Схема боевого применения су 24м.

— советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Фронтовой бомбардировщик Су-24 был создан в 1960-е годы в ОКБ Павла Сухого. Первый полет на самолете был выполнен 17 января 1970 года. Государственные испытания опытного самолета проводились с января 1970 года по июль 1974 года. Столь долгий срок объясняется большой сложностью и новизной задач, которые пришлось решать ОКБ совместно с военными в ходе отработки самолета. Постановлением правительства от 4 февраля 1975 года самолет был принят на вооружение.

Серийное производство Су-24 было развернуто с 1971 года в кооперации двух заводов: Дальневосточного завода им. Ю.А. Гагарина (город Комсомольск-на-Амуре) и Новосибирского завода им. В.П. Чкалова. Первый серийный самолет был поднят в воздух в Новосибирске 31 декабря 1971 года, а в 1973 году начались поставки в ВВС. Войсковые испытания Су-24 проводились в два этапа: первый этап — с мая 1975 года по август 1976 года, а второй этап — с января 1981 года по март 1982 года. Серийное производство Су-24 продолжалось до 1983 года, после чего завод полностью перешел на выпуск новой модификации Су-24, который постановлением правительства от 22 июня 1983 года был принят на вооружение под обозначением Су-24М. По оценке специалистов, боевая эффективность Су-24М по сравнению с Су-24 выросла в 1,5- 2 раза. Серийный выпуск Су-24М продолжался вплоть до 1993 года.

В 1986 году было принято решение о разработке специальной экспортной модификации Су-24М, которая получила обозначение Су-24МК.

От базового самолета экспортная модификация отличалась измененным составом аппаратуры бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Первый предсерийный самолет Су-24МК был собран на заводе в Новосибирске на базе серийного Су-24 весной 1987 года.

Первый полет на нем был выполнен 30 мая 1987 года. Серийное производство самолета было развернуто год спустя. В 1988-1992 годах самолеты Су-24МК поставлялись на экспорт в Алжир, Ливию, Иран, Ирак и Сирию.

С начала 1970-х годов велись работы по созданию на базе Су-24 специализированных модификаций — разведчика Су-24МР и постановщика помех Су-24МП. Производство Су-24МП было ограничено выпуском всего 10 машин, первый серийный самолет был поднят в воздух на заводе в Новосибирске 7 апреля 1983 года. Первый серийный Су-24МР был облетан в Новосибирске 13 апреля 1983 года. Серийное производство самолета осуществлялось с 1983 по 1993 год, машины поставлялись в состав отдельных разведывательных авиаполков.

Суммарный серийный выпуск самолетов типа Су-24 составил около 1400 самолетов . К настоящему моменту времени самолеты Су-24/Су-24М, являясь единственным современным отечественным типом фронтового бомбардировщика, составляют основу ударной составляющей фронтовой авиации ВВС РФ и Украины. С 1999 года в ОКБ совместно с ВВС осуществляется программа модернизации строевых самолетов.

Су-24 — это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.

Конструкция бомбардировщика Су-24 цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа — с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета. Летчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.

Су-24 оборудован системой дозаправки в воздухе, для уменьшения пробега оснащен тормозным парашютом. Электронное оборудование самолета включает в себя мощную бортовую цифровую вычислительную машину. На Су-24 впервые установлена прицельно-навигационная система "Пума", в состав которой входит 13 подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора "Орион-А", радиолокатор предупреждения о столкновении, радиолокационная командная линия "Дельта ВМТ-6" для применения управляемых ракет, пеленгатор "Филин-Н" и др.

На Су-24М стоит усовершенствованный вариант прицельно-навигационной системы ПНС-24 — ПНС-24М "Тигр", в состав которой входят также 13 подсистем, в т. ч.: импульсно-доплеровская радиолокационная станция "Орион-А", радиолокационная станция следования рельефу местности "Рельеф", оптико-электронная (лазерно-телевизионная) прицельная система "Кайра-24" для наведения управляемых ракет контейнерная станция обнаружения источников радиолокационного излучения "Фантасмогория" и др. Имеющаяся система управления вооружением СУО-1-6М сопряжена с бортовым цифровым вычислителем Ц8У-10-058К. Самолеты также оснащены бортовым комплексом обороны "Карпаты", включающим в себя станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, теплопеленгатор ЛО-82, станцию постановки активных помех СПС-161, устройство отстрела диполей и термоловушек АПП-50, блок управления.

