Психология. Психологический и реальный возраст

Вы разговариваете с дамой лет сорока и ждете от нее адекватных взрослых поступков, а в она выдает реакцию...

«Время идет для разных лиц различно» - не так давно эта фраза Шекспира подтвердилась в наблюдениях одного психолога, в которых она говорит, что возраст можно измерять как давление, где фиксируется и верхнее, и нижнее. Так же и возраст у человека – есть реальный, а есть психологический .

Например, вы разговариваете с дамой лет сорока, и ждете от нее адекватных взрослых поступков на эти ее сорок лет, а в моменте она выдает реакцию пятнадцатилетнего подростка. Вот тогда и можно будет записать в графе возраст: 40 на 15.

А бывает и совершенно противоположная ситуация, когда человек мудр и опытен не по годам, и тогда его реальный, паспортный возраст будет значительно меньше возраста его души и сознания, возраста его поступков и отношения к жизни. Но это уже другая история.

Как же получается так, что вырастая, мы ухитряемся не взрослеть?

Причин для такого итога, как всегда множество. Например, если вам довелось родиться и воспитываться в семье, где слишком тревожная мама, бабушка, то у вас большой шанс вырасти несамостоятельным, т.е. не вырасти . В таких семьях обычно можно услышать «Давай я пойду с тобой, а то ты у меня еще маленький, вдруг сам не справишься! Вдруг ты заблудишься, что-то напутаешь, неправильными словами попросишь. Вдруг обидит кто, напугает». И как тут не научиться не доверять себе, всего и всех бояться, обижаться на многое.

Или другой пример, в вашей семье завелся контролирующий родитель или не умеющий уважительно ждать родитель-перфекционист, который требует идеального исполнения чего-либо с первого раза, а если не получается с первого, то звучит сакраментальное: «Отойди, сам(а) сделаю, так быстрее получится», а потом вдогонку «Ничего сам сделать не можешь!». И ребенок отходит раз, другой, третий, так вот и не научается ничему. Или «Ты это (поделку, рисунок, уроки, проект) не забыл сделать? Собирайся, тебе пора, а то в школу (институт, на работу) опоздаешь!», так ребенок учится не брать на себя ответственность.

Правда, и в этих семьях время от времени устают, вспоминают и говорят: «Ты уже большой, пора бы тебе самому!» Но при этом имеют в виду только то, что роста в тебе под метр семьдесят (плюс-минус), у тебя большие руки, ноги, тело, голова, может быть и бреешься давно по утрам, но это относится лишь к физическим размерам, а не психологической взрослости.

Поведение взрослых детей

Часто этот детский страх не справиться с возложенными обязанностями уже во взрослой жизни заставляет человека увиливать от решения поставленных перед ним задач, вследствие чего по различным жизненным сценариям закрепляется клеймо «неудачник» или «ленивец».

При попытке окружающих оказать помощь рождается новый страх - страх быть непонятым, а неспособность к продуктивному общению заставляет их бежать прочь, прекращать общение, терять социальные связи. Но чувство неудовлетворённости собственной жизнью, ее неисполненность даёт о себе знать.

Желание жить полноценной жизнью и неумение ставить перед собой свои цели, находить выход из лабиринта собственных опасений и заблуждений приводит этих людей к самым отчаянным попыткам в определении своего места в жизни. Часто у них ошибка следует за ошибкой, как в личной жизни, так и на работе, и в результате они становятся изгоями.

Неудовлетворённость рождает и страх перед жизнью, и озлобленность, и зависть, которые наружу могут проявляться в различных формах - от лести до грубого хамства. Они любят позу обвинителя. Их память, как хороший банкир, открывает счета на ошибки окружающих. И приходится тащить этим людям огромный чемодан без ручки со своими обидами, с этим досье на всех, дабы иметь возможность сказать каждому «Ты не лучше меня…, ты сам…». С годами содержимое чемодана растет, он тяжелеет, однако редко кто из них осмеливается его выбросить и пойти в свое будущее налегке, без прошлых обид.

