Основатель BelkaCar — о том, как создавалась компания. Российский каршеринг: «друзья» мэрии из Люксембурга, изгнанники с Черкизона и самбисты Когда нет денег

Идея каршерингового бизнеса BelkaCar родилась во время обычных девичьих посиделок на кухне, а теперь симпатичные синие авто с оранжевой полоской можно увидеть на любой улице Москвы, компания растет быстрее конкурентов и недавно приобрела 200 автомобилей Mercedes-Benz CLA, чтобы преуспевать в премиальном сегменте. Основательницы BelkaCar Екатерина Макарова, Елена Мурадова и Лориана Сардар рассказывают о том, как каршеринг развивается в России, готовы ли они сами пересесть из личного автомобиля в арендованный и почему в сознании русского человека автомобиль премиум-класса ассоциируется именно с Mercedes-Benz.

Почему вы решили заняться этим бизнесом? Как он возник и почему у Belka три владельца?

Екатерина Макарова: Бизнес возник спонтанно. Мы дружили, вместе учились на MBA. Я искала проект для «Стартап Академии Сколково», где тогда училась. Как-то вечером после занятий приехала в гости к Лене, а она только вернулась из Милана, где работала в тот момент Лора и где очень развит каршеринг. Я узнала об этом сервисе и заявила, что его надо делать в Москве. И Лена неожиданно согласилась, хотя обычно женщины пугаются новых бизнес-идей. Той же ночью мы позвонили Лоре. А когда трое русских собираются на кухне…

Лориана Сардар: У меня не было планов возвращаться в Россию, но я действительно загорелась этой идеей. Я была потребителем со стажем: часто меняла автомобили, принимала участие в гонках, половину бюджета тратила на автокредиты. В Милане страдала без машины. И тут - чудо! - появляется каршеринг. Мое сознание поменялось за один день. Я поняла, что не хочу покупать машину, моя потребность в вождении удовлетворена. Стала активным пользователем Car2Go, причем, как все женщины, верным и лояльным. Присылала Кате и Лене видео, чтобы показать, как это работает. В декабре 2013-го это было. Вау! Когда Катя сказала, что хочет заняться разработкой этого проекта в «Стартап Академии», я серьезно не отнеслась. Однако она подключила Лену, потом - меня. И через несколько месяцев мы поняли, что тема интересная и мы хотим ею заниматься. Вскоре я вернулась в Москву.

Елена Мурадова: Говорят, что многие стартапы в Европе и Америке начинались с гаража. У нас практически так и было. Мы вложили абсолютно все свои деньги, набрали кредитов, но не сдавались и боролись до последнего. Важно верить в то, что делаешь. Если бы была возможность вернуться в прошлое, я бы ничего не меняла. Хорошо, что мы не струсили. Помогло, что нас трое. Все решения стараемся принимать коллегиально. А так у каждого есть собственное поле деятельности. Катя занимается IT-разработкой и возглавляет группу из семи мужчин-программистов, также на ней маркетинг и PR. Лориана в Милане училась в магистратуре по специальности Fashion Expirience & Design. Но при всей легкомысленности образа в ее зоне ответственности финансы, инвесторы и операционная деятельность - все, что связано с мойками, заправками, поломками, угонами. Я отвечаю за отношения с поставщиками, в том числе и с самым важным нашим партнером - Mercedes-Benz. А также за продажи b2b-клиентам.

В Москве работает несколько сервисов краткосрочной аренды автомобилей. Какова концепция Belka и в чем ваши особенности? Почему компания так называется?

Екатерина: Насчет названия мы долго спорили, сначала хотели составить его из английских слов, которые ассоциируются с автомобилями и вождением. В итоге остановились на «Белке». Это слово запоминается сразу, а значит, в долгосрочной перспективе придется меньше платить за привлечение клиентов. По всем законам семантики в нем нет «страшных» шипящих и звенящих звуков, бессознательно отталкивающих людей. «Белка» ассоциируется с шустрым симпатичным зверьком, обитающим не в экзотических краях, а в средней полосе. Хорошо склоняется, помещается в слоганы и предложения. Попробуйте какое-нибудь английское слово просклонять!

