Театральные сценки ко дню победы. Сценарий театрализованного представления ко дню победы

Мягкий свет.
Звучит “Песня о былом” Б.Окуджавы. Группами выходят актеры, прислушиваются к песне, начинают подпевать, обращаясь больше к себе, чем к зрителю. Рассаживаются на места.
Сцена заполняется светом. Тишина.
На сценической площадке вдоль кулис на стульях сидят актеры, перед ними четыре стола покрытых белыми скатертями, на каждом столе стакан с водой и ломтиком хлеба, подобно тем, что ставят для поминовения погибших. У задника сцены выгородка классной комнаты: четыре куба, стулья, стол с белой скатертью, на столе глобус, ваза весенних цветов, ученические тетради, книга, портрет воина, стакан покрытый хлебом.
Свет на центр площадки.
В центр площадки выходит девушка с гитарой, исполняет песню самодеятельного автора «Кукушка».

Часто снится мне мой класс родной,
Детская улыбка оживает.
Серая кукушка за рекой
Сколько жить осталось мне считает.

Я скучаю по цветам в росе,
По восходам мирным и закатам.
На врагами выжженной земле
Защищают Родину солдаты.

Они тратят жизни не скупясь,
Им привычны холод и усталость,
Сил своих не копят про запас –
Так, скажи же, сколько им осталось,
Скажи, кукушка.

Только ты, кукушка не спеши
Мне давать чужую долю чью-то:
У солдата вечность впереди,
Ты ее со старостью не путай.

Часто сниться мне мой класс родной…
Во время исполнения песни классная комната заполняется актерами, играющими учеников, которые слушают песню учительницы. Последние аккорды песни сменяются фонограммой песни из к/ф «Белорусский вокзал» Б.Окуджавы.
Тихо звучит голос актрисы В.Ургант, и постепенно, вначале ученики, а потом и все актеры начинают подпевать. К финалу песня приобретает громкое, почти звенящее звучание. Песня переходит в марш. Ученики – мальчики и девочки – маршируют по площадке, составляя несложный строевой рисунок. Замирают на авансцене выстроенные в две шеренги, лицом к зрителю. Руки вскинуты к воображаемым фуражкам.
Затемнение.
Звучит метроном (20 сек). В рапиде ученики, разворачиваясь к классу и занимая свои мизансцены обычной классной жизни, движутся так, словно кинопленка отматывает время назад.
Яркий свет.
Звучит песня «Над морем, над сушей» Б.Окуджавы. Ученики в быстром темпе готовятся к уроку: раздают тетради, ставят стулья, переносят глобус и т.п. Замирают за столами, склонившись над тетрадями.
Отрывок из пьесы Б.Васильева “Завтра была война”
Учительница: Так. Сдаем сочинения. Быстренько!
(Ученики весело переговариваясь сдают тетради. Рассаживаются на места.)
Учительница: Поздравляю вас с приближающимся окончанием учебного года, желаю хорошего настроения и полезного времяпрепровождения ваших каникул!
Ученики: Спасибо! Постараемся! И вам хороших каникул!
(Учительница отворачивается к столу.)
Звучит “Вальс” Яна Тирсона
Ученик 1: Кто последний встанет, тот и кич! Все вскакивают.
Ученик 1: Сашка последний!
Саша: Почему я?
Все: Ты! Ты! Начинается игра в кича. Все носятся по площадке.
Ученик 2: Ребята, подождите! Мне отец фотоаппарат разрешил взять сегодня.
Ученики: Ну, да? Ври больше! Покажи!
Ученик 3: Так, что ты молчишь, давай сфотографируемся! На память!
Ученик2: Бежит за фотоаппаратом, остальные прихорашиваются, девочки подбегают к учительнице.
Ученица 1: Анна Андреевна, сфотографируйтесь с нашим классом, пожалуйста! У Димы фотоаппарат есть! Мы вам карточку потом отдадим. Будете наш класс вспоминать, а мы вас!
Учительница садиться на стул, весь класс становится рядом. Мальчик с фотоаппаратом на авансцене спиной к зрителю. Все замирают. Щелчок фотоаппарата.
Музыка обрывается
Луч света на замерших фигурах, остальная часть сцены затемнена.
Учительница: От моего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой портрет: мальчики по краям, девочки вокруг меня. А еще в тот день я предложила ребятам сочинение на тему «Кем я хочу быть». И все ребята написали, что хотят стать командирами Красной Армии. Даже Володя Храмов пожелал быть танкистом. Они искренне верили, что их судьба будет суровой. Они сами избрали ее. А фотография поблекла. И края ее окончательно расплылись. Иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в небытие. Они так и не успели повзрослеть. И черты их растворило время. Время… А ведь, казалось, еще вчера был школьный бал.
Свет заполняет сцену.
Саша: Школьный бал!
Ученик 2: Белый вальс!
Ученик 4: Дамы приглашаю кавалеров!
Звучит “Вальс” Яна Тирсона
Мальчики расходятся по четырем углам. В центре кружатся девочки. Останавливаются напротив ребят. Начинается вальс по кругу. С каждым кругом за кулисы уходит по одному мальчику. Девочки остаются одни, но продолжают движение.
Гудок поезда. Стук колес, набирающих скорость. Гудки чаще. Девочки замирают на площадке, ищут в поезде знакомые лица, провожают взмахом руки затихающий вдали поезд. Задник сцены раскрывается, там, словно на подножке вагона, стоят мальчики в пилотках, гимнастерках и машут провожающим.
Звучит песня “До свидания, мальчики” Б.Окуджавы
На музыкальном вступлении песни все ребята выходят на середину сцены. К ним подходят девушки. Идет молчаливая сцена прощания. Девушки провожают ребят на войну. Обнимают, целуют, плачут, дают какие-то свертки, узлы. К концу вступления песни девушки оставляют ребят и располагаются по краям сцены вдоль столов. Мальчики остаются на площадке, кто-то присаживается. Девочки под фонограмму начинают петь. Там, где звучат мужские голоса, – поют ребята. И вот уже они солдаты, стоят словно на фотографии. Задумчиво смотрят в зрительный зал.
Свет на солдатах!
Звучит начало песни «Темная ночь» Н.Богословского. На ее фоне, после небольшой паузы солдат 1 читает стихотворение «Жди меня…» К.Симонова. Песня постепенно замолкает.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди. Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать,
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня и я вернусь
Всем смертям на зло!
Кто не ждал меня тот пусть
Скажет – “Повезло”
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать.
Только мы с тобой –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
На последних словах стихотворения тихо возникает песня «В землянке» К.Листова. Короткая пауза. Солдат 2 читает стихотворение «Итальянец» М.Светлова. Песня постепенно замолкает.
Черный крест на груди итальянца,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца –
Небогатым семейством хранимый
И единственным сыном носимый…
Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?
Я, убивавший тебя под Моздоком,
Так мечтал о вулкане далеком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!
Но ведь я не пришел с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землей Рафаэля.
Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.
Разве среднего Дона излучина
Иностранным ученым изучена?
Нашу землю – Россию, Рассею,
Разве ты распахал и засеял?
Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далеких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного.
Я не дам свою Родину вывезти
За простор чужеземных морей
Я стреляю – и нет справедливости
Справедливее пули моей!
Никогда ты здесь не жил и не был!
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застекленное в мертвых глазах…
На последних словах стихотворения звучит песня «Служили два друга в
нашем полку». Солдат 3 читает стихотворение «Он не вернулся из боя» В.Высоцкого.
Песня постепенно умолкает.
Почему все не так? Вроде – все как всегда:
То же небо опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя,
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь – не про то разговор,
Вдруг заметил я – нас было двое.
Для меня словно ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, словно из плена весна.
По ошибке окликнул его я:
– Друг, оставь покурить! – а в ответ – тишина….
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие, как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих….
Все теперь – одному. Только кажется мне –
Это я не вернулся из боя.
Луч освещает лестницу.
Звучит песня «Синий платочек» Ю.Петербургского. С лесенки, которая была подножкой вагона, спускается девушка в ситцевом платье и с синим платочком. Она появляется словно мечта, воспоминание. Исполняя песню, танцует между солдатами, приглашает их вальсировать, постепенно уходит снова на лесенку и последние слова поет оттуда. Луч света гаснет и она исчезает.

