Особенности управления организационно-правовых форм организаций. Компетенция общего собрания участников ооо

К исключительной компетенции Общего собрания участников Общества относятся следующие вопросы:

    1. определение основных направлений деятельности Общества, принципов образования и использования ее имущества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

    2. образование исполнительных органов Общества и досрочное прекращение их полномочий, a также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее - управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

    3. утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества;

    4. утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность Общества (внутренних документов Общества);

    5. принятие решения о размещении Обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

    6. принятие решения о распределении чистой прибыли Общества между участниками Общества;

    7. утверждение и изменение устава Общества, в том числе изменение размера уставного капитала Общества;

    8. назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;

    9. принятие решений о реорганизации и ликвидации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

    10. избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) Общества;

    11. принятие решений о создании Обществом других юридических лиц, об участии Общества в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств Общества;

    12. одобрение сделок Общества, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

    13. определение порядка приема в состав участников Общества и исключения из числа ее участников, кроме случаев, когда такой порядок определен законом;

    14. решение иных вопросов, предусмотренных законом.

    15. Решения по вопросам, указанным в подпунктах 20.1, 20.2, 20.3, 20.4, 20.5, 20.06, 20.07, 20.11, 20.12 настоящего Устава, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов Участников Общества.

    16. Решения по вопросам, указанным в подпунктах 20.09, 20.10 настоящего Устава, принимаются всеми Участниками Общества единогласно.

    17. Решение об одобрении сделок Общества, в совершении которых имеется заинтересованность, принимается большинством голосов от общего числа голосов Участников Общества, не заинтересованных в ее совершении.

    18. Остальные решения принимаются большинством голосов от общего числа голосов Участников Общества, если иное не предусмотрено законодательством или настоящим Уставом.

    19. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Общего собрания Участников Общества, не могут быть отнесены к компетенции иных органов управления Обществом.
  1. Единоличный исполнительный орган Общества


    1. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет единоличный исполнительный орган Общества - генеральный директор. Единоличный исполнительный орган Общества подотчетен Общему собранию участников.

    2. Единоличный исполнительный орган - генеральный директор - избирается общим собранием участников Общества и может переизбираться неограниченное число раз. Срок действия полномочий исполнительного органа Общества - пять лет.

    3. Договор между Обществом и генеральным директором, подписывается от имени Общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников Общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа Общества, или участником Общества, уполномоченным решением общего собрания участников Общества.

    4. B качестве единоличного исполнительного органа Общества может выступать только физическое лицо.

    5. Генеральный директор Общества:

      • без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

      • выдает доверенности на право представительства от имени Общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

      • представляет интересы Общества в судах в качестве истца, ответчика, третьего лица;

      • представляет интересы Общества в государственных органах и органах местного самоуправления;

      • открывает и закрывает расчетные и иные счета в банках и иных кредитных организациях;

      • в порядке, определенном настоящим Уставом, распоряжается имуществом Общества;

      • утверждает положения, регламентирующие систему менеджмента в Обществе;

      • осуществляет мероприятия по охране интеллектуальной собственности Общества;

      • принимает на работу и увольняет работников Общества, привлекает работников к дисциплинарной ответственности и осуществляет поощрение работников;

      • в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения;

      • привлекает займы и кредиты в интересах Общества;

      • обеспечивает ведение списка участников Общества с указанием сведений о каждом участнике Общества, размере его доли в уставном капитале Общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих Обществу, датах их перехода к Обществу или приобретения Обществом;

      • осуществляет любые иные полномочия, не отнесенные настоящим Уставом к компетенции общего собрания участников Общества.

    6. Генеральный директор Общества принимает решения единолично.

    7. Общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. Договор с управляющим подписывается от имени Общества лицом, председательствующим на Общем собрании Участников Общества, утвердившем условия договора с управляющим, или Участником Общества, уполномоченным решением Общего собрания Участников Общества.

    8. Заместитель (заместители) генерального директора (исполнительный директор, финансовый директор, коммерческий директор и т.п.), главный бухгалтер Общества назначаются генеральным директором Общества.

