«конспект образовательной деятельности в средней группе. образовательная область «познание» «времена года- осень

НОД познание «Осень»

Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень».

Содержание:

В.: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.

Хотите узнать, от кого оно? Тогда отгадайте загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Д.: Осень.

В.: Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте?

Письмо:

Дорогие ребята!

Прошла осенняя пора. Наступают холода.

Птицы и животные приглашают вас в наш волшебный лес.

В. : Принимаем приглашение?

Тогда в путь. Чтобы попасть в волшебный лес нужно Закрыть глаза, хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: « Раз, два, три, повернись в волшебном лесу очутись»

В. И вот мы в волшебном лесу…

Д\и «Подбери картинки с осенними приметами» (не живая природа).

(часто идут дожди, желтеют листья, листопад, день становиться короче, солнце не греет)

В.: так в каком же лесу мы с вами оказались?

Д.: в осеннем.

В.: Дети, а какая бывает погода осенью:

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

(мягкий мяч передают дети друг другу и называют прилагательные о осенней погоде).

Погода дождливая, погода ветреная, погода холодная, погода пасмурная, погода сырая, погода ясная, погода солнечная, погода теплая, погода морозная.

По ситуации В. Помогает вопросами:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно - ясная

В. : Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.

В. Деревья и кусты тоже готовятся к зиме?

Д. - они сбрасывают листву.

В. Какие деревья остаются зелеными?

Д. Только елочки и сосны не расстаются со своими иголочками.

В.: ребята посмотрите к нам прилетели птицы (на мольберте изображения зимующих и перелетных птиц). Все ли птицы остаются с нами зимовать?

Дети оставляют зимующих птиц.

В.: ребята, а что происходит с птицами которые не зимуют с нами.

Д.: Птицы улетают на юг.

В.: Правильно. Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

А птицы, которые остаются с нами.

Д.: Зимующие.

В. А сейчас вас ждет задание, которое называется

ИГРА «Отгадай и назови! »

Но сначала отгадайте загадку:

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем-

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Песни петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц и рассказывают о них.

Синичка- небольшая птичка. У нее желтое брюшко, черная головка, белые щечки. Любит сало.

У воробья коричневые перышки. Он любит хлебные крошки.

У снегиря красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Он любит лакомиться ягодками рябины.

Ворона серая с черными крыльями. Она хитрая. Любит все что блестит.

Голуби бывают разного цвета. Белые, сизые, коричневые. Любят зерна пшеницы, хлеб, подсолнечник.

Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете о птицах. Да, зимующим птицам тяжело пережить холода без нашей помощи. Поэтому им нужно помогать зимой, подкармливать их.

А знаете ли вы, как называется «Птичья столовая? » (кормушка) .

В.: ну что ребята нам пора двигаться дальше. Проходите, здесь от нас прячутся дикие животные (за ширмой кукольный театр), несколько детей проходят за ширму. Хотите узнать отгадайте загадки.

Р1.: Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответы детей:(белка)

Воспитатель: Правда, белка! Правильно вы отгадали! А где живет белка?

Ответ детей: (в дупле).

В.: Ребята, а как еще белка готовится к зиме

Д: Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Шерсть эта серая и теплая. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой. А еще осенью белка делает запасы

В.: А что запасает белка?

Ответ детей. (орехи, грибы).

Воспитатель: Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. А теперь послушайте следующую загадку.

Р2: У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Ответ детей: (заяц)

В.: Молодцы! А вы знаете, как, а заяц осенью готовится к зиме.

Д.: линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк.Осенью заяц не делает запасы, как белка,потому что зимой он грызет кору деревьев. А теперь послушайте следующую загадку.

Р3.: Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост её краса,

Это - рыжая …

Ответ детей (лиса)

Р4.: Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это…

Ответ детей (волк)

В.: Воспитатель: Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Как они готовятся к зиме.

Д.: Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они - сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.

Р5.: В перевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны

Ответ детей: (медведь)

Воспитатель: Правильно ребята это медведь посмотрите, какой он большой, толстый и красивый. Как он готовиться к зиме.

Д.: Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.

В.: Где же медведь спит зимой?

Ответ детей (в берлоге).

