Конспект нод пернатые друзья в старшей группе. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект ОС "Пернатые друзья" (с презентацией)

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей №100 .

Занятие по ознакомлению с природой в старшей группе «Наши пернатые друзья».

Подготовила воспитатель Вдовиченко Нина Ивановна. г. Астрахань. 2011г.

Тема: «Наши пернатые друзья». Цель: Учить детей распознавать птиц по внешнему виду и повадкам. Закрепить знания детей о последовательности в росте птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на городских, лесных, водоплавающих. Познакомить детей с пословицами и поговорками о птицах. Продолжать учить отгадывать загадки. Развивать интерес детей к познанию природы. Воспитывать заботливое отношение к пернатым друзьям. Оборудование: Картинки и фотографии птиц; разрезанные картинки, фотографии леса, водоема, города; написанные загадки о птицах; изображение гнезда, скворечника; картинки с подписями – названиями птиц; не полностью раскрашенные изображения птиц, картинки с этапами развития птиц. Ход занятия:

Ребята, сегодня мы на занятии узнаем много нового и интересного о птицах. Еще нас ждут игры, веселые задания и конкурсы.

Сейчас мы отправимся на птичью выставку. А нашим экскурсоводом будет… Впрочем, угадайте сами:

«Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

Вот он, дятел! Взгляните на цвет его перышек. Теперь понятно, почему у него «беретка ярко-красная» и «черная курточка атласная». Давайте рассмотрим птиц. (Названия известных птиц воспитатель спрашивает у детей, неизвестных – называет сам.) - Кого из этих птиц вы знаете? (дети называют знакомых им птиц). Аист. Эти большие белые птицы совершают очень далекие перелеты. Когда приходит пора вить гнездо, они выбирают для него место повыше. У этих птиц красные ноги. Воробей. Он хорошо приспособлен к жизни возле человека. Часто, ближе к вечеру, множество воробьев слетается на одно дерево, где они принимаются петь, поднимая оглушительный шум. Ворона. Они бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Голубь. Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались. Дятел. Большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе, служащее гнездом, дятлы содержат в необычайной чистоте. Жаворонок. Гнездится на земле, очень красиво поет поднявшись высоко в небо. Журавль. Крупная перелетная птица, в небе журавли летают клином. Кукушка. Она не строит своего гнезда, а откладывает яйцо в чужое. Едва родившись, кукушонок выбрасывает из гнезда другие яйца или даже уже вылупившихся птенцов и один сам пожирает всю пищу. Ласточка. Строит гнездо под крышами домов из травы и грязи. Лебедь. Довольно неповоротливы на суше, гораздо чаще их можно встретить величественно плавающими. Пеликан. Пойманную рыбу пеликан складывает в длинный мешок под клювом и относит в гнездо. Синица. Небольшая птичка с желтеньким брюшком. Скворец. Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей. - А как называется птичий домик?(гнездо). Гнездо – это птичий клад, он надежно спрятан в траве, листьях или среди камней. Яйца в нем – как горстка сияющих драгоценностей. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, только ненайденный принесет он радость. - Гнёзда бывают разные по величине и форме. Вот такое гнездо ремеза я обнаружила в лесу, после того, как его покинули подросшие птенцы. (Показ фотографии скворечника.) А вот этот домик вам знаком? Как он называется? (скворечник). Кто его сделал? (человек). А кто в нем живет? (скворцы). Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец. Домики для птиц сооружают давно. Раньше их делали из прутьев, соломы, бересты. А теперь чаще всего из досок и фанеры. И первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему называют все домики для птиц скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы.