Елена: Сейчас и нас самих часто называют «белками». Когда куда-то звоню, представляюсь: «Здравствуйте, Елена Белка». Полное название компании - BelkaCar - даже не произношу.

Лора: Что касается конкурентных преимуществ, то у нас их много. Во-первых, мы пока одни на рынке, кто продает услуги не только розничным клиентам, но и компаниям. Во-вторых, с первого дня мы понимали, что на арендованной машине клиенту важно чувствовать себя защищенным. Поэтому включили в базовый тариф каско. В отличие от конкурентов, в BelkaCar все застраховано. Есть франшиза в размере не более 30 тысяч рублей, которую при наступлении страхового случая обязан выплатить клиент, но его ответственность ограниченна. И пользователи это ценят. Еще они отмечают, что у нас машины в хорошем состоянии. Зимой мы их моем дважды в неделю. Что касается автомобилей Mercedes-Benz, ? то их будем мыть два раза в неделю летом и, скорее всего, три раза зимой. Это премиум-сервис, такого в мире нет, чтобы каршеринговые машины мыли трижды в неделю.

Екатерина: Мы позиционируем бренд как инновационный, более премиальный, чем у конкурентов. У нас крутое мобильное приложение. На «белках» любят ездить предприниматели, основатели компаний. Бизнес построен по американской модели: три основателя и западный фонд-инвестор. Это отличается от ситуации, когда инвестор, например крупный банк, сам выходит на рынок и нанимает менеджмент. Основатели - это всегда родители бизнеса, они заинтересованы в том, чтобы их «ребенок» ел вовремя и рос быстро. И пока на рынке мы растем быстрее всех.

BelkaCar по-новому подошла к такой большой проблеме всех каршерингов, как заправка. У нас все удобно и бесшумно: как только бензин в баке подходит к определенному уровню, на экране телефона с приложением загорается кнопка. Если вы ее активируете, она ведет вас до ближайшей заправки. Вы нажимаете на «хочу заправиться», и тут же генерируется пин-код. Вы его показываете, заправляетесь и уезжаете. Отсутствует необходимость звонить в службу поддержки, как у других компаний. Мы сами это разработали, и пока такого нет ни у кого.

Лора: Мы были первыми, кто ввел подписание договора онлайн. У остальных сервисов для этого надо приезжать в офис. И у нас есть собственная система риск-менеджмента - система оценки пользователей. Мы проверяем, насколько благонадежны наши клиенты с точки зрения финансов, не находятся ли они в черных базах уголовников, угонщиков автомобилей. Система автоматически выдает результат. А потом уже человек принимает решение по существующему алгоритму.

Что думаете по поводу развития каршеринга в России? Верите ли вы в то, что этот сервис произведет урбанистическую революцию?

Елена: Она уже потихоньку происходит.

Лора: Когда мы только начали изучать рынок каршеринга в мире, статистика говорила, что в городах им обычно пользуются от 1 до 3% населения, включая детей и стариков. Примерно такие цифры мы и закладывали на Москву. Спустя два года в Москве клиенты каршеринга - уже 1,5% населения. А мировая статистика говорит уже о 6%. При этом Москва по темпам роста - один из лидеров. В нашем парке сейчас 850 автомобилей, а к моменту выхода этого интервью будет 1000.

Екатерина: Есть еще потенциально огромный рынок - московские города-спутники. К нам каждый день приходят запросы, почему нет машин в Митине, Красногорске или Одинцове. Там плотность населения местами выше, чем в Москве. Этот рынок интересен, потому что, в отличие от Москвы, там нет квартир, доставшихся по наследству, - они все покупные. А владельцы покупных квартир чуть за МКАД - это абсолютно средний класс. Те, у кого есть деньги на квартиру в ближнем Подмосковье, - как раз наша целевая аудитория. Мы сейчас открываем хабы в Сколкове. Делаем коллаборации с туристическим направлением - с S7, «Аэроэкспрессом», Biletix. Верим в мультимодальность, мобильность, когда человек открывает приложение и видит: «О-о-о, пробка, поеду-ка я на “Белке” до Белорусского, а дальше на аэроэкспрессе». Мы хотим стать частью транспортной системы, а не просто эксклюзивным предложением для отдельной группы лиц. Если такое произойдет, значит, рынок сформировался.

