1971 год советская орбитальная космическая станция салют. Школьная энциклопедия

Орбитальная космическая станция "Салют"

«Союз-10» - пилотируемый космический корабль, запущен 22 апреля 1971 года для отработки усовершенствованной системы стыковки космического корабля с орбитальной станцией «Салют-1» . Экипаж корабля: Владимир Шаталов (командир), Алексей Елисеев (бортинженер) и Николай Рукавишников (инженер-исследователь).
Несмотря на то что космический корабль «Союз-10» успешно состыковался со станцией «Салют-1», экипаж не смог перейти в станцию из-за проблем со стыковочным механизмом. Корабль вернулся на Землю 24 апреля.


«Союз-11» - пилотируемый космический корабль, доставивший первый экипаж на орбитальную станцию «Салют-1». Экипаж корабля: Георгий Добровольский (командир), Владислав Волков (бортинженер) и Виктор Пацаев (инженер-исследователь). Корабль стартовал 6 июня 1971 года. Выход на орбиту, сближение и стыковка со станцией «Салют-1» прошли в штатном режиме, 7 июня экипаж приступил к расконсервированию станции и работе на орбите. Пребывание на станции было продуктивным и включало ТВ-связь с Землёй. Однако на 11-й день произошло возгорание, и было принято решение прекратить полёт и оставить станцию. 29 июня «Союз-11» отделился от станции. 30 июня аппарат приземлился в заданном районе. Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни.
После изучения причин катастрофы последовал 18-месячный перерыв в запусках кораблей «Союз». За это время были пересмотрены многие концепции: изменилась компоновка органов управления корабля, став более эргономичной; операции подъёма-спуска стали проводить только в скафандрах, экипаж стал состоять из двух человек.
Подробнее о катастрофе и её причинах в Википедии .

Естественно, никаких карикатур в «Крокодиле», посвященных полету «Союз-11», не было. Да и вообще оптимизма заметно поубавилось, и рисунки на космическую тему стали появляться лишь изредка, в основном к праздничным датам - 1 мая и 7 ноября.

«Союз-19» - пилотируемый космический аппарат, запущенный по программе «Союз-Аполлон». Первый международный космический полет, стыковка с американским космическим кораблём «Аполлон-18». Полёт продолжался с 15 по 21 июля 1975 года . Экипаж: Алексей Леонов (командир) и Валерий Кубасов (бортинженер)

«Союз-22» - советский пилотируемый космический корабль. Он был предназначен для многозональной съёмки Земли. На корабле был установлен многозональный космический фотоаппарат МКФ-6, обеспечивавший съёмку одновременно в шести участках видимой и инфракрасной области спектра с разрешением около 15 метров. Космонавты Валерий Быковский и Владимир Аксенов провели неделю на орбите (с 15 по 23 сентября 1976 года ), фотографируя поверхность Земли.

«Союз-27» - советский пилотируемый космический корабль, находившийся в космосе с 10 января по 16 марта 1978 года . Это была первая экспедиция посещения орбитальной научной станции «Салют-6» . В это время на станции «Салют-6» работал первый долговременный экипаж: Юрий Романенко и Георгий Гречко . Впервые долговременный экипаж орбитальной станции принимает посетителей в космосе. Впервые два пилотируемых корабля, одновременно, пристыкованы к орбитальной станции.
Четверо космонавтов проводили успешные научные и технологические эксперименты в течение пяти дней. Космонавты Владимир Джанибеков и Олег Макаров вернулись на Землю на корабле «Союз-26» 16 января 1978 года . Корабль «Союз-27» остался пристыкованным к станции, на нём 16 марта 1978 года на Землю вернулись космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко.

И ещё парочка шутливых карикатур:


Продолжение следует...

Советская орбитальная космическая станция «Салют-1» стала первой в мире т.н. «долговременной орбитальной станцией» (ДОС), в отличие от ранних пилотируемых орбитальных станций (ПОС) имевшая шлюз для пристыковки грузового космического корабля, и таким образом получавшая автономность и фактически не ограниченный техническими условиями срок пребывания на орбите.

Устройство долговременной орбитальной станции «Салют-1»

Технически, орбитальная станция «Салют-1» состояла из трех отсеков: двух герметичных (переходной и рабочий) и негерметичного агрегатного.