Если скворечник висит в большом саду, то в нем может поселиться удод, нарядная птица с высоким пестрым хохолком. «Удод – Удод!» - кричит он, за что его и назвали так. Если сделать скворечник побольше, и повесить его повыше на дерево, то в таком домике поселятся галки. И выведут здесь своих галчат. В парке или в лесу разыщет скворечник большой пестрый дятел. Если вход в птичий домик покажется ему слишком узким, то дятел быстро расширит его острым клювом. Любят жить в скворечниках и воробьи. Здесь они и птенцов выведут и зимой от морозов спрячутся. Но вот беда – вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика воробьев. Прогонят скворцы из своего скворечника и других птиц, что поменьше, послабей. Вот почему для маленьких птичек делают специальные домики – синичники. Синичник меньше скворечника, а главное, вход у него поуже. Скворцу в синичник никак не забраться, а вот синицы и другие маленькие птицы чувствуют здесь себя спокойно. - Взгляните и скажите, какой из этих домиков скворечник, а какой – синичник?(показывает две картинки для сравнения). Почему вы так решили? (у скворечника вход больше, а у синичника-меньше). Но далеко не все птицы живут в скворечниках. Есть птицы, которые живут возле воды или на воде. Назовите их. (Утки, цапли, аисты, пеликаны, чайки, нырки, лебеди, фламинго, бакланы.) А есть птицы, предпочитающие жить в городе. Можете их назвать? (Воробьи, голуби, вороны, грачи, синицы.) Еще есть лесные птицы. Приведите примеры таких птиц. (дятел, филин, тетерев, сова).

Физминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой

И тогда придешь домой.

А теперь разделимся на команды, нас ждут интересные игры и задания. Выберите себе эмблему и садитесь за тот стол, где изображена птица, которая нарисована у вас. Задание 1. - Сейчас каждая из команд получит картинку. Если на ней нарисован лес, то вы берете себе только лесных птиц; если город – городских, если водоем – водоплавающих птиц. (Дети отбирают нужные картинки из множества изображений разных птиц.) Задание 2.«Птичья мозаика». Каждая команда получает в конверте несколько фрагментов, из которых следует собрать птицу. (Дидактическая игра «Сложи картинку»).

Задание 3.«Одень меня».

У вас на столе изображения птиц, но они раскрашены не полностью. Следует закрасить остальные части (красные ноги аиста, красную шапочку дятла, красную грудку снегиря…) - А сейчас викторина – конкурс вопросов. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Какая птица бывает почтовой? (Голубь).

Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица)

Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин)

Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)

Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. (Цапля)

Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

Как называется птичий дом?(гнездо).

Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? (Пингвин)

Какая крупная птица не умеет летать, но зато хорошо бегает? (страус)

Кто из птиц самый лучший певец? (Соловей)

Как называют домик для птиц, сделанный человеком?

(Воспитатель производит подсчет фишек и объявляет результаты конкурса.)

Остальные команды еще могут догнать и перегнать лидера, потому что впереди – конкурс загадок.

Конкурс загадок.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

В серой шубке перовой

И в морозы я герой. (Воробей)

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаёте? Это... (Цапля)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это?.. (Соловей)

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Журавли)

Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это … (Сова)

Верещунья, белобока,

И зовут ее … (Сорока)

Ношу серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар.

И кричат: «Карр! Карр! Карр!»

Крикунья хрипловатая

Известная персона.

Кто она? (Ворона)

Воспитатель подводит итоги последнего конкурса и всего занятия.

Ребята, вы все молодцы, много знаете о птицах, которые обитают в нашем крае. За это я вручаю вам грамоты участников викторины «Наши пернатые друзья». Я уверена, что вы будете беречь птиц, которые живут рядом.

Литература: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакции Васильевой М.А. изд. Мозаика – Синтез, 2010г. http://vospitatel.com.ua/new.html

Цель праздника: создание у детей радостного настроения; воспитание интереса и заботливого отношения к птицам - нашим друзьям, закрепление знаний о птицах.

Ход праздника

Дети выходят под музыку в зал и садятся.

В. У меня в руках волшебная снежинка, я предлагаю с ней попутешествовать. Давайте встретимся с нашими друзьями. Вы догадались, о ком я говорю?

Слушанье в записи «Голоса птиц».

В. Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозище, как во дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышек, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им,

Поможем ли мы беззащитным таким?

(Ответы детей.)

В. Поможем! Их надо кормить, и тогда им будет легко пережить холода.

Появляется Буратино.

В. Что случилось? Кто тебя обидел?

Буратино. Мне поставили двойку за то, что я не назвал птиц, которые у нас зимуют.