Звучит вступление к песне М.Фрадкина «Случайный вальс». Кто-то из ребят повязал платок на голову, кто-то, дурачась, пригласил его к танцу. К ним присоединяются еще, еще… Другие организовали импровизированный беспредметный оркестр. И вот всё кружатся в вальсе под фонограмму и снова дурачатся, и снова танцуют.
Командир: «Становись!»
Звучит песня «Прощай, Арбат!» Б.Окуджавы. Мальчики, быстро
выстраиваются в колонну по два человека, маршируют на месте, поют под
фонограмму. Девочки машут им белыми платочками. На последнем куплете
останавливаются.
Звучит фонограмма песни «Не верьте погоде…» Б.Окуджавы. Из колонны поочередно один за другим выходят мальчики на авансцену, вслушиваются в звуки музыки, вглядываются в окружающую из жизнь, как бы прощаясь с нею и уходят в глубину сцены, образуя на фоне задника пластическую композицию. По мере того, как ребята выходят на авансцену, колонна медленно движется вперед и тает. В конце колонны появляются девочки (бывшие ученицы). Они в пилотках. В руках у них портрет воина. Ставят портрет на стул посредине сцены, отдают честь и тоже уходят в глубину.
Звучит песня «Красные отряды» Б.Окуджавы. Появляется девушка в черном трико и красной накидке. Она танцует под фонограмму танец сражения. В конце танца накидка превращается в красное знамя и девушка, танцуя, уносит его за кулисы в глубину сцены.
Из глубины сцены одна за другой появляются девушки в пилотках (бывшие ученицы). Они читают свои монологи и снова исчезают в глубине сцены.
Монолог из пьесы «А зори здесь тихие…» Б.Васильева.
Ученица 1: Я только раз видела рукопашный. Один раз наяву и сотни раз во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. 22 июня было воскресенье, а уже в понедельник, весь наш класс в полном составе явился в военкомат. Чтобы нас взяли на фронт добровольцами. И весь класс записали, кроме меня. Я не подошла под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. А я не сдавалась, я целую неделю штурмовала этот военкомат, пока запутавшийся от бессонницы полковник не направил меня в летную школу, а оттуда, через 6 месяцев, я попала на фронт. Но мир требовал не моего героического порыва, а неукоснительного исполнения воинского устава. И после моего первого боя, комсомольским решением нашего взвода, меня решили судить. За трусость. А ведь это не трусость. Трусость во втором бою проявляется, а в первом – это была растерянность. От неопытности. Правда? А через неделю мы лежали в засаде. Мимо шел немецкий патруль из двух человек, держа автоматы наизготовку. Один прошел совсем рядом, молча переваливаясь всем телом с пятки на носок. В одной руке он сжимал нож, а в другой автомат. Прошел мимо – не заметил. А я лежала и почувствовала запах, тяжелый запах чужого тела. И я не выдержала! Я бросилась наперерез, и ничего не видя и не слыша вокруг себя от ужаса, я кричала: «Мама! Мамочка!»
Монолог из пьесы “В списках не значатся”Б. Васильева.
Ученица 2: Я не могу стать на колени… Я не могу стать на колени, потому что у меня протез, но я стану. Когда сниму его, я стану на колени. Я… я боялась. Я так боялась, что ты не такой, не тот, кого я люблю. Молчи! Пожалуйста, молчи! Я помню, какая я. Не думай, что я могу забыть об этом. Меня всю жизнь жалели: и дети и взрослые – все жалели! Но когда жалеют, отдают половину, понимаешь? А ты, ты остался из-за меня, ты не бросил меня, не оставил тут, не отправил к немцам, как они тебе предлагали! Я же слышала все, каждое слово слышала! Я же никогда, никогда в жизни и помечтать-то не смела, что могу полюбить! Мне с детства, мне же с самого детства только и твердили, что я несчастная, что я не такая, как все остальные девочки. Даже мама об этом говорила. Потому что жалела меня и хотела, чтобы я привыкла к тому, что я – такая, привыкла и не страдала бы больше. И я привыкла! Я уже совсем привыкла. Потому-то и с девочками не дружила, а только с мальчишками. Девочки, они ведь только и говорят, что о любви, да планы всякие строят. А я что могла построить? О чем я могла помечтать? Я, может быть, глупости сейчас говорю и даже, наверное, глупости, но ты ведь все понимаешь, правда? Я просто не могу молчать, я боюсь замолчать, потому что тогда начнешь говорить ты и скажешь, что я – дура набитая, что нашла время влюбиться… Но разве мы виноваты, что сейчас война? Разве мы виноваты?
Монолог из пьесы “А зори здесь тихие”Б. Васильева
Ученица 3: Я была первая из класса, кто вышел замуж. И не за кого-нибудь, а за красного командира, да при том пограничника. И более счастливой девушки просто не могло быть! А через год началась война. В тот день я была одной из немногих, кто не испугался, не ударился в панику. Я – Рита Осянина, всегда была спокойная и рассудительная. Меня хотели отправить в тыл, а я рвалась в бой. Наконец взяли, санитаркой. А через месяц направили в полковую зенитную школу. А старший лейтенант Осянин погиб… на второй день войны… Я узнала об этом только в июле, когда с пограничной заставы чудом пробился сержант-пограничник. Начальство ценило меня и уважило личную просьбу направить по окончанию учебы на тот участок, где была застава, где погиб муж в жестоком бою. Казалось, я могла считать себя довольной, я добилась того, чего хотела. Вот только ненавидеть я научилась тихо и беспощадно…
Монолог из пьесы “В списках не значатся”Б. Васильева
Ученица 4: Я бы тебя никогда не оставила. Я ведь думала, что так оно и будет. Что я умру немного раньше тебя и умру счастливой. Ты моя жизнь, моя радость, мое солнце, все ты! Ты все, что есть у меня. Но наш маленький. Он должен родиться. Он же ни в чем не виноват перед людьми. И он должен родиться здоровеньким, обязательно здоровеньким. А здесь… Здесь я каждую секунду чувствую, как убывают его силы. Уже его силы, не мои, а его! Каждой женщине Бог дает немножко счастья и очень много долга. А я была счастлива! Я была так счастлива, как не может быть счастлива ни одна женщина в мире, потому что это счастье дал мне ты! Ты один! И только мне одной! Дал вопреки войне, вопреки моей судьбе, вопреки всему на свете. Я знаю, что тебе сейчас тяжелее, чем мне. Ты остаешься один, а я ухожу и уношу с собой частичку твоего будущего. Я знаю, что сейчас идут самые страшные часы нашей жизни… Но мы должны, Мы обязаны их пережить, чтобы жил он… наш маленький…
Отрывок из повести И.Серкова “Мы с Санькой”
К портрету воина подходит Бабушка, крестится, кланяется до земли.
Внучка. Я никогда не видела, чтобы бабушка крестилась или молилась. Поминать бога иной раз поминала, а молиться – нет, не водилось за ней такого. Женщины, что у нас зимовали, частенько отбивали перед нашей богородицей поклоны, а бабушка и молитвы-то ни одной не знала. И говорила бабушка о нем, как о близком знакомом, как о соседе…
Бабушка. То ли он там самогон пьет, то ли он там спит, лихо его ведает. Ну, взялся быть богом, так правь. А то как тот старый Агей: совсем в детство впал.
Внучка. Так и закрепилась за бабушкой слава великой грешницы. Но однажды… Было это, когда от отца пришло второе письмо. Раньше он писал, что лежит в госпитале с таким ранением, после которого, отпустят домой. Бабушка радовалась, ждала его со дня на день, и вдруг приносят новый солдатский треугольник. Никто отца и не думает отпускать домой. Попались хорошие врачи, вылечили как следует, и какая-то комиссия признала его еще годным. И вот в тот день я подслушала, как она беседовала с богом. Было поздно, а мне не спалось. Лезет в голову всякая всячина: война, незасеянный огород, который и засеять-то нечем. И вдруг я слышу…
Бабушка. Ты послушай, что я тебе скажу, господи…
Внучка. Сперва показалось, что бабушка ко мне обращается, только странно было, почему она меня так зовет: «господи».
Бабушка. Ты пойми меня, господи. Мы с тобой, слава богу, в годах да и в каких еще годах. Так кто ж и посоветует друг другу, если не старики? Поди и самому нелегко на старости лет с этими людьми. И не столько с людьми, сколько с нелюдями. Наплодил ты на свет разных гитлеров, а теперь, видать, и сам не рад….
Внучка. Все это начало меня забавлять. Но бабушкин голос звучит так серьезно, так проникновенно, что смеяться я не могу – неловко. Она долго высказывала свое сочувствие богу, а потом дала ему несколько советов, словно бы начала поучать, как ему быть там, на небе…
Бабушка. Много молитв идет к тебе, господи. Сразу, поди, и не разберешь, которая от сердца, а которая от хитрости. Так я тебе вот что скажу: не больно-то слушай соседку мою, Чмышиху. Притворяется она святой, а брехать – не цепом махать. Обо мне что говорить станет – не слушай. Молиться я не умею, это правда. Да и то: когда мне молиться? Как набегаюсь за день – веришь ли, господи? – упаду и ног не чую. Да и что тебе мои молитвы. Ризу из них новую не сошьешь.
Грех тебе гневаться на меня, господи. Сам знаешь, сколько живу – все сирот гляжу. Отца с матерью ты наших рано прибрал. Помнишь ту войну, когда я еще в девках ходила. С японцами какими-то. Вернулся батька, похаркал зимушку кровью, и перед пасхой схоронили. А мама у попа под мешком пшеницы надорвалась. Легко мне было братьев и сестер кормить – четыре души?
Замуж вышла. Ну, думаю, отдохну за мужней спиной. А оно пошло – что ни год, то удод: Ефим, Марина, Степан, Одарка. Да еще померло трое. Мало тебе их было – и мужика прибрал. От испанки он помер, господи, в ту войну с немцами. Вот тебе и снова сироты. Мед мне был? Это только, кто не знает, скажет. А теперь ты мне и дочериных оставил…. Оставил ты их без матери, не оставь без батьки. Об одном прошу тебя, заклинаю: Кирилл, зять мой, на войне, и ты сам слышал, что он пишет в письме. Не отпускают его домой. Так погни ты, господи, ружья гитлерам, отсуши ты им руки, ослепи глаза, чтоб не попали они в зятя. И ерапланы ихние поломай, и бомбы ихние попорти…
Внучка. Нашла бабушка диверсанта.
Бабушка. Ты же только смотри там, Кириллов у нас в Подлюбичах вона сколько: Кирилл Цыган, Кирилл Назаров, Кирилл Лебеда, которого Перепелкой кличут, и Язепова старшего хлопца Кириллом зовут. Все они люди хорошие, защити их и смилуйся над ними. Но коли неуправка у тебя будет, ты больше за моим присматривай – не осироти вконец малых, неразумных. А ещё господи, не трожь меня, пока сам с войны не придет… Ты не бойся, вернется – я здесь не задержусь. Вот тогда делай; со мной, что хочешь. Ничего я уже не боюсь, всего на этом свете навидалась.
(крестится и делает поклон, затем обращается к внучке)
Все увидят зенки твои лупатые. В кои-то веки душу отвела, так и тут без нее не обошлось.
Внучка. Что правда, то правда. Никогда бабушка не молилась до этого, и после этого я больше не слыхала. Так и живет безбожницей.
Включает радио. Громко звучит песня М.Фрадкина «Дорога на Берлин»
Свет на всю площадку.
Все бодро и весело поют. Со словами «На Берлин!» На высоком станке в
глубине сцены появляется девушка в черном трико с красным знаменем,
размахивает им.
Звучит песня “Вернулись полки из похода” Б.Окуджавы. Ее поют под фонограмму ребята, стоящие в глубине сцены. Они возвращаются с войны. Девушки вдоль кулис приветствуют их, машут цветами и платками, подбегают к ребятам, дарят им цветы, обнимают, целуют и возвращаются на свои места.
Ребята стоят словно на фотографии.
Звучит песня «В нашем доме война отгремела» Б.Окуджавы. Ребята поют. На проигрыше одна за другой на сцену выходят девушки, сидевшие по краям сцены. Они поодиночке кружатся в вальсе и заполняют всю сцену.
Звучит песня «Блиндажи той войны» Б.Окуджавы. Поют девушки. Песня заканчивается, девушки снова возвращаются к своим стульям, стоящим по краям сцены.
Звучит песня «Бери шинель» Б. Окуджавы. Один из ребят подходит к портрету солдата, садится на пол, поет. К нему присоединяется второй, третий… И вот все солдаты собрались возле портрета. Все поют. Среди них – одна женщина. Это мать. Девушка в черном трико склоняет красное знамя над портретом.
Выходит Мать, читает стихотворение «Баллада о матери» А.Дементьева.
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный; о войне.
Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно это было вспоминать
Вдруг с экрана сын взглянул на мать;
Мать узнала сына в тот же миг
И пронесся материнский крик:
«Алексей, Алёшенька, сынок!»
Будто сын ее услышать мог.
Он рванулся из окопа в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась, вдруг он упадет,
Но сквозь годы мчался сын вперед…
«Алексей!» – кричали земляки,
«Алексей, – просили, – добеги!»
Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит,
Жив, здоров, не ранен, не убит.
(Тихо звучит “Лунная соната” Бетховена)
Дома ей все чудилось кино.
Все ждала вот-вот сейчас в окно,
Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войны.

