Конспекты занятий по экологии птицы. «Путешествие в весенний лес»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» Егорьевского района Алтайского края

Конспект экологии

«Покормите птиц зимой»

Выполнила воспитатель

Хорошилова Светлана Михайловна

С. Новоегорьевское 2014

Цель : расширение и систематизация представлений детей о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:

    расширять представления детей о характерных особенностях жизни зимующих птиц;

    способствовать накоплению у детей представлений о зимующих птиц, развивать познавательную активность;

    активизировать словарь детей по теме;

    развивать умение делать выводы, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;

    воспитывать чувство сопереживания и желания помочь в трудные минуты.

Предварительная работа:

    наблюдения за птицами на прогулках;

    рассматривание иллюстраций с изображением птиц, альбома о птицах;

    чтение книг и загадок о жизни птиц;

    лепка птички;

    игры «Воробушки и автомобиль», «Сова»;

    наблюдения за птицами во время прогулки;

Материалы к НОД :

Шапочки для птиц, иллюстрации с изображением зимующих птиц, письмо Старухи- зимы, карточки к играм «Четвертый лишний», аудиозапись голосов птиц.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Труд», «Здоровье».

Планируемые результаты:

Умеет поддерживать беседу о птицах, высказывать свою точку зрения, делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Выражать положительные эмоции. Соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействии с птицами, бережного отношения к окружающей природе).

Ход НОД:

Вводная беседа.

— Ребята, какое сейчас время года?

— Что зима принесла с собой?

— Подумайте, всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?

У зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.

— Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость?

Какими природными явлениями зима выражает свою злость?

Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».

«Разозлилась старуха зима, задумала всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком. Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и поразметала их по дорогам. Некуда птицам деваться, стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны… »

Инсценировка

Звучит музыка, влетают птицы.

Воспитатель: Кто, вы, птички? Откуда?

Я в берете ярко-красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель,

А зовут меня все … (дятел)

Непоседа-невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня… (синичка)

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей

Я бывалый … (воробей)

Воспитатель:

Здравствуй птичка-невеличка

Желтогрудая синичка.

Здравствуй, дятел, наш дружок.

Добрый день, воробей.

Как же здесь вы оказались,

Ведь старуха зима всех птиц прогнала?

Птицы: Да мы здесь зимовали, никуда не улетали, мы не перелётные.

Воспитатель: Ребята, как же назвать этих смелых птиц не улетающих от нас зимой?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: (птицам) Много бед и невзгод вы перенесли в суровую зиму, а у нас вас ждет тепло и корм, проходите, отдохните. (Дети-птицы садятся на стулья)

Воспитатель: Каких зимующих птиц вы ещё знаете?

(Ворона, сорока, снегирь, голубь, клёст, поползень, свиристель). По мере того, как дети называют птиц, воспитатель выставляет на доску картинки с их изображением.

Игра «Узнай по описанию».

1. «По бокам перышки у этой птицы белые, голова и крылья черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленым отливом, длинный и прямой, как стрела.

(Сорока)

Воспитатель: Скажите, какие прозвища сороки вы знаете? (сорока белобока, сорока- стрекотуха, сорока-воровка, «лесная газета»)

— Почему её так называют?

2. «Это большая, хитрая, ловкая и находчивая птица. Она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое» (Ворона)

— Почему ворон называют хитрыми, находчивыми и дружными птицами?

3. «Спинка у этой птицы черная. Крылья тоже черные, но с белыми крапинками, а на белом брюшке крапины черные. На голове ярко-красный беретик»

— Как называют дятла и почему? (Лесной доктор)

4. «Оперение этой птицы яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой»

— Расскажите, как синичка клюет семечки?

5. «У самца этой птицы спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, с металлическими отблесками, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее, грудка у нее не алая, а темно-серая»

— Какую примету о снегире вы знаете?

(Если появились снегири, выпавший снег больше не растает)

— Молодцы, ребята, много вы о зимующих птицах знаете, а сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Лётал, лётал воробей».

Лётал, летал воробей,

Летал, лётал молодой

По — за синю морю.

