Клоуны-акробаты из соленого теста - плоские фигурки, толщиной 3-4 мм и сделаны из специального теста в клетку. Точно такой же рисунок у теста и с изнанки, это станет заметно, если перевернуть готового и подвешенного на ленточку клоуна. Улыбающиеся, босоногие, они будут прекрасно смотреться и на квадратной плитке, также их можно прикрепить к табличке с именем гостя на праздничном столе. Могут служить и бонбоньерками.
Чтобы сделать клетчатую заготовку, нарежьте контрастных цветов полосками и скрепите их между собой через одну. Тесто квадратиками сделать сложнее: сначала подготовьте тесто в полоску, затем разрежьте его перпендикулярно полосам, переверните и вновь скрепите. Чтобы сделать клоуна, возьмите тесто базового цвета и прикрепите к нему шарики контрастного цвета. Вырежьте туловище, присоедините голову, руки и ноги.
Животные из соленого теста : , корова, поросенок, овца, кролик, гусь и курица. Трудность состоит в том, чтобы сделать животное объемным, чтобы оно было узнаваемо под любым углом зрения. Все фигурки сделаны из окрашенного теста, мордочки нарисованы красками.
Кольца из соленого теста.
Кольца, на которые подвешены , сделаны из керамики, можно заменить ее ивовыми прутьями, пластиком или картоном.
Мастер-класс: Изготовление поделки "Клоун" из солёного теста
Автор: Сорокина Наталья Валерьевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД «Дворец детского творчества», г. Навашино, Нижегородская областьДанный мастер-класс предназначен для детей школьного возраста, педагогов, желающих познакомиться с техникой лепки из солёного теста.
Назначение: Панно можно использовать в украшении интерьера детской комнаты или подарить на день рожденье своим друзьям.
Цель:
Изготовление клоуна из соленого теста.
Задачи:
- познакомить с основами изготовления поделки клоун из солёного теста и его последовательностью;
- научить приёмам лепки: раскатывание теста с помощью скалки, вырезание деталей костюма, использование пресса для чеснока при изготовлении волос, соединение деталей;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, фантазии;
- вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству - лепке из солёного теста;
- формировать эстетический вкус и аккуратность в работе.
Описание мастер-класса:
Загадка: В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся. (Клоун.)
Клоун (от англ. clown), в современном значении термина - цирковой, эстрадный или театральный артист. Родственные определения: шут, гаер, паяц, и т. д.
Профессия клоуна очень благородна, ибо артист получает высшую награду от зрителей – это смех, улыбки и аплодисменты.
Очень цирк люблю друзья,
На арене главный я.
Я весёлый и смешной,
Завожу своей игрой.
Шутки острые про всех,
В зале слышен детский смех.
Радость людям приношу:
В цирке клоуном служу.
Мне хотелось бы предложить мастер-класс по изготовлению поделки «Клоун» выполненной из солёного теста.
Этапы изготовления клоуна
1. Инструменты и материалы:
Мука пшеничная, соль мелкая «Экстра», вода, стека, трубочка из под сока, зубочистка, пресс для чеснока, скалка, чашечка под воду, гуашь.
2. Замесить тесто (пропорции: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды).
3. Начинаем работу с лепки туловища:
- отделить от целого куска чуть меньше половины
- раскатать сначала шар, а затем форму в виде груши
Примечание: тесто необходимо тщательно разминать, чтобы не было трещинок.
4. Лепка ног:
- взять небольшой кусочек теста, разделить пополам
- раскатать 2 шарика, затем небольшие столбики
- ноги крепим к туловищу с помощью небольшого количества воды
5. Для изготовления одежды необходимо с помощью скалки раскатать тесто тонким слоем
-для штанишек вырезать длинный прямоугольник и посередине сделать небольшой разрез
6. Смочите водой место, где будут располагаться штанишки
- аккуратно наложите штаны на туловище и подверните их по бокам, создавая объём
7. Из остатков раскатанного теста вырежьте элементы одежды по вашему желанию
(галстук, жилет, карманы, подтяжки и др.)