Музыка звучит громче, некоторое время все слушают.
Один из ребят читает стихотворение «Баллада о борьбе» В.Высоцкого
Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден
Их возраст и быт, –
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид.
Но одежды латали
Нам матери в срок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших стекая от нас.

И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Принимавшие вой,
Тайну слова “приказ”,
Назначенье границ,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.

А в кипящих котлах прежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.

И злодея слезам
Не давали остыть,
И прекраснейших дам
Обещали любить,
И, друзей успокоив
И ближних любя,
Мы на роли героев
Вводили себя.

Только в грезы нельзя насовсем убежать,
Краткий миг у забав – столько боли вокруг.
Попытайся ладони у мертвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев
Еще теплым мечем
И доспехи надев
Что почем, что почем!
Разберись, кто ты – трус
Иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.

И когда рядом рухнет израненный друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
От того, что убили его, не тебя,-

Ты поймешь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забрал:
Это – смерти оскал!
Ложь и зло, – погляди,
Как их лица грубы!
И всегда позади –
Воронье и гробы.

Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если, руки сложа,
Наблюдал свысока
И в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом, –
Значит, в жизни ты был
Ни при чем, ни при чем!

Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Свет на всю площадку, все герои выходят вперед.
Звучит пеня «Не верь ни Богу, ни судьбе» Б.Окуджавы. Все поют.
Звучит песня «Песенка о ночной Москве» Б.Окуджавы. Все поют.
Звучит марш из к/ф «Белорусский вокзал». Все маршируют, потом замирают. Поклон.
Звучит песня «Песня о былом» Б. Окуджавы. Уход за кулисы.

Действующие лица:

2 ведущих, главная героиня, Андрей, Коля, Ирина, Ната, Лара.

(Музыка)

Ведущий 1: Россия! Мать великая моя! Страна отцов! Земля моя святая!
Я в эти дни дыханье затая, все уголки твои, все дальние края,
Волнуясь, в памяти своей перебираю.

(Звучат колокола)

Ведущий 2: Что это? Ты слышишь?
Ведущий 1: Это колокола. Колокола памяти…
Ведущий 2: Памяти? А разве такие бывают?
Ведущий 1 : Бывают, смотри!

(На сцену выходят ученики. Девушки в светлых платьях, парни – в белых рубашках. Всем весело и здорово. Выпускной.)