Видел, видел воробей,

Видел, видел молодой,

Как … (вороны летают, дятел стучит, синички скачут)

Влетает Сорока с письмом, кричит: «Новости! Новости! Лесные новости! Вам письмо».

Воспитатель: Спасибо, Сорока, проходи, садись с нами. Интересно, кто же написал нам письмо? Давайте прочитаем его.

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля.

Что же я вижу – птицы зимой!

Кто разрешил им спорить со мной?

Был же приказ всем улетать,

Нет, ведь остались они зимовать.

Буду теперь я сердитей и строже,

Их непременно всех заморожу!

Впрочем, смягчусь, не буду я зла.

Я подобрела сегодня с утра.

Но вы должны птицам помочь.

Кто поработать из вас не прочь?

Если согласны, тогда не зевайте,

Быстро заданья мои выполняйте.

Воспитатель: Ребята, вы догадались от кого это письмо?

— Выполним задания старухи зимы?

1. Игра «Четвертый лишний»

Цель: Формировать умение анализировать, находить признаки сходства и

Отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку.

Воробей, ворона, сорока, грач.

Синица, воробей, сова, снегирь.

Дятел, поползень, скворец, клёст.

Сорока, синица, ласточка, голубь.

2. Игра «Угадай, какая птица поёт? »

3. «Расскажи стихи».

Дети читают стихотворение Александра Яшина.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.


Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна,
Будет им зима.


Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.


Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.


Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Воспитатель: Молодцы, ребята, все задания старухи зимы вы выполнили. Теперь она птиц не заморозит.

— Скажите, что для птиц зимой самое страшное, холод или голод?

— Что нужно сделать для того, чтобы помочь птицам пережить тяжелую зиму? (Смастерить кормушки и насыпать туда корм)

— Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

— во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

— подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

— кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

— корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

— А чем мы будем кормить птиц?

(Семенами различных растений: овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки; синицам кроме семян кладут сало или мясо.)

— Ребята, сегодня на прогулке мы еще повесим кормушки, которые смастерили ваши папы, и будем помогать птицам, пережить зиму. Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д..

Литература

    Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим»

    Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология» — Т.Ц. «Учитель» Воронеж, 2004г.

    Вераксы Н. Е., Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования – М. : Мозаика-Синтез, 2012г.

    Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» — М. : Мозаика-Синтез, 2011г.

    Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа / – Волгоград: Учитель, 2012.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

Программные задачи:

Познание

— формирование целостной картины мира

— расширять представление детей о лесе и о его обитателях (группах животных и птиц), о различных средах обитания животных и птиц, о приспособленности их к сезонам;

— побуждать устанавливать простейшие причинно-следственные изменения в природе;

— развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;

— воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Чтение художественной литературы

Социализация

– по средствам художественного слова закрепить правила поведения в лесу;

Коммуникация

— развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;

— развивать умение слушать друг друга.

– побуждать детей вступать в диалогическую речь, правильно использовать предлоги (на; около; под).

Физическая культура.

– развивать двигательные умения детей.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Предварительная работа:

Беседы о диких и домашних животных, о перелетных и зимующих птицах, о насекомых. Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких и домашних животных, перелетных и зимующих птиц, насекомых. Заучивание стихотворений, песен.

Материал: панорама весеннего леса, полумаски перелетных и зимующих птиц; муляжи домашних и диких животных, иллюстрации правил поведения в лесу, запись голосов птиц, мультимедийное оборудование.

Ход занятия

Ведущая: — Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной. Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, красно солнышко – руки вверх

Здравствуй, ветерок – покачивание рук

Солнечные зайчики, – взмахи рук перед собой

Быстрый ручеек – руки внизу, покачивание рук

Здравствуй, спелая трава – покачивание ладошек

Здравствуй, шумная листва – трут ладошки

Здравствуйте, мышата – хлопок за спиной

Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте

Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок

Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны

Песня «О дружбе»

Ведущая: — Ребята, вы слышите, кто-то поет вместе с нами за окном? (аудиозапись «Песня сороки»). Посмотрите, кто к нам прилетел? (ответы детей). Правильно, это сорока.

