Краткий конспект лекций по логистике. Конспект лекций

Логистика: конспект лекций Мишина Лариса Александровна

ЛЕКЦИЯ № 5. Транспортная логистика

1. Сущность, принципы и функции транспортной логистики

Транспортная логистика выступает в роли необходимой составляющей всей теории и практики логистики коммерции, так как логистика как наука занимается управлением всеми потоковыми движениями, а управление материальным потоком невозможно без его перевозки.

Логистические операции на пути движения материального потока происходят с применением различных транспортных средств.

Затраты на эти операции составляют примерно половину от суммы затрат на логистику.

С учетом данного подхода к транспорту как части логистической цепи, логистика коммерции рассматривается в разных аспектах:

1) с позиции эффективности работы отдельных видов транспорта;

2) с точки зрения организации перевозок от грузопроизводителя до получателя;

3) с учетом интересов клиента важны не только основная перевозка, но и обработка, хранение.

Качество перевозок в большей степени отражается на общих расходах, чем их себестоимость, поэтому учет вышеперечисленных аспектов способствует оптимальному выбору транспортных услуг.

Транспорт, являясь важным звеном логистической системы, должен быть достаточно гибким для обеспечения перевозочного процесса с удовлетворением изменяющегося спроса.

Сам транспорт делится на:

1) транспорт общего пользования (охватывает нужды народного хозяйства в транспортировке грузов и пассажиров);

2) транспорт необщего пользования (транспорт самого предприятия и транспорт, принадлежащий нетранспортным фирмам).

Задачи транспортной логистики заключаются в обеспечении участников транспортного процесса техническим соответствием – это согласованность параметров транспортных средств, позволяющая работать как с контейнерами, так и с пакетами; технологическим соответствием, где технологическое соответствие – это применение единой технологии транспортировки и прямых перегрузок; согласование экономических интересов и использование единых систем планирования.

Создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор пути следования и вида транспортного средства – все эти задачи также относятся к транспортной логистике.

Из книги Великолепные мероприятия. Технологии и практика event management. автора Шумович Александр Вячеславович

Проведение Координация и логистика вашего мероприятия И вот наступил День мероприятия.Эта глава книги – единственная, посвященная собственно мероприятиям. Все остальные – подготовка и советы, как организовать работу. Вы можете год готовить мероприятие, которое будет

Из книги Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними автора Сидоров Дмитрий

Логистика цепочки поставок В настоящее время одним из приоритетов развития торговых компаний в России должна становиться логистика. Основные принципиальные задачи логистики – оптимальное управление товарными, информационными и денежными потоками для обеспечения

Из книги Логистика: конспект лекций автора Мишина Лариса Александровна

ЛЕКЦИЯ № 1. Логистика 1. Понятие и сущность логистики Логистика – искусство рассуждать, вычислять. В экономике логистика – это научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и финансовых

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

10. Маркетинговая логистика В современный период аргументировано использование маркетинга в распределительной логистике, что может содействовать более оптимальному ходу совершенствованию сбытовой деятельности.С позиции логистического подхода концепция маркетинга

Из книги Fast-менеджмент. Управлять – это просто, если знаешь как автора Нестеров Федор Федорович

ЛЕКЦИЯ № 4. Складская логистика 1. Логистика складирования В логистической цепи перемещение материальных потоков невозможно без концентрации в определенных местах нужных запасов, для хранения которых предназначены склады.Увеличение стоимости товара связано с

Из книги Ресторан выездного обслуживания (кейтеринг): с чего начать, как преуспеть автора Погодин Кирилл

1. Логистика складирования В логистической цепи перемещение материальных потоков невозможно без концентрации в определенных местах нужных запасов, для хранения которых предназначены склады.Увеличение стоимости товара связано с затратами на продвижение через склад

Из книги Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс автора Котлер Филип

5. Транспортная документация Основными документами, регламентирующими правила перевозок, являются Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.Уставы и Кодекс определяют обязанности и права, а также

Из книги Продажа товаров и услуг по методу бережливого производства автора Вумек Джеймс

ЛЕКЦИЯ № 6. Производственная логистика 1. Сущность и содержание производственной логистики Предприятие на современном этапе развития рассматривается в долговременной взаимосвязи с поставщиками сырья и потребителями готовой продукции, оно должно являться частью

Из книги Вся правда об ИКЕА. Что скрывается за успехом мегабренда автора Стенебу Юхан

ЛЕКЦИЯ № 7. Логистика запасов 1. Сущность и содержание логистических запасов Логистические процессы, проходящие или внутри предприятия, или между предприятиями, охватывают движение материальных потоков и сопровождаются постоянным созданием запасов. Причина создания

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 9. Распределительная логистика 1. Цели, задачи и функции распределительной логистики Главная цель распределительной логистики – доведение товара до потребителя с минимальными издержками.Распределительная логистика представляет собой планирование и

Из книги автора

2.3. Производство и логистика Физическое производство выставки включает управление множеством субподрядчиков, прежде всего взаимодействие с застройщиками, транспортно-экспедиторскими компаниями, специальными поставщиками, службами питания и т. д. Застройка курируется

Из книги автора

Логистика Под логистикой мы понимаем службу организации доставки всего необходимого до места назначения.Как правило, в компании есть три направления движения материальных потоков:? входящий – доставка всего, что нужно для производства и обеспечения работы компании;?

Из книги автора

Из книги автора

Глава 14 Управление оптовой и розничной торговлей и логистика В этой главе вы найдете ответы на следующие вопросы:1. Какие есть основные типы маркетинговых посредников?2. Какие маркетинговые решения принимают эти маркетинговые посредники?3. Каковы основные тенденции

1. Цели, концепции логистики.

2. Эволюция.

3. Основные понятия и определения.

4. Базисные, ключевые и поддерживающие функции логистики.

5. Логистические операции.

Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей

Предпосылками развития логистики являются:

- быстрый рост затрат на перевозку.

- достижение предела эффективности производства. С производства уже "сняты все сливки", и логистика остается областью, где еще сохраняются потенциальные возможности сокращения издержек фирмы.

- фундаментальные изменения в философии запасов.

- создание продуктивных линий как прямой результат внедрения концепции маркетинга (предоставление каждому потребителю той продукции, которая ему необходима).

- компьютерные технологии. Логистическое управление связано с обработкой огромного массива данных. Сама возможность управления предполагает знание: местоположения поставщиков, каждого потребителя, средств производств, складов и центров распределения; размера каждого заказа; затрат на перевозку; доступных видов транспорта и предлагаемого уровня обслуживания; уровня запасов на каждом складе. Развитие компьютерных технологий позволяет на практике осуществить концепцию логистики.

- рост использования компьютеров поставщиками и потребителями. Это позволяет фирмам систематически изучать качество услуг разных поставщиков. Результаты анализа приводят многие фирмы к осознанию необходимости модернизации используемых ими систем распределения. Фирмы шире используют систему поставки ресурсов "точно в срок", которая предъявляет очень высокие требования к поставщикам.

Цели логистики. Цель системы физического распределения состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем обслуживания. Целью управления материальными ресурсами , которое призвано обслуживать внутрифирменные материальные потоки, является эффективное удовлетворение потребностей фирмы в сырье, материалах, п/ф. Цели логистики связаны с координацией физического распределения и управление материальными ресурсами для снижения затрат или улучшения обслуживания потребителя. Чтобы достигнуть этих целей, менеджер по логистики использует взаимосвязанные концепции (принципы) – общих затрат, предотвращения субоптимизации.

