Обучающая программа слепой набор на клавиатуре ipad. Слепая печать – как это? Бесплатные онлайн-сервисы по обучению быстрой печати

В настоящее время почти каждому человеку будет полезно научиться быстро печатать на клавиатуре. Это поможет, прежде всего, в работе, поскольку компьютерами оснащены практически все рабочие места. Освоить приемы быстрой печати можно самостоятельно, достаточно лишь следовать определенным указаниям. Под быстрой печатью здесь подразумевается «слепая» печать, то есть способ, при котором человек при наборе текста не смотрит на клавиатуру.

Недостатков после обучения слепой печатью не будет никаких. Вы потратите свое время, тренируясь правильно набирать текст, но после усвоения материала останется только пожинать плоды. Профессий, где требуется навык быстрого набора текста, множество. Но даже если вам по работе и не требуется высокая скорость набора текста, этот навык в любом случае станет вашим преимуществом.

После обучения данной технике появится навык ритмичного ввода текста. Также возрастет удовольствие от выполненной работы, поскольку вы станете меньше уставать от клавиатуры.

Кроме того, возможно, ваши глаза станут меньше уставать, ведь перевод взгляда с монитора на кнопки может утомлять.

Известно, что слепой десятипальцевый метод печати на клавиатуре разработал в 1988 году американский судебный стенографист Франк Эдгар Макгуррин. До него при печати на печатных машинках люди использовали зрячий восьмипальцевый метод.

Эдгар Макгуррин на практике доказал превосходство своей разработки. И вот уже более века обучение быстрой печати для секретарей и других профессий, которым нужен быстрый набор текста, проходит по придуманной им технике, позволившей значительно повысить производительность труда.

Основные правила быстрой печати

Современная клавиатура спроектирована специально для десятипальцевого метода. При этом за каждой клавишей «закреплен» определенный палец.

Первоначально пальцы располагаются следующим образом:

  • левая рука: мизинец - над «Ф», безымянный - над «Ы», средний - «В», а указательный - над «А»;
  • правая рука: указательный над - «О», средний - над «Л», безымянный - над клавишей «Д», мизинец - над буквой «Ж»;
  • большие пальцы находятся над «пробелом».

На картинке приведена цветовая схема закрепления пальцев за клавишами. Чтобы вы могли вслепую контролировать расположение своих рук, на клавишах «О» и «А» расположены небольшие выступы, которые вы можете почувствовать пальцами.

Необходимо проработать каждый палец, чтобы закрепить за ним автоматические действия. Например, сначала вслепую отрабатываем нажатия левого мизинца по всем «его» клавишам, затем правого мизинца и т.д.

Для пробела используется следующее правило: его нажимаем большим пальцем руки, не использованной при предыдущем нажатии клавиши.

При ударе по клавише должен работать не только палец, но и вся кисть. Кисть после каждого удара возвращается в исходное положение. Таким образом, процесс печати состоит из отрывистых ритмичных ударов. Если вы обращали внимание на работу профессиональных секретарш, например, в каком-нибудь старом фильме, то, скорее всего, она печатала именно так.

Хорошенько поупражняться вы сможете на специальных тренажерах, перечень которых приведен в конце статьи.

Упражнения

Попробуйте запомнить расположение клавиш на клавиатуре, а затем записать их в правильном порядке на листе бумаги. Для простоты попробуйте запоминать какой-нибудь 1 ряд клавиатуры.

Попробуйте, не глядя на клавиатуру поочередно набрать все буквы алфавита от «А» до «Я». Используйте при этом описанный выше десятипальцевый метод.

Улучшить скорость печати помогут следующие советы:

  • Более удобной и эргономичной считается изогнутая или как бы переломленная по центру клавиатура. Такое расположение клавиш позволит вашим рукам и пальцам меньше уставать.
  • Следите за осанкой и позой. Спина должна быть прямой, руки опущены и расслаблены, и находятся примерно посередине живота (не на уровне пупка или груди).
  • Практикуйтесь. Скорость получения результата зависит от объема тренировок.
  • Не пытайтесь упростить работу: не смотрите на клавиатуру и используйте все десять пальцев.

Клавиатурные тренажеры

Существует несколько бесплатных клавиатурных тренажеров, которые помогут овладеть быстрой печатью при помощи слепого метода.

Высокая скорость печати - это качество, которое пригодится в школе, университете, для работы дома и в офисе.

Зачем нужно быстро печатать?

Умение быстрой печатати на клавиатуре компьютера – это крайне ценный профессиональный навык в современном мире.

Умение быстро набирать текст любой сложности, не смотря на клавиатуру, необходимо каждому человеку, работающему за компьютером - это поднимает производительность, бережет время, уменьшает усталость организма: нагрузка на нервную систему снижается на 20%.

В вакансиях, связанных с работой на компьютере, все чаще в базовых требованиях к соискателю указывают владение методом быстрого десятипальцевого набора текста .