Самолет несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение. Су-24 имеет одну встроенную шестиствольную пушку калибра 30 миллиметров (ГШ-30-6) или 23 миллиметра (ГШ-6-23) с боезапасом 500 выстрелов (в зависимости от модификации), расположенную на левом воздухозаборнике.

Ракетно-бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески, четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырех подфюзеляжных. На всех узлах Су-24 возможна подвеска бомб свободного падения калибром от 100 до 1500 килограмм, разовых бомбовых кассет или контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2. Неуправляемое ракетное оружие включает блоки неуправляемых авиационных ракет калибром от 57 до 370 миллиметров.

Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с ТВ-наведением или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500Л с лазерным наведением.

В состав управляемого ракетного вооружения Су-24 входят управляемые ракеты (УР) Х-23 с радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.

Су-24М может нести более широкий спектр УР класса "воздух-поверхность" с неядерной боевой частью, включая различные варианты ракет с активным и пассивным радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х-25, Х-29, Х-58 и Х-59. В обтекателе снизу средней части фюзеляжа по правому борту установлена встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23М На внешних узлах возможна подвеска до трех подвижных пушечных установок СППУ-6 с ГШ-6-23М.

В качестве оружия самообороны самолет может применять УР класса "воздух-воздух" с тепловой головкой самонаведения (ТГС) Р-60 (Р-60М).

Су-24 имеет кодовое обозначение НАТО — Fencer-A (Фехтовальщик), а Су-24М — Fencer-D.

Тактико-технические характеристики бомбардировщика Су-24М

Размах крыла (макс/мин) — 17,63 / 10,36 м;

Длина самолета — 24,53 м;

Высота самолета — 6,19 м;

Масса :

пустого самолета — 19 000 кг,

нормальная — 36 000 кг,

максимальная — 39 700 кг;

Тип двигателя — 2 ТРД АЛ‑21 Ф‑3;

Максимальная скорость :

на высоте — 2 240 км/ч,

у земли без подвесок — 1 400 км/ч;

Практический потолок — 11 000 м;

Практическая дальность — 3 800 км;

Практический радиус действия — 410-560 км;

Максимальная эксплуатационная перегрузка — 7;

Экипаж — 2 человека.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Су-24 - всепогодный фронтовой бомбардировщик, разработанный СССР во второй половине 20 века. Производился и в РФ в модернизированном варианте.

На фото Су-24 ВВС России в полёте.

Су-24 - это самолёт с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в широком диапазоне метеоусловий, в любое время суток, в том числе на малых высотах с прицельным поражением целей, как наземных, так и надводных.


До принятия на вооружение Су-24, его функции в армии СССР выполняла другая машина – Су-7Б, принятая на вооружение в 1961 году. Недостатком этого самолёта было то, что он выполнял боевые задачи только днём и только в хорошую погоду.


Верхушка партийного руководства СССР в то время не приветствовала создания новых боевых самолётов, так как Хрущёв основную ставку сделал на развитие ракет. Так что начать работы над новым самолётом конструкторы «Сухого» долгое время не могли, так как не было политической воли. Политическая верхушка СССР давала добро только на разработку модификаций уже существующих машин. Сначала попробовали создать всепогодную модификацию Су-7, но эти работы зашли в тупик. В 1963 году на вооружение поступил перехватчик Су-15 и начались попытки создать на его основе всепогодный штурмовик, но и эти работы не увенчались успехом. Требовалась совершенно новая машина.


Проектирование Су-24 делалось с большой оглядкой на американский аналог – тактический бомбардировщик F-111. Первые экземпляры F-111 уже поступили на вооружение в 1967 году. В условиях холодной войны СССР не мог себе позволить отставание от США, но несмотря на все усилия советских конструкторов американцы были впереди.


Первый полёт бомбардировщик Су-24 совершил только 17 января 1970 года. Государственные испытания закончились в июле 1974 года. Это был самый трудный самолёт за всю историю КБ «Сухого» – во время первичных лётных испытаний было потеряно десять машин. Но пройдя все трудности, разработка самолёта была завершена, и 4 февраля 1975 года Су-24 был принят на вооружение армии СССР. При этом серийное производство было начато ещё до принятия самолёта на вооружение – в 1972 году на заводе в Новосибирске стали собирать первые самолёты. А в 1973 году первые серийные Су-24 поступили в Липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава.

На фото Су-24 выпустил тормозные парашюты.