Концепция общих затрат. В данной концепции функции логистики рассматриваются в целом, а не каждая в отдельности: перевозка продукции, складирование запасов, оптимизация размещения запасов и поставщиков, контроль запасов материальных ресурсов и готовой продукции, погрузочно-разгрузочные работы, обслуживание информационных потоков и т.п. В этой концепции все затраты рассматриваются как осуществляемые одновременно для обеспечения требуемого уровня обслуживания. При сравнении альтернативных подходов затраты по некоторым функциям увеличатся, по некоторым – уменьшатся или останутся на прежнем уровне. Цель состоит в нахождении альтернативы, которая характеризуется самыми низкими общими затратами.

Концепция предотвращения субоптимизации. Субоптимизации имеет место, когда усилия по совершенствованию отдельной функции не приводят к достижению оптимальных результатов. Возрастает понимание того, что эффективность отдельной функции, исследуемой изолированно, может отличаться от эффективности функции как части общего логистического процесса. Необходим поиск компромиссных вариантов взаимодействия всех функций, чтобы система в целом достигла оптимального баланса "стоимость/ эффективность ".

Понятие "логистика" произошло из Древней Греции, где он означало "искусство рассуждения, вычисления". В Риме под логистикой понимались правила распределения продовольствия. В Византии логистику считали способом организации снабжения армии и управления ею.

Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х годов, прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально развитых странах, причем сам термин "логистика" укоренился в бизнесе с конца 1970-х годов. Период с 1920-х до начала 1950-х годов называют периодом "фрагментаризации", когда идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не были востребованы, хотя отдельные логистические функции были важны с точки зрения снижения составляющих затрат. В течение этого периода вышел ряд работ по маркетингу, в которых была вскрыта природа физического распределения как составной части маркетинга, указана его роль в организации и повышении эффективности сбыта товаров. К началу 1950-х годов была в основном сформирована теория военной логистики.

Период с середины 1950-х по 1970-е годы западные специалисты называют периодом становления логистики. Этот период характеризуется быстрым развитием теории и практики логистики. Философия маркетинга широко распространилась в западных организациях бизнеса. В то же время пришло понимание того факта, что нельзя дольше пренебрегать возможностями улучшения дистрибьюции (физического распределения), прежде всего с позиций снижения затрат. Быстрое развитие олигополистических рыночных структур заставило организации бизнеса искать новые пути координации спроса и предложения, лучшего обслуживания потребителей. Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции.

В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована концепция бизнес- логистики как интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: "Логистика - это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время".

К началу 1970-х годов были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики, и некоторые западные фирмы начали их успешно применять на практике. Попытки внедрить логистическую координацию натолкнулись во многих западных фирмах на противодействие среднего и даже высшего звена менеджмента. Менеджеры, которые в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции, например закупок, транспортировки, грузопереработки, часто препятствовали внедрению организационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальными потоками на основе концепции снижения общих затрат. Дополнительные трудности создавали существовавшие в то время системы бухучета, не приспособленные для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оценки финансовых результатов логистических операций фирм. К концу 1970-х годов на Западе практически завершилась так называемая "тарно-упаковочная" революция, которая коренным образом изменила складской процесс, его операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение. Эффект дала и стандартизация тары и упаковки.

Период с 1980-х до середины 1990-х годов характеризуется стремительным развитием современных маркетинговой и интегральной концепций логистики в индустриальных странах Запада. За этот период теория и практика логистики на Западе шагнули далеко вперед, намного превзойдя уровень, достигнутый в предыдущие десятилетия. Определяющей идеей развития логистики в это время была максимальная интеграция логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемые логистические цепи: "закупки – производство – дистрибьюция – продажи" для достижения конечной цели бизнеса с минимальными затратами. Использование ПК, создание на их базе локальных вычислительных и телекоммуникационных сетей, автоматизированных рабочих мест (АРМ) открыло новые горизонты для логистики. Современное программное обеспечение позволило использовать ПК в интерактивных процедурах интегрированного логистического менеджмента от закупок материалов до распределения и продаж готовой продукции. Формирование мирового информационного пространства шло в направлении создания и развития баз и банков данных, систем и стандартов электронных сделок и электронных коммуникаций. Продвижению логистических концепций в бизнесе способствовал быстро развивающийся рынок электронных коммуникаций, а именно: сетей передачи данных, факсимильной связи, электронной почты, телеконференций, расчетных палат, общедоступного программного обеспечения и т.д.

Определяющую роль в становлении и утверждении интегральной концепции логистики сыграла возможность постоянного контроля материальных потоков в реальном масштабе времени в режиме удаленного доступа через информационные системы связи. В 1985 г. СЛМ (Совет логистического менеджмента США) уточнил определение логистики следующим образом: "Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей.

Основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток . Информационные, финансовые, сервисные потоки рассматриваются в подчиненном плане как генерируемые исследуемым материальным потоком.

В широком смысле логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо-, или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей . В узком смысле логистика – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.

Действия, прикладываемые к материальному (сопутствующему) потоку в такой системе, называются логистическими операциями или функциями.

Материальный поток можно определить как находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции, связанные с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.). Материальные ресурсы (МР) – это предметы труда: сырье, вспомогательные материалы, комплектующие, топливо, отходы производства и т.п. Незавершенное производство (НП) – это продукция, не законченная производством в пределах данного предприятия. Готовая продукция (ГП) – это продукция, полностью прошедшая производственный цикл на данном предприятии, укомплектованная, прошедшая технический контроль, сданная на склад или отгруженная потребителю.

Логистической операцией называют любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции (делению на составные части) в рамках поставленной задачи исследования или управления, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему потоков. Логистической функцией называют обособленную совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.

Логистическая система (ЛС) – это организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками. При этом задачи функционирования этих звеньев подчинены общей (генеральной) цели организации.

Звеном логистической системы (ЗЛС ) называется некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, преследующий свою локальную цель, обусловленную конкретными логистическими операциями или функциями . ЗЛС могут быть трех типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие потоки. Встречаются смешанные звенья ЗЛС, в которых свойства основных типов скомбинированы в разных сочетаниях. В качестве ЗЛС могут выступать поставщики, изготовители продукции, сбытовые, торговые, посреднические организации и т.п.

Логистической цепью (ЛЦ) называют множество звеньев ЛС, линейно упорядоченное по материальному (сопутствующему) потоку с целью анализа или проектирования определенного набора функций и (или) издержек.

Построение и исследование ЛЦ по сопутствующим потокам имеет большое практическое значение, т.к. в современном бизнесе отсутствует синхронность движения материальных ресурсов, ГП и относящихся к ним потоков информации и денежных средств. Например, информация о том, что товар отгружен и находится в пути, приходит покупателю гораздо раньше, чем сам товар. Кроме несовпадения во времени исследуемые потоки разорваны и отделены в пространстве. Это значительно осложняет принятие эффективных логистических решений.

Логистическая сеть – упорядоченное множество ЗЛС, взаимосвязанных между собой по материальному и иным потокам . Логистический канал – часть логистической сети, проводящая материальные потоки конкретного вида (наименования) продукции, начиная от поставщиков ресурсов и заканчивая конечным потребителем.

Каждой логистическая операция имеет издержки, которые несут конкретные ЗЛС. Если ЗЛС не входят в структуру фирмы – производителя товара, то для нее издержки партнеров выступают как плата за их посреднические услуги (тарифы за перевозку, погрузку-разгрузку, складирование, хранение, экспедирование и т.п.).

