Труд как ресурс и труд как процесс. Трудовые ресурсы и персонал предприятий

По определению А. Маршалла труд ,- это «всякое ум­ственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от са­мой проделанной работы. [Маршалл. Т. 1. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Мар­шалл подчеркивает, что «большинство людей работают гораз­до больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосред­ственного удовлетворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального ре­зультата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же рабо­ту, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, веро­ятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы эконо­мии денег» [Там же].

Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев счита­ет, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной не­обходимости».

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны тру­да связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячеле­тий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и ис­кусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристократы, священнослужители, дети купцов и т. п.

За последние 150-200 лет принципиально изменилась структура ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах. Изменилась и струк­тура населения. Если в прошлом веке более двух третей насе­ления Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, пред­приниматели и т. д. Как показывают расчеты, имен­но те, кто занят творчеством, созданием нового, вносят наи­больший вклад в увеличение национального богатства разви­тых стран.

Современная экономическая теория все большее внима­ние уделяет комплексному исследованию затрат времени че­ловека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно полезного труда, кото­рый, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и обществен­ные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов вре­мени.

В приведенных выше определениях понятие «труд» рас­сматривалось как вид деятельности человека, т. е. как процесс. Мы полагаем, что этот процесс характеризуется тремя основ­ными признаками: целью, содержанием и мотивами. Основная цель труда - производство благ и ресурсов; его содержанием является целесообразное преобразование ресурсов природы и обусловленные этим затраты времени и энергии человека; мотивы - это причины, побуждающие человека трудиться.

Понятие «трудовой процесс» целесообразно определять через более общее понятие - «деятельность человека ». Это понятие характеризует все виды человеческой активности: работа, принятие пищи, посещение театров, прогулки в лесу и т. п.

Как видно из этих примеров, понятие «деятельность че­ловека» в общем случае относится к сфере физиологии. Соци­ально-экономические аспекты деятельности связаны с причи­нами, побуждающими человека тратить время и энергию на производство благ и ресурсов, необходимых домашнему хо­зяйству (тому, кто трудится, и его семье) и (или) предприя­тию, обеспечивающему удовлетворение потребностей обще­ства через систему рынков.

Таким образом, можно сформулировать следующее опре­деление.

Труд как процесс - это деятельность человека по произ­водству благ и ресурсов для потребления в домашнем хозяй­стве или для экономического обмена, или для того и другого.

Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определе­нии Маршалла, то оно существенно зависит от доли творче­ства в данном виде деятельности, ее целей, условий осуще­ствления, а также от индивидуальных особенностей работни­ка. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию, и обществу.

В экономической литературе ресурсы называют также факторами производства. А. Маршалл выделял четыре таких фактора: землю, труд, капитал и организацию производства. Вместе с тем он подчеркивал: «В известном смысле существу­ют только два фактора производства - природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы челове­ка, осуществляемой с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и его готовностью позабо­титься о будущем... с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы потребле­ния, а также вытекающей отсюда проблемы отношений между первыми двумя, имеющей двойное обозначение - «распре­деление» и «обмен»... Человек выступает одновременно целью про­изводства и его фактором» [Маршалл. Т. 1. С. 209]. Современные экономисты, следуя в основном Маршаллу, обычно называют экономическими ресурсами землю, труд, капитал и предприни­мательские способности.

Единственным объяснением существующей классифика­ции экономических ресурсов является ее связь с источниками доходов: от земли - рента; от труда (наемных работников) - заработная плата; от капитала - проценты (дивиденды); от предпринимательских способностей - предпринимательская прибыль. Однако указанное внешнее соответствие структуры ресурсов и доходов не отражает сущности экономических про­цессов.

Исходя из приведенных соображений, целесообразно деле­ние множества экономических ресурсов на три вида.

1. Природа (природные ресурсы).

2. Трудовой потенциал.

3. Ресурсы, произведенные человеком.

Таким образом, термин «труд» имеет два существенно различных значения: трудовой процесс и трудовой потенциал.

