Смог в китае. Какие обещания не выполнили чиновники

С 19 по 21 декабря в 24 городах Северного Китая был объявлен красный уровень загрязнения воздуха. На этот раз в зону предупреждения попали около 460 миллионов человек. Из них 200 миллионов человек проживают в районах, где уровень загрязнения в 10 раз превышает нормы, допустимые Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Громкие заявления чиновников

Говоря об окружающей среде, ответственные лица всех провинций в один голос заявляли о решительной борьбе с загрязнением воздуха. Однако ни правительство, ни ведущие эксперты из научно-исследовательских институтов до сих пор не нашли эффективных методов борьбы со смогом.

Губернатор провинции Шаньдун Го Шуцинь в декабре 2014 года сказал: «Шаньдун находится на передовой в борьбе против смога. Это достаточно трудная роль. Но зато мы раньше других увидим яркое и чистое небо над головой. Наша цель - к 2015 году уменьшить загрязнение воздуха на 20%».

Индекс качества воздуха (AQI) в семи городах провинции Шаньдун, в том числе в городском округе Дэчжоу, 30 ноября 2015 г. достиг отметки 500 (очень сильное загрязнение). Через десять дней мэр города был вызван в министерство охраны окружающей среды.

Секретарь парткома провинции Шаньси Ван Жулинь в декабре 2014 г. заявил: «Необходимо написать хорошую статью о развитии промышленности без угля и понятно разъяснить сложную ситуацию с использованием угля». Когда он затронул тему «экологически чистого развития», то сказал, что «нужно поставить борьбу со смогом на первое место».

В Пекине продолжается смог из-за критического загрязнения воздуха. Покрытый смогом Олимпийский парк в Пекине. Фото: Li Feng/Getty Images

Губернатор провинции Хубэй Ван Гошен отметил 27 июля 2015 года, что профилактика загрязнения воздуха способствует структурной оптимизации экономики. Правительству и соответствующим органам власти необходимо направить все силы на борьбу с загрязнением воздуха.

Международная организация по защите окружающей среды опубликовала рейтинг по концентрации в воздухе вредных частиц PM 2.5 за первую половину 2015 года. Туда вошли 358 городов Китая. Провинция Хубэй находится в первой десятке. Центральная метеорологическая обсерватория города Ухань 12 декабря 2016 г. объявила «оранжевый» уровень опасности в шести городах провинции Хубэй. Индекс качества воздуха там превысил отметку 300, достигнув уровня серьёзного загрязнения.

Мэр Шанхая Ян Сюн 18 марта 2015 г. сказал, что необходимо «с ещё большей решимостью и постоянством, принимая жёсткие меры, защищать окружающую среду и бороться против загрязнения». А 1 декабря Ян Сюн заявил, что цель борьбы со смогом - снизить к 2017 году среднегодовое содержание PM 2.5 на 20% по сравнению с 2013 годом.

В области Северного Китая 16 ноября 2016 г. загрязнение воздуха было настолько сильным, что в некоторых районах Шанхая видимость составляла не более 100 метров. Утром на скоростной трассе в аэропорт Пудун произошло много аварий, по меньшей мере, трое участников ДТП погибло, девять получили ранения.

В Пекине продолжается смог из-за критического загрязнения воздуха. 7 декабря в Пекине впервые объявили красное предупреждение в связи с высочайшим уровнем загрязнения воздуха. Фото: GREG BAKER/AFP/Getty Images

Обозреватель Цзян Фэн сказал, что мэр Пекина Ван Аньшунь не только собрал 700 млрд юаней на борьбу со смогом, но и дал клятву, что «если к 2017 году он не решит вопрос со смогом, то отрубит собственную голову». В итоге деньги истрачены, мэр ушёл в отставку, голова осталась на месте, как, впрочем, и смог.

Цзян Фэн также привёл в пример необычные и нелепые методы по борьбе со смогом. Например, предлагалось взорвать прилегающую к Пекину гору, чтобы пригнать ветер из Внутренней Монголии, который развеет в столице смог. Или переселить жителей северных районов на юг и сократить промышленную активность на севере. Можно было услышать от специалистов и советы горожанам: не выходить из дома, не ездить на велосипеде, а по дороге на работу или с работы держаться подальше от проезжей части и т.д.

Местные власти присваивают средства и используют их не по назначению

Министерство финансов после недавней проверки подвергло критике органы местной власти за обман, присвоение или нецелевой расход средств, выделенных специально для борьбы с загрязнением воздуха. В основном деньги из фонда (сотни миллионов) выделялись девяти провинциям и городам, расположенным к северу от реки Янцзы.