Воспитатель: Правильно он спит в своей берлоге, а как же он готовиться к зиме.

Д.: он натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток, чтобы было ему тепло. Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло.

В.: Скажите, а кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку?

Ответ детей (еж)

В.: Правильно еж. А как ежик готовиться к зиме.

Д.: Он, так же как и медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку, так как зимой им нечего есть.

В: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по осеннему лесу, давайте все вместе попрощаемся с жителями леса до весны. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова: покружись, покружись в детский сад опять вернись.

В.: ну вот мы с вами и в детском саду, (перед детьми картинки с изображением города и деревни.

В.: ребята а как готовятся жители деревни к зиме.

Д.: собирают урожай, готовят дрова и т.д.

В.: ребята посмотрите, к нам в гости пришла кукла Маша, давайте поможем ей собраться на прогулку. Д\и «Одень куклу на прогулку»

Дети отбирают только осеннюю одежду.

В.: а кукла Маша хотела убрать листву у себя во дворе, вот только она не знает какие орудия труда ей нужны, давайте поможем Маше. (работа с раздаточным материалом перед детьми различные орудия труда нужно выбрать только осенние)

В.: спасибо, ребята что помогли Маше. Ну что вам понравилось наше путешествие.

Д.: да.

Конспект НОД в старшей группе по теме

«Осеннее путешествие»

(образовательная область «познание»)

Воспитатель Чернова Н.С.

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи:

образовательные:

1.Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года.

2.Активизировать словарь детей по теме занятия.

3.Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.

4.Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

развивающие:

1.Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.

2.Развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

1.Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

2.Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровьесберегаюшие:

1.Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, социализация.

Оборудование:

Конверт с письмом и заданиями от Осени;

3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);

Листочки из картона для дорожки;

Аудиозапись «Звуки осеннего леса»;

Краски, альбомы, кисти, стаканчики с водой, простые карандаши.

Части НОД

Деятельность и ответы детей

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?

Тогда отгадайте загадку:

Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?

— Да, ребята, это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте?

На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у берёзы.

Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.

— Принимаем приглашение осени?

Тогда — в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу.

Беседа

— Вот мы пришли в осенний лес.

Осенний лес — какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу!

А зачем люди ходят в лес?

А зачем осенью, да ещё и поздней?

— А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки.

Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.

(Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»)

Открываем глаза.

Ребята, кто что услышал?

Вот как нас встретил лес — зашумел, зашуршал, загудел.

Давайте опять закроем глаза.

Чем-то пахнет в осеннем лесу?

Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?

— Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

Открыли глазки

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

Презентация «Почему опадают листья»

— Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

Какое время года изображено на первой картине?

— А на этой?

— А какое время года на третьей картине?

— Почему про осень нарисованы три разных картинки?

Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы.

— Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.

— Опавшей листвой, грибами.

— Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

— Жёлтые деревья.

Земля покрыта листьями. Светит солнце.

— Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.

— Осень бывает разной.

Мотивация

— Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?

Физкульт-минутка

"Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Повторяют за воспитателем:

кружатся, бегут на носочках, выполняя взмахи кистями рук, присаживаютя.

1 задание

«Отгадай загадку»

— А теперь перейдём к заданиям на карточках.

Первое задание называется «Отгадай загадку».

Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно..

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это -….

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? …

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

Солнце больше нас не греет,

Холодком поземка веет!

Дунул в лужу ветерок

И сковал ее..

Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет, мерзнет человек,

Выпал первый белый …

— Лесник!

— Листопад

Сентябрь

Поздняя осень

2 задание

«Игра ДА или НЕТ»

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

При ответе «да» на вопрос воспитателя,

дети хлопают

3 задание

«Какая бывает погода осенью»

Когда дует ветер —

Холодно —

Пасмурно —

Когда идет дождь-

Молодцы, справились со всеми заданиями

Ветреная

Холодная

Пасмурная

Дождливая

Практическая часть

Художественное творчество

(рисование)

«Золотая осень»

Итог занятия

— Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились

Пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.

Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались?

А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.

Ответили на все вопросы-загадки и нарисовали очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!

Дети повторяют слова, кружатся.

— Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени.