Окружающим трудно понять, что все эти действия и поступки взрослых детей – это своеобразный крик о помощи и протест на их одиночество в толпе. Им, как жаждущим в пустыне, и надо всего-то ничего – искренняя заинтересованность их жизнью. Ведь многие «неудачники» и «ленивцы» талантливы. Только кто согласится стать мудрым и терпящим родителем вот такому взрослому ребенку?

Научиться изымать и работать с собственными страхами самостоятельно трудно. Избавиться от них можно лишь осознав причину, нагнетающую напряжение.

Но всегда любому страху можно противопоставить любовь, чистоту помыслов, искренний интерес и истинность знаний.

В любой ситуации есть выбор, находится и выход, только его необходимо увидеть и правильно понять.

Каждый человек имеет право на свой путь, свое мнение и свою ошибку. опубликовано

Быстрота реакций, гладкость кожи, тонус мышц, подвижность суставов – лишь от вас зависит, обладаете вы этим или все уже куда-то подевалось. И не имеет значения, двадцать вам или пятьдесят. На самом деле все эти числа – условность, всего лишь этапы взросления в хронологическом порядке. Единственное, о чем они говорят, – это сколько раз вы вместе с планетой Земля обернулись вокруг Солнца. Гораздо важнее возраст биологический и психологический.

Биологический показывает, в каком состоянии ваш организм. Психологический – определяет, кем и как вы себя ощущаете на данный момент. И только дата рождения в паспорте заставляет вас трезво посмотреть на мир, оценить уже прожитые годы и составить планы на будущее – близкое и не очень. Но лишь у каждого четвертого человека психологический возраст соответствует количеству прожитых лет. Причем это соотношение можно легко изменить.

Однажды психологи поставили любопытный эксперимент. Собрали в загородном доме отдыха группу пожилых мужчин (в основном пенсионеров) и устроили так, будто время вернулось назад. Все, от газет до музыки, воспроизводило обстановку двадцатилетней давности. Испытуемых снимали на фото, которые затем показывали людям, ничего не знавшим об эксперименте. Практически все беспристрастные наблюдатели путались в хронологии и говорили, что на поздних снимках изображены более молодые люди. А у самих испытуемых улучшились зрение, слух и память, возросла мускульная энергия. Так что стоит сократить психологический возраст, “вернуть” людей в прошлое, как биологический возраст тоже уменьшится. Специалисты даже утверждают, что “силой мысли” вполне реально разгладить небольшие морщины, вернуть коже тонус, упругость и вообще заставить вас помолодеть.

Старость наступает в тот момент, когда вы ей разрешаете!

Тест «Мой психологический возраст»

Представьте себе мысленно всю свою жизнь – прошлое, настоящее, будущее.

1. В левом столбце «Пятилетия жизни» обведите пятилетку, в которую попадает Ваш возраст.

2. Также, в данном столбце, обведите пятилетку, которая соответствует возрасту, до которого Вы бы хотели дожить.

3. Оцените каждое пятилетие вашей жизни (до возраста, которого вы хотели дожить) по степени насыщенности важными для вас событиями. «Событием» могут быть изменения в ваших действиях и поступках, в семье и на работе, в учебе, общении с друзьями, в обществе, в вашем внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях), в состоянии здоровья и т.д. Насыщенность той части вашей жизни, которую Вы еще не «жили» оценивайте по Вашим представлениям о том, насколько данный отрезок жизни будет насыщен.

Свою оценку отметьте знаком «Х » в соответствующей клетке таблицы, учитывая, что:

  • 10 баллов – максимальная степень насыщенности,
  • 1 балл – минимальная степень насыщенности.

Внимание! Каждое пятилетие должно иметь только одну оценку насыщенности, но иметь ее оно должно обязательно.