Сорока: Я, сорока-белобока!

О весне я стрекотала,

Ох устала, ох устала!

Я вам новость принесла,

Что весна-красна пришла!

Ведущая: Сорока к нам не просто так прилетела, она нам принесла письмо. Это письмо от Лесовичка. «Ребята, скоро праздник леса. А Баба — яга заколдовала жителей леса и чтобы они опять появились в лесу, она задала мне сложные задания. Но я не смог с ними справиться. Помогите мне».

Ведущая: — Я предлагаю вам отправиться в весенний лес и помочь Лесовичку! Так что же такое лес?

Лес – зеленый наряд нашей земли.

Лес – дом для птиц и животных.

Лес – наше богатство.

Лес – красота нашей природы.

Лес – врач, очищает воздух, дает кислород.

Слайд-шоу «Весенний лес и его обитатели»

— Ребята, а как вы думаете, на чём можно путешествовать? (ответы детей). Я предлагаю отправиться в путешествие пешком.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

— Вот мы и добрались до полянки. Посмотрите, как здесь красиво: птички поют, веселое солнышко, деревья кругом. Ребята, кто-то нам оставил записку. Слушайте внимательно.

Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.

Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.

Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,

Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.

— Ребята, правильно это. Объясните, пожалуйста, как надо правильно вести себя в лесу. Правила

1. Наблюдать за птичьими гнездами – можно, а вот трогать п подходить к ним – нельзя.

2. Наблюдать за муравейником – можно, вот разрушать его – нельзя.

3. В лесу старайся ходить по тропинке, не шуметь.

4. Не лови насекомых, не ломай ветки кустарников и деревьев, не рви цветов. Пусть красивое остается в природе.

5. Не разжигай костры. От огня погибают многие растения и насекомые.

6. Не лови и не уноси домой птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Ведущая: Ребята, что-то Лесовичка не видно. Давайте позовем Лесовичка:

Крикнем все ему ау, в ответ услышим у-у-у

Скажем все, иди сюда, он ответит а-а-а

Крикнем, дедушка ты где?

Отвечает он бе-бе-бе.

Хватит дедушка шалить,

Только бы тебе шутить.

Иди сюда, мы ждем тебя!

Выходит Лесовичок.

Лесовичок:

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Я веселый старичок,

Старичок-Лесовичок!

Дети: Здравствуй, Лесовичок, мы друзья леса, пришли помочь птичкам, зверушкам.- Мы можем сделать много добрых дел.

Первое задание «Зверушки и домишки».

Животные перепутались. Надо их поселить в то место, где они проживают.(Дети выполняют задание). Проверьте, правильно ли мы выполнили задание.

Лесовичок: Молодцы, справились с заданием. — Пойдём дальше?

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Вот ещё одна полянка.

Второе задание «Перелетные и зимующие птицы».

Вы сейчас превратитесь в птичек и полетите перелетные к солнышку, а зимующие к снежинке.

Лесовичок: Молодцы, ребята справились с заданием!

Что за славный денек – собирайтесь в хоровод

Станем кругом ходить, да весну веселить,

Хоровод заведем, дружно все запоем!

Песня «Весна»

Ведущая: А наши ребята знают стихи о весне. Послушай их

1-й ребенок: Зажурчал ручей в овражке

Прилетели с юга пташки

Греет солнышко с утра

В гости к нам пришла весна.

2 ребенок: Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

3 ребенок: Пришла весна

Звенит капель

Повсюду слышна птичья трель

И выше стали небеса

Видна растений всех краса.

4 ребенок:

Солнце ласково смеется

Светит ярче горячей

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Ой! Тропа обрывается на краю реки. Как же нам перебраться на другой берег? (ответы детей)

Можно на лодке, на плоту, по веревке. Если переплавляться на лодке, то из чего ее лучше сделать? У нас есть дерево, камни.

Опыт. Давайте по очереди будем опускать предмет в воду и определять, какой предмет пригодится нам:

Дерево – легкое, прочное, не тонет, потому что, оно легче, чем вода

Камень – тяжелый, прочный, тонет, потому, что он тяжелее воды

Вывод: лодку лучше сделать из дерева, так как, оно прочное, легкое, не тонет, потому что легче воды. Сделали лодку и поплыли:

Физкультминутка.