В структуре издержек стран Запада затраты на управление запасами занимают 20-40 %, транспортные расходы 15-35 %, административно-управленческие расходы 9-14 %. Классифицировать логистических издержек такова: на элементарные и комплексные операции; потери от иммобилизации средств в запасах; ущерб от недостаточного уровня качества управления и сервиса; на администрирование.

К базисным логистическим функциям относится: снабжение, производство, сбыт.

Ключевые логистические функции:

Поддержание стандартов обслуживания потребителей,

Управление закупками,

Транспортировка,

Управление запасами,

Управление процедурами заказов,

Управление производственными процедурами,

Ценообразование,

Физическое распределение.

Поддержание стандартов обслуживания потребителей, обеспечение заданного уровня качества продукции, распределение товаров и послепродажный сервис – первоочередная задача логистического менеджмента любой западной фирмы. Идеология всеобщего управления качеством, обязательная сертификация товаров и услуг согласно серии ИСО-9000 требуют от фирм непрерывных усилий по обеспечению более высокого качества товаров и сервиса по сравнению с конкурентами.

Управление закупками включает в себя комплекс таких задач, как выбор поставщиков материальных ресурсов, планирование потребности, определение сроков и объемов поставок, выбор форм поставок и типов транспорта с учетом факторов времени, качества ресурсов, издержек и рисков.

Управление транспортировкой предполагает выбор перевозчика и экспедитора, вида транспорта под определенный вид груза, маршрута.

Управление запасами представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте с учетом фактора времени.

Управление процедурами заказов определяет порядок получения и обработки заказов, моментов времени получения ГП (услуг), а также инициирует работу распределительной сети или посредников.

В управлении производственными процедурами большое значение имеют задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровня запасов ресурсов и незавершенного производства, прогнозирования потребности в ресурсах, сокращения производственного цикла.

Стратегия ценообразования связана с маркетинговой и логистической стратегиями фирмы. Последняя задает уровень общих издержек, составляющих базу цены ГП, а от маркетинговой стратегии зависит уровень рентабельности и окончательная цена продажи ГП.

Физическое распределение – комплексная функция, составная часть процесса распределения (дистрибьюции), включающая в себя все операции, связанные с физическим перемещение и хранением ГП в товаропроводящих структурах производителя и посредников.

К поддерживающим логистическим функциям обычно относят:

Складирование,

Грузопереработку,

Защитную упаковку,

Обеспечение возврата товаров,

Обеспечение запасными частями и сервис,

Сбор возвратных отходов,

Информационно-компьютерную поддержку.

Логистические операции чрезвычайно разнообразны: погрузка-разгрузка, затаривание, экспедирование грузов, перевозка, хранение, приемка и отпуск товаров, перегрузка, сортировка, комплектация, консолидация-разукрупнение, сбор, хранение, передача информации о грузах, расчеты с поставщиками и покупателями, страхование грузов, передача прав собственности на товар, таможирование и т.д.

Логистика

1. Понятие логистики. История появления и развития логистики а нашей стране и за рубежом.

2. Сущность логистики и ее значение для организации предпринимательской деятельности.

1: Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии е его требованиями а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.

Логистика (от греч. - искусство рассуждения, после - искусство снабжения армии и ее перемещение, математическая логистика).

Понятие Логистика - как математическая логика; техника и технология транспортно-складских работ в военной и/или гражданской области. Логистика -4-й главный элемент военной науки.

У нас в стране Всесоюзная Ассоциация Логистики образована в 1991г.

Фонд Логистических Разработок (1993г.) занимается подготовкой и переподготовкой кадров.

Логистика предприятия

Логистика снабжения Л. Пр-ва Логистика сбыта

Логистика складирования

Логистика внутризаводского транспорта

Глобальная цель логистики - сокращение цикла, уменьшение запасов.

На стадии производства - за счет синхронизации процессов; за счет определения потребности в материальных ресурсах; что требуется? когда? сколько?; за счет саморегулирования (пр-во идет в соответствии со спросом на ту или иную продукцию).

Соотношение различных циклов создания и пр-ва продукции.

Т тп =99% СОНТ Т п - производственный цикл (время на хождения деталей в цехах.

Т обр =5% Т тп - цикл технической подготовки пр-ва (НИОКР, ТТП)

Т прост =95% Т обр - обработка на станках

Т прост - транспортировка, складирование, простои

T о =15% Т о - время основной работы

Т всп - вспомогательное время

Т всп =70-85%

t=t шт +tn/n - формула сокращения времени

Основная задача логистики - использование материалов, энергии, информации, персонала и ср-в производства. Предоставить потребителю продукцию в заданное время заданного качества в заданное место и за определенную цену.

Логистика снабжения - закупка максимума материалов.

Логистика производства - найти дополнительные помещения для хранения.

Товар нужно продать как можно быстрее: Д-Т-Д или Д-Т-П-Т-Д (как напрямую так и через посредника).

Сущность товародвижения заключается в сочетании физических и экономических процессов. Физическое движение заключается в его территориальном продвижении из одного географического пункта в другой. Движение в экономическом пространстве заключается в переходе товара от одного владельца к другому, т.е. в смене прав собственника товара.

Логистика - нахождение такого канала товародвижения, который обеспечивает минимальные сроки и минимальные затраты по доставке товаров потребителю. Обеспечивает непрерывность производства и воспроизводства.

Товарный запас - готовая продукция, которая не продана.

Цели товара:

Удовлетворение потребностей потребителя;

Приносить прибыль владельцу;

Цикл товарообращения должен быть как можно короче. Условия:

1. Переход от рынка продавца к рынку потребителя;

2. Производство изделий большими партиями сменяется на мелкосерийное производство.

Показатели логистики:

Время поставки;

Точность, верность, обязательность поставки;

Готовность к поставке;

Качество поставок - определяется долей заказов, выполненных без дефектов в соответствии со спецификацией;

Гибкость - готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения;

Информация - способность предприятия выдавать запрашиваемые клиентом сведения на всех стадиях.

Сущность логистики в комплексе - управлять товародвижением на стадиях производства, снабжения и сбыта продукции.

Логистические аспекты товародвижения:

1. Наиболее рациональная организация пространственного размещения и материального потока.

2. Формирование хозяйственных связей (внутри- и внепроизводственных).

Взаимоотношение между поставщиком и потребителем формируется за счет того, что существует:

Территориальное разобщение - преодолевается путем создания транспортных связей;

Разобщение во времени из-за несовпадения процессов пр-ва и потребления - преодолевается путем создания запасов;

Персептивное разобщение - производители не знают, что требуется потребителю и наоборот - устраняется установлением каналов общения;

Разобщения во владении - преодолевается за счет актов купли-продажи.

3. Изучение рынка и прогнозирование спроса.

4. Определение потребностей в материальных ресурсах (определение объемов и направления перевозок, требуемого количества и видов транспорта, количество и объем складов и т.д.)

5. Выбор поставщиков.

6. Установление последовательности и звенности передвижения продукции через места складирования.

7. Формирование и регулирование запасов.

8. Выполнение операций непосредственно предшествующих и завершающих перевозку продукции.

Принципы логистики.

1. Саморегулирование (сбалансировапнность производства).

2. Гибкость (возможность внесения изменений в график закупки материалов, изменение в сроках поставки).

3. Минимизация объемов запасов.

4. Моделирование товародвижения.

5. Компьютеризация (управление мат. потоками).

6. Надежность в обеспечении ресурсами.

7. Экономичность (сокращение уровня запасов продукции у потребителя до 30-45%, повышение уровня информационного обслуживания, транспорт)

Условия внедрения логистики:

1. Конкуренция.