Как вы думаете, если брать в расчет также и тренды в других странах, какая часть нынешних автовладельцев могут отказаться от обладания автомобилем?

Лора: По статистике, 60% автолюбителей используют каршеринг. У них есть сформированная привычка. По нашим подсчетам, если человек накатывает на автомобиле меньше 15 тысяч км в год, ему выгоднее каршеринг.

Готовы ли вы отказаться от личного автомобиля в пользу каршеринга?

Лора: Лично я давно отказалась. Наверное, я самый активный пользователь нашего сервиса. Агитирую родных и близких сделать то же самое, раздаю промокоды.

Елена: Нет, я пока не готова! Но когда мы только запускались, я разместила на своем авто огромное красное сердце с надписью I Love BelkaCar. И еще по Москве ездит Geländewagen наших друзей с такой же надписью. Это первый шаг к тому, чтобы отказаться!

Екатерина: Я езжу ситуационно. Например, на тренировки. Живу далеко от метро, поэтому рядом со мной всегда большое скопление «белок». Все точки в городе, где рядом нет метро, - это клиенты BelkaCar.

Каков портрет вашего типичного клиента?

Екатерина: Мужчина, 24-32 года, городской житель со средним доходом, много путешествует, работает в основном в сервисных компаниях - IT, сервис-провайдеры, телеком - или на фрилансе.

Чем российский каршеринг отличается от европейского или американского?

Лора: У нас другие условия: плохая погода семь месяцев в году, поэтому автомобили моются чаще. Случается больше ДТП. И приходится держать сток запчастей, наиболее популярных при авариях: бамперы, крылья. Чтобы можно было отремонтировать машину в тот же день и выставить ее на дорогу.

Екатерина: В Москве гораздо выше уровень сервиса, особенно в том, что касается IT-инфраструктуры. Ни один российский каршеринговый оператор не использует западные разработки, все создаем сами, потому что они у нас быстрее и технологичнее. На Западе все еще популярен традиционный каршеринг, привязанный к картам и парковкам. Он менее ликвидный, потому что вы должны вернуть автомобиль на то же место в определенное время. Не верю, что на Западе изобретут какие-то прорывные для каршеринга штуки. Мне кажется, все самое крутое будет рождаться в России.

Тем не менее когда вы только начинали, у вас был западный ментор - сооснователь американского каршеринга ZipCar Джулиан Эспириту.

Лора: Он помог в построении финансовой модели, потому что тогда мы были абсолютно неопытными. Проблема стартапа в том, что непонятно, какие предпосылки закладывать в финансовую модель. В итоге наши результаты даже выше, чем ожидалось. Это хорошая ситуация: инвесторы рады, мы рады. Но с точки зрения бизнеса, сервиса, приложения, оборудования мы поняли, что можно сделать намного лучше, чем советовал консультант.

В каком направлении планируете развиваться?

Елена: Мечтаем об отпуске и о том, чтобы Belka все время росла. Быстрее рынка. А он за последние полгода вырос на 300%. И радость, и сложность в том, что конкуренты не дремлют. Все время придумывают что-то новое и нам не дают засыпать. Иногда усталость наваливается, мы грустим и жалуемся, но потом вспоминаем, что сами придумали себе эту белку в колесе.

Екатерина: Рынок сформируется до конца года, и потом вход в него будет стоить сумасшедших денег. К тому моменту у основных игроков уже появится большой парк, и чтобы конкурировать с ними, придется купить сразу очень много машин. А это тяжело и неэффективно. Ведь надо же еще и привлечь пользователей на такое количество.

Елена: А тем, кто войдет в эту тройку-четверку ведущих игроков, будет еще сложнее. Придется все время добавлять что-то новое, улучшать сервис, приложение. С увеличением конкуренции нужно двигаться еще быстрее.