Пятилетия жизни Степень насыщенности важными событиями
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1-5
6-10
11-15
16-20
21-25
26-30
31-35
36-40
41-45
46-50
51-55
56-60
61-65
66-70
71-75
76-80
81-85
86-90
91-95
96-100
101-105

Инструкция по обработке результатов

  1. Посчитайте показатель А – сумму интенсивностей всех пятилетий до сегодняшнего дня
  2. Посчитайте показатель В – сумму интенсивностей всех пятилетий Вашей жизни (прожитой и будущей жизни в сумме)
  3. Примите С за общее количество лет, которое Вы собираетесь прожить.
  4. Вычислите показатель D (Ваш психологический возраст) по формуле D=А/B*C

Ваш психологический возраст ________

************

Анализ результатов:

  • У кого возраст совпадает (+/- 2 года) с физиологическим возрастом — можно считать, что психологический возраст соответствует хронологическому.
  • У кого психологический возраст получился меньше чем на 2 года – Человек субъективно воспринимает себя моложе, чем его хронологический возраст. Как это может проявляться? Человек считает, что основные задачи и наиболее важные свершения еще впереди. Что можно и не торопиться, можно еще подождать. Это здорово, человек с оптимизмом смотрит в будущее. Но есть одна сложность, можно так и всю жизнь прождать, с оптимизмом смотря в будущее. Надо только проверить, не пора ли уже что-то прямо завтра свершить. Может быть, уже пришло время реализовать те далекие и прекрасные цели, которые себе поставил? Может быть, стоит задуматься о том, что конкретно я сделаю завтра, чтобы добиться своих целей?
  • Если психологический возраст меньше на 2-5 лет , то, скорее всего, человек не ценит прошлое, живет только будущим.
  • Если больше, чем на 2 года , но в пределах 5 лет, то человек субъективно воспринимает себя старше своих лет. Он считает, что все уже было, основные цели выполнены и в будущем, в общем-то, ничего столь же интересного и впечатляющего, скорее всего, не будет. Если уже все было то, тогда зачем себе еще какие-то цели ставить? Ведь все уже в прошлом. Насыщенное и интересное прошлое это здорово, но может быть и в будущем еще много все будет. Может быть, стоит поставить какие-либо цели в будущем и насытить свою жизнь? Или задать себе вопрос: Я не верю в свой успех в будущем?
  • Если психологический возраст больше, чем на 7 лет, то, скорее всего, в подсчетах содержится ошибка и необходимо пересчитать.

Вывод. Психологический возраст зависит от внутреннего течения времени и от отношения к важным свершениям в своей жизни.

Потренируемся!

Если каждый себе задаст вопрос «На что я трачу свое время?» и будет честными с собой, то услышит ли тот ответ, который хочет слышать «Я достиг многого»? Работаете ли вы над своими целями, над их достижением? Или уже сложили руки? Сейчас для всех нас хорошая возможность поработать над своими целями. Предлагаю сделать первый шаг! Напишите краткое эссе под названием «Моя жизнь 10 лет спустя». Отразите в нем то, какой Вы, как Вы выглядите и чувствуете, кто Вас окружает, какие у Вас отношения с этими людьми, каково Ваше финансовое состояние, в какой обстановке Вы живете и т.д.

Посмотрите на разницу будущего с настоящим. Найдите самые большие разрывы и поставьте цели на их сокращение или минимизацию.

Развитие человека в зрелости тесно связано с динамикой его психологического возраста.

Выделяют три взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста: хронологический (паспортный), физический (или биологический) и психологический. Общеизвестно, что физический возраст человека нередко сильно отличается от паспортного. Например, в 40 лет можно выглядеть и, главное, иметь состояние всех систем организма как у молодого человека, а можно обнаруживать все признаки старения, увядания.

Психологический возраст характеризует то, каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст, хотя тоже далеко не всегда и во всем с ним совпадает.

Выше (глава 5 раздела I) мы обращали внимание на то, что границы возрастных периодов относительны. Б.Г. Ананьев полагал, что чем более поздним является возрастной период, тем менее определенными становятся его начало и конец. С возрастом увеличивается индивидуальный разброс. В детстве и отрочестве имеет место сходность для разных детей условий жизни: в семье, детском саду, школе. После окончания школы развитие в гораздо большей степени определяется индивидуальным жизненным путем.

Психологический возраст - это возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности. Человек, относя себя к определенному возрасту (чувствуя или осознавая себя молодым, зрелым или старым), ориентируется не столько на возрастные рамки, сколько на содержание периода - специфическую для него область социальных отношений, образ жизни (характер деятельности, интересов, жизненный ритм и др.), приобретаемые личностные новообразования.

