Солидол применение в авто. Чем отличается литол от солидола

Литол и солидол — это самые распространенные смазочные материалы, которые появились еще со времен образования Советского Союза. Но многие автолюбители и механики используют их не по назначению. Чаще всего это связанно с тем, что они попросту не знают чем отличается литол от солидола.

Сегодня мы расскажем вам об этом, а также разберемся в каких случаях лучше применять эти смазочные материалы, а в каких их лучше скомбинировать или вовсе отказаться от применения. Думаю стоит начать разговор из описания основных отличий.

Отличия солидола от литола

Литол - это водостойкая пластичная смазка, которая получается путем загущения нефтяных масел с помощью литиевого мыла. Рабочая температура литола может достигать до 130° C.

Солидол - это пластичная смазка, которая образуется в результате загущения индустриальных масел с помощью кальциевого мыла. Рабочая температура солидола достигает до 70° C. Если сравнивать его с литолом, то отмыть водой первый значительно сложнее, поэтому он чаще всего применяется в механизмах, которые работают в сырости.

  • Разная рабочая температура. -30 °С… +75 °С у солидола против -60 °С… +130°С у литолов (показаны минимальные и максимальные рабочие температуры всех марок обоих материалов)
  • Вязкость смазочного материала . Литол при понижении температуры ниже 50°С приобретает сильную вязкость, что является как положительной, так и отрицательной стороной смазки.
  • Вымываемость из рабочего узла. Солидол ввиду жирности, которая выше чем у литола, меньше подвержен вымыванию из рабочей детали.
  • Агрессивность материала. Литол из-за присутствия многих присадок является агрессивной средой для многих материалов (пластик, ПВХ, резина). Солидол неагрессивен и не наносит повреждений изделиям из вышеперечисленных материалов.
  • Антикоррозионность материала. Благодаря все тем же присадкам литол защищает металлические (кроме алюминия) детали от коррозии и окисления кислородом воздуха и воды. Солидол в это время не может похвастаться таким свойством.
  • Агрессивность литола к алюминию , особенно в присутствии воды, не даёт возможности применять его с этим металлом.
  • Стоимость покупки смазки . Солидол в два раза, а при оптовых поставках в три раза превосходит оппонента в цене.
  • Срок хранения . При хранении в тарах от производителя смазка долгие годы остается в пригодном для использования состоянии. Многие находят у себя банки семидесятых годов производства с солидолом и литола нормальном виде. И если ключевые узлы автомобиля они уже не защитят, до дачные ворота смажут добросовестно.
  • Доступность . И солидол и литол можно найти в любых хозяйственных магазинах, интернет ресурсах и специализированных рынках.

Общие черты литола и солидола

Точно можно сказать лишь одно — литолом 24 можно вполне успешно заменить солидол всех типов. И солидолом можно заменять литиевые смазки, но только в определенных условиях. Кстати, забыл упомянуть что литол агрессивен к алюминию и его сплавам из-за активных химических связей.

Из общих характеристик можно привести только две, основные, это:

  1. Производятся на основе нефтяного масла;
  2. Применяются для обработки узлов в которых присутствует трение;

Больше общих характеристик у них нет. Солидол и литол — это два разных состава , просто производятся они на одинаковой основе. Причем у литола есть большое преимущество в плане механической устойчивости и способности выдерживать большие температуры, а также минимальному количеству материалов с которыми он вступает в химические связи.

Что лучше выбрать для смазки

Очень часто владельцы автомобилей сталкиваются с вопросами о том, чем отличается литол от солидола и что лучше использовать для смазки определенных механизмов. Все зависит от материалов из которых состоят механизмы, а также их рабочей температуры.

Думаю все узлы автомобиля, в которых присутствует трение мы описывать не будем, а если и захотим, то просто не хватит объема одной статьи. Поэтому разберемся только с основными моментами исходя из которых вы сможете определиться какой тип смазки использовать.