В развитии малышей в 3-4 года большое значение отводится познанию окружающего нас мира, природных явлений, особенностей каждого времени года, знакомству с животными и птицами. Это важная составляющая занятий с ребенком. Порой мы многое упускаем из виду, не объясняя ребенку элементарные вещи, поскольку даже не задумываемся о том, что ребенок в 3 года может не знать даже самого, казалось бы, элементарного. Именно поэтому стоит отдельно рассмотреть занятия по познанию окружающего мира. Все эти занятия можно условно разделить на два больших подраздела: времена года и жизнь животных. При этом стоит понимать, что эти два условных подраздела постоянно будут переплетаться и дополнять друг друга. Начнем, пожалуй, со знакомства ребенка с временами года.

Осень

Когда наступает осень, природа начинает меняться, готовиться к зиме. Чтобы ребенок усвоил отличительные черты осени, нужно каждый раз во время прогулки акцентировать его внимание на том или ином моменте. С чего начать?

Самое первое — это появление первых желтых листиков на деревьях, созревание яблок и груш, сбор урожая. Но не все сразу. Когда вы идете на прогулку, осмотрите деревья, обратите внимание на опадающие на землю желтые листочки. Покажите ребенку желтый лист на земле с нотками удивления в голосе: «Ой, смотри, какой красивый желтый листик! А почему он желтый и не на дереве? Ведь листики должны быть на дереве, да?» Послушайте, что вам скажет малыш, и объясните ему, почему с деревьев начинают облетать листья, почему они желтеют, краснеют. Каждый раз обращайте внимание на появляющиеся на деревьях желтые листочки, на их постоянно увеличивающееся количество.

Собирайте вместе с ребенком желтые листочки клена, обращайте внимание на то, чем отличаются кленовые листочки от березовых, какие они по форме, размеру. Предлагайте малышу собрать красивый букет именно из кленовых листочков — его потом можно поставить дома в маленькую вазочку.

Рассказывайте ребенку о том, что осенью на улице становится холоднее, приходит пора одеваться на прогулку теплее, доставать шапки и теплые ботиночки. Для наглядности можно выбрать одну из мягких игрушек или куклу, и брать ее с собой на прогулку. Одевайте игрушку вместе с ребенком, постоянно делая акцент на том, что уже холодно, надо надеть шапку, шарф, куртку и пр. Так закрепляется не только общее представление об осенней погоде, но и последовательность одевания.

Осень — пора дождей. В один из непогожих дней обратите внимание ребенка на затянутое тучами небо, расскажите о том, что осенью солнышко все чаще прячется за тучами, а из туч все чаще льет дождик. Спросите у ребенка, знает ли он, что такое дождь, и расскажите о дожде. Понимает ли ваш малыш, что такое лужи и как они появляются на дороге? Знает ли, что в луже можно увидеть свое отражение? Обязательно полюбуйтесь своим отражением в луже. Расскажите о том, что лужи мокрые и холодные, в какой обуви можно ходить по лужам, а в какой — нет, и почему.

Знает ли ваш кроха, что такое ветер? Почему колышутся ветки деревьев и облака быстро бегут по небу? Объясните ребенку, что это ветер дует и качает веточки деревьев и их листики, гонит облака по небу. Часто малыши не связывают ветер с шатающимися деревьями и плывущими по небу облаками.

Осень — время сбора урожая. Хорошо, если у вас есть возможность приобщить к этому делу своего ребенка. Например, можно вместе собирать яблоки и груши, помочь выкопать картошку или морковку. Конечно, участие ребенка во всех этих процессах — игра и развлечение, но это очень полезное развлечение. Малыш должен усвоить, откуда берутся овощи и фрукты, что их сажает и выращивает человек, что их собирают и выкапывают и пр.

В конце осени сделайте акцент на том, что все деревья, кроме зеленой елочки приготовились ко сну — они скинули свои желтый и красный наряды, веточки стали совсем голыми. Все деревья зимой будут спать и ждать наступления весны. Акцентируйте внимание малыша на том, что елка отличается от всех остальных деревьев — она с иголочками, и остается зеленой всегда. Учите узнавать елку и березу — деревья с явно выраженными отличительными чертами.

