Пути совершенствования корпоративного налогового менеджмента. Государственный и корпоративный налоговый менеджмент

Искажение в БО, её неверное отражение и представление БУ из-за нарушений установленных правил его организации и ведения, могут быть 2 видов:

1. преднамеренное

2. непреднамеренное

Преднамеренные искажения в БО являются результатов преднамеренный действий или бездействий персонала экономического субъекта. Они совершаются в корыстных целях для введения в заблуждение пользователей БО.

Непреднамеренное искажение БО является результатов непреднамеренных действий или бездействий персонала проверяемого экономического субъекта. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учётных записях, ошибок в расчётах, недосмотр полноты учёта, неправильное отражение в учёте факторов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества.

Как преднамеренное, так и непреднамеренное искажение БО, может быть существенным или несущественным.

При аудите следует учитывать наличие определённых факторов, способствующих повышение риска появления как преднамеренных так и не преднамеренных искажений.

К таким факторам относятся:

1. наличие значительных финансовых вложений в кризисные отрасли экономики

2. несоответствие величины оборотных средств быстрому росту объёму продаж (производства) экономического субъекта или значительному снижению прибыли

3. зависимость экономического субъекта в определённый период от 1 или небольшого числа заказчиков или поставщиков

4. изменения в практике договорных отношений или в учётной политике, которые ведут к изменению величины прибыли

5. нетипичные сделки, особенное в конце года, которые существенно влияют на величину финансовых результатов

6. наличие платежей за услуги, которые явно не соответствуют предоставленным услугам

7. особенности организационно-управленческой структуры экономического субъекта, наличие недостатков в данной структуре

8. особенности структуры капитала и распределение прибыли

9. наличие отклонений от установленных правил ведения БУ и организации подготовки БО

Факторы, отражающие особенности состояния конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономике страны в целом, способствующие появлению искажений сводятся к следующему:

1. состояние отрасли экономики и экономики страны в целом (кризис, депрессия, подъём)

2. возрастание вероятности возникновения несостоятельности, банкротства экономического субъекта в связи с кризисным состоянием отрасли

3. особенности производственной деятельности экономического субъекта, технологические особенности производства…

В случае выявлений искажений в БО экономического субъекта аудиторская организация должна оценить их влияние на достоверность проверяемой отчётности во всех существенных отношениях.

Аудиторской организации следует учитывать возможные виды нарушений, имеющие место у экономического субъекта и ведущие к появлению искажений. К ним относятся:

1. отклонения от установленных законодательством правил ведения и организации БУ и БО.

2. отсутствие или несоблюдение в течение отчётного периода принятой учётной политики

3. нарушение гражданского, налогового и валютного законодательства

4. прочие виды нарушений, влияющие на искажения БО

Следующим этапов аудита является корректировка аудитором разработанных им аудиторских процедур в зависимости от вида нарушений, имевших место в организации и ведущих к появлению искажений в степени существенности выявленных искажений, риска появления искажений при дальнейшей работе…

Государствен­ный и корпоративный налоговый менеджмент охватывают три вза­имодействующие сферы:

1) налоговое прогнозирование (планирование);

2) налоговое регулирование;

3) налоговый контроль.

Государственный налоговый менеджмент (ГНМ). Объектами ГНМ являются потоки денежных средств в бюджетную сферу, поступающие от хозяйствующих субъектов при выполнении ими налоговых обязательств; договорные отношения по предоставлению разных видов налоговых льгот; контрольные действия налоговых администраций, обусловленные необходимостью примене­ния санкций при нарушении законодательства о налогах и сборах.

Субъектами ГНМ выступают налоговые администрации всех уров­ней управления, имеющие отношение к обеспечению налоговых обяза­тельств.

Государственный прогноз положен в основу нало­говой политики; цель его - формирование доходной части бюджета, оп­тимизация двух основных источников поступлений (налогов и займов), а также обеспечение решения поставленных социально-экономических задач.

Общая цель государственного налогового регулирования заключается в том, чтобы уравновесить общественные, корпоративные и частные экономические интересы. К методам налогового регулирования относятся налоговый кредит, отсрочка и рассрочка налогового платежа, налоговые вычеты и др.

Государственный контроль обязывает организации правильно формировать налоговую базу и точно рассчитывать налоги и сборы.

Корпоративный налоговый менеджмент (КНМ) - это выработка и оцен­ка управленческих решений исходя из целевых установок организа­ции и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налогообложения путем использо­вания всех особенностей налогового законодательства.

Корпоративное налоговое планирование осуществляется в рам­ках разработки как стратегических решений, так и тактических планов (бизнес-план, бюджеты); цель его - оптимизация финансов, в том чис­ле путем снижения налогов.

Внутренний налоговый контроль - это первичный контроль, осуще­ствляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Такой контроль предусматривает обеспечение достовер­ности учета налогооблагаемых объектов, качественное составление на­логовых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов.

11.2 Налоговое планирование на предприятиях

Последовательность налого­вого планирования состоит из восьми процедур.

1. Формиро­вание налогового поля . Определяются основные налоги, подлежащие уплате в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, харак­теризующая налоговое поле, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (пара­метров):


Источник платежа (статья расходов);

Бухгалтерская проводка;

Налогооблагаемая база;

Ставка налога;

Сроки уплаты;

Пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;

Реквизиты организаций, в адрес которых делаются перечисления;

Льготы или особые условия исчисления налога.

После этого специалистами предприятия анализируются все пре­доставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использова­ния льгот по выбранным налогам.

2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законода­тельства формируется система договорных отношений (договорное поле ).
В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется
планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа,
возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с
точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент
подготовки документов, т. е. еще до того как она будет заключена.