Динь-дон, динь-дон!

Мы на лодочке плывем.

Ветер по реке гуляет,

Ветер лодочку качает.

Вправо лодочку качает,

Влево лодочку качает.

Динь-дон, динь-дон!

Дружно к берегу гребем.

Вправо к берегу гребем,

Влево к берегу гребем.

К берегу пристала лодка,

Мы на берег прыгнем ловко.

Ведущая: вот мы и перебрались на другой берег. Какая интересная загадочная полянка. (Модули). Присядем, отдохнем.

Лесовичок: Ребята, я вам загадки загадаю. Слушайте внимательно.

1.Шевелились у цветка все четыре лепестка

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

2.На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)

4.Много мастеров срубили избу без углов. (Муравьи)

Лесовичок: заколдовала Баба – Яга всех насекомых в лесу

Не летают здесь жучки,

Не проснулись червячки.

Бабочек не видно,

Очень мне обидно.

Ведущая: не огорчайся, Лесовичок, сейчас ребятки станцуют весенний танец насекомых и расколдют всех насекомых в лесу.

«Весенний танец насекомых» (под музыку русской народной песни «Земелюшка-чернозем»)

Лесовичок: Молодцы, ребята все задания выполнили! Поздравляю вас с лесным праздником. Лес-большой друг не только человеку, но и зверям и птицам. Для них он родной дом и кормилец. Мы должны беречь и любить большой, могучий, лес.

Ребенок: Будем лес любить, оберегать,

Будем взрослым в этом деле помогать:

Беречь леса, поля и реки

Чтобы сохранилось все навеки!

Ведущая: Лесовичок а мы не с пустыми руками пришли. Мы дарим лесу солнышко, которое сделано из наших ладошек. Пусть от нашего солнышка будет тепло, светло и весело растениям, птицам, животным, насекомым.

Лесовичок:-Вы ребята, чудо право!

Постарались вы на славу!

Молодцы, не скучно с вами,

Будете профессорами!

Раздает сладкие угощения.

Киямова Гульнара Мидхатова – воспитатель 1 квалификационной категории Альметьевского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения- детского сада комбинированного вида № 51 «Радуга» г.Альметьевск, РТ

Кудрявина Татьяна Петровна- воспитатель Альметьевского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения- детского сада комбинированного вида № 51 «Радуга» г.Альметьевск, РТ

Раганова Наталья Викторовна- музыкальный руководитель, Альметьевского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения- детского сада комбинированного вида № 51 «Радуга» г.Альметьевск, РТ.

Светлана Городнянская
Конспект занятия по экологии на тему «Птицы»

Кантемировский детский дом

Занятие по экологии .

Тема : «Птицы » .

Воспитатель : Городнянская С. И.

Программное содержание. Продолжать закреплять и систематизировать знания о птицах .

Активизировать словарь : перелётные, зимующие, певчие.

Развивать интерес к жизни птиц . Воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам .

Предварительная работа :

1. Наблюдение за птицами во время прогулок .

2. Загадывание загадок.

Материал : Иллюстрации и фотографии с изображением птиц , птичьи стаи; записи «Голоса птиц » , графическая модель с обобщёнными признаками птиц .

Ход занятия:

1. Дети сидят за столами.

2. Загадывание загадок :

Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это. (Снегири)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей)

На сосне, в лесу густом

Сидит плотник с долотом :

В пестренькой рубашке,

В красненькой фуражке. (Дятел)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Кому посвящена наша встреча, догадались? Да, каких только птиц нет на свете ! (Рассматривают иллюстрации и фотографии) . В какое время года птиц больше . Как называют птиц , которые на зиму улетают в тёплые края? А тех, которые остаются с нами? А каких зимующих птиц вы знаете ? А почему всё-таки многие птицы улетают ? Может быть они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают : или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми … (им зимой нечем прокормиться) . А каких насекомоядных птиц вы знаете ? Как их отличить? Не знаете? По клюву : он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, снегирь, воробей, дятел.