Как научиться печатать быстрее?

Сегодня многие люди самостоятельно овладевают навыком скоростной печати. Научиться быстро набирать тексты на компьютере может любой человек, используя правильную технику печати на клавиатуре в сочетании с регулярными тренировками.

Слепой десятипальцевый метод печати на клавиатуре

Слепой метод быстрой печати появился в америке в конце XVIII века. Порядка 130 лет назад стенографист Франк Эдвард Макгуррин разработал для себя методику десятипальцевого набора текста на печатной машинке. Позднее методика слепой печати также стала называться машинопись. В XX веке десятипальцевый набор вслепую успешно адаптировался для компьютерной клавиатуры.

Слепая печать основана непосредственно на формировании мышечной памяти и тактильных ощущениях, где основная цель изучить и довести до автоматизма движения пальцев, и как следствие, запомнить (пальцами) расположение клавиш на определенной раскладке клавиатуры.

При десятипальцевом методе набора за каждым пальцем закреплена строго определенная зона клавиш. Каждый палец имеет узкий набор однотипных движений, поскольку перемещается непосредственно в заданных для него областях клавиатуры. Во время набора текста движения пальцев происходят на подсознательном уровне, без концентрации внимания на процессе печати. В этом заключается принцип метода слепой десятипальцевой печати.

После доведения навыка десятипальцевого набора до высокой степени автоматизма скорость печати значительно увеличится. Только согласованная работа всех 10 пальцев при наборе на клавиатуре позволит достичь максимальной скорости печати.

Человек может самостоятельно изучить технику слепого десятипальцевого набора текста, практикуясь, следуя базовым постулатам методики. Но гораздо эффективнее воспользоваться специально разработанными курсами обучения машинописи.

В среднем при ежедневных занятиях обучение быстрой слепой печати занимает менее 1 месяца, если уделять тренировке 1.5-2 часа в день. Конечно, чем усерднее ученик и регулярнее занятия, тем быстрее осваивается слепой десятипальцевый метод печати.

В подавляющем большинстве случаев обучение слепому десятипальцевому методу набора позволяет вводить текст, не глядя на клавиатуру, быстро и безошибочно.

Полученный навык остаётся с человеком на всю дальнейшую жизнь, и экономит не только время при работе за клавиатурой компьютера, но сохраняет здоровье.

Различные варианты подтягиваний на турнике и вис на турнике улучшат выносливость мышц кистей и предплечий.

Слепой метод набора - способ эффективно набирать текст десятью пальцами не глядя на клавиатуру.

Зачем?

Слепой набор позволяет не думать о процессе печати и сосредоточиться на тексте и своих мыслях. Также:

  • Хорошая техника позволяет сократить количество ошибок
  • С опытом скорость набора текста станет выше
  • При необходимости достаточно легко учатся новые алфавиты

Как это работает?

Слепой набор включает в себя несколько важных компонентов:

Постановка рук

Выпирающие полоски на клавишах F и J - это специальные метки, показывающие место для указательных пальцев в состоянии покоя.

Постановка рук - это первое с чего начинают практику слепого набора.

Набор

В слепом наборе у каждого пальца есть своя зона на клавиатуре. Только соответствующий палец может нажимать клавиши своей зоны. Это особенно сложное ограничение для тех, кто уже постоянно и активно печатает, так как требует от человека изменения привычек.

К сожалению, стандартные клавиатуры сделаны так, что большая нагрузка выпадает на мизинцы, особенно на правый мизинец у программистов. У эргономичных клавиатур управляющие клавиши часто выносят под большие пальцы, так как они недозагружены и, в целом, более сильные и подвижные по сравнению с мизинцами.

Чередование

Наиболее эффективный набор в слепом режиме происходит когда пальцы постоянно чередуются. Попробуйте проверить это сами. Наберите слово “папа” указательным пальцем левой руки (эти буквы находятся в его зоне), а затем слово “гага” (указательные пальцы обоих рук).

Большинство раскладок проектировалось с учетом этого фактора, например, раскладка ЙЦУКЕН. А вот QWERTY создавалась слишком давно, когда приходилось учитывать другие факторы (например, залипание клавиш), и это отразилось на эффективности. Поэтому были созданы альтернативные раскладки, такие как DVORAK и Colemak. Вот что написано в Википедии по поводу последней:

  • Скорость. Быстрее QWERTY и несколько быстрее Дворака, так как в Colemak разгружены мизинцы и чаще применяется чередование рук.
  • Эргономичность. 10 наиболее распространённых букв английского языка и клавиша Backspace расположены на втором (домашнем) ряду клавиатуры. В Colemak домашний ряд используется в среднем на 3 % чаще, чем в раскладке Дворака, и 40 % чаще, чем в QWERTY. Благодаря этому при печати на Colemak пальцам приходится меньше перемещаться, чем при печати на QWERTY.