Девушка: Солнечный лучик скользит по доске.
Окна распахнуты в май
Коля: И во дворе зацветает сирень
Милая школа,прощай…
Все: Год сорок первый-у нас выпускной
Вот и последний звонок…
А в переди-небосвод голубой!-
Жизнь в долгий путь нас зовёт…!

Директор: Дорогие мои ученики, я по-прежнему называю вас так, хотя сегодня 21 июня 1941 года, вы уже окончили школу. И завтра вы сделаете первый шаг в свою самостоятельную, взрослую жизнь. Я желаю вам счастья на этой трудной и долгой дороге.

Все: «До свиданья! Наша школа! До свиданья! Наша школа! До свиданья! Наша школа! Ура!» Змейкой бегут по всей площади.
Андрей: А я буду машинистом!
ВСЕ: Обязательно будешь. Ура-а!
Ирина : А я буду летчицей-ей!
ВСЕ: У-у-у-у!
Девушка : А Коля будет капитаном дальнего плавания!
ВСЕ: Бу-у-дет! (движения)
Лара: А я буду художником!
ВСЕ: О-о-о-о-о!
Андрей: Нарисуй нам что-нибудь на память!
ВСЕ: На-а-рисуй! Нарисуй!

Лара: Алый парус надежды!
ВСЕ : Алый парус мечты.
Натка : А я буду любимой женой!
ВСЕ : О-о-о-о-!
Андрей : Вернись, товарищ будущая жена! Ромашки, природа, жизнь счастливая.

Натка: Значит гарантированная тишина!

Коля: Поле красивое, утро к лицу ему.

Лара : В домах за рекой огни зажглись.

Ирина: Люди работают.

Андрей: Смеются!

Натка: Танцуют!
Девушка : И радостно вместе нам становится жить.
(Приходят на танц. Площадку. Танцуют. Музыка – Рио Рита)

Ведущий 1:


Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной – сорок первый год.
Городок провинциальный, летняя жара,
На площадке танцевальной – музыка с утра.
Рио-Рита, Рио-Рита, соло на трубе,
Шевелюра не обрита, ноги при себе.
Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна.
Через месяц и не больше кончится война.
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной – сорок первый год.

(Танцуют пары. Шутки. Смех. Резко прерывается музыка. Звучит сирена. Все пары застывают. Звучат 1-й куплет и припев песни “Священная война”. Дальше картинки замедленного немого кино. Пары распадаются. Юноши берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки надевают темное: платки, кофты, телогрейки и т.д. Они с грустью и тревогой смотрят вслед уходящим солдатам. Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрывы и выстрелы.)

(На сцене остаются Андрей и Ната. Рассказывают по ролям стих)

– Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана –
Прольется пламенной смолой.

– Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду –
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

– Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
– За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба – я и ты.

– Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
– Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,

Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-

И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

Ведущий 2: Нечеловеческая сила в одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила, земное сбросила с земли
И никого не защитила, в дали обещанная встреча,
И никого не защитила, рука, зовущая в дали.

Ведущий 1: Солнце кровавилось в дымчатой мгле.
Красным снарядом било. (пауза) Их уже не было на земле, а оно было.
Ведущий 2: Волны неслись от скалы к скале,
Море гранит дробило! (пауза) Их уже не было на земле, а оно было.
Ведущий 1 : Дерево шло по сырой земле,
Землю корнями рыло! (пауза) Их уже на было на земле, а оно было”.

Ведущий 2: Слушайте письма военных лет!
Это письма погибших к родным, близким, любимым.
Они писались под пулями. А под пулями не лгут.
Слушайте письма военных лет.

(музыка)
Коля:
“Дорогая! Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Там наши моряки отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Разгром врага под Москвой неминуем. Это будет началом его полного разгрома. Перед нами стоит благородная задача – очистить советскую землю от фашистских варваров, чтобы наши дети – будущее нашей Родины – жили спокойно и не знали, что такое война. Я уверен в нашей победе. Мне скоро выпадет счастье бить врага. Дорогая! Помни, в этой битве я либо буду героем, либо погибну за великое дело нашего народа.
Целую, твой Николай”.
Лара: Завтра я умру, мама. Ты прожила 45 лет, а я лишь – 18. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Я знаю, за мою смерть отомстят. Не плачь, мама. Я умираю зная, что всё отдала победе. За народ умереть не страшно. А как бы хотелось пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь…
Ирина: “Боевой первомайский привет! Дорогие мои! За последнее время получила шесть писем от вас, вот это праздник! Вообще письма получаю очень редко в связи с особыми условиями работы, но зато сразу пачками… Сейчас нахожусь на территории Ленинградской области, в “гостях” у “фрицев”, живу с ними “дружно”, знаем и ненавидим друг друга от всей души: они – за “беспокойную жизнь”, ну а мы за все: за кровь, за муки, за издевательства. То, что ты читаешь в газетах или слышишь по радио, – это ничто в сравнении с тем, что видим почти ежедневно мы…
Крепко целую. Ваша Ира”

Ведущий 1: Я знал, что значит почтальон хромой,
Которого все ждали и боялись
Ведущий 2: А, вдруг, таким придёт и мой?!
Ведущий 1: А, вдруг, совсем… (пауза).

Ведущий 2: На улицах шептались
Взвивался над селом истошный крик.
И слово тяжкое:
Ведущий 1: (громко) Убили!

Ведущий 2: Я помню “первым” и ещё “зарыт”,
И кажется ещё, “в сырой могиле”
Шёл почтальон, как ворон без крыла.
Скрипел его костыль от хаты к хате.
Так каждый день (пауза). Осталось полсела
Из тех, кто ждут, когда их горе хватит”.

Ведущий 1: Но разве память бывает живой?
Ведущий 2: А ты не веришь? Человек может умереть дважды
Там на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!

(колокольный звон)

Ведущий 2: Снова колокольный звон…

Ведущий 1: Да…и мы будем помнить всегда, каждый раз когда услышим звон…

(На середине сцены стоит стул)

Девушка: На стенке фото пылится

И каждый день на заре

Смотрю на юные лица…

Мы жили в одном дворе,

Учились в одном десятом,

Всегда - как одна семья.

Такими мы были когда-то…

А в центре, представьте, я! (Садится на стул)

(музыка. Выходит Андрей, встает за спинкой стула)

Он весь наш класс защищал.

Очень любил поспорить

И на гитаре играл.

Натка – душа компании…
(появляется Натка. Встает с Андреем, они переглядываются и улыбаются друг другу)

И в школьных делах мостак.

Бывало что на свидание

Не успевала никак.

Их звали «жених и невеста»

Они не смущались, нет.

Любовь - это всем известно –

Не знает преград и лет.

Лара с Ириной - подружки…

(держась за руки появляется Лара и Ирина. Встают одна рядом с Натой, другая - возле стула)

Вдвоем везде и всегда.

Веселые две хохотушки

И не разлей вода.

А это спортсмен наш Коля!

(Коля приседает возле стула перед Андреем. Получается фотография)

Колей гордится дом!

Все мысли - о футболе,

Ну а учеба - потом.

(Громко звучит музыка. Стоп - кадр. Фотография оживает. Ребята поочереди выходят на авансцену, произносят текст)

Андрей: Вот так мы тогда и жили.

Экзамены шли к концу.

Коля: Девчонки платья пошили,

Чтоб каждой было к лицу.

Ната: Выпускной был такой веселый!

Танцы и ночь без сна!

(звучит Рио Рита и резко обрывается)

Лара: Мы успели закончить школу,

Когда началась война.

(музыка)

Ирина: Стояли мы оглушенные,

И двинуться не могли…

Девушка: И словно завороженные

Руки свои сплели.

(все на авансцене берутся за руки)

Андрей: Всю ночь до утра не спали вглядываясь в горизонт

Девушка: А губы сами шептали…

Все: На фронт! На фронт!На фронт!

(громко звучит марш, потом становится фоном)

Коля: И нас война разметала!

(шеренга распадается. Все меняют местоположение. На месте остается лишь девушка. Она в центре.)

Всех по разным фронтам!

Девушка: Кто был там, знает, не мало

На долю выпало нам.

Горечь дымных рассветов

Впитал в себя каждый из нас.