Для удовлетворения потребностей в процессе хозяйственной деятельности люди используют разнообразные экономические ресурсы. Современная экономическая наука выделяет среди них четыре главных вида: земля, труд, капитал, предпринимательство.

Земля - важнейший экономический ресурс. Она включает в себя все полезное, что дано природой: месторождения полезных ископаемых, леса, поля, пашни, водные ресурсы и т.д. Человек использует их по-разному: пахотные земли - для производства сельскохозяйственных культур; пастбища - для разведения животных; участки, богатые полезными ископаемыми, - для развития добывающей промышленности; моря и реки - для рыболовства и т.д. Особенностью земли как вида экономических ресурсов являются ее ограниченность и невоспроизводимость. Свойства земли можно разделить на естественные (местоположение, климатические условия, плодородие) и искусственные, полученные в результате человеческой деятельности (например, в ходе проведения работ по мелиорации, осушению и т.д.). Однако воздействие человека на природные ресурсы и их преобразование не беспредельны. Рано или поздно вступает в силу закон убывающей отдачи. Согласно ему если осуществлять вложения капитала и труда в определенный участок земли, то в конце концов наступит момент, когда дополнительные вложения средств не дадут прироста получаемого продукта (собираемого урожая, добычи природных ископаемых и т.п.).

Труд — второй важнейший экономический ресурс хозяйственной деятельности человека. Он представляет собой интеллектуальную или физическую деятельность, направленную на изготовление благ и оказание услуг. Время, в течение которого человек трудится, называется рабочим днем, или рабочим временем. Его продолжительность определяется физиологическими возможностями человека, а также требованиями морального и социального характера, т.е. необходимостью удовлетворения духовных потребностей людей. На фактическую продолжительность рабочего времени оказывают влияние интенсивность труда, уровень безработицы, соглашение между наемными работниками и работодателями об условиях труда. Характеристиками труда являются его интенсивность и производительность.

Интенсивность труда означает его напряженность, степень расходования физической и умственной энергии в единицу времени. Она увеличивается при ускорении работы конвейера, увеличении количества одновременно обслуживаемого оборудования. Высокий уровень интенсивности труда равнозначен увеличению продолжительности рабочего дня.

Производительность труда эквивалентна выпуску продукции в единицу времени. Единицей времени, как правило, считается час, хотя можно измерять производительность дневную или недельную и т.д. Производительность труда - прежде всего натуральный показатель (метры в час, килограммы в час), но иногда рассчитывается и стоимостной показатель: товары и услуги, измеренные в денежном выражении, делят на затраты времени. Такой расчет осуществляется для межстрановых сравнений. Для измерения затрат на единицу продукции используется показатель трудоемкости. Она показывает, сколько времени требуется для выпуска одного изделия (в натуральном выражении) или для производства продукции в стоимостном выражении.

Капитал - это экономический ресурс, созданный человеком для производства товаров и услуг. Капитал выступает в различных формах.

Он называется основным, если материализован в зданиях, сооружениях, оборудовании и функционирует в течение длительного времени и по частям переносит свою стоимость в стоимость создаваемого с его помощью продукта. Капитал, материализованный в сырье, материалах, энергетических ресурсах, расходующийся полностью за один производственный цикл и целиком переносящий в стоимость готового продукта свою стоимость, называется оборотным. Увеличение объема капитала, т.е. увеличение предложения материальных ресурсов, называется инвестированием. Инвестиции означают отказ от текущего потребления в пользу будущего.

Они бывают государственные (образуемые из средств государственного бюджета), частные (образуемые из средств частных, корпоративных предприятий, а также из средств граждан), иностранные (вкладываемые зарубежными инвесторами, другими государствами, иностранными банками, компаниями, предпринимателями).

Предпринимательство - особый вид человеческой деятельности, заключающийся в способности использовать все другие экономические ресурсы в целях достижения коммерческого успеха, - является специфическим экономическим ресурсом. Оно охватывает производственную, посредническую, торговую, инновационную, консультативную и другие виды инициативной деятельности. Предпринимательство основывается на следующих принципах:

  • хозяйственная самостоятельность в принятии экономических решений;
  • имущественная ответственность за результаты хозяйственной деятельности;
  • конкуренция как фактор стимулирования производства;
  • свободное ценообразование на рынке;
  • право на осуществление внешнеэкономических операций.