Но чередование - это не только раскладка, но и техника. Пробел лежит сразу под двумя большими пальцами, а значит у нас есть выбор пальца для нажатия. В слепой печати пробел должен нажиматься большим пальцем той руки, которая не была задействована в нажатии предыдущего символа. Например, если мы набираем слово “код”, то пробел после него нажимается левой рукой, если слово “моя”, то правой.

Как научиться?

Можно и самостоятельно, просто следуя правилам выше. Но с большой долей вероятности процент ошибок во время набора будет высок, и в процессе обучения, и после. Специализированные сервисы помогают учиться печатать с минимальным числом ошибок. Подобных сервисов много, и вам стоит найти их в Гугле и попробовать разные варианты (в комментариях ниже читатели делятся ссылками).

Основным препятствием является не столько отсутствие времени на обучение, сколько работа, связанная с набором текста. Так как в этом случае для быстрого печатания приходится делать это привычным способом. Главное после некоторой практики на тренажерах заставить себя полностью отказаться от набора старым способом и нажимать клавиши только теми пальцами, которыми того требует слепой набор. Причем совершенно нормально, если вы будете подсматривать на клавиатуру. Техника заключается не в том, чтобы не смотреть, а в том, чтобы правильно перемещаться по клавиатуре. Со временем необходимость смотреть отпадет. И да, скорость при этом упадет катастрофически, но не волнуйтесь, восстановится она очень быстро, уже через пару недель вы, вероятно, догоните себя прежнего, а затем начнете двигаться вперед.

Сколько времени потребуется?

Зависит от многих факторов, но, в среднем, можно научиться основам за пару недель и стать эффективным за пару месяцев.

Кирилл Мокевнин

(1–4-й класс)

Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвердил требования к основной образовательной программе для начальной школы: к содержанию, условиям и результатам ее освоения.

К результатам освоения основной образовательной программы отнесены личностные , метапредметные и предметные .

К метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями, относится умение учащихся «вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета».

В содержательный раздел примерной основной образовательной программы начального общего образования входит программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-­коммуникационных технологий.

Ориентирование младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.

Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить на всех занятиях по отдельным учебным предметам, а также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

Современные реалии таковы, что персональный компьютер стал для многих неотъемлемой частью повседневной жизни. Современный пользователь ПК каждый день пишет электронные письма, общается на форумах и в блогах. При этом скорость и непринужденность общения с новыми и старыми друзьями напрямую связаны со скоростью печати.

Слепая печать (слепой десятипальцевый метод печати) – это методика набора текста всеми пальцами рук, не глядя на клавиши клавиатуры.

Метод десятипальцевой слепой печати обеспечивает:

  • обучение грамоте (учащиеся лучше запоминают образ печатной буквы, тренируются составлять, читать и печатать слоги, слова и предложения);
  • развитие орфографической зоркости;
  • повышение грамотности;
  • накопление опыта работы с информационными объектами (текстами, рисунками, таблицами, анимацией и т. д.);
  • подготовительное обучение информатике и успешное освоение ИКТ с начальной школы, освоение компьютера как инструмента;
  • развитие памяти, воображения, мышления;
  • стимуляцию мелкой (тонкой моторики) и активизацию соответствующих отделов мозга, а также соседних зон, отвечающих за речь;
  • развитие тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук;
  • быстрое общение с друзьями и одноклассниками через сеть;
  • низкую утомляемость при продолжительной работе (нет необходимости переводить глаза с монитора на клавиатуру и наоборот, а также с «бумажного» оригинала на монитор при перепечатке текста и наоборот).

Обычным при начальном изучении компьютера является т. н. «зрячий», или «двупальцевый» метод набора, – «найти и нажать». При этом наборе нужно найти каждый следующий символ, зрительно ориентируясь по маркировке на клавишах (что значительно замедляет набор, но, с другой стороны, не требует какой-либо предварительной подготовки пользователя).

Обучение же слепому методу печати может позволить вводить текст «вслепую» быстро и безошибочно. При слепом методе печати больший упор делается на мышечную память и тактильные ощущения пальцев, чем на зрение. Однако этот метод требует специального обучения.

Скорость освоения метода во многом зависит от психофизиологических особенностей человека, а скорость слепой печати зависит от времени тренировок и индивидуальных особенностей человека (строение рук, состояние нервной системы и т. д.). Средний обученный пользователь достигает при прохождении «10-минутного теста» скорости от 200 до 400 ударов в минуту.

Обучение слепому методу печати

Плюсы слепого метода печати не только в экономии времени, но и в здоровьесберегающих аспектах, таких как сохранение зрения и осанки.