В 2014 году три подруги без предпринимательского опыта основали компанию BelkaCar. Девушки несколько месяцев брали измором московских чиновников (ведь каршеринга в мегаполисе еще не было), и те разрешили сервисным авто парковаться во дворах и платить за парковку в 10 раз меньше, чем горожанам. Машины компании угоняли, обворовывали, в них даже жили, но сейчас сервис поминутной аренды авто один из самых популярных в Москве. Начиная бизнес, одна из основательниц BelkaCar, Екатерина Макарова , была уверена, что все чиновники - коррупционеры, опасалась угонщиков и думала, что отечественные инвесторы по достоинству оценят компанию. Но чиновники оказались лучше, чем о них думают, западные инвесторы - адекватнее русских, а главная угроза каршеринга - не угонщики, а мелкие воришки. Вот шесть открытий, которые сделала Екатерина Макарова, став предпринимателем.

Лучшие сотрудники - дети врачей и учителей

У нас работает очень много детей учителей и врачей. Я долго думала, почему? Причем это отличные сотрудники, с которыми очень комфортно. У меня есть теория, почему так вышло. Их родители были умными людьми, которые в 90-е годы мало зарабатывали, но при этом приучили своих детей к тому, что даже если мало платят, всё равно нужно что-то делать. Поэтому выросли идейные люди, которые работают не только ради денег, но и ради общей идеи. Кроме того, при найме мы смотрели, как мужчины относятся к женщинам. Фаундеры BelkaCar - женщины. И если мужчина сексист или с доминантным менталитетом, то он у нас просто не приживется. Он не сможет привыкнуть к тому, что ему женщины приказывают, что делать.

Инвестиции придется ждать дольше, чем вы планируете

Мы не были готовы к тому, что ждать первые инвестиции придется два года. Мы были уверены, что привлечем их быстрее, и поэтому в какой-то момент пришлось занимать деньги у знакомых и родственников, чтобы заплатить сотрудникам и продолжить работу. Повезло, что у Лоры (Лориана Сардар, соосновательница сервиса BelkaCar) много родственников и они помогли собрать деньги. Никакой неловкости не было, мы были уверены, что у нас всё получится и деньги придут.

Зарубежный инвестор проще

Я не думала, что работа с иностранными инвесторами более предсказуема, чем с российскими. Иностранцы долго проверяют факты и запрашивают очень много документов, зато после Due Diligence полностью доверяют команде. А российские инвесторы склонны к тотальному контролю и привыкли корректировать стратегию по ходу дела. Это влечет за собой риски.

Нельзя экономить на IT Если бы я сейчас могла вернуться к самому началу, то наняла бы еще больше людей в IT-отдел. Каршеринговая компания - это в первую очередь IT. Когда бизнес начинает масштабироваться, то любой неавтоматизированный процесс сразу превращается в кошмар. У нас такая история была со штрафами, потому что мы сейчас получаем по 700 штрафов в день и нужно определить, что с ними делать: списать с пользователя или нет, это физический пользователь или юридическое лицо, в какой момент был получен штраф и было ли это между арендами. И нам приходилось перебирать разные системы работы, какие-то штрафы терялись.

Клиенты воруют

Мы недооценили мелкое воровство, не знали, что клиенты могут воровать в таких масштабах. Из машин тащат всё, что могут: держатели для телефонов, провода, коврики, колеса меняют. В среднем за две недели обчищают 50% всего автопарка. При этом провода мы проводили через панель, чтобы их было сложнее достать, но клиенты разбирают панели, чтобы утащить провод. И далеко не всегда можно отследить, на каком из этапов утащили. У нас уже сперли вообще все держатели и много проводов, это убыток примерно на 100 тыс. рублей.