Поскольку право на участие в управлении хозяйственным обществом осуществляется главным образом посредством участия в деятельности общего собрания участников общества, постольку его содержание во многом зависит от компетенции этого органа управления. Компетенции общего собрания участников хозяйственного общества уделено достаточно внимания в специальных законах. Следует сослаться на положения ст. 33 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и ст. 48 Федерального закона "Об акционерных обществах". Компетенция общего собрания участников отдельного хозяйственного общества должна быть закреплена в его уставе (п. 2 ст. 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 3 ст. 11 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Перечень вопросов, которые в соответствии с законом общее собрание участников хозяйственного общества может принимать к рассмотрению (компетенция), далеко не однороден. Особо выделяются вопросы, которые может решать только общее собрание участников: ни совет директоров, ни исполнительные органы общества не обладают полномочиями по их решению. В рамках общей компетенции, которой законодатель наделил общее собрание участников хозяйственного общества, указанные вопросы составят его исключительную компетенцию. Термин "исключительная компетенция" содержится в п. 3 ст. 91, абз. 2 п. 1 ст. 103 ГК РФ, но употребляется в значении, отличном от приведенного выше. По смыслу упомянутых положений ГК РФ вопросы, составляющие исключительную компетенцию общего собрания участников хозяйственного общества, - это вопросы, которые не могут быть переданы на рассмотрение исполнительных органов общества, к которым, очевидно, не относится совет директоров. Такая трактовка термина "исключительная компетенция" позволила законодателю впоследствии предоставить совету директоров хозяйственного общества возможность принимать решения по некоторым вопросам, составляющим исключительную компетенцию общего собрания участников хозяйственного общества. Так, совет директоров акционерного общества может принимать решение по вопросу об увеличении уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций, если уставом общества это отнесено к его компетенции (подп. 5 п. 1 ст. 65 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Данная норма акционерного Закона, как справедливо отмечалось в литературе, не противоречит положениям ст. 103 ГК РФ, а, наоборот, согласуется с тем понятием исключительной компетенции общего собрания акционеров, которое содержится в Кодексе. Очевидно, что содержание, которое вложил законодатель в понятие исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, формулируя положения ст. ст. 91, 103 ГК РФ, не вполне соответствует лингвистическому значению термина "исключительный". Если отдельные вопросы исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества могут быть переданы иному органу управления общества (совету директоров), то в чем тогда заключается исключительность этой компетенции? Не случайно при внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" в целом и в ст. 48 в частности законодатель скорректировал формулировку об исключительной компетенции общего собрания акционеров, убрав из нее указание на исключительность полномочий общего собрания. В п. 2 ст. 33 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", напротив, остается указание на исключительный характер компетенции общего собрания участников общества. Полный отказ от термина "исключительная" применительно к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, на наш взгляд, не совсем оправдан. Логично относить к исключительной компетенции общего собрания участников общества вопросы, которые не могут быть переданы ни совету директоров, ни исполнительным органам хозяйственного общества.

См.: Голубов Г.Д. Соотношение положений Гражданского кодекса и Закона об акционерных обществах. С. 171.

Значительно меньшую по объему часть общей компетенции собрания участников хозяйственного общества образуют вопросы, которые можно отнести к так называемой неисключительной компетенции. В свою очередь, вопросы неисключительной компетенции общего собрания участников можно классифицировать по видам. Вопросы первого вида - это вопросы неисключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, которые могут быть переданы на решение совета директоров при наличии об этом в уставе общества специальной оговорки. Перечень этих вопросов невелик. К ним, в частности, можно отнести вопросы, связанные с образованием и досрочным прекращением полномочий исполнительных органов хозяйственного общества. Вопросы второго вида - это вопросы, решение по которым может принимать как общее собрание участников хозяйственного общества, так и совет директоров.

Некоторые авторы неоправданно избегают развернутой классификации компетенции общего собрания участников хозяйственных обществ, подразделяя ее лишь на исключительную и альтернативную. К альтернативной компетенции они относят вопросы, которые могут быть переданы на рассмотрение совета директоров хозяйственного общества. См.: Рубеко Г.Л. Правовой статус органов управления хозяйственных обществ. М.: Статут, 2007. С. 50.

