличается от обычных аэрофотоснимков тем, что процесс построения проекции местности в пределах снимка растянут по времени и значительно зависит от подвижности носителя.

Качественной особенностью ряда динамических систем является то, что они работают в более широком невидимом диапазоне электромагнитных волн, что даёт возможность получать более полную информацию об окружающей среде и о земных ресурсах.

В настоящее время динамические съёмочные системы широко применяются не только в космических съёмках, но и в аэросъёмках.

Аппаратуру, с помощью которой в съёмочных системах воспринимается энергия, несущая информацию об объектах съёмки называют съёмочными устройствами (СУ). Разновидностями СУ являются фотокамеры, телекамеры, сканеры, тепловизоры, ИК – и СВЧ – радиометры, радарные установки и т.п.

1.Аэрогеодезия, её содержание.

Аэрогеодезия – это раздел геодезии, изучающий методы измерения и преобразования изображений земной поверхности, методы получения по ним широкого спектра информации об объектах съёмки с целью составления топографических и специальных планов и карт, цифровых моделей местности, а также для решения ряда инженерных отраслевых задач при проектировании, строительстве и эксплуатации различных искусственных сооружений (дорог, мостов, аэродромов, плотин, каналов, трубопроводов, линий электропередач и т. п.). Аэрогеодезия рассматривает часть тех же вопросов, что и геодезия, но использует для этого вместо измерений и установления качественных и количественных характеристик объектов непосредственно на поверхности земли измерения и интерпретацию этих объектов по аэрокосмическим изображениям.

В технологии и методах системного автоматизированного проектирования объектов строительства (САПР) аэрофотогеодезический метод выступает как один из основных видов изыскательских работ, позволяющий при значительном увеличении производительности полевых работ перенести основной объём работы по получению информации о местности в комфортные камеральные условия с широким привлечением для этих целей средств автоматизации и компьютерной техники.

Аэроизыскания – комплекс специальных воздушных, наземных полевых и камеральных работ, направленных на получение исходной топографической, инженерно-геологической, гидрогеологической, гидрометеорологической, экономической и других видов информации, необходимой для разработки проектов объектов строительства.

Опыт, накопленный в области применения аэрометодов при изысканиях, показывает их исключительную эффективность по сравнению с традиционными методами сбора информации как в части значительного снижения трудоёмкости и сокращения сроков изысканий, так и в части широты охвата различных видов информации, необходимой для проектирования. Аэроизыскания выполняют в три этапа: подготовительный, полевой и камеральный.

В подготовительный период осуществляется сбор имеющейся на район изысканий топографической информации и материалов аэросъёмок прошлых лет, на основании которых обосновывают полосу варьирования конкурентносособных вариантов трассы и составляют проект производства аэросъёмочных, полевых и камеральных аэрофотогеодезиеских работ.

В полевой период производят: наземные геодезические работы по созданию планово-высотного обоснования аэросъёмок; закрепление и маркировку точек опорной сети; различные виды аэросъёмочных работ, привязку и дешифрирование аэрофотоснимков. Важным видом аэрогеодезических изысканий является дешифрирование – выявление (обнаружение и опознавание) и раскрытие содержания (познания) различных объектов и элементов местности по их изображениям на снимках, их качественных и количественных характеристик, своеобразных свойств и особенностей.

В камеральный период выполняют полную обработку результатов геодезических измерений, фотограмметрическое сгущение геодезического съёмочного обоснования методами аналитической фототриангуляции, стереофотограмметрические работы по получению информации о рельефе и изготовлению топографических планов и ЦММ в единой системе координат.

Аэрогеологические изыскания – комплекс наземных, воздушных и камеральных работ по установлению геологических, почвенно-грунтовых и гидрогеологических условий местности, включающие в себя также поиск и разведку местных дорожно-строительных материалов. Аэрогеологические изыскания оказываются особенно эффективными при совместном использовании наземных методов инженерно-геологических изысканий, с обязательным использованием геофизических методов разведки.

Аэрогидрологические изыскания направлены на выявление морфометрических, гидравлических и гидрологических характеристик водотоков, типа и интенсивности руслового процесса, ледового режима, характеристик малых водосборов и т. д. Эта информация необходима для проектирования мостовых переходов, малых водопропускных сооружений (например, водопропускных дорожных труб и малых мостов) и системы поверхностного водоотвода.

Аэроэкономические изыскания прежде всего позволяют установить характеристики транспортных потоков на существующей сети автомобильных дорог в разное время суток, разные дни недели, месяцы и годы (интенсивность и состав движения, скорости, плотности на различных участках дорог, распределение интервалов между автомобилями и т. д.), направления транспортных связей, границы и типы земельных и лесных угодий с последующей оценкой стоимостей их отвода и др.

Аэрофотогеодезические изыскания в настоящее время производят с применением современного аэросъёмочного, навигационного оборудования (в частности, систем спутниковой навигации и определения координат центров фотографирования «GPS») и технологических линий цифровой картографии и ГИС.

2.Аэросъёмка, её виды и методы.