Шаровых опор передней подвески

Рабочая температура шаровых опор передней подвески редко достигает 50 градусов, исходя из этого можно было бы применять обе смазки, так как их рабочая температура позволяет использование в данных условиях. Но не все так просто, практически на всех автомобилях кожух шаровой опоры изготовлен из пластика, а это значит что использование солидола приведет к разъеданию пластика. Значит выбор очевиден — для смазки шаровых опор передней подвески лучше всего подходит литол .

ШРУСов

ШРУСы защищаются от пыли с помощью пластиковых пыльников, а это сразу исключает применение солидола. Так что для смазки ШРУСов лучше всего использовать литол, потому как солидол разъест пластик и механизм выйдет из строя, что не совсем приятно.

Ступичных подшипников

Резиновых и пластиковых деталей в строении ступичных подшипников нет, но применять для их смазки солидол все равно нельзя . На это есть две весомые причины: в процессе работы ступица нагревается до больших температур, а также поддается очень большому механическому воздействию.

Шестеренок

Механизм зубчатый и резиновых или пластиковых деталей в своем строении не имеет, вроде могла бы обрабатываться солидолом. Но в конструкции шестеренок предусмотрены резиновые сальники, которые солидолом можно просто испортить. Поэтому для обработки шестеренок лучше применять литол .

Исходя из описания смазочных материалов для основных механизмов автомобилей можно прийти к выводу, что для полноценной эксплуатации современных автомобилей солидол не нужен . Конечно, в некоторых случаях он незаменим, но это никак не относится к автомобильным механизмам.

Преимущества и недостатки

У каждого смазочного материала есть перечень недостатков и преимуществ, это касается и рассмотренных нами смазок. Сначала не хотел уделять этому внимание, думал просто рассмотреть чем отличается литол от солидола, и в каких случаях что использовать, но потом решил все таки уделить внимание плюсам и минусам каждого состава.

Солидол

Преимущества и достоинства солидола перед литолом:

  • отличная пластичность;
  • большая густота;
  • его очень трудно смыть водой.

Недостатки солидола:

  • малая рабочая температура;
  • слабая устойчивость к механическим воздействиям;
  • разъедает пластмассу и резину.

Литол

Преимущества литола как смазочного материала:

  • довольно хороший спектр рабочих температур от -40˚С до +120˚С;
  • отличная пластичность;
  • устойчивость к механическим воздействиям;
  • большая густота;
  • очень трудно смывается водой.

Недостатки литола :

  • агрессивная реакция на аллюминий и его сплавы.

Думаю всем удалось уяснить чем отличается литол от солидола и в каких случаях лучше использовать тот или иной смазочный материал. Ну и напоследок думаю стоит предложить вам посмотреть видео, в котором описываются основные отличия этих смазочных материалов.

Солидол жировой – это смазка, имеющая высокую плотность и вязкость. Внешне напоминает однородную мазь светло-жёлтого или коричневого цвета. В его состав входят индустриальные масла, загущенные жирными кислотами растительного происхождения.
Старое название солидола – тавот.


Кроме жирового, существует ещё и синтетический солидол. При производстве последнего в состав вводят, вместо натуральных, синтетические жирные кислоты.

Особенности и область применения

Солидол ж (тавот) эффективен при температурах от -24° до +65°С. Обладает хорошей устойчивостью к воде. Поэтому нашёл своё применение в сельскохозяйственной технике и других механизмах, работающих в условиях с высокой влажностью и без нагрева, вытеснив литол и циатим благодаря лучшим специфическим характеристикам.

Если сравнивать с другими, аналогичными смазками (литол и циатим), то:

  1. Жировой солидол, в отличие от синтетического, более качественный. Его разные марки можно смешивать без каких-либо отрицательных последствий.
  2. В отличие от литола и циатима, почти не вымывается водой. Поэтому в определённых условиях считается намного лучшим смазочным материалом, чем литол и циатим.
  3. Кроме того солидол лучше циатима и литола по другим показателям. Он не разрушается, как циатим под воздействием больших нагрузок. Не так быстро, как циатим, портится при длительном хранении. Но уступает им по предельных температурам эксплуатации при обычных нагрузках (-24…+65°С для солидола и -50…+100°С для литола и циатима).
  4. Не токсичен.
  5. Не взрывоопасен и не пожароопасен.