Неисключительную компетенцию первого вида можно охарактеризовать как альтернативную компетенцию общего собрания участников хозяйственного общества. Возможность принятия решений по вопросам, составляющим такую компетенцию, напрямую связана с диспозитивными нормами закона. Для того чтобы наделить совет директоров полномочиями, которые относятся к такой компетенции, одних только диспозитивных норм закона недостаточно. Необходимо дополнительное условие в виде волеизъявления учредителей (участников) хозяйственного общества, воплощенное в положениях его устава, прямо наделяющих совет директоров полномочиями по принятию соответствующих решений. Таким образом, у учредителей (участников) хозяйственного общества есть альтернатива в распределении полномочий неисключительной компетенции первого вида между общим собранием участников и советом директоров общества. Именно в этом проявляется альтернативный характер такой компетенции. Неисключительная компетенция второго вида является смешанной компетенцией, поскольку вопросы, относящиеся к этой компетенции, может принимать к своему рассмотрению и общее собрание участников, и совет директоров хозяйственного общества. Здесь нет альтернативы - либо общее собрание участников, либо совет директоров хозяйственного общества. Органы управления хозяйственного общества в данном случае логически объединяются посредством конъюнкции. Потенциально решения по вопросам смешанной компетенции могут принимать оба названных органа, но фактически решение принимается одним из них.

Выбор органа управления зависит от ряда обстоятельств. Например, в акционерных обществах решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества, принимается всеми членами совета директоров общества единогласно (абз. 1 п. 2 ст. 79 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Вместе с тем, если единогласие совета директоров общества по вопросу об одобрении крупной сделки не достигнуто, по решению совета директоров общества вопрос об одобрении крупной сделки может быть вынесен на решение общего собрания акционеров. Итак, по общему правилу решение об одобрении крупной сделки, предусмотренной в п. 2 ст. 79 Федерального закона "Об акционерных обществах", принимает совет директоров общества, однако при наличии указанных выше условий он может передать данный вопрос на решение общего собрания акционеров. Для характеристики подобной ситуации уместно использовать встречающуюся в литературе формулировку "в компетенции двух, а решает один" .

Глушецкий А. А. Общее собрание акционеров: созыв и проведение. М., 1997. С.

В зависимости от того, по чьей инициативе тот или иной вопрос, относящийся к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, включается в повестку дня высшего органа управления общества, можно выделить вопросы, предлагаемые к рассмотрению участниками общества, иными лицами и органами общества.

Компетенция общего собрания участников хозяйственного общества является исчерпывающей. Это означает, что высший орган управления хозяйственного общества может принимать к своему рассмотрению только те вопросы, которые прямо отнесены к его ведению законом. Применительно к акционерным обществам законодатель в п. 3 ст. 48 Федерального закона "Об акционерных обществах" прямо сформулировал правило, согласно которому общее собрание акционеров не вправе принимать решения по вопросам, прямо не отнесенным к его компетенции законом. Отметим, что в литературе высказывались иные суждения относительно исчерпывающего характера компетенции общего собрания акционеров, однако они были справедливо подвергнуты аргументированной критике. В Федеральном законе "Об обществах с ограниченной ответственностью" такой императивной нормы нет. Однако в юридической литературе справедливо замечается, что, исходя из смысла положений ст. 33 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", в компетенцию общего собрания участников также могут быть включены лишь вопросы, предусмотренные законом. Если общее собрание участников хозяйственного общества вопреки установленному запрету принимает решение по вопросу, не отнесенному к его компетенции законом, то данное обстоятельство является основанием для отмены этого решения. Судебная и арбитражная практика по данной категории дел ясна и непротиворечива. Вопросы, которые общее собрание участников хозяйственного общества незаконно принимает к своему рассмотрению, могут быть различными. Так, по одному из дел общее собрание акционеров признало не соответствующей закону сделку по отчуждению акций общества и обязало единоличный исполнительный орган внести исправительную запись в реестр акционеров относительно приобретателя этих ценных бумаг, что по существу тождественно исключению приобретателя акций из числа акционеров. Не удивительно, что такое решение общего собрания было признано судом недействительным. В другом случае общее собрание акционеров приняло решение по вопросу о создании дочернего общества, что также было расценено судом как выход органа управления за рамки своей компетенции. Практике известны случаи, когда общее собрание акционеров принимало решение об исключении из уставного капитала общества так называемой "золотой акции" .

См.: Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М.: Городец, 2000. С. 101 - 102.

Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Корпорации в России: Правовой статус и основы деятельности: Учебное пособие. С. 263.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 апреля 1999 г. N А19- 10253/98-23-Ф02-591/99-С1.