2. Отсутствие дефицита.

3: Основные понятия Логистики

Материальный поток (МП) - совокупность ресурсов одного наименования, находящихся в процессе приложения к ним различных логистических операций (складирование - элементарный МП).

Множество элементарных МП формирующихся на предприятии составляют общий мат. поток, обеспечивающий функционирование предприятия. МП имеет размерность (объем, время, количество, масса), формой существования МП может быть грузооборот склада или грузовой поток (кол-во грузов, перевезенное отдельными видами транспорта от пункта отправления до пункта назначения за опр. период времени).

Информационный поток (ИП) не всегда соответствует дан. МП, т.е. ИП и МП могут быть синхронные и асинхронные.

Логистическая операция - обособленная совокупность действий, направленных на преобразование ИП или ИП. Логистическая операция может быть материальной (транспортировка, складирование, погрузка) и нематериальной (сбор данных о МП, хранение и передача данных).

Логистическая функция - укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Основные функции - снабжение, пр-во, сбыт.

В логистике для управления потоками использую функции :

Планирование (установление оптимальной траектории движения, разработка расписания или графика следования потока, расчет потребностей в ресурсах для осуществления потока).

Оперативное регулирование (отслеживание каждого объекта потока, согласно графику движения, выработка и применение управленческих воздействий).

Учет, сбор, обработка, хранение и выдача информации о МП, составление отчетности).

Контроль (степень соответствия фактических параметров потока плановым).

Анализ (причины несоответствия плану).

Координация (координация процессов закупки, сбыта).

Логистический канал - частично упорядоченное множество, состоящие из поставщика, потребителя, перевозчиков, посредников, страховщиков и т.д.

Потребитель или поставщик в условиях рыночной экономики имеют возможность выбора по различным критериям с помощью применения различных методов вычисления рейтингов. После сделанного выбора логистический канал превращается в логистическую цепь (линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой. Параметрами логистической цепи могут быть орг. коэффициент звенности, который показывает, сколько раз продукция была перепродана и складской коэффициент звенности -сколько перевалок прошла продукция на том-же пути; логистический цикл - интервал времени между оформлением заказа на поставку товаров и доставкой продукции на склад потребителя. Логистический цикл в общем виде включает в себя:

время на формулировку заказа и его оформление в установленном порядке.

время на доставку или передачу заказа поставщику.

время выполнения заказа (время ожидания постановки заказа на выполнение, время выполнения заказа, время простоев, комплекса услуг).

время доставки изготовленной продукции заказчику.

время на подготовку продукции к потреблению.

п.п. 3, 4 - занимают наибольший удельный вес.

Производственный цикл - часть логистического цикла (от запуска на операцию до полного изготовления).

Логистический цикл - включает сферу обращения. Логистические издержки - затраты на выполнение логистических операций (складирование, сбережение...). По эк. содержанию логистические издержки представляют:

Издержки обращения и части издержек производства (затраты на тару и упаковку). В масштабе отдельно взятой фирмы лог. издержки могут быть определены в % от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, гот. продукции или в % от условно чистой продукции.

Логистическая система - адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции или операции, состоящая из подсистем, имеющая развитые связи с внешней средой. В качестве логистических систем рассматриваются промышленные и торговые предприятия, территориально-промышленный центр, снабженческо-сбытовую организацию и т.д. Логистическая система может быть с прямыми связями, т.е. система, в которой материальный поток доводится до конечного потребителя без участия посредников; гибкая - доведение мат. потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредника.

Эффективность логистической системы - показатель для характеристики качества работы рассматриваемой системы при заданном уровне логистических издержек. 2 показателя: качество обслуживания, цена обслуживания.

Материальные потоки логистики .

Мат. ресурсы:

Основные материалы (материалы, входящие в продукт и составляющие его основу);

Вспомогательные материалы (материалы в небольших количествах являющиеся составной частью)

Полуфабрикаты;

Комплектующие изделия (могут быть приобретены со стороны или на предприятии);

Незавершенное производство (предметы труда, незаконченные обработкой в данном цехе);

Деталь (готовая часть механизма, используемая при сборке готовой продукции);

Узел (сборочная единица из 2-х и более деталей);

Блок (укрупненные сборочные единицы);

Готовые изделия (соответствующие всем требованиям ГОСТ);

Система (совокупность устройств).

Материальный поток - поток материальных ресурсов, перемещаемых на всем протяжении логистического процесса. Материальные ресурсы могут быть материальным потоком при условиях:

Что? - речь идет о конкретном наименовании.

Сколько? - четкость определения объемов ресурсов.

Кто? - указан поставщик ресурсов.

Откуда? - где хранились мат. ресурсы, подлежащие перемещению.

Куда? - место, куда должны быть доставлены ресурсы.

Когда? - срок, определяющий перемещение ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у потребителя.

Мат. поток - материальные ресурсы определенных видов, в определенных количествах перемещаемые от определенного поставщика к определенному получателю из одного определенного места в другое в заранее оговоренный срок.

Если мат. ресурсы собраны на складе, они не мат. поток а мат. запасы.

Характеристики мат. потока.

1-я часть:

Ассортимент

Габариты

Качество (сорт, марка)

2-я часть:

Количество материальных ресурсов и интенсивность потока (штучные грузы оцениваются в штуках; легковесные но объемные - по объему; тяжеловесные и крупногабаритные - по площади, по массе).

Начальная точка пути - поставщик, конечная - потребитель.

Траектория

Длина пути

Время движения.

Разновидности материальных потоков :

По номенклатуре (простые или сложные, одно- или многоассортиментные);

По степени готовности (планируемые, формируемые, расформировываемые)

По месту в процессе обращения (ожидающие отгрузки, отгруженные, в пути, прибывшие, ожидающие разгрузки, принятые на склад).

По непрерывности (непрерывные и дискретные).

По частоте прибытия или отправления (срочные, длительные, часовые, ежедневные и т.д.).

По различиям массы или объема (массовые, крупные, средние, мелкие)

Массовые потоки - перемещение которых осуществляется ни в единичных транспортных средствах, а в большой их группе, крупные - мельче массовых (1-2 вагона, но часто).

Мелкие потоки - масса которых меньше грузоподъемности транспортных средств.

По различиям массы:

Тяжеловесные

Легковесные

По степени агрессивности, огнеопасности, взрывоопасности:

Неагрессивные

Агрессивные

Неогнеопасные

Огнеопасные

Взрывоопасные

Взрывобезопасные

По степени совместимости:

Совместимые

Несовместимые

По способу затаривания:

Грузы контейнеров

Мешках и другие бестарные грузы.

Материальные потоки делят на:

Напряженные

Ненапряженные

К напряженным потокам относят многоассортиментные потоки, в больших объемах, с учетом сложности разгрузки или приемки.

Ненапряженные - узкоассортиментные, одноассортиментные, маленькие объемы. Но одноассортиментные потоки могут быть напряженными.

Материальные потоки по степени определенности делятся на:

Детерминированные

Стохастические (если отсутствует какая-то характеристика)

По ритмичности отправок:

Ритмичные

Неритмичные

Ритмичные М,П, - в которых синхронизированы сроки поставки (отгрузки) в соответствии с заранее спланированным графиком.

По степени равномерности:

Равномерные

Неравномерные

Равномерные характеризуются постоянством скорости перемещения.

Неравномерные - с переменной скоростью

Материальные потоки делятся на

Внешние

Внутренние

Внешние перемещаются за пределами логистической системы.