Аэросъёмкой называют процесс получения изображений местности с летательных аппаратов. Если её ведут фотоаппаратами, то её называют аэрофотосъёмкой, если с помощью специальных телевизионных или электронных сканирующих устройств, то – электронной аэросъёмкой, если с помощью тепловизоров в инфракрасной части спектра, то - тепловой или инфрарасной съёмкой, а если радиолакаторами, при которых получают изображение в отражённых от поверхностных слоёв электромагнитных радиоволн – радиолакационной съёмкой.

Регистрацию изображений местности можно вести в разных зонах спектра электромагнитных волн: видимой с длинами волн (0,38 – 0,78 мкм), ультрафиолетовой ближней (0,28 – 0,32 мкм), инфракрасной (0,18 – 10 мкм), или микрорадиоволновой (0,01 – 100 см). Съёмку выполняют либо водной зоне электромагнитного излучения, либо одновременно в нескольких.

Одним из современных методов сбора и обработки данных о местоположении объектов и рельефе местности, а также их качественных и количественных характеристиках, является комбинированный метод на основе лазерной локации и цифровой аэрофотосъёмки.

При инфракрасной аэросъёмке регистрируется электромагнитное излучение в диапазоне длин волн 0,7 – 12 мкм, которое излучают или отражают различные объекты местности. Инфракрасное излучение как носитель информации близко к свету и радиосигналам, зависит от температуры источника излучения, характеризует его вещество и состояние. Оно выявляет внутренние свойства объектов, позволяет изучать процессы в верхнем слое Земли. Инфракрасные системы имеют оптическую часть, приёмное устройство, устройство обработки и выдачи информации. Излучение природной среды в ифракрасной области спектра регистрируется тепловизорами в трёх зонах: ближней (0,7 – 2,5 мкм), средней (3,0 – 5,5) мкм) и дальней (8 – 12 мкм). На практике установлена важность совместного дешифрирования панхроматических и инфракрасных аэрофотоснимков.

Российский тепловизор «Вулкан» производит аэрофотосъёмку преимущественно в средней инфракрасной зоне спектра, а тепловизор шведской фирмы «AGA» - в дальней инфракрасной зоне спектра. Их применение особенно эффективно при выявлении и изучении переувлажнённых и мерзлотных участков земной поверхности, течений грунтовых вод, гидрологии мелководий и речных отложений, выделении отдельных горных пород.

При радиолокационной съёмке получают изображения местности в радиоволновом диапазоне электромагнитного излучения. Существуют специально приспособленные для глубинных геологических гидрологических работ многочастотные радиолакационные установки, использующие сантиметровые дециметровые волны. Радиолакационные съёмки особенно эффективны при исследовании влажности, мерзлотных явлений, болот, геологических и гидрологических образований.

Радиолокационная съёмка (РЛС) делится на съёмку бокового обзора и съёмку кругового обзора. Наибольшее расстояние до объектов, при котором они обнаруживаются, называется дальностью действия. Разрешающая способность – это минимальное расстояние между двумя объектами, имеющими один и тот же азимут или угол, при котором отражённые сигналы не сливаются на экране индикатора, то есть когда на экране электроннолучевой трубки начало импульса от от второго объекта отстаёт от конца импульса от первого объекта на время, превышающее длительность одного импульса. При радиолокационной съёмке посылаются сигналы, излучающие энергию в определённых направлениях и принимают сигналы так же с определённых направлений. Чем уже диаграмма направленности, тем выше разрешающая способность РЛС.

Наиболее интенсивно развиваются и широко распространены для картографических целей методы аэрофотосъёмки, космической съёмки и комбинированный метод лазерной локации и цифровой аэрофотосъёмки, который применяется преимущественно для крупномасштабного картографирования и особенно эффективно для линейных объектов. Эти методы рассматриваются далее более детально.

      Метод аэрофотосъёмки.

Одним из важнейших применений фотографии является воздуш-ное и космическое фотографирова-ние, т. е. получение снимков земной поверхности с лета-тельных аппаратов – самолетов, вер-толе-тов, искусственных спут-ников Земли и др.

Аэрофотосъемкой называют совокупность работ по получе-нию аэронегативов и аэ-роснимков или цифровых снимков местности с целью последующего их ис-пользования для создания планов и карт местности. Термин «Аэ-рофо-то-съемка» объединяет ряд взаимосвязанных процессов, в частности:

Летно-съемочные работы, включающие разработку техни-че-ских условий аэро-фо-тосъемки, составление проекта и его исполнение;

Полевые фотолабораторные работы, в случае традиционной аэрофотосъёмки, включающие фото-графи-че-скую обра-ботку экспонированных аэрофильмов, из-го-товление по ним отпечатков и иной пер-вичной продукции;

Полевые фотограмметрические работы, включающие регистра-цию мате-риа-лов аэрофотосъемки и оценку качества ис-полнен-ной фотосъемки.

Результатом традиционных работ являются аэронегативы, аэро-снимки, а также зафиксиро-ван-ные в полете показания специальных прибо-ров.

