Су 37 в какие страны продавался. F22 против Су37

Су-37 – истребитель, используемый в качестве перехватчика любых воздушных целей вне зависимости от габаритов. Даже малозаметные летательные аппараты с ЭПР не могут помешать самолету получить полное превосходство в воздухе. Машину сконструировали на базе Су-35, а в апреле 1993 года он совершил свой первый полет.

Данный проект интересен тем, что на нем отработали практически все новые маневры, в частности выход на сверхбольшой угол атаки и околонулевую скорость. К ним относится и способность разворота в плоскости тангажа на 360 градусов (также именуемый «Чакра Фролова»), фиксированный разворот боевого порядка за время менее 10 секунд, вертикальный поворот, «Кобра Пугачева» с углом атаки 150-180 градусов, полный разворот на «Кобре», «Колокол» и переворот на нем, переворот с малой потерей высоты от 300 до 100 метров.

Большинство технических решений, применённых на самолете, обеспечили ему:

    алгоритмическую защищенность и многоканальность всех прицельных и информационных систем;

    возможность без входа в зону ПВО атаковать любого наземного противника;

    маловысотный полет с обходом и облетом наземных препятствий;

    групповые автоматизированные действия по наземным и воздушным целям;

    противодействие оптико-электронным и радиоэлектронным средствам противника;

    абсолютно все этапы боевого применения и самого полета могут исполняться автоматически.

Сочетающий в себе отличную аэродинамическую схему с ПГО (переднее горизонтальное оперение) самолет сконструирован по системе «интегральный неустойчивый триплан». Поскольку изначальной базой для воздушной машины был Су-27, их планерная конструкция во многом схожа. Однако в Су-37 используются алюминиево-литьевые сплавы нового образца и увеличена доля композиционных материалов. Специально для этого самолета разработали новое крыло, что в свою очередь позволяет помещать больше топлива. В сравнении с базовой моделью немного увеличили высоту и хорду вертикального оперения. Добавочными топливными баками стали кессоны килей. Поскольку взлетная масса возросла, то необходимостью стало укрепление стоек шасси и снабжение носовой опоры двумя колесами.

Благодаря увеличению количества топлива самолет способен лететь намного дольше в сравнении с Су-27. Именно из-за этого решено было установить на истребителе контейнер с запасом воды и пищи, механизм утилизации отходов и добавить запас кислорода. За катапультирование пилота отвечает новое кресло КД-36ДМ (угол наклона спинки – 30 градусов).

Инженеры из ОКБ еще на опытный Су-37 решили установить двигатель с устройством управления тяги канала тангажа. От двигателей отходит цифровая электронная система управления, интегрированная с системой управления всего самолета. На максимальном угле поворота и в режиме максимального форсажа на поворотном элементе сопла двигателя обеспечено автоматическое охлаждение. Благодаря рассогласованию направления тяги левого и правого двигателей через систему управления вектором тяги возможно пилотирование самолетом в плоскостях тангажа и рыскания. На перехватчик установили штангу топливоприемника (способна убираться) системы дозаправки в полете.

В конструкции Су-37 используется цифровая ЭДСУ – электро-дистанционная система управления. Она поддерживает управление всех рулевых поверхностей и отклонение вектора тяги. При всем этом безопасность полета автоматическая, поскольку контролируется ограничением перегрузок в сочетании полетного режима и массы. Дополнительно установили механизм автоматизированного выхода из штопора.

На самолет установили новые гидронасосы и электрогенераторы, которые обеспечивают увеличенное энергопотребление нового КБО (комплекс бортового оборудования).

В комплекс БРЭО входят подсистемы, пользующиеся элементами искусственного интеллекта и обеспечивающие упреждающее попадание по воздушным целям вне зависимости от габаритов. На истребителе установили комплекс импульсно-доплеровской БРЛС с неподвижной антенной, фазированной решёткой и БРЛС заднего обзора. Су-37 способен обнаружить истребитель противника на расстоянии от 80 до 100 километров. Установленная РЛС осуществляет процесс одновременного обнаружения 15 воздушных целей и управление 6 ракетами класса «воздух-воздух». В состав усовершенствованной оптико-электронной системы прицеливания истребителя входят телевизор и дальномер-целеуказатель. БРЛС совмещена с оптико-локационной системой и подключена к усовершенствованному нашлемному прицелу. Они объединены в один комплекс.