8. Лепка ботинок:
- для ботинок возьмите кусочек теста и разделите его на 2 части
- скатать в виде толстой морковки
- прикрепить узкой стороной к ногам (носы ботинок можно слегка загнуть вверх и прикрепить небольшие каблучки)
9. Лепка рук:
- для лепки рукавов взять кусочек теста и разделить его на 2 части
- раскатать в виде морковок, крепить к туловищу вверху узкой стороной
- посередине согнуть с помощью стеки, приподнимая руки вверх
10. Для лепки ладошек возьмите небольшое количество теста, разделите его на 2 части, раскатай 2 одинаковые морковки и расплющите их
- сделайте 4 надреза и сформируйте на ладошке пальцы
11. Для лепки головы взять кусочек теста (3 часть туловища), раскатать шарик
- прикрепить голову к туловищу (при желании можно сделать шею)
- нос в виде шарика
- волосы сделать с помощью пресса для чеснока
12. Небольшая шляпка и клоун готов!
13. Слепите клоуну мячики или колечки
14. Примечание: при желании можно слепить дополнительные детали для создания сюжета или ещё одного клоуна, но изменив детали костюма или положение частей тела. Проявите фантазию!
Хорошо высушенное изделие раскрасьте с помощью гуаши
Примечание: для раскрашивания лучше взять свежую гуашь, не используйте много воды, сделайте работу яркой, весёлой и красочной. Проявите фантазию!
15. Изделие необходимо подсушить и покрыть бесцветным лаком.
Примечание:
Для оформления панно используйте разнообразный материал: кусочки ткани, тесьму, паетки и др., это придаст выразительность вашей работе.
Творческих успехов!
Клоун в цирке каждый вечер.
Сколько радости от встречи –
Балагурит и хохочет,
Рассмешит, кого захочет.
Яркий Рыжий с красным носом.
Задает он всем вопросы,
Получает оплеухи,
Лечит нас от лени, скуки.
Слайд 2
Из истории о соленом тесте
С давних пор выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний «Домовенок»
Слайд 3
«Скоро Пасха» В Германии и Скандинавии издавна было принято изготовлять пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста
Слайд 4
«Лето» В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста
Слайд 5
«Чаепитие» У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось особенно привлекательным
Слайд 6
«Дедушка Мороз» На Руси фигурки из этого материала дарили на новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье
Слайд 7
Практическое занятие
Инструменты и материалы Правила при работе Делай поделку красиво и качественно Осторожно пользуйся инструментами Содержи в порядке рабочее место Экономь материал и время Сделал поделку, убери рабочее место
Слайд 8
Замес теста
Перед началом работы необходимо замесить тесто. Это лучше всего сделать в глубокой емкости В воду с растворенной в ней солью постепенно добавляем муку
Слайд 9
Затем продолжаем вымешивать тесто на столе, не забывая посыпать поверхность стола мукой. Это делается для того чтобы тесто не прилипало. Оно должно получится довольно крутым, однородным и эластичным
Слайд 10
Изготовление поделки:
Лепим основу кофточки, приклеиваем рукава, наносим рисунок ребром линейки. Прикрепляем карманы и пуговицы
Слайд 11
Накладываем на кофту рюшечку. В углубление вставляем головку овальной формы, не забывая смачивать места соединений. Прикрепляем большой круглый нос, глаза и шапочку
Слайд 12
Лепим уши и ноги. Вырезаем волосы и ладошки. Добавляем несколько различных шариков для жонглирования
Слайд 13
Сушка: Прежде, чем поставить изделие в печь, его нужно подсушить несколько дней в теплом месте или на батарее На противень стелем фольгу и смачиваем ее водой. На фольгу выкладываем изделие Объемные изделия сушим и запекаем в печи 1-2 часа при температуре 75 0С
Слайд 14
Разукрашиваем поделку гуашью Приклеиваем изделие клеем на рамку
Слайд 15
Информационные источники:
Хананова Ирина НиколаевнаСоленое тесто. - Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 104с: ил. - (Золотая библиотека увлечений). Слайды 1, 14 . http://www.ryltat.ru/dosug/d_17_5.jpg Слайд 2. http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo4/i2011/03/24/img_3176.jpg Слайд 3. http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo/i2011/03/20/p1011155.jpg Слайд 4. http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo/i1008/P1140469.jpg Слайд 5. http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo/i1003/DSC06285_1_0.jpg Слайд 6. http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo/i0912/IMG_2866.jpg Слайд 8-12. фото из личного архива
Посмотреть все слайды
Ахметшина Гульнара
Конспект занятия «Веселый клоун »
Задачи :
1. Коррекционно-образовательные :
Учить лепить фигуру клоуна , передавая характерные особенности внешнего вида, из солёного теста ;
Развивать умение передавать пропорции, работать со стекой.