Чиновники лучше, чем принято думать

Мы думали, что все чиновники - коррупционеры, которые не хотят работать. Но в Департаменте транспорта Москвы стали активно нам помогать. Они сами написали необходимое законодательство, у нас есть чат каршеринговых компаний в Telegram, где представитель Дептранса быстро отвечает на наши вопросы. Они молодые, демократичные, многие с западным образованием. Затем была Московская область - 1 февраля мы запустили пилотный проект в Химках. Нам сами (!) позвонили из администрации Химок, я съездила туда на нашей машине, глава города послушал меня, и уже через три дня мы подписали инвестиционное соглашение, предусматривающее организацию специальных парковочных зон каршеринга около торговых центров и других оживленных мест. Причем власти активно помогают - видно, что они очень хотят себе каршеринг.

Пятый по счету сервис поминутной аренды авто в Москве запустили в 2016 году три подруги: Лориана Сардар, Елена Мурадова и Екатерина Макарова. На прошлой неделе их стартап BelkaCar привлек €2,1 млн на развитие от одного из фондов. На эти деньги компания в разы увеличит парк автомобилей и выведет бизнес за пределы Москвы

В офисе BelkaCar праздничное настроение: на столе конфеты «Белочка» - символ компании - и бокалы шампанского. Несколько дней назад стартап получил более €2,1млн на развитие. Девушки, знакомые дольше 10 лет, в 2013 году решили «сообразить бизнес на троих».

Об автомобильной сфере мы никогда не думали, хотя все три - отличные водители, - говорит Елена. - Что нас объединяло, кроме дружбы, так это любовь к дороге и мужской склад ума.

Лора работала финансовым аналитиком в фонде BMT Private Equity основателя «ВымпелКом» Дмитрия Зимина. С Еленой и Екатериной она познакомилась во время учебы в московском филиале Калифорнийского государственного университета, где девушки получали МВА. С тех пор раз в три месяца подруги собирались у Лоры в Милане, а в перерывах между встречами «не слезали с телефона». В одном из таких разговоров Лора рассказала о системе поминутной аренды автомобилей, которая набирала популярность в Европе. Неожиданно для Лоры девушки подхватили идею и решили развивать каршеринг в Москве. Катя в то время поступила в стартап-академию «Сколково», а у Елены был собственный бизнес по производству одежды. Затея с каршерингом казалась авантюрой, но от этого еще более притягательной.

Каршеринг - система поминутной аренды автомобиля. Появился в Северной Америке в начале 2000-х, первым крупным игроком стал ZipCar, основанный двумя домохозяйками. Сейчас сервис популярен в США и Европе, в России работает с 2015 года. Чтобы воспользоваться услугой, надо скачать приложение оператора каршеринга, зарегистрироваться и привязать банковскую карту. Машины можно арендовать на городских парковках, а после поездки - оставлять в разрешенном оператором месте. Минута автоаренды в Москве стоит от 6 до 10 рублей (в BelkaCar - 8 рублей).

В мире существует несколько моделей поминутной аренды автомобиля. Сервисы делятся на B2 °C, когда услугу оказывает компания, и peer-to-peer, когда пользователи обмениваются собственными машинами. Эта модель, в свою очередь, предполагает три варианта работы. Первый - традиционный каршеринг: машину можно взять с определенной парковки и к концу срока аренды вернуть ее туда же. Другой вариант - point-to-point: пользователь берет автомобиль на одной из условленных парковок, а возвращает - в любую точку из списка. Лора, Лена и Катя выбрали самый современный вариант, free-floating: разрешено брать и оставлять машину на любой уличной парковке города, платной или бесплатной. Схема идеальна для русской зимы: пользователи не мерзнут по дороге до дома, на машине можно подъехать прямо к подъезду.

Большой автомобильный пирог


В столице работают 1200 каршеринговых автомобилей, абсолютный лидер рынка - «Делимобиль» (700 машин). Остальные 500 авто делят между собой еще 4 игрока. В их числе - BelkaCar, которая в ближайшие дни увеличит автопарк в 2,5 раза - до 250 машин. К концу 2017 года стартап планирует «разрастись» до 950 автомобилей. По прогнозам основателя YouDrive Бориса Голикова, до конца 2017 года в столице будут ездить около 3 тысяч каршеринговых авто, а рынок вырастет на 400% за год.