А что произойдёт, если у нас не будет птиц ?

Как мы можем помочь птицам ?

Как мы можем помочь птицам весной (построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)

Физкультминутка.

Летели птички

Собой невелички.

Как они летели

Все люди глядели.

Как они садились

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели

Песенки запели.

Хотите знать, какие птицы возвращаются к нам первыми, а какие последними?

Воспитатель читает рассказ В. Бианки «Прилёт, пролёт, отлёт» . Кто скажет, какие птицы прилетают первыми , и какие – последними. А кто улетает весной на север?

Дидактическая игра «Прилетели птицы » .

Я сейчас буду называть только птиц , но если я вдруг ошибусь, то меня надо остановить. Итак. Начинаем :

Прилетели птицы :

голуби, синицы

мухи и стрижи

аисты, вороны

галки, макароны.

Воробьи, кукушки

Комары и совы-сплюшки.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы

Галки и стрижи

Чибисы, чижи

Аисты, кукушки

Даже совы-сплюшки

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы!

Дидактическая игра «Какая птица лишняя » -работа с иллюстрациями. Из перелётных птиц выбрать и назвать зимующую.

Дидактическая игра «А вы знаете»

1. У кого самый красивый хвост?

2. У кого самая длинная шея?

3. У кого самые длинные ноги?

4. У кого самые большие глаза?

5. У кого самый длинный клюв?

6. Кто лучше всех поёт?

7. Кто выше всех летает?

Птица -это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен , стихов, легенд, сказок. Предлагаю нарисовать фрагменты сказок о птицах .

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по экологии «Перелетные птицы» (старший возраст) Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Перелетные птицы» Цель: продолжать развивать и закреплять знания о перелетных.

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с перелетными птицами. Задачи: Образовательная – знакомить с внешним видом перелетных птиц и их образом жизни; Развивающая.

Форма: Комплексное занятие. Цель: Дать представление о весеннем лесе и о диких животных живущих в нашем лесу. Задачи: Образовательная: 1.

Тема: «Домашние птицы» Цели: 1. Развитие координации движений со сменой темпа в зависимости от темпа музыки. 2. Улучшение функции дыхания,.

Задачи: Формировать обобщенные представления о птицах Продолжать прививать интерес ко всему живому Развивать умение сравнивать, устанавливать.

