Конспект НОД в старшей группе «Осеннее путешествие» (Познание). Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень

НОД познание «Осень»

Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень».

Содержание:

В.: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.

Хотите узнать, от кого оно? Тогда отгадайте загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Д.: Осень.

В.: Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте?

Письмо:

Дорогие ребята!

Прошла осенняя пора. Наступают холода.

Птицы и животные приглашают вас в наш волшебный лес.

В. : Принимаем приглашение?

Тогда в путь. Чтобы попасть в волшебный лес нужно Закрыть глаза, хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: « Раз, два, три, повернись в волшебном лесу очутись»

В. И вот мы в волшебном лесу…

Д\и «Подбери картинки с осенними приметами» (не живая природа).

(часто идут дожди, желтеют листья, листопад, день становиться короче, солнце не греет)

В.: так в каком же лесу мы с вами оказались?

Д.: в осеннем.

В.: Дети, а какая бывает погода осенью:

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

(мягкий мяч передают дети друг другу и называют прилагательные о осенней погоде).

Погода дождливая, погода ветреная, погода холодная, погода пасмурная, погода сырая, погода ясная, погода солнечная, погода теплая, погода морозная.

По ситуации В. Помогает вопросами:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно - ясная

В. : Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.

В. Деревья и кусты тоже готовятся к зиме?

Д. - они сбрасывают листву.

В. Какие деревья остаются зелеными?

Д. Только елочки и сосны не расстаются со своими иголочками.

В.: ребята посмотрите к нам прилетели птицы (на мольберте изображения зимующих и перелетных птиц). Все ли птицы остаются с нами зимовать?

Дети оставляют зимующих птиц.

В.: ребята, а что происходит с птицами которые не зимуют с нами.

Д.: Птицы улетают на юг.

В.: Правильно. Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

А птицы, которые остаются с нами.

Д.: Зимующие.

В. А сейчас вас ждет задание, которое называется

ИГРА «Отгадай и назови! »

Но сначала отгадайте загадку:

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем-

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Песни петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц и рассказывают о них.

Синичка- небольшая птичка. У нее желтое брюшко, черная головка, белые щечки. Любит сало.

У воробья коричневые перышки. Он любит хлебные крошки.

У снегиря красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Он любит лакомиться ягодками рябины.

Ворона серая с черными крыльями. Она хитрая. Любит все что блестит.

Голуби бывают разного цвета. Белые, сизые, коричневые. Любят зерна пшеницы, хлеб, подсолнечник.

Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете о птицах. Да, зимующим птицам тяжело пережить холода без нашей помощи. Поэтому им нужно помогать зимой, подкармливать их.

А знаете ли вы, как называется «Птичья столовая? » (кормушка) .

В.: ну что ребята нам пора двигаться дальше. Проходите, здесь от нас прячутся дикие животные (за ширмой кукольный театр), несколько детей проходят за ширму. Хотите узнать отгадайте загадки.

Р1.: Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответы детей:(белка)

Воспитатель: Правда, белка! Правильно вы отгадали! А где живет белка?

Ответ детей: (в дупле).

В.: Ребята, а как еще белка готовится к зиме

Д: Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Шерсть эта серая и теплая. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой. А еще осенью белка делает запасы

В.: А что запасает белка?

Ответ детей. (орехи, грибы).

Воспитатель: Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. А теперь послушайте следующую загадку.

Р2: У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Ответ детей: (заяц)

В.: Молодцы! А вы знаете, как, а заяц осенью готовится к зиме.

Д.: линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк.Осенью заяц не делает запасы, как белка,потому что зимой он грызет кору деревьев. А теперь послушайте следующую загадку.

Р3.: Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост её краса,

Это - рыжая …

Ответ детей (лиса)

Р4.: Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это…

Ответ детей (волк)

В.: Воспитатель: Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Как они готовятся к зиме.

Д.: Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они - сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.

Р5.: В перевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны

Ответ детей: (медведь)

Воспитатель: Правильно ребята это медведь посмотрите, какой он большой, толстый и красивый. Как он готовиться к зиме.

Д.: Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.

В.: Где же медведь спит зимой?