Основательницы BelkaCar говорят, что сейчас поделено не больше 10% каршерингового рынка, и «пирог еще огромный, но делить его будут, скорее всего, крупные компании. Мелкие, с парком до 100 машин, вряд ли выдержат конкуренцию».

Спасибо, что не первые

BelkaCar запустили в октябре 2016 года. 34% АО «Каршеринг» принадлежат Екатерине Макаровой, а Елене Мурадовой и Лориане Сардар - по 33%. До этого в Москве стартовали «Делимобиль», Anytime, YouDrive и Car5.

Сначала мы переживали, что не стали первыми, но потом оценили преимущества положения, - улыбается Елена. - Нам удалось избежать многих шишек, которые обязательно бы набили, будь мы первопроходцами.

Москва помнит опыт «Делимобиля», который после аварии обязал клиента выплатить компенсацию, сопоставимую со стоимостью новой машины, но после резонанса в Facebook отказался от требований. BelkaCar сразу ввела страхование всех машин и по ОСАГО, и по КАСКО. В случае ДТП по вине пользователя он заплатит не больше 30 000 рублей компенсации +15% от суммы, если ущерб превысит 100 000 рублей.

Собственные $260 000 основательницы BelkaCar потратили на формирование команды и первый этап разработки IT-платформы. На первые сторонние инвестиции, полученные весной 2016 года от фонда BMT Private Equity Ltd в размере $260 000, сформировали автопарк из 100 автомобилей Kia Rio - их взяли в лизинг, заплатив аванс 25%. По 36 тысяч рублей потратили на оснащение каждой машины: парктроники, GPS-трекеры, зарядные устройства, держатели для мобильных телефонов, фирменная оклейка.

Сложнейший IT-продукт, юридические тонкости, автопарк в сотню машин - со всем этим мы разобрались легко. А вокруг названия разгорелись жаркие дебаты, - вспоминает Елена. Тематические имена, которые содержат компоненты вроде drive, now и anywhere, были заняты, поэтому девушки искали нетривиальное слово, способное вызвать положительные эмоции. К «белке» пришли случайно и решили, что у россиян название ассоциируется с дружелюбным зверьком, живущим в родных лесах, а иностранцы легко запомнят лаконичное сочетание букв.

Сегодня каждый автомобиль BelkaCar занят по 3–4 часа в день, средний чек одной поездки (40 минут езды и 20 минут бесплатного ожидания) - 320 рублей. Арендовать машину может не только частое лицо, но и компания - на более длительный срок и на особых условиях.

Появление нового игрока - хороший показатель потенциала услуги, популяризация которой будет происходить еще быстрее, - говорит Борис Голиков, основатель сервиса каршеринга YouDrive. - Мы, в отличие от BelkaCar, работаем только с частными пользователями и предоставляем автомобили более высокого класса, поэтому компаниям тесно на рынке не будет.

В операционную прибыль BelkaCar надеется выйти к сентябрю 2017 года. Как раз тогда инвестиции подойдут к концу, а пока вложенных средств хватит еще на 10–12 месяцев работы.

Как подружиться с государством


Фото предоставлено пресс-службой

В 2013 году, когда подруги готовились к запуску, каршеринга в Москве еще не было. Девушки понимали, что создают новый рынок, который требует новых правил игры. Пришлось налаживать диалог с правительством. BelkaCar собрали данные о работе каршеринга на Западе и отправились в Департамент транспорта Москвы.

Сначала нас всерьез не воспринимали. Но мы продолжали ходить, рассказывать о западном опыте, показывать презентации, приводить статистику. В общем, взяли измором, - вспоминает Елена.

В августе 2015 года городские власти внесли поправки, которые оговаривают условия работы каршеринга. Годовую аренду парковочного места установили в размере 20 000 рублей (сегодня - 24 000), в то время как для рядового горожанина она обходится в сумму 250 000 рублей. Кроме того, машинам сервисов каршеринга разрешили парковаться в резидентских местах - во дворах и у подъездов жилых домов, где автомобили могут оставлять только местные жители.

Каршеринг интересен правительству, потому что позволит многим москвичам отказаться от личного транспорта хотя бы в центральных районах, что уже заметно разгрузит дороги. Поэтому общение BelkaCar c властью оказалось на удивление приятным.