Если набирать длинный текст, постоянно переводя взгляд с монитора на клавиатуру и обратно, то глаза очень быстро начинают уставать. Причина в том, что расстояние от клавиатуры до экрана обычно разное, происходит постоянная перефокусировка. К тому же положение глаз при взгляде на клавиши часто близко к крайнему нижнему, в котором их непросто удерживать (это, конечно, зависит от расположения клавиатуры). При плохом освещении ситуация ещё хуже – сказывается большая разница в яркости и контрастности объектов, между которыми перемещается наш взгляд. В результате сначала могут просто начать болеть глаза, а потом, вероятно, и зрение может ухудшиться.

Правильное положение тела при работе за компьютером примерно такое: спина не согнута, плечи расправлены. А если смотреть на клавиатуру, то так и тянет сгорбиться, опустить голову и, как следствие, заработать сколиоз.

Методика обучения слепому методу печати

Правильная посадка и положение рук

Каждое занятие следует начинать с проверки посадки и положения рук.

Перед выполнением заданий всегда обращайте внимание учащихся на посадку и положение рук.

Сидеть желательно на стуле или вращающемся кресле со спинкой. Угол между позвоночником и бедром и между бедром и голенью должен составлять 90 градусов. Сидеть необходимо прямо, не нагибаясь и не наклоняя голову. Взгляд должен быть направлен вперед, в центр экрана монитора. Запястья не должны провисать. Расстояние от глаз до экрана монитора – от 40 до 70 сантиметров.

Потренируйте учащихся в соблюдении правильной постановки рук и пальцев на клавиатуре ПК:

  1. Согните руки в локте, вытяните кисти вперед ладонями вниз.
  2. Соедините кисти, соприкасаясь указательными пальцами; большие пальцы опущены вниз.
  3. Первые две фаланги пальцев опустите вниз, слегка согнув их.
  4. Разведите кисти в стороны, оставив между указательными пальцами расстояние, равное 4 см.
  5. Опустите руки на клавиатуру (левый указательный палец попадет на клавишу А, а правый – на О; данные клавиши имеют выступ, что позволяет контролировать правильность расположения рук).

Если рекомендации будут выполнены правильно, то все пальцы встанут на основную позицию, касаясь кончиками середины отведенных им клавиш. При постановке на основную позицию пальцы рук должны быть слегка согнутыми, как будто рука держит круглый предмет. Указательные пальцы слегка касаются кончиками середины клавиш А и О, но не опираются на них. Посадка за ПК и правильность расположения руки приведены на рисунке.

Совет: При отработке первых ударов по клавишам не забывайте о положении локтей. Не следует слишком сильно прижимать их к туловищу или далеко отводить в стороны. От плеча руки должны быть свободно опущены вниз, иначе кисти примут неправильное положение на клавиатуре.

Ритм печати

При выполнении упражнений обращайте внимание учащихся на ритм печати.

Ритм печати – это чередование ударов по клавишам через равномерные промежутки времени. Чем короче промежутки между ударами, тем выше скорость печати.

Совет: При работе на компьютере необходимо соблюдать определённый ритм, равномерно выполнять удары по клавишам. Лишь в этом случае можно добиться высокой скорости печати.

Для выработки ритмичной печати применяется ритмическая тренировка, входящая в систему упражнений по отработке правильных ударов по клавишам и движений пальцев рук. Удары по клавишам должны быть отрывистыми и несильными, но резкими, без задержки пальца на клавише; движения пальцев к клавишам соответствующей зоны – точными. Удар выполняется подушечками пальцев, в нём принимают участие и кисти рук. При печати руку поднимают над клавиатурой примерно на 1–2 см, а затем быстро и энергично ударяют по нужной клавише и возвращают палец на исходную позицию. Сила удара должна быть достаточной для достижения отрывистости удара.

Совет: Для быстрой печати следует соблюдать равномерный ритм с постепенным увеличением темпа, то есть сокращением промежутков времени между ударами по клавишам.

С первых уроков необходимо добиваться независимых движений пальцев: когда один палец выполняет удар, другие расслаблены. Мышцы пальцев должны действовать во время выполнения удара, а сразу после него расслабляться.

Автоматизм движения пальцев вырабатывается в результате продолжительной тренировки. Слепой метод печати можно считать освоенным только тогда, когда оператор перестает контролировать движение пальцев на клавиатуре.

Совет: Не гонитесь за скоростью, обращайте особое внимание на безошибочность печати. Скорость печати легко увеличить в процессе повседневной работы, после того как вы уже освоили клавиатуру в полном объёме.

Десятипальцевый метод печати на клавиатуре

Покажите учащимся, что клавиатуры ПК спроектированы таким образом, что позволяют выполнять все необходимые операции: печатать, редактировать и форматировать тексты при помощи сочетания клавиш без использования мыши, что существенно повышает скорость оформления текстов.

Объясните учащимся, почему снижается скорость печатания, когда печатающий смотрит на клавиатуру.