Ответ детей (в берлоге).

Воспитатель: Правильно он спит в своей берлоге, а как же он готовиться к зиме.

Д.: он натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток, чтобы было ему тепло. Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло.

В.: Скажите, а кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку?

Ответ детей (еж)

В.: Правильно еж. А как ежик готовиться к зиме.

Д.: Он, так же как и медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку, так как зимой им нечего есть.

В: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по осеннему лесу, давайте все вместе попрощаемся с жителями леса до весны. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова: покружись, покружись в детский сад опять вернись.

В.: ну вот мы с вами и в детском саду, (перед детьми картинки с изображением города и деревни.

В.: ребята а как готовятся жители деревни к зиме.

Д.: собирают урожай, готовят дрова и т.д.

В.: ребята посмотрите, к нам в гости пришла кукла Маша, давайте поможем ей собраться на прогулку. Д\и «Одень куклу на прогулку»

Дети отбирают только осеннюю одежду.

В.: а кукла Маша хотела убрать листву у себя во дворе, вот только она не знает какие орудия труда ей нужны, давайте поможем Маше. (работа с раздаточным материалом перед детьми различные орудия труда нужно выбрать только осенние)

В.: спасибо, ребята что помогли Маше. Ну что вам понравилось наше путешествие.

Д.: да.

Подробности

Мацалюк Татьяна Владимировна, Стеблецова Валерия Валентиновна, воспитатели МДОУ «ЦРР - д/с №32» Иркутская область город Братск. [email protected]

Тема: «Время года Осень».

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой, использование мультимедиа.

Предварительная работа: Чтение стихов и загадок об осени, наблюдение за изменениями в природе в осеннее время года, слушание аудиозаписи: «Времена года» П. И. Чайковский.

Д/И «Овощи фрукты», « Времена года», « Перелётные птицы», « Грибы»,

« Как люди готовятся к осени».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,

«Художественное творчество», «Социализация» « Здоровье», « Физкультура».

Оборудования и материалы: картина на экране « Лето» картинки (дождь, тучи, ветер, лужи, листья жёлтые, красны). Фрукты овощи, деревья. Компьютерная игра «Помогай-ка», витаминки, проектор, музыкальное сопровождение Звуки природы – ветер, Спокойная музыка.

Раздаточный материал: листья деревьев, краска, кисти.

Индивидуальная работа :

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Ход мероприятия:

Дети заходят в зал. Звучит шум ветра.

Стук в окно за окном спрятался оранжевый листочек.

Вос-ль: ребята кто это к нам в гости пришёл.

Ответы детей.

Листочек ребята я потерял своих друзей. Я жил на большом дереве и вдруг налетел сильный ветер пошёл дождь. Меня закружил сильный ветер и принёс к вам. Мне очень грустно ребята помогите мне найти своих друзей и моё большое дерево.

Ответы детей.

Вос-ль: Маленькие ножки идут по дорожке,

Маленькие ножки бегут по дорожке,

А большие ноги бегут по дороге.

Маленькие ножки скок – скок по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

Вторая часть.

Разложены на полу овощи и фрукты.

Д/И « Овощи и фрукты».

Вос-ль и листик молодцы всё правильно собрали.

Третья часть.

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, что в овощах и фруктах живут маленькие полезные для нашего организма человечки. Как они называются, кто мне подскажет.

Будь здоровым и красивым.

ешь почаще витамины.

Вос-ль: Ребята, а давайте с вами поиграем.

П./И «Заболели, выздоровели».

Дети ходят грустные плечи опущены, коленки подогнуты. Воспитатель раздаёт витамины все бегают, улыбаются.

Четвёртая часть.

Звучит музыка педагог рассыпает листочки разного цвета.

Вос-ль листик мы нашли твоих друзей. Листик внимательно смотрит на листики и деревья и говорит, что это не его друзья.

Вос-ль предлагает детям поиграть с листочками. С начало собрать оранжевые листочки, затем красные и т.д.

Вос-ль: Ребята, а давайте мы из листочков сделаем солнышко. А солнышко какого цвета? Из жёлтых листиков делаем солнышко.