Стоит вспомнить и о лесных жителях. Расскажите ребенку о том, что скоро будет зима, когда зверюшки не смогут найти себе так много еды, как летом и осенью, и потому все они готовятся к наступлению холодов. Расскажите о том, как готовится к зиме белка (хорошо, если вы сумеете вместе найти ее дупло и ребенок сможет увидеть домик зверька), медведь, птички (улетают в теплые края) и другие животные.

Весь этот большой объем информации должен даваться ребенку постепенно, день за днем, с постоянным закреплением материала. Кроме того, тематика осени закрепляется и в творчестве ребенка: аппликации на тему осени, лепка, рисование — все это позволяет нарисовать полную картину осени и понять это время года. Помимо объяснения и рассказов не забывайте и спрашивать у ребенка обо всем, что уже объясняли — проверяйте, что запомнилось, а что малыш пропустил и надо бы повторить. Помогут в закреплении материала и развивающие игры, ориентированные на проигрывание осенних сценок.

В следующей статье мы поговорим о том, как и что должен усвоить ребенок о зиме.

Статьи схожей тематики:

Описание материала : предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «Осень». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Этот конспект итогового познавательного занятия, направленного на закрепление знаний детей о времени года осень.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Осень»

Форма проведения : КВН.

Интеграция образовательных областей : «Познание». «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Цель ; продолжать формирование представления детей об осенних изменениях в природе.

Задачи : образовательные: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени.

Развивающие : развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность.

Речевые : развивать диалогическую, связную речь, закрепить словарь детей: вереница, моросящие, сварливые, спячка.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, коллективизм, уважение к товарищам по команде.

Демонстрационный материал : иллюстрации осеннего пейзажа, уборки хлеба, перелетных и зимующих птиц, кружочки зеленые и красные по 10 штук.

Раздаточный материал : эмблемы для команд, сладкие призы.

Методические приёмы: игровая ситуация, соревнование, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, анализ, подведение итогов, награждение.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, отгадывание загадок, разгадывание ребусов, экскурсия в парк, беседа о птицах, наблюдение за работой колхозников.

Ход НОД:

Воспитатель . Осень прекрасное время года. Многие поэты, композиторы, художники посвящают ей свои произведения. Вот как поэтесса И.Михайлова рассказывает в своём произведении про разноцветные осенние листья.

Ребенок читает стихотворение И. Михайловой «Как обидно».

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золото,

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на деревья мокрые

Подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой,

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно:

Листьев нет - лишь ветки видно.

Воспитатель. Сегодня мы с вами проведём КВН, посвященный времени года - осень. У нас две команды, которые называются «Рябинки» и «Осенние листочки». Поприветствуем друг друга.

Капитан команды «Рябинка».

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

Мы, рябинки, осень празднуем,

Бусы красные надев.

Капитан команды «Осенние листочки».

Листья мы зеленые,

С липы мы и с клена мы,

Мы на веточках сидели,

А потом мы пожелтели.

Воспитатель . Чтобы оценить результаты конкурсов, нам необходимо выбрать жюри, которое будет оценивать команды. Зеленые кружки будет получать команда «Осенние листочки», а красные кружки команда «Рябинки».

(Заходит Буратино)

Буратино . Здравствуйте, дети. Как у вас красиво, прямо как в осеннем лесу, в котором я нашёл вот эти волшебные листья. На них написаны загадки, а читать я не умею, помогите, пожалуйста, разгадать их.

Воспитатель. Да, Буратино, плохо, когда не умеешь читать. Давай, для разминки отгадаем твои загадки.

(Загадки читаются по очереди, сначала команде «Рябинки», потом команде «Осенние листочки»)

1. Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

2. Под сосною у дорожки,

Кто стоит среди травы,

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы? (Гриб)

3 .Вот кто-то важный

На белой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки. (Мухомор)

4 .Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь гладко,

Откусишь - сладко. (Яблоко)

5. Летом вырастают,

А осенью опадают (Листья)

6. Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю. (Осень)

7. И зелен, и густ,

На грядке вырос куст,

Покапай немножко,

Под кустом… (картошка)

8. Кто осенью холодной,

Ходит хмурый и голодный? (Волк)

(оценивается конкурс)

Буратино: Спасибо, вам, дети. Вы очень умные на свете. Я тоже хочу так отгадывать загадки.