Переходной отсек станции «Салют-1»

В переходном отсеке был шлюз для пристыковки космического корабля и люк для перехода в рабочий отсек станции. Здесь же в переходном отсеке размещались пульт управления станции, элементы систем жизнеобеспечения и терморегулирования, внутренние блоки звездного телескопа «Орион», гамма-телескоп «Анна-III»,черенковско-сцинтилляционный телескоп для исследования потоков заряженных частиц, фотокамеры, блоки для биологических экспериментов.

С наружной стороны переходного отсека находились панели солнечных батарей, наружные блоки телескопа «Орион», антенны, датчики системы ориентации.

Рабочий отсек станции «Салют-1»

Рабочий отсек «Салюта-1» состоял из двух цилиндров, соединенных конической частью. В рабочем отсеке находились пульты управления бортовыми системами, кресла космонавтов, 15 иллюминаторов, научная аппаратура, теле- и кинокамеры, радиотехническая аппаратура, системы управления бортовым комплексом, энергопитания, ориентации и управления движением, телеметрии.

В рабочем отсеке размещались также ряд специализированных рабочих постов, предназначенных для научных исследований, запасы пищи и воды, «бегущая доржка» для тренировки космонавтов.

Снаружи рабочего отсека были установлены панели радиаторов системы терморегулирования, антенны систем связи и радиотелеметрии.

Агрегатный отсек и энергетическая установка станции «Салют-1»

В «хвостовой» части станции «Салют-1» был установлен модифицированный агрегатный отсек корабля «Союз», предназначенный для размещения топливных баков и бортовых двигателей.

Основным источником энергии на «Салют-1» были солнечные батареи общей площадью — 42 квадратных метра. На первом «Салюте» было смонтировано четыре солнечных батареи: 2 на внешней поверхности переходного и две на внешней поверхности агрегатного отсека.

Кроме того, после стыковки транспортного корабля со станцией их системы электроснабжения объединяются, и солнечные батареи космического корабля также подают энергию в сеть станции.

Экипажи и исследовательская работа космической станции «Салют-1»

Первый экипаж («Союз-10»: В.А.Шаталов, А.С. Елисеев, Н.Н. Рукавишников ) стартовал к космической станции «Салют-1» 23 апреля 1971 г. Старт был намечен на день раньше, но пришлось перенести его из-за нештатной ситуации: после объявления пятиминутной готовности одна из мачт не отошла от ракеты, хотя команда на ее отход была выдана. В момент старта мачта могла бы упасть сама, такие случаи бывали, но могла бы не отойти и пропороть обшивку ракеты. Жизнью экипажа решили не рисковать, и космонавты были эвакуированы из корабля.

На следующий день старт благополучно состоялся, корабль вышел на орбиту и через сутки сблизился со станцией. Казалось бы, стыковка прошла штатно: сработали замки сцепления, произошло стягивание, а затем и жесткая сцепка «Союза» с «Салютом».
Но телеметрия показывала, что стыковочный узел негерметичен, и открывать люк нельзя. Земля приняла решение расстыковываться и возвращаться. С отстыковкой также возникли проблемы: она удалась только с третьей попытки.

Работу на «Салюте» предстояло начать следующему экипажу (Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Петр Колодин ). Но за три дня до старта, во время прохождения предполетной медкомиссии, у Кубасова было обнаружено затемнение в легких. Госкомиссия отстранила от полета Кубасова, а вместе с ним и весь экипаж. На станцию отправился третий экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева (экипаж «Союз-11»).

6 июня 1971 г. «Союз-11» вышел на орбиту, успешно состыковался со станцией, экипаж и начал работу на борту. Около трех дней космонавты занимались расконсервацией станции, настройкой и подготовкой к работе научной аппаратуры.

Космонавты тщательно проверили все системы и агрегаты станции, провели эксперименты по ручному управлению комплексом, автономной навигации, корректировке орбиты, ручной ориентации панелей солнечных батарей. На борту «Салюта» впервые был испытан широкоугольный визир, предназначенный для точной ориентации по Солнцу и планетам.

С помощью гамма-телескопа космонавты измеряли интенсивность, угловое распределение, спектр и другие характеристики первичного космического излучения, а с помощью «Ориона» изучали спектральный состав излучения некоторых звезд.