Проводится компьютерная игра « Помогай-ка».

Пятая часть.

Стоит большое дерево на нём листочки разного цвета. А одного не хватает.

Листочек ой это мои друзья и моё дерево. Прикрепляем листочек к дереву.

Листочек; Ребята я хочу вас отблагодарить за то, что вы меня вернули домой, я вас научу рисовать листочки.

Вос-ль объясняет ход работы. Воспитатель берет лист тополя, наносит гуашь на листочек, красную или жёлтую, переворачивает лист, на лист бумаги, надавливает ладошками снизу вверх, убирает лист. Получился отпечаток.

Шестая часть.

Вос-ль: Ребята смотрите картинка нарисована, ой, а какое на ней время года?

Вос-ль: Ребята, а что нам нужно добавить и изменить в этой картинке, чтобы получилась осень.

Компьютерная игра « Из лета сделай осень».

Вос-ль: Ребята нам пора возвращаться в детский сад.

Подведение итогов. Беседа Что вам понравилось в нашем путешествии?

В какие игры вам хотелось бы ещё поиграть.

А теперь мне бы хотелось узнать всё ли вы знаете об осени?

(Дети отвечают на вопросы воспитателя)

Осенью цветут цветы? Дети: Нет

Осенью растут грибы? Да

Тучки солнце закрывают? Да

Колючий ветер прилетает? Да

Туманы осенью плывут? Да

Ну а птицы гнезда вьют? Нет

А букашки прилетают? Нет

Звери норки закрывают? Да

Урожай все собирают? Да

Птичьи стаи улетают? Да

Часто – часто льют дожди? Да

Достаем ли сапоги? Да

Солнце светит очень жарко? Нет

Можно детям загорать? Нет

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать? Да

Описание материала : предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «Осень». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Этот конспект итогового познавательного занятия, направленного на закрепление знаний детей о времени года осень.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Осень»

Форма проведения : КВН.

Интеграция образовательных областей : «Познание». «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Цель ; продолжать формирование представления детей об осенних изменениях в природе.

Задачи : образовательные: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени.

Развивающие : развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность.

Речевые : развивать диалогическую, связную речь, закрепить словарь детей: вереница, моросящие, сварливые, спячка.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, коллективизм, уважение к товарищам по команде.

Демонстрационный материал : иллюстрации осеннего пейзажа, уборки хлеба, перелетных и зимующих птиц, кружочки зеленые и красные по 10 штук.

Раздаточный материал : эмблемы для команд, сладкие призы.

Методические приёмы: игровая ситуация, соревнование, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, анализ, подведение итогов, награждение.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, отгадывание загадок, разгадывание ребусов, экскурсия в парк, беседа о птицах, наблюдение за работой колхозников.

Ход НОД:

Воспитатель . Осень прекрасное время года. Многие поэты, композиторы, художники посвящают ей свои произведения. Вот как поэтесса И.Михайлова рассказывает в своём произведении про разноцветные осенние листья.

Ребенок читает стихотворение И. Михайловой «Как обидно».

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золото,

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на деревья мокрые

Подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой,

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно:

Листьев нет - лишь ветки видно.

Воспитатель. Сегодня мы с вами проведём КВН, посвященный времени года - осень. У нас две команды, которые называются «Рябинки» и «Осенние листочки». Поприветствуем друг друга.

Капитан команды «Рябинка».

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

Мы, рябинки, осень празднуем,

Бусы красные надев.

Капитан команды «Осенние листочки».

Листья мы зеленые,

С липы мы и с клена мы,

Мы на веточках сидели,

А потом мы пожелтели.

Воспитатель . Чтобы оценить результаты конкурсов, нам необходимо выбрать жюри, которое будет оценивать команды. Зеленые кружки будет получать команда «Осенние листочки», а красные кружки команда «Рябинки».

(Заходит Буратино)

Буратино . Здравствуйте, дети. Как у вас красиво, прямо как в осеннем лесу, в котором я нашёл вот эти волшебные листья. На них написаны загадки, а читать я не умею, помогите, пожалуйста, разгадать их.

Воспитатель. Да, Буратино, плохо, когда не умеешь читать. Давай, для разминки отгадаем твои загадки.

