Прокудин горский первая в мире цветная фотография. Редчайшие цветные фотографии Прокудина-Горского (70 фото)

Этот список самых знаменитых снимков С. М. Прокудина-Горского был составлен мною почти 4 года назад, но с тех пор число читателей блога увеличилось примерно в 10 раз, так что есть смысл повторить пост. Впрочем, немного обновил материал (первоначально было рассмотрено восемь снимков).

Первое место, разумеется, за портретом Льва Толстого, который ещё в 1908 г. разошелся большими тиражами в виде открыток, журнальных вклеек и настенных постеров:

А в советское время этот портрет издавался ещё большими тиражами (публикации в книгах и журналах). В 1978 г. он появился на обложке главного еженедельника СССР журнала "Огонёк" тиражом более 2 млн. экземпляров! Вероятно, этот рекорд уже никогда не будет побит.

Второе место отдадим так называемому "автопортрету", который украшает статью о Прокудине-Горском в Википедии.

Снимок вклеен в альбом с подписью "По реке Каролицхали".
На самом деле, здесь две ошибки. Во-первых, технология трехцветной съемки не позволяла тогда делать никаких "автопортретов", а значит, снимал кто-то из помощников (возможно, один из сыновей).
Во-вторых, широко распространившееся название снимка, как недавно стало известно, ошибочное, просто кем-то из помощников Сергея Михайловича была перепутана подпись при вклейке в контрольный альбом. В самом деле, можно ли сидеть "по реке"? Но дело, конечно не в этом, а в том, что Прокудин-Горский сидит на берегу другой реки - Скурицхали (приток Каролицхали). Чтобы это понять, потребовалось несколько недель исследовательской работы, в которой участвовали, независимо друг от друга, два местных жителя, батумца. Подлинное авторское название снимка есть в альбоме - "На реке Скурицхали. Этюд". К нему приклеили какой-то "левый" снимок с водопадом.

Третье место - знаменитый портрет эмира Бухарского, 1911 г.:

Портрет совершенно бесподобен по колориту, без него не обходится ни одна выставка.
Даже аватарки по мотивам появились:

Четвёртное место - снимок "Крестьянские девушки". [д. Топорня], который отличается, как и предыдущий, бесподной яркостью красок.
Это фото полюбилось сразу двум режиссёрам: Леониду Парфёнову, который посвятил ему отдельный сюжет в фильме "Цвет нации" и голладскому по имени Бен ван Лисхаут, который сделал из него оригинальный постер для фильма "Инвентаризация Родины":

В оригинале:

Пятое место - снимок с Прокудиным-Горским на дрезине у Петрозаводска, 1916 год:


Нашлись умельцы, которые анимировали это изображение! Дрезина плавно бежит по рельсам и если ещё наложить подходящий звуковой ряд, то получиться отличный клип:-)
Кстати, пара подобных анимаций вошли в последний документальный фильм о Прокудине-Горском - «Россия в цвете» (режиссёр: Владимир Мелетин, 2010).

Шестое место - "Вид монастыря из Светлицы". [Монастырь преп. Нила Столбенского, озеро Селигер]. 1910 г.:

Этот снимок стал эмблемой американской выставки "Империя, которой была Россия" 2001 г., с которой началось пробуждение массового интереса к наследию пионера цветной фотографии.
Вид, действительно, завораживающий своим благолепием.

Седьмое место - снимок семьи русских переселенцев в поселке Графовка Муганьской степи:

Снимок широко известен по той причине, что украшает обложку самого первого альбома снимков Прокудина-Горского под ред. Роберта Оллсхауза, изданного в США в 1980 г. (Allshouse, Robert H. (ed.). Photographs for the Tsar: The Pioneering Color Photography of Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Commissioned by Tsar Nicholas II. — Doubleday, 1980).

Восьмое место - фотография с участниками постройки Мурманской ж. д. на пирсе в Кемь-порту. Она стала широко известна благодаря помещению её на суперобложку первого (и пока единственного) альбома Вейников "Российская империя в цвете":

Девятое место - ещё один фотопортрет Прокудина-Горского, на сей раз, на знаменитом карельском водопаде Кивач, воспетом ещё Гаврилой Державиным:


Снимок был вынесен на обложку альбома под ред. С. Гараниной, изданного в 2006 г.

Опрелиться с 10 местом довольно трудно, т.к. есть много достойных претендентов.
Может быть, шедевральный "Обед на покосе"?

По некоторым сведениям, репродукция именно этого снимка висела в комнате Прокудина-Горсокого до самой его кончины.

Интересно узнать мнение читателей, какие снимки Прокудина-Горского они считают знаменитыми?

В от история этих фотографий. Некий человек по фамилии Прокудин-Горский придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых фотографии. Проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом. Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением.

Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.

Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение.

Фотографии Сергея Михайловича Прокудина–Горского (1863-1944) предлагают живой портрет потерянного мира – Российской Империи накануне Первой мировой войны и надвигающейся революции. Сюда входят изображения от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России.

П рокудин-Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Он учился у известных ученых в Санкт–Петербурге, Берлине и Париже. В результате своих оригинальных исследований Прокудин–Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В начале 1900–х годов Прокудин–Горский разработал смелый план провести фотообзор Российской Империи, который получил поддержку царя Николая II. В 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, он получает аудиенцию у царя Николая II. Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом.

Контрольные чёрно-белые картинки для показа слайдшоу.


Крестьяне на покосе


На жнитве.


На жнитве.


Насосы для откачивания воды


Кордон (сторожка) в лесу


Монахи за посадкой картофеля


Памятник Императору Александру II в память окончания Мариинской системы.


Село Ковжа. Береговые укрепления.


Часовня Петра I около деревни Петровское.


Било и доски с надписями о посещениях. Часовня в дер. Петровское.


Тип старых шлюзовых ворот. Белозерский канал


Плотина Императрицы Марии Федоровны.


Вытаскивание спицы из плотины (система Поарэ).


Церковь во имя Св. Петра и Павла.Белозёрск.


Икона в церкви Ильи Пророка.Белозёрск 1909.


Группа детей.


Городецкий и Никитский погосты.


Общий вид Горицкого монастыря.Деревянная баржа.


Город Кириллов с горы.


Общий вид гор. Кириллова с колокольни Казанского собора.


Плотина и шлюз Императора Николая II.Мариинский водный путь 1909.


Скит Иоанна Богослова «Крестик».


Стоги сена.


Пильщики на Свири.


Крым. Ласточкино гнездо.>


Петрозаводск. Общий вид с жел. дороги (Олонецкой губ.
Мурманская железная дорога.


Крестьянка мнет лен; Пермской губ.


Грузин - торговец помидорами.


Полоцк. Вид с северо-востока.


Место истока Западной Двины около дер. Карякино в 3-х верстах от оз. Пено Тверской губ. Осташковского уезда.


Исток Волги у деревни Волговерховье.


Озеро Пено у места впадения Волги


Выход Волги из озера Пено у дер. Изведово.


Пожарная лесная вышка Удельного Ведомства около мес. Богатырь.

Творчество известнейшего русского фотографа, изобретателя, педагога Сергея Прокудина-Горского насчитывает около двух тысяч стеклянных цветоделенных негативов, запечатлевших многовековую культуру Российской империи в канун грандиозных потрясений.

В течение первых 15 лет XХ века реализовал грандиозный проект - цветную съёмку Российской Империи.

К 1906 году Прокудин-Горский опубликовал несколько статей, посвящённых принципам цветной фотографии. К тому времени он настолько усовершенствовал новый метод, который гарантировал одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог создавать цветные кадры, подходящие для проекции.

Именно Прокудин-Горский, в то же время, разработал новый метод передачи цветного изображения: он снимал объекты трижды - через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. В итоге получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для воспроизведения полученных изображений он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все 3 картинки одновременно проецировались на экран, и в итоге можно было видеть полноцветную фотографию.

В 1909 году Прокудин-Горский был уже широко известным мастером и редактором журнала «Фотограф-любитель». В это время ему наконец удается воплотить в жизнь свою мечту по созданию фотолетописи всей российской империи.

Послушав совет Великого князя Михаила, Прокудин-Горский рассказывает о своих планах Николаю II и, конечно, слышит слова поддержки. В течение нескольких лет специально для поездок с целью фотографического документирования жизни империи правительство выделяло Прокудину-Горскому железнодорожный вагон, оснащённый всем необходимым.

За время работы над своим грандиозным проектом Прокудин-Горский отснял несколько тысяч пластин. За этот период технология вывода цветного изображения на экран была отработана уже практически идеально. Таким образом была создана уникальнейшая галерея прекрасных фотографий.

После кончины Николая II Прокудин-Горский вместе со своей коллекцией - стеклянными пластинами в 20 ящиках - сумел выехать сначала в Скандинавию, затем Париж. В 1920-х годах он проживал в Ницце. Сергей Михайлович был очень рад тому, что его труды помогали молодому русскому поколению, находящемуся за границей, понять, как выглядит их родина.

Коллекции фотопластин Прокудина-Горского пришлось пережить неоднократные переезды семьи Прокудина-Горского и немецкую оккупацию Парижа.

В конце 40-х годов был поставлен вопрос о публикации первого «Истории русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря, и снабжении его цветными иллюстрациями.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. Таким образом пластины попали в библиотеку Конгресса США.