Самолёт Су-24 представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений:

  • 16° - на взлёте и при посадке,
  • 35° - в крейсерском дозвуковом полёте,
  • 45° - при боевом маневрировании,
  • 69° - при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

В Су-24 управление осуществляется двумя людьми: лётчиком и штурманом. В кабине их места расположены рядом, как говорят «плечом к плечу».


Максимальная взлётная масса самолёта Су-24 равна 39,7 тоннам, максимальная скорость полёта равна 1700 км/ч, лётный потолок - 11 500 метов.


Су-24 считается достаточно сложным в пилотировании самолётом и имеет высокий показатель аварийности.


Фактом является то, что при проведении лётных испытаний было потеряно 14 машин, речь о модификациях Су-24 и Су-24М. После принятия бомбардировщика на вооружение с этой машиной регулярно происходит 5-6 аварий и катастроф в год.


В 2001 году совершил свой первый полёт модернизированный вариант бомбардировщика - Су-24М2.


В 2007 году первые два модернизированных Су-24М2 были переданы в Липецкий центр боевого применения. В декабре 2009 года завершена поставка первой партии Су-24М2 для ВВС России.


Участие в конфликтах

Фронтовой бомбардировщик Су-24 ограничено принимал участие в войне в Афганистане. Во время этой войны он базировался на территории СССР и оттуда совершал боевые вылеты. Использовались эти машины только во время Панджшерской операции 1984 года, а также для прикрытия с неба вывода советских войск в 1988-1989 годах.


Су-24 состояли на вооружении армии Саддама Хусейна. Во время войны в Персидском заливе их не использовали, часть самолётов была перегнана в Иран, который присвоил их после окончания войны.


С 2014 года украинская армия использует Су-24 в операциях на востоке страны. По данным украинской стороны на 4 октября 2014 года один Су-24 потерян в результате отказа техники и два Су-24 было потеряно в результате огня с земли.


С 30 сентября 2015 года Россия использует 12 бомбардировщиков Су-24М в Сирии для нанесения ударов по объектам террористической организации «Исламское государство». 24 ноября 2015 года в районе сирийско-турецкой границы турецкий истребитель F-16 сбил Су-24.


Пожалуй, самым популярным элементом военных сил России была и будет авиация и ее пилоты. Ведь все самолеты российских ВВС вносили весомый вклад в защиту страны, а на сегодняшний день являются одним из основных аргументов поддержания мира. И сегодня мы расскажем вам о уже бывалой, но до сих пор существующей единице воздушной техники – СУ-24.

СУ-24 это российский самолет бомбардировщик, сконструированный в 1975 году. Его отличительной особенностью являются крылья, способные изменять стреловидность. Благодаря чему СУ-24 является идеальной машиной для полетов в любую погоду и на любой высоте.

Стоит отметить, что СУ-24 далеко не простая машина, и требует высокую подготовку обоих членов экипажа, находящихся в кабине. В связи с чем, данный самолет стал одним из самых катастрофичных на период 1998 года. Последнее крушение СУ-24 произошло в феврале 2018 года.

Несмотря на свой возраст, данная летающая боевая машина находится на вооружении и по сей день. Более того, ее активно модернизируют и совершенствуют, ведь ее качества актуальны и на сегодняшний день.

Условно можно выделить три основные характеристики у данного бомбардировщика:

  • Оружие.
  • Малозаметность.
  • Защита.

Именно благодаря детальной проработке всех этих трех элементов, СУ-24 и приобрел такую популярность. Ведь каждая характеристика выполняет свою, вполне определенную роль. А это, в свою очередь, обеспечивает выполнение большого спектра боевых задач.

Отдельно стоит поговорить и о современных изменениях данной летательной машины. Согласно полученным данным, на сегодняшний день все модели оснащают новыми средствами радиоэлектронной борьбы. Что делает их еще опаснее.

Оружие СУ-24

Используя восемь точек подвески, бомбардировщик СУ-24 способен иметь в своем вооружении 7.5 тонн различного вооружения. От пулемета и неуправляемых ракет до полуторатонных наводящихся бомб. Которые, к слову, управляются благодаря излучению небольшого контейнера Фантасмагория.

Штурмовик предназначается, как для уничтожения наземно-воздушных единиц, так и для ликвидации различных статичных целей. Примером тому могут служить различные взлетные полосы, мосты, укрепления и прочие цели.

Но на этом его функциональное применение не заканчивается. Зачастую его используют для разведки и аэрофотосъемки. Применяют и для минирования местности с воздуха.