Аэронегативы (аэроснимки) – фотографические изображе-ния мест-ности, по-кры-вающие без разрывов заданный участок земной по-верх-ности – используются для после-дую-щего преобразования и соз-дания по ним карт и планов. Для обеспечения последующих работ смежные аэро-негативы (аэроснимки) должны иметь перекрытия рас-чет-ной величины. Мет-рические и фотометрические характеристики аэроне-гативов в значи-тельной степени за-висят от выполнения техни-ческих ус-ловий аэрофото-съемки и выбора параметров применяе-мых для аэрофо-тосъемки фотогра-фических материалов и оптических сис-тем. Точность и ка-чество аэроне-гативов, в свою очередь, определяет качество созда-ваемых по ним карт и пла-нов, сроки фотограмметриче-ской обработки, организацию работ и т.п. Для получения пол-ноцен-ных аэронегативов и их эффективного использо-вания необходимо со-гласование летно-съе-мочных работ, и в первую оче-редь их парамет-ров, с организацией всего топографо-геоде-зи-ческого про-изводства.

В отличие от традиционной аэрофотосъёмки цифровая аэрофотосъёмка выполняется по двум технологиям, которые зависят от типа цифровых камер:

    летно-съемочные работы, в которых используют камеры с ПЗС линейками обязательно сочетаются две системы GPS + INS, то есть Глобальная система позиционирования и Инерциальная система, для определения положения изображения ПЗС-линейки в пространстве в каждый момент времени. Эта съёмочная система часто используется также при космических съёмках. Бортовой компьютер и программное обеспечение позволяют интегрировать обработку данных GPS -приёмника и данных INS – инерциальной системы и объединить трансформированное по ним изображение в полные снимки.

В самолётном варианте изменения в высоте платформы, на которой установлена камера, трудно предсказуемы. Поэтому разработан и реализован второй технологический подход – матричный сенсор.

    летно-съемочные работы, выполняемые на основе матричного сенсора (ПЗС – матрица), больше напоминают традиционный аналоговый метод аэрофотосъёмки, когда все элементы матрицы одновременно экспонируются. В этом методе внутри пиксельная геометрия известна и строго определена, по сравнению с линейной технологией, в которой размеры пикселя меняются в зависимости от продольной скорости носителя. В матричной технологии в настоящее время проблема в том, что большие матричные решётки сложны в изготовлении. Поэтому комбинируют: делают большие по площади решётки из нескольких маленьких по площади. Например, из четырёх. Четырех линзовый объектив формирует четыре отдельных изображения, которые трансформируют в центральную проекцию и автоматически стыкуют. Такие снимки обрабатываются по существующим программам аналитической обработки.

Результатом цифровой аэрофотосъёмки являются цифровые аэрофото-снимки, а также зафиксиро-ван-ные в полете элементы внешнего ориентирования (линейные - Xs, Ys, Zs – координаты центра фотографирования; угловые - , ,  - ориентирование камеры относительно осей координат).

В соответствии с законами центрального проектирования, по кото-рым строится изо-бра-жение местности, аэронегатив (аэроснимок) содер-жит ряд искажений, величины которых определяются углом на-клона оптической оси аэрофотоаппарата и колебанием рельефа мест-ности. Устранение этих искажений осуществляется в процессе их фо-тограм-метрической об-ра-ботки, и в частности – фотографического или цифро-вого преобразования, называемого трансформированием. В связи с этим использование аэроснимков без их предвари-тельного трансформи-рования для картогра-фического (топографического) обес-печения вы-пол-няемых работ, в том числе в качестве основы ГИС, ог-раничивается влиянием указанных иска-жений.

Показания специальных приборов и оборудования, зафик-сиро-ванные в про-цессе аэрофотосъемки, обеспечивают стабилизацию съемочной ка-меры в полете или последующее опре-деление по ним простран-ст-вен-ного положения аэроснимков в абсолютной или относи-тель-ной сис-теме коор-динат с целью последующего их использования при вы-полне-нии фо-то-грамметрических работ и преобразовании аэро-снимков в планы и карты. К числу таких при-боров относят гироскопы, системы глобального пози-ционирования, оборудование для опре-деле-ния вы-соты полета, пре-выше-ний между центрами фотографирования, а также аэро-нави-гацион-ные сис-темы и др. Наличие указанных данных во многом определяет тех-нологию ка-меральной обработки материалов аэрофото-съемки, сущест-венно влияет на оперативность, точность фо-тограм-метрических по-строений и объ-емы полевых работ по их обес-печению.

Аэрофотосъемочные работы выполняются спе-циали-зированными подразделениями топографо-геодези-ческой или землеустроительной службами на специально оборудованных лет-ных средствах.

      Метод космической фотосъёмки.