Уже в наше время появилась мысль о том, чтобы отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. Так всем нам удалось вернуть уникальный архив к жизни.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 - 1944) — известный русский фотограф, ученый, изобретатель и общественный деятель. Один из пионеров цветной фотографии.

Прокудин-Горский. Автопортрет у реки Каролицхали, 1912

С 90-х годов 19 века Прокудин-Горский совместно с другими учеными и изобретателями занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии. В декабре 1902 года он объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А.Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

Цветная фотография Л. Н. Толстого, сделанная Прокудиным-Горским в Ясной Поляне, 1908

Начиная с 1904 года Прокудин-Горский снимает цветные фотографии в различных регионах Российской империи и за границей. В те годы он задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. В 1909 г. Сергей Михайлович получает аудиенцию у царя Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Карта съёмок С.М.Прокудина-Горского, 1904-1916 гг. (кликабельно).

В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть страны, фотографируя виды городов, храмы, монастыри, заводы и разнообразные бытовые сцены. В итоге, были сделаны несколько тысяч снимков, но значительная часть их была впоследствии утрачена. В эти же годы он испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. .

1911. Памятник на редуте Раевского. Бородино. Московская губерния

1911. Вид с колокольни Спасо-Бородинского монастыря на местность, где маршал Ней вел атаку на флеши Багратиона. Бородино. Московская губерния

1911. В Бородинском музее.

1911. Общий вид Николаевского собора с юго-запада. Можайск. Московская губерния

1911. Николаевский собор. Вид сбоку. Можайск. Московская губерния

1912. Общий вид северной части Смоленска с колокольни Успенского собора. Смоленск. Смоленская губерния

1912. Успенский собор с востока. Смоленск. Смоленская губерния

1912. Чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии в Успенском соборе. Смоленск. Смоленская губерния

1911. Успенский собор (1158-1160) с восточной стороны.

1912. Общий вид Суздаля с собором с колокольни Димитревской церкви. Владимирская губерния

1911. Часовня на месте, где разрешилась супруга Иоанна Грозного, в 3-х верстах от монастыря Феодора Стратилата. Переславль-Залесский. Владимирская губерния

1911. Общий вид на побережье и Кремль с колокольни Спасо-Яковлевского монастыря. Ростов. Ярославская губерния

1911. Врата под церковью Воскресения (снаружи, внизу). Ростов. Ярославская губерния

1911. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654), общий вид с мельницы, с юго-запада. Ярославль. Ярославская губерния

1911. Вход в церковь Иоанна Предтечи из галереи (с паперти). Ярославль. Ярославская губерния

1910. Церковь Воскресения на Дебре (1652). Кострома. Костромская губерния

1908. Ясная Поляна. Тульская губерния

1908. Кабинет Льва Толстого в Ясной поляне.

1908. Ясная Поляна. Дети.

1912. Постройка плотины близ села Кузьминского на Оке.

1912. Лесопилка. Кузьминское

1910. За пряжей. Деревня Изведово. Тверская губерния. Осташковский уезд

1910. Вид на монастырь от Светлицы. Нилова пустынь. Тверская губерния

1910. Гефсиманский скит. Монахи за работой. Посадка картофеля. Нилова пустынь. Тверская губерния

Цветущие розы. Гатчина. Санкт-Петербургская губерния

1909. Пинхус Карлинский, 84 года. 66 лет на службе. Надсмотрщик Черняховского водоспуска. Санкт-Петербургская губерния

1909. На сенокосе около привала. Новогородская губерния

1909. Крестьянские девушки с ягодами. Поселок Кириллов. Новогородская губерния

1909. Камнечерпательная машина одночерпакового типа "Свирская 2". Новгородская губерния

1915. Военнопленные австрийцы у барака. Карелия.

Школа в деревне Пергуба. Повенецкий уезд. Олонецкая губерния.

Жилые заводские постройки. Село Ковжа. Вытегорский уезд. Олонецкая губерния

Вид на лесопильный завод. село Ковжа. Вытегорский уезд. Олонецкая губерния

г. Вытегра. Команда парохода "Шексна" М.П.С. Олонецкая губерния.

Материки. Олонецкая губерния. Этюд.

Постройка дамбы для ж. дороги в Сорочей Губе. Группа участников ж.д. постройки. Кемский уезд Архангельской губернии.

Соловецкий монастырь. Угловая башня Троицкого собора.

Вид с колокольни Белгородского Свято-Троицкого мужского монастыря на Соборную площадь во время торжеств прославления святителя Иоасафа Белгородского 4 сентября 1911 г. Справа - духовное училище (1807). На заднем плане - женский Рождество-Богородицкий монастырь. Белогород

Украинская крестьянка

Католический костел. г. Двинск. Витебская губерния.