Автор работы: Шестоперова Людмила Константиновна
Цель: расширять и обобщать знания детей о прилете птиц.
Задачи:
1. Познавательное развитие:
- дать обобщенное представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, в воде и имеющих типичное строение;
- учить устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
- развивать познавательный интерес к природе.
2. Речевое развитие:
- способствовать обогащению активного словаря детей;
- развивать связанную диалогическую речь.
3. Социально-коммуникативное развитие: - воспитать бережное отношение к природе, желание защищать, охранять ее.
4. Художественно-эстетическое развитие:
- развитие ценностно-смыслового восприятия (словесного, музыкального) мира природы;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру.
5. Физическое развитие:
- развитие двигательной активности детей.
Оборудование: картинки, иллюстрации с изображением птиц, картинки-раскраски птиц; аудиозаписи "Голоса птиц", "Голоса леса", Красная Книга России, ребусы, перья птиц, гнездо птицы, интерактивная доска.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, давайте улыбаться друг другу. Сегодня прекрасный день, у нас с вами отличное настроение.
Готовы? Да!
Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного.
Итак, послушайте загадку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочной взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
Ответы детей.
Воспитатель: Да, это весна. Давайте вспомним и назовем приметы весны. Я дам вам подсказку, вы ее выполните вместе со мной. Кто догадается, поднимает руку.
Воспитатель с помощью жестов показывает:
Бегут ручьи
День становиться длиннее, а ночь короче
Появляются первые насекомые
Появляются первоцветы (подснежники)
Возвращаются с теплых краев перелетные птицы…
Воспитатель: И сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Посмотрите, как много их у нас на картинах, таблицах, иллюстрациях, на экране…
Воспитатель: Вы сказали, птицы возвращаются из теплых краев.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, как летят птицы?
Ответы детей.
Воспитатель: Они могут лететь по одной, а могут стаями.
В одиночку летят кукушки, зимородки, козодои и большинство хищных птиц.
Многие птицы летят в определенном порядке: клином, дугой, шеренгой, линией.
- журавли и гуси летят клином;
- кулики, цапли, каравайки, утки, сороки – шеренгой;
- утки-нырки – пологими дугами;
- бакланы – клином.
Все виды перелета птиц проецируются на экран.
Воспитатель: Ребята, а почему птицы летят не кто как хочет, а в определенном порядке?
В полете птица оставляет за собой расходящийся след взволнованного воздуха. Другой птице по этому следу лететь будет трудно. Поэтому в стаях устанавливается определенный порядок: каждая птица пристраивается к передней справа или слева, сверху или снизу. Сопротивление воздуха уменьшается и птицам лететь гораздо легче.
Воспитатель: Человеку, чтобы попасть куда-то в определенное место, что нужно?
Ответы детей: карты, атласы, компас, навигатор…
Воспитатель: Птица найдет дорогу, где бы она ни находилась. Ведет стаю вожак. Устав, он отстает, на его место становится следовавшая за ним птица. И так постоянно.
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в птиц.
Возьмите шапочки птиц, наденьте, и мы попробуем с вами лететь клином, стаей, шеренгой… (включить аудиозапись "Голоса птиц")
Дети садятся.
Воспитатель: Ну, вот, птицы вернулись домой. Что они начинают делать?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, вы правильно сказали, что они ремонтируют старые и строят новые гнезда.
Воспитатель: Давайте рассмотрим гнездо птицы. Из чего оно сделано?
Ответы детей.
Из веточек, сухих травинок, пуха, шерсти…
Воспитатель: Гнезда у всех птиц разные и находятся не только на деревьях, но и на земле, на воде, под карнизом домов, в дуплах…
На экран проецируются различные гнезда птиц.
Воспитатель: Дети, чем похожи все птицы? Чем они отличаются?
(На экране различные птицы.)
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а теперь возьмите перо птицы. Посмотрите, как плотно соединены бородки пера. Попробуйте их раздуть. Не получится. В холодную ветреную погоду птица не замерзнет, потому что перья будут сохранять тепло.
По принципу строения пера ученые придумали застежку молнию.
(Можно рассмотреть молнию и увеличенную фотографию сцепления бородок пера).
Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть. Вы вновь становитесь птицами. Звучит музыка. Я называю перелетную или оседлую птицу. Услышав название перелетной птицы – вы продолжаете летать, оседлой – присаживаетесь.
Воспитатель: Давайте разгадаем ребусы. 40А; ЛАС* ; С 3 Ж
Воспитатель: Дидактическая игра.
«Какая птица лишняя?"
- Сорока, синица, курица, аист;
- Сова, орел, сокол, цапля;
- Ворона, клест, соловей, воробей;
- Трясогузка, голубь, скворец, утка.
Воспитатель: Предлагаю вам картинки-раскраски птиц. Выберите, какую птицу вы хотите нарисовать. Возьмите если надо образец, чтобы точно передать раскраску птиц.
Дети рисуют, звучит аудиозапись «Голоса леса».
Воспитатель подводит итог занятия.

Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия. Общение с птицами облагораживает человека, делает его чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса. Чтобы постичь искусство общения с птицами, здесь никак не обойтись без экологических знаний. Ведь неправильные представления, что служат причиной недоброжелательного отношения к птицам, это наносит не только вред птицам, но и действует на психику детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Знания мы даём в форме природоохранных акций и занятий с детьми.

Здравствуйте, птицы!

Занятие по экологии в подготовительной группе.

Задачи:

  • Формировать знания детей о птицах.
  • Развивать сопереживание к бедам птиц, желание бороться за их сохранность.
  • Воспитывать любовь к птицам через прямое общение с ними, воспринимая их многообразие.