(музыка обрывается. Пауза)

Нет! Не хочу об этом!

О будущем будет рассказ!

(звучит фоновая музыка)

(С разных концов сцены идут на встречу друг другу Андрей и Ната.
Встречаются на авансцене слева от девушки)

Ната: Долго мы друг о друге не знали:

Как, что и где…

Андрей: Под долгие песни вьюги

Я вспоминал о тебе.

Мы встретились в сорок третьем,

Как видите - навсегда!

(обнимает Нату за плечи)

Ната: Счастливей пары на свете

Не было никогда!

(На авансцену выходят Лара с Ириной. Встают справа от девушки)

Ирина: Мы были медсестрами в роте.

Лара: И хоть горели в аду,

К этой страшной работе

Привыкли в боях,

На ходу.

Ирина: А после победной песни

Осуществили мечту:

Учились, работали вместе…

Лара и Ирина: Закончили мединститут!

(Коля встает рядом с Ларой и Ириной)

Коля: Горели бескрайние дали

И сердце летело вскач!

Мы фашистские каски топтали,

А не футбольный мяч!

После войны, за город играя,

Точен я был всегда,

И каждый гол посвящал я

Девчонкам 10 «А».

Девушка: Поверьте, все так и было!

И счастливы были все.

И птицы по небу плыли,

И звезды купались в росе!

Я знаю, все так и было!

(громко звучит музыка. Резко обрывается)

Если бы не война…

Ларка первой погибла,

Под Львовом лежит она.

(Лара уходит в глубь сцены, встает спиной к зрителям)

Ирина с Наткой - чуть позже…

(Ирина и Ната встают рядом с Ларой)

Потом не стало ребят.

(Андрей и Коля уходят в глубь сцены)

Я даже не знаю, Боже,

Где они все лежат…

(Девушка идет на левую часть авансцены, чтобы не загораживать ребят)

На стенке фото пылится.

И каждый день на заре

Смотрю на юные лица…

Мы жили в одном дворе.

Такими мы были когда-то –

Последний десятый класс…

Простите меня, ребята,

Одна я живу…за вас.

(Уходит. Музыка «Я сегодня до зари»)

Каждый год все дальше от нас уносит страшные воспоминания о беспощадной войне, все меньше остается очевидцев боевых действий, людских страданий и лишений, все реже с каждым годом - ряды ветеранов. «Праздник со слезами на глазах» в этом году наша страна отметит в 70-й раз. Подготовились к дате и петербургские театры. Предлагаем Вашему вниманию пятнадцать спектаклей о Великой Отечественной войне, которые на пару часов перенесут зрителей из мирного Петербурга в далекие и страшные военные годы.

«По дорогам побед» в Петропавловке

В Нарышкином бастионе Петропавловской крепости, на специально сооруженной декорации из кузовов военных машин будет показан спектакль, главным героем которого станет прославленный персонаж поэмы Александра Твардовского - Василий Тёркин. В смотре военных концертных бригад выступят разные творческие коллективы города, а также новгородский фольклорный театр «Кудесы». Ожидается много музыки, танцев и поэзии. Финалом программы станет танцевальный флеш-моб с сотней юных исполнителей. Еще на территории Петропавловской крепости - обновленные по случаю праздника экспозиции выставок «Будни Полярных конвоев» в атриуме Комендантского дома, «Зеленый пояс Славы» в Невской куртине и военная техника времен Великой Отечественной войны. Вечером, в 22:00 - тридцатизалповый праздничный салют из дюжины оружий и десятка салютных установок.

Когда: 9 мая, с 15:00 до 22:10
Где: Петропавловская крепость
Стоимость: бесплатно

в Театре «Мастерская»


Последняя премьера молодого театра «Мастерская» под руководством Григория Козлова названа начинающим режиссером Федором Климовым «Я не видел войны». Это основанная на реальных событиях лирическая сага о выживании учащихся и педагогов Ленинградского театрального института в страшные времена Второй мировой. Представители творческих профессий не только стойко стояли на защите Отчизны, но и поддерживали дружеские связи, влюблялись и рожали детей. Созданный по мемуарам, дневниковым записям и переписке с родными тех лет спектакль откроет еще одну грань таланта недавних выпускников театральной академии, успевших полюбиться в «Тихом Доне» и «Братьях Карамазовых».

Когда: 8 и 9 мая, с 20:00 до 21:10
Где:
Стоимость: 500 - 700 руб.

«Песни Победы в репортажах военных корреспондентов» в Доме Кочневой


Уже по названию становится ясно, кому посвятила свою новую работу творческая группа «Петербург-концерта». Речь идет о представителях бесстрашной профессия фронтового журналиста, которые, наравне с отважными военными, ходили в разведку и атаку, брали переправы и высотные точки, и при этом фиксировали ход боевых действий в своих очерках и заметках. В спектакле как раз и собраны произведения, описанные военкорами, сражавшимися на фронтах Второй мировой. Кроме статей и стихов со сцены прозвучат песни Давида Тухманова, Микаэла Таривердиева, Булата Окуджавы, Вениамина Баснера и других композиторов. Исполнители - лауреаты международных конкурсов.

«Дорогой жизни» в театре «На Литейном»


Театр «На Литейном» представляет спектакль-концерт о тех, кто день за днем шел дорогами войны, приближая День победы. Актеры со сцены читают подлинные документы истории – письма с фронта. И пусть солдат делится чем-то особенно личным, в его искренних словах слышна уверенность в том, что конец смертям и разрухе скор, враг будет разбит, и правда, истина будет за нами. В лаконизме пустой сцены, на фоне подлинных кадров кинохроники открытые лица актеров, рассказывающих об опыте своих близких, прошедших адовы испытания и не сдавших ни пяди Родины врагу. Режиссер Андрей Сидельников сумел поставить динамичный спектакль, соединив в нем живые историй с популярными песнями тех лет в оригинальной аранжировке композитора Николая Морозова.

Когда: 10.05.2015, с 19:00 до 20.15
Где:
Стоимость: 100 руб.

в Театре эстрады им.А.И.Райкина


Театр эстрады имени Аркадия Райкина предпринял попытку рассказать о том, как «были-жили» в ту военную пору. Воплотить рискованный замысел - превратить ставшие забываться чужие воспоминания в свой личный опыт - решились выпускники мастерской Юрия Гальцева и известный киноактер Андрей Зибров. Та самая жизнь была наполнена не только военными заботами. Кроме тяжелого фронтового и трудового подвига люди мечтали о мирной жизни, хотели любить и быть любимыми, стремились к всеобщей победе и личному счастью. Оттого слезы смешались с радостью и горем, а известия о потере близких обезоруживали, лишали человека слов. Последняя работа Театра эстрады учит тому, что подобное нельзя забывать.

Когда: 11 мая, с 19:00 до 21:30
Где:
Стоимость: 600 - 1500 руб.

в Театре на Васильевском


По случаю грандиозного праздника - премьера в Театре на Васильевском! Труппа молодых и талантливых актеров, выпускников театральной академии разных лет вместе с главным режиссером Владимиром Тумановым и педагогом по вокалу Виктором Волна выпустили пронзительно-лиричный спектакль «Все для Победы» с признанием в любви к своей стране и тем людям, которые отстояли в суровые годы тягот и лишений право на нашу мирную жизнь. Со сцены прозвучат стихи известных российских поэтов, музыкальные шлягеры тех лет, хиты из патриотических кинолент, рассказывающих о геройском подвиге советского народа.

Когда: 9 мая, с 19:00 до 20:30
Где:
Стоимость: 400 - 1300 руб.

Большого театра кукол


Поражающий лаконизмом и аскетизмом выразительных средств спектакль-концерт юных выпускников мастерской Руслана Кудашова в Большом театре кукол. Сотканный из музыки, света, пронзительных стихов и глубоких драматичных монологов концерт способен задеть за живое. Такая форма передачи памяти, от стремительно уходящего от нас старшего поколения, ставшего свидетелями и участниками тех страшных событий, нам, пра-пра-правнукам далекой и совсем неизвестной войны. В аутентичном исполнении песен есть совершенно новый взгляд на тяжелую человеческую долю того времени, когда внутри нечеловечных обстоятельств вдруг рождаются поводы для иронии или радости, позволяющие пережить забытые чувства солидарности, единения, родного плеча, и помнить о потерянных близких.