Финляндия. Озеро Сайма

Дворец в Массандре. Декоративное оформление подпорной стены перед парадным входом. Таврическая губерния (Крым)

Ласточкино гнездо. Таврическая губерния (Крым)

Тифлис (Тбилиси)

Дагестанцы

Дагестан. В горах.

На чайной плантации. Чаква. Батумский округ. Кутаисская губерния.

Чайная фабрика. Развесочное отделение. Чаква. Батумский округ. Кутаисская губерния.

Муллы в мечети Азизия. Батум. Батумский округ. Кутаисская губерния

Каменные ворота и крепость Узварян. Кавказ

Лесные насаждения. Вид с Воронцовского плато. Местечко Боржом Горийского уезда Тифлисской губернии

Мечеть. Владикавказ, главный город Терской области

Побережье. Гагры. Сухумский округ Кутаисской губернии.

Новая гостиница. Гагры. Сухумский округ Кутаисской губернии.

Общий вид Сочи с востока с батарей. Сочи (Даховский посад), Сочинский округ Черноморской губернии

Горка из оружия в Арсенальном Музее. Златоустовский завод, г. Златоуст, Уфимская губерния.

Последовательный ход выделки ножей и вилок. Златоустовский завод, г. Златоуст, Уфимская губерния.

Последовательный ход выделки ножей и вилок. Шлифовка и гравировка. Златоуст, Уфимская губерния.

Надгробный камень на могиле Хаджи-Хусейн-бека, доставленный Тамерланом. Уфимская губерния. Уфимский уезд

На реке Сим. Уфимский уезд Уфимской губернии.

Общий вид башкирской деревни Эхья. Уфимская губерния.

Молодой башкир. Деревня Эхья Уфимской губернии.

Вид с горы на Ильменское озеро около ст. Миасс. Челябинский уезд Оренбургской губернии

Мост через р. Каму. Пермская губерния.

г. Пермь. Общий вид.

Пермь. Церковь Марии Магдалины

Екатеринбург. Общий вид северной части. Пермская губерния

1910. Крестьянка мнет лен. Пермская губерния

Крестьянская изба в деревне Мартьяновой. Река Чусовая. Пермская губерния.

Чертово Городище. Пермская губерния.

Церковь Пресвятой Богородицы (1744). Тобольск.

Верблюд, нагруженный мешками. Средняя Азия

Узбеки перед юртой. Узбекистан

Эмир Бухарский Алим Хан (1880-1944), Бухара

Бухарское ханство, г. Бухара. Деталь внутри гробницы Баян-Кули-Хан.

Бухарское ханство, г. Бухара. Куш-медрессе (внутри с правой стороны).

Хлопок. Средняя Азия

Обработка хлопка. Средняя Азия

Шашлычная. Самаркандская область. Самарканд.

Торговец лепешками. Самаркандская область. Самарканд.

Самаркандская область. Самарканд. Часть левого минарета. Биби-Ханым.

Карагач - разновидность вяза. Возле Самарканда

Готический собор в Милане. Италия

Венеция. Собор св. Марка.

На острове Капри. Италия

Итальянки.

На Дунае.

Откуда сто лет назад взялся цвет? Как это было сделано?
Ведь ещё совсем недавно - лет 50-60 назад цветное фото было не то, чтобы экзотикой, но чрезвычайно редким. Ещё на моей памяти псевдо цветные раскрашенные снимки.

Талантливый химик, увлечённый фотограф, выпускник Петербургского технологического института, Прокудин-Горский к 1906 году публикует ряд статей, посвящённых принципам цветной фотографии. В этот период он так усовершенствовал новый метод, обеспечивший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог уже делать цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывает и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Будучи к 1909 году уже известным фотографом и редактором журнала "Фотограф-любитель", Сергей Михайлович получил возможность осуществить свою давнюю мечту - составить фотолетопись российской империи.

По рекомендации Великого князя Михаила он излагает свой план Николаю II и получает самую горячую поддержку. На протяжении последующих нескольких лет правительство выделяло Прокудину-Горскому специально оснащённый железнодорожный вагон для поездок с целью фотографического документирования жизни империи.
За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран.
А самое главное - создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объёму. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.

Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Прокудин-Горский сумел после смерти Николая II выехать сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов - стеклянные пластины в 20 ящиках.
"В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, - в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее".

Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи , и немецкую оккупацию Парижа.
В конце 40-х годов возник возник вопрос о публикации первого "Истории русского искусства" под общей редакцией Игоря Грабаря. Тогда же - о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю Второму некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. С тех пор пластины долгие годы хранились в библиотеке Конгресса США.
Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. И случилось почти чудо - казалось, потерянные навсегда образы ожили."