Внутренние - внутри ее.

По месту их поступления М.П бывают:

Входные

Выходные

Стабильные и нестабильные М.П.

Стационарные (для установившегося технологического процесса) и нестационарные М.П (для вновь осваиваемых изделий).

Логистика закупок

1. Функции закупки материалов.

2. Разновидности потребностей и методы их расчета.

4. Управление процессом поставок.

5. Особенности закупок материалов по системе “Just In Time”.

1: Административно-командная система.

1. Объем продукции, подлежащей обмену, регламентируется государством по каждому поставщику и потребителю.

2. Сверху регламентировались хозяйственные связи по поставкам продукции путем приклрепления поставщиков к потребителям.

3. Обмен продукцией осуществлялся по гос. ценам.

4. Возможности выбора вариантов снабжения были ограничены.

Способ обмена товара в условиях рыночной экономики характеризуется следующими чертами:

1. Объемы и состав товарной массы определяется спросом и предложением на рынке.

2. Выбор хозяйственных связей и партнеров в обмене является прерогативой продавцов и покупателей.

3. Соотношение спроса и предложения, условия закупки оказывают непосредственное значение на уровень цен.

4. В организации обмена активная роль принадлежит к посредническим звеньям.

Функции логистических закупок:

1. Определение потребности в необходимых мат. ресурсах.

2. Получение и оценка предложений.

3. Выбор поставщиков.

4. Согласование цены и заключение договоров.

5. Формирование заказов.

6. Контроль над количеством и сроками поставок.

7. Входной контроль и размещение мат. ресурсов на складе.

8. Управление запасами и контроль.

2: Виды потребностей

Потребность на плановый период, независимо от того, находятся запасы на складе или в виде производственных заделов - потребность брутто.

Общая брутто потребность - брутто потребность+доп. потребность, которая включает проведение экспериментов, выполнение образцов, повышение потребности, связанное с ремонтом и содержанием оборудования, резерв на случай недопоставок.

Потребность нетто - чистая потребность. Определяется как разность брутто потребности и располагаемого наличия.

Первичная -рыночная потребность (то, что надо для продажи на рынке)

Вторичная - сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, которые необходимы для первичной потребности.

Третичная - вспомогательные материалы прочего назначения, необходимые для первичной и вторичной потребности.

При определении потребностей материалов различают следующие подходы:

1. Расчет потребности материалов начинается только когда она возникает.

2. Расчет на учете потребителя материалов.

Методы определения потребности.

а. Детерминированный (основан на использовании вполне определенных исходных данных, служит для определения вторичной и третичной потребностей при известной первичной). Необходимая информация - первичная потребность, включающая данные об объемах и сроках изготовления; информация о структуре изделия в форме спецификации или указаний о применяемости тех или иных деталей; нормы расходов по материалам и видам продукции; располагаемое наличие.

Расчет мат. ресурсов ведется отдельно для соц. нужд, основного и вспомогательного производства и здесь могут быть использованы экономико-математические модели.

Потребность мат. ресурсов для основного пр-ва:

(M - потребность мат-лов; H - норма расхода мат. рес. i-го наименования на j вид изделия; N - производственная программа j вида продукции; n - ассортимент)

Определение потребности в мат. ресурсах на ремонтно эксплуатационные нужды:

(T - годовая загрузка оборудования; T 0 - наработка на отказ оборудования данного вида; R 0 - заданный уро вень надежности; Q j - кол-во ед. оборудования данного вида; H ij - норма расхода мат. i-го вида на 1 ремонт).

Потребность может быть определена на основе иерархии изделия с учетом входимости элементов:

Узел1 Узел2 Узел3

Деталь1 Деталь2 Деталь3

В детерминированном методе важно установить время потребления мат. ресурсов. Здесь может быть полезен цикловой график.

Он заполняется справа налево. Цикл определяется по наиболее длительной операции.

На основании циклового графика можно определить, сколько деталей запустить и когда.

Чтобы выполнить заказ в срок, материалы должны иметься в наличии в наиболее ранний срок, с тем, чтобы цикл их поступления и первичной обработки не увеличивал цикл изготовления изделия.

Детали должны быть своевременно готовы, чтобы оставалось время для сборки. Покупные изделия должны быть заказаны с учетом ожидаемого времени поставки.

Стохастические методы определения потребности.

Основаны на прогнозировании. Прогнозы могут быть среднесрочные (3-5 лет), кратко- и долгосрочные. Прогнозирование может быть выполнено на основе алгоритма:

1. Анализ временных рядов.

2. Определение модели потребления.

3. Выбор метода.

4. Графическая интерпретация прогнозной потребности.

Управление поставками.

Поставка - продажа продукции оптовым покупателям:

1. Торговым предприятиям для последующей перепродажи (рын. фонд).

2. Промышленным предприятиям для последующей переработки (фонд пром. перераб.)

3. Организациям и предприятиям сферы нематериальных услуг (внерын. фонд).

Транзитная поставка - когда товар минует оптовое звено.

Складская - сначала поступает на оптовую базу.

Уровни поставок:

Межличностный (между сотрудниками фирмы);

Межотделенческий;

Уровня предприятий, организаций;

Международный (уровень правительства)

Между собой различаются масштабами и уровнями значимости.

Поставщик - обеспечивающий какими-либо товарами другое лицо на определенных условиях. Поставщиком может быть изготовитель и посредник.

Важно снизить стоимость мат. ресурсов для увеличения прибыли (при неизменных накладных расходах).

Процесс поставки.

потребность уста-

потребность новлена

удовлетворена

управление спецификация

взаимодействием

источники цена

качество время

определение соглашение спецификация источника

переговоры оценка источника

Внешний круг показывает последовательность событий при типичном взаимодействии. Внутренний показывает 5 правил закупки, которые следует воспроизводить в на всех фазах процесса поставки.

Потребность в мат. ресурсах может быть определена на основе заявок от различных подразделений. Зная производственную программу детально расписывая, что нам нужно (производить ли комплект изделий или закупать на стороне - смотря что дешевле).

Выявление источника - выбор и определение поставщика (определить критерии оценки поставщика, затем осуществить его поиск. Поставщик может предложить себя сам, можно найти в справочниках, на ярмарках, выставках)

Оценка источника - оценка поставщика.

Оценка источника (поставщика).

Что представляет собой организация с точки зрения организационной и технической.

Мнение других людей, контактирующих с данной организацией.

Критерии оценки поставщика:

Приемлемая цена;

Качество поставляемой продукции;

Качество обслуживания потребителей;

Гибкость поставок;

Ограничение размера заказа;

Удаленность поставщика от потребителя;

Психологический климат в коллективе;

Кредитоспособность и финансовое положение.

Методы выбора поставщика .

1. Балльный метод - определяется наибольшее значащие критерии для оценки поставщиков. Выбирается определенная система баллов и величина оценки. Определяется значимость критериев в долях единицы.

Критерии

Поставщики

Значимость критериев

баллов баллов баллов баллов

Где сумма баллов максимальная, тот поставщик имеет большую значимость, чем другие.

2. Другой подход - определяется показатель идеального поставщика, и каждый из поставщиков сравнивается с идеалом.

3. Расстановка приоритетов - по результатам работы поставщиков производится их фактическая оценка. Для этого:

Выбираются наиболее важные критерии оценки;

Выбирается метод измерения деятельности поставщика;

Определяется относительная важность каждого параметра и принимается метод оценки результатов.