Воспитатель . Буратино, оставайся у нас мы тебя многому научим.

Буратино. Я согласен, буду учиться вместе с вами.

Воспитатель . Дети, а теперь давайте расскажем Буратино по каким признакам можно определить время года осень.

Команды по очереди называют признаки осени:

солнце светит, но все меньше греет; дни становятся короче, а ночи длиннее; небо все чаще закрывают низкие тяжелые тучи; льют нудные моросящие, сварливые дожди; ветер становится резким и холодным; птицы улетают в теплые края; звери готовят запасы, впадают в спячку; люди убирают урожай, шьют тёплую одежду. (оценка конкурса)

Воспитатель: Сейчас будут соревноваться капитаны команд. Им надо из имеющихся иллюстраций птиц, выбрать: капитану команды « Рябинки» - перелетных птиц, а капитану команды «Осенние листочки»- зимующих птиц. (Капитаны располагают картинки на доске).

Буратино . Дети, пока капитаны команд соревнуются, я предлагаю вам поиграть в игру «Перелёт птиц».

Воспитатель . Давайте проверим, как справились с заданием наши капитаны. (Оценка конкурса).

Воспитатель . Следующий конкурс «Разгадай ребус».

(Команды поочерёдно разгадывают ребусы).

Воспитатель . Конкурс эрудитов «Умники и умницы».

Вопросы для команды «Осенние листочки»

1. Какими словами можно сказать ласково о лесе? (лесок, лесочек)

2. Кто разносит семена растений? (люди, птицы, животные, насекомые)

3. Какие звери линяют в осенний период? (белки, зайцы, лисы)

4. Как называются грибы, растущие на пнях? (опята)

5. Какие птицы летят вереницей? (утки, гуси, лебеди)

6. Как готовятся звери к зиме? (строят норы, делают запасы, впадают в спячку)

Вопросы для команды «Рябинки»

1. Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? (лесник, лесничий)

2. Какие осенние месяца вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

3. Какие звери впадают в спячку? (медведи, ежи, барсуки)

4. Какой гриб носит имя дикого животного? (лисичка)

5. Какие птицы улетают стаей?(ласточки, стрижи, грачи, скворцы)

6.Как называется дуб, который не сбрасывает листья на зиму? (зимний)

(оценка конкурса)

Буратино. Дети, посмотрите какие у меня замечательные картинки. На одной нарисован лес, на другой - хлеб. Давайте придумаем для них красивые слова. Команда «Осенние листочки» придумывает к слову «ЛЕС». Команда «Рябинки» к слову «ХЛЕБ».

(ЛЕС- большой, зеленый, красивый, родной, богатый, молодой, живой, сосновый, дубовый, светлый, осенний, дремучий, хвойный, смешанный).

(ХЛЕБ - пшеничный, ржаной, свежий, вкусный, хрустящий, ароматный, аппетитный, поджаристый, румяный, белый, пышный, душистый).

(оценка конкурса)

Буратино. Дети, какие вы молодцы. Много всего знаете и умеете. Я тоже буду читать, заниматься и стану таким же умным, как и вы.

Воспитатель : Буратино, пока жюри оценивает конкурсы, дети назовут приметы и пословицы об осени.

2. Быстрый дружный листопад - на суровую зиму.

3. Холодный сентябрь да сыт.

4. Теплый октябрь предсказывает морозную зиму.

5. Осенью паутина - на ясную погоду.

6. Облака идут низко - скоро похолодает.

7. Первый прочный снег выпадает ночью.

8. От осени к лету повороту нету.

9. Весной дождь растит, а осенью гноит.

10. Лето со снопами, а осень с пирогами.

11. Упал с дерева осенний лист- жди осени.

Жюри подводит итоги конкурсов, выявляет победителей. Буратино раздает детям подарки, прощается и уходит.

Подробности

Мацалюк Татьяна Владимировна, Стеблецова Валерия Валентиновна, воспитатели МДОУ «ЦРР - д/с №32» Иркутская область город Братск. [email protected]

Тема: «Время года Осень».

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой, использование мультимедиа.