Материал: ковролин, муляж дерева, куриное яйцо, лупа, иллюстрации с птичьими кладками, картинки с изображением птиц, корзинка, листочки с загадками о птицах, магнитная доска, шляпа для игры, скворечники.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, изготовление вместе с родителями скворечников.

Ход занятия

Актуализация знаний по теме «Весна»

На ковролине дерево, на нём птицы. Звучит в записи птичья трель.

Набухают быстро почки, Появляются листочки. Всюду гомон, птичья трель, Это к нам пришёл апрель. — Это к нам пришёл апрель. Пришла весна. А какие чудеса происходят весной: снег превращается в воду, повсюду журчит вода, бегут потоки, сосульки от тепла тают, отрываются льдины (а это опасно?), набухают почки, появляются первоцветы и т.д. Но самое главное чудо – это то, что именно весной, одни птицы возвращаются, принося весну на своих на своих крыльях, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу (прослушивание в записи пение птиц).

Игра «Хорошо – плохо»

— Что хорошего в том, что птицы улетали от нас? (Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в тёплых краях насекомые водятся круглый год). — Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц; не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги; без птиц скучно и тихо).

Беседа по теме «Перелетные птицы»

— Разнообразен птичий мир! Очень интересен и ярок весенний парад пернатого населения! Радуясь весне и теплу, они улучшают настроение нам своими птичьими песнями. Так пусть же всегда будет много, ведь им не тесно в воздухе. — Ребята, а зачем птицы возвращаются к нам? (Продолжить свой род). Прилетев, птицы занимают гнездовые участки, образуя пары. В это время и слышна чаще всего птичья песня. Например, воробей – папа и воробьиха – мама, ищут место для гнезда в любом укромном месте – в дупле, скворечнике, под крышей дома, в густых ветках дерева и т.д. Собирают ветки для гнезда, устилают его травинками, пёрышками, пухом, клочками шерсти. Затем мама – птица откладывает в готовое гнездо яички и садится на них. — А знаете ли вы, как появляются на свет птицы? Я расскажу вам о чудесном превращении. Как вы думаете, что я держу в руках? Это одно из чудес. Яйцо – это жизнь. Самочка птицы откладывает яйца, а затем долго высиживает их, согревает своим теплом, защищает от хищных животных, которые хотят ими полакомиться, защищает от непогоды.

Рассматривание иллюстраций с птичьими кладками.

— Посмотрите, какие кладки яиц. Что между ними общего? Чем они отличаются? Как вы думаете, из чего они сделали? Как вы думаете сколько нужно времени птичке, чтобы построить такое гнездо?

Познавательная деятельность детей. Ознакомление со строением яйца.

— Зачем нужны яйца? А чьё яйцо у меня в руках? (Яйцо курицы). Посмотрите, какое оно красивое. Давайте, мы его с вами рассмотрим. У яйца есть скорлупа. Какая она? Давайте с помощью лупы рассмотрим скорлупу. У скорлупы есть крошечные отверстия, через которые внутрь проходит воздух. А что внутри скорлупы? (аккуратно разбить яйцо) Что это жёлтенькое? Для чего это нужно? Это желток, в желтке есть зародыш, (рассмотреть его) который от тепла будет развиваться, развившись этот зародыш превратится в птицу. Белок содержит необходимый запас воды и питательные вещества, которые необходимы для развития зародыша. А все ли яйца так устроены? Можем мы пойти в лес и проверить яйца птиц? Почему? Почему нельзя разбивать яйца диких птиц? Представьте, что вы очутились в весеннем лесу и нашли гнездо.

Работа над содержанием стихотворения

— Я нашла гнездо лесное, Маленькой пёстрой птички, Свитое ранней весною. В гнезде лежали яички. Как же она испугалась, Прикинулась птичка больною, Крыло волочила, металась, В густой траве, предо мною. Давалась мне прямо в руки. Меня от гнезда уводила. И сколько в ней было муки, И сколько в ней было силы. — Почему птичка так себя вела? (Из яиц диких птиц обязательно вылупятся птицы, поэтому нельзя трогать и разбивать яйца, найденные в лесу, нельзя брать в руки, потому что мама, почувствовав чужой запах, может бросить их и невылупившиеся птенцы погибнут).