(Загадки читаются по очереди, сначала команде «Рябинки», потом команде «Осенние листочки»)

1. Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

2. Под сосною у дорожки,

Кто стоит среди травы,

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы? (Гриб)

3 .Вот кто-то важный

На белой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки. (Мухомор)

4 .Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь гладко,

Откусишь - сладко. (Яблоко)

5. Летом вырастают,

А осенью опадают (Листья)

6. Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю. (Осень)

7. И зелен, и густ,

На грядке вырос куст,

Покапай немножко,

Под кустом… (картошка)

8. Кто осенью холодной,

Ходит хмурый и голодный? (Волк)

(оценивается конкурс)

Буратино: Спасибо, вам, дети. Вы очень умные на свете. Я тоже хочу так отгадывать загадки.

Воспитатель . Буратино, оставайся у нас мы тебя многому научим.

Буратино. Я согласен, буду учиться вместе с вами.

Воспитатель . Дети, а теперь давайте расскажем Буратино по каким признакам можно определить время года осень.

Команды по очереди называют признаки осени:

солнце светит, но все меньше греет; дни становятся короче, а ночи длиннее; небо все чаще закрывают низкие тяжелые тучи; льют нудные моросящие, сварливые дожди; ветер становится резким и холодным; птицы улетают в теплые края; звери готовят запасы, впадают в спячку; люди убирают урожай, шьют тёплую одежду. (оценка конкурса)

Воспитатель: Сейчас будут соревноваться капитаны команд. Им надо из имеющихся иллюстраций птиц, выбрать: капитану команды « Рябинки» - перелетных птиц, а капитану команды «Осенние листочки»- зимующих птиц. (Капитаны располагают картинки на доске).

Буратино . Дети, пока капитаны команд соревнуются, я предлагаю вам поиграть в игру «Перелёт птиц».

Воспитатель . Давайте проверим, как справились с заданием наши капитаны. (Оценка конкурса).

Воспитатель . Следующий конкурс «Разгадай ребус».

(Команды поочерёдно разгадывают ребусы).

Воспитатель . Конкурс эрудитов «Умники и умницы».

Вопросы для команды «Осенние листочки»

1. Какими словами можно сказать ласково о лесе? (лесок, лесочек)

2. Кто разносит семена растений? (люди, птицы, животные, насекомые)

3. Какие звери линяют в осенний период? (белки, зайцы, лисы)

4. Как называются грибы, растущие на пнях? (опята)

5. Какие птицы летят вереницей? (утки, гуси, лебеди)

6. Как готовятся звери к зиме? (строят норы, делают запасы, впадают в спячку)

Вопросы для команды «Рябинки»

1. Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? (лесник, лесничий)

2. Какие осенние месяца вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

3. Какие звери впадают в спячку? (медведи, ежи, барсуки)

4. Какой гриб носит имя дикого животного? (лисичка)

5. Какие птицы улетают стаей?(ласточки, стрижи, грачи, скворцы)

6.Как называется дуб, который не сбрасывает листья на зиму? (зимний)

(оценка конкурса)

Буратино. Дети, посмотрите какие у меня замечательные картинки. На одной нарисован лес, на другой - хлеб. Давайте придумаем для них красивые слова. Команда «Осенние листочки» придумывает к слову «ЛЕС». Команда «Рябинки» к слову «ХЛЕБ».

(ЛЕС- большой, зеленый, красивый, родной, богатый, молодой, живой, сосновый, дубовый, светлый, осенний, дремучий, хвойный, смешанный).

(ХЛЕБ - пшеничный, ржаной, свежий, вкусный, хрустящий, ароматный, аппетитный, поджаристый, румяный, белый, пышный, душистый).

(оценка конкурса)

Буратино. Дети, какие вы молодцы. Много всего знаете и умеете. Я тоже буду читать, заниматься и стану таким же умным, как и вы.

Воспитатель : Буратино, пока жюри оценивает конкурсы, дети назовут приметы и пословицы об осени.

2. Быстрый дружный листопад - на суровую зиму.

3. Холодный сентябрь да сыт.