Если честно, мы очень боялись вступать в отношения с правительством, постоянно ждали подвоха, - вспоминает Лора. - Однако на деле мы общались с молодым руководителем, который пришел из бизнеса, поэтому и подход у него ко многим вещам бизнесовый, а не чиновничий. Встречи обычно назначают на следующий день, пару раз даже встречались в «Старбаксе».


В будущем основательницы хотят договориться, чтобы каршеринговые авто могли ездить по выделенным полосам, как такси. Еще одна проблема сейчас - эвакуация: девушки предлагают, чтобы машины не забирали на штраф-стоянки, а просто отгоняли на ближайшую разрешенную парковку. Штрафы при этом будет оплачивать сама BelkaCar, зато автомобили не будут простаивать.

Гололед, угонщики и воры

Первую партию машин девушки ждали, как чуда. На производство автомобилей требовалось 3 месяца, установка всего оборудования и оклейка занимает еще 15 дней. Готовые машины нужно было забрать на парковке у дилерского центра и расставить по точкам тепловой карты - районам города, в которых поминутная аренда особенно востребована. Обычно это центральные улицы, а также крупные торговые и бизнес-центры. Гнать туда машины пришлось, в том числе, и самим основательницам стартапа: четырех нанятых помощников не хватало, чтобы сервис заработал к утру.

Ночь, парковка у дилерского центра, вокруг ни души. Мы, три девушки, садимся по машинам и начинаем их разгонять. И в этот момент у нас начинаются баги в системе, - вспоминает Катя. - Пришлось разработчикам фиксить всё прямо на парковке в автомобиле.

Первый месяц работы превратился для подруг в испытание на прочность. На второй день после запуска Москву накрыл ледяной дождь, резко увеличилось число аварий, пришлось в экстренном порядке «переобувать» все машины.

Автомобили угоняли, полностью обчищали, портили салоны, ездили бесплатно и даже жили в машинах. Каждый день происходила какая-то ерунда, чего мы только не нахлебались, - теперь уже с улыбкой вспоминает Елена. Почти всё время и ресурсы уходили на «затыкание дыр».

Угонов как таковых основательницы не боялись: GPS непрерывно сообщал, где находится автомобиль. Главная неприятность в том, что за каждым таким преступником приходилось в буквальном смысле гоняться. Если в BelkaCar видели, что пользователь не завершает аренду несколько дней и отказывается вернуть машину на стоянку или гонит ее за пределы Московской области, вызывали полицию и отправляли корпоративные машины для перехвата.

Такие настоящие киношные погони с полицией и мигалками, - делится впечатлениями Екатерина.

После этого наняли специалиста по безопасности, который выяснил, что среди клиентов BelkаСar были группы профессиональных угонщиков. Злоумышленники пользовались лазейкой в правилах пользования сервисом: на первых порах оплачивать услугу нужно было после завершения аренды, когда машина уже встала на стоянку. Теперь действует биллинговая система: платеж списывается с карты клиента частями по 500 рублей. Если карта пуста, а услуга не оплачена, система автоматически завершает аренду и заглушает мотор.

И если вы ехали ночью посреди леса, то останетесь там же, - предупреждает Катя. - Конечно, мы не глушим авто на полном ходу, чтобы не провоцировать аварий, но делаем это сразу же, когда машина останавливается или замедляется до 10 км/ч.

Сложнее было с мелкими вредителями: теми, кто портил салон автомобилей и воровал оборудование. Акта приема-передачи в BelkaCar не было и быть не может: пользователь оставляет машину на любой доступной парковке, и повреждения можно зафиксировать только следующий клиент.

Мы всегда хотели сделать сервис максимально удобным, поэтому добавили держатели. Чтобы телефоны во время аренды не садились, вставили универсальные зарядные устройства. Естественно, их растащили в первую же неделю, - вспоминает Лора.

Чтобы обезопасить себя от лишних трат, но не понижать уровень сервиса, все детали, которые можно снять или открутить, оборудовали антивандальной защитой.