Совершенствовать умение скатывать тесто круговыми движениями,используя в работе прием сплющивания,
Закреплять умение работать в технике тестопластики ; подбирать сочетание цветов для передачи образа.
2. Коррекционно-развивающие :
Развивать глазодвигательную функцию, сопряженную с движением руки,
Развивать пространственное представление детей.
Развивать наблюдательность
Совершенствовать внимание,память,логическое мышление
Развивать творческое воображение
3. Коррекционно-воспитательные :
Воспитывать трудолюбие, воспитывать бережливость,
Воспитывать познавательную потребность, интереса и активности, воспитывать эстетический вкус.
Словарная работа : по лексической теме,Игрушки”.
Материалы и оборудование : Игрушка клоун , дощечки по количеству детей, в лоточках цветное тесто (5 цветов) на каждого ребенка, кассета с музыкой,миска,соль,мука.
Предварительная работа : посещение цирка,рассматривание иллюстраций,чтение книг,проведение сюжетно-ролевой игры «Цирк» .
Ход занятия:
Организационный момент.
Мастер Самоделкин :Здравствуйте,девчонки и мальчишки
Не люблю я скучать и грустить
А люблю я всегда мастерить
Я веселый Мастер Самоделкин .
Дети,у меня всегда хорошее настроение и мне весело . Сейчас и у вас будет хорошее настроение (трогает детей за нос, уши волосы) .
Настроение у вас какое?
Дети :хорошее,веселое ,радостное.
Мастер Самоделкин : Я приглашаю вас к себе в мастерскую. Я узнал,что у вас в саду дети любят мастерить и всегда придут на помощь. Вы знаете,у меня есть друг –это клоун Степа . Он работает в цирке. Скоро цирк и клоун уезжают на гастроли по разным городам. И я хотел бы сделать клоуну Степе подарок на память. Но чтоб подарок был необычным. Какой подарок мы с вами интересно сделаем?
А узнать вам помогут вот эти картинки (вынимает из конверта и показывает части разрезной картинки с изображением клоуна ).
Это чье-то разрезанное на части изображение. Попытаемся его собрать (раздает детям части картинки и предлагает собрать из них целое изображение. Дети выполняют задание).
Мастер Самоделкин : Вы узнали кто это? (клоун ) Правильно, это клоун . Мы сделаем клоуна и подарим Степе и его друзьям.
Мастер Самоделкин : А что бы узнать из чего мы будем делать наш подарок,я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно.
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто ,
Положить меня должны.
Ответ детей : мука.
Круглая,глубокая,гладкая,широкая,
Не высока,и не низка,железная
Ответ : миска.
В воде родится,а воды боится,
Отдельно я не так вкусна,
Но в пище каждому нужна
Ответ : соль.
Мастер Самоделкин : Правильно,отгадали мои загадки. И мы сделаем портрет из муки,соли. Мы замесим тесто .
Мастер Самоделкин :А в чем замесим тесто ?