Также для проведения групповых операций на самолёт установили защищенную автоматическую систему передачи данных о противнике. Она способна координировать все действия группового боя. Оборонный комплекс состоит из оптических датчиков, предупреждающих пилота об атакующих ракетах, новой станции радиотехнической разведки, систем активного подавления и устройства постановки пассивных ИК и радиолокационных помех.

Данный самолет представляет собой унифицированную боевую машину, способную в случае необходимости действовать абсолютно автоматически, включая ведение огня по воздушным и наземным целям и противодействие оптико- и радиоэлектронным средствам РЭБ. В состав связного оборудования входят радиостанции КВ и УКВ диапазона, система спутниковой и телекодовой связи.

Вооружение Су-37

Состав оружия истребителя изначально планировался на самолет-перехватчик, но полученные данные исследований и испытаний создали возможным расширить сферу применения самолета. На истребителе установили автоматическую одноствольную пушку ГШ-301. В ней применяется патрон калибра 30 мм, общий боезапас − 150 патронов, а стреляет она со скоростью 1500 выстрелов в минуту. Для получения полного превосходства в воздухе решено было применить УР класса «воздух-воздух» с дальностью поражения на разных дистанциях. Дополнительно установили новую ракету РВВ-АЕ, способную поражать цели на средней дальности.

За уничтожение противника на земле и воде отвечает комплекс ракет класса «воздух-поверхность» с разными типами наведения. Поскольку самолёт может работать одинаково хорошо и днем, и ночью, то и ракеты должны соответствовать. Х-29Т – телевизионное наведение, Х-29Л – лазерное наведение, Х-31П – противорадиолокационные ракеты, Х-31А и Х-35 – ракеты противокорабельного применения. Дополнительно устанавливается комплекс неуправляемых ракет, авиабомбы и баки с напалмом.

Су-37 характеристики:

Модификация
Размах крыла, м 14.698
Длина самолета, м 22.183
Высота самолета, м 6.433
Площадь крыла, м2 63.50
Масса, кг
пустого 18500
максимальная взлетная 34000
Двигатели 2 ТРДДФ Сатурн АЛ-37ФП
Максимальная тяга, кгс 2 х 14500
Максимальная скорость, км/ч:
на большой высоте 2500
у земли 1400
Практический потолок, м 18000
Практическая дальность, км
с одной дозаправкой в воздухе 6500
без дозаправки 4000
Боевой радиус действия, км 800
Экипаж, чел 1
Вооружение: 30-мм пушка ГШ-30 (150 патронов).
Боевая нагрузка - 8000 кг на 12 узлах подвески:
Возможна подвеска 8 УРВВ - Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77), а также малой дальности и ближнего боя (Р-73, Р-73М, Р-60М)
и 6 УРВП С-25ЛД, Х-29Л и Т, Х-59М, Х-31А и П
а так же бомб - КАБ-500Кр, ФАБ-500, -250, ОФАБ-100 и
НАР С-8, С-13, С-25

Самолет Су-37 знаком многим, но больше части людей эта машина знакома как модификация легендарного истребителя Су-27. Однако в нашей статье речь пойдет не об истребителе, который известен многим по своим демонстрациям на авиасалоне МАКС, а о другом самолете Су-37, который по замыслу его создателей должен был стать продолжением линии тактического ударного самолета (штурмовика) Су-25. Данный самолет конструктора В. Бабака так ни разу и не появился на авиасалоне МАКС, но в 1991 году единожды был представлен на авиасалоне в Дубае. То было первое и последнее появление штурмовика Су-37 на публике.

В 1989 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС на машиностроительном заводе им. Сухого был начат процесс разработки эскизного проекта многофункционального истребителя-бомбардировщика, который получил первоначальное обозначение Су-37. Данный самолет должен был заменить в составе ВВС СССР, а также стран Варшавского договора парк тактических ударных самолетов: Су-7, Су-17, Су-20, Су-22, Су-25, а также самолеты МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27. Помимо этого самолет планировалось поставлять в Финляндию, Китай, Индию, Югославию, Северную Корею и ряд других стран.


Новый самолет был предназначен для поражения наземных (а также надводных) подвижных бронированных и небронированных целей, площадных и неподвижных малоразмерных целей, комплексов системы ПВО, ведения разведки в простых и сложных метеоусловиях в любое время суток. Помимо этого самолет мог использоваться для борьбы с ударными и транспортными самолетами противника, он мог успешно противостоять армейской и тактической авиации противника, включая боевые тактические самолеты и противотанковые вертолеты.