Совет: Не следует нажимать на клавиши не теми пальцами, впоследствии это может сильно снизить скорость печати.

При выполнении упражнений следует добиваться полного автоматизма, лишь механически и в нужной последовательности нажимая клавиши.

Совет: Чтобы эффективно изучить десятипальцевый метод, лучше заниматься ежедневно.

Каждый учащийся будет осваивать слепой метод печати, в своём темпе переходить к каждому последующему заданию.

Совет учащимся: Не следует переходить к следующему упражнению, не добившись достаточной гибкости в пальцах в предыдущем упражнении.

Расположение пальцев на клавиатуре

Обратите внимание учащихся, что все компьютеры, независимо от операционной системы и марки, имеют стандартную клавиатуру с буквами алфавита, цифрами и знаками. Клавиатура состоит из четырёх рядов: верхний ряд – цифры и специальные знаки, на остальных расположены буквы и знаки препинания. В центре клавиатуры размещены клавиши с буквами, которые чаще всего повторяются в текстах; их обслуживают более развитые и подвижные пальцы: указательные и средние.

Ряды клавиатуры располагаются снизу вверх: 1-й ряд называется нижним, 2-й – основным, 3-й – верхним, 4-й – цифровым. Изучение клавиатуры начинают со второго ряда. Этот ряд получил название основного, поскольку на нём расположены буквы алфавита, наиболее часто повторяющиеся в текстах. От этого ряда, расположенного в центре клавиатуры, удобно делать движения пальцами при ударах во время письма в пределах отведённой им зоны.

На рисунке приведена схема русской клавиатуры. Схема дает представление о зонах движения соответствующих пальцев к нужным клавишам, приучает к слепому методу письма десятью пальцами .

Особое внимание учащихся следует обратить на расположение пальцев на клавишах основного ряда (см. рисунок):

Эти клавиши называют «основной позицией».

Не вошедшие в этот перечень буквы располагаются на так называемых дополнительных клавишах второго, основного ряда клавиатуры.

Клавиши с буквами распределяются следующим образом:

  • левая рука: мизинец – ф, безымянный – ы, средний – в, указательный – а;
  • правая рука: указательный – о, средний – л, безымянный – д, мизинец – ж;
  • к левому указательному пальцу – а, п, к, е, м, и;
  • к правому указательному – о, р, н, г, т, ь;
  • к левому среднему – у, в, с;
  • к правому среднему – ш, л, б;
  • к левому безымянному – ц, ы, ч;
  • к правому безымянному – щ, д, ю;
  • к левому мизинцу – й, ф, я;
  • к правому мизинцу – з, ж, э, х, ъ;
  • большими пальцами обеих рук нажимают на клавишу пробела.

На начальном этапе обучение слепому десятипальцевому методу печати проводится без учёта регистра. Регистры, знаки препинания, цифры, вспомогательные символы – это уже следующий этап, к которому можно переходить, овладев навыком слепой десятипальцевой печати в нижнем регистре (строчными буквами). Практика показывает, что их изучение занимает не более 5–10% времени, потраченного на изучение нижнего регистра клавиатуры. Да и расположение их на разных клавиатурах, в разных операционных системах различно.

Прежде чем приступить к освоению набора текстов на русском языке, обратите внимание учащихся на следующие клавиши: Backspace , Delete , Enter , Space .

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Комплекс упражнений, необходимых для овладения методом слепой печати

Упражнения 1 уровня (начальный уровень)

Упражнение 1.1. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте поочерёдно буквы основной позиции. Под левой рукой получится ФЫВА, под правой – ОЛДЖ. Печатая, старайтесь запечатлеть в памяти ощущения, возникающие при движении пальцев. После каждого удара воспроизводите его мысленно.

Упражнение 1.2. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Р и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.3. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише П и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.4. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Н и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.5. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Г и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.6. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Т и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.7. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Ь и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.8. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише И и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.9. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише М и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.10. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише К и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.11. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише Е и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым средним пальцем Ш и Б, левым – У и С. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым безымянным Ю и Щ, левым – Ц и Ч. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым мизинцем Э, З, Х, Ъ и Ё, левым – Я и Й. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Совет: Проделайте заново упражнение со всеми буквами: один раз ударяете и три раза мысленно воспроизводите, держа руки в основной позиции. Проследите за тем, чтобы напряжённым был только работающий палец. Кисти должны совершать лишь вертикальные движения, иначе пальцы основную позицию потеряют. Все упражнения выполняйте ритмично, не торопясь.

Выполняя упражнения начального уровня, учащиеся должны научиться:

во-первых, уметь ставить руки на основную позицию автоматически и во время работы их не смещать;

во-вторых, знать расположение букв на клавиатуре в совершенстве;

в-третьих, запомнить движения пальцев к каждой клавише;

в-четвёртых, все упражнения, в том числе мысленные, выполнять только ритмично, то есть с одной скоростью.