Были проведены также исследования геолого-географических объектов земной поверхности, атмосферных образований, снежного и ледового покрова. Космонавты сделали большое количество мелкомасштабных (для фиксации кратковременных и сезонных явлений) и среднемасштабных (для получения детальных характеристик структуры рельефа и природных ландшафтов) фотоснимков Земли. Был выполнен также комплекс важнейших медико-биологических исследований, в частности, изучено влияние на человеческий организм длительной невесомости, испытаны специальные нагрузочные костюмы, измерен радиационный фон вокруг станции.

Завершение работы космической станции «Салют-1»

Полностью выполнив программу полета, при возвращении на Землю экипаж первой долговременой орбитальной станции погиб в результате разгерметизации спускаемого аппарата.

После выяснения причины гибели космонавтов состоялось заседание Государственной комиссии, на котором было принято решение временно прекратить полеты и модифицировать космический корабль «Союз». Дальнейшие полеты космонавты должны были совершать только в скафандрах, и поэтому экипаж «Союза» сокращался до двух человек. Учитывая это, из второго и четвертого экипажей, готовящихся к полетам на ОC, были выведены космонавты-исследователи П. Колодин и А. Воронов.

Станция «Салют» больше не принимала на своем борту космонавтов. Пока производились доработки космических кораблей, «Салют» совершал полет в автоматическом режиме.

Во второй раз стыковка прошла удачно, но во все время пребывания космонавтов на станции они были вынуждены постоянно бороться с неприятными инцидентами. Однажды даже произошло возгорание. Волков предложил сразу перейти в спускаемый модуль, о чем предупредил Москву, но Добровольский с Пацаевым проявили решительность и успешно устранили неисправность. На станции космонавты провели 23 дня, установив очередной рекорд по продолжительности полета. Проблемы с техникой продолжились во время подготовки возвращения на Землю. Перед расстыковкой «Союза-11» и «Салюта-1» неожиданно загорелся датчик сообщавший, что люк негерметичен. В течение нескольких томительных минут космонавты, пытаясь устранить неисправность производили повторное закрытие люка. Наконец датчик, свидетельствующий о неисправности, погас, и модуль устремился к Земле. Однако во время спуска экипаж на связь с центром управления полетов не выходил. Приземлился модуль в автоматическом режиме. Предчувствуя недоброе, спасатели бросились вынимать из посадочного модуля космонавтов. К сожалению, все они были мертвы.

Разработка и постройка первого в мире космического аппарата, предназначенного для длительного пребывания людей на орбите Земли, - целиком и полностью заслуга советских конструкторов.

Предназначение орбитальной станции

Этот аппарат был оснащен множеством приборов, с помощью которых могли проводиться исследования в условиях внеземного пространства, наблюдения за атмосферой и поверхностью Земли, астрономические наблюдения. (ОС) предоставляла огромные возможности, и это был настоящий прорыв.

Орбитальная станция и Земли имели много общего. Однако на орбитальной станции присутствовал экипаж, который периодически сменялся с помощью пилотируемых транспортных кораблей (и многоразовых в том числе). Эти же корабли доставляли на ОС топливо и материалы для функционирования систем, запасные части для модернизации и ремонта станции, запасы продовольствия, предметы гигиены и письма для членов экипажа, материалы для новых научных исследований и т.д. Назад транспортные корабли мчались со сменой экипажа и результатами проведенных наблюдений и исследований.

Создана станция «Салют-1» была в Советском Союзе по специальной программе гражданских пилотируемых орбитальных станций (ДОС). В документах можно увидеть кодовое название этой станции - № 121 или «Изделие 17К». На орбиту станция «Салют-1» была выведена 19 апреля 1971 года.

История станции «Салют-1»

В феврале 1971 года орбитальная станция была транспортирована на . 19 апреля с помощью ракеты-носителя она заняла место на земной орбите и, по истечении 175 суток, 11 октября 1971 года завершила свою работу.


Орбитальная станция "Салют-1"

Первая экспедиция (В.Шаталов, А.Елисеев и Н.Рукавишников), отправленная на корабле «Союз-10», закончилась неудачно. 24 апреля 1971 года пилотируемый корабль «Союз-10» произвел состыковку со станцией. Однако стыковочный агрегат корабля оказался неисправным, и, несмотря на усилия команды, в частности, В.Шаталова, пытавшегося ликвидировать проблему с помощью маршевого двигателя, корабль пролетел 5 с половиной часов «в сцепке» со станцией, после чего отстыковался и совершил посадку.