Компетенция общего собрания участников отдельно взятого хозяйственного общества может не охватывать всех полномочий, которыми закон наделяет высший орган управления общества. Компетенция общего собрания может быть ограничена уставом общества. Можно выделить четыре формы таких ограничений. Во-первых, устав хозяйственного общества может содержать прямой запрет на принятие общим собранием решения по тому или иному вопросу. Во-вторых, некоторые полномочия могут возникнуть у общего собрания участников только в том случае, если они прямо предусмотрены уставом общества. В-третьих, как уже отмечалось выше, ряд вопросов общей компетенции высшего органа управления хозяйственного общества может быть отнесен к ведению совета директоров общества, что ведет к ограничению полномочий общего собрания. Наконец, в-четвертых, устав общества может содержать готовые решения по отдельным вопросам, которые обычно рассматриваются общим собранием участников хозяйственного общества. Например, устав акционерного общества может содержать сведения о сроке выплаты дивидендов (п. 4 ст. 42 Федерального закона "Об акционерных обществах"). В этом случае общее собрание акционеров, принимая решение о выплате дивидендов, не определяет срока их выплаты.

Применительно к акционерным обществам возможна обратная ситуация, при которой общее собрание акционеров приобретает право принятия решений по вопросам, отнесенным законом к компетенции совета директоров общества (абз. 2 п. 1 ст. 64

Федерального закона "Об акционерных обществах"). Данная ситуация является исключением из общего правила об исчерпывающем характере компетенции общего собрания участников хозяйственного общества.

Иногда даже при наличии соответствующих полномочий общее собрание участников хозяйственного общества не вправе принимать решения по отдельным вопросам. Так, в ст. 29 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и ст. 43 Федерального закона "Об акционерных обществах" указываются обстоятельства, при наличии которых общее собрание участников хозяйственного общества не вправе принимать решение о распределении прибыли между участниками (выплате дивидендов).

К компетенции общего собрания акционеров относятся следующие вопросы:

1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;

2) реорганизация общества;

3) ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

4) определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;

5) определение предельного размера объявленных акций;

6) увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций;

7) уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества или погашения не полностью оплаченных акций.

8) образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

9) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;

10) утверждение аудитора общества;

11) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков общества, распределение его прибылей и убытков;

12) порядок ведения общего собрания;

13) образование счетной комиссии;

14) дробление и консолидация акций;

15) заключение сделок в случаях, предусмотренных статьей 83 настоящего Федерального закона;

16) совершение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества, в случаях, предусмотренных статьей 79 настоящего Федерального закона;

17) приобретение и выкуп обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 18) принятие решений об участии в холдинговых компаниях финансово-промышленных группах ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций

18) участие в холдинговых компаниях, финансово–промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций;

19)утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность общества;

20) решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Решения по вопросам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1, относятся к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение совету директоров (наблюдательному совету) общества, за исключением решения вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества, связанных с увеличением уставного капитала общества в соответствии со статьями 12 и 27 настоящего Федерального закона.

С точки зрения соотношения компетенции общего собрания, с одной стороны, совета директоров и исполнительного органа - с другой, различаются общая и исключительная компетенции.

Общую компетенцию составляют любые полномочия, которыми наделено общее собрание, независимо от того, как она осуществляется.

Исключительной признается компетенция, которую составляют полномочия, осуществляемые только общим собранием. Можно выделить безусловно (абсолютно) исключительную и условно (относительно) исключительную компетенцию.

Безусловно (абсолютно) исключительную компетенцию общего собрания составляют полномочия, которые осуществляются только общим собранием и не могут быть переданы им никакому иному органу - ни совету директоров (наблюдательному совету), ни исполнительному органу, ни иному внешнему органу. Таковыми являются полномочия, указанные в пп. 1 (кроме изменений и дополнений устава общества в связи с увеличением уставного капитала) и в пп. 2 - 7, 9 - 18.

Условно (относительно) исключительную компетенцию общего собрания составляют те его полномочия, которые в силу настоящего Закона осуществляются общим собранием, однако могут быть переданы совету директоров (наблюдательному совету). Возможность подобной передачи полномочий может быть зафиксирована заранее в самом уставе общества, либо решение может быть принято самим общим собранием в каждом отдельном конкретном случае. К этому виду исключительной компетенции отнесены полномочия, касающейся внесения изменений и дополнений в устав в связи с увеличением уставного капитала, и т д.