Виды

Существует несколько основных видов солидола:
  1. Обычный. Применяется для смазывания мест трения скольжения и качения механизмов. В особо мощных механизмах разрешается использовать от -50°С. При температуре +78°С солидол становится жидким и непригодным для целевого применения.
  2. Пресс-солидол. От обычного отличается повышенным температурным порогом разложения (80°С) и лучшей мягкостью, что позволяет эффективно наносить их с помощью специальных шприцев через пресс-маслёнки при температуре не ниже -24°С. Второе название – тавотница – дало устаревшее название солидола - тавот.

  1. Графитная смазка УСсА. В состав которой входит 90% синтетического солидола и 10% графитового порошка грубого помола. Это вещество имеет серебристый оттенок. Такой состав этого тавота придаёт смазке противозадирные свойства и способность проводить электрический ток.

Графитная смазка является проводником электрического тока.

  1. Медицинский солидол. Применяется для изготовления лечебных мазей, с помощью которых борются с накожными заболеваниями. В их составе находится до 90% солидола. Разнообразие таких препаратов очень большое, но показания, принцип действия, период лечения, методика очень схожи. Как правило, такие мази применяют для лечения псориаза; частота обработки повреждённых участков тела – один раз на 12 - 24 часа; период лечения – от одного до нескольких месяцев.
  2. Садовый. Его применение такое же, как и садового вара - смазывание мест срезов веток, во избежание проникновения в «рану» дерева насекомых-вредителей, спор грибов, влаги, различных болезней. Состав практически ничем не отличается от обычного солидола.
  3. Эмульсионный. Его состав – это смесь тавота и воды (до 24%). Мало чем напоминает технический солидол. Область применения эмульсии – охлаждение зоны резания при механической обработке чёрных металлов.

Неприятные моменты при работе с солидолом

Несмотря на то, что смазка солидол абсолютно безвредна для человека и не является пожароопасной, с ней нужно вести себя очень аккуратно. Ведь при попадании на одежду, образуются пятна тавота, которые в домашних условиях очень трудно отмыть, отстирать или вывести, в отличие от литола.

Это связано с его плохой смываемостью водой. Поэтому при работе с тавотом нужно быть максимально осторожным, не допуская его попадания на одежду.

Способы выведения пятен солидола с одежды

Чтобы отстирать пятно солидола с одежды существует несколько способов, в том числе и народных, которые не могут гарантировать стопроцентного результата, но попытка не пытка. Все они основаны на том, что этот смазочный материал несмываем водой, но поддаётся растворению в других веществах. Но если нет лучшего способа вывести, то можно попробовать и эти:
  1. Можно поискать в магазинах специальные пятновыводители. Действуя по прилагаемой инструкции, пробуем добиться положительного результата. И о технике безопасности забывать не стоит.

При взаимодействии различных химических веществ, они могут самовоспламениться. Поэтому одежду надобно чистить, сняв с себя.


Если данный способ по какой-либо причине недоступен, то можно попробовать следующие.
  1. Смазку необходимо удалить с помощью ватного тампона, смоченного в очищенном бензине. После этого гарантированно останется жирное пятно. Его невозможно отстирать обычным способом. Поэтому боремся с ним нашатырным спиртом, в который смачиваем ватные тампоны и трём пятно. И уже после этого можно попробовать отстирать место загрязнения средствами для трудновыводимых пятен.