Дети : В миске.
Мастер Самоделкин : Вот и миска. Из чего будем месить тесто ?
Дети : Из муки и соли.
Мастер Самоделкин : Вот мука, вот соль. Высыпаем в миску. Как вы думаете,что еще нужно добавить,чтобы получилось тесто ?
Ответы детей. Воду….
Мастер Самоделкин :Я добавляю воду,а чтобы тесто не прилипало к рукам,добавлю масла. Вот и готово тесто для лепки .
А как мы будем лепить клоуна ?Посмотрите нанего,у него необычная одежда- и все такое нарядное,красочное,яркое,а тесто у нас получилось белого цвета. Ведь ваши клоуны не будут такими яркими,красочными. А давайте попробуем окрасить тесто .
Для этого у меня есть вот такие красители. Мы возьмем одну часть теста ,пальцем сделаем углубление и на него я помещу краску,а теперь сложим его несколько раз и разомнем,чтобы оно стало однородного цвета. Какое тесто у вас получилось ?
Дети :розовое.
Как вы думаете, какимдолжен выглядеть клоун , которого мы будем лепить?
Дети :веселым .
Мастер Самоделкин : Посмотрите, какого красивого клоуна я слепила . Сначала лепим туловище. Круговыми движениями раскатываем шар и сплющиваем его между ладошками,придавая форму круга. Стекой разрезаем,чтобы получились ноги.
Берем кусок поменьше розового цвета, раскатываем шар, приплющиваем между ладошками и придавливаем сверху туловища, это у нас голова.
Выберем тесто для шляпы любого цвета. Разделим кусок теста . Из одной части скатаем колбаску (поля шляпы,слегка изогнув дугой, наложим на верхнюю часть лица. Из второй части скатаем шарик,закрепим над дугой, расплющиваем его (верхняя часть шляпы) .
И обязательно веселая улыбка .
Для рта раскатаем колбаску из красного теста ,слегка выгнем ее дугой,краями вверх,расположим его в нижней части лица и расплющим.
Для глаз раскатаем два одинаковых белых шарика и расплющим на лице, превратив их в две белые лепешки. В центр положим по зернышку гречки-это глазки.
Из черного теста скатаем две маленькие колбаски-это бровки,изогнем их уголком и разместим их над глазами.
Для щек и носа скатаем 3 маленьких шарика. Нос слегка прижать к основе,а щечки сплющить до блинчиков.
Для волос тесто пропускаем через пресс для чеснока и закрепим их по боковым сторонам лица.
Вот какой веселый клоун получился . А сейчас, я посмотрюкакой клоун у вас получится . Но чтобы наши руки хорошо лепили,давайте их разогреем.
Пальчиковая гимнастика.
Очень цирк люблю друзья,
На арене главный я
Я веселый и смешной ,
Завожу своей игрой
Шутки острые про всех
Радость людям приношу
В цирке клоуном служу .
Мастер Самоделкин : Руки мы с вами разогрели, у вас в ладошках по солнышку, которое будет греть ваши руки и тесто будет теплым , добрым и мягким. А кто мне скажет с чего мы начнем работу?
Ответы детей. Раскатываем шар.
Мастер Самоделкин : Мне очень хочется,чтобы у вас получились красивые клоуны .
Работа детей.
В ходе лепки осуществляется индивидуальная работа.
Мастер Самоделкин : Вы наверное устали лепить. Давайте немножко поиграем. Мы встаем около стульчиков.
Зрительная гимнастика.
Вышел клоун на арену ,
Поклонился всем со сцены
Вправо, влево и вперед
Поклонился всем как смог.
Работа детей.
Какие красивые клоуны у вас получились .
По завершению работы, дети выставляют поделки на подставки. Вместе с детьми Мастер Самоделкинобсуждает поделки, в каждой находит что-то забавное и смешное.
Спасибо, дети. Вы молодцы. Я подарю их своему другу –клоуну Степе .
И прощается с детьми.