Совет: Для быстрого запоминания клавиатуры мы задействуем воображение и органы чувств. Вообразите, что ваши указательные пальцы и клавиши, закреплённые за ними, зелёного цвета, средние пальцы с их клавишами – красные, безымянные – синие, а мизинцы – жёлтые.

Посмотрите на рисунок.

Возможно, для учащихся лучшим вариантом цветового расположения станет расположение цветов в радуге. Порядок цветов подсказывает известная фраза: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. По первой букве из слов легко вспомнить порядок цветов.

Но в данном случае раскраска клавиатуры выполнена четырьмя противоположными цветами. Красному цвету противоположен зелёный, а жёлтому – синий.

Совет (физминутка «Я – палец»):

Встать прямо, согнуть руки так, словно вы собираетесь печатать. Вообразите себя жёлтым мизинцем левой руки. Вы висите над жёлтой квадратной клавишей Ф. Прыгните вперёд и как бы немного вверх на жёлтую треугольную клавишу Й. Чуть задержитесь и представьте у себя под ногами большую мягкую и горячую клавишу. Вернитесь на прежнее место. Во время прыжка мизинцем левой руки выполняйте движения, подобные тем, что вы делаете при печати. Отскочите назад и как бы немного вниз на жёлтую круглую клавишу Я. Ощутите под собой холод колючих льдинок. Возвратитесь обратно. Подпрыгните вверх и вообразите, что вы ударили по клавише Ф. Проделайте упражнение с имитацией движений всех пальцев. Если не устали, повторите ещё раз. Во время упражнений пальцы, движения которых вы имитируете, в точности повторяют действительные движения за клавиатурой.

Одно занятие должно длиться не менее 20–25 минут. Уделяйте учёбе ежедневно как минимум час. И лучше проводите в день два-три коротких урока, разделённых временем, чем один длинный непрерывный. Не переутомляйтесь.

Совет: При усталости рук сожмите пальцы в кулак и резко выпрямите, опустите вниз и расслабьте. Проделайте 8–10 раз. Помассируйте кисти движениями, напоминающими одевание тесных перчаток .

Упражнения 2 уровня (базовый уровень)

Обратите внимание учащихся на необходимость использования при наборе текста знаков препинания. Вспомните правила расстановки знаков препинания.

Ознакомьте учащихся с правилами печати знаков препинания. Например, чтобы напечатать точку, нужно ударить по клавише с ней и сразу же другой рукой (ребром большого пальца) – по пробельной клавише.

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Установите руки в основную позицию. Напечатайте знаки препинания: точку, запятую, восклицательный и вопросительный знаки. Мысленно всё повторяете трижды. В процессе выполнения упражнения пытайтесь запомнить пространственно-мышечные ощущения.

Упражнение 2.2. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу я могу я могу я могу

Совет: В начале урока учащиеся печатают строчными буквами и без знаков препинания 3–4 раза с обязательным мысленным повтором каждого нового слова. Предложения отделяются друг от друга пробелом. Нужно стараться не смотреть на клавиатуру, печатать без опечаток и соблюдать одинаковые интервалы и поля.

Упражнение 2.3. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

я умею (мысленный повтор) я умею (мысленный повтор)

Совет: Ударяйте по клавишам ритмично, но не спешите. Ритм снижает утомляемость и повышает производительность труда.

Упражнение 2.4. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу печатать я могу печатать я могу печатать я могу печатать

Упражнение 2.5. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

печатать быстро я могу печатать быстро я могу

Упражнение 2.6. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я всё быстрей печатаю я всё быстрей

Упражнение 2.7. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатать проще и быстрее печатать проще и быстрее

Упражнение 2.8. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

могу я хорошо печатать могу я хорошо печатать

Упражнение 2.9. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я мигом всё печатаю я мигом всё

Упражнение 2.10. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

умею это хорошо умею это хорошо

Упражнение 2.11. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

и проще с каждым мигом и проще с каждым мигом

Упражнение 2.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте четыре раза двустишие:

печатать быстро я умею

и с каждым мигом всё быстрее

Упражнение 2.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Я запомню быстро всё. Я запомню быстро всё.

Упражнения на освоение знаков препинания.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

Звезды знак, скобка и другая,

Плюс, равенство и перенос,

Проценты, номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя название знака препинания его символом:

Запомню я стишок простой:

Упражнение 2.15. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя постепенно все знаки на слова по правилу сцепки. Сначала четыре раза:

Запомню я стишок простой:

(и другая,

И перенос,

% № запятая,

И! и вопрос.

Потом четырежды:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

(и другая,

Плюс = и перенос,

% номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

И так до полной замены знаков. Каждое новое слово печатайте ещё и мысленно.

Упражнения по освоению цифр .