Психологический возраст, возрастная идентификация - это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени. Восприятие времени, формирование представлений о возрасте, пусть вначале и неадекватных, невозможно без включения памяти в структуру личности. Напомним, что до трех лет ребенок живет "настоящей минутой", эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Память и воображение становятся важнейшим моментом в развитии личности начиная с дошкольного возраста. С 3 - 4 лет появляются первые детские воспоминания. Становление сложных форм воображения приходится тоже на это время. Ребенок приобретает, помимо настоящего, прошлое и будущее, т. е. целостную временную перспективу.

Временная перспектива, по Курту Левину, представляет собой включение будущего и прошлого, реального и идеального плана жизни в план данного момента. Психологическое прошлое и будущее оказываются частями психологического поля в настоящем, влияя на поведение человека.

Временная перспектива с возрастом расширяется. На рис. 3.1 показано жизненное пространство маленького ребенка (а) и ребенка более старшего возраста (б). Возрастное развитие в детстве дает большую дифференцированность пространства по трем параметрам: диапазону временной перспективы, а также по числу областей жизненного мира и разграничению реального и идеального.

В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться, переживаться как непрерывное и прерывистое, "разорванное" на отдельные отрезки.

С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым "личное время" благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и мотивами развернутой в настоящем деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т. п., воспринимается как быстро протекающее, а затем, став психологическим прошлым, кажется продолжительным. И наоборот, малая заполненность времени приводит к замедлению его скорости в настоящем и краткости в прошлом. Важно и то, как связаны события в жизненном пространстве человека, имеют ли они уже реализованные, или потенциальные связи, или связи актуальные, соединяющие психологическое прошлое, настоящее и будущее. Здесь, разумеется, существуют разнообразные индивидуальные варианты.

Рис. 3.1.

Психологический возраст непосредственно зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует. Когда прошедшее время не воспринимается как насыщенное, психологическое прошлое невелико по своему объему, а психологическое будущее видится гораздо более протяженным (жизненно важные цели еще только предстоит достигнуть и "вся жизнь впереди")! психологический возраст будет соответствовать более раннему возрастному этапу. Когда психологическое прошлое значительно, богато событиями, а психологическое будущее туманно и не слишком продолжительно, появится идентификация с более поздним возрастным периодом. Таким образом, модель К. Левина, представленная на рис. 3.1, может сжиматься с одной стороны и растягиваться с другой. Помимо индивидуальных особенностей эти деформации вызываются прежде всего общими возрастными тенденциями. Как отмечалось выше, последние тем значимее, чем меньше возраст.

В дошкольном и следующем за ним младшем школьном возрасте психологическое прошлое и отдаленное будущее еще очень мало. Видимо, благодаря этому психологический возраст в детстве адекватен. Свой возраст для детей с неразвитой личностной рефлексией - такая же существенная, но внешняя характеристика, как рост, цвет волос и глаз, с которых они обычно начинают описывать себя.

Подросток ориентируется на молодежную субкультуру, претендует на равноправие с родителями, хотя экономически зависит от них и имеет социальный статус школьника; даже физически не соответствует тому возрасту, на который претендует. Возникновение чувства взрослости и тенденции к взрослости обусловливают в этот период резкое повышение психологического возраста.

Юность отличает устремленность в будущее, более содержательная и реалистичная, чем в отрочестве. В ранней юности, в 16 - 17 лет, создаются первые серьезные жизненные планы, временная перспектива по-новому осознается и становится важным фактором личностного развития. Время воспринимается юношей противоречиво. Он чувствует себя то очень юным, даже маленьким, то старым, все испытавшим. Обостренное чувство необратимости времени сочетается с ощущением, что время остановилось.

В молодости, обладающей большой субъективной притягательностью, вероятность соответствия психологического возраста хронологическому весьма велика. В то же время возрастная идентификация может зависеть от социального положения, достижения "стандартных" жизненных целей: успел ли вовремя получить образование, жениться и т.д. Если социально значимая цель не достигнута, психологический возраст может отставать от хронологического.

В зрелости психологический возраст в гораздо большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и их реализации. В то же время дальнейшее развитие личности во многом определяется, как было отмечено, динамикой психологического возраста.