Вторая экспедиция на космическом корабле «Союз-11», завершилась совсем плачевно. Экипаж, состоящий из Г.Добровольского, В.Волкова и В.Пацаева 7 июня в 10 часов утра успешно состыковал «Союз-11» с «Салютом-1» и в течение последующих 22 дней выполнил все задачи по программе полета. 30 июня была совершена расстыковка и корабль начал уходить с орбиты. К сожалению, спускаемый аппарат, войдя в земную атмосферу, разгерметизировался. Никто из экипажа не выжил.

11 октября орбитальная станция была сведена с земной орбиты. Большая часть ее сгорела в атмосфере, обломки упали в волны Тихого океана.

(ОС) - космический аппарат, предназначенный для длительного пребывания людей на околоземной орбите с целью проведения научных исследований в условиях космического пространства, разведки, наблюдений за поверхностью и атмосферой планеты, астрономических наблюдений...

Орбитальная станция от искусственных спутников Земли отличается наличием экипажа , который периодически сменяется с помощью транспортных пилотируемых кораблей (в том числе многоразовых), доставляющих на ОС смену экипажа, запасы топлива и материалов для функционирования технических систем станции, средства жизнеобеспечения экипажа, личную корреспонденцию, запасные части для ремонта и модернизации самой станции, блоки оборудования для расширения её функций, материалы для проведения новых исследований и т. п. Спускаемый аппарат транспортного корабля доставляет на Землю сменённых членов экипажа и результаты проведённых исследований и наблюдений.

Создание орбитальной станции – очень сложное и дорогостоящее сооружение, поэтому их разрабатывали пока только СССР/Россия, США, Европа/ESA, Япония и Китай. При этом Россия и США имели полноценные орбитальные станции («Салют», «Алмаз», «Мир» в СССР и «Скайлэб» в США), а Европа и Япония - модули международной орбитальной станции. В начале XXI века все эти, а также другие страны создали и эксплуатируют международную космическую станцию (МКС). Китай запустил первую ОС «Тяньгун» в 2011 г. Также планы по созданию ОС имеют Иран и частные компании.

История первой орбитальной станции «Салют»

Первая орбитальная станция «Салют», предназначенная для длительных полетов по орбите вокруг Земли, была запущена 19 апреля 1971 года.Мощная ракета «Протон» вывела на орбиту высотой от 200 до 222 километров над Землёй.

После отделения последней ступени ракеты были сброшены защитные крышки, освободились прижатые к корпусу антенны, раскинулись вправо и влево солнечные батареи. Орбитальный блок стал похож на гордо парящую гигантскую птицу. Крылья его начали ловить солнечные лучи, превращать их в электрический ток. Он побежал по бесчисленным проводам и оживил станцию. Зашумели моторы, проснулись приборы, заработала радиосвязь с Землёй.

Орбитальный блок – солидное сооружение! Он больше троллейбуса! Длина – около 16 метров, поперечник – 4 метра, вес – около 19 тонн. Он летит в автоматическом режиме. 23 апреля в космос запускается транспортный космический корабль «Союз–10», на борту которого командир В. А. Шаталов, борт-инженер А. С. Елисеев и инженер-испытатель Н. Н. Рукавишников. Через день они успешно стыкуются с орбитальным блоком, проверяют надёжность стыковки, пробуют управлять орбитальным блоком с корабля - всё в порядке. Они отделяются и 25 апреля благополучно возвращаются на Землю.

Орбитальный блок готов к приёму своего основного экипажа. 5 июня 1971 г. стартует транспортный космический корабль «Союз–11»: командир Г. Т. Добровольский, бортинженер В. Н. Волков и инженер-испытатель В. И. Пацаев. 7 июня корабль стыкуется с орбитальным блоком - теперь орбитальная станция «Салют» собрана окончательно, т.к. орбитальный блок был лишь ее частью. Вторая часть – транспортный корабль «Союз». Всё сооружение в целом длиной двадцать три метра и весит уже больше двадцати пяти тонн.

Космонавты переходят в орбитальный блок, но люк за собой не закрывают – это уже их новый большой дом.