Упражнение 2.16. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте считалку следующим образом:

Не устану повторять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Шесть, семь, восемь, девять, ноль.

Затем четыре раза таким образом:

Повторите опять четырежды, добавив в цифровые ряды знаки:

Не устану повторять:

№6, №7, №8, №9, №0.

Упражнения 3 уровня (основной уровень)

Упражнение 3.1. Установите руки в основную позицию. Напечатайте текст:

На пасеке.

Алёша Соловьев живет в деревне Сосновка. Она стоит на берегу реки Быстрицы.

У Алёши есть старший брат Костя. Он работает пасечником. Алёша любит помогать ему.

Ранним утром братья приходят на пасеку. Среди деревьев стоят ульи. Жужжат пчёлы. Братья готовят рамки, чистят летки.

Быстро проходит день.

admin

Все пользователи компьютера (и активные, и не очень) применяют клавиатуру. Набор текста является традиционной процедурой при работе с компьютером. Набирать текст можно двумя пальцами, посматривая то и дело на клавиатуру, но вы можете выучить способ слепой печати. Об этом и поговорим.

Каждый человек способен освоить данный навык, если тратить на это хотя бы 1 час ежедневно на протяжении 2-3 недель. Конечно, сначала набор текста будет медленным, вам придется думать перед всеми нажатиями. Но с течением времени скорость и точность будет расти.

Слепая печать. Преимущества

Важен навык слепой печати тем, кто работает на ПК постоянно. Но главные плюсы данного метода таковы:

ключевой положительной стороной метода печати вслепую является экономия времени. Людям, кто постоянно работает на ПК и набирает много символов, подобный навык поистине бесценен. Тем более что такая техника выгодно скажется на объеме работы и заработке рерайтеров и копирайтеров;

если вы умеете быстро набирать текст, то он вводится ритмично, что заметно снижает уровень усталости. Кроме того, вы получите удовольствие от слаженной работы рук;
это отличное приложение к вашим навыкам в резюме, что ускорит поиски работы;
другим плюсом выступает то, что вы сможете логически излагать мысли, успевать за ними. Иногда отвлечение всего на секунду способно сбить;

Метод печати вслепую поистине эффективен, поскольку вы тратите меньше времени на работу, и глаза медленнее устают.

глаза быстро устают, если постоянно перемещать взгляд с клавиш на монитор. Таким образом, слепая печать способствует сохранению зрения.

Правила печати вслепую

Если вы желаете обучиться способу печати вслепую, то помните правила:

в процессе печатания текста запрещается смотреть на клавиши;
каждым пальцем требуется нажимать на «собственные» кнопки.

Данные пункты нарушать нельзя. Даже если одна из кнопок кажется «сложной», нельзя подсматривать. Так вы только запоминаете неверный порядок, что откладывается в мозгу, а переучиться нелегко. Пусть вы будете ошибаться, но ошибки запросто исправляются. С течением времени точность только увеличивается.

Правила набора текста

Местонахождение пальцев при наборе вслепую совпадает для всех языков. Мы поведаем о правилах набора текста в русском языке.

Итак, на всех видах клавиатур кнопки расположены в 6 строчек. Наиболее верхняя выступает в роли вспомогательной, ее не применяют для слепой печати, потому не думайте о ней. Нижняя линия с кнопками «Ctrl», «Alt» и пробел. После нее идет первый, второй и третий ряд. Они выступают ключевыми.

Четвертая строка с цифрами, которые применяются редко. Обычно для печати цифр используют цифровую клавиатуру, что справа. Это объясняется тем, что нужно далеко тянуться, что замедляет печать. Да и ошибок выходит много. Осваивать второй ряд важно, но не обязательно концентрировать на этом внимание.

Главное, положение рук на клавишах – ряд для опоры «ФЫВА» (левый мизинец, безымянный, средний и указательный), а также «ОЛДЖ» (правый указательный, средний, безымянный и мизинец). Сначала пальцы требуется располагать на правильных клавишах, но с течением времени они перестанут держаться на них, а расположатся в нескольких миллиметрах над ними. Это случается автоматически по мере роста навыков. Не требуется специально ускорять это. Чтобы проконтролировать местоположение рук, на клавишах с буквами «А» и «О» есть выпуклости.

При обучении важно соблюдать ключевые правила и расположение пальцев на кнопках.

Заучивание клавиш происходит в этом порядке:

изначально «собственные» кнопки учит левый указательный палец, потом правый;
далее отрабатываются нажатия левым средним пальцем, потом правым;
затем запоминается расположение кнопок левым безымянным пальцем, потом правым;
последним запоминает «собственные» кнопки левый и правый мизинец.

Пойдите другой дорогой, попытайтесь начать работу с текстом, но лучше изучать буквы для конкретных пальцев.