В зрелости возможны все три варианта соотношения психологического возраста с хронологическим: адекватность, отставание и опережение. Однако следует иметь в виду, что содержание каждого из этих понятий применительно к зрелости сильно отличается от их содержания в предыдущих возрастах. На более ранних этапах развития адекватность, и отставание, и опережение увязываются с "переживанием и изживанием" (A.B. Толстых) данного возраста, т. е. с полнотой решения конкретных конечных для него задач. Не говоря уже о более ранних возрастах, задачи и юности (личностное и профессиональное самоопределение), и молодости (овладение выбранной профессией, создание семьи) - конечны. Здесь отставание всегда негативно, это задержка в развитии, а опережение, за редким исключением (дети - "маленькие старички"), благотворно сказывается на развитии личности. В зрелости же ситуация более сложная и неоднозначная. Это связано как с общей спецификой возраста, в пределах которого с определенного момента начинается биологическое старение, так и с резким повышением значимости индивидуально-личностных особенностей.

Опережение психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное старение. Чаще всего это связано с конечностью поставленных и реализованных жизненных целей, что отбирает дальние перспективы. Обратимся к роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

"На краю дороги стоял дуб... Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанною корой, заросшею старыми болячками... Он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

"Весна, и любовь, и счастье! - как будто говорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Вес одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья..."

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

"Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей, без надеж пых. но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая".

В этом отрывке необыкновенно точно показано не только душевное состояние князя Андрея Болконского, но и феномен идентификации: герой в свои 30 лет отождествляет себя со старым дубом, много испытавшим и не имеющим сил на новый расцвет. Это именно возрастная идентификация, связанная с оценкой пройденного жизненного пути (большое по объему психологическое прошлое) и отсутствием значимых перспектив (небольшое психологическое будущее). Психологический возраст здесь намного больше хронологического.

Преждевременное старение нередко бывает связано с несчастьем - утратой близкого человека, тяжелой болезнью, природной или социальной катастрофой (включая землетрясения и войны) и т. д. В романе "Война и мир" показано резкое и необратимое старение матери после гибели сына:

"Графиня лежала на кресле, странно-неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.

Наташу! Наташу!.. - кричала графиня. - Неправда, неправда... Он лжет... Наташу! - кричала она, отталкивая от себя окружающих. - Подите прочь все, неправда! Убили!., ха-ха-ха!., неправда!

Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней...

Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.

Наташа, ты меня любишь, - сказала она тихим, доверчивым шепотом. - Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?..

И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия.

Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, - говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокаивал графиню.

Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежею и бодрою пятидесятилетнею женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвою и не принимающею участия в жизни - старухой". Любовь, творческие достижения, у некоторых людей - успехи близкого человека или даже подъем по карьерной лестнице могут привести к движению в обратном направлении - в сторону психологической молодости. Литературной иллюстрацией этого феномена может служить снижение психологического возраста того же Андрея Болконского, начавшееся после встречи с Наташей, обретения любви.

Отставание психологического возраста от хронологического может иметь в зрелости различный характер.

Известен тип "вечного юноши", который не может и не хочет взрослеть. Например, сильное и длительное отставание психологического возраста может иметь место в случае описанных выше симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком. Став взрослым, он остается пассивным, беспомощным и требующим постоянной заботы от близкого человека - матери или жены (мужа), если рискнет завести свою семью.

Зрелые по паспортному возрасту люди с выраженными чертами инфантильности наиболее полно и интересно описаны К. Юнгом:

"Очень часто встречающиеся невротические расстройства зрелого возраста имеют нечто общее: они пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелого возраста. Кто не знает тех трогательных пожилых господ, погрязших в беспросветном мещанстве, которые все снова и снова вытаскивают на свет божий давно уже забытые студенческие годы и, только возвращаясь в прошлое, к своему героическому гомеровскому времени, способны разжечь пламя жизни? Однако у них, как правило, есть преимущество, которое нельзя недооценивать, - они не невротики, а большей частью всего лишь скучные и стереотипные люди.