4. Теплый октябрь предсказывает морозную зиму.

5. Осенью паутина - на ясную погоду.

6. Облака идут низко - скоро похолодает.

7. Первый прочный снег выпадает ночью.

8. От осени к лету повороту нету.

9. Весной дождь растит, а осенью гноит.

10. Лето со снопами, а осень с пирогами.

11. Упал с дерева осенний лист- жди осени.

Жюри подводит итоги конкурсов, выявляет победителей. Буратино раздает детям подарки, прощается и уходит.

Предмет: познание мира, 1 класс
Тема урока: Осень
Цель урока: Совершенствовать представления учащихся об изменениях вприроде осенью.
Задачи:
1.Дать более глубокие представления об изменениях в природе в сентябре,
октябре, ноябре.
2.Развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас, логическое мышление, познавательную активность, интерес к предмету.
3.Воспитывать бережное отношение к природе, наблюдательность,
умение слушать.
Тип урока: комбинированный
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический,
самостоятельная работа.
Оборудование: оформленная доска, мультимедийное сопровождение.
Ход урока:
1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся:
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!
Все расселись по местам, никому не тесно,По секрету скажу вам: "Будет интересно!"
- О каком времени года загадка?
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется
Это время года как у нас зовется? (Осень)
(Видеоролик «Осенний позитивчик»)
2.Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Осени)
- Сегодня мы будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе, в жизни растений, птиц и животных.
3.Актуализация знаний.
Постановка проблемной ситуации.
В народе говорят: «Осень всех наградила, всё загубила»
Проверить верно или неверно это высказывание поможет в этом наш урок.
4.Работа над темой урока.
- Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя. Осень постепенно переходит из одной стадии в другую.
Стихотворение о сентябре.
Опустел колхозный сад
Паутинки вдоль летятИ на южный край земли
Потянулись журавли
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
Сентябрь - ранняя осень.
-Как мы понимаем, что осень пришла? (Меняется погода).
Предлагаю назвать изменения в природе осенью с помощью упражнения «Скажи наоборот». Помогите закончить предложения.
- Летом небо светлое, а осенью серое, хмурое.
- Летом день длинный, а осенью короткий.
- Летом тучки ходят высоко, а осенью низко.
- Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а осенью в желтую, красную, оранжевую.
- Летом ночи теплые, а осенью холодные.
- Летом дождь короткий, ливневый, а осенью мелкий, моросящий.
- Летом люди одеваются легко, а осенью тепло.
- Молодцы. Все ответы верные.
- Какая главная задача стоит перед людьми осенью? (Уборка урожая. Чтобы быть сытым зимой, надо хорошо потрудиться осенью).(Видеоролик «Что нам осень принесет»)
Вернемся к первой части нашей проблемы: «Осень всех наградила»
- Как вы понимаете?
Вывод: Осенью созревают овощи и фрукты в огородах и люди собирают свой урожай с радостью и благодарят осень, которая наградила всех таким богатым урожаем.
- Смогли мы доказать, что осень нас чем-то наградила?
Октябрь
Все мрачней лицо природы
Почернели огороды
Оголяются леса
Смолкнут птичьи голоса
Мишка в спячку завалился
Что за месяц к нам явился?
Октябрь - Золотая осень
Почему к зиме деревья.Раздеваются кругом?- А деревьям тоже нужно.Раздеваться перед сном!
- Какое явление природы помогает деревьям приготовиться к зиме? (Листопад)
Послушаем стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»
(Видеоролик И.А.Бунин «Листопад»)
- Назовите причины листопада. (Спасает от засухи деревья, от ломки ветвей, избавляет от вредных веществ).
Вывод: главная примета осени - похолодание. Осенние изменения в природе отражаются на жизни животных. Животные к холодной зиме готовятся осенью.
- Что происходит с насекомыми осенью?
(Часть насекомых погибает, часть улетает в теплые края (стрекозы, бабочки, божьи коровки), часть прячется в укромном месте и засыпает).
- Как готовятся к зиме лягушки, змеи, ящерицы?
(Прячутся в корнях деревьев, норах, под камнями, зарываются в ил и впадают в зимний сон).
- Как готовятся к зиме рыбы?
(Прячутся в ил и спят на дне лини, караси, сомы. Остальные рыбы бодрствуют).Работа в паре. А сейчас мы с вами поработаем Мастерами Мозаики.
Соберите картинку птицы.
- На какие 3 группы можно разделить птиц? Перелетные, зимующие, кочующие.