Космическая информация на сегодняшний день становится всё более разнообразной и точной. Возможность её получения, обработки и обновления становится всё более лёгкой и доступной. Широкое применение для космических съёмок нашли электронно-оптические съёмочные системы. Например SPOT 2 используют более 10 лет для картографирования в масштабе 1:50000 (разрешение на земле в панхроматическом варианте 10 м, у нового SPOT 5 разрешение 2,5 м; 5 м) и последний обладает возможностью стереообработки. Но у этой системы снимки в стереопаре растянуты по времени. От этого недостатка избавлены стереосистемы, имеющие два или три пучка визирования – вперёд, вниз, назад.

Элементы ориентирования сканера получают из совместного уравнивания орбитальных, наземных и данных навигационной системы. Преимущество снимков, полученных сканерами, перед фотоснимками заключаются в том, что изображения получаются непосредственно в цифровой форме, исключая процессы фотохимической обработки и сканирования. Сдерживает их применение более низкая разрешающая способность, сложный характер геометрических искажений изображений и большое количество информации, которую трудно хранить и передавать.

В настоящее время десятки космических съёмочных систем передают космические снимки высокого разрешения (от 5 м до 0,6 м) на любую территорию Земли. В России и за рубежом созданы и функционируют банки и архивы данных цифровых снимков всего земного шара. Особенно важна доступность для потребителя этих материалов. Причём та территория России, которая считается у нас засекреченной за рубежом можно получить снимки на неё без всяких ограничений. По системе Интернет можно осуществить оперативный поиск, сделать заказ и получить необходимую информацию, а также заказать проведение съёмок любой территории и получение корректированных снимков в цифровой форме.

Космические снимки высокого разрешения имеют практическое применений в большом количестве коммерческих направлений, таких как картографирование, землепользование, кадастр, сельское и лесное хозяйство, изменение окружающей среды, мониторинг стихийных бедствий.

3.Метод аэрогеодезических работ на основе лазерной локации и цифровой аэрофотосъёмки.

Одним из современных методов сбора и обработки данных о местоположении объектов и рельефе местности, а также их качественных и количественных характеристиках, является метод на основе лазерной локации и цифровой аэрофотосъёмки.

В основе технологии лежит выполнение синхронного маршрутного лазерно-локационного сканирования местности и цифровой аэрофотосъемки в составе, например, следующего комплекта оборудования:

    Лазерного сканера ALTM-1210 с разверткой лазерного луча в одной плоскости и частой выполнения измерений 5 Кгц. Угол сканирования может быть задан в диапазоне 20, а частота сканирования может меняться от 0 до 28 Гц. На основании данных этой подсистемы можно вычислить расстояние между излучателем и объектом отражения, а также угол в плоскости сканирования, куда был направлен луч в момент излучения.

    Инерциальная система, датчики которой установлены в одном блоке с лазерным сканером. На основании данных этой подсистемы можно вычислить параметры ориентации летательного аппарата (датчиков инерциальной системы, лазерного сканера и фотоаппарата) относительно определенной системы координат.

    GPS-приемник. На основе данных которого, осуществляется синхронизация времени работы всех подсистем, а также вводится единая система координат и рассчитывается траектория полета летательного аппарата.

Для выполнения съемки создаются базовые GPS-станции, данные которых используются для вычисления дифференциальных поправок при определении траектории летательного аппарата. Для определения траектории летательного аппарата и уточнения угловых данных инерциальной системы, применяется метод совместной обработки GPS-данных и данных инерциальной системы. Применение такого метода расчета повышает как точность определения угловых параметров, так и местоположения.

Кроме прибора, выполняющего лазерно-локационное сканирование местности, на борту летательного аппарата устанавливается цифровая фотокамера. Поскольку в составе прибора, выполняющего лазерно-локационную съемку (ALTM-1210), входит инерциальная подсистема, то геодезическая привязка фотографий осуществляется программным способом автоматически, учитывая траекторию полёта и угловую ориентацию фотоаппарата и летательного аппарата в момент экспозиции снимка. То есть вычисляются линейные - X, Y, Z и угловые - , ,  элементы внешнего ориентирования снимка.

Технические характеристики лазерного сканера ALTM-1210:

Рабочая высота полета носителя 250 - 1000 м

Точность по дальности 15 см

Разрешение по дальности 3 см

Угол сканирования от 0 до ±20°

Полоса захвата высоты от 0 до 0.68 долей

Угловая точность 0.05°

Частота сканирования от 0 до 24 Гц

Рабочая длина волны 1047 нм

Частота генерации лазерных импульсов 10 Кгц

Расходимость луча 0.25 мрад, полный угол

Длительность импульса 16 нс

Длительность фронта импульса 3 нс

Средняя энергия в импульсе 80 мк Дж

Класс лазера по безопасности IV

Напряжение питания 28 В

Номинальный потребляемый ток 15 А

Технология выполнения лазерно-локационных аэросъемочных работ включает несколько этапов:

    Планирование и подготовка аэросъемочных работ.

На данном этапе осуществляется:

    Получение картографического материала и утверждение границ объекта съемки;

    Выбор параметров съемки, исходя из продукта необходимого Заказчику и условий съемки;

    Подготовка материалов для навигации и настройка навигационной системы;

    Камеральная рекогносцировка и выбор геодезических пунктов для определения местоположения базовых станций;

    Составление проекта съемки.