Предполагаемый высокий уровень летно-технических характеристик Су-37 был основой обеспечения его живучести и эффективности над полем боя. Достаточно большой вес боевой нагрузки, короткие посадочные и взлетные дистанции, возможность базирования на грунтовых и поврежденных ВПП, а также достаточная маневренность позволяли считать Су-37 очень удачным и эффективным ударным самолетом.

Поперечное сечение фюзеляжа Су-37 и его крыло были оптимизированы для использования на малых высотах. Максимальная скорость полета машины на малых высотах оценивалась в 1 500 км/ч. Крейсерская скорость и дальность полета к цели на малой высоте должны были превышать аналогичные показатели у советских истребителей стоящих на вооружении и относящихся к 4-му поколению. В то же время малый удельный расход горючего обеспечивал самолету большой радиус действия без необходимости дозаправки машины в воздухе. При этом возможность данной процедуры была предусмотрена. Расчетный боевой радиус Су-37 с боевой нагрузкой на уровне 3-х тонн должен был составить – 1 500 км. Расчетная скорость захода на посадку составляла 250-260 км/ч, а скорость самолета в момент касания полосы оценивалась в 220 км/ч.

Основной версией Су-37 для нужд советских ВВС должен был стать ударный самолет, который сменил бы штурмовик Су-25. При увеличенном на 40% взлетном весе новый ударный самолет мог нести на 88% больше боевой нагрузки, чем сменяемый Су-25. Но так как штурмовики Су-25 все еще могли соответствовать своему назначению и с успехом решать боевые задачи, в то время как СССР уже тогда испытывал значительные экономические трудности, было решено провести такую замену через 5-8 лет.


В итоге ОКБ им. Сухого так и не получило денежных ассигнований на создание опытного экземпляра Су-37 по причине ограничений в госбюджете СССР. Исходя из этого, главным направлением было выбрано продвижение самолета на международный рынок. Рассматривался вариант, при котором создание Су-37 предусматривалось в кооперации с государствами, обладающими менее развитой авиационной промышленностью. Такое решение позволил бы партнерам сравнительно дешево получить специализированный, либо многоцелевой самолет на базе Су-37.

Советская программа по созданию нового ударного самолета Су-37 как бы предвосхитила аналогичную американскую программу JSF. Основным назначением Су-37 должно было стать уничтожение наземных сильно защищенных целей. Для решения этой задачи Су-37 планировалось оснастить широкой номенклатурой вооружений класса «воздух-поверхность». Общая масса боевой нагрузки, которая могла размещаться на 18 точках наружной подвески, должна была составить 8,5 тонн. Одновременно с этим новый самолет должен был в состоянии решать и истребительные задачи, причем как в маневренном ближнем, так и в сравнительно дальнем бою с использованием управляемых ракет. Обеспечивалось это включением в состав его вооружения УР «воздух-воздух» малой дельности и среднего радиуса действия. Помимо этого Су-37 планировалось оснастить скорострельной автоматической пушкой.

Достаточно близко Су-37 подошел к JSF и по своим летно-техническим характеристикам. Оба самолета должны были быть в состоянии обеспечить сверхзвуковую скорость полета, однако, с умеренным число М (1,8 для Су-37 и 1,6 для JSF) и без совершения крейсерского полета на сверхзвуке. Оба самолета обладали нормальной взлетной массой на уровне 20 тонн (18 тонн для Су-37 и 17 тонн для JSF) и оснащались 1 двигателем. При боевой нагрузке на уровне 4 тонн расчетные радиусы действия машин превышал 1000 км.


Единственным принципиальным отличием двух машин являлся их технический облик. У самолетов был разный подход к обеспечению непоражаемости в боевых условиях. На американском JSF высокая непоражаемость должна была обеспечиваться за счет комплексного использования новых технологий «стелс», в то время как на Су-37 данный вопрос должен был решаться за счет высокой боевой живучести всей машины в целом. Исходя из этого, масса средств, которые должны были обеспечивать боевую живучесть Су-37, достигала 1,3 тонн (более 7% всей взлетной массы).

Окончательное решение о реализации проекта ударного самолета Су-37 было принято в 1990 году. К тому моменту вся необходимая на новый самолет документация была отправлена на серийный завод. Уверенность в том, что «процесс пошел» стала основанием для того, что в 1991 году на международной авиационной выставке в Дубае была продемонстрирована уменьшенная модель Су-37.