«Севастопольский вальс» в Театре музыкальной комедии


Музыкальная комедия Константина Листова 1961 года родилась из одного сверхпопулярного шлягера, разлетевшегося после первого же исполнения на концерте по случаю десятилетней годовщины со Дня Победы. Романтичный сюжет о судьбах севастопольцев смог соединить героику и лирику, поэтику и юмор. Главного героя, командира военного судна Дмитрия Аверина, судьба проверила не только войной, но и любовными чувствами. Лента воспоминаний переносит его из торжественного бала 1949 года в тяжелые дни последних боев за Севастополь, когда его жена прислала сообщение, что разрывает союз и уходит к другому мужчине, а рядом с капитаном оказалась женщина, настоящее чувство которой спасло герою жизнь. На сцене Театра музыкальной комедии третья редакция этой легендарной оперетты в постановке режиссера Игоря Коняева погружает вас в эстетику пафосного и светлого советского кино.

Когда: 5 и 6 мая, с 19:00 до 22:00
Где:
Стоимость: 250 - 1000 руб.


Жизни ленинградцев в период блокады посвящен новый спектакль театра им.Ленсовета «И в День Победы, нежный и туманный...» в постановке народного артиста России Олега Левакова. Отрезанный от остального мира кольцом неприятеля город продолжал жить активной жизнью. После работы люди ходили на спектакли и концерты, слушали радиотрансляции и посещали музеи и выставки живописцев. Культура настойчиво доказывала право на существование в таких суровых условиях, проявляя подлинную живительную силу, позволяющую выживать. Оттого героическими кажутся и неизвестные факты судьбы самого (Нового) театра им.Ленсовета, внесшего свой вклад в Победу. Популярные песни той, военной поры прозвучат в исполнении актеров молодой студии при театре.

«О тех, кого помним и любим…» в Театре им. В.Ф.Комиссаржевской


Народная артистка Тамара Абросимова по случаю праздника Победы поставила спектакль-концерт «О тех, кого помним и любим…», погружающий публику в атмосферу военного времени. На сцене демонстрируются документальные кадры, звучат настоящие голоса эпохи, смешавшиеся с сегодняшними звуками мира, обеспеченного той героической схваткой с врагом и над ним победой. Кроме музыкальных шлягеров, прозвучат стихи, частушки, воспоминания, мемуары, и живое слово от участницы боевых действий, народной актрисы РСФСР Галины Короткевич. По окончанию концерта все участники и публика переместятся на уличную сцену, установленную на Малой Садовой, где в 20:00 начнется Марафон артистов драмтеатров.

Когда: 9 мая, с 18:00 до 21:00
Где: , сцена на Малой Садовой.
Стоимость: 100 руб.

«Парень из прошлого» в ТЮЗе им.А.А.Брянцева


Наши дни. Мать и дочь оказываются на пороге старой ленинградской квартиры, где после их приезда начинаются невероятные события. В специально созданной для ТЮЗа драме современного автора Александра Архипова переработана оригинальная идея Марии Мареевой, предположившей, что парочке наших современниц вдруг откроется возможность попасть в блокадный город весны 1942 года, и они познакомятся с молодым человеком из прошлого, став участницами тех трагических событий. А для этого чуда всего-то следовало найти за ветхими обоями одно старинное письмо.
Разницу взглядов на жизнь (тогда и сегодня) в истории невероятной любви изучат труппа молодых актеров с режиссером Евгением Серзиным на основной сцене театра.

Когда: 9 мая, с 19:00 до 21:30, и 10 мая, с 18:00 до 20:30
Где:
Стоимость: 250 - 300 руб.

«Гала-концерт, посвященный 70-летию Победы» в Эрмитажном театре


По случаю большого праздника Победы на сцене старинного Эрмитажного театра премьера академического коллектива балета имени Л.Якобсона! Гала-концерт – это вечер из двух отделений, где в первом будет показан оригинальный балет «Каменный берег» на музыку Александра Карпова в постановке прогрессивного молодого хореографа Владимира Варнавы, вдохновившегося мемориальной композицией памяти жертв Холокоста в венгерской столице «Туфли на набережной Дуная». Этот памятник десяткам пар обуви, выставленных на брусчатом берегу реки, был открыт лишь в 2005 году, но напоминает о событиях массового расстрела евреев в 44-45 годах.
После антракта, во второй части на сцене дадут четыре балетные миниатюры разных эпох и стилей на музыку Винченцо Беллини, Вольфганга Амадея Моцарта, Геннадия Банщикова и Дмитрия Шостаковича.

Когда: 13 мая, с 18:00 до 20:30
Где:
Стоимость: 2500 - 6000 руб.

«Вечер в честь 70-летия Победы» в Молодежном театре на Фонтанке


«Подруги»
На Малой сцене покажут патриотичную драму в монологах от художественного руководителя театра Семена Спивака по мотивам книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Десять актрис поразят вас искренностью и глубиной драматизма, вновь проживая воспоминания о войне, сломавшей столь разные судьбы юных героинь, лишенных семей, уюта, родных, будущего.

«Песни о войне»
На большой сцене в это время состоится спектакль-концерт «Песни о войне», в котором на фоне документальных кадров хроники прозвучат шлягеры военных лет. В концерте примут участие любимцы публики Валерий Кухарешин, Евгений Клубов, Александр Конев, Владимир Маслаков, Мария Мирош, Александр Рыбаков, Наталья Третьякова, Андрей Фисков, Александр Черкашин, Юлия Шубарева, Сергей Яценюк, группа «Дунаевский ORCHESTRA» и другие.

«Поклонимся за тот великий бой»…
По окончании спектаклей на Большой и Малой сценах все гости приглашаются на прогулку по Измайловскому саду, где случится праздник «Поклонимся за тот великий бой…» с духовым оркестром, танцами и кашей из полевой кухни.

Когда: 9 мая, с 16:00 до 22:00
Где: , Большая и Малая сцены, Измайловский парк
Стоимость: 100 - 500 руб.

«9 мая в БДТ»


Ко Дню Победы на основной сцене Большого драматического театра им.Г.Товстоногова состоится концерт-посвящение празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Прозвучат слова памяти о событиях тех лет от сотрудников театра, переживших войну в блокадном городе, на передовой или во фронтовых бригадах. Дневниковые записи и личные воспоминания актеров, письма Ефима Капеляна - жене, отрывки мемуаров, рассказывающих об учебе в театральном институте в военную пору, реконструкция легендарных номеров концертов и многое другое.
На сцену выйдут народная артистка СССР Алиса Фрейндлих, народные артисты России Валерий Ивченко, Светлана Крючкова, Георгий Штиль, Нина Усатова и другие. Программу подготовил режиссер Андрей Максимков.

Когда: 9 мая, с 19:00 до 20:30
Где:
Стоимость: 1000 - 6000 руб.

«Братья и сестры» Льва Додина


Третья редакция (1978, 1985, 2015) легендарного спектакля Льва Додина по деревенской прозе советского писателя Федора Абрамова, ставшей визитной карточкой Малого драматического театра - Театра Европы. Новый, молодой состав артистов в дни празднования 70-летия Победы два вечера будет выходить на сцену, чтобы вновь рассказать о тяжелых, голодных годах послевоенной страны, в далекой северной деревеньке Пекашино, оказавшейся типичной для всей страны, восстанавливающей экономику, сельское и городское хозяйство, латая вместе со своими поломанными судьбами и родное государство. Взгляд на прошлое неожиданный, но глубоко человечный, оттого и убеждающий своей правотой.

Когда: часть I - 9 мая, с 19:00 до 22:00, часть II - 10 мая, с 19:00 до 22:00
Где:
Стоимость: 200 - 800 руб.