Малозаметность СУ-24

Несмотря на всю боевую мощь СУ-24, его первоочередной целью является доставка в тыл врагу одной тактической ядерной бомбы, мощностью порядка 150-300 килотонн. Благодаря своей возможности летать со сверхзвуковой скоростью на сверхмалых высотах, с легкостью огибая все рельефные препятствия и оставаясь невидимым для вражеской противовоздушной обороны, СУ-24 способен доставить достаточно много неприятностей своему врагу.

Причем, именно на СУ-24 оба члена экипажа впервые расположились бок о бок. С одной стороны это несомненный плюс – штурман всегда может использовать жесты. А с другой минус, ибо они будут мешать друг другу для полноценного обзора местности.

Защита СУ-24

Каких либо технических особенностей в защите штурмовика СУ-24 нет. Все сконструировано по советским стандартам, качественно и надежно. Да и со временем технологии не сильно изменились.

Хотя можно отметить кресла. Кабина истребителя оснащена катапультируемыми креслами К-36. Это, пожалуй, одни из самых надежных кресел, которые не раз успешно спасали жизнь своим обладателям.

Технические характеристики СУ-24

  • Экипаж самолета: 2 человека.
  • Длина самолета: 24,594 м.
  • Размах крыла самолета: 10,366-17,638 м.
  • Высота самолета: 6,193 м.
  • Масса пустого самолета: 22300 кг.
  • Масса снаряжённого самолета: 23700 кг.
  • Объём топливных баков самолета: 11860 л.
  • Силовая установка самолета: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З.
  • Бесфорсажная тяга самолета: 2 × 7800 кгс (76,5 кН).
  • Форсажная тяга самолета: 2 × 11200 кгс (110 кН).

Лётные характеристики СУ-24

  • Максимальная скорость самолета: 1700 км/ч.
  • Скорость взлета: 400 км/ч.
  • Скорость посадки: 310 км/ч.
  • Боевой радиус: 560 км.
  • Перегоночная дальность: 2850 км.
  • Практический потолок высоты: 11500 м.
  • Длина разбега при взлете: 1250 м.
  • Максимальная перегрузка: +6,5G

Видео обзор СУ-24

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

ТАСС-ДОСЬЕ: 10 октября 2017 года на авиабазе Хмеймим (провинция Латакия, Сирия) фронтовой бомбардировщик Су-24 ВКС России при совершении разгона на взлет для выполнения боевой задачи выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и разрушился.

Экипаж самолета (командир и штурман) не успел катапультироваться и погиб. Разрушений на земле не было. По предварительным данным Минобороны РФ, причиной катастрофы могла стать техническая неисправность машины.

Су-24 (по кодификации НАТО - Fencer, с англ. "фехтовальщик") - советский, позднее российский сверхзвуковой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Первый всепогодный и круглосуточный ударный самолет тактической авиации в Военно-воздушных силах СССР. Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, в том числе на малых высотах.

Разработан в опытном конструкторском бюро №51 (ныне - филиал ПАО "Компания "Сухой" "ОКБ Сухого") в 1960-х годах. Серийно строился в 1971-1993 годах на Дальневосточном машиностроительном заводе (ныне - Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина) и Новосибирском авиационном заводе им. В. П. Чкалова. Всего изготовлено около 1,4 тыс. экземпляров. На вооружении Воздушно-космических сил (ВКС) РФ и морской авиации ВМФ РФ в настоящее время стоят порядка 120 модифицированных Су-24. К 2020 году их планируется заменить на новые тактические бомбардировщики Су-34.

Также Су-24 находятся на вооружении ВВС Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Украины.

История проекта

После принятия в 1961 году на вооружение истребителя-бомбардировщика Су-7Б были предприняты попытки создать его всепогодную модификацию. Однако установить на этот самолет бортовой прицельный комплекс на базе мощного радиолокатора не удалось, и ОКБ Сухого начало разработку новой машины под шифром С-6 - сверхзвукового маловысотного двухместного бомбардировщика с укороченным взлетом и посадкой.

В 1964 году шифр был изменен на Т-58М (формально самолет создавался как модификация одноместного истребителя-перехватчика Су-15), в 1965 году шифр сменился на Т-6.

Опытный экземпляр 2 июля 1967 года поднял в воздух летчик-испытатель Владимир Ильюшин. В дальнейшем машина получила более мощные двигатели (два АЛ-21Ф вместо двух основных Р-27Ф-300 и четырех дополнительных РД-36-35), а также крыло изменяемой стреловидности. Первый опытный бомбардировщик (Т-6-2И) с новым крылом совершил полет 17 января 1970 года. Пройдя госиспытания в 1970-1974 годах, самолет был принят на вооружение ВС СССР 4 февраля 1975 года под официальным обозначением Су-24.

