Искажение в БО, её неверное отражение и представление БУ из-за нарушений установленных правил его организации и ведения, могут быть 2 видов:
1. преднамеренное
2. непреднамеренное
Преднамеренные искажения в БО являются результатов преднамеренный действий или бездействий персонала экономического субъекта. Они совершаются в корыстных целях для введения в заблуждение пользователей БО.
Непреднамеренное искажение БО является результатов непреднамеренных действий или бездействий персонала проверяемого экономического субъекта. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учётных записях, ошибок в расчётах, недосмотр полноты учёта, неправильное отражение в учёте факторов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества.
Как преднамеренное, так и непреднамеренное искажение БО, может быть существенным или несущественным.
При аудите следует учитывать наличие определённых факторов, способствующих повышение риска появления как преднамеренных так и не преднамеренных искажений.
К таким факторам относятся:
1. наличие значительных финансовых вложений в кризисные отрасли экономики
2. несоответствие величины оборотных средств быстрому росту объёму продаж (производства) экономического субъекта или значительному снижению прибыли
3. зависимость экономического субъекта в определённый период от 1 или небольшого числа заказчиков или поставщиков
4. изменения в практике договорных отношений или в учётной политике, которые ведут к изменению величины прибыли
5. нетипичные сделки, особенное в конце года, которые существенно влияют на величину финансовых результатов
6. наличие платежей за услуги, которые явно не соответствуют предоставленным услугам
7. особенности организационно-управленческой структуры экономического субъекта, наличие недостатков в данной структуре
8. особенности структуры капитала и распределение прибыли
9. наличие отклонений от установленных правил ведения БУ и организации подготовки БО
Факторы, отражающие особенности состояния конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономике страны в целом, способствующие появлению искажений сводятся к следующему:
1. состояние отрасли экономики и экономики страны в целом (кризис, депрессия, подъём)
2. возрастание вероятности возникновения несостоятельности, банкротства экономического субъекта в связи с кризисным состоянием отрасли
3. особенности производственной деятельности экономического субъекта, технологические особенности производства…
В случае выявлений искажений в БО экономического субъекта аудиторская организация должна оценить их влияние на достоверность проверяемой отчётности во всех существенных отношениях.
Аудиторской организации следует учитывать возможные виды нарушений, имеющие место у экономического субъекта и ведущие к появлению искажений. К ним относятся:
1. отклонения от установленных законодательством правил ведения и организации БУ и БО.
2. отсутствие или несоблюдение в течение отчётного периода принятой учётной политики
3. нарушение гражданского, налогового и валютного законодательства
4. прочие виды нарушений, влияющие на искажения БО
Следующим этапов аудита является корректировка аудитором разработанных им аудиторских процедур в зависимости от вида нарушений, имевших место в организации и ведущих к появлению искажений в степени существенности выявленных искажений, риска появления искажений при дальнейшей работе…
Государственный и корпоративный налоговый менеджмент охватывают три взаимодействующие сферы:
1) налоговое прогнозирование (планирование);
2) налоговое регулирование;
Государственный налоговый менеджмент (ГНМ). Объектами ГНМ являются потоки денежных средств в бюджетную сферу, поступающие от хозяйствующих субъектов при выполнении ими налоговых обязательств; договорные отношения по предоставлению разных видов налоговых льгот; контрольные действия налоговых администраций, обусловленные необходимостью применения санкций при нарушении законодательства о налогах и сборах.
Субъектами ГНМ выступают налоговые администрации всех уровней управления, имеющие отношение к обеспечению налоговых обязательств.
Государственный прогноз положен в основу налоговой политики; цель его - формирование доходной части бюджета, оптимизация двух основных источников поступлений (налогов и займов), а также обеспечение решения поставленных социально-экономических задач.
Общая цель государственного налогового регулирования заключается в том, чтобы уравновесить общественные, корпоративные и частные экономические интересы. К методам налогового регулирования относятся налоговый кредит, отсрочка и рассрочка налогового платежа, налоговые вычеты и др.
Государственный контроль обязывает организации правильно формировать налоговую базу и точно рассчитывать налоги и сборы.
Корпоративный налоговый менеджмент (КНМ) - это выработка и оценка управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налогообложения путем использования всех особенностей налогового законодательства.
Корпоративное налоговое планирование осуществляется в рамках разработки как стратегических решений, так и тактических планов (бизнес-план, бюджеты); цель его - оптимизация финансов, в том числе путем снижения налогов.
Внутренний налоговый контроль - это первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Такой контроль предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов, качественное составление налоговых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов.
11.2 Налоговое планирование на предприятиях
Последовательность налогового планирования состоит из восьми процедур.
1. Формирование налогового поля . Определяются основные налоги, подлежащие уплате в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (параметров):
Источник платежа (статья расходов);
Налогооблагаемая база;
Ставка налога;
Сроки уплаты;
Пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;
Реквизиты организаций, в адрес которых делаются перечисления;
Льготы или особые условия исчисления налога.
После этого специалистами предприятия анализируются все предоставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.
2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законодательства формируется система договорных отношений (договорное поле
).
В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется
планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа,
возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с
точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент
подготовки документов, т. е. еще до того как она будет заключена.
3.Подбираются типичные хозяйственные операции , которые предстоит выполнять предприятию.