Культурный обозреватель Фу Хуан считает, что, с точки зрения финансов, причина неудач в борьбе против загрязнения воздуха заключается в коррупции. Все выделенные средства могут быть просто поглощены исполнительными органами власти, превратившись в «смазочный материал» правительственных учреждений. А до настоящего решения проблемы с загрязнением дело не дойдёт.

Фу Хуан говорит, что сначала смог появился как результат производства, но затем он превратился в результат деятельности правительства и стал важным поводом для борьбы за финансы. «Вся эта борьба со смогом - тёмное дело. А минфин, похоже, больше озабочен экономным расходованием средств, а не контролем за правильным их использованием. Фактически все знают, в особенности в чиновничьих кругах, что от этого смога не избавиться, потому что нужно сохранить ВВП, сохранить темпы роста экономики. При этом загрязняющие выбросы неизбежны. В борьбе против смога у исполнительных органов власти не хватает решимости».

Одной из самых больших проблем Китая считается смог. Смог похож на туман, при котором в нескольких метрах не видно ничего и очень тяжело дышится.

Причины смога в Китае?

Откуда в Китае смог? Причиной китайского смога является сильное загрязнение воздуха вредными веществами. Все из-за того, что в Китае много фабрик, выделяющих опасные вещества. К тому же, в северных провинциях топят углем, что тоже очень загрязняет атмосферу. Поэтому, самый грязный период в Китае – это зима. Зимой смог обволакивает практически всю страну, но особо часто встречается на севере: в Пекине, Чаньчуне, Шэньяне, Даляне, Циндао. Легкий смог, китайцы уже не замечают. Более-менее чистый воздух на юге Китая, на Тибете, в провинции Юньнань, на острове Хайнань, в Уйгурском автономном округе и частично на Внутренней Монголии. Периодически там наблюдается смог, приносимый ветром из северного Китая. Среди мегаполисов самым чистым в этом плане считается Шеньжень.
Китайский смог, - это большая экологическая катастрофа не только для Китая. Но весь мир на нее закрывает глаза, так как никто не хочет ссориться с Поднебесной. Иногда смог из Китая доходит до России, иногда им накрывает Южную Корею. Бывает, что смог доходит до Тайваня и Юго-Восточной Азии и даже до Америки. Говорят, что около 28% смога Сан-Франциско – китайский.


Чем дышат китайцы?

Даже страшно представить, чем дышат китайцы и что творится в их легких. Люди умирают от грязного воздуха, и из-за смога него возникает много проблем. Когда идет дождь, грязь оседает на землю и попадает в воду. Потом она оказывается в том, что люди едят и пьют. Жить в такой обстановке сложно и очень вредно. Периодически в Пекине и других крупных городах Китая объявляется наивысший уровень опасности из-за смога. Всем это не нравится, но китайцы уже к нему привыкли. На время усиления смога в Пекине закрываются школы, многие не ходят на работу, люди стараются сидеть дома если нет особой необходимости, а если уж вышли на улицу, то одевают маски. В домах китайцы устанавливают очистители воздуха. Из-за смога многие уезжают из Китая.

Перспективы смога

По версии правительства КНР, великий китайский смог – главное недовольство жителей страны. Постоянно предпринимаются попытки бороться с этим явлением, но пока безрезультатно. Правительством планируется к 2017 году закрыть все угольные станции, а к 2030 году полностью избавить Китай от смога. К зимней Олимпиаде 2022 года обещают существенно очистить воздух. Скорее всего, на некоторый период просто приостановят производство, как это уже было во время проведения летней Олимпиады. Похоже, в дальнейшем эта экологическая катастрофа в Китае будет только прогрессировать.


Со смогом в Китае пытаются бороться и общественным способом. Устраивают выставки фотографий смога, дизайнеры представляют целые коллекции уличных масок, в интернете полно разных шуток о китайце, который пылесосил воздух, и уже напылесосил целый кирпич. На телефон можно установить приложение уровней загрязненности воздуха по всему Китаю.


Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 8 процентов жителей планеты дышат чистым воздухом. Такое положение вещей приводит к преждевременной смерти около трех миллионов человек в год. Особенно тяжелая ситуация, по данным ВОЗ, в странах Юго-Восточной Азии. Впрочем, оказаться под удушливым колпаком могут и относительно благополучные регионы планеты. Например, Париж и несколько других городов Франции вот уже несколько дней близки к экологической катастрофе. Как они дошли до жизни такой - разбиралась «Лента.ру».