3.Подбираются типичные хозяйственные операции , которые пред­стоит выполнять предприятию.

4.Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, дого­ворных и хозяйственных наработок.

5.Выбираются наилучшие варианты , которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок.

6. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйствен­ных операций, который служит основой ведения финансового и налого­вого учета.

7. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуще­ствляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размеще­ние активов и прибыли предприятия.

8.Определяются альтернативные способы учетной политики орга­низации.

Налоговый менеджмент налогоплательщика – это процесс управления налогами предприятия, регулирующий финансовые взаимоотношения налогоплательщика-предприятия с государством; это составная часть системы управления финансами предприятия.

Налоговая система государства - это фактор внешней среды для хозяйствующих субъектов. Ее влияние на деятельность предприятия состоит в том, что налоговые обязательства влекут рост некоторых расходов предприятия и сокращения его прибыли, в результате снижается эффективность хозяйственной деятельности, кроме того рост расходов налоговые обязательства приводят к росту цен, снижению спроса потребителей.

Классификация видов налогового менеджмента налогоплательщика-организации:

1)в зависимости от масштабов деятельности:

· Национальный – в границах одного государства;

· Международный – при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

2)в зависимости от решаемых задач:

· Внешний – при заключении различных сделок с партнерами, контрагентами;

· Внутренний – внутрихозяйственный.

3)в зависимости от длительности периода:

· Тактический – повседневное, оперативное управлении;

· Стратегический – при разработке инвестиционных проектов, расширении и диверсификации бизнеса.

4)в зависимости от уровня правовой культуры:

· Легальный – в бизнесе, отраженном в официальной отчетности выполненными при этом налоговыми обязательствами;

· Теневой.

Пути оптимизации налогового менеджмента:

1)Нелегальный – уклонение от уплаты налогов на основании сознательного использования наказуемых методов учета доходов и имущества и намеренного искажения отчетности

2)Легальный – основан на корректировке хозяйственной деятельности и методов ведения учета и использования возможностей, предоставляемых законодательством

3)Полулегальный – использует недоработки и противоречия в действующих законах и нормативных актах.

Факторы оптимизации налогового менеджмента

· Внутренние

· Внешние

Внешние факторы, влияющие на корпоративный НМ

1. Основные направления бюджетной, налоговой, инвестиционной политики государства

2. Состояние правопорядка в государстве и уровня правовой культуры

3. Налоговая юрисдикция территории регистрации налогоплательщика и места ведения деятельности

4. Организационно-правовая форма ведения бизнеса

5. Состав учредителей и порядок формирования уставного капитала

6. Вид экономической деятельности налогоплательщика

7. Система (режим) налогообложения

Внутренние факторы, влияющие на корпоративный НМ

1. Учетная политика организации, разрабатываемая и принимаемая один раз в финансовый год



2. Разработка контрактных схем при осуществлении сделок

3. Определение структуры активов, подлежащих налогообложению, и порядка использования капитала

4. Создание подразделения (группы, отдела) налогового менеджмента в организации

5. Использование налоговых льгот по каждому из налогов, подлежащих уплате

НМ включает в себя следующие виды управленческой работы:

Ø Организация налогового и бухгалтерского учета на предприятии (Предполагает знание и толкование налогового законодательства, реагирование на постоянные изменения в нем, правильное оформление первичных документов и регистров налогового учета)

Ø Контроль правильности налоговых расчетов, сроков отчетности и уплаты налогов (Исключение арифметических и счетных ошибок, применение налогового календаря для недопущения просрочки отчетности и уплаты налогов)

Ø Минимизации и оптимизации налогообложения (Анализ возможных форм сделок, договоров с учетом их налоговых последствий)

В практической действительности НМ реализуется посредством мер стратегического и тактического плана:

1. Мониторинг законодательных и нормативных правовых актов, оценка государственной налоговой политики и прогноз на этой основе возможного развития событий

2. Обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики

3. Разработка четной политики предприятия с учетом действующего законодательства и налоговых последствий ее реализации

4. Расчет налоговых обязательств при разработке конкретных схем и управлении денежными потоками

5. Оценка рисков по различным видам действий и налоговых обязательств при наступлении форс-мажорных обстоятельств

6. Прогноз эффективности применения оптимизирующих мероприятий

Оперативные мероприятия НМ

1. Еженедельный мониторинг нормативных актов и комментариев специалистов

2. Разработка графика исполнения налоговых обязательств с учетом установленного налогового календаря и контроль его исполнения

3. Регулярный анализ и оценка эффективности применения налоговых минимизирующих схем

4. Защита интересов в налоговых органах, в арбитражном суде

НМ налогоплательщика состоит из функциональных элементов:

Ø Налоговое планирование на предприятии

Ø Организация налогового производства

Ø Налоговое регулирование

Ø Внутрифирменный налоговый контроль

Налоговое производство – это законодательно установленный порядок добровольного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком-организацией, предусматривающий две стадии:

Исчисление налогов;

Уплата налогов

Процесс исчисления налога включает следующие этапы:

· Определение объекта налога

· Расчет налоговой базы

· Выбор налоговой ставки

· Расчет суммы налога

· Отражение налоговых обязательств в бухгалтерском и налоговом учете

· Формирование и представление налоговой декларации в налоговый орган в установленный срок

(знать 10 элементов налога)!!!будет тест

Порядок уплаты налога – это уплата суммы налога в полном объеме, в установленный срок, в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства РФ.

Конкретный порядок уплаты налога и сбора устанавливается законом применительно к каждому налогу и сбору.