Вначале самая узкая её часть – переходной отсек, поперечником всего два метра. Через люк космонавты проплывают в рабочий отсек – он более просторный, хотя вокруг много различного оборудования. Все продумано для жизни космонавтов: столик для еды, «бегущая дорожка» для занятий, эспандеры…

Сложнейшая техника: система ориентации и управления движением (позволяет разворачивать станцию и удерживать её в нужном положении; разгоняя или притормаживая – менять орбиту); комплекс средств жизнеобеспечения – это разные приспособления, которые создают космонавтам нормальные условия жизни; радиокомплекс для радиосвязи с Землёй. Связь самая разная: телефонная, телевизионная. Есть возможность автоматически передавать на Землю записи результатов научных работ. В случае необходимости можно с Земли по радио управлять станцией; система электропитания - вся техника станции работает с помощью электроэнергии, которую дают в основном солнечные батареи. Попутно они заряжают аккумуляторы, за счёт которых станция работает ночью, когда солнца нет.

Работа на станции

Работа на станции началась 7 июня 1971 г. Космонавты разгоняют «Салют» чуть быстрее и поднимают его на более высокую орбиту - от 239 до 265 километров и приступают к научной работе.

С помощью особого телескопа «Орион» фотографируют звёзды. Наблюдают и фотографируют Землю – облака, океаны, материки. Внимательно следят за своим здоровьем. Старательно ухаживают за опытным огородом. Там были посажены и проросли семена хибинской капусты, льна. Они ведут дневники, записывая в них и подробности своего быта, и научные наблюдения.

Экипаж работал на «Салюте» 23 дня. 29 июня они переносят все научные материалы в корабль «Союз–11», 30 июня сами переходят туда, закрывают за собой люк, отделяются от орбитального блока и идут на посадку. Все трое в прекрасном настроении. Но случается непредвиденное: ещё до входа в атмосферу, за тридцать минут до приземления, происходит авария. Нарушается герметичность кабины, в которой находятся космонавты. Через образовавшуюся щель воздух начинает стремительно вытекать наружу... Произведена мягкая автоматическая посадка корабля «Союз–11», но космонавты погибли...

Опустевший орбитальный блок «Салюта» после трагедии летает в космосе ещё три с половиной месяца, постепенно теряя высоту. 11 ноября 1971 г. он входит в плотные слои земной атмосферы и сгорает над Тихим океаном.

Научные материалы экспедиции имели важное значение для науки, а опыт космонавтов (24 дня) доказал, что человек может долго жить и работать в условиях невесомости.

Станция «Салют» была первой в мире долговременной орбитальной научной станцией.

25 июня 1974 г. в СССР запускают станцию «Салют–3». Затем будут «Салют-4», «Салют-5»… Это была серия пилотируемых одномодульных орбитальных станций СССР, они функционировали до 1999 г. Под общим названием «Салют» на орбиту выводились орбитальные станции по гражданской программе «Долговременная орбитальная станция» (ДОС), а по военной программе - «Алмаз».

«Скайлэб»

«Скайлэб» (букв. небесная лаборатория ) - первая и единственная национальная американская одномодульная орбитальная станция, предназначенная для технологических, астрофизических, медико-биологических исследований, а также для наблюдения Земли. Запущена 14 мая 1973 г., приняла три экспедиции на кораблях «Аполлон» с мая 1973 по февраль 1974 года, сошла с орбиты и разрушилась 11 июля 1979 г.

По своим параметрам станции «Скайлэб» превышали характеристики советских орбитальных станций серий «Салют» и «Алмаз». Американская станция стала первой, где экипажи работали многократно, и первой, где имелось два стыковочных узла (хотя второй использован не был).

«SkyLab» имела огромный внутренний объём, предоставляя практически неограниченную свободу передвижений, например легко можно было прыгать от стенки к стенке во время занятий гимнастикой. Астронавты находили бытовые условия обитания на станции весьма комфортными: в частности, там был установлен душ. Каждый астронавт располагал небольшим отдельным отсеком-каютой - нишей с закрывающейся шторкой, где было спальное место и ящик для личных вещей.

Здесь много научной аппаратуры. Например, очень большой телескоп, вынесенный наружу, в сторону. Он состоит из восьми разных телескопов, соединённых в одну связку и нацеленных в одну сторону. Для питания всех механизмов этого очень сложного инструмента стоят свои солнечные батареи. Они расположены крестом и потому делают «Скайлэб» похожим на вертолёт.

«Тяньгун-1»

Первый китайский космический аппарат класса орбитальной станции, именуемый как целевой модуль и предназначенный для отработки технологий сближения и стыковки космических аппаратов. «Тяньгун-1» должен стать первой не советской и не американской свободно летящей пилотируемой орбитальной станцией, меньшей по размерам, но аналогичной по функциям советским орбитальным станциям первого поколения «Салют» и «Алмаз».