Завтра мы прекратим дышать

«Завтра мы прекратим дышать», - такими апокалиптическими заголовками пестрели страницы французских газет после того, как некоторые регионы страны оказались укрыты густым смогом. По данным агентства мониторинга качества воздуха Airparif, Франция переживает самое сильное и продолжительное (смог держится больше недели) загрязнение воздуха за 10 лет.

Первоначально власти обратились к населению со стандартным в таких случаях предупреждением и рекомендациями: плотнее закрывать окна, использовать марлевые маски, избегать больших физических нагрузок и так далее. Но ситуация развивалась по худшему сценарию. Безветренная погода привела к тому, что смог, как выразился один из метеорологов, накрыл часть территории страны как «плотная крышка коробку».

Местные власти нескольких департаментов запретили топить дровяные и угольные камины и печи, призвав население немножко померзнуть. Владельцам и арендаторам домохозяйств, которые отапливаются газом, было предложено поддерживать температуру в помещениях не выше 18 градусов, для того чтобы снизить нагрузку на котельные и ТЭЦ. В отдельных городах пошли дальше и ввели собственные ограничительные меры.

Власти Парижа третий раз в истории (ранее такие меры вводились в 1997 и 2014 годах) ограничили движение личного транспорта. Во французской столице установили очередность выезда автомобилей, мотоциклов и скутеров в зависимости от их номерных знаков: в один день - четные, в другой - нечетные. Чтобы стимулировать отказ от личного транспорта, городские власти отменили плату за проезд в общественном транспорте.

Эффективность этой меры вызывает в обществе ожесточенную полемику. Дело в том, что большинство водителей просто игнорируют запрет. Например, 6 декабря количество машин на улицах Парижа снизилось всего на 5-10 процентов. А уже 8 декабря уровень пробок оценивался в 9-10 баллов. Причина - относительно низкий штраф: всего 22 евро. Кроме того, полицейские лояльно относятся к нарушителям: либо закрывают глаза на факт проступка, либо ограничиваются устным внушением.

Впрочем, парижские власти решили действовать на упреждение: с января на улицы города смогут выехать только автомобили, получившие специальный сертификат - прикрепленный на лобовое стекло стикер означает, что уровень содержания загрязняющих атмосферу частиц в выхлопных газах не превышает установленные нормы. В Airparif считают, что эта мера принесет больше пользы, чем запрет на выезд по четным или нечетным дням.

Франция в дыму

Париж - не единственный французский город, который накрыло смогом. В Гренобле городская администрация впервые в истории санкционировала ограничение в движении транспорта, но подошла к этому творчески. Любой выезд на улицы до специального распоряжения запрещен легковым машинам старше 20 лет, грузовикам и автобусам, выпущенным до 2001 года, а также мотоциклам и скутерам, произведенным до 2000-го. По мнению представителей мэрии, эти старые транспортные средства меньше всего отвечают современным экологическим нормам, а значит, должны оставаться «на приколе».

Смог внес поправки и в движение воздушного транспорта. 8 декабря футбольный клуб «Марсель» добирался на очередной выездной матч с «Дижоном» на перекладных. Пилоты самолета с марсельцами на борту не стали рисковать и садиться в аэропорту Дижона, укрытом густой дымкой. В итоге посадку совершили в Лионе, в 200 километрах от места назначения, а на матч спортсмены добирались на автобусе. Кстати, в Лионе тоже действуют транспортные ограничения, аналогичные введенным в других регионах.

Кто виноват и что делать

Основную вину за загрязнение воздуха французские экологи возлагают на транспорт. По данным Агентства по вопросам окружающей среды и энергоресурсов (Ademe), транспорт - источник 18 процентов загрязнения воздуха в целом по Франции, а в Париже и столичном регионе этот показатель превышает 50 процентов. Данная ситуация, согласно официальной статистике, приводит к ежегодной преждевременной гибели около 50 тысяч человек. Для сравнения: столько же французов умирают от чрезмерного употребления алкоголя.

В связи с этим выдвигается ряд инициатив - например, отказ от перевозки грузов автомобильным транспортом. Предлагается использовать более экологичный - железнодорожный. Другие идеи гораздо радикальнее. В частности, активно обсуждается предложение кардинально изменить образ жизни горожан: им следует реже выбираться за пределы своего района, для чего руководство предприятий должно поощрять работу сотрудников на дому. Ну а если совершить поездку все-таки необходимо, власти должны предоставить экологически чистый транспорт или организовать передвижение на велосипеде. Особенно рьяные борцы с транспортом предлагают в любом случае ходить пешком.