Лицам, ведущим предпринимательскую деятельность, присущ особый тип экономического мышления, умение идти на риск, принимать нестандартные решения, преодолевать сопротивление окружающей среды, обладать даром предвидения. В цивилизованном мире успех в бизнесе обеспечивается высокой трудовой и профессиональной этикой, деловой добропорядочностью, уважением к законам хозяйственного поведения.

При низкой культуре и деградации моральных ценностей предпринимательство принимает дикие, нецивилизованные формы. Особенность данного вида ресурса заключается в том, что в отличие от труда, земли и капитала предпринимательские способности никогда не продаются.

Предприниматель - собственник предпринимательских способностей — использует их для организации собственного бизнеса и получения экономической выгоды. Если же свои предпринимательские способности он предложит другому лицу, то превратится в наемного (пусть и высокооплачиваемого) работника, менеджера, а его способности трансформируются и рабочую силу.

В основе экономического устройства любого общества лежат два основных факта: потребности людей безграничны, а экономические ресурсы ограничены. Причем ограниченность ресурсов имеет относительный характер.

Она состоит в невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. «Истина заключается в том, что общество, может быть, и способно удовлетворить все потребности отдельных людей, но тогда оно лишает этого других, вынуждая их перейти на более низкий уровень потребления. Либо оно способно удовлетворить отдельные потребности всех людей, но тогда уровень удовлетворения других потребностей будет гораздо ниже уровня насыщения. Общества, которое может удовлетворить все потребности всех граждан, нет не только в настоящее время, но не будет и в перспективе. Как бы ни возрастало благосостояние, развитие техники и культуры всегда будет способствовать дальнейшему увеличению материальных потребностей».

Труд как ресурс рассматривается в современной экономической теории как основной фактор производства, а в теории рынка труда – как продукт. Он может быть измерен численностью людей (категории населения), количеством человеко-часов (времени) труда, затратами на оплату труда в валютных единицах и другими методами. Существует много обозначений труда, как категории населения, которая производит предложение на рынке труда: трудовые ресурсы, население в трудоспособном возрасте, экономически активное население, рабочая сила, самодеятельное население и другие. Оценка предложения труда в часах рабочего времени доминирует в работах западных создателей, в том числе у Р. Дж. Эренберга и Р. С. Смита. В русской литературе количество ресурса, продаваемого на рынке труда, обычно измеряется числом человек. Но когда мы измеряем продукт, продаваемый на данном рынке, схожим образом, мы не должны впадать в заблуждение, что труд ничем не отличается от других продуктов, большая часть из которых имеет материально-вещественную форму и измеряется в физических единицах.

Труд как продукт

Труд, как продукт, значительно отличается от всех иных продуктов. В отличие от обычного товарного рынка, где продаваемые продукты перебегают в собственность покупателя, в демократическом обществе человек не становится собственностью работодателя. В интернациональных документах о правах человека, в Конституции Русской Федерации (ст.37) и Трудовом кодексе Русской Федерации (ст.2) указывается, что труд свободен, а принудительный труд запрещен. На рынке труда человек реализует свое рабочее время, возможности и познания, трудовые услуги, но при всем этом остается лично свободным.

Типология и сегментация рынков труда

Типология – это выявление в широкой совокупы явлений определенных групп, любая из которых обладает внутренним единством и существенными отличиями от всех иных групп. Сегментация – это выявление в широкой совокупы явлений определенных сфер, секторов, слоев, имеющих довольно точные наружные границы. При внимательном рассмотрении выясняется, что в почти всех случаях выявленные учеными типы рынков труда являются сразу сферами, секторами, секторами целого , и напротив. Разница меж типологией и сегментацией очень условна. Все же, есть закоренелые представления о том, что именовать типами, а что секторами рынка труда.

К типам рынков труда в большинстве случаев относят наружный и внутренний рынки, формальный и неформальный рынки, интернациональный, национальные и региональные рынки.