Параметры станции:

  • Масса - 8506 кг;
  • Длина - 10,4 метра;
  • Ширина (по солнечным батареям) - 17 метров;
  • Жилой объем станции - 15 кубометров.

Задачами «Тяньгун-1» являются отработка процесса стыковки с кораблями серии «Шэньчжоу», обеспечение нормальной жизнедеятельности, работы и безопасности космонавтов в период кратковременного пребывания на борту (от 12 до 20 суток), эксперименты в сфере космической медицины, в области использования космического пространства, а также испытания технического оборудования космической станции.

Многомодульные станции

«Мир»

«Мир» - советская/российская орбитальная станция третьего поколения, сложный многоцелевой научно-исследовательский комплекс. Полное ее название: Орбитальная околоземная пилотируемая долговременная многоцелевая международная станция «Мир». Это огромное сооружение, напоминающее колесо на оси, медленно поворачивается, залитое лучами Солнца. У него очень умный вид! Ни одного пустого места. Всюду какие-то люки, окошечки, выступающие смотровые кабины, вделанные в стены приборы, антенны, чаши локаторов, поручни, прожектора, панели солнечных батарей, стыковочные узлы, сопла двигателей ориентации, трубки с проводами и ещё сотни и тысячи всяких мудрёных и очень красивых деталей. Она была выведена на орбиту в феврале 1986 г., 23 марта 2001 г. затоплена в Тихом океане. В течение 10 лет один за другим пристыковывались модули. С 1995 г. станцию стали посещать иностранные экипажи - на станции побывало 15 экспедиций посещения, из них 14 - международных, с участием космонавтов Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции (5 раз), Японии, Великобритании, Австрии, Германии (2 раза), Словакии, Канады.

В рамках программы «Мир-Шаттл» было осуществлено семь кратковременных экспедиций посещения с помощью корабля «Атлантис», одна с помощью корабля «Индевор» и одна с помощью корабля «Дискавери», во время которых на станции побывали 44 астронавта.

В конце 1990-х годов на станции начались проблемы из-за постоянного выхода из строя различных приборов и систем. Через некоторое время правительство РФ, ссылаясь на дороговизну дальнейшей эксплуатации, несмотря на многочисленные проекты спасения станции, приняло решение затопить «Мир». 23 марта 2001 г. проработавшая в три раза дольше первоначально установленного срока станция была затоплена в специальном районе в южной части Тихого океана, рядом с островами Фиджи.

Всего на станции работало 104 космонавта из 12 стран.

Конструкция

На картинке показаны блоки станции «Мир». Здесь реализован модульный принцип построения орбитального комплекса, опыт работы с ним сейчас используется для развития Международной космической станции. Все модули, кроме стыковочного, доставлены ракетой-носителем «Протон».

Базовый блок

Напоминает орбитальную станцию серии «Салют». Внутри кают-компания, две индивидуальные каюты, герметичный рабочий отсек с центральным постом управления и средствами связи. В стенке корпуса - портативная шлюзовая камера. Снаружи 3 панели солнечных батарей. Имеет шесть стыковочных портов для соединения с грузовыми кораблями и научными модулями. Пристыкован в феврале 1986 г.

Модуль «Квант»

Астрофизический модуль нёс комплекс приборов для наблюдения космических рентгеновских источников. «Квант» также позволял проводить биотехнологические эксперименты в области антивирусных препаратов и фракций. Пристыкован в апреле 1987 г.

Модуль «Квант-2»

Модуль дооснащения, для дополнительного комфорта космонавтов. Нёс оборудование, необходимое для жизнеобеспечения станции. Снаружи имел две поворотные солнечные батареи. Пристыкован в декабре 1989 г.

Модуль «Кристалл»

Стыковочно-технологический модуль с научным оборудованием разного назначения. Пристыкован в июле 1990 г.

Модуль «Спектр»

Пристыкован в июне 1995 года. Геофизический модуль. С его помощью осуществлялся мониторинг атмосферы, океана, земной поверхности, проводились медико-биологические исследования.

Стыковочный модуль

Пристыкован в ноябре 1995 г. Этот модуль доставил шаттл «Атлантис» для обеспечения возможности стыковки шаттлов со станцией «Мир».