Смог на экспорт

Но если во Франции ситуация со смогом все-таки экстраординарная, то в Китае затянутое густой дымкой небо - обычное дело, особенно в промышленно развитых областях и крупных городах. Основная причина загрязнения воздуха - уголь, использующийся и для отопления домов, и на ТЭЦ. Проблема достигла таких масштабов, что стала уже не только китайской. Периодически плотные загрязненные облака китайского происхождения накрывают соседей - Россию, Южную Корею, Монголию. Некоторые эксперты утверждают, что смог из Поднебесной доходит даже до Сан-Франциско.

Это предположение не кажется фантастическим, если принять во внимание последние данные: с 12 по 14 декабря в большинстве крупных городов и в столичном регионе Китая в очередной раз вводится повышенный «желтый» уровень опасности из-за густого смога. А 5 декабря в Пекине и окрестностях уровень экологической опасности был поднят до «красного» - наивысшего. Но загрязненный воздух накрыл тогда и центральные провинции страны, в частности Сычуань, из-за чего в международном аэропорту Чэнду Шуанлю было прекращено воздушное движение.

В городе Шицзячжуан, расположенном в 280 километрах от китайской столицы, из-за загрязнения смог стал настолько плотным, что скрыл верхние этажи местных небоскребов.

Власти Поднебесной прекрасно осознают масштабы проблемы. Си Цзиньпин официально объявил борьбу за улучшение экологической ситуации приоритетом на время своего правления. В ближайшие годы в КНР должны закрыть все электростанции, работающие на угле, а к 2030-му полностью избавить Китай от смога. Особенно это актуально в связи с проведением зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине. Однако не исключено, что ради чистого воздуха китайские власти в очередной раз пойдут на простую, эффективную, но временную меру: просто закроют предприятия с большим уровнем вредных выбросов на период соревнований. Этот прием уже использовался: накануне и во время Олимпиады 2008 года в Пекине, во время партийных съездов, а также в период проведения крупных международных мероприятий.

Пока грязный воздух служит источником проблем для одних, чистый воздух становится средством обогащения для других. В КНР в продажу «Упакованный вручную чистый, обеззараженный и насыщенный кислородом» новозеландский воздух. Он продается в бутылках объемом 7,7 литра и стоит 219 юаней (чуть более 30 долларов). Продавцы утверждают, что каждая бутылка позволит обладателю сделать 180 вдохов. Для более рачительных жителей предусмотрен воздух из Канады - он стоит 108 юаней (16 долларов), для самых экономных - китайский из города Вэйхай (5 юаней, или 0,7 доллара). Для жителей городов с особенно тяжелой экологической ситуацией предусмотрена система скидок.

Как китайцы борются со смогом в Пекине October 26th, 2016

Изобретательные китайцы борются со смогом в Пекине посредством мультимедийных технологий. Так на площади Тяньаньмэнь установили гигантские LED-экраны, на которых транслируется хорошая погода.

Между тем, Пекин продолжает оставаться одним из самых загрязненных городов мира. Согласно прогнозу, опубликованному Национальным метеорологическим бюро, в ближайшие несколько дней ряд регионов на севере КНР столкнется с серьезным ухудшением качества воздуха. По прогнозам синоптиков, улучшение экологической обстановки в Пекине, Тяньцзине, а также в ряде городов в провинции Хэбэй, произойдет после 27 октября.

Власти указанных городов уже обратились к гражданам с призывом принять соответствующие меры предосторожности. В Пекине и Тяньцзине ограничена работа промышленных предприятий, прекращены все строительные работы в черте города, запрещен въезд грузового транспорта, пишет «Жэньминь жибао».

Жителям указанных городов не рекомендуется покидать свои дома без лишней необходимости, власти призывают население на время отказаться от использования личного транспорта. По расчетам чиновников, в случае хотя бы частичного отказа от использования легковых автомобилей, экологическая обстановка стабилизировалась в несколько раз быстрее.

Через несколько дней на северо-восточную часть Китая обрушатся проливные дожди, в результате чего смог рассеется. Как отмечают специалисты, несмотря на все усилия властей, проблему смога до сих не удалось решить. По прогнозам синоптиков, осенью и зимой Пекин столкнется с сильнейшим в истории смогом.