Невротиком скорее является тот, кому никогда не удавалось осуществить в настоящем то, чего бы ему хотелось, и кто поэтому не может радоваться прошлому. Так же, как раньше, он не сумел отделаться от детства, так и теперь он не в состоянии избавиться от фазы молодости. Наверное, он не может найти себя в мрачных мыслях старения и поэтому напряженно смотрит назад, поскольку смотреть вперед для него невыносимо..."

В таких случаях отставание психологического возраста приводит к реализации инфантильных установок личности, а ориентация на давно сложившиеся стереотипы, искусственное продлевание стиля жизни, свойственное предыдущему возрастному периоду, приобретает функции защитного механизма.

Совсем иным является характер ощущения себя более молодым у людей деятельных, творческих. Здесь сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее.

Если человек "отдается делу, которому он себя посвятил" (В. Франкл), то его работа не связана с конечными целями; соответственно, психологическое прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. При творческом отношении к своему делу перед человеком постоянно открываются новые перспективы, ведь процесс творчества бесконечен.

В этом втором случае "отставание" психологического возраста от паспортного, по сути, не является отставанием: сохранение черт молодости (протяженной перспективы, постоянного повышения продуктивности) отнюдь не отрицает адекватности психологического возраста главной задаче зрелости - наиболее полной реализации себя, наиболее полной продуктивности своей жизни. Напротив, она выполняется при этом гораздо более успешно. Есть все основания говорить в данном случае о более высоком, чем при просто адекватном психологическом возрасте, уровне зрелости.

Оказывается психологический возраст личности, напрямую влияет на биологический возраст, и даже на здоровье человека – это научно подтвержденный факт. Мало того, корректируя психологический возраст, то есть душевное состояние, можно изменять не только настроение и самочувствие, но и непосредственно физическое состояние здоровья!

К сожалению, а в некоторых случаях, к счастью, наш психологический возраст не всегда соответствует паспортному, или даже биологическому возрасту. Хорошо, если мы моложе своих лет в психологическом плане, а если старше, и не на год-два, а на десятилетия? Что если «состояние души» добавляет нам морщин и увеличивает возраст? Но даже тогда, это не повод добавлять в «копилку своей старости» новые переживания или отчаиваться и смиряться с существующим положением вещей. Изменить психологический возраст личности проще, чем любой другой, а вместе с ним и помолодеть, в самом прямом смысле этого слова! Но для начала давайте оценим ваш результат теста на возраст.

Психологический тест на возраст: результат

____________________

  • СВЫШЕ 75 БАЛЛОВ. Если вы набрали более 75 баллов, – это означает, что вы вне зависимости от года рождения молоды, полны веры в себя и жизненных сил. Вы оптимистичны, общительны, доброжелательны. Вы находитесь в предвкушении долгой и яркой событиями жизни – наверняка, именно такой она и будет. Стариком вы станете еще совсем не скоро, и не важно, что там указанно в вашем паспорте или, что говорят медики. Психологически, вы в начале своего жизненного пути.
  • 50-75 БАЛЛОВ. Бесспорно, на пути к зрелости вы принесли в жертву достоинства юности. Стрессы и заботы несколько ослабили вашу природную способность радоваться, наслаждаться жизнью, но зато научили ответственности и серьезности. Если вам более 25 лет от роду, то ваш психологический возраст вполне соответствует хронологическому, паспортному возрасту. Вы «средний» взрослый, но не очень отягощенный проблемами. Однако чуть больше оптимизма и бодрости вам явно не помешает, особенно, если в действительности вы еще достаточно молоды.
  • МЕНЕЕ 50 БАЛЛОВ. Вы опережаете ритм собственной жизни. О таких людях как вы принято говорить, что они многое повидали в жизни, пережили немало испытаний, всему знают свою цену. Возможно «судьба» была к вам сурова, а возможно вы сами слишком серьезно все воспринимаете. Но не слишком ли рано наступила эта пора? Не рановато ли вы сдаетесь на «милость реальности» и соглашаетесь «стареть» раньше времени? Ведь еще так много можно увидеть, узнать и пережить! Поверьте, вы еще не все видели, и жизнь еще может преподнести вам немало приятных сюрпризов! Да, она полна проблем и разочарований. Но на этот случай существует древняя мудрость: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним».