Модуль «Природа»

Пристыкован в апреле 1996 года. Нёс оборудование для наблюдений за земной поверхностью в разных длинах волн, а также для изучения поведения человека в условиях длительного космического полёта.

Международная космическая станция (МКС)

Это пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. МКС - совместный международный проект, в котором участвуют 15 стран (в алфавитном порядке): Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Управление МКС осуществляется: российским сегментом - из Центра управления космическими полётами в Королёве, американским сегментом - из Центра управления полётами в Хьюстоне. Между Центрами идёт ежедневный обмен информацией.

В ходе реализации программы «Мир-Шаттл» родилась идея объединения национальных программ создания орбитальных станций.

В марте 1993 г. генеральный директор РКА Юрий Коптев и генеральный конструктор НПО «Энергия» Юрий Семёнов предложили руководителю НАСА Дэниелу Голдину создать Международную космическую станцию. Положительное решение далось не сразу, было противодействие американской общественности, но в 1996 г. все-таки была утверждена конфигурация станции. Она состоит из двух сегментов - российского (модернизированный вариант «Мир-2») и американского (с участием Канады, Японии, Италии, стран - членов Европейского космического агентства и Бразилии).

В ноябре 1998 г. Россия запустила первый элемент МКС - функционально-грузовой блок «Заря». В декабре1998 г. шаттл «Индевор» пристыковал к модулю «Заря» американский модуль «Юнити». В июне 2000 г. к функционально-грузовому блоку «Заря» был пристыкован служебный модуль «Звезда». В ноябре 2000 г. транспортный пилотируемый корабль «Союз ТМ-31» доставил на борт МКС экипаж первой основной экспедиции. В феврале 2001 г. экипажем шаттла «Атлантис» в ходе миссии к модулю «Юнити» присоединён американский научный модуль «Дестини». В ноябре 2007 г. построение основного американского сегмента МКС завершилось. В мае 2010 г. завершилось построение российского сегмента.

После завершения в 2011 г. полётов многоразовых кораблей типа шаттл (космический челнок) США остались без собственных пилотируемых кораблей и не имеют независимого доступа на МКС.

Но 22 мая 2012 г. с космодрома на мысе Канаверал запущена ракета-носитель «Falcon 9» с частным космическим грузовым кораблём «Дракон» - первый в истории испытательный полёт к Международной космической станции частного космического корабля.

25 мая 2012 года КК «Дракон» стал первым аппаратом коммерческого назначения, состыковавшимся с МКС.

Конструкция

В основу устройства станции заложен модульный принцип. Сборка МКС происходит путём последовательного добавления к комплексу очередного модуля или блока, который соединяется с уже доставленным на орбиту. Расположение модулей относительно друг друга часто меняется.

Единственным источником электрической энергии для МКС является Солнце, свет которого солнечные батареи станции преобразуют в электроэнергию.

Задачи МКС

Одной из основных целей при создании МКС являлась возможность проведения на станции экспериментов, требующих наличия уникальных условий космического полёта: микрогравитации, вакуума, космических излучений, не ослабленных земной атмосферой. Главные области исследований включают в себя биологию (в том числе биомедицинские исследования и биотехнологию), физику (включая физику жидкостей, материаловедение и квантовую физику), астрономию, космологию и метеорологию. Исследования проводятся с помощью научного оборудования, в основном расположенного в специализированных научных модулях-лабораториях, часть оборудования для экспериментов, требующих вакуума, закреплена снаружи станции, вне её гермообъёма.

Перспектива МКС

Запланирована существенная модернизация российских космических кораблей «Союз» и «Прогресс» в 2012-2013 годах.

На февраль 2013 г. запланирован запуск американского коммерческого корабля «Сигнус» для доставки грузов на МКС.

В июле 2013 г. к МКС планируется пристыковать российский 25-тонный многофункциональный лабораторный модуль «Наука». Он станет на место модуля «Пирс», который будет отстыкован и затоплен. Помимо прочего, новый российский модуль полностью возьмёт на себя функции «Пирса».

«НЭМ-1» (научно-энергетический модуль) - первый модуль, доставка планируется в 2014-м году;

«НЭМ-2» (научно-энергетический модуль) - второй модуль, доставка планируется в 2015-м году.

УМ (узловой модуль) для российского сегмента - с дополнительными стыковочными узлами. Доставка планируется в 2014-м году.