В. Буратино, не расстраивайся, мы тебе поможем. Хочешь отправиться с нами в путешествие?

Волшебная музыка превращает ребят в снежинок, они попадают в город.

Ведущая показывает письмо, в котором находятся загадки. Если отгадать загадки, то можно узнать, кто прислал письмо.

Птица серая парила,

Крылья серые раскрыла,

Громко каркала она.

Только курочка умна:

Под крылом хохлатка

Спрятала цыпляток!

От кого, ребятки,

Прячутся цыплятки?

(От вороны.)

Розовые яблоки на березе зимней,

Что это за чудо? - непонятно Зине.

Розовые яблоки с ветки покатились,

Птичек красногрудых сможете назвать,

Ведь мою загадку просто отгадать.

(Снегирь.)

Это что за мужичок

Сел за дубом на сучок?

Невелик да деловит,

Зря нисколько не сидит:

Он без молотка, без рук

По стволу стучит: тук-тук.

На асфальте, гру-гру-гру,

Много крошек соберу.

Для того, чтоб их хватило

И подружке сизокрылой,

С ней воркую и летаю,

От врагов нас защищаю.

Птицей мира я зовусь,

И легко я приручусь.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Игра «Рассели птиц».

В. Ребята, а как можно отличить птиц от других животных?

А у кого еще есть крылья и хвост? (Самолеты, стрекоза, машина, летучая мышь, мельница.)

В. Ребята, послушайте, как грач приглашал синичек отправиться на юг.

Грач на березовой ветке

Признался синичке-соседке:

Ты славная птичка-синичка,

Словно родная сестричка,

Мне жалко тебя покидать,

Но время уже улетать.

Тут холодно будет зимой.

Давай-ка, синичка, с тобой

Отправимся вместе на юг,

Поверь мне, что я тебе друг.

Синичка. - На юг я совсем не хочу! -

Синичка сказала грачу.

В дружбу я верю, но все же

Не полечу никуда.

Нам Петя зимой поможет

Перенести холода,

Он заботлив и весел.

Я верю, что снова зимой

Для нас он кормушки повесит

Под елкой и под сосной.

Дети. Мы ячменем и овсом

Кормим птичек за окном.

К нам обедать по привычке

Прилетают две синички,

Пара сизых голубей

И знакомый воробей.

А за ним его семья,

И соседи, и друзья.

Вылетают зимующие птицы: воробей, снегирь, свиристель, синица, сорока.

Все. Не страшны нам холода,

Ведь в кормушке есть еда!

Игра «Займи домик».

Я - веселый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив,

И пуглив: чив-чив!

Дни мои зимою тяжки -

Нет ни крошки, ни букашки,

Вот тогда я молчалив,

Еле жив! Чив-чив!

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? - на березе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней -

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

Свиристели

Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири-свир!

Мы в лесу устроим пир!

Все тропинки замело,

Снег блестит, искрится.

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Всюду я летаю,

Все на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это

И зовут «Лесной газетой»?

Игра «Птичка, пискни»

Одному из играющих завязываются глаза. Остальные садятся на стулья. Водящий подходит к любому участнику, садится ему на колени и просит: «Птичка, пискни!». Тот пытается изобразить писк. Водящий должен угадать, к кому на колени он сел.

(Снежинка под музыку метели отправляет ребят в зимний лес.)

В. Какие птицы живут в лесу? (Ответы детей.)

Дятел пестрый, пестрый.

Нос у дятла острый,

Шапка красная на нем,

Сразу дятла узнаем.

Постучит он - тук-тук-тук!

И погибнет вредный жук.

Совушка-сова,

Большая голова,

На дубу сидит.

Головой вертит.

Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз,

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели дарят птице

Золотые семена.

Ведущая рассказывает детям про клеста.

Игра «Совушка и мыши».

Снежинка отправляет всех ребят в Антарктиду.

В. Какая птица не летает? Отгадайте загадку:

Ну и модники, однако!

Снег и лед кругом,

А они идут во фраках

К проруби гуськом.

Танец «Пингвины».

Листовка для детей и их родителей

Береги природу!

Земля, вода, лес - наше богатство, наше здоровье!