Внутренний рынок

Согласно Г. Г.Руденко и Б. Ч.Муртозаеву, «внешний (проф) рынок труда ориентируется на мобильность рабочей силы меж предприятиями и организациями, а внутренний – основывается на движении персонала снутри организаций» . Понятие внутреннего (внутрифирменного) рынка в некий мере условно, потому что его субъектами являются не те люди, которые отыскивают работу, а уже функционирующие работники, персонал предприятия. Все же, это понятие полезно для описания, во-1-х, оплаты труда. Как уже было сказано выше, труд, как продукт, почти всегда оплачивается не в момент заключения трудового контракта, а часто в процессе роли работника в деятельности предприятия. При всем этом в полном согласовании с рыночными принципами зарплата может изменяться зависимо от трудового вклада, возрастать за счет премий, призов, уменьшаться за счет вычетов и т. д. По другому говоря, таковой принципиальный рыночный процесс, как оплата цены труда, как продукта, осуществляется на внутрифирменном, а не на наружном рынке.


ВВЕДЕНИЕ

Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества в системе экономических ресурсов

Принято выделять четыре вида экономических ресурсов: земля, труд, капитал и предпринимательские способности. Эти виды ресурсов иногда называют также факторами производства. Термин земля в экономической теории означает природные ресурсы, т.е. площадь, расположение и плодородие земли, по-лезные ископаемые, климат, лес, запасы воды, гидроэнергии и т. и. Однако природные ресурсы играют не только пассивную роль источника сырья и энергии. Благодаря особым физико-химичес-ким и биологическим свойствам земля является активным ресур-сом, обеспечивающим возможность многократного возрастания стоимости продукции по сравнению с величиной издержек (на-пример, колос, вырастающий изодного зерна). Таким образом, земля -- эти один из важных источников "чистого продукта", т.е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.

Труд как экономический ресурс обычно характеризуется численностью работников, их квалификацией, длительностью и интенсивностью выполнения производственных функций. За-траты труда принято оценивать количеством отработанных че-ловеко-часов и расходами на персонал, включающими зара-ботную плату и социальные выплаты.

Капитал характеризуется техническими и экономически-ми показателями оборудования, инструментов, материалов и т. п. Деньги не считаются экономическим ресурсом, так как они не участвуют в производственном процессе (в отличие от зем-ли, труда и оборудования).

Многие авторы выделяют предпринимательские способ-ности, или предприимчивость, как отдельный вид экономи-ческих ресурсов. Способности предпринимателя проявляются в рациональном использовании труда, земли и капитала, уме-нии находить и применять новые научные, технические, орга-низационные, художественные, коммерческие идеи. Предпри-нимательская деятельность осуществляется в условиях значи-тельной неопределенности, объективно обусловленной изме-нениями в потребностях людей и рыночной конъюнктурой.

При использовании экономических ресурсов их собствен-ники получают доходы в виде ренты (от земли), заработной платы (от труда), процента (от капитала) и прибыли (от пред-принимательских способностей).

Существующая классификация экономических ресурсов не учитывает ряда важных факторов, определяющих результаты производственной деятельности. Прежде всего это относится к ресурсам труда, которые не сводятся к затратам рабочего вре-мени и расходам на персонал. Кроме того, предпринимательс-кие способности -- это лишь один из видов творческих способ-ностей человека. Вследствие указанных недостатков традици-онной схемы классификации экономических ресурсов при обо-сновании их структуры целесообразно исходить из компонент трудового потенциала: здоро-вье, нравственность, творческий потенциал, активность (пас-сионарность), организованность, образование, профессиона-лизм, ресурсы рабочего времени. Эти компоненты могут отно-ситься как к отдельному человеку, так и кразличным эконо-мическим системам.

Во всем мире пришли к признанию, что главной производитель-ной силой является человек. Каждый работник, отдельные группы и общество в целом располагают возможностями и способностями осу-ществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность.