Однако рекламная компания нового однодвигательного самолета закончилась также быстро, как и началась. Первоначально даже события августа 1991 года не были восприняты на производстве, как имеющие отношение к судьбе проекта. Настолько были уверены создатели в своем детище. Но все же распад СССР, прекращение финансирования работ, ликвидация Минавиапрома и другие события начала 90-х годов сделали свое черное дело. Разработка ударного самолета Су-37 была не просто приостановлена, она была забыта.

Конструкция самолета Су-37

По своей конструкции самолет Су-37 был выполнен по аэродинамической схеме «утка» и обладал треугольным крылом с изломом по передней кромке. Близко к крылу располагалось переднее горизонтальное оперение машины. Выбранная ОКБ им. Сухого аэродинамическая схема нового самолета была близка к используемой на современных европейских истребителях «Грипен», «Рафаль», «Еврофайтер». При этом в аэродинамической компоновке машины чувствовалось заметное влияние истребителя-перехватчика Су-27, что выражалось в сильной интеграции средней части фюзеляжа самолета с его достаточно развитым крылом.

Максимальная взлетная масса машины составляла 25 000 кг, в том числе 8 000 кг. боевой нагрузки. Планер самолета мог выдержать эксплуатационные перегрузки +9/-3g. С дозвуковой скоростью самолет мог маневрировать при перегрузках до 8g. Переднее горизонтальное оперение (ПГО) обладало управляемыми поверхностями, которые могли отклоняться на углы от +10 до -70 градусов. Крыло самолета снабжалось предкрылками и элеронами.

Многое в конструкции ударного самолета Су-37 было выполнено для увеличения его живучести. Прежде всего, это касалось снижения хвостовой ИК сигнатуры работы двигателя, а также частичного применения технологии «стелс». Применение в конструкции самолета новых технологий, а также наличие оборонительных систем , затрудняли противнику обнаружение машины. Для усиления пассивной защиты самолета кабина пилота была бронирована, также броней были прикрыты жизненно важные узлы и элементы конструкции двигателя, топливной системы, планера. Топливные баки самолета были защищены полиуретановым пенистым пластиком, который предотвращал горение и взрыв топлива при попадании снаряда или осколков. Общий вес только элементов пассивной защиты превышал 0,8 тонны. Возможность хранения самолета Су-37 на сравнительно небольших площадках (размах сложенного крыла составлял 8,1 м) и применение машины с грунтовых ВПП также могли существенно увеличить живучесть ударного самолета в боевых условиях.

Системы и оборудование

Самолет планировалось оснащать электродистанционным управлением. В состав пилотажно-навигационного комплекса самолета должна была войти новая РЛС, которая должна была обеспечить машине даже в условиях жесткой радиоэлектронной борьбы:

Штурмовку наземных и надводных целей;
- слежение одновременно за 10 различными целями;
- режим облета препятствий с трансзвуковой скоростью на малых высотах;
- обнаружение, сопровождение и последующее уничтожение низколетящих целей во всем диапазоне скоростей полета, а также уничтожение неподвижно висящих вертолетов, которые достаточно трудно обнаружить.


Оптикоэлектронная система, используемая на Су-37, должна была обеспечить использование машины в любое время дня и ночи, а также пуск ракет, снабженных лазерной и тепловизионной системами наведения, включая ПТУР. Многоканальная инфракрасная система (наподобие западной разработки FLIR), могла быть установлена в специальном подвесном контейнера и позволяла поражать цели ракетами с ИК-управлением на удалении в 10-15 км. В подвесных контейнерах также могла устанавливаться аппаратура для ИК, ТВ и фоторазведки.

Силовая установка

Ударный самолет Су-37 планировалось оснащать двигателем разработки ОКБ им. Туманского, обладающим на уровне моря тягой в 18 500 кгс. Помимо этого рассматривался вопрос об оснащении истребителя-бомбардировщика двумя двигателями. Воздухозаборники двигателей находятся под наплывами передней кромки крыла, которые заканчиваются у носовой части фюзеляжа под кабиной пилота.

Вооружение

Самолет планировалось оснастить 18 точками внешней подвески, что позволяло ему нести до 8 500 кг. боевой нагрузки. По этому показателю советский самолет превосходил американский штурмовик А-10. Данная боевая нагрузка и на сегодняшний день представляется более чем внушительной. Помимо 30-мм автоматической пушки самолет мог оснащаться очень широкой номенклатурой вооружений:

УР класса «воздух-поверхность», а также противорадиолокационные ракеты
- УР класса «воздух-воздух» малого и среднего радиуса действия
- ПТУР для борьбы с бронетехникой противника
- НУР калибра 85-370 мм.
- все типы свободнопадающих и корректируемых бомб массой до 1 500 кг.