Пример: в оценке поставщика качество продукции представляет первостепенную важность. Также принимаются важными качество обслуживания и цена. Важность 1-го параметра - 50%, других - по 25%. Вырабатывается система очков, которая помогает количественно оценить деятельность поставщика по каждому параметру. Количество продукции принимается за 100 очков, из которых вычитается количество очков, показывающих продукцию, от которой нам пришлось отказаться. Обслуживание - за каждую просроченную поставку вычитается 5 очков. Цена - выбирается самая низкая из назначенных цен как % отношение к действительно уплаченной цене (95 - самая низкая, а заплатили 100). Исходя из этих данных:

Качество - 50% (100-12)= 44,0

Обслуживание - 25% (100-5*5)=18,75

Цена - 25% (95/100)= 23,75

Итого 86,5 очков

Ведение переговоров. В результате должен быть достигнут выигрыш как для поставщика, так и для покупателя. Отношения поставщика и потребителя складываются на основе партнерства.

Хороший поставщик - доставляет товар вовремя, обеспечивает надежность и качество, стабильность, выполняет обещания, держит покупателя в курсе дела.

Хороший потребитель - заказывает вовремя, обеспечивает постоянный спрос, платит аккуратно, точно определяет спецификацию, доверяет поставщику и строит свои отношения на взаимопонимании.

Соглашение. В результате осуществляется подписание контракта или договор поставки - соглашение, по которому одно юр. лицо (поставщик) обязуется передать в определенный срок другому юр. лицу (потребителю) в собственность продукцию обусловленного ассортимента и качества в требуемом количестве, а потребитель - оплатить продукцию. При несоблюдении условий договора предприятие-поставщик должен оплатить неустойку.

Управление взаимоотношениями. Осуществляется контроль за поставками. В некоторых случаях, чтобы поставки были выполнены вовремя, осуществляется экспидирование поставки

Главный показателем поставок является надежность снабжения:

P =1-P отказа (P отказа - вероятность отказа в удовлетворении заявки).

Одноканальная система (на 1 комплектующую - 1 поставщик). Надежность снабжения:

В других случаях - алгоритм определения надежности поставок:

1. Сопоставление даты поставки плановой и фактической.

2. Определение времени опоздания.

3. Сопоставляется объем поставки плановый и фактический. Выявляются случаи недопоставки продукции.

4. Определяется объем недопоставки продукции Q =Q фактич - Q план.

5. Определяется условное опоздание в случае недопоставки t оп = Q/q.

(Q - величина недопоставки, q - средний дневной расход).

6. Определяется общая величина опозданий T оп = t оп +t оп

7. Определяется количество случаев отказа.

8. Определяется наработка на отказ Т о =(Т - Т оп)/n где Т - общее число дней в периоде.

9. Определяется интенсивность отказов =1/Т оп.

10. Определяется коэффициент готовности поставок К гп =(Т-Т оп)/Т

11. Надежность снабжения Р=К гп *е - t чем выше этот коэфф., тем надежнее снабжение.

5: Особенности закупки материалов по системе JIT (точно вовр е мя)

Система разработана в Японии. Ее особенности:

Стабильный выпуск продукции;

Частые поставки небольшими партиями;

Поставки на основе долгосрочных заказов;

Минимальный объем сопутствующей документации;

Объем информации по поставкам фиксирован для всего объема, но может меняться от одной поставки к другой;

Поставки с избытком или недостатком практически исключаются;

Поставщиков ориентируют на использование стандартной тары и упаковки;

От поставщиков требуется выпуск деталей мелкими партиями и определение системы JIT по закупке материалов;

Минимальный объем спецификации;

Поставщикам обеспечивается помощь в качестве продукции;

Количество поставщиков ограничено;

Выбираются близко расположенные поставщики;

Большое внимание в этой системе уделяется доставке грузов.

Достоинства системы:

Сокращаются затраты на содержание запасов;

Сокращение брака;

Сокращение объема спецификации;

Удобства внесения изменений (по телефону);

Достоинства для поставщика:

Сохраняется квалифицированная рабочая сила;

Сохраняются собственные запасы за счет внедрения системы;

Упрощение процедуры согласования поставок за счет близости поставщика.

Формирование и регулирование запасов

1. Понятие запаса. Причины образования.

2. Сущность и значение производственного запаса.

3. Расчет параметра регулирования запасов.

4. Системы регулирования запасов.

1: Понятие запаса . Виды дефицита:

Естественный (отсутствие тех или иных видов ресурсов);

Технологический (образуется из-за того, что делали не то, что нужно);

Искусственный.

При дефиците необходимо делать запасы.

2: Сущность и значение производственного запаса.

Простые запасы - различные виды мат. ресурсов, предназначенных для производственного потребления.

Причины образования простых запасов:

Несоответствие объемов поставки объему разового потребления;

Разрыв во времени между моментами поступления материалов и его потреблением;

Климатические условия местности;

Снижение транспортных расходов.

Производственный запас включает:

Текущий запас (необходимый для между 2-мя очередными поставками);

Подготовительный запас (служит для обеспечения бесперебойной работы предприятия в период, необходимый для подготовки механизмов для эксплуатации);

Страховой или гарантийный запас (необходим на случай перебоев в процессе снабжения).

Товарные запасы (запасы готовой продукции и запасы в каналах сферы обращения).

Каждый из видов запаса может быть измерен:

а) в натуральном выражении (шт., м 2) для определения степени обеспеченности запасами конкретного вида продукции;

б) в стоимостном выражении (надо знать, сколько ресурсов и по какой цене) необходим для общей величины запаса и сравнения с реализацией продукции, издержками и другими показателями.

в) в днях обеспеченности (необходимый объем запасов в натуральном выражении разделить на среднесуточный расход).

3: расчет оптимальной величины партии поставок .

Необходимо ответить на следующие вопросы:

Сколько должно содержаться в запасе мат. ресурсов?

Сколько мы можем заказать за 1 раз?

Когда нам заказывать?

поставок

страховой Т

период между

1-й и 2-й поставками

q тек(t) = q max - *t (- среднесуточный расход).

За норму текущего запаса в натуральном выражении принимается половина максимального запаса: q ср = (q max + q min)/2 = q max /2

Период времени между двумя поставками: Т= q max / (q max - величина партий).

Норма текущего запаса в днях обеспеченности определяется как половина интервала между поставками.

Уровни запасов - макс., средний, мин.

ПЗ max = q max текущий + q страховой.

ПЗ средний = q текущий средний + q страховой

ПЗ min = q страховой

Расчет в условиях неопределенности.

Экономический размер партии - такая величина партии товаров, которая позволяет сократить до минимума ожидаемую общую потребность на запасы при определенных условиях и ценах.

Методика определения экономического размера партии заключается в сравнении достоинств и недостатков больших и малых запасов. При определении экономического размера партии используются следующие допущения:

Общее число единиц, составляющее годовую потребность, известно;

Величина спроса постоянна;

Выполнение заказов происходит немедленно;

Расходы на оформление заказа не зависят от величины партии;

Цены на материалы не меняются в рассматриваемом периоде.

Определяем затраты на приобретение материалов.

С мат = Ц*q (Ц - цена товара, q - объем партии) С 1 - затраты с выполнением заказа на поставку, условно-постоянные расходы (не зависящие от объема партии) по размещению заказа, оформлению или подписанию договора, командировочные расходы. Административные расходы (почта, телеграф), расходы по приемке и складированию грузов.

(С хр- - затраты на хранение, t- период поставки, p- среднесут. расход)

С 2 - затраты на хранение единицы товара, q - хранимый запас, p - среднесуточный расход.