С точки зрения порядка (способа) осуществления компетенции общим собранием различаются автономная и зависимая компетенции.

Автономной признается компетенция, осуществляемая общим собранием самостоятельно. Зависимой следует считать компетенцию, осуществляемую общим собранием во взаимодействии с советом директоров (наблюдательным советом). К такого рода компетенции, осуществляемой общим собранием во взаимодействии с советом директоров (наблюдательным советом), относятся те полномочия, которые общее собрание осуществляет по представлению (предложению) совета директоров либо по рекомендации совета директоров.

В качестве общего принципа действует положение, согласно которому общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции.

Это означает, что общее собрание:

а) не вправе осуществлять полномочия, составляющие исключительную компетенцию совета директоров;

б) не вправе осуществлять функции, носящие характер руководства текущей деятельностью и входящие в компетенцию исполнительного органа, либо иным образом вмешиваться в компетенцию исполнительного органа.

За исключением случаев, установленных федеральными законами, правом голоса на общем собрании акционеров по вопросам, поставленным на голосование, обладают:

акционеры - владельцы обыкновенных акций общества;

акционеры - владельцы привилегированных акций общества в случаях, предусмотренных законом и уставом общества.

Голосующей акцией общества является обыкновенная акция или привилегированная акция, предоставляющая акционеру - ее владельцу право голоса при решении вопроса, поставленного на голосование. В случае, если привилегированная акция предоставляет ее владельцу более одного голоса, при определении количества голосующих акций каждый голос по такой привилегированной акции учитывается как отдельная голосующая акция.

Решение общего собрания акционеров по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании, если для принятия решения настоящим Федеральным законом или уставом общества не установлено большее число голосов акционеров.

Подсчет голосов на общем собрании акционеров по вопросу, поставленному на голосование, правом голоса при решении которого обладают акционеры - владельцы обыкновенных и привилегированных акций общества, осуществляется по всем голосующим акциям совместно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или уставом общества.

Решение по вопросам, указанным в подпунктах 2, 12 и 15 – 20, принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не установлено уставом общества.

Решение по вопросам, указанным в подпунктах 1 - 3, 5 и 18, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Порядок принятия общим собранием акционеров решения по порядку ведения общего собрания акционеров устанавливается уставом общества или внутренними документами общества, утвержденными решением общего собрания акционеров.

Общее собрание акционеров не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня собрания, а также изменять повестку дня.

Решения, принятые общим собранием акционеров, а также итоги голосования доводятся до сведения акционеров в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом общества, но не позднее 45 дней со дня принятия этих решений.

Акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований настоящего Федерального закона, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества, в случае, если он не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы. Суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков данному акционеру.

Хотя порядок ведения общего собрания акционеров может устанавливаться уставом или внутренним документом общества, следует учесть, что, поскольку данный вопрос носит относительно частный, процедурный характер, нет необходимости решать его в уставе. Он может быть урегулирован в регламенте общего собрания, утвержденном в качестве внутреннего (локального) акта самим собранием.

Нормы о запрещении общему собранию принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, а также изменять повестку дня, направлены на упорядочение деятельности общего собрания и имеют положительное значение. Соответствующие ограничения в отношении повестки дня предусмотрены и для внеочередных общих собраний.

Закон определяет общие положения, касающиеся информации акционеров о принятых собранием решениях и итогах голосования (п. 7). Конкретизация их возможна в уставе общества.

Акционер вправе обжаловать в суд решение общего собрания при наличии трех следующих условий:

Решением нарушены нормы действующего законодательства либо положения устава;

Решением нарушены права и законные интересы акционера;

Для удовлетворения требований акционера, обжалующего решение, необходимо наличие всех трех указанных выше условий. Хотя одним из условий обжалования акционером решения общего собрания, как это прямо предусмотрено Законом, является нарушение его прав и законных интересов, следует прийти к выводу, что решения общего собрания могут быть обжалованы и в других случаях грубого нарушения собранием законодательства и устава общества, в частности, если решение принято по вопросам, выходящим за пределы компетенции собрания, либо по вопросам, не включенным в повестку дня собрания. В этих случаях решение собрания обжалуется, исходя из общих положений законодательства об обжаловании действий должностных лиц и органов, нарушающих законные права и интересы граждан.