Каждая из компонент трудового потенциала является от-носительно самостоятельным видом экономических ресурсов. До последнего времени основное снимание уделялось ресур-сам рабочего времени (численности персонала). Однако раз-витие современного производства определяется в первую оче-редь такими ресурсами, как творческий потенциал, актив-ность, образование и профессионализм. Все более осознается роль нравственности как важного экономического ресурса. Эта роль обусловлена прежде всего огромными потерями от пре-ступности, которые несут практически все страны, в том числе и Россия.

Таким образом, экономические ресурсы -- это компонен-ты природы, трудового потенциала и средств производства, определяющие возможности выпуска продукции. Поэтому трудовой потенциал общества и трудовые ресурсы общества очень важны для экономического развития. Именно о них в дальнейшем и пойдет речь.

Глава 1. Понятие, структура и показатели трудового потенциала

1.1 Понятие трудового потенциала

Обобщающим показателем процесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества. Словом «потенциал» обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в конкретной обстановке.

Во всем мире пришли к признанию, что главной производительной силой является человек. Каждый работник, отдельные группы и общество в целом располагают возможностями и способностями осуществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность.

Термин «потенциал» был введен в научный оборот 10--15 лет назад. Трактовка данного термина означает наличие у кого-либо (отдельно взятого человека, первичного трудового коллектива, общества в целом) скрытых, еще не проявивших себя возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности. Определяя данную экономическую категорию, следует иметь в виду, что потенциал (экономический, производственный, трудовой) представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени.

Возможности людей по осуществлению в процессе общественно полезной деятельности широкого комплекса функций (производственных, организационно-управленческих, общественно-политиче-ских и др.) определяются качествами человека как:

* специфического (трудового) ресурса и основы производства (качествами индивида как части населения);

* главной производительной силы и субъекта производственных отношений (качествами индивида как работника -- носителя способности к труду, создателя материальных и духовных благ);

* члена общества (качества индивида как социально формируемой личности, члена ассоциации трудящихся, участника управления государственными делами).

В силу этого совокупная способность к труду, определяющая меру возможного участия любого человека в общественно полезной деятельности, может быть охарактеризована не только со стороны психофизиологической пригодности и профессиональной подготовленности к выполнению конкретных трудовых функций, но и по времени и затратам труда, а также по степени гражданской и духовной зрелости личности.

Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

* первый уровень, отражающий прошлое, т.е. представляющий собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность функционирования и развития;

* второй уровень, характеризующий настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей;

* третий уровень, ориентированный на развитие: в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои способности, но и приобретает новые навыки.

1.2. Трудовой потенциал работника

Трудовой потенциал личности формируется под воздействием таких качеств, как умение и желание трудиться, инициативность в труде и хозяйственная предприимчивость, творческая активность и др.

Таким образом, можно говорить о трудовом потенциале отдельного человека, предприятия, города, области, всего общества, поскольку он представляет собой совокупность всех способностей человека к труду.

Исходной структурообразующей единицей трудового потенциала является трудовой потенциал работника (личности), составляющий основу формирования трудовых потенциалов более высоких структурных уровней.

Кроме того, следует учитывать два важных обстоятельства. Во-первых, до момента занятости человека трудом говорить о его рабочей силе можно лишь условно как о физической и духовной трудоспособности вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкладе. Во-вторых, результат использования индивидуальной рабочей силы -- это реальный трудовой вклад работника, он выражается в конкретном продукте, а также в определенном уровне эффективности труда, достигнутом работником.

Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника возрастают по мере развития и совершенствования знании и навыков, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т.п.

Трудовой потенциал работника включает:

* психофизиологический потенциал -- способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.;

* квалификационный потенциал -- объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности;

* личностный потенциал -- уровень гражданского сознания и со-циальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.

Трудовой потенциал работника зависит от степени взаимного со-гласования в развитии психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов.

1.3. Трудовой потенциал предприятия

Применительно к предприятию трудовой потенциал представляет собой предельную величину возможного участия работников в произ-водстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня про-фессиональных знаний, накопленного опыта при наличии необходи-мых организационно -технических условий.

Трудовой потенциал предприятия как система всегда больше сум-мы составляющих ее частей -- индивидуальных трудовых потенциалов отдельных работников. Уже само объединение работников в единый и планомерно организованный процесс труда порождает эффект кол-лективного труда, который превосходит сумму сил работников, дейст-вующих индивидуально.