C общ =Ц*q+C 1 +C хр (общая величина затрат на партию)

Общая зависимость от величины партии

С Формула Уилсона

(P- суточная потребность (ед/сутки))

q опт С 1 (A- годовая потребность (ед/год)).

Зная q опт можно определить оптимальное число поставок в год = n опт A/ q опт

Оптимальный интервал между поставками t опт =360/ n опт

C 1 =10-16; С 2 =0,1-0,5; Нижний предел 10/0,5=20; Верхний предел 16/0,1=160

С 1 /С 2 =(160+20)/2=90, т.е. q опт =445q

Затраты, связанные с содержание запасов составляют 10-40% от стоимости самих запасов. С 2 -переменные расходы, включают в себя:

Затраты, связанные с отоплением, освещением;

З/пл работников;

Затраты, связанные с проведением инвентаризаций, замораживанием оборотных средств, порча товаров, естественная убыль;

Расходы, связанные с комплектованием.

Несколько случаев определения величины оптимальной поставки:

Затянувшаяся партия;

Ускоренное использование запасов;

Поступление материалов в течение определенного периода времени при наличии дефицита.

Модель затянувшейся поставки

q Суть: период времени разделяется на 2 части.

q max в период t 1: поступление мат. ресурсов и их расход (b>p,

(b-p)t q-pt b-поступление, пр-во)

Максимальная величина запаса q max =(b-p)/t=(b-p)q/b=(1-p/b)/q

q сред =(1-p/b)q max /2

C общ =С хр +С 1 +С тр =(1-p/b)C 2 q/2+C 1 n+C тр (руб/год) С тр - транспортн. расходы, n-количество партий.

Берем 1-ю производную по C общ и приравниваем к 0:

Ускоренное использование запасов : интенсивность потребления мат. ресурсов такова, что может возникнуть определенный дефицит материалов. Если этот дефицит сопоставим с затратами на содержание запасов, то дефицит допускается.

t 1 - время, в течение которого запас на складе в наличии.

q н t 2 - время, которое запас отсутствует.

q н - начальный размер запаса (как правило, мень

q опт ше величины оптимальной партии)

Определяется С общ и текущие затраты:

Средний размер дефицита:

С 3 - затраты, связанные с потерями дефицита С деф =С 3

(- поправка на дефи цит)

Модель поступления материалов в течение определенного периода вр е мени при наличии дефицита.

q t 1- - время поступления с одновременным расходом мат. рес.

t 2 - период расхода запаса.

t 3 - период дефицита.

t 4 - период пополнения дефицита.

t 1 t 2 t 3 t 4 t

C 3 включает:

Штрафы потребителям за несвоевременную поставку;

Оплата простоя рабочим;

Оплата сверхурочных часов работы;

Потери, связанные с увеличением с/с прод.

Потери, связанные с поставками неправильного ассортимента.

Определение величины оптимальной партии в условиях неопределенн о сти.

спрос (газеты)

частота (дни)

относит. частота

накопит. частота

Размер заказа

28: 28*0,15=1,4$

30: 28*0,15-30*0,1=1,2

Ожидаемая дневная прибыль за каждый день опр-ся:

П(28)=0,1*1,4+0,2*1,4+0,35*1,4+0,25*1,4+0,1*1,4=1,4$

Метод предельных величин: анализ начинается с минимального объема заказа и определяется вероятность продажи этого объема: Р(МРU)(1-Р)МСО

Р - вероятность продажи еще 1-й единицы продукции;

МСО - пред. издержки избыточного заказа

МРU - пред. доход от продажи доп. единицы.

РМСО/(МСО+МРU)=0,1/(0,1+0,05)=0,67

Гарантийный (страховой)запас .

1 Величина гарантийного запаса определяется:

По интервалу отставания поставок мат. ресурсов

Тема 1. Транспортная логистика и ее место в системе управления цепями поставок. Концепция развития транспорта

Роль транспорта в цепи поставок товара. Необходимость применения принципов логистики в работе транспорта. Влияние организации и технологии работы транспорта на результативность системы товародвижения. Логистическая политика организации деятельности транспортных предприятий. Основные задачи транспортного обеспечения логистики. Государственная стратегия развития транспорта России.

Тема 2. Услуги транспорта и транспортное обслуживание

Понятие услуги. Особенности деятельности по предоставлению услуг. Классификация услуг транспорта. Транспортное обслуживание и тенденции его развития. Качество транспортного обслуживания и рациональный уровень сервиса. Параметры качества обслуживания.

Тема 3. Альтернативы транспортировки и выбор способа транспортного обеспечения

Система критериев выбора способа доставки. Виды систем доставки (юнимодальные, мультимодальные, интермодальные перевозки). Задача МОВ. Выбор перевозчика фирмой. Методы выбора перевозчика.

Тема 4. Технологические схемы доставки грузов и пассажиров

Основные принципы технологии перевозочного процесса. Технологические схемы процесса перевозки грузов. Элементы технологических схем и закономерности их функционирования. Современные и прогрессивные транспортные технологии, применяемые при выполнении перевозок. Челночная и получелночная схемы доставки. Система комбинированных перевозок: контрейлерные, роудрейлерные и др. Выбор технологической схемы доставки груза.

Тема 5. Особенности транспортно-логистических систем различных видов транспорта и их взаимодействие

Характеристика магистральных видов транспорта (железнодорожного, авиационного, водного, автомобильного). Сферы использования. Технико-экономические особенности. Транспортная сеть. Технические средства. Особенности технологии и управления перевозочным процессом. Тенденции развития. Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта. Выбор вида транспорта.

Тема 6. Единый технологический процесс (ЕТП)

Определение ЕТП, его задачи. Основные требования к ЕТП. Организация ЕТП и методы решения транспортно-производственных задач. Этапы и принципы разработки ЕТП.

Тема 7. Транспортные узлы

Классификация транспортных узлов. Принципы и характеристики функционирования транспортного узла. Структура транспортного узла. Процессы взаимодействия в транспортных узлах, их параметры. Эксплуатационная надежность транспортного узла. Определение оптимальной очередности обслуживания; распределение подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов и других ресурсов; планирование завоза-вывоза грузов; согласование расписания движения и прибытия. Пути решения оптимизационных задач. Система приоритетов. Технологические схемы перевалки грузов в пунктах взаимодействия различных видов транспорта.

Тема 8. Транспортно-логистическое проектирование и управление

Описание процесса проектирования системы доставки грузов. Анализ требований к системе доставки. Участники системы доставки. Разработка маршрутов и составление графиков доставки грузов. Выбор транспортного средства.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Воронежская государственная технологическая академия

Кафедра экономики и менеджмента

Логистика Курс лекций для студентов экономического факультета

Составитель: доцент В.М. Самойлов

Воронеж, 2010

Логистика: Курс лекций / Воронеж. гос. технол. акад.: Сост. В.М. Самойлов, Л.В. Смарчкова, П.В. Самойлов. Воронеж, 2010. - 71 с.

Курс лекций разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми квалификационной характеристикой ГОС ВПО подготовки экономистов по специальностям 080502 - «Экономика и управление на предприятии (пищевая промышленность)».

Содержит общие требования по закреплению теоретических знаний дисциплины цикла ОПД.

Библиогр.: 46 назв.

Составители: доцент В.М. Самойлов,

Доцент л.В. Смарчкова,

ст. преподаватель П.В. Самойлов

Научный редактор проф.

Рецензент доцент кафедры

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Воронежской государственной технологической академии

 Самойлов В.М.

Смарчкова Л.В.

Самойлов П.В.