4.Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок.
5.Выбираются наилучшие варианты , которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок.
6. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета.
7. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.
8.Определяются альтернативные способы учетной политики организации.
Налоговый менеджмент налогоплательщика – это процесс управления налогами предприятия, регулирующий финансовые взаимоотношения налогоплательщика-предприятия с государством; это составная часть системы управления финансами предприятия.
Налоговая система государства - это фактор внешней среды для хозяйствующих субъектов. Ее влияние на деятельность предприятия состоит в том, что налоговые обязательства влекут рост некоторых расходов предприятия и сокращения его прибыли, в результате снижается эффективность хозяйственной деятельности, кроме того рост расходов налоговые обязательства приводят к росту цен, снижению спроса потребителей.
Классификация видов налогового менеджмента налогоплательщика-организации:
1)в зависимости от масштабов деятельности:
· Национальный – в границах одного государства;
· Международный – при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
2)в зависимости от решаемых задач:
· Внешний – при заключении различных сделок с партнерами, контрагентами;
· Внутренний – внутрихозяйственный.
3)в зависимости от длительности периода:
· Тактический – повседневное, оперативное управлении;
· Стратегический – при разработке инвестиционных проектов, расширении и диверсификации бизнеса.
4)в зависимости от уровня правовой культуры:
· Легальный – в бизнесе, отраженном в официальной отчетности выполненными при этом налоговыми обязательствами;
· Теневой.
Пути оптимизации налогового менеджмента:
1)Нелегальный – уклонение от уплаты налогов на основании сознательного использования наказуемых методов учета доходов и имущества и намеренного искажения отчетности
2)Легальный – основан на корректировке хозяйственной деятельности и методов ведения учета и использования возможностей, предоставляемых законодательством
3)Полулегальный – использует недоработки и противоречия в действующих законах и нормативных актах.
Факторы оптимизации налогового менеджмента
· Внутренние
· Внешние
Внешние факторы, влияющие на корпоративный НМ
1. Основные направления бюджетной, налоговой, инвестиционной политики государства
2. Состояние правопорядка в государстве и уровня правовой культуры
3. Налоговая юрисдикция территории регистрации налогоплательщика и места ведения деятельности
4. Организационно-правовая форма ведения бизнеса
5. Состав учредителей и порядок формирования уставного капитала
6. Вид экономической деятельности налогоплательщика
7. Система (режим) налогообложения
Внутренние факторы, влияющие на корпоративный НМ
1. Учетная политика организации, разрабатываемая и принимаемая один раз в финансовый год
2. Разработка контрактных схем при осуществлении сделок
3. Определение структуры активов, подлежащих налогообложению, и порядка использования капитала
4. Создание подразделения (группы, отдела) налогового менеджмента в организации
5. Использование налоговых льгот по каждому из налогов, подлежащих уплате
НМ включает в себя следующие виды управленческой работы:
Ø Организация налогового и бухгалтерского учета на предприятии (Предполагает знание и толкование налогового законодательства, реагирование на постоянные изменения в нем, правильное оформление первичных документов и регистров налогового учета)
Ø Контроль правильности налоговых расчетов, сроков отчетности и уплаты налогов (Исключение арифметических и счетных ошибок, применение налогового календаря для недопущения просрочки отчетности и уплаты налогов)
Ø Минимизации и оптимизации налогообложения (Анализ возможных форм сделок, договоров с учетом их налоговых последствий)
В практической действительности НМ реализуется посредством мер стратегического и тактического плана:
1. Мониторинг законодательных и нормативных правовых актов, оценка государственной налоговой политики и прогноз на этой основе возможного развития событий
2. Обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики
3. Разработка четной политики предприятия с учетом действующего законодательства и налоговых последствий ее реализации
4. Расчет налоговых обязательств при разработке конкретных схем и управлении денежными потоками
5. Оценка рисков по различным видам действий и налоговых обязательств при наступлении форс-мажорных обстоятельств
6. Прогноз эффективности применения оптимизирующих мероприятий
Оперативные мероприятия НМ
1. Еженедельный мониторинг нормативных актов и комментариев специалистов
2. Разработка графика исполнения налоговых обязательств с учетом установленного налогового календаря и контроль его исполнения
3. Регулярный анализ и оценка эффективности применения налоговых минимизирующих схем
4. Защита интересов в налоговых органах, в арбитражном суде
НМ налогоплательщика состоит из функциональных элементов:
Ø Налоговое планирование на предприятии
Ø Организация налогового производства
Ø Налоговое регулирование
Ø Внутрифирменный налоговый контроль
Налоговое производство – это законодательно установленный порядок добровольного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком-организацией, предусматривающий две стадии:
Исчисление налогов;
Уплата налогов
Процесс исчисления налога включает следующие этапы:
· Определение объекта налога
· Расчет налоговой базы
· Выбор налоговой ставки
· Расчет суммы налога
· Отражение налоговых обязательств в бухгалтерском и налоговом учете
· Формирование и представление налоговой декларации в налоговый орган в установленный срок
(знать 10 элементов налога)!!!будет тест
Порядок уплаты налога – это уплата суммы налога в полном объеме, в установленный срок, в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства РФ.
Конкретный порядок уплаты налога и сбора устанавливается законом применительно к каждому налогу и сбору.