Ознакомление с правилами поведения в лесу.

— В конце мая – начале июня в птичьих гнёздах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их и конечно же охраняют. Чуть посторонний звук, шум – мамы начинают покидать свои гнёзда. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди. Поэтому мы не должны шуметь в лесу, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. Конечно же, надо соблюдать и другие правила поведения в лесу.

Не разорять птичьи гнёзда!
Не брать птенцов из гнезда!
Не ломать ветки!
Солнце ласково смеётся,
Светит солнце горячей.
И в овраге звонко льётся
Разговорчивый ручей.
После зимней тишины
После стужи зимней,
Из – за гор, из – за морей
Прилетают птицы.

Вот и со мной пташки прилетели. Сможете отгадать, как их зовут.

Игра «Отгадай птицу»

На столе карточки с изображением птиц, в корзинке листочки с загадками о птицах. Картинку – отгадку прикрепляет к магнитной доске ребёнок.

Звонко – звонко распеваю,
Воротившись с юга в срок.
А вот песни занимаю
Даже у сорок. (скворец)

Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (кукушка)
Верещунья – белобока
А зовут её… (сорока)

Птичка невеличка, ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается — прыжок. (воробей)

Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (дятел)

— Ребята, хотите полетать, с птицами поиграть?
Игра «Птицелов»

С помощью считалки выбирается водящий, одевается ему шляпа.
Считалка:
Тили – тели, птички пели,
Взвились к небу, полетели.
Стали птички гнёзда вить
Кто не вьёт – тому водить.

Птицелов по голосу должен определить, какую птичку «поймал».
Дети идут по кругу и произносят слова:
В лесу во лесочке
На зелёном дубочке
Птицы весело поют.
Ай, птицелов идёт?
Он в неволю нас возьмёт.
Кар – кар – кар! (ворона)
Чик – чирик, чив – чив! (воробей)
Синь – синь – синь! (синица)
Чай – пить, чай – пить!
С сахаром (дрозд)
Пять – пять, пять – тетеревей (рябчик)
Юла – юла – юла! (жаворонок)
Чижик – чижик, ча – ча – ча! (скворец)
Витю видел? Ты Витю видел? (чечевица)

Знакомство детей с приметами

Наблюдая за птицами, мы также можем определить, какая будет погода. Одну из птиц, предсказывающую погоду, мы можем назвать, решив ребус.

Если эта птица летит низко, значит, будет дождь.

Лас (точка)

Ещё, какие приметы, вы знаете.

Воробьи собираются в густой листве деревьев и шумно митингуют – к ясной погоде.

Голуби разворковались – к ясной погоде.

Птицы хохлятся – к дождю.

Кукушки дружно закуковали – к ясной погоде.

Воробьи купаются в пыли – к дождю.

Птицы запели в дождь – к ясной погоде.

Беседа «Сохраним птиц»

— Ребята, а что произойдёт, если – бы птицы не вернулись к нам? (экологическая беда)

Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен.

Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года,
Берегите птиц друзья!
Что значит беречь птиц?

Рассматривание скворечника

— Посмотрите ребята, какие замечательные домики сделали ваши папы. Ведь птицы уже спешат к нам с юга. Скворушки, трясогузки и синички с воробышками, поселятся в них. Выстелят их мягким пухом, мхом, травинками и отложат свои яйца. А из яиц появятся маленькие скворчата, воробьята и будут целыми днями они летать, искать, таскать своим птенцам червяков или гусениц. За день один скворец делает до 200 вылетов.
И сегодня в день весенний,
Справим птичье новоселье.
Эти домики все вместе,
На берёзах мы развесим.
Мы, ребята – дошколята
Приглашаем всех пернатых,
Прилетайте, кто захочет.
Мы вас любим очень – очень.

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин. Он принёс телеграмму от птиц:

«Ребята, развешайте, пожалуйста, с родителями на веточках деревьев и кустов – вату, тряпочки. Мы этим материалом утеплим свои гнёзда».

Практическая работа на улице

Вместе с детьми и родителями уходим развешивать домики для птиц и вату.