Летно-технические характеристики Су-37:

Размеры: размах крыла – 12,08 м. (сложенное – 8,1 м), длина истребителя – 17,65 м., высота – 5,74 м.
Площадь крыла – 50,0 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 18 000 кг., максимальная взлетная – 25 000 кг.
Запас топлива – 8 300 л.
Тип двигателя – 1 ТРДДФ, тяга – 18 500 кгс.
Максимальная скорость у земли – 1 500 км/ч., на высоте – 1 900 км/ч
Практическая дальность – 1 500 км. (3000 кг. нагрузки)
Практический потолок – 17 000 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: точек подвески 18, максимальная боевая нагрузка – 8 500 кг.

Источники информации:
-http://paralay.com/lfi_su.html
-http://sergib.agava.ru/russia/sukhoi/su/37/su37.htm
-http://sergib.agava.ru/russia/sukhoi/su/37/su37_1.htm

Су-37 (НАТО Flanker-F) - российский самый сверхманевренный реактивный истребитель в мире, предназначенный для завоевания господства в воздухе, а также точечной бомбардировки наземных целей. Су-37, по сути, является модификацией самолета Су-35. Разница в том, что на Су-37 установили новые двигатели с изменяющимся вектором тяги, а также обновили всю электронику.

Об этом нашему корреспонденту рассказали в пресс-службе компании «Сухой».

Первый самолет Су-37 был построен в 1993 году, а первый полет совершил 2 апреля 1996 года. Корпус Су-37 аналогичен самолета Су-27. Но при создании Су-37 применялись новые алюминиево-литиевые сплавы вместе с композитными материалами.

Также имеет 12 точек подвески, на которые можно вешать кроме оружия дополнительные баки и радиолокационные радары общей массой до 8 т. Еще Су-37 оснащен убирающейся штангой топливоприемника, позволяющая совершать самолету дозаправку в воздухе.

На самолет Су-37 установили два турбореактивных двухконтурных с форсажной камерой двигателя АЛ-31ФП(ФУ) с управляемым вектором тяги. С максимальной тягой при форсаже в 14500 кгс каждый. Способный разогнать самолет до 2500 км/ч. Также эти двигатели придали главное самолету качество - сверхманевренность.



На самолете Су-37 можно сделать следующие трюки:

  • Чакра Фролова - самолет способен совершить в плоскости симметрии разворот на 360 град
  • Су-37 способен совершить форсированный боевой разворот за 10 сек
  • Кобра с углами атаки в 150-180 градусов
  • Колокол - зависание самолета на месте в вертикальном положении
  • Су-37 способен совершить переворот с потерей высоты до 300-400 м

Проще говоря, самолет Су-37 способен совершить разворот практически на месте. Самолет Су-37 способен нести боевую нагрузку до 8 т. На самолете есть встроенная 30 мм пушка ГШ-30-1 с боекомплектом на 150 выстрелов.

На 12 точках подвески можно установить ракеты Р-27, Р-60, Р-73, Р-77, Х-29, Х-31, а также авиабомбы и кассеты калибром до 500 кг. Всего было построено 2 самолета Су-37. Один из них разбился.

Правда, на счет катастрофы ведутся споры, так как на разбившемся самолете были сняты двигатели и установлены стандартные, что позволяет, по сути, называть его Су-35.

Самолет Су-37, как и Т-50 эксперты называют полноправным противником новейшего американского самолета F-22 Raptor, заслуженным Королем неба.

Cу-37 - российский сверхманевренный реактивный истребитель

Основные характеристики Су-37:

  • длина - 22,18 м
  • высота - 6,35 м
  • размах крыла - 14,698 м
  • площадь крыла - 63,5 кв.м
  • масса пустого - 18500 кг
  • масса максимальная - 34000 кг
  • масса топлива - 25670 кг
  • точки подвески - 12 шт
  • двигатель - два ТРДДФ АЛ-31ФП(ФУ) с УВТ
  • максимальная тяга на форсаже - 14500 кг/см
  • максимальная скорость - 2500 км/ч (2,35 M)
  • дальность полета - 4000 км
  • боевой радиус - 800м
  • практический потолок - 18000 м
  • максимальная перегрузка - +9G
  • экипаж - 1 пилот
  • произведено - 2 шт

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Су-37, кодификация NATO — Flanker-F, сверхманевренный многофункциональный истребитель четвертого поколения. Функционал его заключается в обстреле целей, находящихся на земле и в завоевании главенства в воздухе. Основой самолета является Су-27М, первый экземпляр появился в 1993 году, в варианте Т-10М/Су-27М. Первый раз в варианте Су-37, с управлением вектором тяги поднялся в воздух в 1996 году. При одном из испытательных самолетов разбился единственный летный экземпляр. На этом самолете не было управления вектором тяги, установлены обычные двигатели и поэтому он являлся опытным Су-27М/Т-10М. Но после этого программа истребителя была упразднена. Демонстрация Су-37 происходила за рубежом и на авиасалоне МАКС (с 1997 по 2002 год).