Конструкция и технические характеристики базовой модели

Конструктивно Су-24 - цельнометаллический высокоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме, оснащенный двумя турбореактивными двигателями с форсажными камерами (АЛ-21Ф-3 производства московского завода "Салют"), боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками, крылом изменяемой в полете геометрии, стреловидным оперением с отклоняемым цельноповоротным стабилизатором и трехопорным шасси, которое убирается в фюзеляж.

Передние створки ниш основных опор шасси являются одновременно тормозными щитками, самолет также оснащен тормозным парашютом.

Экипаж бомбардировщика состоит из двух человек, летчик и штурман размещаются в герметичной кабине друг за другом.

  • Длина самолета - 22,67 м;
  • высота - 5,92 м;
  • размах крыла - от 10,37 м (при стреловидности 16 градусов) до 17,64 (при стреловидности 69 градусов);
  • масса пустого самолета - 21 тыс. 200 кг, нормальная взлетная - 32 тыс. 300 кг, максимальная взлетная - 39 тыс. 700 кг;
  • максимальная скорость полета - 1 тыс. 700 км/ч;
  • боевой радиус действия - 600 км;
  • практический потолок - 11 тыс. м;
  • перегоночная дальность - 3 тыс. 55 км;
  • вооружение и боевая нагрузка - шестиствольная пушка ГШ-6-23М калибра 23 мм (боезапас - 500 патронов) и до 7 тыс. кг на восьми узлах подвески - бомбы от 100 до 1 тыс. 500 кг, бомбовые кассеты или контейнеры малогабаритных грузов, блоки неуправляемых ракет, управляемые ракеты классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", до трех съемных подвижных установок с пушками. Может нести тактическое ядерное оружие (бомбы).

Специально для Су-24 создан и в 2008 году принят на вооружение прицельно-навигационный комплекс СВП-24 (разработчик - ЗАО "Гефест и Т", город Жуковский Московской области), модификациями которого могут оснащаться другие самолеты и вертолеты.

Модификации

  • Су-24 - базовая версия. В отличие от последующих не была оборудована системой дозаправки в воздухе;
  • Су-24М (1976) - модернизированный вариант с расширенным списком вооружения, новым бортовым комплексом обороны "Карпаты", прицельной системой "Кайра", усовершенствованной навигационной системой и пилотажным оборудованием;
  • Су-24МП (1979) - постановщик помех;
  • Су-24МР (1980) - фронтовой разведывательный вариант с комплексом разведки (панорамный фотоаппарат, телекамера "Аист-М", станция инфракрасной разведки "Зима" и др.), без ударного вооружения;
  • Су-24МК экспортная версия, в 1988-1992 годах поставлялась в Алжир, Ливию, Ирак, Иран и Сирию;
  • Су-24М2 (2001) - дальнейшая модернизация бортового оборудования.

Боевое применение

Различные модификации Су-24 применялись ВВС СССР и ВВС/ВКС России в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, Грузии и Сирии.

с крылом изменяемой стреловидности, по классификации НАТО«Fencer» («Фехтовальщик»). Создан для прорыва ПВО противника на предельно низкой высоте с использованием рельефа местности, стал ответом на появление в ВВС США многоцелевого тактического истребителя F-111.

Су-24 российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото

F-111 первый публичный показ опытного образца двухместного многоцелевого бомбардировщика декабрь 1964 г, его характеристики были взяты за основу

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 августа 1965 г, начало отсчета создания самолета-штурмовика Т-58М на базе Су-15, впоследствии разработке присвоили шифр Т-6. Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов управляемым оружием, боеприпасами объемного взрыва, а также и ядерными боеприпасами (ядерный фехтовальщик).

Серийный бомбардировщик Су-24 в стандартной серой окраске советских ВВС с «противоатомным» белым покрытием передних кромок и нижних поверхностей

Результаты проработок, проведенных в ОКБ-51, показывают, что самолет с крылом изменяемой стреловидности по сравнению с самолетом того же назначения, с той же силовой установкой, но с крылом постоянной стреловидности х=60° будет иметь следующие преимущества.