- В каком порядке улетают перелетные птицы? (Насекомоядные, растительноядные, водоплавающие).
- Что их гонит: голод или холод? (Голод).
Интерактивный приём: «Интрига»
- Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо!
Вот конверт, большой и жёлтый,
Как же нас, конверт, нашел ты?
Как же ты попал в наш класс?
Разберемся. Ой, постой!
На конверте адрес наш,
А обратный чей? Лесной!
Вам, ребята, интересно,
Что же пишут нам из леса?
Пишет нам лесной народ:
Ждем вас в гости!
Приходите в лес осенний,
Приходите погулять.
Будем с вами мы дружить
И покажем нашу жизнь.
- Кто написал нам письмо? Животные.
- С наступлением осени много забот появляется у диких животных.
- Как вы думаете, какие трудности появляются у животных с наступлением
осени? (холод, нет еды, негде спрятаться).
- Давайте, посмотрим, как же они готовятся к зиме?
(Видеоролик «Как звери готовятся к зиме?»)
Вывод: По тому, как дикие животные готовятся к зиме, их можно разделить на 3 группы.
Одни делают запасы на зиму: белка, суслик, хомяки, бурундуки, мыши
Вторые жиреют и засыпают: медведь, барсук,
Третьи не готовятся никак, им достаточно корма зимой: лиса, волк, лось.
У животных зимой происходит линька).- Что такое линька? Давайте прочитаем об этом в учебнике стр. 41.
(Вместо старой шерсти растет новая густая)
- Какая от нее польза животным? (Теплая шерсть оберегает животных от холода, а у некоторых животных еще меняется и цвет)
(Физминутка)
- Деревья распрощались с листвой, улетели птицы, приготовились к зиме все животные. Дожди становятся холоднее, затяжные и начинает падать снег. На смену золотой осени приходит - поздняя осень.
Поле черно-белым стало
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало-
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи
Что за месяц доскажи?
Ноябрь - Поздняя осень
А какой он - ноябрь, узнаем из стихотворения.
1. Ноябрь - горбатый старичок,
Глаза - как льдинки, нос - крючок!
Взгляд недовольный и колючий,
Холодный месяц, в небе тучи.
2. Златую осень провожает,
А зиму белую встречает!
Меняет он тепло на холод
И устаёт - уже не молод!
3. Но ветер северный поможет:
Сорвёт листву, в ковёр уложит,
Укроет землю покрывалом,
Чтоб до весны не замерзала.
- Ноябрь в природе выполняет следующую роль.
(Меняет тепло на холод. Укрывает землю первым снегом.)- Вернемся к проблеме урока. Вторая часть высказывания - «все загубила»
Что загубила осень? (Все растения, трава повяла, листья на деревьях)
- А с какой целью осень все загубила? (Природа замирает, впадает в зимнюю спячку, чтобы весной вновь возродиться).
- Итак, верно ли высказывание: «Осень всех наградила, всё загубила»
(Дети высказывают свои мнения).
5. Итог урока.
С помощью игры «да» и «нет» проверим, как же вы усвоили осенние изменения в природе.
1.Игра: «да» и «нет» Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Туманы осенью бывают? Ну, а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто- часто льют дожди? Достаем мы сапоги? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну, а что же надо делать: Куртки, шапки надевать?
Вывод: основные признаки осени - похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлет птиц, окраска листьев.Рефлексия - «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).
- Молодцы, ребята, сегодня вы все хорошо поработали, много думали, внимательно меня слушали, и я хочу оценить вашу работу.
- Урок у нас заканчивается.
За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Оно называется «дерево успеха» У вас на партах (ягоды рябины, листья)
Если вам на уроке было все понятно, урок для вас прошел интересно, вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды - ягоды рябины.
Если были сомнения, но вы справились - прикрепите желтые листочки
Если нужна помощь - прикрепите коричневые листочки.
«Это камушки рубиновые
Или ягодки рябиновые?»
На холмах
И на равнинах
Рдеют кисти
На рябинах,
Распевают снегири
От зари и до зари:
«Не клюем мы камушки,
Камушки рубиновые,
А клюем мы ягодки,
Ягодки рябиновые»
- Что нового вы узнали на уроке? - Что вам понравилось на уроке?
- Ваше отношение к осени?
Сегодня мы с вами много читали стихотворений. Давайте сами сочиним, оно правда будет необычное. Называется синквейн (пятистишие).
Осень
Золотая, разноцветная,
Восхищает, изменяет, готовится.
Осень - прощальная пора.
Девица - красавица.
- Молодцы. Урок закончен. Спасибо.