Вспомним слова Михаила Пришвина: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи - горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, из-за них исчезают навсегда животные и растения.

Маленькие раны природы.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб.

Будет ли природе хуже, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвешь три-четыре цветка, или поймаешь одну-единственную бабочку?

Да, природе будет хуже!

Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую - кто-то еще, что же станет с природой? А ведь природе сейчас очень трудно залечить даже самые маленькие раны.

Что нужно знать об охране природы?

Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по ее охране. Ведется такая работа и в нашей стране.

Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух и воду.

На месте вырубленных лесов люди сажают новые.

Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.

Создаются заповедники - участки, где вся природа неприкосновенна.

Конечно, люди и сейчас продолжают использовать природу. Но делать это нужно так, чтобы не причинить ей вреда.

К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу.

МДОБУ «Сурокский детский сад «Солнышко»
Конспект ООД в старшей группе
Тема: «Наши пернатые друзья»

Подготовила и провела
воспитатель 1 квалификационной категории
Павлова Г.В.
2016г.
Конспект ООД
Тема: «Наши перелётные друзья».
Цель: уточнить и закрепить представления детей о жизни зимующих и перелётных птиц; закрепить счётные умения, знание геометрических фигур.
Задачи: расширить знания о повадках, внешнем виде, питании птиц; сформировать желание помогать им; показать взаимозависимость живой и неживой природы; учить детей с помощью верёвки создавать геометрические фигуры; уточнить знание цифр; упражнять в решении примеров; совершенствовать связную речь; развивать мышление, память, любознательность; активизировать словарный запас; воспитывать умение внимательно слушать сверстников, доброе и заботливое отношение к природе. Материал к занятию: шапочки для птиц, иллюстрации с изображением птиц, карточки к играм «Четвертый лишний», «Собери картинку», звукозапись голосов птиц, таблицы с примерами, верёвка, схема из геометрических фигур «Сова», загадки о цифрах.
Ход занятия
Вводная беседа. (Дети стоят в кругу.)
Загадка. Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает? (Весной).
Весна пришла. А что она с собою принесла?
Весна – красна!
Что с собою принесла?
Солнца яркого лучи
И весенние дожди,
Пенье звонкого ручья
И прилёт грача. (Дети выполняют движения по тексту)
(Дети садятся на стульчики).
- Все мы ждём прилёта птиц – первых вестников весны. Но ведь и зимой с нами были птицы. Они не боятся ни холода, ни голода. Как же назовём этих смелых птиц одним словом? (Зимующие).
- А сейчас мы проверим, как вы знаете зимующих птиц.
Игра «Узнай по описанию»
1. «Бока у этой птицы белые, голова и крылья черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленым отливом, длинный и прямой, как стрела.
(сорока)
- Скажите, какие прозвища сороки вы знаете? (сорока белобока, сорока- стрекотуха, сорока-воровка, «лесная газета»)
- Почему её так называют?
2. «Это большая, хитрая, ловкая и находчивая птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое» (Ворона)
- Почему ворон называют хитрыми, находчивыми и дружными птицами?
3. «Спинка у этой птицы черная. Крылья тоже черные, но с белыми крапинками, анна белом брюшке крапины черные. На голове ярко-красный беретик»
- Как называют дятла и почему? (Лесной доктор)
4. «Оперение этой птицы яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой» (Синица).
- По внешнему виду вы правильно определили птиц. А теперь попробуйте узнать птичку по голосу.
Игра «Угадай, какая птица поёт? »
(Звучат по очереди голоса птиц: воробья, сороки, дятла, голубя, синицы, вороны, а дети угадывают, кто поёт.) Игра «Четвертый лишний»
Цель: Формировать умение анализировать, находить признаки сходства и
Отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку.
Воробей, ворона, сорока, голубь.
Синица, воробей, сова, снегирь.
Сорока, синица, ласточка, голубь.
Молодцы, ребята, много вы о зимующих птицах знаете, а сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Птички»
Птички в гнёздышках сидят
И по сторонам глядят,
Погулять они хотят,
И тихонечко летят.
Налетались, утомились
И обратно возвратились. (Движения дети выполняют по тексту)
Ребёнок. Стих. «О весне»
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами,
Чёрные проталины на полях видны,
Видно, очень тёплые ноги у весны!