  • - длина разбега уменьшается на 45%;
  • - длина пробега уменьшается на 40%;
  • - дальность полета на высоте 10-12 км на Ж 1,0 - увеличивается на 38%.
  • - скорость отрыва уменьшается на 26%;
  • - посадочная скорость уменьшается на 26%;
  • - прирост перегрузок у земли на скорости "ООО км/ч при вертикальном порыве 10 м/сек - уменьшается на 30%;

фронтовой бомбардировщик-разведчик Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла

Таким образом результаты доказывают, что создание многоцелевого самолета с крылом изменяемой в полете стреловидности обеспечит получение оптимальных технических характеристик на всех режимах полета».

Демонстрация смешанного варианта вооружения Су-24М, состоящего из обычных и корректируемых авиабомб, ракет Х-31П и блоков НАР Б-13Л

Вид сверху бомбардировщика Су-24М, перед лобовым стеклом штанга дозаправки в воздухе, 250-кг на подкрыльевом пилоне бомба 0ФАБ-250ШЛ

Чем же он так хорош - рекордная боевая нагрузка, высокая дальность с возможностью дозаправки в воздухе, позволяют уничтожать цели в любой точке старушки Европы. За свое прямоугольное сечение фюзеляжа первых серий Су-24 получил фронтовое прозвище «сундук» .

Бомбардировщик Су-24 с двумя подвесными топливными баками

Первый серийный Су-24 был облетан в декабре 71 года. Запуск Су-24 в крупносерийное производ­ство состоялся в 1972 г, еще до завершения офи­циальных испытаний. Машины строили в кооперации два завода - Новосибирский и Комсомольск-на-Амуре. С 1973 года сушки поступают в строевые части. Летчики (ЦБП, г. Липецк) Центра боевого применения и переучивания летного состава получили их первыми.

Су-24 ведет огонь по наземной цели неуправляемыми ракетами С-8. Блоки НАР можно было вешать только на крыльевые узлы подвески по соображениям предупреждения помпажа двигателей самолета при пуске ракет

В условиях насыщенности современной ПВО разнообразными радиотехническими средствами, необходима возможность радиоэлектронного противодействия технике противника. Для эффективных действий ударной авиации, и вопроса ее выживания. Способность ведения радиоэлектронной борьбы в самом широком смысле, подавляя вражеские РЛС, средства связи и системы управления зенитными средствами и истребителями, становилась ключевым условием выполнения боевой задачи.

Су-24 антенны и блоки РПО «Орион-А» (сверху) и РПС «Рельеф» в носовой части Внизу слева видна рупорная антенна линии радиокомандного наведения ракет «Дельта-НМГ6»

Су-24 имеет в составе оборудования помеховую аппаратуру, позволявшую осуществлять индивидуальную защиту самолетов. Помимо бортовых систем РЭБ ударных самолетов, для более надежной защиты используются специализированные самолеты-постановщики помех. Самолеты-постановщики, располагающие набором средств РЭБ, являлись много более эффективными при обеспечении прикрытия ударных групп: разнообразная аппаратура позволяла перекрыть рабочие диапазоны радиотехнических средств ПВО, а мощность помеховых станций позволяла надежно «глушить» их работу. Что и было продемонстрировано на новейшем .

Носовая часть самолета Су-24. Под фюзеляжем видны обтекатели пушечной установки (слева) и киноконтрольного прибора АКС-5-75 (справа)

Cy-24M выруливает на старт, крыло установлено в положение минимальной стреловидности

Не знаю с какой аппаратурой на борту, хулиганил наш летчик деморализовав американских моряков, но перечислим системы РЭБ использовавшиеся на самолете от более старых к новым; комплекс помеховой аппарату­ры для индивидуальной и групповой защиты, включая станции «Герань», «Ландыш», «Мимоза» и «Фасоль». Скорее всего самолет был оснащён новейшим комплексом РЭБ «Хибины». Основная задача комплекса - защита самолётов фронтовой авиации от современных управляемых ракет. Защита заключается не в банальном уклонении от выпущенных ракет: «Хибины» позволяют сделать так, чтобы противник вообще не мог их выпустить (!). Но и это скорее всего не так, наверняка было что то другое, а что это ВОПРОС . Более подробно про инцидент смотрим тут =>> . Для понятия мощности установок, приведем для примера такой показатель как система жидкостного охлаждения «Ландыша» (использовался с 80-ых годов), теплоно­ситель - 160 литров этилового спирта (!), сравни с 10 литрами у своей легковушки. Но мощностные возможности эсминца и нашей сушки просто несопастовимы, наверняка было что то другое.

Залповый сброс 250-кг авиабомб ФАБ- 250М-54 с МБД бомбардировщика Су-24

Разведчик Су-24МР крыло установлено в положение 45, скорость 800 км-ч, высота 200 м

российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото Су-24М, с полностью открытым фонарем кабины

Розжиг форсажей двигателей разведчика Су-24МР 47-го гвардейского Борисовского Краснознаменного ордена Суворова III степени разведывательного авиаполка

Активно был задействован в боевых действиях вАфганистане - 1984 год Панджшерская операция, и при выводе ограниченного контингента советских войск из Афгана. Что характерно Су-24 российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото , аэродромы базирования территориально находились в СССР. Всепогодность и огневая мощь, отличная живучесть, только Су 24 из фронтовой авиации, способен применять полуторатонные фугасы особой мощности. Су-24 успели доказать свои неоспоримые преимущества: бомбардировщик по боевой нагрузке более чем вдвое превосходил все остальные самолеты фронтовой авиации, «без напряга» поднимая до 7000 кг бомб, имел завидную дальность полета до 2000 км и обладал совершенной прицельно-навигационной системой (ПНС), незаменимой при работе по дальним целям.

Су-24М с боевой нагрузкой из шести осколочно- фугасных бомб 0ФАБ-250ШЛ

Двадцать четвертые сушки отметились в двух Чеченских компаниях, в Ливии, Таджикистане, Сирии и в «принуждении Грузии к миру».

С использованием многозамковых балочных держателей самолет мог нести до 34 бомб 100-кг калибра или 18 бомб калибра 250 кг

Продолжительное время Су-24 строились исключи­тельно для отечественных ВВС и не предлагались на экспорт. Причинами тому были высокая потребность в бомбардировщиках собственной авиации в сочета­нии с секретностью изделия, оснащенного самым современным оборудованием и вооружением, доверять которые не слишком последовательным зарубежным партнерам представлялось неразумным. Само на­личие Су-24 на вооружении советских ВВС вплоть до начала 80-х годов являлось гостайной, из-за чего даже изображение самолета не появлялось в наших СМИ. Первые снимки мелькнули на страницах печати в 1981 году. Наиболее перспективными являлись заказчики из числа арабских государств-«нефтяников». Союзники по Варшавскому договору переживали те же эконо­мические затруднения, крайне прижимисто выделяя деньги на военные статьи бюджета и воздерживаясь от заказа новой и тем более столь дорогостоящей военной техники. Иное дело восточные страны, где избыток средств удачно сочетался с потребностью в самом современном оружии. Разрабатываемая на базе Су-24М машина полу­чила обозначение Су-24МК (от «коммерческий», т.е. предлагаемый на продажу).

Алжирский Су-24МК на аэродроме

в ходе испытаний изменилась эмблема ОКБ на борту самолета, вместо привычного «крылатого лучника» трансформировавшись в угловатою схему

Су-24 российский фронтовой бомбардировщик разведчик фото . Более чем обоснованный интерес к модернизации Су-24 проявляло и военное руководство. Становилось все более очевидным, что надежды на скорое получение откла­дываются и недавние планы «иметь к началу 2000-х годов два полка на новых бомбардировщиках», озву­ченные Главкомом ВВС, имеют мало шансов на реа­лизацию.

К 2020 ГОДУ ВСЕ 24 СУШКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СПИСАНЫ

Фронтовой бомбардировщик су 24 именно на смену ему идет СУ 34 На смену бомбардировщикам Су-24 в ВВС РФ приходят самолеты Су-34, тем не менее, списывать двадцать четвертые со счетов еще рано. Карьера замечательного самолета далека от завершения

Су 34 под фюзеляжем дополнительный топливный бак на три тонны

Озабоченные положением дел с оснащени­ем ВВС новой техникой, военные пришли к мнению о целесообразности доработки имеющихся Су-24. Свою роль сыграл опыт Чеченской кампании, в ходе которой выявилась слабая эффективность бомбар­дировщиков при нанесении ударов в сложных метео­условиях, обычных для тамошней обстановки, когда отсутствие визуальной видимости целей сводило результативность бомбометания до крайне низкой.