    Работы по геодезическому обеспечению аэросъемочных работ:

    Полевое обследование пунктов ГГС, мест установки базовых станций и мест расположения контрольных точек;

    Создание рабочего проекта привязки базовых станций;

    Закрепление мест установки базовых станций и контрольных точек;

    Спутниковые наблюдения в сети (в соответствии с рабочим проектом) и на контрольных точках;

    Обработка наблюдений. Вычисление координат базовых станций и контрольных точек.

3. Установка и калибровка оборудования на летательном аппарате (ЛА):

    Установка оборудования на борт ЛА;

    Измерение параметров установки аппаратуры;

    Спутниковые наблюдения для проведения калибровки оборудования;

    Проведение калибровочного полета;

    Обработка результатов калибровочного полета и проверка точности данных;

4. Выполнение лазерно-локационной съемки:

    Расстановка и включение базовых станций, обеспечивающий дифференциальный режим обработки GPS-данных;

    Выполнение съемочного задания, согласно выбранным режимам съемки и графику работ;

    Архивация отснятого материала.

5. Контроль полноты и качества отснятого материала:

    Контроль качества GPS-измерений;

    Контроль наличия пропусков в данных;

    Контроль качества полученных данных;

    Вычисление расхождений координат точек, полученных по результатам лазерного сканирования, и контрольных точек;

    Составление, если это необходимо, задания на пересъемку.

    Обеспечение правил проведения аэросъемочных работ и решение режимных вопросов.

Следующими технологическими этапами являются первичная обработка материалов съемки и тематическая обработка. Результатом первичной обработки является массив точек, каждая из которых является результатом отражения лазерного луча от поверхности рельефа или иного объекта, в который попал лазерный луч. Каждая такая точка характеризуется тремя координатами в какой-либо геодезической или локальной системах координат.

Конечным продуктом после тематической обработки являются:

    Цифровая модель рельефа (ЦМР) и цифровая модель растительности в виде массивов классифицированных точек принадлежащих рельефу и не принадлежащих рельефу соответственно;

    Тематические слои по «Техническому заданию» заказчика (гидросеть, ЛЭП, строения, дороги и т.д.);

    Векторизованные слои (гидросеть, ЛЭП, строения, дороги и т.д.);

    Ортофотоплан.

Список литературы:

    Гонин Г. Б. Космические съёмки Земли. – Л.: Недра, 1989. 252 с.

    Дейнеко В. Ф. Аэрофотогеодезия. М., 1968. 328 с.

    Инструкция о порядке дешифрирования элементов местности в масштабе 1:10000 по материалам аэрофотосъемки для создания базовой картографической модели местности. Мн., 2002. 11с.

    А. Н. Аэрофотосъемка. Автоматизация аэрофотосъемочных процессов. М., 1985. 185 с.

    ЛобановА. Н. Аэрофототопография. М., 1978. 576 с.

    Методы строительства зависели от... местность в несколько искажённом виде , так как законы... Картография и аэросъемка Обнаруживать римские дороги помогает аэросъемка и изучение древних...

  1. Природопользование отчужденных территорий подвеоженных радиоактивному загрязнению

    Реферат >> Государство и право

    И за рубежом, является аэросъемка . При помощи её , можно быстро и точно... изменений. С помощью этого метода и в сочетании с описательным методом и методом сбора и обработки литературных... В заповеднике водятся 54 вида млекопитающих, 25 видов рыб. И это поистине...

  2. Организация материально-технического обеспечения предприятия ресторанного бизнеса

    Реферат >> Экономика

    Или маршрутной аэросъемки при обновлении... схема грузоперевозок различными видами транспорта, при... не отражают современного её состояния и предусматриваются... сочетании полевого и камерального методов дешифрирования. Дешифрирование аэрофотоснимков...

  3. Организация работ по созданию планово-высотного обоснования и съемкам М 1 2000 и 1 500 для целей

    Реферат >> Геология

    Стране, но и за её пределами пользуется продукция, которую производят... рекомендациями, учитывающими специфику отдельных видов строительства . Для отдельных стадий... метода съемки непосредственно связан с площадью снимаемого участка. Так, аэросъемку ...

История аэросъемки местности берет начало в 19-м веке. Развиваясь, эта молодая наука все больше демонстрировала величину своего потенциала. Первой интересной идеей стало помещение фотокамеры на голубей, предложенное немецким аптекарем. Таким способом аэросъемки и пользовались в годы Первой мировой войны. Технологии же продолжают совершенствоваться и по сей день. И удивительно, насколько иначе мог бы сложиться ход той же Великой Отечественной войны с современной, такой совершенной по сравнению с образцами той эпохи, техникой.

Аэрофотосъемка Второй мировой войны

С целью сбора информации во Вторую мировую войну авиационные подразделения Вермахта под названием «Группы Ровеля» вели воздушную разведку над территорией СССР. В их состав входили высотные бомбардировщики, которые модифицировались для проведения аэрофотосъемки местности.