Таким образом, если совокупность физических и духовных способ-ностей человека является основой трудового потенциала личности, то производительная сила, возникающая благодаря совместной деятельности различных индивидов, составляет основу трудового потен-циала коллектива предприятия. При этом необходимо учитывать, что трудовые коллективы обладают разными потенциалами в зависимости от территориального расположения предприятия, отраслевой принадлежности, размеров производства, половозрастной структуры и др. Кроме того, каждое предприятие имеет свои особенности формирования кол-лектива, трудовые традиции, взаимоотношения между работниками.

Структура трудового потенциала предприятия представляет собой соотношение различных демографических, социальных, функцио-нальных, профессиональных и других характеристик групп работни-ков и отношений между ними.

В трудовом потенциале предприятия можно выделить следующие компоненты: кадровый, профессиональный, квалификационный и организационный.

Кадровая составляющая включает: квалификационный потенциал (профессиональные знания, умения и навыки) и образовательный по-тенциал (познавательные способности).

Профессиональная структура коллектива связана с изменениями в содержании труда под влиянием НТП, который обусловливает появле-ние новых и отмирание старых профессий, усложнение трудовых опе-раций.

Квалификационная структура определяется качественными изме-нениями в трудовом потенциале (рост умений, знаний, навыков) и от-ражает прежде всего изменения в его личностной составляющей.

Организационная составляющая трудового потенциала предприятия включает высокую организацию и культуру труда, находя свое вы-ражение в четкости, ритмичности, согласованности трудовых усилий и "высокой степени удовлетворенности работников своим трудом. ресурсов Дипломная работа >> Экономика

... экономической жизни. Очерки теории, Новосибирск, 1991. С.35 Г.М.Зущина, Л.А.Костин. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества . ... Н. Я. Демографическая безопасность: сущность, задачи, система показателей и механизм реализации // Вопросы статистики...

  • Экономические законы и категории (2)

    Реферат >> Экономическая теория

    Эпохи. В обществе действует система экономических законов. ... затрат труда и ресурсов и, соответственно, формирование... их индивидуальных трудовых затрат с общественно... производственного и интеллектуального потенциала общества Экономические категории истинны, ...

  • Курсовая работа >> Экономика

    ... Трудовые ресурсы 5 1.1. Понятие трудовых ресурсов 5 1.2. Состав трудовых ресурсов 9 2. Трудовой потенциал 12 2.1. Понятие трудового потенциала 14 2.2. Экономически активное и пассивное население 3. Распределение трудовых ресурсов ... трудовые ресурсы общества . ...

  • Трудовые ресурсы и занятость муниципального образования Нижнекамского района Республики Татарстан

    Дипломная работа >> Экономика

    ... системы профессионального образования; - содействие обновлению и укреплению кадрового потенциала ... экономически активного населения, составляющего ресурс экономики. Анализ баланса трудовых ресурсов ... оценка трудовых ресурсов , которыми располагает общество , ...