____________________

Понятие психологический возраст и его влияние на нашу жизнь

Все возрасты тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Биологический возраст – показывает, в каком состоянии находится наш организм. Психологический возраст – определяет, как и кем вы ощущаете себя в данный период жизни. И только указанная в паспорте дата рождения заставляет вас трезво взглянуть на мир, дать оценку уже прожитым годам, взвесить перспективы, составить планы на собственное будущее. Но только у каждого четвертого психологический возраст личности соответствует реальному количеству прожитых лет. Но это соотношение с легкостью можно изменить.

Определение психологического возраста – это оценка уровня личностного и умственного развития человека, который выражен в сравнительной характеристике с тем возрастом, представители которого показывают в среднем данный уровень. Если трактовать данное понятие проще, – это то, насколько лет вы сами себя чувствуете. Но, это, к тому же, влияет и на то, как вы выглядите, на то, сколько лет вам дают окружающие люди.

Психологи поставили весьма любопытный эксперимент. В одном из загородных домов отдыха, так сказать вдали от «цивилизации», они собрали группу пожилых мужчин (пенсионеров в основном) и устроили окружающий их быт так, чтобы «окунуть» их в прошлое, будто время вернулось вспять на много лет назад, когда они были молоды. Все, от музыки до газет, от одежды до мебели, воспроизводило для участников эксперимента обстановку двадцатилетней давности. В начале и периодически в течение всего течения эксперимента делали фото испытуемых, которые впоследствии показали людям, которые ничего об эксперименте не знали. Их попросили разложить фотографии в хронологическом порядке, то есть начать с наиболее молодого возраста человека и закончить поздними фото. В результате, практически все – более 98% беспристрастных наблюдателей путались в возрастной хронологии и отмечали, что на снимках, сделанных позже (в конце эксперимента), изображены люди в более молодом возрасте. Но самое поразительное, что у самих испытуемых произошли существенные изменения: улучшились слух, зрение, память, они стали более крепкими физически, чем на начало эксперимента, возросла мускульная энергия.

Таким образом, выходит, что стоит только «вернуть» человека в прошлое, сократить психологический возраст личности, и биологический возраст также начнет уменьшаться. Более того, специалисты единогласно сходятся во мнении, что «силой мысли» реально можно разгладить небольшие морщины на лице, вернуть упругость и тонус коже и мышцам, и вообще заставить человека помолодеть.

Однако, молодость в психологическом плане – не всегда хорошо и не всегда «психологическая молодость». Многие люди, переживая стрессовые ситуации «скатываются» в более юный возраст, когда ощущали себя более комфортно. Однако это не имеет отношения к «психологической молодости», это инфантилизм – человек «просит помощи» у ребенка, которым когда-то был. Представьте себе женщину «в годах», утверждающую, что не может принять самостоятельного решения, ничего сделать, пока ей «не скажут что и как». На самом деле, все она может, просто ей на данный момент удобнее воспринимать себя как маленькую девочку, беспомощного ребенка, чтобы не брать ответственности на себя, чтобы переложить ее на кого-то, как правило, на близких. Некоторые люди предпочитают «возврат» в подростковый возраст, демонстрируя постоянный протест против всех и всего.

Только зрелые психологически люди, принимают мир таковым, каким он является, изменяясь соответственно его требованиям. Самые красивые и умные дамы всех времен, призывают делать в молодости все, чтобы не появились морщины, а когда они таки появятся – радоваться новому имиджу. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на плохое настроение и переживания по поводу возраста.

Следуйте данному совету, и у вас всегда будет хорошее настроение, а психологический возраст – заметно меньше паспортного. А окружающие попросту не смогут догадаться, сколько вам лет. Добиться того, чтобы жизнь доставляла радость, а душа и тело пребывали в гармонии, – задача вполне выполнимая. И тогда тест на возраст вы будете проходить только для того, чтобы потешить собственное самолюбие, а его результат будет приносить удовольствие и гордость за саму себя. Чего вам и желаем!

Жесты симпатии. Азбука мужского и женского языка тела. .

Еще немного об определении психологического возраста личности: