Назначение и история социально-психологического тренинга. Развитие СПТ в отечественной психологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема Психологический тренинг: определение, история возникновения

Психологический тренинг - это форма группового обучения, направленная на получение навыков поведения, решение внутри личностных проблем и развитие самой личности.

Проще говоря, это помощь в работе человека над самим собой для открытия его внутреннего потенциала. Психологические тренинги уникальны тем, что никто не говорит и не указывает человеку, как ему стоит строить свою жизнь. Участник сам для себя обнаруживает, как он и жизнь вокруг могут выглядеть по-иному и именно через это и делаются новые ценные открытия. психологический тренинг група психоаналитический

Проходя этот путь познаний, человек получает доступ к своим личным внутренним силам, к другим уровням свободы выбора, которые требуются для создания именно того будущего, которое абсолютно не имеет ничего общего с прошлой жизнью. В.М. Розин «Психология: теория и практика» М. 1998

Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками отмечались важные события и сопровождались культовые обряды. Многие древнегреческие мыслители, в том числе великий Сократ, прибегали к групповой форме философствования, чтобы проверить свои идеи о природе Вселенной и человеческого рода; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена, дабы очищать душу и постигать Божественную сущность. Эти ранние формы объединения уже содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденций к работе с группами. Однако при всем том, что тяготение к различного рода группам было свойственно людям на протяжении всей истории человечества, связь древних подходов с современными методами сознательного использования групп, имеющими задачей целенаправленное воздействие на личность, лишь недавно стала предметом научно-психологического исследования. Кьелл Эрик Рудестам «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика» М.: Прогресс, 1990 - СПб.: Питер Ком, 1998

Одним из первых репрессивно-инспирационную терапию стал практиковать Джозеф Пратт, врач из Бостона, занимавшийся лечением больных туберкулезом, которым бедность не позволяла лечиться в стационаре. В 1905 году он с целью экономии времени стал собирать пациентов в группы по 20 человек прямо по месту жительства и рассказывать им об основах гигиены, необходимости отдыха, свежего воздуха, здорового питания и т.п. Пратт был заботливым наставником и к тому же обладал недюжинным даром убеждения. В болезни своих малоимущих пациентов он видел фактор, способствующий их объединению. Пациенты вели дневники, свидетельствовавшие об улучшении их состояния и о формировании чувства общности и стремления к взаимопомощи. Поначалу Пратт рассматривал собрания групп просто как экономичную форму работы и не придавал особого значения их самостоятельному лечебному потенциалу. Более искушенным в групповой терапии он стал только через несколько лет, когда его "классный метод" работы фактически исчерпал себя. К началу 30-х годов Пратт пришел к убеждению, что основой психотерапии служит благотворное воздействие одного человека на другого, и стал планировать сеансы групповой терапии для лиц, не имеющих особых соматических нарушений. Ли Д. Практика группового тренинга - СПб.: Питер, 2002

Хотя работы Пратта и по сей день не утратили своей актуальности, наиболее сильное влияние на развитие психологии и психотерапии в Соединенных Штатах оказали теория и практика психоанализа, берущие свое начало в работах Зигмунда Фрейда. Феномен группы занимал Фрейда главным образом в связи с интересом последнего к психологии масс и склонности членов группы отождествлять себя с сильной личностью, играющей роль лидера. К групповой терапии сам Фрейд симпатий не питал, но один из его последователей, Альфред Адлер, пробовал приспособить методы индивидуальной терапии для работы с группами (Dreikers, 1959). В то время европейский психоанализ ориентировался на индивидуальную работу с пациентами и был в высшей степени элитарным, и Адлер преисполнился решимости лечить рабочий люд и с этой целью учредил несколько консультативных центров, где использовался групповой подход. Но все-таки на начальных этапах своего развития групповая психотерапия оставалась преимущественно американским явлением (Mullan and Rosenbaum, 1962). Макшанов С.И. “Психология тернинга” С.-Пб. 1997

Психоаналитические методы, направленные на лечение отдельного пациента в условиях группы, разрабатывались многими последователями Фрейда. К числу ранних попыток работать с группами в рамках психоаналитической традиции можно отнести деятельность Луиса Вендера (Louis Wender) в 1929 году и Пауля Шилдера (Paul Schilder) в 1934 году. Широко известный в научных кругах приверженец психоанализа Трайджент Барроу (Trigant Burrow) предложил термин "групповой анализ" еще в 1925 году. После нескольких лет психотерапевтической практики Барроу стал сомневаться в правомерности принципиальной для психоанализа ориентации на отдельную личность. Постепенно он пришел к убеждению, что для понимания отдельной личности необходимо изучать социальные группы, к которым они принадлежат.

Рассматривая наиболее важные фигуры начального этапа развития современной групповой психотерапии, нельзя не подчеркнуть роль Якоба Морено. Морено более всего известен как создатель метода психодрамы, но разработанные им приемы занимают центральное место в работе психокоррекционных групп всех направлений. Как автор Морено был очень плодовит, а его деятельность охватывает несколько этапов развития групповой терапии. Морено утверждал, что впервые использовал свой подход еще в 1910 году, и обычно именно ему приписывается введение термина "групповая психотерапия" в 1932 году (Corsini, 1955). Хотя в настоящее время этот термин применяется для обозначения весьма широкого спектра подходов, сам Морено употреблял его по отношению к методу, который предусматривал переход людей из каких-либо сообществ в новые группы на основании их личных предпочтений и социометрических оценок.

Если первый толчок развитию групповой психотерапии в Соединенных Штатах был дан репрессивно-инспирационным подходом Пратта, второй - применением психоаналитической теории, то третьим стало возникшее в 60-х годах гуманистическое движение в психотерапии (Appley and Winder, 1973). В.М. Розин «Психология: теория и практика» М. 1998

Сами группы называются по-разному: терапевтические группы, инкаунтер-группы, группы тренинга общения, группы лабораторного тренинга. Каждое из этих названий имеет свой смысловой оттенок. А для всех таких групп выбран термин "психокоррекционные группы". По большей части психокоррекционные группы возникли в атмосфере благоприятствования индивидуальному самовыражению, которая характерна для последних двух десятилетий. Эти группы ориентированы скорее на развитие и рост личности, чем на избавление от расстройств.

Огромный вклад в развитие гуманистической психологии внёс Карл Роджерс. В групповой психологии есть одно течение, еще не вполне осознанное психотерапевтами. Речь идет об исследованиях групповой динамики психологами и социологами академического толка. Современная социология возникла в XIX веке как наука, изучающая взаимозависимость социальных явлений и общих закономерностей социального поведения людей, порожденную всевозрастающей индустриализацией общества (Cohen and Smith, 1976). Первые социологи, такие как Эмиль Дюркгейм и Георг Зиммель, сосредоточили свое внимание не столько на обществе в целом, сколько на процессах, происходящих в группах. Считается, что первый социально-психологический эксперимент провел Триплетт (Triplett, 1897), когда определил, насколько велосипедисты увеличивают скорость в присутствии других велосипедистов. Триплетт назвал этот феномен эффектом "социального облегчения" (social facilitation). Эффект "социального облегчения" служит примером проявления социопсихологического принципа, который помогает понять, что происходит в психокоррекционных группах. А вот второй пример: в 60-х годах исследователи пришли к заключению, что решения, принимаемые индивидами в одиночку, более консервативны, чем решения, принимаемые после обсуждения в группе. Эта тенденция идти на больший риск, когда решения принимаются с оглядкой на группу, получила название "сдвига к риску" (risky shift). Справочник по психологии и психотерапии, С-Пб. 2000

Такие британские психотерапевты, как С.X.Фоукс, У.У.Байон и X.Эзриел, считают, что группа живет по своим собственным законам, и заключают результаты экспериментальных исследований по групповой динамике. При таком подходе терапевт обращает внимание скорее на взаимодействия в группе или на развитие некоей общей для всей группы темы, чем на патологические состояния ее отдельных членов.

Терапевты, признающие необходимость учета групповой динамики, считают, что центральное место в истории психокоррекционных групп занимает Курт Левин, и рассматривают его "теорию поля" в качестве концептуального ядра теории групп. Он предположил, что "обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности" (Rosenbaum and Berger, 1975; p. 16). Благодаря Левину и его коллегам исследования малых групп специалистами стали считаться вполне оправданными и заслуживающими доверия.

Бывший социальный психолог из Гарвардского университета Шютц получил академическое признание за работы под названием "FIRO" (Schutz, 1958), в которых он предпринял попытку соотнести психоаналитическую теорию с групповой динамикой. Ко времени прибытия в Эсален Шютц имел разностороннюю подготовку, включая знание психодинамической теории, биоэнергетики и навыки проведения групп в НЛТ. Переработав свой опыт и объединив знания в единую систему, Шютц стал "гуру" движения инкаунтер-групп, назвав свою форму обучения "открытой встречей" (open encounter). Используя разработки Вильгельма Райха, Александра Лоуэна, Моше Фельденкрайса и Иды Рольф, Шютц разработал понятие о единстве тела и сознания - центральное в своей концепции открытой встречи. Его теоретические положения основываются на том, что эмоциональные конфликты выражаются через мышечное напряжение в различных областях тела, и любое психологическое воздействие, игнорирующее телесные ощущения, будет неполным. Основываясь на таком подходе, Шютц начал работать с эмоционально блокированными областями тела, изучая проблемы движения и телесные позы в условиях группы, и затем выдвинул программу активных телесных упражнений наряду с методиками вербальной конфронтации для осознания индивидуумом длительно подавляющихся эмоций.

Хотя современные группы в Эсалене используют принципы и методы психологического воздействия различных групповых подходов, складывается впечатление, что в современном групповом движении можно выделить, по крайней мере, два основных направления: первое - соматически, или телесно, ориентированные группы, например, группы первичной терапии, биоэнергетики и структурной интеграции; и второе - группы, в большей степени направленные на осознание внутриличностных и межличностных проблем. Это такие группы, как инкаунтер-группы, группы психодрамы и гештальт-группы, которые сами по себе являются очень популярными течениями, можно считать логическими предшественниками инкаунтер-групп. Многие лидеры инкаунтер-групп основывались на своем опыте гештальттерапии и психодрамы, который увеличивает способность невербального выражения эмоций.

Определение инкаунтер-группы Шютцем выделяет такие признаки этого понятия, как открытость и честность, сознавание себя и своего физического "Я", ответственность, внимание к чувствам и принцип "здесь и сейчас". Макшанов С.И. “Психология тернинга” С.-Пб. 1997

Список литературы

1. Кьелл Эрик Рудестам «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика» М.: Прогресс, 1990. СПб.: Питер Ком, 1998.

2. Битянова М.А. Журнал “Первое сентября” №13, 14, 17 2000.

3. В.М. Розин «Психология: теория и практика» М. 1998.

4. Емельянов Ю.Н. “Активное социально-психологическое обучение” Л. 1985.

5. Справочник по психологии и психотерапии, С-Пб. 2000.

6. Макшанов С.И. “Психология тернинга” С.-Пб. 1997.

7. Ли Д. Практика группового тренинга - СПб.: Питер, 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Процесс переживания личностью кризиса. История появления тренинга как метода, его специфические черты и принципы. Структура и этапность социально-психологического тренинга. Роль тренинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности офицера.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2010

    Понятие социально-психологического тренинга. Развитие социально-психологического тренинга как активного группового метода психологического воздействия. Соотношение понятий "социально-психологический тренинг", "психотерапия", "психокоррекция", "обучение".

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Классификация социально-психологических тренингов как одной из областей применения активных групповых методов. Категории активных групповых методов. Группы трансактного анализа и бихевиористской терапии. Основные цели социально-психологического тренинга.

    реферат , добавлен 15.08.2010

    Тренинг как совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков саморазвития. Методы развития способностей к обучению и овладению сложными видами деятельности. Групповая динамика и этапы работы группы.

    реферат , добавлен 29.08.2010

    Анализ особенностей групповых форм психологической работы. История возникновения тренинга. Гуманистическая концепция К. Роджерса. Факторы, влияющие на эффективную работу группы. Цели групповой терапии. Правила проведения тренинга. Внутригрупповая этика.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2013

    Сущность и принципы социально-психологического тренинга общения. Характеристика подходов развития группового психологического тренинга: гештальт-модель, психодрама, трансактная модель. Принципы организации, методические приемы и техники тренинга.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2009

    Специфические особенности групповых методов, воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления. Динамика создания доверия в группах социально-психологического тренинга, состав группы, обратная связь как элемент межличностного общения.

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Классификация эффектов социально-психологического тренинга и проблема изучения их долговременности. Этические проблемы применимости результатов вне тренингового пространства. Определение роли ведущего занятий и особенности отбора участников группы.

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Анализ социально-психологического климата предприятия и решение следующих задач: измерение степени сплоченности – разобщенности в группе; выявление лидера группы, а также определение возможных микрогрупп. Сценарий психологического занятия "Круг помощи".

    практическая работа , добавлен 22.06.2012

    Общительность человека и её роль в социальной среде. Социально-психологический тренинг, принципы и этапы его проведения. Примеры проведения социально-психологического тренинга, его закономерности и оценка полученных результатов, анализ эффективности.

Методы социально-психологического воздействия. Социально-психологический тренинг.

План ответа

    Методы воздействия: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра.

    Социально-психологический тренинг (СПТ).

2.1. Понятие СПТ.

2.2. Основные цели и задачи СПТ.

2.3. Исторические предпосылки возникновения тренинговых групп.

2.4. Виды тренинговых групп.

2.5. Организация и проведение СПТ.

2.6. Структура групп СПТ.

2.7. Требования к ведущему.

2.8. Основные стадии развития тренинговой группы.

2.9. Основные принципы конструирования программы СПТ.

2.10. Оценка эффективности СПТ.

1. Методы воздействия: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра.

Весь набор методов социальной психологии Андреева подразделяет на методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии – «психологии воздействия». [Далее Андреева ссылается на главу по практической психологии и там методы не указывает… По лекциям Белинской, к методам воздействия относятся тренинги, (личностного роста, коммуникации, поведенческих навыков), моделирование (проектирование), методы работы с большими группами. Вот. Так что не очень понятно, что именно говорить. Но в программе к госам есть пункты про групповую дискуссию и ролевую игру. Вачков вообще относит групповую дискуссию и ролевую игру к общим тренинговым методам, и мне это кажется вполне разумным. Так как в программе есть эти пункты, я копирую Вачкова), т.к. нигде больше вразумительно про это не написано.]

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры. Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежуточных, целей, например, актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).

Игровые методы включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. Использование игровых методов в тренинге чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты". Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Возможности игровых методов в тренинговой работе действительно неисчерпаемы, отсюда такой большой интерес исследователей к организационно-деятельностным играм (А. А. Вербицкий, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.).

    Социально-психологический тренинг (СПТ).

    1. Понятие СПТ.

Существует большое количество определений СПТ. Во всех определениях: 1) отмечается, что в тренинге используются активные методы обучения, под которым понимаются игры, специальные упражнения в подгруппах, групповые обсуждения, отчеты о работе в подгруппах; 2) отсутствует указание четкой целевой отнесенности, конкретизации. Цели могут быть связаны с развитием разных структур.

Одним из наиболее комплексным определением СПТ является следующее:

СПТ – это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении или коммуникативной компетентности (Жуков Ю.М., Петровская Л.А. и Растянников П.В.).

Коммуникативная компетенция включает в себя:

    Знания о нормах, правилах поведения;

    Коммуникативные умения (определенные техники общения);

    Коммуникативные установки (на тот или иной вид общения).

Вачков также отмечает специфические особенности тренинга:

      наличие группы , которая в течение определенного времени находится вместе и ведет работу.

      В тренинговой работе соблюдается ряд принципов (тренинговое обучение отличается от традиционного).

Основные правила групповой работы:

    "Здесь и теперь"

Предметом их анализа - процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

    Искренность и открытость

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

    Принцип Я

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний.

    Активность

В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.

    Конфиденциальность

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

      Основные цели и задачи СПТ.

Цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Вачков выделяет общие цели , объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:

    исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

    улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

    изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

    развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

    содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

      Исторические предпосылки возникновения тренинговых групп.

Тот факт, что воздействовать на группу – в целях лечения, в частности – бывает иногда эффективнее, чем на одного человека, знали еще наши пещерные предки. Шаманская практика также показала успешность публичного применения обрядовых и ритуальных процедур для излечения больных. Первой попыткой дать научно-теоретическое объяснение происходящим в группе процессам излечения следует считать теорию "животного магнетизма" Франца Антона Месмера австрийского врача, практиковавшего в Париже в конце XVIII века. Первыми социологами, предпринявшими изучение групповых методов, их функций и механизмов на рубеже XIX и XX веков были Э. Дюркгейм и Г. Зиммель.

Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. На Левина оказали влияние работы социолога Георга Зиммеля (Simmel, 1950), который рассматривал общество как систему функциональных взаимоотношений, объединяющих индивидуумов в сообщества. Он заметил, что, будучи членами общества, все люди принадлежат к группам, лидеры и члены групп постоянно воздействуют друг на друга. Левин начал применять динамические концепции Зиммеля по мере того, как переносил свои психологические исследования из лаборатории в полевые условия, то есть в нормальные естественные условия общественных процессов. Левин пришел к твердому убеждению, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Он утверждал, что для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. Работы Левина (Lewin, 1948, 1951), в области групповой динамики стали классическими. Его идея создания групп и изучения их деятельности на основе научно обоснованных фактов стала краеугольным камнем движения Т-групп. Подход Левина к изучению Т-групп получил название "действенного исследования".

Первая Т-группа возникла случайно. В 1946 г. несколько специалистов в области общественных наук во главе с Лилендом Брэдфордом, Рональдом Липпиттом и Куртом Левином участвовали в работе мастерской межгрупповых отношений, названной Коннектикутским проектом и призванной помочь бизнесменам и общественным лидерам успешно применять принятый незадолго до этого Закон (акт) о справедливом найме на работу. После одного из рабочих занятий специалисты собрались вечером для обсуждения своих наблюдений. На обсуждении пожелали присутствовать несколько участников группы. Вскоре стало ясно, что наблюдения специалистов не всегда совпадают с восприятием участников группы. Эти вечерние встречи оказались столь привлекательными для специалистов и участников, что превратились в эффективный метод обучения. Это был первый пример анализа участниками группы своего опыта с помощью получаемой от других обратной связи.

Успех нового метода исследования групповой динамики привел к созданию в следующем году в г. Бетеле, штат Мэн, Национальной лаборатории тренинга (НЛТ).

Большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки – психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии – или в результате причудливого сочетания различных теоретических подходов.

      Виды тренинговых групп.

Классификация по Рудестаму.

Двумя основными параметрами, по которым можно классифицировать различные типы групп являются: 1) степень, в какой руководитель группы сохраняет за собой доминирующую роль в организации группы и управлении ее работой, и 2) значение, которое придается эмоциональному стимулированию членов группы по сравнению со значением, придаваемым рациональному побуждению к работе в группе.

центрированные на руководителе

центрированные на участниках

Рациональное стимулирование

Группы транзакционного анализа

Группы тренинга умений

Эмоциональное стимулирование

Инкаунтер-группы

Гештальт-группы

Группы телесной терапии

Психодрама

Группы танцевальной терапии

Группы арттерапии

Группы темоцентрированного взаимодействия

Инкаунтер-группы

Классификация Годфруа

Ж. Годфруа (1992) предлагает разделить методы психотерапии на две категории: интрапсихическую и поведенческую. Поскольку групповое движение выросло из психотерапии, то кажется правомерным распространить эту классификацию и на методы тренинговой работы.

В основе интрапсихической терапии, по Годфруа, лежит тот принцип, согласно которому психологические проблемы и деструктивное поведение человека являются следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений, то есть неадекватности самосознания. Цель терапии состоит, таким образом, в том, чтобы помочь человеку понять причины его плохого приспособления к реальности и дать ему возможность адаптироваться к ней, изменив себя и свое поведение.

Поведенческая терапия, исходящая из того принципа, что любое поведение человека является приобретенным, пытается с помощью методов обусловливания или моделей заменить неадекватное поведение человека другим, которое позволило бы ему действовать более адекватно.

Согласно этой классификации к группам интрапсихического направления можно отнести: группы встреч, гештальтгруппы, группы трансакционного анализа, психоаналитические группы, группы, использующие психосинтез, группы арт-тераиии. К группам, ориентированным на поведенческую терапию, относятся Т-группы, группы телесной и танцевальной терапии, группы тренинга умений и КПП-группы, психодраматические группы.

Подход Жукова

Существуетдва «процедурно-технологических» подхода к практике тренинга: компетенциарный (фокусированный на компетенциях) и экспериентальный (основанный на опыте). В компетенциарном подходе акцент делается на предмете тренинга- на системе компетенций, т.е. в рамках компетенциарного подхода разработана дифференцированная система понятий для описания и оценки того,что подлежит формированию, совершенствованию и развитию. Экспериентальный подход сосредоточен на методах обучения, т.е. на том, как учить и учиться. В рамках этого подхода разработана совокупность моделей процесса обучения (процесса приобретения опята). Предмет тренинга при этом находится на втором месте.

      Организация и проведение СПТ.

Тренинговые занятия должны проходить в специально подготовленных помещениях. Помещение для занятий должно быть в достаточной степени звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех работе. Поскольку занятия могут длиться достаточно долго, следует позаботиться о том, чтобы помещение было просторным и периодически проветривалось. Помимо удобных и легких кресел для участников, стоящих в кругу, в помещении для тренингов необходимо иметь планшет с большими листами бумаги, на которых ведущий может что-то записывать или зарисовывать фломастерами, видеомагнитофон и телевизор. Перерывы в работе делаются в среднем через полтора – два часа на 10- 15 минут. Возможен двухчасовой обеденный перерыв. Все зависит от программы тренинга (сколько по времени длится, если целый день, то понятно, что нужен обеденный перерыв и т.п.)

      Структура групп СПТ (состав группы).

При рассмотрении структурных элементов тренинговых групп выделяются следующие аспекты: количественный и качественный состав группы, ролевое распределение в группе, цели и нормы групповой работы.

Количественного состав группы . Оптимальное число участников в группе обычно фиксируется в промежутке между 6 и 14. Группа должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить необходимое разнообразие взаимодействий, и достаточно компактной для того, чтобы каждый мог почувствовать себя ее неотъемлемой частью (Рудестам).

Под качественным составом группы понимается распределение в группе профессионально-демографических, должностных и личностных характеристик участников. Разные авторы приводят свои аргументы, как в пользу однородности, так и разнородности группы, однако в большинстве случаев специалисты склоняются к мнению, что умеренно разнородные группы обладают преимуществом, связанным с наличием разносторонних точек зрения на решаемые в группе проблемы.

Нормы , устанавливаемые в группе, должны соответствовать целям группы. Нормы помогают решать вопросы о том, надо ли выражать свои чувства, как это правильно делать, как строить взаимоотношения с другими участниками группы. Соблюдение норм зависит от целого ряда обстоятельств, например, от группового статуса участника: при низком статусе нормы игнорируются, тогда как при среднем статусе участники склонны придерживаться существующим стандартам. Наибольшая готовность к принятию групповых норм наблюдается в сплоченных группах (придерживаясь норм сплоченной группы, ее члены приобретают в ней большую популярность, что способствует повышению их самооценки).

Ролевой репертуар . На первых этапах развития тренинговой группы функционирование участников задается стереотипными внутренними установками на исполнение той или иной социальной роли, привычной им во внешнем мире. Однако ситуация психологического тренинга такова, что необходима гибкость поведения участников, определяющая отказ от шаблонных ролей и принятие новых, нестандартных игровых ролей. Специалисты описывают большое количество групповых ролей, сами названия которых ярки и метафоричны: "козел отпущения", "эксперт", "аутсайдер", "тряпка", "обвинитель", "хулиган", "жертва" и т. п. Основная задача групповой психотерапии и состоит в расширении репертуара ролей, предоставляющем участникам группы возможность функционировать во внешнем мире на основе новых, опробованных в тренинге и сознательно выбранных ролей.

      Требования к ведущему.

Функция руководителя – включить участников в работу и постепенно устраняться от руководящей роли (становясь латентным руководителем), предоставляя участникам свободу для самовыражения. Основные функции ведущего (по Рудестаму):

    функция эксперта: комментирует то, что происходит в группе (поведенческий аспект);

    катализатор – способствует развитию событий и побуждает к активности, привлекает внимание к текущим задачам и чувствам участников.

    Дирижер – регулирует взаимообмен между участниками, облегчает передачу информации, которая касается их эмоционального состояния.

    Образец – демонстрирует, как вести себя в группе.

Личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы:

    концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

    открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

    эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

    аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

    энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

    уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

    уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

    богатое воображение, интуиция;

    высокий уровень интеллекта.

Требования к ведущему (лекции Прихидько):

    Умение сохранять спокойствие, не поддаваться всеобщему волнению

    Ролевая гибкость

    Ведущий должен быть хорошим стратегом и организатором

    Хорошо, если у ведущего есть свой собственный стиль

    Ведущий е должен искать в группе социального признания (искушения воздвижения на пьедестал)

      Основные стадии развития тренинговой группы.

Выделяют 4 этапа в развитии тренинговой группы: начальную, кризисную, рабочую и завершающую.

Начальная стадия . Наличие тревоги у участников, волнение, страх неизвестности и неопределенности, подчеркнутая доброжелательность, псевдосплоченность. На этой стадии происходит установление норм группы, формирование ролевой структуры.

Кризисная стадия . Возрастание скептицизма и недовольства участников группы. Кризис вызывается, с одной стороны, недостаточно осознаваемым внутренним протестом против необходимости увидеть свой новый психологический портрет, а с другой стороны – вполне понятным страхом открыться перед другими участниками группы и ведущими.

Рабочая стадия.

Преодоление периода кризиса. Критичность и скептицизм уступают место глубочайшему интересу, любопытству, стремлению понять слова ведущих и процессы, происходящие в группе и внутри самих участников. Рефлексия становится более глубокой и содержательной. Участники переосмысливают свое поведение, свою личность, они все более ощущает собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем-то важном, принципиальном. Основным результатом этой стадии является выбор и принятие решения действовать.

Завершающая стадия.

Психологический смысл этой завершающей стадии – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения. Участники группы апробируют новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию.

Иногда участникам тренинга сложно расставаться, так как для многих людей в группах участники становятся эмоционально более близкими, чем родственники и друзья.

      Основные принципы конструирования программы СПТ.

Выбор того или иного методического приема определяется следующими факторами:

В последнее время акцент смещается на всё более «свободное» построение тренинговых программ. Каждое отдельное занятие, каждая встреча представляет собой самостоятельную ценность, отдельный блок в составе целостной программы (модуль) - Жуков.

Три части модуля:

    вступительная (увертюра). Момент встречи, установление контакта, знакомство, прояснение целей и задач тренинга.

    Основная часть. Разогревы, мини-лекции, основные упражнения, дискуссии, анализ и подведение итогов конкретных упражнений. Шерринг.

    Подведение итогов (в широком смысле слова). Ведущий уточняет какие-либо моменты, отвечает на вопросы, благодарит участников за работу.

В состав каждого модуля также входят отдельные элементы – номера. Каждый номер имеет определённую цель, тему, сюжет, схему позиционирования участников, правила поведения, структуру исходов, критерии оценки и ключи анализа. Цели номера – это те задачи, которые он выполняет в целостной программе тренинга. Два блока целей номера: содержательные или предметные (отражают основное содержание модуля или всей программы тренинга) и функциональные или динамические (обеспечивают более эффективное протекание процессов в группе). Участники тренинга перед началом номера получают информацию о его содержании, необходимую для его проведения (инструкцию). Также проводится позиционирование участников – распределение ролей, комплектование подгрупп, установка очерёдности. Она может производится как тренером, так и самими участниками. Важнейшим компонентом проведения номера является обратная связь, которую участники могут получать как во время, так и после упражнений.

2.10. Оценка эффективности СПТ.

Проблема переноса приобретенных ЗУН в реальную жизнь человека.

Я долго думала над этим вопросам, у Вачкова, Рудестама и проч. Об эффективности ничего нет. Зато в инете «гуляет» модель Кирпатрика, позволяющая оценивать, в первую очередь, эффективнсоть организационных тренингов. Я ее прилагаю, но думаю, что знать ее совсем необязательно, это так, для ознакомления, если вдруг возникнет вопрос про эффективность.

Оценка эффективности проведения тренинга может осуществляться через четырехуровневую модель Дональда Киркпатрика:

Уровень оценки

Тип результата

Способы и методы оценки

1.Уровень реакции

Реакция участников Мнение участников, понравилось или не понравилось

    Оценочная анкета в конце тренинга

    Опросы участников тренинга, сделанные руководством компании

2. Уровень усвоенных знаний

Изменения участников Любые изменения персонала, способствующие эффективной работе:

 позитивный настрой

 повышение профессиональной мотивации

 изменение мыслей (преодоление устойчивых стереотипов мышления)

 повышение сплоченности команды

 получение конкретных знаний (т.н. учебный результат)

    Самоанализ, самооценка участников тренинга об изменениях в настрое, мыслях в их комментариях, изложенных в оценочных анкетах

    Наблюдения тренера-консультанта во время обучения, анализ изменений участников тренинга к концу обучения и их описание в Отчете по результатам проведения тренинга

    Контрольные упражнения в конце или во время тренинга на усвоение и использование полученных знаний (групповые и индивидуальные, письменные, устные, в виде ролевых игр)

    Наблюдения руководства компании за изменениями участников тренинга после обучения

    Цифровые замеры

3. Уровень поведения.

Изменения поведения на рабочем месте Системное применение полученных на тренинге знаний.

    Наблюдения руководства компании за работой сотрудника, прошедшего обучение, "в поле" (на рабочем месте). Сбор материала для аттестации содержащего описание примеров эффективного и неэффективного поведения при исполнении должностных обязанностей, описание хранится в личном деле сотрудника.

    Анализ Анкеты клиента или анализ изменившегося характера записей в Книге жалоб и предложений

    Использованием формулы R = M - I (R - Requirement M - Must, I - Inventory) для заполнения Контракта на обучение, заполненного до обучения. Контроль за выполнением Контракта.

    Контроль за применением знаний

    Регулярная Аттестация

4. Уровень эффекта

Изменение результатов деятельности компании Изменение качественных показателей:

 возросшая степень удовлетворенности клиентов

 известность компании (имидж)

 улучшение психологического климата

 уменьшение текучести кадров Изменение количественных показателей:

 объема продаж

 доли рынка

 массы прибыли

 коэффициента рентабельности

    Анкета клиента

    Заказное исследование об имидже компании.

    Личные наблюдения руководства компании.

    Отслеживание процента текучести кадров.

Чем отличается тренинговая форма
обучения от других?

Издавна считалось, что воздействие на группу
людей более эффективно, нежели индивидуальная работа с людьми. Почему это так?
Работая сразу с несколькими членами группы, а не с одним человеком, мы экономим
время. Известен групповой (стадный) эффект, когда человек в группе более
внушаем, нежели вне ее, поэтому достичь поставленных целей в группе легче. В
группе происходит взаимное обучение ее членов, они могут обмениваться личным
опытом, пробовать новые приемы друг на друге. Поэтому в основном принята
групповая форма обучения.

Известно, что приемы обучения могут быть разными — лекционное,
семинарское, моделирование и наконец тренинговое. Чем
же тренинги отличаются от других форм обучения? С помощью тренинга мы развиваем
способности человека к обучению или овладению любыми сложными видами
деятельности, связанными с общением. Можно заметить, что темы наиболее
распространенных в бизнесе тренингов связаны с общением. Это тренинги продаж,
переговоров, развития лидерских качеств и т.п.

История возникновения тренинговых групп

Первыми социологами, обратившими внимание на
особенности работы людей в группе, были Э. Дюркгейм и Г. Зиммель. В 1950 г. в Америке была создана Национальная лаборатория тренинга для
изучения различных форм и методов групповой работы. Большинство школ тренингов
возникло на базе психологических направлений, таких, как психоанализ,
бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, нейролингвистические
технологии. Зачастую тренинги представляют собой причудливое сочетание этих
направлений. Но не бывает тренингов, которые просто обучают чему-либо, не имея
в своей основе психологической школы или школ, — ведущие подобных занятий
подразумевают под названием "тренинг" что-либо другое.

Слово "тренинг" возникло в клинической психологии и
применялось к работе с психическими больными. Затем эти приемы стали применять
и к здоровым людям. Такие тренинги называли социально-психологическими. Поэтому
современные формы тренингов включают в себя элементы психокоррекции и
психотерапии.

Различные формы ведения тренингов

Зачастую можно встретить профанацию методик
проведения тренингов, что обычно проявляется у "натасканных
псевдотренеров". Такие тренеры, как правило, могут предъявить дипломы
зарубежных учебных заведений с громко звучащими названиями, но не имеют
базового психологического образования. Они знают, какие упражнения и в какой
последовательности необходимо выполнять с группой, их тренинги расписаны по
минутам. Руководителям чаще всего нравится подобная точность и технологичность.
Но при этом не учитывается специфика предприятия, тренеры не владеют техникой
работы с группой, не могут справиться с непредвиденными ситуациями, не знают,
как соотнести поведение обучающихся на тренинге с их
работой и жизнью. В итоге "блестяще" проведенные тренинги ничего не
дают сотрудникам предприятия, кроме затраченного времени и неадекватного
представления о тренинговых формах обучения.

Менеджер по кадрам одного из предприятий, директор которого провел
подобный тренинг, рассказывала об этом так: "Было обидно чувствовать себя
ненужной. Тренеры предварительно не поговорили со мной, не узнали особенностей
нашего предприятия, не соотнесли цели своих тренингов с нашими целями. В итоге
мои подчиненные так и не поняли, зачем им нужны были эти занятия. Осталось лишь
ощущение, что все было четко расписано по времени и вызубрен преподаваемый
материал".

На рынке тренинговых продаж начало складываться мнение, что
психологи для предприятий не нужны. Нужны менеджеры по кадрам,
тренинг-менеджеры и т.п. При этом не учитывается, что все эти специальности
связаны с работой с людьми, подразумевают хорошее знание психологии. Конечно,
психолог, владеющий только психологией и помешанный на психотерапии, не
очень-то вписывается в работу бизнес-предприятий. Но, с другой стороны,
"натасканный" на нескольких тестах и техниках менеджер не сможет
влиять на межличностные механизмы внутри предприятия. Оптимальный вариант — это
тренер-психолог, который имеет также образование в области менеджмента и
разбирается в механизмах работы бизнес-предприятий.

Особенности тренинговой работы

С чего следует начать подготовку к тренингу?
Необходимо выяснить цели руководителя предприятия, заказывающего тренинг, и
узнать, как, по его мнению, должен выглядеть конечный продукт. Изменение
поведения сотрудников, сокращение конфликтных ситуаций, повышение объема продаж
за счет новых форм общения с покупателями и представления товара — все это
можно назвать продуктом, полученным в результате проведения тренинга. Например,
руководитель предприятия по оптовой продаже во время предварительного
собеседования о целях тренинга продаж задал такие вопросы: "Будете ли вы
проводить предварительную встречу с нашими менеджерами?", "Будет ли
учитываться специфика нашего продукта при обучении?" Получив положительные
ответы, он сказал следующее: "Если бы вы ответили, что все это вам не
нужно, я бы с вами не сотрудничал". И был полностью прав. Только такая
глубокая работа, учитывающая специфику предприятия, настрой сотрудников, их
запросы, мотивацию, может дать положительный эффект и решить задачи тренинговой
подготовки сотрудников.

Тренинги различаются по форме проведения. Это может быть
тренинг-дрессировка. Тренер с помощью жестоких манипулятивных приемов и
положительного подкрепления формирует нужные варианты поведения, а при помощи
отрицательного подкрепления "стирает" вредные и, по его мнению,
ненужные. С нашей точки зрения такая форма ведения тренингов дает быстрые
результаты, которые так же быстро и исчезают. Участники подобных тренингов,
принимая философию избавления от ненужного в себе, в конечном счете теряют самих себя, перестают доверять себе. У них
появляется сверхконтроль над своим поведением, что приводит к излишней
скованности и развитию стресса. Количество вариантов их поведения
ограничивается, присутствует страх неправильного поведения.

Другая форма — тренинг как тренировка — подразумевает натаскивание
на формирование и отработку умений и навыков эффективного поведения. При такой
форме работы участники получают ответы на то, как действовать в стандартно
повторяющихся ситуациях, отрабатывают до автоматизма нужные модели поведения.
Но в жизни ситуаций всегда больше, нежели мы предполагаем. При такой форме
обучения участники тренинга будут не готовы к нестандартным ситуациям, потому
что на тренинге "их не проходили".
Следующая форма тренинга — активное обучение. На таком тренинге
прежде всего даются базовые психологические знания и на их основе
отрабатываются необходимые умения и навыки. Эта форма более результативна. Но
здесь многое зависит от тренера. Психологические знания должны быть адаптированы к специфике работы участников тренинга и помогать
им в практической деятельности. Психологическое просвещение, мало связанное с
запросами руководства предприятия, ведет к выработке мнения, что психологи на
предприятии не нужны и психологические знания в работе не помогают.

Более результативным является тренинг как метод создания условий
для самораскрытия участников. В этом случае сотрудники учатся самостоятельно
искать способы решения собственных проблем и расширяют варианты своего
поведения. Задача тренера — дать необходимые психологические знания для более
успешного поиска, а также раскрыть те ресурсы участников тренинга, которые они
еще не используют в своей работе.

Итак, мы расположили варианты тренингов по степени уменьшения
уровня манипуляций тренера и возрастания ответственности участников за
происходящее на тренинге.

"Дрессировщик" полностью берет на себя ответственность
за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем
осознанности групповых и внутриличностных процессов. В результате и у
участников формируется безответственное отношение к тому, что происходит на их
предприятии.

Истинный тренер разделяет с участниками ответственность,
вырабатывает у них понимание, что происходящее и на тренинге, и на их
предприятии зависит и от них, а не только от тренера или руководства.

Из перечисленных форм тренинга видно, насколько важна личность
ведущего и принципы, которых он придерживается во время обучения.

Менее важны варианты заданий и упражнений, так как одни и те же
упражнения можно употреблять с разными задачами и целями.

Так как группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными
скрытые факторы, возникающие на предприятии, то во время тренинга происходит
моделирование систем взаимоотношений, характерных для реальной жизни
участников. Опытный тренер пользуется этим и дает возможность увидеть и
проанализировать в созданных им условиях психологической безопасности те
закономерности, которые свойственны данному предприятию.

В группе сотрудник может обучаться новому,
экспериментировать с различными стилями отношений. Подобное экспериментирование
в реальной жизни всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже
наказания. Таким образом, тренинговая группа выступает в качестве своеобразного
"психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе,
"примерить" новые модели поведения, научиться по-новому
относиться к себе и людям. Заметим главное — все это должно происходить в
атмосфере принятия и поддержки.

Квалификация тренера необходима и для того, чтобы руководить
напряжением в группе. Это необходимый фактор работы любой группы, который при
верном использовании помогает прояснить психологические проблемы участников,
глубже понять мотивы поведения других людей. Нужно сказать, что обучение,
связанное с решением конфликтных ситуаций, невозможно без этого этапа работы
группы. Если вашим сотрудникам только рассказали о конфликтах и путях выхода из
них, но они сами не прочувствовали эти состояния и способы их разрешения, то
такое обучение неэффективно и ничего не даст вашему предприятию. Из следующей
статьи вы узнаете, какие правила и методы используют ведущие в тренинговых
группах для достижения поставленных руководством целей.

Чем отличается тренинговая форма обучения от других?

Считается, что воздействие на группу людей эффективнее, чем работа с каждым отдельно. Почему так? Известен групповой (стадный) эффект, когда человек в группе более внушаем, нежели вне ее. В группе происходит взаимное обучение ее членов. Они могут обмениваться личным опытом, пробовать новые приемы друг на друге.

Известно, что обучение может быть разным: лекционное, семинарское, моделированное, и, наконец, тренинговое. Чем же тренинги отличаются от других форм обучения?

С помощью тренинга мы развиваем способности человека к обучению и овладению любыми видами деятельности, связанными с общением. Если мы обратим внимание на темы наиболее распространенных тренингов в бизнесе, то увидим, что все они связаны с общением. Это тренинги продаж, переговоров, развития лидерских качеств и т.п.

История возникновения тренинговых групп

Первыми социологами, обратившими внимание на особенности работы людей в группе были Э. Дюркгейм и Г.Зиммель. В 1950 году в Америке была создана Национальная Лаборатория Тренинга, изучающая различные формы и методы групповой работы. Большинство школ тренингов возникло на базе психоанализа, бихевиоризма, гештальт-психологии, гуманистической психологии, нейролингвистических технологий. Зачастую тренинги сочетают в себе эти направления. Но не бывает тренингов, не имеющих в своей основе психологической школы.

Слово "тренинг" возникло в клинической психологии и применялось в работе с психическими больными. Позже и к здоровым людям стали применять тренинги. Их назвали "социально-психологическими". Поэтому современные тренинги включают в себя элементы психокоррекции и психотерапии. Различные формы ведения тренингов

Часты случаи профанации методик проведения тренингов. Ведут их "натасканные псевдо-тренеры". Такие тренеры, как правило, имеют громко звучащие дипломы зарубежных заведений, но не имеют базового психологического образования. Они знают, какие упражнения и в какой последовательности необходимо выполнять с группой, их тренинги расписаны по минутам. Руководителю нравится подобная точность и технологичность. Но при этом не учитывается специфика предприятия, тренеры не знают особенностей работы с группой, не могут справиться с непредвиденными ситуациями. В итоге, "блестяще" проведенные тренинги ничего не дают сотрудникам предприятия, кроме затраченного времени и неадекватного представления о тренинговых формах работы.

Менеджер по кадрам одного из предприятий, на котором проводился подобный тренинг, рассказывала об этом так: "Было обидно чувствовать себя ненужной. Тренеры со мной предварительно не поговорили, не узнали особенностей нашего предприятия, не соотнесли цели своих тренингов с нашими целями. В итоге, мои подчиненные так и не поняли, зачем им нужны были эти занятия. Осталось только ощущение, что все было четко расписано по времени и вызубрен преподаваемый материал".

На тренинговом рынке развивается мнение, что психологи для предприятий не нужны. Нужны менеджеры по кадрам, тренинг-менеджеры и т.п. При этом не учитывается, что работа по этим специальностям связана с людьми и подразумевает хорошее знание психологии. Поэтому оптимальный вариант - тренер, имеющий психологическое образование и образование в области менеджмента, который разбирается в механизмах работы бизнес-предприятий. Особенности тренинговой работы

Прежде всего еобходимо выяснить цели руководителя, заказывающего тренинг. Изменение поведения сотрудников, уменьшение конфликтных ситуаций, повышение продаж за счет новых форм общения с покупателями - все это результат проведения тренингов.

Например, руководитель предприятия во время предварительного собеседования задал такие вопросы: "Будете ли Вы проводить предварительную встречу с нашими менеджерами? Будет ли учитываться специфика нашего продукта при обучении?" Когда он получил положительные ответы, то сказал следующее: "Если бы вы сказали, что все это вам не нужно, я бы с вами не сотрудничал". И он был полностью прав. Только работа, учитывающая специфику предприятия, настрой сотрудников, их запросы и мотивацию, может принести эффект и решить задачу подготовки сотрудников.

Тренинги могут быть различными по форме проведения. Это может быть тренинг-дрессировка. Тренер с помощью жестоких манипулятивных приемов и положительного подкрепления формирует нужные варианты поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стирает" вредные и ненужные. Такая форма ведения тренингов дает быстрые результаты, которые так же быстро и исчезают. Участники подобных тренингов, принимая философию избавления от ненужного в себе, в конечном счете, теряют себя и перестают себе доверять. У них появляется сверхконтроль своего поведения, что влечет за собой излишнюю скованность и стресс. Варианты их поведения ограничиваются.

Другая форма тренинга прививает умения и навыки эффективного поведения. При такой форме работы участники отрабатывают до автоматизма нужные формы поведения. Но в жизни ситуаций всегда больше, нежели мы предполагаем. При такой форме обучения участники тренинга будут не готовы к нестандартным ситуациям, потому что на тренинге "их не проходили".

Следующая форма тренинга - активное обучение. На таком тренинге прежде всего даются базовые психологические знания. На их основе отрабатываются необходимые умения и навыки. Эта форма более результативна. Но здесь многое зависит от тренера. Психологические знания должны быть адаптированы к специфике работы участников тренинга.

Более результативным является тренинг, как метод создания условий для самораскрытия участников. В этом случае сотрудники учатся самостоятельно искать способы решения проблем. Задача тренера - дать необходимые психологические знания для более успешного поиска, а также раскрыть те ресурсы участников тренинга, которые они еще не используют в своей работе.

Итак, мы описали все виды тренингов. Тренер-дрессировщик полностью берет ответственность за изменения, происходящие в участниках, на себя. Но при этом абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. Таким образом, у участников формируется безответственное отношение к тому, что происходит на их предприятии.

Истинный тренер разделяет с участниками ответственность, вырабатывает у них понимание, что все происходящее на тренинге, на предприятии зависит не только от тренера или руководства, но и от них.

Из приведенных форм тренингов видно, насколько важна личность ведущего и те принципы, которых он придерживается во время обучения.

Менее важны варианты заданий и упражнений, так как одни и те же упражнения можно употреблять с разными задачами и целями.

Так как группа отражает общество в миниатюре, то во время тренинга происходит моделирование систем взаимоотношений, характерных для реальной жизни участников. Опытный тренер пользуется этим и дает возможность увидеть и проанализировать, в созданных им условиях психологической безопасности, те закономерности, которые свойственны данному предприятию.

В группе сотрудник может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений. Подобное экспериментирование в реальной жизни всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания. Таким образом, тренинговая группа выступает в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно пробовать вести себя иначе.

Если вашим сотрудникам только рассказали о конфликтах и путях выхода из них, но они сами не прочувствовали эти состояния и способы их разрешения, то такое обучение неэффективно и ничего не даст вашему предприятию. Нужно сказать, что обучение, связанное с решением конфликтных ситуаций, невозможно без практического этапа.

Правила тренинговых групп

Ведущий тренинга должен знать правила групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным. Так же, как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Это и необходимо понимать тренеру.

Каковы же наиболее распространенные правила тренинговых групп?

  • Правило "здесь и теперь". Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек "здесь и сейчас" показывает, как он ведет себя "по жизни". И на это стоит обращать внимание участников тренинга.
  • Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного раскрытия участников группы, ведь им предстоит продолжать работать вместе. Но каждый из них должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.
  • Правило "Я". В группе запрещается использовать рассуждения типа: "У всех такое мнение:", "Мы считаем:" и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее "мы". Все высказывания должны строиться с использованием "я". Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
  • Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники. Если они отказываются принимать участие, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.
  • Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Методы, используемые в тренингах

Выделяют базовые методы, которые используют в любых тренинговых группах. Это групповые дискуссии, игровые методы, моделирование ситуаций, техники развития сенсорной чувствительности и медитативные техники. В зависимости от целей тренинг включает в себя эти методы в разных пропорциях и соотношениях.

  • Групповая дискуссия - это совместное обсуждение спорных вопросов, позиций и стратегий поведения участников. Этот метод дает возможность увидеть проблему с разных сторон, пережить различные ситуации внутри группы, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, придти к какому-либо решению. Тренер может управлять дискуссией при помощи постановки тем. Но она может и не управляться, тогда темы выбирают сами участники.

В одной организации была поставлена цель тренинга - формирование команды. Тренинг начался с дискуссии его участников о том, что они понимают под командой и по каким критериям будут определять момент формирования у них команды. Во время дискуссии всплыло различное отношение сотрудников к самому факту формирования команды на предприятии. Выделилась группа, которая считала, что эффективнее работать индивидуально. Таким образом, дискуссия стала своеобразным диагностическим инструментом, дала возможность тренерам более точно поставить цели, как перед участниками тренинга, так и перед руководством.

  • Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организацонно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На стадии знакомства с группой игры нужны для преодоления скованности и напряженности, снятия "психологической защиты". Игры применяют и для диагностики трудностей в общении, психологических проблем участников тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные умения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал.

В организации проводилась игра "Молекулы", во время которой участники должны были по команде ведущего объединяться в группы по два, три и более человека. Во время этой игры при команде "восемь" участники одной группы стали перетаскивать к себе членов из других групп насильно, те сопротивлялись, объединение переросло в небольшую потасовку. Во время обсуждения своего поведения в игре, участники отметили, что пытались насильно перетаскивать новых членов к себе, не считаясь с их желанием. Они обнаружили, что подобное поведение свойственно их организации. Новый сотрудник подвергается необоснованно большему давлению, нежели сотрудник со стажем.

  • Моделирование ситуаций. Во время тренинга необходимо понять, как сотрудник ведет себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется. Тогда предлагается разыграть наиболее привычную ситуацию, например, продавцов просят продать что-либо одному из наиболее встречающихся типов покупателей. При этом поведение покупателя воспроизводит другой продавец. Такое моделирование дает возможность участнику тренинга увидеть свои выигрышные и проигрышные шаблоны поведения, а наблюдающих приучает анализировать рабочие ситуации.