  • Одним из определяющих факторов производства является труд.
    Носитель труда, т. е. рабочая сила человека, называется человеческим фактором.
    Часть населения страны, обладающая способностями и возможностями участвовать в труде, образует трудовые ресурсы.
    Близким к трудовым ресурсам, но более широким понятием является «трудовой потенциал».
    Трудовой потенциал – это часть населения страны, образующая трудовые ресурсы, с учетом тех лиц, которые потенциально могут изменить трудовые ресурсы в ту или иную сторону.
    Перечисленные три категории, вместе взятые, обрисовывают с разных сторон трудовой фактор страны.
    В отличие от других факторов производства труд имеет особенности. Главная из них состоит в том, что труд неотделим от человека, от его рабочей силы и поэтому имеет социальный и политический аспект. Именно это обстоятельство определяет разные подходы экономистов к его исследованию. Так, в западной экономической литературе труд считается товаром в отличие от марксистской теории, где товаром является не труд, а способность человека к труду, его рабочая сила.
    Из этой посылки следует для марксизма важный вывод: поскольку товаром является не труд, а рабочая сила, то и оплачивается в форме заработной платы не весь продукт труда, а лишь часть его, необходимая для воспроизводства стоимости рабочей силы. Другая часть продукта труда безвозмездно присваивается капиталистом.
    В отличие от марксистского классового подхода в западных теориях труд рассматривается в основном с точки зрения его организации и управления им.
    Так, некоторые исследователи выделяют ремесленный, технократический, инновационный виды управления трудом, соответствующие доиндустриальному, индустриальному и научно-техническому вариантам экономического роста (табл. 17.1).
    Таблица 17.1 Виды управления трудом
    РЕМЕСЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ характеризуется ручным производством (манус – рука, фактура – производство), наличием разделения труда (например, производство кареты требовало разделить труд между столярами, плотниками и т. д.), подчинением прежде самостоятельного рабочего единой команде и дисциплине.
    ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ предполагает переход от ручного труда к машинному, углубление разделения труда, жесткие формы экономического принуждения, выделение управленческого труда в самостоятельный вид деятельности. В ходе изменения своей материальной базы (совершенствование техники) этот вид управления прошел несколько этапов. Переход к технократическому управлению осуществился в конце XIX и начале ХХ в. и связан с именем Ф. Тейлора.
    Тейлоризм включает в себя методы, основанные на хронометраже каждой операции, которую выполняет рабочий. В соответствии с ним устраняются бесполезные движения рабочего и отбираются наиболее совершенные. Эти принципы работы легли в основу «научной организации труда».
    Следующий этап технократического управления связан с именем Г. Форда.
    Фордизм основан на поточно-конвейерном производстве, которое задает темп работы, снижает издержки, повышает выработку и тем самым – производительность труда.
    30-40-е гг. ХХ в. отмечены включением в технократическое управление психических и социальных компонентов: социального обеспечения, установления минимального уровня оплаты труда, оплаты сверхурочных работ, введения техники безопасности и др. В значительной мере это было сделано под влиянием социальных достижений Советского Союза.
    В 50-60-е гг. в технократическое управление внедряется теория «человеческих отношений», в которой доказывается, что людям нравятся самостоятельность в принятии решений, отсутствие мелочной опеки, уважение к ним и их труду. В соответствии с этим пересматривается режим работы, усиливается зависимость вознаграждения от результата работы, внедряются формы «участия рабочих в прибылях» и др.
    Теория «человеческого капитала» появилась в 60-е гг. ХХ в. в связи с возрастанием роли человеческого фактора в условиях НТР. Ее разработали представители неоклассического направления Г. Беккер, Дж. Минцер, Т. Шульц и др. По их мнению, в производстве взаимодействуют два фактора – «физический капитал», в который включаются средства производства, и «человеческий капитал», к которому относятся приобретенные знания, навыки, энергия. Величина «человеческого капитала» оценивается потенциальным доходом, который он способен приносить.
    Человеческий капитал создается тогда, когда индивид осуществляет инвестиции в самого себя, оплачивая образование и приобретение квалификации, которое постепенно утрачивается и должно возмещаться. Выделяют три типа «амортизации образовательного потенциала»:
    потеря накопленных знаний, особенно тех, которые редко применяются в повседневной деятельности специалиста;
    моральное старение знаний как следствие прогресса науки и увеличения потока информации. Оно связано с переходом от обслуживания одного поколения техники к другому, более сложному (от пишущей машинки к компьютеру и т. д.);
    функциональное старение знаний, требующее полной смены специальности.
    ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ связано с переходом к новому технологическому способу производства, который потребовал привлечения высококвалифицированного «человеческого ресурса», способного самостоятельно принимать решения, быть лояльным фирме и обеспечивать высокую производительность и качество работы. Методы его применения находятся в состоянии развития.

    Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

    Еще по теме 17.1. Труд как ресурс рыночной экономики. Теории труда:

    1. 10.3 Производительность труда как показатель эффективности использования трудовых ресурсов
    2. Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории
    3. 25). Рыночная экономика (market economy) - эконо- мика, в которой ресурсы распределяются на ос- нове децентрализованных решений,