Ребята, я слышу, что к нам кто – то идёт.
(Под музыку входит Весна).
Здравствуйте, ребята!
Узнали вы меня?
Я, Весна – красна,
Всем тепло принесла.
Воспитатель. Что это ты, Весна, такая грустная? Что – то случилось?
Весна. Да, друзья, у меня – беда. Злая колдунья не пускает в наши края перелётных птиц. Чтобы снять злые чары, нужно выполнить задания. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. Конечно, ребята тебе помогут.
Задание №1. Д/И «Камешки» (На фланелеграфе – цифры).
- Посмотрите, первая преграда для птиц, камешки. Чтобы их убрать, нужно отгадать загадки про цифры.
Задание №2. Д/И «Диаконд».
- Вот и второе задание. Из этой волшебной верёвки нужно сделать геометрические фигуры.
Сделайте фигуру, у которой нет углов, но это не овал. (Круг).
Сделайте фигуру, у которой 3 угла. (Треугольник).
Сделайте фигуру, у которой 4 угла и все стороны одинаковой длины. (Квадрат или ромб).
Задание №3. «Составь портрет»
- Отгадайте загадку. Загадка.
Отгадайте, что за птица?
Света яркого боится,
Клюв – крючком,
Глаза – пятачком
Ушастая голова.
Кто же это? (Сова).
- Молодцы! (Выставляется схема совы из геометрических фигур).
-Какая фигура голова?
-Из какой фигуры туловище?
-Из каких фигур крылья, клюв, уши, глаза?
-Сколько всего фигур?
-Какие фигуры одинаковые?
Задание №4. «Ягодки – примеры».
- Птицы очень любят ягоды. Но эти ягоды не простые. Нужно правильно решить примеры и поставить нужные знаки.
2 * 1 = 3 5 * 1 = 4
Воспитатель. Чтобы птицы смогли поселиться в наших лесах, давайте соберём картинку из частей.
Задание №5. Д/И «Собери картинку»
Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинки закреплять знания детей о птицах, воспитывать любовь и заботу о братьях наших меньших.
- Ребята, вы выполнили все задания и помогли снять заклинание злой колдуньи. И птицы обязательно к нам вернутся из тёплых стран. Кажется, я их уже слышу.
(Звучит музыка и по очереди залетают перелётные птицы, читают стихи).
Дети. 1. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
И зовут меня – скворец.

2. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Ну, конечно, - соловей.
3. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по полю вскачь,
И зовётся птица – грач.
4. Угадайте, что за птичка,
Чёрненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
Всех быстрей она летает,
Мошек на лету хватает,
Если к нам летит она,
Значит, началась весна.
(Ласточка).

5. Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка).
6. В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт.
(Жаворонок).
Весна. Здравствуйте, милые пташки. Я очень рада нашей встрече. Ребята, вам большое спасибо за помощь.
Весна придёт.
Ещё зима. Ещё искрится
Снег на деревьях в вышине.
Но с каждым днём всё громче птицы…
Звенят, щебечут о весне.
Ещё порой мороз ярится,
Ещё стоит на реках лёд,
Но птицы знают, знают птицы
- Весна придёт, Весна идёт!
(Виктор Лунин).
Воспитатель приглашает детей на хоровод «Веснянка».
Хоровод «Веснянка». (Украинская народная песня).

Методическая разработка. Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Пернатые друзья»

Программное содержание.

Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц; беседа о повадках птиц. Рисование птиц. Наблюдение за птицами на участке.

Материал и оборудование:

Два комплекта картинок с изображением птиц (сова, синица, голубь, снегирь, дятел, ласточка, скворец); аудиозапись-голоса птиц; презентация-птицы в природе; фишки; нагрудные знаки «Знатоки птиц!» (на каждого ребенка); письмо от Деда Природоведа.

Ход занятия.

«Нам здороваться не лень,

«Здравствуй», говорим мы каждый день

Маме, папе, бабушке и другу.