 Воронежская

государственная

технологическая

академия, 2010

Раздел I. Терминологический аппарат, концептуальные и методологические основы

логистики 5

Тема 1. Введение в логистику 5

1.1. История термина. Объект, цели и задачи исследования 5

1.2. Развитие отечественной логистики 6

Тема 2. Понятие логистики 7

2.1. Определение понятия логистики 7

2.2. Этапы развития логистики 8

2.3. Понятие материального потока и логистической операции 11

2.4. Информационные потоки в логистике 13

2.5. Пример логистической оптимизации материального потока в сфере обращения 14

Тема 3. Концепция и функции логистики 15

3.1. Концепция логистики 15

3.2. Шесть правил логистики 17

3.3. Функции логистики 17

3.4. Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и

планированием производства 18

Тема 4. Логистические системы 19

4.1. Понятие системы 19

4.2. Понятие логистической системы 20

4.3. Виды логистических систем 22

Тема 5. Системный подход в логистике 23

5.1. Определение и основные принципы системного подхода 23

5.2. Сравнительная характеристика классического и системного подходов к

формированию систем 23

5.3. Пример классического и системного подходов к организации материального

Тема 6. Методологический аппарат в логистике 26

6.1. Общая характеристика методов решения логистических задач 26

6.2. Классификация моделей логистических систем 27

6.3. Имитационное моделирование 28

Раздел II. Логистический подход к управлению материальными потоками в сферах

производства и обращения 30

Тема 7. Закупочная логистика 30

7.1. Задачи и функции закупочной логистики 30

7.2. Механизм функционирования закупочной логистики 31

7.3. Система поставок «Точно в срок» (система ТВС) в закупочной логистике 31

Тема 8. Производственная логистика 33

8.1. Сущность и задачи производственной логистики 33

8.2. Варианты управления материальными потоками в рамках внутрипроизводственных

логистических систем 34

8.3. Эффективность применения логистического подхода к управлению

материальными потоками на предприятии 36

Тема 9. Транспортная логистика 37

9.1. Сущность и задачи транспортной логистики 37

9.2. Выбор вида транспортного средства 38

9.3. Транспортные тарифы и правила их применения 39

Тема 10. Логистика распределения и сбыта 41

10.1. Сущность и значение распределения в логистике 41

10.2. Потребление материального потока в логистике 41

10.3. Логистические каналы и логистические цепи 42

Тема 11. Информационная логистика 43

11.1. Информационные системы в логистике 43

11.2. Виды логистических информационных системы 44

11.3. Принципы построения логистических информационных систем 45

11.4. Информационные технологии в логистике 46

11.5. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации

штриховых кодов 46

Тема 12. Сервис в логистике 49

12.1. Понятие логистического сервиса 49

12.2. Формирование систем логистического сервиса 49

12.3. Уровень логистического обслуживания 50

Тема 13. Склады в логистике 52

13.1. Склады, их определение и виды 52

13.2. Функции складов 53

13.3. Краткая характеристика складских операций 53

13.4. Грузовая единица – элемент логистики 53

Библиографический список 55

Раздел I ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ,

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ

Тема 1 ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУ

1.1 ИСТОРИЯ ТЕРМИНА. ОБЪЕКТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сравнительно новый для экономикитермин «логистика» имеет многовековую историю.

Как самостоятельная дисциплина и сфера деятельности логистика упоминается в конце IX - начале Х века. В военно-теоретическом трактате «Тактика Льва», автором которого является византийский император Лев VI Мудрый (годы царствования: 886-912 гг.), основополагающими дисциплинами названы: стратегия - наука о планировании военных кампаний и о принципах военного руководства, и тактика - наука о боевом построении, вооружении и военных передвижениях. Наряду с ними автор раскрывает и содержание логистики - науки о структуре войска, его снабжении, нормах продолжительности движения и отдыха.

Это значение термин «логистика» продолжает сохранять до наших дней. Например, в большом англо-русском словаре слово «logistica» переводится как:

1) тыл и снабжение,

2) материально-техническое обеспечение,

3) организация и осуществление работы тыла.

Логистические подходы широко применялись во время II мировой войны, особенно американской армией.

Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов. Специальных государственных контролеров называли логистами. Согласно свидетельству Архимеда, в IV в. до нашей эры - время наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации общественного строя и расцвета культуры - в Древней Греции было 10 логистов.

В древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов.

В ХVII-ХVIII вв. немецкий философ-идеалист, математик, физик и языковед ГотфридВильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику.

В России в середине XIX века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, организация их тылового обеспечения.

На рубеже столетия термин «логистика» в России широкого применения не имел. Слово «логистика в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления» - отмечалось в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, Санкт-Петербург, 1896 г. В более поздних отечественных энциклопедических изданиях и в словарях иностранных слов логистика трактуется как математическая логика.

Основоположником логистики в ее современном понимании является Антуан Анри (Генрих Вениаминович) Жомини (1779-1869 гг.), военный теоретик и историк. С 1798 г. служил в швейцарской армии, с 1804 г. - во французской, с 1813 г. - в русской. Один из основателей военной академии; в своих трудах обобщил опыт войн конца ХVIII - начала XIX века. Внес значительный вклад в разработку методики исследования (применение сравнительного метода). Труды А. Жомини оказали большое влияние на развитие военно-теоретической мысли и принципы ведения войны вплоть до начала XX века. Систему управления войсками подразделял на стратегию, тактику и логистику, которую определял как «практическое искусство движения войск», при этом утверждал, что логистика содержит не только перевозки, но и широкий круг вопросов, включающих планирование, управление и снабжение, определение мест дислокации войск, а также строительство коммуникаций: мостов, дорог и т.д.

Объектом изучения дисциплины «логистика» являются материальные и связанные с ними информационные, финансовые и др. потоковые процессы. Широкое применение логистики в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю. Логистика позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, существенно сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Деятельность в области логистики многогранна и включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Принципиальная новизна логистического подхода - органичная взаимная связь и интеграция перечисленных областей в единую материалопроводящую систему.

Целью исследования является разработка концептуальных основ феномена логистики, упорядочение ее понятийного аппарата, выявление объективных тенденций развития логистики, формирование на этой основе границ целесообразности применения логистики и определение круга решаемых ею задач.

Предметом исследования выступает многообразие и вариантность проявлений логистики: она не исчерпывается лишь технологией управления совокупностью материальных, финансовых, информационных и прочих потоков.

В Российской Федерации в настоящее время в практическом плане логистика пока не получила широкого распространения, поэтому важно определить экономические зоны ее целесообразного применения. Монополизация в широком смысле существенно ограничивает возможности применения логистики. При отсутствии конкуренции как побуждающего мотива не остается места для логистического мышления.

Необходимым условием для развития отечественной логистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций. В противном случае невозможно создать условия для развития конкуренции, основанной на свободном выборе партнеров, ценообразовании и формировании заказов исходя из рыночной конъюнктуры. А именно эти условия определяют наличие экономической среды, адекватной рыночным отношениям, и только при их наличии можно говорить об эффективном применении в отечественной экономике логистических методов управления.

При монополии, как производителя, так и посредника неизбежно перестает работать саморегуляция рыночного механизма со всеми вытекающими из этого негативными последствиями, включая ограниченные возможности по применению логистики. Потому во всех развитых странах государственное регулирование рыночных отношений, прежде всего, направлено на создание и поддержание условий, обеспечивающих их саморегуляцию на конкурентной основе, т.е. государство должно проводить широкий комплекс мер противодействия монопольным устремлениям рыночных субъектов.