Звучит фонограмма песни «Журавли» Ведущий!: Землякам - Большеключинцам,
пережившим тяжелые годы Великой Отечественной войны, посвящаем наш вечер.
Слушайте, люди!
С вами говорит история.
Здесь не было войны, чтоб жгли хлеба и хаты.
Здесь не было войны, где б падали солдаты.
Но здесь была война, не легче той кровавой. Но здесь была война, великою и правой.
Но здесь была война, где женщины косили. Но здесь была война, где громко голосили.
Но здесь была война, здесь тоже умирали. Зайди-ка наугад в любое из селений,
И посмотри солдат припавших на колени. Они в седых плащах, из мрамора и бронзы.
В глазах они таят, не прошеные слезы. А ты слезу утри, и поклонись им низко.
И молча прочитай на обелисках списки.
Демонстрация списка погибших во время Великой Отечественной войны земляков

Ведущий 2: Неугасима память поколения,
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте люди встанем на мгновение И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания
Ведущий 1: Вы помните тот день?
Ведущий 2: А Вы?
Ведущий 1: Нет, я не помню, я родился в 1978 Ведущий
2: А я 1986
Ведущий 1: 70 лет прошло. Дети, родившиеся после войны, уже стали бабушками и дедушками.
Ведущий 2: Великая Отечественная война уходит в прошлое.
Становится страницей в учебнике истории.
Фонограмма муз. произведения №4 Караоке.
Звучит голос за кадром. Потомки! Вы слышите звуки.
То памяти нашей голос живой. Сквозь время рвется год сорок пятый.
Рождался в суровых боях под Москвой. Лютая стужа, сугробы по пояс,
И молчаливая поступь солдат. Отлитая в пули, сыновья совесть,
И в сердце присяга: «Ни шагу назад!». Ряды ополчения, у стен Мавзолея
Военный парад и последний приказ! Смотрите потомки! Сейчас 2015.
Показ слайдов фронтовиков села. Вновь оживет о героях рассказ!
Ведущие уходят. Выходит девочка с куклой на руках, садится на скамейку.
Девочка: Завтра у меня день рождения, Мама испечет большой пирог.
И я приглашу друзей. Ой, а давай я тебе песню спою.
Ее сейчас все поют. Она мне так нравится.
Поет «Катюшу». Ее резко перебивает голос из-за кулис
Голос: Настя! Настя! Пора домой.
Девочка: ну что ж мне пора, я тебе завтра допою.
Девочка убегает. Выходят мужчина и женщина.
В руках у женгцины жбан, у мужчины - топор. Звучит мелодия
песни «Калина красная»
Женщина: Да, Иван, нынче травы хорошие, густые.
Мужчина: И всходы дружно поднялись. Богатый урожай осенью снимем.
Женщина: Осенью свадьбу сына сыграем.
Мужчина: Все село пригласим на Алешкину
свадьбу.
Мужчина с женщиной уходят. Выходят девушка и юноша, держась за руки, садятся
Девушка: Ой, Алеша уже светает. Ну и влетит мне дома от отца.
Ты же знаешь, один он у меня.
Алеша: Да что, Женя, все знают, что на Покров свадьбу играть будем.
Девушка: А Покров еще не скоро. Сегодня только 21 июня.
Алеша: Да уже не 21, а 22 июня 1941 года.
(улыбается!. Женя, представляешь, впереди целая жизнь!
Свет приглушается. Идет сообщение о начале войны или запись.
Диктор: Внимание! Передаем важное сообщение.
Сегодня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу,
без объявления войны немецкие войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во
многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города и села.
Не в первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим врагом...
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами. Слайды начала войны.
Сценка: Юноша заслоняет собой девушку, выходит ведущий и на фоне
музыки песни «Священная война»
Ведущий: Что случилось ветер? Скажи мне, ветер? Что за боль у тебя в руках?
Разве солнце не также светит? Или вянут травы в садах?
Почему все люди на рассвете вдруг застыли, раскрыв глаза? Что случилось?
Скажи мне, ветер.
Неужели - это война? На фоне песни «Священная война» идет слайд ухода мужчин на войну.
Ведущий 2: Так случилось, мужчины ушли.
Побросали посевы до срока. Вот их больше не видно из окон, Растворились в дорожной пыли.
Ведущий 1:Мы вас ждем -Торопите коней! В добрый путь!
Пусть попутные ветры не бьют,
А ласкают вам спины. А потом, возвращайтесь скорей...
Ведущий 2: Наше село проводило на фронт 254 человека.
Вернулось с фронта 120 человек.
Ведущий 1: Не все вернулись домой, остались на полях сражений 134 человека.
Мы навсегда сохраним благодарную память о тех, кто защищал нас, спас от фашизма,
принес народам мир. Сегодня мы расскажем только о нескольких судьбах фронтовиков
нашего села. Попросим рассказать внуков о своих прадедах:
Фадееве Михаиле Евгеньевиче
Головачеве Николае Алексеевиче ® Шарапове Михаиле Романовиче
Николаеве Анатолии Петровиче
/идет показ слайдов фотографий из семейных архивов,
музея и рассказы внуков/
Ведущий 2: ВИКТОРИНА
1 .Как называют человека, награжденного
орденами? /кавалер/
2.Как называются военные брюки, облегающие голени и расширяющие кверху? /галифе/
3.Назовите участника прошедшей войны? /Ветеран/
4.Как называется орган управления войсками? /Штаб/
5.Назовите фамилию диктора Всесоюзного радио, читающего во время войны важные официальные сообщения, сводки Информбюро? /Левитан/
6.Самое грозное оружие, которого боялись фашисты? А советские бойцы ласково называли его женским именем. Каким? /Катюша/
7.Что курили бойцы на привале? /махорку/
Звучит фонограмма музыки «Лее Мария» Выходит Мать.
Мать: Ой, зачем ты солнце красное,
Все уходишь - не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын не возвращается?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою,
Отзовись моя кровиночка,
Маленький, единственный!
Белый свет не мил, изболелась я,
Возвратись моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя, горюшко мое, где же ты?
Не могу найти дороженьку, чтоб заплакать над могилкою,
Не хочу я ничегошеньки - только сына милого...
За лесами моя ластонька! За горами - за долами!
Если выплаканы слезоньки, Сердцем плачут матери...
/уходит под музыку, выходит сын/
Сын: Слышишь, мама? Я сын твой.
Я был из твоих сыновей самым старшим. Был я первым в сражении убит...
Только мертвым не стал я! Не сгибаясь, я шел сквозь войну! Слышишь, мама?
Я сын твой! Я стал Сыновьям всей земли старшим братом! Не огнем, что корежит металл,
А лозой виноградной, В чистом поле - волной ковыля, В чистом небе - заоблачной птицей!
Слышишь, мама? Я сын твой! Земля! Я к тебе возвратился. Майским утром и праздничным днем, Что вскипает ликуя... А еще тихим Вечным огнем, Озирает память людскую...
Звучит фонограмма песни «Соловьи».
Выходит Чтец.
Чтец: Память! Память! Ты порой нелепа. Помню:
Я малыш, а рядом мать. Мне б корку маленькую хлеба, Только, где ее теперь достать?
Мама: В ее глазах и боль, и жалость, И губы закушены слегка.
Ласково к руке моей прижалась,
Дрогнувшая материнская рука.
«Потерпи, дочка», - шептали губы.
«Потерпи»...!» Я помню и теперь.
И голодная, сжав упрямо губы,
Я училась медленно терпеть.
Уходит под фонограмму музыки "Аве Мария"
Ведущий 2: Ряды ветеранов редеют из года в год.
В настоящее время в селе остался один ветеран Великой Отечественной войны
ВОШЕЕВ МИХАИЛ АНТИПОВИЧ.
Показ слайдов с фотографиями ветерана, рассказ о нем
Ведущий 1: Фронт и тыл - это самое высокое родство.
Это равенство в подвиге, равенство в непреклонной вере в Победу!
Женщины, дети, старики прошли через муки ада.
Трудились, веря в своих мужей, отцов, сыновей. Веря в будущее, веря в Победу.
Предоставляется слово труженикам тыла, идет показ слайдов фотографий
тружеников тыла села. Ведущий: Песня помогала жить, заставляла надеяться,
верить, ждать, облегчала боль и страдания. Давайте вспомним, песни о войне.