Решение общего собрания акционеров по вопросам, указанным в пункте 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, не может быть принято путем проведения заочного голосования (опросным путем). Полномочия собрания акционеров позволяют решать наиболее острые, принципиальные вопросы функционирования общества. Например, именно собрание акционеров разрешило продолжавшийся более месяца конфликт на тольяттинском АО «Трансформатор». Скандал начался после того, как 23 февраля 2001 г. совет директоров отстранил от должности гендиректора И. Маркелова и назначил и.о. руководителя его заместителя. Завод в последние месяцы не перечислял налоговые платежи, и акционеры заподозрили гендиректора в намерении обанкротить предприятие. Добавили страстей и личные противоречия. В марте Самарский областной арбитражный суд своим решением приостановил решение совета директоров, затем было созвано собрание акционеров. На собрании ситуация разрешилась: был избран совет директоров из девяти человек, в котором два места получила команда г.Маркелова, его оппонентам досталось шесть мест, еще одно получил гендиректор Волжской ГЭС. Напряжение на тольяттинском АО было снято законным путем.

Закон об АО (п. 1 ст. 48) в отличие от ГК РФ (п. 1 ст. 103) не подразделяет компетенцию общего собрания акционеров на исключительную и общую. Устанавливая полный запрет на передачу вопросов общего собрания на решение исполнительных органов, Закон об АО предусматривает возможность передачи вопросов компетенции общего собрания на решение совету директоров.

Следует согласиться с позицией специалистов, полагающих, что на уровне Закона об АО все же должны быть перечислены вопросы, которые относятся к исключительной компетенции и, соответственно, не могут быть переданы ни совету директоров, ни исполнительному органу*(847).

Компетенцию общего собрания акционеров образуют важнейшие вопросы, связанные с деятельностью общества: внесение изменений в устав, реорганизация и ликвидация общества, определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями, увеличение и уменьшение уставного капитала, образование других органов общества (совета директоров, исполнительных органов, ревизионной комиссии), выплата дивидендов, утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, дробление, консолидация акций, принятие решений об одобрении крупных сделок, сделок с заинтересованностью, приобретение обществом размещенных акций и проч.

В п. 3 ст. 48 Закона об АО установлено, что общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции этим федеральным законом, т.е. законодатель предусматривает исчерпывающий перечень вопросов, которые могут быть рассмотрены общим собранием акционеров.

Следует отметить, что не всеми учеными разделяется позиция об ограничении компетенции общего собрания акционеров вопросами, определенными Законом об АО. Так, В.В. Залесский пишет, что "общее собрание акционеров, являющееся высшим органом управления общества, вправе принимать решения по любому вопросу, относящемуся к компетенции совета директоров..."*(848). В.В. Долинская также полагает, что коль скоро общее собрание является высшим органом и от его компетенции производна компетенция всех других органов, собрание должно быть вправе в случае необходимости принять к своему рассмотрению любой вопрос. Для этого, считает В.В. Долинская, должны быть внесены соответствующие изменения в ст. 48 Закона об АО*(849). И.Е. Елисеев, напротив, полагает, что подобный подход "размывает принцип организационного единства юридического лица, подрывая его основу - иерархическое распределение компетенции между его органами"*(850).

С нашей точки зрения, целесообразно предоставить акционерному обществу возможность расширять полномочия общего собрания акционеров уставом общества. При этом необходимо установить, что общее собрание может принимать решения только по вопросам, определенным его уставом, а не по вопросам компетенции любого другого органа управления.

Компетенция общего собрания каждого конкретного АО определяется на основании законодательства его уставом. Возникает вопрос: а может ли компетенция конкретного акционерного общества быть сужена его уставом в сравнении с предусмотренной Законом об АО? Следует ответить утвердительно, поскольку в ряде случаев такое самоограничение возможно. Так, например, в уставе открытого акционерного общества могут быть установлены ограничения на возможность закрытой подписки на акции и эмиссионные ценные бумаги общества, конвертируемые в акции (абз. 1 п. 2 ст. 39 Закона об АО). При этом возможность ограничения должна быть предусмотрена законом, в противном случае она может быть оценена российской судебной системой как отказ от прав, который не влечет за собой их прекращения (п. 2 ст. 9 ГК РФ).