В магазине при моделировании процесса продаж после просмотра отснятого материала был проведен анализ работы одного из продавцов. Ранее продавец считал, что тренинг ему не нужен, что он сам может кого угодно научить продавать. Группа под руководством тренера обсудила этапы продажи. При этом выяснилось, что продавец успешно продает только тем покупателям, которые по типу поведения похожи на него. Другие покупатели воспринимаются им как неудобные и бесперспективные. Таким образом, за день он теряет большой процент покупателей, которые готовы были купить, но не нашли общего языка с продавцом.

  • Техники развития сенсорной чувствительности - здесь участники развивают у себя умение воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. С помощью специальных упражнений сотрудники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их самовосприятие, насколько влияет общественное мнение на их поведение.
  • Медитативные техники используют для снятия излишнего напряжения у участников группы, развития у них дополнительных ресурсов. Подобного рода техники тренер может проводить с участниками группы, одновременно обучая их различным приемам самостоятельной медитации. Работа с коррекцией своего эмоционального и физического состояния - важная часть тренинга. Она повышает устойчивость сотрудников предприятия к стрессовым ситуациям, делает их поведение более гибким, уменьшает степень страха перед неопределенными или незнакомыми ситуациями.

Часто менеджеры и руководители предприятий не могут расслабиться даже на отдыхе, в голове постоянно вертятся мысли относительно проблем на работе. В таких случаях хорошо помогают медитативные техники "остановки внутреннего монолога", которым обучают на тренинге.

Итак, небольшой экскурс в мир тренингов закончен. Это краткое описание может быть полезно для руководителей, решивших повысить уровень профессионализма своих работников. С помощью данных рекомендаций они смогут составить для себя критерии, по которым будут отбирать тренинговую фирму и тренера для работы со своими сотрудниками.

Научно обоснованные индивидуальные формы тренинга начали появляться в начале XX века как средство преодоления ограничений, накладываемых на результаты обучения теоретическим знаниям, и «безопасного» приобретения трудовых навыков. В то же время начали развиваться разнообразные формы психической саморегуляции, направленные на снятие психоэмоционального напряжения специалистов профессий, имеющих экстремальную специфику деятельности или связанных с высокой сложностью организации труда (операторов). В 1922 г. американский психофизиолог Р. Д. Джейкобсон предложил систему прогрессирующей релаксации для снятия нервно-психического напряжения. В 1932 г. И. Г. Шультц разработал классический вариант аутогенной тренировки, основанной на эффекте снятия внутреннего напряжения внушенным расслаблением.

Возникновение групповых форм тренинга относят к 1945 году и связывают с именами К. Левина, К. Роджерса, Л. Брадфорта, Р. Липпита. В этот период в США создается Центр по изучению групповой динамики. В результате исследований в мастерской межгрупповых отношений К. Левин пришел к твердому убеждению, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Он утверждал, что для того чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, людям необходимо видеть себя такими, какими их видят окружающие. Разработанные К. Левином и К. Роджерсом теории групповой динамики и центрированной на клиенте терапии явились непосредственными источниками практики группового тренинга. В результате успешной работы мастерской межгрупповых отношений в 1947 г. в США создается Национальная лаборатория тренинга. Появившиеся в то время Т-группы (тренинговые группы) стали предшественниками современных видов психологической работы с группами, большинство из которых объединяются у

нас понятием «социально-психологический тренинг». Одна из причин популярности Т-групп заключается в возможности перестройки неэффективных стереотипов в психологически безопасных условиях тренинговой группы. Участникам Т-групп предлагается возможность экспериментировать с собственным поведением в искусственно создаваемой среде, в атмосфере доверия и поддержки, что способствует их большему самораскрытию, а соответственно и более глубинным изменениям. Кроме того, участники тренинга получают от тренера необходимую психологическую информацию и приобретают навыки, способствующие их личностному росту и более успешному общению с другими. Дальнейшее развитие Т-групп привело к появлению множества их разновидностей, порой смыкающихся с иными направлениями тренинга, но в общем их можно разделить на три течения:

1) общее развитие индивидуума;

2) формирование и исследование межличностных отношений;

3) улучшение деятельности организаций и коллективов путем оптимизации трудовых отношений.

В 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан и научно обоснован социально-психологический тренинг. Его практической областью приложения была социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства. Основными средствами тренинга стали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования навыков эффективной коммуникации. Значительный опыт социально-психологического тренинга, накопленный М. Форвергом и его учениками, представлен в пяти основных типах тренинга, к которым относились:

1. Группы, нацеленные на усвоение необходимых для конкретной профессии моделей социального поведения. Основой изменений выступала коррекция когнитивных структур, ответственных за регуляцию поведения. Данный тип тренинга не ориентирован на проработку личных проблем участников, за исключением тех, которые могут быть связаны с непосредственными профессиональными затруднениями.

2.Группы, ориентированные на подготовку к управленческой деятельности и направленные на развитие отдельных психологических качеств личности, решение частных психопрофилактических задач средствами аутогенной тренировки. В данном типе тренинга применяется направленное стимулирование групповой динамики с целью вскрытия ее закономерностей и развития навыков ее управлением.

3.Группы психогигиены и психопрофилактики, ориентированные на работу с руководителями с повышенным риском по отношению к психогенным и психическим заболеваниям. Данные группы формировались исключительно добровольно и проводились специалистами в области психотерапии и клинической психологии.

4.Группы развития личностного роста и компетентности в общении. Профессиональные проблемы в данном тренинге затрагивались только в случае их тесной связи с личностными особенностями участников тренинга.

5.Цель тренинга пятого типа - развитие социальной компетентности для работы в особо сложных ситуациях межличностного общения и частичное формирование новых целей жизни (Миккин, 1986; Макшанов, 1997).

Широкое распространение в отечественной практике СПТ начинает получать в начале 80-х годов. В 1982 г. была опубликована первая в стране монография Л. А. Петровской, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга. Л. А. Петровская предложила под единым термином «социально-психологический тренинг» обозначить практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы.

В качестве ведущей цели социально-психологического тренинга многими авторами выделяется повышение компетентности в общении. Л. А. Петровская под компетентностью в общении предлагает рассматривать развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения".

В. П. Захаров и Н. Ю. Хрящева для развития компетентности в общении определяют в качестве необходимости решение следующих задач:

1.Приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения.

2.Приобретение умений и навыков общения.

3.Коррекция, формирование и развитие установок, обеспечивающих успешность общения.

4.Развитие способности к адекватной оценке себя и других людей.

5.Развитие системы отношений личности.

В соответствии с ведущей направленностью работы и целями тренинговых групп их можно разделить на пять типов 2 .

1.«Я - Я» - группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост участников; главные источники преобразований - внутриличностные.

2.«Я -Другие» - группы, направленные на изменения в меж личностных отношениях и исследование процессов межличностного влияния и взаимодействия в зависимости от используемых способов.

3.«Я - Группа» - группы, направленные на исследование особенностей и стилей взаимодействия личности и группы как социальной общности и развитие эффективности этого взаимодействия.

4.«Я -- Организация» - группы, ориентированные на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях.

5.«Я - профессия» - группы, ориентированные на субъектов конкретной профессиональной деятельности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ


Похожая информация.