Ранее сообщалось, что в начале октября сильнейший смог вновь сгустился над крупными городами на северо-востоке Китая. Власти Тяньцзиня обновили уровень общественной опасности до предпоследнего «оранжевого» уровня.

Такой уровень загрязненности превышает рекомендованную Всемирной организацией здравоохранения норму в 20 раз. На улице горожане вынуждены носить специальные маски, без которых нормально дышать просто невозможно.

Густой смог в Пекине, лишивший горожан возможности нормально дышать, спровоцировал активный спрос на бутилированный горный воздух, поставляемый из Канады. Об этом сообщает Іndependent. По данным издания, поскольку проблемы с загрязнением воздуха в столице Китая продолжаются, канадская компания Vitality Air уже начала зарабатывать на кризисе, продавая свежий горный воздух по цене $28 за бутылку.

Пекин известен как один из самых загрязненных городов Китая и мира - смог над ним виден даже из космоса.

Исчточники:

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Экологическая ситуация в Китае значительно ухудшилась за годы индустриализации

Китай предложил перенести часть своих заводов - в том числе химических и металлургических - на российский Дальний Восток. Министерству по развитию Дальнего Востока идея нравится, но экологи не разделяют оптимизма чиновников.

Планы перенести часть производства за рубеж появились у Китая в ноябре 2014 года. Таким образом власти собираются решить проблему загрязнения окружающей среды - быстрая индустриализация привела к катастрофическому ухудшению экологической ситуации в стране.

В свое время Запад строил предприятия легкой промышленности в Китае, "экспортируя" туда экологические проблемы, отмечал Том Миллер из исследовательской компании Gavekal Dragonomics. "Сейчас Китай в своем развитии дошел до стадии, когда он сам хочет экспортировать неэкологичное производство, создавая в бедных странах металлургические заводы и другие предприятия", - говорил Миллер.

Производственные мощности КНР будут перемещаться в первую очередь в рамках борьбы с загрязнением окружающей среды, подчеркивал Bloomberg.

"Логика отчасти та же, что у Японии и многих других стран, которые выносили грязные производства в 70-х и 80-х годах, - это не поиск более дешевых рабочих рук, это скорее экологическая история" - соглашается руководитель программы "Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Московского Центра Карнеги Александр Габуев.

Власти страны и официальные СМИ сообщают, что эта инициатива поможет устранить еще одну проблему - перепроизводство. Китайские производители стали, цемента и стекла располагают избыточными мощностями, которые не нужны сейчас, когда экономика больше не растет по 10% в год.

Для начала Китай намерен "разгрузить" крупнейшего производителя стали - провинцию Хэбэй, а вместе с ней и весь север страны, где загрязненность воздуха гораздо сильнее, чем на юге.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Жители многих промышленных городов в Китае уже привыкли к постоянному смогу

В провинции Хэбэй расположены семь самых загрязненных городов Китая, этот регион - крупнейший источник сернистого газа в стране. Каждый год здесь производится 200 млн тонн стали - это в два раза больше, чем производят США, и четверть китайского производства.

Власти КНР намерены предоставлять преференции местным компаниям, стимулируя перемещение производства за рубеж. В планах 2014-го речь шла, в первую очередь, об Африке, Западной Азии и Юго-Восточной Азии. Тогда России в этом списке не было.

Северный сосед

КНР договорилась с Россией об "экспорте" производственных мощностей в декабре прошлого года. Точные детали договоренностей неизвестны - пока подписан лишь меморандум. Список китайских предприятий, которые могут оказаться в России, пока неизвестен, сказал Русской службе Би-би-си советник главы минвостокразвития Леонид Агафонов.

Известно лишь, что это будут предприятия в 12 отраслях, среди них: металлургия, энергетика, машиностроение, судостроение, строительство, телекоммуникации, сельское хозяйство, а также текстильная, химическая и цементная промышленности.

Китайский бизнес получит на Дальнем Востоке налоговые льготы и административные преференции, заявлял представитель министерства Рустам Макаров.

Интерес российских чиновников понятен - надо обустраивать Дальний Восток (для этого и создавалось отдельное министерство). Китай в текущих условиях - самый очевидный партнер, учитывая транспортную близость и "поворот на восток", провозглашенный Кремлем.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Власти России начали громче говорить о партнерстве с азиатскими странами после ввода западных санкций

КНР особенно интересуется такими механизмами, как территории опережающего развития ( ТОР) и Свободный порт Владивосток , говорит Агафонов. Советник министра привел в качестве примера успешного привлечения инвестиций строительство нефтеперерабатывающего завода в Амурской области.