Прямо перед вторжением на территорию советского государства над ним пролетали самолеты Вермахта. Высота аэрофотосъемки была слишком большой, чтобы быть доступной истребителям ВВС Красной армии. Было сделано большое количество фотографий стратегически важных объектов Изображения, полученные в результате аэрофотосъемки, позволяли планирование и осуществление целенаправленных налетов на аэродромы ВВС страны. Эти действия привели в фактически полную не боеготовность военно-воздушные силы РККА на первых порах военных действий.

Техника

Наиболее массовыми в процессе проведения немецкой аэрофотосъемки Второй мировой войны стали самолеты Ju-88D. Именно они подвергались постоянному усовершенствованию. Увеличивались их скорость и радиусы действия. Так, немецкие разработчики добились для них скорости 700 км/ч и радиуса действия 2500 км.

Как происходил процесс?

Главной целью деятельности воздушной разведки было обслуживание интересов сухопутных подразделений. Задания перед вылетом они получали от армейского руководства. Обычно штабы получали заявку на разведку фронтовых полос и ближнего тыла врага. Летали самолеты разведки на высоте около 2 км и 6 км. В каждом вылете чаще всего было два разведывательных самолета - один осуществлял аэрофотосъемку местности, а другой обнаруживал истребители противника, а также зенитную артиллерию, находящуюся поблизости.

Наиболее важные данные, полученные в ходе этого процесса, передавали по радиосвязи. Иногда происходил сброс текстовых посланий на передовую позиции наземного подразделения. Такие донесения пилотов вместе со снимками сразу передавали в армейский штаб.

Роль

Поскольку основой самой идеи блицкрига были мощные атаки танков и прочей техники, скорость их передвижения должна была быть высокой. По этой причине им были необходимы свежие данные разведки. Очень важна была скорость донесения данных, полученных в ходе военной разведки, до самих частей. Поэтому зачастую разведывательные эскадрильи подчинялись танковым подразделениям. Это позволяло разведке иногда фактически передавать войскам прямой репортаж с места событий.

Несколько отличалась ситуация с дальней разведкой. Самолеты на дальнюю разведку вылетали поодиночке. Планировку полета и сам итоговый маршрут составлял сам командир экипажа по ходу ситуации. Он получал перед этим ряд указаний. К примеру, сделать фотографии конкретного железнодорожного узла, обнаружить суда на определенном участке реки, вычислить расположение артиллерии указанного сектора. Также до вылета вычислялась необходимая высота для проведения аэрофотосъемки местности. Выбирался вид фотопленок, время выдержки, диафрагма камеры.

На первых порах ВОВ использовалась следующая тактика проведения подобных операций. Самолет занимал высоту от 3 до 6 км, направлялся в заданную область. Найдя объекты, он пролетал над ними на высоте 6-9 км, они обычно прикрывались средствами ПВО. С течением войны все чаще самолет пролетал на меньших высотах. Это позволяло увеличить шанс оставаться не обнаруженным радарами. При приближении к объекту пилот набирал необходимые 6-9 км высоты. Сразу после фотографирования высота резко уменьшалась, самолет следовал на базу.

Несмотря на все меры безопасности, потери в рядах разведывательных эскадрилий Вермахта на территории СССР были большими.

Ночные аэрофотосъемки

С проблемами съемок в ночь Вермахт столкнулся после провала блицкрига в Советском Союзе. Линии фронта оказались растянутыми на огромные территории. Летом авиаразведка не испытывала трудностей из-за длины светового дня. А зимой начинало темнеть уже в 16:00, что давало русским возможность перемещения в непроглядной тьме. Они форсировали водоемы, строили мосты. Тогда в 1942 году были созданы эскадрильи для ночных съемок. Тогда возможности фотосъемок были существенно расширены и ничто не ускользало от взгляда Люфтваффе. Изображения местности, полученные в результате аэрофотосъемки, широко применялись в планировании всевозможных операций.

Технологии

Аэрофотосъемка в ночи позволяла наблюдать ночные перемещения отрядов, флота, ПВО. Идентификации подвергались зенитные прожекторы, батареи, которые в дневное время скрывались маскировкой.

Над территорией СССР съемка осуществлялась на высоте 1,2-1,8 км, порой с 3 км. Для осуществления снимков сбрасывались бомбы для освещения местности. После этого достаточно было самой примитивной камеры, однако наиболее широко применялась камера с расстоянием фокуса в 35 см. Главными целями снимков становились аэродромы и места переправ через реки. Обычно на такие задания на Восточном фронте вылетали Do-215, 17 и He-111.

Поскольку на Западном фронте было гораздо больше возможностей противовоздушной обороны, там вылеты проходили на высоте 4-9 км за редкими исключениями. Понижение высоты происходило при наблюдении за судами и прослеживанием за результатами сброса бомб. Тогда нужно было вести съемку на высоте 3-5 км.

Важным при полетах было пройти над объектами таким образом, чтобы присутствие лунного света помогало впоследствии провести дешифрирование аэрофотоснимков. Вместе с тем такие действия были рискованными, поскольку этот же свет мог повлиять на обнаружение разведчика истребителями противника.