Су-24М с системой управления вооружением СУВ-24 разработки компании «Гефест и Т»

  1. Су-24. Первый серийный вариант фронтового бомбардировщика .
  2. Су-24М . Внешне от Су-24 отличается удлиненной носовой частью фюзеляжа с новым обтекателем РЛС, в вершине которого смонтирована длинная штанга ПВД. У Су-24М обновлен состав бортового оборудования, расширена номенклатура авиационных средств поражения. Самолет оснащен системой дозаправки в воздухе, штанга топливоприемника смонтирована перед козырьком фонаря кабины. Первый полет выполнил 24 июня 1977 года.
  3. Су-24МК. Экспортный («К» - коммерческий) вариант бомбардировщика Су-24М. Су-24МК экспортировались в Сирию, Ливию, Иран и Алжир. В 1991 году все самолеты ВВС Ирака без потерь перелетели в Иран, Иран Ираку вернул не все бомбардировщики. Кроме того, несколько Су-24М были закуплены Ираном в России. Из состава вооружения исключили специальное бомбардировочное и всю арматуру управления ядерным оружием, а управляемым воору­жением самолет комплектовался в зависимости от договоренно­стей с конкретным инозаказчиком. В остальном самолет практически сохранял характеристики и боевые возможности отечественного об­разца.
  4. Су-24МР . Самолет для ведения комплексной тактической разведки; первая в СССР машина, способная вести видовую, радиотехническую и радиационную разведку. Принят на вооружение ВВС СССР в 1982 году.
  5. Су-24МП . Постановщик помех, построено порядка двадцати самолетов, часть из которых после распада СССР осталась на Украине.
  6. Су-24М2 . Вариант Су-24М2 разработан в ОКБ им. П.О. Сухого, на самолете обновлен состав БРЭО и приборного оборудования кабины, повышена боевая эффективность самолета. В 2005 году МО РФ заключило контракт на модернизацию 32 машин Су-24М в Су-24М2. Контракт выполнен, самолеты Су-24М2 состоят на вооружении ВВС РФ. Первой машиной, доработанной по образцу Су-24М2, стал самолет № 1041643. Видимыми отли­чительными приметами модернизированной маши­ны, помимо заметного БИ СОИ в кабине перед летчи­ком и ЖК-экрана у штурмана, стала антенна А-737 на гроте за кабиной. За ним последовали еще пять ма­шин, в начале 2004 года переданных Липецкому 4-му ЦБП. В конце 2005 года был заключен контракт на до­работку 30 самолетов по образцу Су-24М2. Поставка модернизированных Су-24М2 строевым частям ВВС началась осенью 2007 года, когда первые шесть са­молетов получил 302-й бомбардировочный полк в дальневосточной Переяславке.
  7. Су-24 СВП-24 . Вариант Су-24 СВП-24 создан ЗАО «ГЕФЕСТ и Т», а не головным разработчиком, что для современной России уникально. На самолете полностью заменено вычислительное оборудование, выполнен ряд других доработок БРЭО. Значительно повышены точность самолетовождения и бомбометания, в частности точность нанесения ударов обычными бомбами сопоставима с точностью бомбометания боеприпасами с коррекцией по GPS. Доработку в Су-24 СВП-24 возможно проводить непосредственно в строевых частях. После успешного применения Су-24 СВП-24 в «пятидневной войне» 2008 года с Грузией ВВС РФ заказана модернизация в Су-24 СВП-24 ограниченного количества бомбардировщиков; самолеты состоят на вооружении строевых частей ВВС. Однако последующий ход дел привел к тому, что их числа не хватило даже на комплектование одной эскадрильи. В вариант Су-24 СВП (не в полном объеме) модернизированы Су-24МК ВВС Алжира.

варианты раскрасок и принадлежность к авиаполкам ВВС

варианты камуфляжа и модификации российского фронтового бомбардировщика разведчика Су-24

Кабина и носовая часть фюзеляжа бомбардировщика Су-24М на борту фюзеляжа изображена эмблема бомбардировочной эскадрильи

шаги направленные на модернизацию самолета

  • НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ МОДИФИКАЦИИ
    В полной мере реализовать заложенный в Су-24 потенциал так и не удалось, в большей степени по причине известных событий 1990-х годов. В конце 1980-х в ОКБ велись работы по Су-24БМ («Большая Модернизация») увеличенных размеров с новыми двигателями и бортовым оборудованием, внутренним отсеком вооружения. От Су-24БМ отказались в пользу создания фронтового бомбардировщика нового поколения Т-60, который так и не был построен.

Модель одного из вариантов Су-24БМ. В хвостовой части самолета видна дистанционно управляемая пушечная установка

  • В 1990-е годы велись работы по Су-24ММ («Малая Модернизация»), но работы также были свернуты. На Су-24ММ планировалась установка двухконтурных двигателей АЛ-31Ф от Су-27 и из-за большего, чем у АЛ-21Ф расхода топлива, предлагалось оборудовать за кабиной третий воздухозаборник двигателей. Проект не вышел из «бумажной» стадии.