В апреле 2015 года проект Амурского НПЗ получил статус приоритетного. Инициатором проекта выступает "Амурская энергетическая компания", которая на 90% контролируется предприятием из Хэйхэ - города в приграничной провинции Хэйлунцзян. По условиям соглашений с местными властями, НПЗ будет поставлять 90% нефтепродуктов в Китай, сырье будет закупаться в России.

Александр Габуев из Центра Карнеги считает, что успешность китайских предприятий, которые будут перенесы в Россию, сомнительна, поскольку одна из причин этой инициативы - ликвидация избыточных мощностей в КНР.

"Вот тут, мне кажется, мы подходим к самому интересному. Как эти предприятия, которые будут перенесены, буду работать на конкурентном рынке? Даже если эти заводы будут построены, на чем они будут зарабатывать деньги, как они будут встраиваться в мировой рынок? И в чем конкурентное преимущество Дальнего Востока?" - перечисляет эксперт свои вопросы к проекту.

На Дальнем Востоке вы всегда упираетесь в маленький рынок, не очень развитую инфраструктуру, чудовищное российское законодательство Александр Габуев

В числе конкуретных преимуществ Дальнего Востока он указывает дешевую электроэнергию и менее жесткий экологический надзор (в Китае сейчас стали гораздо строже следить за вредными выбросами на производстве).

"Что именно мы с точки зрения зарабатывания денег в будущем выиграем, пока не очень понятно. Хотя мне кажется, что рабочие места и промышленный потенциал - это всегда хорошо. Другой вопрос, что на Дальнем Востоке вы всегда упираетесь в маленький рынок, не очень развитую инфраструктуру, чудовищное российское законодательство, его имплементацию в части экспорта и, грубо говоря, в российскую таможню, на которой все обычно и застревает", - сетует Габуев.

Также неизвестно, на каких условиях будут создаваться заводы в России, продолжает он. В частности, неясно, кто будет строить предприятия и потом работать на них: россияне или китайцы.

Среди множества неизвестных российские власти прояснили только один момент: все проекты в обязательном порядке будут соответствовать российским экологическим нормам. Это условие важнее взаимной заинтересованности, отмечал глава ведомства Александр Галушка. Он считает, что опасаться прихода "грязных" производств не стоит. У экологов на этот счет другое мнение.

"Чистая" работа?

"Китай никогда не отличался экологичными и безопасными производствами", - говорит координатор токсической программы Гринпис Россия Нина Лесихина.

В качестве примера она приводит недавнюю трагедию в Тяньцзине (город в Китае, граничит с провинцией Хэбэй), где в августе прошлого года на химических складах произошли взрывы. В результате погибли более 170 человек, было уничтожено более тысячи автомобилей, произошел выброс высокотоксичных веществ.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Взрывы в Тяньцзине стали одной из крупнейших техногенных катастроф в КНР за последние годы

В Гринпис считают, что перенос части китайского производства на Дальний Восток может повлечь увеличение экологических рисков не только для региона, но и для всей страны.

"К сожалению, установленные в России экологические требования, с учетом которых планируется переводить китайские предприятия, крайне слабые и, как правило, не соблюдаемые на практике. Последнее время идет активный процесс деградации природоохранного законодательства в интересах бизнеса", - отмечает Лесихина.

Экологи отмечают, что многие опасные химические вещества, которые используются на китайских заводах, в России не подлежат нормированию и, следовательно, контролю. "А значит в случае переноса китайских производств эти вещества вместе со сточными водами и выбросами предприятий продолжат поступать, но уже в наш воздух и наши реки", - добавляет представитель Гринпис Россия.

На форумах и в соцсетях жители Дальнем Востока не только высказывают опасения, что увеличение числа заводов и фабрик навредит природе, но и боятся усиления влияния КНР в регионе. Достаточно вспомнить, какую реакцию вызвали новости о том, что Забайкальский край предложил сдать китайцам в аренду 115 тысяч га земли.

Журналисты , депутаты и общественные деятели высказывали предположения о том, что за арендой последует колонизация Сибири и последующая аннексия региона. В интернете даже начали сбор подписей с просьбой отказаться от предоставления земли в аренду Китаю.

Отношение к деятельности Китая среди жителей Москвы и Дальнего Востока - разные вещи, говорит Габуев. "Там на местах, судя по моим поездкам, не видно реальных угроз и реального уровня местного недовольства по поводу Китая", - отмечает он.