Итак, порядок печати:

большими пальцами жмите на пробел по очереди. Так, когда последняя кнопка или знак нажаты левой рукой, то этой же рукой нажмите пробел. В «спокойном состоянии» пальцы над пробелом висят в воздухе;
кнопки нажимаются ближним пальцем, при этом смещают один палец, затем возвращают его на исходную. Так вводят заглавные буквы, а мизинец незадействованной руки держит кнопку «Shift»;
не стоит устанавливать цель запоминать, где находятся буквы. Главное, помнить, каким пальцем совершаются движения.

Техника удара и ритм

Все тренажеры, что учат печати вслепую, начинают обучение с техники удара и ритма. И начинающим становится ясно, что прикасание к кнопкам делается подушечками, но не всем известно, что задействуется не один палец, а и вся кисть.

Ключевое правило печати вслепую лежит в том, что требуется делать легкие и четкие удары, все время возвращая пальцы на начальную позицию. По пробелу требуется нажимать ребром большого пальца.

Ритмичность при обучении также важна. Она означает, что нажимание производится через равные промежутки времени. , вы скорее достигаете автоматизма. И даже когда вы считаете, что сочетания кнопок можно набирать быстрее, продолжайте держать ритм. Для выработки ритмичности и скорости печати потребуется помощь метронома.

Вспомогательные клавиши

Сначала важно освоить вспомогательные клавиши. К ним относятся Tab, Backspace, Ctrl, Alt, Shift, пробел.

Кнопка Backspace применяется для устранения знаков, что с левой стороны от курсора. Расположена в линии с цифрами, нажимают ее всегда правым мизинцем. Кнопку Enter тоже нажимают этим же пальцем. Очень редко безымянным пальцем.

Техника печати требует соблюдения ритма и техник удара по клавиатуре. Так вы скорее сможете печатать без «подсматривания».

Кнопка Tab должна нажиматься правым мизинцем. А Shift применяется для набора заглавных букв. Она есть с двух сторон, а пользуется ею так:

если требуется набор буквы правой рукой, то Shift зажимают левой;
если требуется символ из части клавиатуры для левой руки, то Shift зажимается правой.

Кнопка Ctrl применяется для изменения языка. Она тоже есть с двух сторон. Нажимают ее тоже мизинцами. Кнопка Alt почти не применяется для данного способа.

Пробел считается самой применяемой кнопкой. Нажимают ребром большого пальца одной из рук.

Как научиться слепой печати

Если вам интересно, как научиться слепой печати самостоятельно, то расскажем о популярных способах. Первый из них – берете любой рассказ и набираете. Вы запомните, каким пальцем, куда нажимать. А со временем дойдете до автоматизма, поскольку пальцы сами будут жать требуемые клавиши. Метод нелегкий, но реальный.

Есть и другие способы. Один из них популярная книга от Ю.В.Холкина, которая рассказывает о 10-пальцевом методе печати. По ней можно быстрее научиться, тем более что найти ее легко на просторах Сети.

Еще один вариант – программа под названием «Соло на клавиатуре». Она условно бесплатна, но чтобы получить всю версию, придется платить. Скачиваете тренажер и начинаете обучение. Данная программа признана лучшей для обучения способу слепой печати. Здесь обучение проводится на разных языках. Вообще, оба способа аналогичны.

Полезные программы

Дабы научиться быстрому набору текста на клавиатуре, созданы полезные программы и сервисы:

Stamina. Получить сервис можно с официального сайта. Это бесплатный тренер для изучения набора текста, что помогает быстро изучить метод, что задействует 10 пальцев;
упомянутая ранее «Соло на клавиатуре». Это тренажер, чьим автором выступает известный преподаватель из МГУ В.В.Шахиджанян. Официальный сайт говорит, что подобный тренажер быстро и без труда обучит печати вслепую;
VerseQ считается еще одной популярнейших сервисов для изучения печати вслепую. Разработчики заверяют, что уже через 60 минут занятий человек начинает печатать без подсматривания, а 8-15 часов научат набирать текст на уровне тех, кто закончил курсы слепой печати.

Для желающих самостоятельно изучить премудрости слепой печати существует немало бесплатных сервисов и программ.

Есть и другие, не слишком популярные способы. К ним относится: Rapid Typing, Бомбина, Веселые пальчики, jQwer, Baby Type. Кстати, последний считается одним из первых помощников по изучению набора текста без подсматривания в форме игры.

Кроме того, чтобы научиться методу печати всеми 10-ю пальцами, придуманы онлайн-сервисы:

популярные «Клавогонки». Это интересная игра, которая при этом выступает и тренером для обучения печати. Аналогов немало, но именно она считается популярнейшей;
«Все 10» — это еще один бесплатный тренажер в режиме онлайн.

Еще стоит отметить Time Speed, VerseQ online (это онлайн вариант популярного тренажера, упомянутого выше).

Существует немало полезных помощников, но для обучения хватит и тех, что перечислены здесь.

24 января 2014