Осветительные бомбы

Для облегчения проведения ночных съемок широко использовались осветительные бомбы. Они были разработаны немцами в 1943 году. Сбрасывались они с разной высоты, однако чаще всего с 2,7 км. Срабатывая, они создавали световые вспышки в 40 млн свечей. Длилось это всего половину секунды. Интервалы между сбросом бомб и засвечиванием пленок определяли с учетом скоростей самолетов и высоты.

Обычно происходило это так. Сразу с момента обнаружения нужного объекта пилотом сбрасывалась такая бомба. Самолет разведчика имел на борту 4-10 таких зарядов. Находившиеся внизу войска переживали шок от взрыва света, не понимая, что происходит. Объекты вокруг выглядели гораздо ярче, чем в дневном свете. Ночной призрак улетал с уже отснятыми фото, пока люди начинали осознавать, что это было.

Совершенствование техники

Разработчики в Германии на протяжении всей войны совершенствовали технологии необходимой Вермахту воздушной разведки. С 1944 года были выпущены уникальные камеры NRB 40/25. В них помещались металлические пластины, способствовавшие защите техники. У них была улучшена оптика, работа ночных камер отличалась большей скоростью, чем дневных.

Со временем ночных разведчики стали оборудовать системами предупреждений об эскадрильях врага, находящихся поблизости. Специальные радары исследовали область 4 км в длину и 3 км в ширину вокруг самолета. Это оберегало разведчика от внезапных ночных атак. Использовались радиовысотомеры и светоотражатели. Так, пролетая над средствами ПВО, самолет разбрасывал дипольные отражатели. Это были полосы из фольги, и именно они способствовали дезориентации вражеских радаров. Ракеты их били в воздух, а призрак с трудом обнаруживался радарами, так как экраны РЛС заполняли белые пятна.

Современные технологии

В данный момент времени аэросъемка по-прежнему используется. Лишь значительно шагнули вперед технологии ее проведения. Гораздо удешевили процесс изобретенные не так давно мультикоптеры. Они способны снимать практически в любую погоду. Если раньше существовала лишь аэрофотосъемка, то теперь есть возможности проведения съемок на видео, создания панорамных изображений. Все это часто применяется в строительстве. Проведение съемки позволяет предоставлять наиболее важные сведения о характере ландшафта. В ходе рекламных кампаний, связанных с недвижимостью, повсеместно используются качественные кадры аэрофотосъемки местности квадрокоптером. Ходовым стал этот же метод для фиксирования массовых мероприятий самого разного характера. Современная аэрофотосъемка местности квадрокоптером в полной мере передает красоту и атмосферу природы и нужных объектов.

Примечательно, что беспилотные технологии съемок не использовались на протяжении многих десятков лет. Первыми летательными аппаратами с камерами без пилотов были воздушные змеи и воздушные шары.

Наибольшую популярность для аэрофотосъемки приобрели во Вьетнамскую войну. Из-за массового использования ПВО было слишком рискованно часто использовать пилотируемые аппараты для разведки. Гораздо проще было потерять маленькое средство, чем целого летчика с истребителем.

Для аэрофотосъемки современности могут действовать на любой высоте. Это дает больше возможностей в процессе создания карт. Сильно изменились способы аэрофотосъемки. Современные аппараты зачастую наделены возможностями ведения плановых и перспективных съемок. Такие аппараты отличаются компактностью и экономностью по сравнению с самолетами, когда-то применявшимися в ВОВ. Они стали доступны абсолютно любому человеку, и люди активно приобретают себе беспилотные аппараты и дроны по всему миру.

В настоящее время наряду с топографическими картами для изучения местности и ориентирования на ней широко используются фотоснимки, получаемые путем фотографирования местности с самолета или какого - либо другого летательного аппарата. Такие изображения местности называются аэрофотоснимками или сокращенно аэрофотоснимками. Процесс фотографирования земной поверхности с самолёта называется аэрофотосъемкой или воздушным фотографированием.

Промежуток времени от начала фотографирования местности до получения аэрофотоснимков обычно сравнительно небольшой, поэтому по аэрофотоснимкам можно получить более свежие и достоверные данные о местности, чем по топографической карте. Преимущество аэрофотоснимка по сравнению с картой заключается еще и в том, что на нем получается подробное изображение всего, что имелось на местности в момент фотографирования, включая и временно находящиеся на ней различные предметы (объекты). Если сфотографировать местность, на которой происходят боевые действия войск, то по полученному аэрофотоснимку можно обнаружить места расположения и сосредоточения войск и боевой техники, начертание траншей и противотанковых рвов, огневые позиции артиллерии и многие другие данные о противнике, необходимые для принятия решения при организации и ведении боя. Таким образом, аэрофотоснимки являются одним из средств разведки.