ВИКТОРИНА «Из каких песен эти строки»:
1.«На границе тучи ходят хмуро
Край суровый тишиной объят...»/Три танкиста/
2.«Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей...» /День Победы/
3.«Ах, война, что ты сделала подлая
Стали тихими наши дворы...» /До свидания, мальчики/
4.«Вставай, страна огромная,
Вставай, на смертный бой» /Священная война/
5.«Что ты, Ваня, приуныл
Голову повесил? ...» /Вася-Василек/
6.«Раскудрявый, клен зеленый, лист резной, Я влюбленный и смущенный пред тобой...»
/Смуглянка/
7.«Мне, кажется, порою, что солдаты
С кровавых, не пришедшие полей...» /Журавли/
8.«Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза...» /Землянка/
Фонограмма песни «Журавли» Инсценировка «Дети войны».
Озираясь, выходят мальчик и девочка в поношенной одежке, мальчик с котомкой в
руках
Девочка:/в руках зажаты колоски/ Вот-вот я нашла /протягивает одну руку к колоску/.
А вот еще. Мальчик: Ты чего расшумелась? Нашла - суй в котомку.
Девочка: Санька, а можно я один здесь сжую?
Очень есть хочется.
Мальчик: Жуй, уж, только не шуми,
А то услышит кто.
/девочка разминает колосок. Выходят двое мужчин/
1-ый: Ну что я говорил... А ну стой! Попались голубчики! /хватает детей/.
Я их давно заприметил. Чуть стемнеет, а они уже огородами на поле. Колоски собирать.
2-ой: Да погоди ты кричать. Тут разобраться надо.
1-ый: А чего тут разбираться? /выхватывает из рук девочки колоски/.
Вот гляди /достает из сумки
колоски/ Ух, глазищи выпучила! /замахивается на девочку/
Мальчик: Не трогайте ее!
1-ый мужчина: Ты видел? С колхозного поля тащат. И на людей бросаются. Да я тебе!
2-ой: Да уймись ты. Дети ведь. Пусть идут. Отпусти! Отпусти, кому говорю.
1-ый: Так, значит? Ну что ж, тебе видней. Ты председатель, пока...
Мария: Ох, бабоньки, что же это делается? За что на наших детей-то кидаться?
Ладно, мы голодные. На фронт все отправляем, но ребятишки наши, как им понять,
что нельзя на колхозном поле колоски собирать, хоть и на убранном.
Дарья: Мало наши дети за войну проклятую настрадались, наголодались, отцов своих лишились. Всю войну вровень со взрослыми работали. У, злодей! Колоска какого-то ребенку голодному пожалел.
Катерина: Бабоньки! Девчата! Родненькие мои!
Дождались! / к ней подбегают женщины/
Мария: Что случилось? Ну, говори же, говори!
Катерина: Победа! Победа!» /шепчет/Победа...
Дарья: Не может быть... Неужели?! Звучит фонограмма песни «День Победы».
Выбегают все участники, обнимаются, машут платками, подкидывают
шапки.
Ведущий!: Победная весна, как ярко светит!
Она пришла - победная весна!
Мирному небу радуются дети.
И мирная настала тишина.
Солдат, ты победил и где б ты ни был,
Запомни этот светлый вальс Победы!
Танцуют вальс

Ольга Ковальчук
Сценарий мероприятия ко Дню Победы. Театрализованная композиция «Дети о войне»

Сценарий театральной композиции

"Дети о войне "

Цель : Формирование патриотических чувств, любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи : 1. Формировать представления о ВОВ и ее защитниках,военных профессиях.

2. Развивать память, мышление, творческое воображение,

3. Воспитывать чувства сопереживания другим людям.

Звучит мелодия «Солнечный круг» на сцене играют дети , резко обрывается музыка, звучит фонограмма далеких взрывов. Дети собираются в кучку , прислушиваются, следят за небом.

Тая - Что это за грохот?

Даша – Это взрывы на нашем карьере.

Тая – А как будто взрыв бомбы.

Кирилл – А если бы это правда была бомба, если бы правда началась война , что бы мы стали делать?

Максим – Я бы выучился на моряка и стал бы сражаться с фашистами.

Демьян– Моряком конечно хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь, и полка нет.

Даша – Так уж сразу и полка?

Демьян – Ну может быть и не полка, но многих фашистов бы уничтожил.

Кирилл – А я буду сержантом, как мой дед.

Тая – А на каком он фронте?

Кирилл – Он погиб под Брестом, а потом и бабушка умерла от голода в Ленинграде. (пауза)

Даша- Да, мне мама рассказывала что в Ленинграде от голода очень много людей погибло,и много детей.

Демьян –

Войны я не видел , но знаю,

Как трудно народу пришлось.

И голод, и холод и ужас –

Все им испытать довелось

Даша – А я буду медсестрой и буду лечить раненых солдат.

Тая – А можно я тоже буду лечить солдат.

Даша – Конечно, пойдем, мальчики давайте мы будем вас лечить.

(Дети играют . Выходит мама, зовет дочь.)

Мама – Тая пора домой.

(девочка прощается с друзьями, подходит к матери, дети уходят ).

Тая – Мам, а что такое голод? Настоящий, от которого люди умирают?

Мама – А почему ты спрашиваешь?

Тая – Ну, ребята говорили.

Мама – Представь, входишь на кухню, а еды нет. Ни в холодильнике, ни на плите.

Тая – Тогда я просто хлеб пожую.

Мама – Но и хлеба нет.

Тая – А мы в магазин сходим.

Мама – В магазине тоже хлеба нет.

Тая – Мы в другой магазин сходим.

Мама – Ни в другом, ни в третьем, нигде хлеба нет!

Тая – А мы позвоним бабушке Нине, у них в деревне такие поля, и такой вкусный хлеб пекут, ммм.

Мама – Но и в деревне хлеба нет, нигде, понимаешь, нигде хлеба нет.

Тая – Но ведь так не бывает, не бывает, (плачет, убегает)

Детям, пережившим ту войну

Поклонится нужно до земли.

В поле,в оккупации,в плену,

Продержались,выжили,смогли.

У станков стояли как бойцы,

На пределе сил но не прогнулись.

И молились чтобы их отцы

С бойни той немыслимой вернулись.

Дети , что без детства повзрослели,

Дети обделенные войной .

Вы в ту пору досыта не ели

Но честны перед своей страной.

Мерзли вы в нетоgленных квартирах

В гетто умирали вы в печах

Было неуютно,страшно,сыро

Но несли на слабеньких плечах

Ношу непосильную, святую

Чтоб скорее мира час настал

Истину познавшие простую

Каждый на своем посту стоял.

Девочки и мальчики войны .

На земле осталось вас не много.

Дочери страны ее сыны

Чистые пред Родиной и Богом

В этот день и горестный и светлый (дети выходят на сцену ?встают вокруг воспитателя

Поклониться от души должны

Мы живым и не дожившим детям

Той большой и праведной войны

Мира вам,здоровья долголетия,

Доброты, душевного тепла,

И пускай нигде на целом свете

Детство вновь не отберет война .

(под фонограмму «Солнечный круг» поклон и уход со сцены )

Адрес для просмотра композиции - https://youtu.be/AKpsCcHNX8s

Публикации по теме:

«Дети войны». Музыкально-литературная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне Для детей подготовительных групп. Цель мероприятия: формирование социально-активной позиции детей, воспитание чувства патриотизма, сохранение.

Дню Победы – наш салют!Музыкально-литературная композиция к 70-летию Дня Победы. Цель: ознакомление детей со значением исторической даты.

Государыня Масленица-театрализованная композиция. Государыня Масленица- театрализованная композиция. Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Ведущий: Государыня Масленица! Проводы зимы! Это.

«Вечная слава героям, павшим за Родину-мать!» Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств учащихся. Задачи: 1. Знакомство.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию сценарий нашего 7-минутного выступления на городском фестивале "Нас песня в окопах спасала. ",.

Сценарий праздника к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне Ведущий: Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не.