1. Фотографии

2. Видео

3. Основные отличия от Су-27М

  • главное – это двигатели с управляемым вектором тяги, что дало широкие возможности в маневрировании;
  • в кабине летчика находятся один широкоугольный индикатор на лобовом стекле и четыре цветных многофункциональных крупноформатных жидкокристаллических;
  • ряд доработок систем управления истребителем;
  • улучшенная оптико-электронная прицельная система, оснащенная тепловизором, совмещённым с лазерным дальномером-целеуказателем.

Конструкция планера, в основном такая же, как и у Су-27, но в производстве Су-37 и Су-27М композиты использовались еще интенсивнее, а также применялись алюминиево-литиевые сплавы. У крыла возросла относительная толщина, из-за чего повысился объем топливных баков.

В процессе летных испытаний истребитель показал свои широкие возможности по маневренности. Также самолет стал первопроходцем в следующих маневрах, связанные с выходом на околонулевые скорости и сверхбольшие углы атаки:

  • «Кобра» с углами атаки в 150 — 180 градусов;
  • «Колокол»;
  • переворот с одновременным снижением до 300 — 400 м;
  • поворот на вертикальной оси;
  • круговой разворот в плоскости симметрии, «Чакра Фролова»;
  • боевой разворот меньше, чем за 10 секунд (на форсаже).

Су-37 тогда показал, что он в отличие от своих противников, в условиях ближнего воздушного боя способен сделать разворот «на месте».

4. Возможности

Благодаря техническим решениям, примененным в конструкции, у Су-37 есть следующие возможности:

  • автоматизация всех этапов боевого применения и полёта;
  • групповые автоматизированные действия по целям, находящимся на земле и в воздухе;
  • обстрел целей, находящихся на земле, при этом, не залетая в зону противовоздушной обороны средней и малой дальности;
  • способность нанесения предупреждающих ударов по воздушному противнику любого класса, включая малозаметные самолёты;
  • дозаправка в воздухе благодаря убирающейся штанге топливоприемника;
  • полет на малых высотах, огибая рельеф;
  • алгоритмическая защищённость и многоканальность прицельных и информационных систем;
  • защита от оптико-электронных и радиоэлектронных средств противника.

5. Тактико-технические характеристики

5.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел: 1
  • Длина, см: 2218,3
  • Размах крыла, см: 1469,8
  • Высота, см: 635
  • Площадь крыла, м²: 63,5
  • Шасси: трехточечное
  • Масса, т: пустого – 18,5; нормальная взлётная масса – 25,67; максимальная — 34
  • Двигатель: два ТРДДФ АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги в вертикальной плоскости
  • Тяга на форсаже, кгс: 2 × 12500
  • Тяговооружённость, кгс/кг: при нормальной взлетной массе — 1,09, при максимальной — 0,82.

5.2 Лётные характеристики

  • Максимальная скорость, км/ч: у земли – 1400, на большой высоте — 2500 (М=2,35)
  • Дальность полёта, км: 4000
  • Практический потолок, км: 18
  • Боевой радиус, км: 800
  • Нагрузка на крыло, кг/м²: при нормальной взлетной массе – 404; при максимальной — 535
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G.

5.3 Вооружение

  • Встроенная пушка: ГШ-30-1
  • Точки подвески: 12
  • Подвесное вооружение: кассеты и авиабомбы весом до 0,5 т, ракеты Р-27, Р-60, Р-73, Р-77, Х-29, Х-31.

Плюс к этому на узлах внешней подвески находится разнообразное вооружение и топливные подвесные баки, а также контейнеры с разведывательной аппаратурой либо аппаратурой радиоэлектронной борьбы, общим весом до восьми тонн. Всего же существует свыше семидесяти комбинаций подвесного вооружения, состоящих из бомбовых кассет, бомб и ракет класса «воздух-РЛС», «воздух-корабль», «воздух-поверхность» и «воздух-воздух» большой, средней и малой дальности.