Виды аэрофотоснимков. В момент фотографирования земной поверхности фотоаппарат может занимать отвесное или наклонное положение, в зависимости от этого различают два вида аэрофотосъемки - плановую и перспективную . Фотографирование местности при отвесном (вертикальном) положении аэрофотоаппарата называется плановой съемкой (рис.1), а аэрофотоснимки, полученные при такой съемке -плановыми. Если же в момент фотографирования аппарат находится в наклонном положении, то такая съемка называется перспективной (рис.2), а полученные аэрофотоснимки - перспективными. На перспективных аэрофотоснимках изображается местность, расположенная в момент фотографирования впереди самолета или в стороне от него. Поэтому местные предметы на них изображаются так, как видны в натуре. При этом изображения местных предметов на переднем плане аэрофотоснимка будет более крупным, чем на дальнем плане.

Рис.1 Плановая аэросъёмка.

Рис.2 Переспективная аэросъёмка.

Достоинством перспективных аэрофотоснимков является то, что по ним легко опознать изображенные местные предметы, особенно расположенные на переднем плане, и получить общее представление о сфотографированной местности. Однако детально изучить местность по перспективным аэрофотоснимкам нельзя, так как часть сфотографированной местности на них не просматривается - она закрыта предметами, расположенными на переднем плане. Например, на рис.3 видна только часть реки, а дальше, за поворотом, она закрыта населенным пунктом. Не видны, будут также предметы, расположенные за возвышенностями, дороги в лесу и т. д. Кроме того, масштаб перспективного аэрофотоснимка в различных его частях разный: на переднем плане масштаб крупнее, чем на дальнем, поэтому производить измерения по такому аэрофотоснимку сложно.

Рис.3 Переспективный аэрофотоснимок.

Практически в войсках, особенно при решении задач командирами подразделений, чаще используются плановые аэрофотоснимки (рис.4), на которых все местные предметы изображаются так, как они видны сверху. При этом если на аэрофотоснимке сфотографирована относительно ровная местность, то размеры местных предметов, независимо от того, в какой части аэрофотоснимка они расположены, уменьшаются при изображении на аэрофотоснимке примерно в одинаковое число раз, т. е. масштаб такого снимка практически одинаков на всей его площади. На плановых аэрофотоснимках в отличие от перспективных можно рассмотреть весь участок сфотографированной местности. Они позволяют изучить местность с большой подробностью и производить необходимые измерения практически так же, как на карте. Однако опознавание местных предметов на плановом аэрофотоснимке затруднено тем, что изображение предметов получается в непривычном виде. Поэтому, чтобы изучать местность по плановым аэрофотоснимкам, надо знать отличительные признаки предметов, а также уметь определять масштаб аэрофотоснимка и производить по нему измерения.

Рис.4 Плановый аэрофотоснимок.

Масштаб планового аэрофотоснимка. Масштабом аэрофотоснимка, как и карты, называется отношение, показывающее, во сколько раз изображение линейных отрезков местности на аэроснимке меньше этих же отрезков на местности. Он может быть определен одним из следующих способов.

Непосредственным измерением длин отрезков на местности и аэроснимке. Для этого необходимо измерить на местности по прямой линии расстояние между двумя местными предметами, которые четко опознаются на аэроснимке (перекрестки дорог, мосты на дороге, перекрестки улиц в населенном пункте, просеки в лесу и т. п.).

Измерив расстояние между этими же предметами на аэроснимке и разделив его на измеренную длину линии на местности, получим масштаб аэрофотоснимка. Например, расстояние, измеренное на местности, равно 600 м, на аэроснимке этот отрезок равен 12 см. Разделив 12 см на 60000 см, получим масштаб аэрофотоснимка 1:5000, т. е. 1 см на аэроснимке соответствует 50 м на местности.

По карте масштаб аэрофотоснимка определяется в такой последовательности (рис.5):

Рис.5 Определение масштаба аэрофотоснимка по карте.

Находят на аэроснимке и на карте две общие точки: перекресток дорог и угол огорода 2 на северо-восточной окраине Демидове;

Измеряют расстояние между указанными точками на аэроснимке (6 см);

Измеряют расстояние между этими же точками на карте и, пользуясь масштабом карты, определяют, чему оно равно на местности (расстояние на карте масштаба 1:25 000 равно 5,6 см, следовательно, расстояние на местности будет равно 1300 м);

Делят расстояние на аэроснимке (6 см) на расстояние, полученное по карте (1300 м или 130000 см), и получают масштаб аэрофотоснимка 1:21 666.

По известному размеру предмета. Допустим, что на аэроснимке четко опознано изображение моста. Длина моста на снимке равна 2 мм, а указанная на карте-14 м. Следовательно, масштаб аэрофотоснимка будет равен 2:14000= 1:7 000.

Измерение расстоянийний по плановому аэроснимку практически не отличается от измерения расстояний по карте. Трудности заключаются лишь в том, что аэроснимок может иметь необычный по сравнению с картой масштаб (например, 1:7540, 1:20600 и т. п.), что вызывает необходимость каждый раз вычислять расстояния. Для удобства измерения расстояний строят линейный масштаб для данного аэрофотоснимка по тем же правилам, что и для линейного масштаба шагов.