  1. Тот же самый способ что и № 1, но вместо бензина используем тёплый скипидар (его нагревать нужно осторожно, на водяной бане, чтобы не вызвать воспламенения). После выведения скипидаром, пятно, также, обрабатываем нашатырным спиртом. А затем пробуем отстирать специальными моющими средствами.
  2. Если вспомнить состав солидола, то логично будет попробовать вывести его с помощью жира. То есть, сливочного масла или маргарина, которыми надобно нанести на пятно. А через 30 минут отстирать с применением обычного хозяйственного мыла или стирального порошка.
  3. В качестве пятновыводителя можно использовать столовый уксус, которого понадобится несколько столовых ложек на 500 мл воды. Этим раствором надо тщательно протереть загрязнённые места, а затем отстирать с помощью средства для трудновыводимых пятен.
  4. Владельцы машин могут использовать для этой цели автомобильный шампунь. Сначала надо нанести моющее средство на пятно, а через пол часа постирать одежду с помощью порошка.

Как зарядить шприц смазкой

Смазка закрытых неразборных подшипников, хитрость

Как смазывать велосипедную цепь (Колхозный метод)

Как отмыть котелки от смазки. Как отмыть котелок от солидола.

Смотрите также

Солидол и литол уже довольно давно у всех автомобилистов на слуху. Зачастую, очень многие даже не понимают, что это совершенно разные смазки. Оба вещества производятся на основе нефтяных масел, но имеют целый ряд отличий. Отличия, в первую очередь, в составе и соответственно в эксплуатационных свойствах. Использование не той смазки может негативно отобразится на работе узла и даже привести к поломке! Перед применением смазки нужно прочитать техническую информацию об особенностях работы и техтребований смазываемого узла. Всё это гарантировано оградит вас от досадных ошибок.

СОЛИДОЛ

Солидол применяется для смазывания узлов механизмов уже достаточно давно – с 30х. годов ХХ века. Процесс его производства – это загущение нефтяного масла путём смешивания с кальциевым мылом. Он получается довольно густым и высокопластичным. Существенным изъяном является низкий температурный предел. Солидол теряет свои свойства уже при температуре 85 градусов по Цельсию. Эта особенность существенно ограничивает его применение в современном автомобилестроении.

Солидол, довольно обширно, применялся в сельхозтехнике. Им смазывали шарниры и прочие узлы механизмов. Он устойчив к смыванию водой, что позволяло сохранить работоспособность и довольно долго не вмешиваться в работу узла. Также его можно использовать в качестве защитной смазки от коррозии для клемм аккумулятора, в особенности жировой солидол.

ЛИТОЛ

В основе литола тоже лежат масла нефти, но в нём загустение производят путём добавления литиевого мыла. Этот загуститель предоставляет смеси намного больший температурный диапазон использования. Цвет может отличаться от жёлтого до коричневого. На рынке представлено несколько марок литола, но в основном используют Литол-24. Помимо литиевого мыла, в него добавляют антикоррозионные присадки.

Без потери своих свойств литол можно использовать в температурном диапазоне -40 до 120 градусов, также он устойчив к воздействию воды и обладает высокой механической стабильностью. Эти его особенности позволяют использовать во многих узлах автомобилей: подшипниках всех видов; зубчатых, винтовых, червячных передачах и т.д.

ЧТО ПРИМЕНЯТЬ?

С основными свойствами этих смазок мы разобрались, теперь давайте рассмотрим, что же лучше применять среднестатистическому автолюбителю у себя в автомобиле.

В большинстве случаев смазку добавляют под пыльник в шарнирные элементы подвески: шаровые опоры, рулевые наконечники. Рабочая температура таких деталей не превышает 50 градусов, по техническим параметрам можно применять как литол, так и солидол, но здесь смазка контактирует с резиновыми пыльниками, поэтому предпочтительней использовать литол. Хотя, если материал из которого изготовлен пыльник качественный, то никакого влияния солидол на него не окажет.

Смазка также требуется подшипникам, в частности ступичным. При работе они прогреваются до высоких температур. Это значит, что применять солидол нельзя. Он просто вытечет и подшипник в скором времени выйдет из строя.

Как уже можно понять, в современном автомобиле солидол практически не применяется, его вытеснил Литол-24 и другие смазки. Солидолом конечно можно смазывать резьбовые соединения при сборке и для противодействия коррозии, но здесь также лучше применить более подходящие виды смазок. Основной плюс солидола в наше время – это его низкая цена, сравнительно с другими смазывающими материалами.