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания детей об осени;
  • развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью;
  • развивать обобщённые представления о птицах;
  • развитие речи;
  • обогащение словарного запаса детей.

Словарная работа: перелётные, зимующие, кочующие

Оборудование: иллюстрации птиц, картины осени, шапочки животных, карандаши

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

Дети: С весёлым, хорошим

В: Покажите мне ваше хорошее настроение. Напоминаю, что на занятии нужно не кричать, не шуметь, слушать воспитателя внимательно, поднимать руку.

В: Послушайте стихотворение.

Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают - прочь
За синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!

В: О каком времени года говорится в стихотворении?

В: По каким приметам вы догадались, что это осень?

Д: Птицы улетают, деревья "разноцветные", стали дни холоднее, и т.д.

В: Какие приметы осени ещё вы знаете? (называют )

В: А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?

Д: Мало света, тепла

В: Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?

Д: Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т.д.

В: Ребята! Вся ли осень одинаковая?

В: Какая бывает осень?

Д: Ранняя и поздняя?

В: Что бывает ранней осенью?

Д: Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы улетают и т.д.

В: Что бывает поздней осенью?

Д: Деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели и т.д.

3. В: Ребята, каких зверей можно встретить в лесу осенью? (называют ) А сейчас мы узнаем чем они занимаются осенью в лесу. (дети в масках рассказывают о себе )

Ёж: Деревья готовятся к зиме, и я тоже готовлюсь. Всё лето я накапливал жир, ведь мне предстоит долгая спячка. Спать я буду в укромном месте, в сухих листьях и в траве. Я собираю листочки, чтобы сделать тёплую постельку на зиму.

Медведь: Закружился листопад в лесу, пора пришла мне подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоёй и сухим мхом, чтобы было тепло. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

Лиса: А мы, лисы, к зиме шубку меняем на тёплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки тёплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу. Зимой мышки от голода спасают.

Заяц: Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю я полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади.

Волк: Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

Целый день я всё скакала,
Осенью ведь дел не мало:
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нём тепло,
Застелить его ковром -
Тёплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну, а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите -
Непременно угощу.
Лист осенний облетает,
Льётся с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый -
Серенький, пушистый.

4. В: А сейчас отдохнём.

5. В: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?

Д: Улетели в тёплые края

В: Почему они от нас улетели?

Д: Стало холодно и голодно

В: Как называются птицы, которые улетели?

Д: Перелётные

В: Назовите этих птиц?

Д: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т.д.

В: А как называются птицы, которые у нас зимуют?

Д: Зимующие

В: Назовите зимующих птиц?

Д: Сорока, ворона, снегирь, воробей, клёст и т.д.

В: Я хочу вам сказать, что с наступлением холодов с севера перекочёвывают к нам чижи, свиристели, чечётки, снегири - это кочующие птицы. Как вы думаете, почему их назвали кочующие? (отвечают )

В: Кочующие, потому, что отлетают на небольшие расстояния. Привыкли жить в холоде.

6. Игра "Помести птицу в свой дом".

В: Ребята, где живут птицы?

Д: В скворечниках, гнёздах, на крышах домов и т.д.

Соедините линиями какая птица где живёт, поместите её в свой дом.

7. Итог занятия

Понравилось ли вам занятие?

Что запомнилось?

Что запомнили интересного?