Сейчас самая острая проблема BelkaCar - аварийность.

Машины бились и будут биться, это специфика бизнеса, мы это понимаем. Избавиться от этого мы не в силах, поэтому главная задача - максимально быстро ремонтировать авто и возвращать в парк, - говорит Лора.

Вслед за Москвой сервис планирует покорять регионы: выходить сначала в Санкт-Петербург, а потом и в другие города-миллионники. Никуда не делись и оперативные задачи. Одна из главных сейчас - наладить работу команды из 30 человек.

Мы пережили период, когда сами разгребали всё одной лопатой. Сейчас нужно четко выстроить процессы в компании, ввести KPI, - уверена Екатерина. - Пора переходить от романтики к суровому семейному быту.

Читайте нас в

Сегодня днем мне пришла SMS с текстом: «100 новых Kia Rio от каршеринга BelkaCar ждут вас в Москве». Честно сказать, не сразу вспомнил июльское анонсирование нового столичного каршеринга, но по привычке зарегистрировался.

Не буду тянуть, поделюсь приятным бонусом для читателей блога — 300 ₽ на первую поездку по промокоду «UPCP3006»

Итак, что мы знаем о сервисе ?

Основатели сервиса — три бизнес-леди. Однажды ночью 2013 года, сидя на кухне в Москве после дня обучения в Стартап академии Сколково, Екатерина Макарова и Елена Мурадова решили позвонить своей бывшей однокурснице по Калифорнийскому государственному университету Лориане Сардар. Она жила уже несколько лет в Милане, где в последнее время очень бурно начал развиваться каршеринг. Вдохновленные опытом Милана, они решили попробовать сделать это в Москве.

В итоге в новом каршеринге Екатерина Макарова отвечает за маркетинговую стратегию и ИТ-инфраструктуру, Лориана Сардар за финансовый блок, операционную деятельность и взаимоотношения с инвесторами, а Елена Мурадова за корпоративные продажи.

Что отличает BelkaCar от конкурентов?

На сайте каршеринга обещают, что все машины застрахованы по КАСКО. Еще можно зарегистрироваться без поездок в офис через приложение (подобным еще может похвастаться YouDrive). Все остальные пункты лишь содержат стандартные заявления о новых машинах, разумных ценах и европейском опыте.

Для корпоративных клиентов есть еще одно отличие — у BelkaCar есть несколько предложений для компаний, которые хотят сэкономить на такси для сотрудников или своем автопарке

Кстати, о ценах

Стоимость аренды машины — 8 ₽ в минуту (2₽/мин за ожидание). После 2700 ₽ вы переходите в режим посуточной аренды и сумма увеличиваться не будет.

И о наоболевшем . Предусмотрена финансовая ответственность в случае ущерба автомобиля. При аварии, произошедшей по вине пользователя с ущербом до 100 000 ₽, пользователь уплачивает сумму ущерба, но не более 30 000 ₽ . При ущербе со стороны пользователя на сумму от 100 000 ₽ пользователь уплачивает 30 000 ₽ + 15% от суммы ущерба.

За что еще надо платить?

Любое повреждения внешнего вида/оформления — 7 000 ₽ за каждую поврежденную деталь

Дали порулить другу — штраф 5 000 ₽

Решили подзаработать на арендованной машине — платите 10 000 ₽

Покурили или оставили пакет из McDonalds — 2 000 ₽ + оплатите чистку салона

Оставили машину на закрытой парковке — платите 10 000 ₽

Ну и еще по мелочи заплатите 500 ₽, если будете игнорировать просьбы заправить автомобиль.

Еще важный момент — предусмотрен лимит по пробегу 70 км в сутки. Каждый последующий километр тарифицируется дополнительно - 8 ₽/км.

О минусах. Главный недостаток — завершение аренды внутри ТТК. Но при таком скромном парке больший охват представить сложно. Впрочем, в ночные часы аренда бесплатна, так что можете уехать с работы из центра, а утром вернуть ее в центр.

Напоминаю про небольшой подарок читателям блога — 300 ₽ на первую поездку по промокоду «UPCP3006»