Разнообразие смазочных составов в автомобильных магазинах может напугать неопытного водителя. На витринах специализированных магазинов можно увидеть сотни различных смазок, каждая из которых имеет свои преимущества. Существуют как специализированные смазки, которые создатели рекомендуют использовать на одном конкретном узле, так и универсальные варианты. У них разные составы, производители, упаковки, консистенции и многие другие параметры. В рамках данной статьи рассмотрим одну из популярных универсальных смазок – Литол 24, ее сферу применения в автомобилях, а также основные характеристики.

Оглавление:

Литол 24: состав

Автомобильная смазка Литол 24 присутствует в свободной продаже уже десятки лет, начиная с 70-х годов 20 века. Она активно используется не только автомобилистами, но и электротехниками, а также специалистами по ремонту железнодорожных составов, различных производственных установок, кораблей и прочего.

Литол 24 с точки зрения состава – это очень простая (во многом, из-за этого и недорогая) смазка, которая состоит из пары компонентов. Основа состава – это машинное масло, в которое добавляется литиевое мыло в качестве загустителя. Могут использоваться в смазке Литол 24 всевозможные присадки и красители, в зависимости от производителя, который выпускает продукт. Загуститель позволяет добавиться необходимой вязкости вещества, чтобы им было удобно пользоваться, и оно в процессе эксплуатации не «сползало» с деталей.

Литол 24: характеристики


Главное преимущество смазки Литол 24 перед конкурентами – это повышенная механическая стабильность. За счет этого состав можно применять, в том числе, в механизмах, где присутствует серьезная нагрузка.

Рабочая температура смазки Литол 24 находится в промежутке от минус 40 градусов по Цельсию до плюс 120 градусов. За счет этого ее можно использовать, например, в подшипниках, где высокая температура в процессе работы, а также в подвеске автомобиля.

Обратите внимание: Несмотря на предел работы состава от минус 40 градусов по Цельсию, он уже немного теряет свои свойства при температуре в минус 30 градусов. Но, поскольку в процессе работы автомобиля все ключевые детали, которые смазываются данным составом, нагреваются, повышается и температура смазки, вместе с чем возвращаются ее свойства.

Стоит также отметить, что Литол 24 практически невосприимчив к попаданию влаги. В процессе работы состав образует пленку, которая не смывается водой, например, при попадании брызг из лужи.

Еще одно полезное свойство смазки Литол 24 – антикоррозийное. За счет него Литол 24 часто используют при необходимости «законсервировать» деталь на длительное хранение. Ее смазывают составом, что позволяет снизить вероятность возникновения ржавчины.

Важно: На смазке Литол 24, практически любого производителя, можно встретить надпись, что срок хранения состава – 5 лет. Но на практике это не так. Литол 24 может храниться значительно дольше, не имея четкого срока годности по хранению. Если вы используете смазку, которой значительно больше, чем 5 лет, убедитесь, что по консистенции она не изменилась, и после этого ее можно спокойно использовать.

Где используется Литол 24 в автомобиле

Состав Литол 24 широко используется автомобилистами, и это одна из наиболее распространенных «базовых» смазок, которые можно встретить в автосервисах.


Основное место использование состава – подшипники, при этом самые различные.
Хорошо проявляется себя Литол 24 внутри опорного подшипника, в том числе может использоваться для главной работы подшипника водяной помпы. Во время сбора (или при устранении неисправности) подшипники набиваются смазкой Литол 24, а после в полость над подшипниками рекомендуется уложить дополнительный слой состава. Это позволит максимизировать срок службы подшипника.

В автомобилях с передним приводом Литол 24 закладывается в пыльники. В заднеприводных автомобилях им зачастую специалисты и производители автомобиля смазывают крестовину кардана. Учитывая высокую стойкость к механическим воздействиям, Литол 24 может долго сохранять свои свойства в подобных элементах подвески.