Предварительная работа: Чтение стихов и загадок об осени, наблюдение за изменениями в природе в осеннее время года, слушание аудиозаписи: «Времена года» П. И. Чайковский.

Д/И «Овощи фрукты», « Времена года», « Перелётные птицы», « Грибы»,

« Как люди готовятся к осени».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,

«Художественное творчество», «Социализация» « Здоровье», « Физкультура».

Оборудования и материалы: картина на экране « Лето» картинки (дождь, тучи, ветер, лужи, листья жёлтые, красны). Фрукты овощи, деревья. Компьютерная игра «Помогай-ка», витаминки, проектор, музыкальное сопровождение Звуки природы – ветер, Спокойная музыка.

Раздаточный материал: листья деревьев, краска, кисти.

Индивидуальная работа :

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Ход мероприятия:

Дети заходят в зал. Звучит шум ветра.

Стук в окно за окном спрятался оранжевый листочек.

Вос-ль: ребята кто это к нам в гости пришёл.

Ответы детей.

Листочек ребята я потерял своих друзей. Я жил на большом дереве и вдруг налетел сильный ветер пошёл дождь. Меня закружил сильный ветер и принёс к вам. Мне очень грустно ребята помогите мне найти своих друзей и моё большое дерево.

Ответы детей.

Вос-ль: Маленькие ножки идут по дорожке,

Маленькие ножки бегут по дорожке,

А большие ноги бегут по дороге.

Маленькие ножки скок – скок по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

Вторая часть.

Разложены на полу овощи и фрукты.

Д/И « Овощи и фрукты».

Вос-ль и листик молодцы всё правильно собрали.

Третья часть.

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, что в овощах и фруктах живут маленькие полезные для нашего организма человечки. Как они называются, кто мне подскажет.

Будь здоровым и красивым.

ешь почаще витамины.

Вос-ль: Ребята, а давайте с вами поиграем.

П./И «Заболели, выздоровели».

Дети ходят грустные плечи опущены, коленки подогнуты. Воспитатель раздаёт витамины все бегают, улыбаются.

Четвёртая часть.

Звучит музыка педагог рассыпает листочки разного цвета.

Вос-ль листик мы нашли твоих друзей. Листик внимательно смотрит на листики и деревья и говорит, что это не его друзья.

Вос-ль предлагает детям поиграть с листочками. С начало собрать оранжевые листочки, затем красные и т.д.

Вос-ль: Ребята, а давайте мы из листочков сделаем солнышко. А солнышко какого цвета? Из жёлтых листиков делаем солнышко.

Проводится компьютерная игра « Помогай-ка».

Пятая часть.

Стоит большое дерево на нём листочки разного цвета. А одного не хватает.

Листочек ой это мои друзья и моё дерево. Прикрепляем листочек к дереву.

Листочек; Ребята я хочу вас отблагодарить за то, что вы меня вернули домой, я вас научу рисовать листочки.

Вос-ль объясняет ход работы. Воспитатель берет лист тополя, наносит гуашь на листочек, красную или жёлтую, переворачивает лист, на лист бумаги, надавливает ладошками снизу вверх, убирает лист. Получился отпечаток.

Шестая часть.

Вос-ль: Ребята смотрите картинка нарисована, ой, а какое на ней время года?

Вос-ль: Ребята, а что нам нужно добавить и изменить в этой картинке, чтобы получилась осень.

Компьютерная игра « Из лета сделай осень».

Вос-ль: Ребята нам пора возвращаться в детский сад.

Подведение итогов. Беседа Что вам понравилось в нашем путешествии?

В какие игры вам хотелось бы ещё поиграть.

А теперь мне бы хотелось узнать всё ли вы знаете об осени?

(Дети отвечают на вопросы воспитателя)

Осенью цветут цветы? Дети: Нет

Осенью растут грибы? Да

Тучки солнце закрывают? Да

Колючий ветер прилетает? Да

Туманы осенью плывут? Да

Ну а птицы гнезда вьют? Нет

А букашки прилетают? Нет

Звери норки закрывают? Да

Урожай все собирают? Да

Птичьи стаи улетают? Да

Часто – часто льют дожди? Да

Достаем ли сапоги? Да

Солнце светит очень жарко? Нет

Можно детям загорать? Нет

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать? Да