Пожелай здоровья всем,

Улыбнись друг другу».

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами проведем викторину, которая называется «Пернатые друзья». Для начала вам нужно разделиться на две группы.

(Дети делятся на две команды по принципу «разрезная открытка». Название каждой команды соответствует составленной картинке.)

Воспитатель .

У нас получились две команды. Команда – ВОРОБЬИ и команда – ВОРОНЫ! Чтобы победить, вы должны внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания. Выигрывает та команда, которая наберет больше фишек.

Внимание, 1 задание! Отгадайте загадку, найдите и покажите соответствующее изображение на картинке.

Ночь, как смола, черным черна.

Серой птице не до сна.

Меж кустов как тень скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает … (сова)

(Команда, которая первой отгадает загадку и покажет изображение совы, получает фишку.)

Воспитатель.

Давайте посмотрим на картинку. (показ слайда) Что вы можете рассказать об этой птице? (Команды получают фишки за рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей.)

Воспитатель.

Сова - крупная птица. Голова у совы круглая, как тарелка, по бокам головы перышки торчат (словно ушки), клюв крючком. Глаза у нее большие, круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Сова ночью издает звуки, как будто охает – «У-ХУ». Поэтому говорят сова «ухает».

Давайте послушаем как ухает сова (аудиозапись-голос совы)

Задание 2. Слушаем загадку.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Кто это?

Что вы знаете о ней? Чем питается синица?

Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей (показ слайда)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека (аудиозапись-голос синицы)

Давайте представим, что мы с вами синички и немного поиграем.

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

(прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок,

(прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень,

(прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири

(прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень!

(прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.

Задание 3.

Собирает он проворно

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый… (Голубь сизый)

Дети отвечают на вопросы:

Какой окрас у голубя? Голубь по размеру меньше или больше воробья? Чем питаются голуби? Могут ли голуби передавать письма?

Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей. (показ слайда)

Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе». (аудиозапись-голос голубя)

Задание 4.

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Показ слайда. Детям предлагается ответить на вопросы:

Какой окрас у дятла? (У самца на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у самочки дятла ее нет.)

Почему дятел в лесу часто стучит по дереву? (Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков).

Чем питаются дятлы?

Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей. (аудиозапись-голос дятла)

Задание 5.

Воспитатель задает вопросы:

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Перелетные.)

- Назовите перелетных птиц. (Ласточка, скворец, журавль, гусь и др.)

Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

Назовите зимующих птиц. (Ворона, синица, воробей, голубь и др.)

Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать? (Для перелетных птиц в зимнее время не будет корма – они кормятся насекомыми.)

Рассказ воспитателя.

Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые птицы научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в дальние края, где тепло и есть пища. Во время полета птицы преодолевают большие расстояния. У птиц есть крылья, поэтому они могут летать. Хвост помогает им рулить в нужном направлении. Некоторые птицы, которые остаются зимовать, делают запасы семян растений и орехов. Другие перебираются поближе к жилью человека в надежде на помощь. Перья птиц и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно. Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму? (Зимой нужно подкармливать птиц )

Раздается стук в дверь. Почтальон приносит письмо. Воспитатель сообщает, что письмо от Деда Природоведа, зачитывает его.

«Здравствуйте, дорогие дети! Наступает зима, скоро будет холодно и выпадет много снега. Я заранее позаботился о наших друзьях – птицах. Начал делать им кормушки, но птиц очень много, а я один. Помогите мне доделать несколько кормушек для птиц! Ваш друг – Дед Природовед».

Давайте подведем итоги, узнает, какая команда выиграла.

Подведение итогов. Вручение всем игрокам нагрудных знаков «Знатоки птиц».

Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали? (Ответы детей).

Молодцы, вы хорошо потрудились, но дома вам придется еще потрудиться. Надо сделать кормушки и принести в детский сад. Мы повесим кормушки и наши друзья – птицы будут всю зиму сыты.

А занятие заканчивать пора,

Утомилась наша детвора.

Всем «спасибо» - скажем дружно,

Отдохнуть ребятам нужно.

Поиграть, покувыркаться,

Чтоб здоровыми остаться.